Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы организации самостоятельной работы студента как средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности'

Психолого-педагогические основы организации самостоятельной работы студента как средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / АВТОНОМНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА / АУДИТОРНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА / STUDENT'S INDIVIDUAL WORK / AUTONOMOUS EDUCATIONAL WORK / CLASSROOM-BASED EDUCATIONAL WORK / INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курпешева Алия Ивановна

Раскрываются теоретические основы самостоятельной работы студента как вида учебной деятельности, институируемой высшим учебным заведением; приводятся результаты сравнительного анализа понятий «самостоятельная учебная работа» и «автономная учебная работа» («самообразование»). Самостоятельная работа студента рассматривается как вид учебной деятельности, организуемый высшим учебным заведением в рамках целевого и контрольно-оценочного компонента образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы организации самостоятельной работы студента как средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности»

УДК [378.14.026:159.9]:81 '27 ББК [74.580.26:88.53]:81.2P30-2

А. И. Курпешева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

A. I. Kurpesheva

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF THE STUDENT'S INDIVIDUAL WORK AS A MEANS OF THE FORMATION OF A FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE

Раскрываются теоретические основы самостоятельной работы студента как вида учебной деятельности, институируемой высшим учебным заведением; приводятся результаты сравнительного анализа понятий «самостоятельная учебная работа» и «автономная учебная работа» («самообразование»). Самостоятельная работа студента рассматривается как вид учебной деятельности, организуемый высшим учебным заведением в рамках целевого и контрольнооценочного компонента образовательного процесса.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, автономная учебная работа, аудиторная учебная работа, самостоятельная учебная работа.

The theoretical foundations of the student's individual work as a kind of the educational activity, organized by a higher educational establishment are revealed; the results of the comparative analysis of the concepts "individual educational work" and "autonomous educational work ("self-education")" are presented. Student's individual work is considered as a kind of the educational activity, organized by a higher educational establishment within the purposeful and control-evaluative component of the educational process.

Key words: student's individual work, autonomous educational work, classroom-based educational work, individual educational work.

Проблема оптимизации самостоятельной работы студентов (СРС) всегда находилась в центре внимания педагогической науки и практики. В настоящее время она не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела приоритетную направленность в связи с модернизацией высшего профессионального образования в России. Определение сущности и места СРС в системе педагогических категорий - важная задача на пути решения этой проблемы [1].

В настоящий момент в работах, посвященных СРС, существует большое разнообразие сравнимых тождественных и пересекающихся понятий - «самостоятельная работа студентов (СРС)», «контролируемая самостоятельная работа (КСР)», «внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР)», «автономность учения», «самостоятельная учебная деятельность», «учебная самостоятельность», «образовательная самостоятельность», «познавательная самостоятельность», «самообучение», «автодидактика» и мн. др. [2-8 и др.]. До сих пор остается актуальным высказывание И. А. Зимней о том, что, «являясь по общему признанию сложной и многозначной, самостоятельная работа терминологически точно не определена» [5, с. 252].

Мы предприняли попытку провести анализ представленных в научной педагогической литературе дефиниций, рассмотреть их сходство и отличия, выявить определяющие категории.

Понятие «самостоятельный», согласно Словарю русского языка [9], используется в следующих значениях: «существующий отдельно от других, сам собою, независимый», «решительный, действующий по собственной воле», «осуществляемый без посторонней помощи, собственными силами»; «свободный от посторонних влияний, помощи, добытый личными творческими усилиями» [9]. «Работа» - это «целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии»; «работать» -заниматься каким-либо делом, делать что-либо, трудиться; осуществлять какую-либо деятель-

ность [9]. «Студент» - учащийся высшего учебного заведения [9]. «Высшее учебное заведение» -учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование; понятие «образование» чаще всего рассматривается как целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней [9].

Исходя из этих посылок, формулируем первое формальное определение. Самостоятельная работа студента - самостоятельная учебная деятельность студента, организуемая высшим учебным заведением. Таким образом, одним определяющим понятием выступает учебная деятельность (учение), другим - деятельность, осуществляемая самостоятельно, третьим - деятельность, организуемая, инстиутируемая вузом. Рассмотрим каждый из этих аспектов.

А. Н. Новиков в своей работе «Методология учебной деятельности» предлагает определять учение как «процесс (деятельность) по овладению новым опытом - привычками, умениями, навыками, знаниями» [6] и выделяет следующие особенности учебной деятельности:

— учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности и на овладение самой учебной деятельностью;

— учебная деятельность направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата - освоения нового опыта;

— цели учебной деятельности чаще всего задаются извне («ограниченность собственного целеполагания») и др. [6, с. 35-37].

Исходя из этих характеристик учебной деятельности, можно сформулировать следующие суждения: 1) деятельность студента направлена на освоение новой - профессиональной деятельности, и понятие «учебная деятельность студента» в этом случае является необходимым и достаточным; 2) цели учебной деятельности студента (и самостоятельной учебной деятельности в том числе) чаще всего институциональны, т. к. учебная работа студента организуется вузом.

«Появление педагогической организующей функции и организованного педагогом по определенным правилам и нормам регулярного, воспроизводимого учебного процесса как особого типа деятельности ..., - пишут Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон, -объясняется необходимостью компенсации недостаточных способностей к рефлексивной самоорганизации в процессах самоизменения, которые приводят к неэффективности всей деятельности в целом» [7, с. 39].

Организовать деятельность «значит упорядочить её в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом осуществления» [7, с. 7]. Понятие «организация» (Энциклопедический словарь) в числе прочих имеет два основных значения: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (цит. по: [7]). Организация процесса учебной деятельности - это распределение деятельности (и действий) во времени и пространстве [6].

А. М. Новиков представляет следующую классификацию форм организации учебной деятельности в зависимости от участия (или неучастия) педагога в процессе учения:

— самоучение (самообразование) - «целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога»;

— самостоятельная учебная работа - «индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем»;

— «учение с помощью педагога» [6, с. 72-76].

Очевидно, что водораздел между такими понятиями, как «самостоятельная учебная деятельность» и «автономная учебная деятельность» («самообучение») проводится в области целеполагающего и организующего компонентов учебной деятельности студента.

Анализ литературы позволил определить, что самообучение - это «индивидуально организованный процесс учения вне образовательного учреждения»; это способность «самостоятельно ставить перед собой цели, вырабатывать собственную тактику и стратегию их реализации, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль»; высшая степень развития компетенции самообучения - к самостоятельному планированию, регулированию и контролю мыс-

лительных процессов, лежащих в основе процесса учения и сопровождающих его» [4, 5, 10]. С. А. Днепров пишет, что самообучение («автодидактика») - это «целенаправленная, систематичная, самостоятельная и автономная деятельность субъекта процесса самообучения по усвоению знаний, развитию представлений, формулировке понятий и категорий, выработке умений и навыков» [4].

Их отличительные признаки выявляются также при сопоставлении таких понятий, как «самостоятельность» и «автономность». Так, по Е. А. Таранчук, «учебная автономия имеет большую ступень независимости от преподавателя, чем самостоятельность, т. к. предполагает самостоятельную постановку целей, выбор способов их достижения, подведение результатов самообразовательной деятельности и их оценку. Самостоятельность же связана в основном с технологией выполнения конкретной учебной задачи, заданной учителем, т. е. с организацией обучения» [2]. Автономность, пишет С. А. Днепров, это «способность определять и выбирать цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и реализовывать их без принуждения или побуждения извне» [4].

И. А. Зимняя определяет самостоятельную работу как высшую форму учебной деятельности «субъекта. по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения им посредством учебных действий специально поставленных учителем учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку самого ученика» [5, с. 93]. По её мнению, «самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, . предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла., подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении» [5, с. 250].

Развитие учебной деятельности (от «учения с помощью педагога» к «самостоятельной учебной работе») связано с приобретением возможностей более эффективным образом достигать лучших результатов в формировании новых предметных знаний, умений, навыков, ставить и реализовывать новые цели, связанные с развитием общих и специальных способностей, с обучением самоизменению и саморазвитию, созданием условий для приобретения способности к саморазвитию [7].

Несмотря на то, что организующую функцию выполняет преподаватель, СРС предполагает выполнение студентом целого ряда действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, принятие её личностного смысла, подчинение этой задаче других интересов и форм занятости студента; самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения. Поэтому проблема методического обеспечения СРС - это проблема развития его как субъекта учебной деятельности, проблема формирования самостоятельной учебной деятельности студентов.

С. Галаев, Н. Александрова и А. Букушева выделяют следующие компоненты СРС: умение формулировать цели собственной самостоятельной деятельности; умение оценивать её важность для профессионального становления; умение организовывать самостоятельную деятельность с применением технологий; умение оценивать результативность самостоятельной деятельности и вносить коррективы [11].

И. А. Рапопорт и Л. В. Макаренко отмечают, что «учебная деятельность. состоит из следующих компонентов: 1) понимание учебных задач; принятие учебной задачи «для себя», её самостоятельная постановка, что тесно связано с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъект деятельности; 2) осуществление учебных действий, для чего необходимо овладеть системой общих и специальных учебных умений; 3) осуществление действий самоконтроля и самооценки» [8, с. 24].

И. А. Гиниатуллин выделяет следующие действия СРС по иностранному языку:

— действия аутодидактического управления (самомотивация, самостоятельное планирование, самоорганизация, самоконтроль - методическая сторона самообразовательной компетенции);

— специально-предметные действия, усвоение нормативно-языковых знаний, языковые операции;

— действия текстообразования и понимания;

— действия применения результатов самообразования [3].

Р. Л. Златогорская, ссылаясь на исследования А. К. Марковой, представляет нашему вниманию такие приемы СРС, как приемы:

— смысловой переработки текста, укрупнения учебного материала;

— культуры чтения, слушания, записи;

— запоминания;

— сосредоточения внимания;

— поиска дополнительной информации;

— подготовки к экзаменам;

— рационального распределения времени и пр. [10].

Ряд исследований посвящен выделению тех или иных видов самостоятельной учебной работы. Так, И. А. Рапопорт и Л. В. Макаренко выделяют следующие виды СРС: рецептивные (по образцу, по аналогии, реконструктивного характера) и продуктивные (по образцу, по аналогии, реконструктивного характера, творческого характера) [8].

В. А. Бухбиндер пишет о том, что в теории и практике преподавания иностранных языков в настоящее время принято выделять три вида самостоятельной учебной деятельности, которые происходят в рамках аудиторного занятия, в условиях лаборатории и дома [12]. Различия между этими видами самостоятельной работы «не только в условиях прохождения, но и в характере управления; в первом случае она управляется преподавателем, во втором - программой, заложенной в обучающее устройство, в третьем - самими учащимися» [12, с. 45].

И. А. Зимняя предлагает следующие основания для классификации самостоятельной работы обучающихся:

1) источник управления (контроля) (контроль учителя, самоконтроль);

2) характер осуществления деятельности (заданный режим извне, собственный режим работы);

3) характер побудителя (учитель, школа, собственная познавательная потребность, мотивации достижения);

4) присутствие источника управления (есть, нет);

5) фиксация места учебной деятельности (есть, нет) [5].

Анализ исследований проблем определения сущности и специфики СРС по иностранному языку позволил выделить психолого-педагогические основы (положения) организации СРС как средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК).

Положение 1. Наряду с автономной учебной работой (самообучение, самообразование) личности самостоятельная работа студента - суть учение (учебная деятельность) - деятельность, направленная на освоение других видов деятельности и на овладение самой учебной деятельностью. При этом автономную учебную работу мы рассматриваем как учебную деятельность, организованную (управляемую) личностью, институально не связанной с учебным заведением.

Положение 2. Учебная работа студента, в том числе и самостоятельная (СРС), представляет собой вид учебной деятельности (учебной работы), организованной высшим учебным заведением, когда распределение учебной деятельности (и действий) во времени и пространстве (управление) осуществляет преподаватель.

Положение 3. Учебная работа студента включает аудиторную учебную работу, предполагающую непосредственное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагог -студент - студент) и внеаудиторную учебную работу (СРС), где такое взаимодействие осуществляется опосредованно (рис. 1).

Рис. 1. Формы учебной работы студента

Положение 4. Субъектом управления аудиторной учебной работы студента выступает вуз (основная образовательная программа, расписание, педагогическая деятельность преподавателя, методические рекомендации); внеаудиторной учебной работой студент управляет частично -в области выбора места, времени, методов и форм, связанных с решением конкретной учебной задачи; автономная учебная работа предполагает самостоятельное управление учебной деятельностью всех её компонентов - от целеполагания и целевыполнения до оценки результатов (табл.).

Субъекты управления учебной работой

Учебная работа студента Аудиторная учебная работа Внеаудиторная учебная работа (СРС) Автономная учебная работа

Субъект управления учебной работой Управление осуществляется преподавателем Управление осуществляется самим обучающимся частично Управление осуществляется самим обучающимся

Положение 5. Между видами учебной работы существует тесная взаимосвязь: организация учебной работы студентов в ходе аудиторных занятий, по сути, выступает организационнометодическим сопровождением СРС, при этом освоенные технологии организации самостоятельной работы служат мотивационной и технологической основой автономного учения (рис. 2).

Рис. 2. Формы учебной работы (учебной деятельности, учения) личности:

1 - автономная учебная работа; 2 - самостоятельная учебная работа студента;

3 - аудиторная учебная работа студента

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Самостоятельная работа студента (СРС) - самостоятельная учебная деятельность студента, организуемая высшим учебным заведением, т. е. распределение деятельности (и действий) во времени и пространстве осуществляет преподаватель в рамках целевого и контрольно-оценочного компонента образовательного процесса, направленного на формирование инвариантов ИКК. Проблема методического обеспечения СРС - это проблема развития его как субъекта учебной деятельности, проблема формирования самостоятельной учебной деятельности студентов. При этом содержательные аспекты педагогической модели определяются особенностями структуры ИКК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иргалиева А. И. Самостоятельная работа в системе категорий теории учебной деятельности // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. - 2010. - № 2 (50). - С. 118-122.

2. Таранчук Е. А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Красноярск, 2008. - 24 с.

3. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная работа по практическому курсу иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 1. - С. 74-79.

4. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей //

Образование: исследовано в мире. - М.: ОТМЯИ, 2000. - [Электрон. ресурс]: Режим доступа:

http://www.oim.ru.

5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

6. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005. - 172 с.

7. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. - М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000. ». - 92 с.

8. Рапопорт И. А., Макаренко Л. В. Самостоятельная работа как важное условие формирования мотивации учения школьников // Вопросы интенсификации обучения иностранным языкам в школе: сб. ст. Вып. 4: Самостоятельная работа школьников по иностранному языку. - М.: Изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1986. - 160 с.

9. Словарь русского языка: в 4 т. - М.: Рус. яз., 1985. - 736 с.

10. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 3. - С. 41-44.

11. Галаев С., Александрова Н., Букушева А. Организация самостоятельной деятельности студентов с применением ДО // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 141-144.

12. Бухбиндер В. А., Китайгородская Р. А., Бессонова Н. В. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - Киев: Выща шк., 1988. - 343 с.

Статья поступила в редакцию 4.04.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Курпешева Алия Ивановна - Астраханский государственный технический университет; старший преподаватель кафедры «Иностранные языки в инженерно-техническом образовании»; irgalusha777@mail.ru.

Kurpesheva Aliya Ivanovna - Astrakhan State Technical University; Senior Lecturer of the Department "Foreign Languages in Technical-Engineering Education"; irgalusha777@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.