Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы гендерного воспитания'

Психолого-педагогические основы гендерного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1840
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МЕТОДИКА / КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ / GENDER UPBRINGING / MORALITY / METHODOLOGY / CULTURE OF INTERRELATIONS / EVALUATION CRITERIA / CONDITIONS AND FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л.Д., Панова Е.Е., Валкина О.Н.

Проблема гендерного воспитания является глубоко нравственной и актуальной. Тем не менее до настоящего времени отсутствует единая программа духовно-нравственного воспитания, включающая реализацию задач половой социализации, полового просвещения. Одной из причин снижения нравственности в современном обществе является недопонимание необходимости целенаправленного гендерного воспитания подрастающих поколений, отсутствие государственной системы образования, обеспечивающей разностороннее развитие детей и подростков. Большинство детей и подростков, учащаяся молодежь не умеют выстраивать гармоничные взаимоотношения с противоположным полом на основе этических норм и правил поведения, что наносит значительный вред их психическому и физическому здоровью. Трудность проблемы гендерного воспитания детерминирована воздействием улицы, сверстников, интернета, телевидения, кино и др. Родители, в своем большинстве не готовы к решению задач гендерного воспитания детей и подростков. Материал. Теоретическое обоснование значимости целенаправленного гендерного воспитания для гармоничного, духовно-нравственного развития личности. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов по гендерному воспитанию, педагогический эксперимент, беседы, опрос, тестирование, экспертная оценка, статистическая обработка данных. Результаты. Теоретически обоснована значимость полового воспитания для формирования гармоничных взаимоотношений с людьми разного пола; показана роль нравственности как базиса для гендерного воспитания; раскрыто его содержание; задачи. Приведены данные, свидетельствующие о причинах снижения нравственности, появлении в обществе таких безнравственных проявлений взаимоотношений полов, как гомосексуализм и др. Авторы считают целесообразным осуществление полового воспитания детей пяти-семи лет, когда они впервые начинают осознавать свою половую принадлежность к женскому или мужскому полу. Заключение. Выявлены основные компоненты культуры нравственных взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин; разработана методика гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, эффективность, которой проверена в процессе проведения педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко Л.Д., Панова Е.Е., Валкина О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL BASIS OF GENDER UPBRINGING

The problem of gender upbringing is deeply moral and urgent one. However, there is still no integral program of spiritual-moral upbringing, which includes gender socialization objectives, gender education realization. One of the reasons, why morality level decreases in modern society, is lack of understanding concerning the necessity of a directed gender upbringing among oncoming generations, no state system of education, which provides many-sided development of children and teen-agers. Most children and teen-agers, students are not able to form harmonious relations with the opposite sex on the basis of ethic norms and rules of behavior. This situation is harmful for their psychic and physical health. The difficulty of gender upbringing problem is determined by the influence of the street, coevals, the Internet, TV, films and other factors. Most parents are not ready to solve the problems of gender upbringing among children and teen-agers. Material. Theoretical importance substantiation of a purposeful gender upbringing for a harmonious, spiritual-moral development of a personality. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, summarizing progressive pedagogical experience of the specialists in gender upbringing, pedagogical experiment, conversations, questioning, testing, expert analysis, statistical data manipulation. Results. Theoretical importance substantiation of gender upbringing for harmonious relations formation with people of different gender. The role of morality as the base for gender upbringing is shown. The content and objectives of gender upbringing are revealed. The received results show the reasons for morality level decrease, homosexuality appearance in society. The authors consider it reasonable to realize gender upbringing of 5-7-year-old children, when they start to understand their gender belonging for the first time. Conclusion. The main components of moral interrelations culture between boys and girls, lads and ladies, men and women were revealed; the methodology of gender upbringing among preschool age and primary school age children was created, the effectiveness of which was checked during the pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы гендерного воспитания»

9. Tyshler D. A., Ryzhkova L.G. Fehtovanie. Tehniko-takticheskaya I funkcional'naya podgotovka [Fencing. Technical-tactical and functional training]. Moscow, Academic Project, 2010, 183 p.

10. Tyshler D.A. Fehtrovanie. XXI vek.Tehnika. Taktika. Psihologiya. Obuchenie [Fencing. XXI century. Technique. Tactics. Psychology. Training management]. Moscow, Man, 2014, 232 p.

11. Fomin N. A., Vavilov Y.N. Fiziologicheskie osnovy dvigatel'noj aktivnosti [Physiological basis of motional activity]. Moscow, Physical culture and sport, 1991, 224 p.

Подано: 31.07.2017 Принято: 03.08.2017

12. Charmaine Gauci and Natasha Azzopardi-Muscat. Towards comprehensive and effective strategies to address sexual health. Izrail'skij zhurnal politiki issledovanij v oblasti zdravoohraneniya [Israel Journal of Health Policy Research]. 2017, DOI https://doi.org/10.1186/s13584-017-0171-2 (Scopus)

13. Laporte, Audrey, Dass, Adrian Rohit, Ferguson, Brian S. Is the Rational Addiction model inherently impossible to estimate? Zhurnal ozdorovitel'noj ekonomiki [Journal of Health Economics]. 2017, Vol. 54 (Scopus)

Лаврентьева София Борисовна — аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35, E-mail: dracospirit. s@,gmail. com

Для цитирования: Лаврентьева С.Б. Особенности психомоторных реагирований фехтовальщиков-рапиристов разных стилей ведения боя // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 222-228. DOI 10.14526/03 2017 254.

Б01 10.14526/03_2017_255 УДК 159.9+37.01 ББК 88.5+74.200

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Е.О. Панова - кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Валкина - кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Е-mail: М nazarenko@mail.ru

Аннотация. Проблема гендерного воспитания является глубоко нравственной и актуальной. Тем не менее до настоящего времени отсутствует единая программа духовно-нравственного воспитания, включающая реализацию задач половой социализации, полового просвещения. Одной из причин снижения нравственности в современном обществе является недопонимание необходимости целенаправленного гендерного воспитания подрастающих поколений, отсутствие государственной системы образования, обеспечивающей разностороннее развитие детей и подростков. Большинство детей и подростков, учащаяся молодежь не умеют выстраивать гармоничные взаимоотношения с противоположным полом на основе этических норм и правил поведения, что наносит значительный вред их психическому и физическому здоровью. Трудность проблемы гендерного воспитания

детерминирована воздействием улицы, сверстников, интернета, телевидения, кино и др. Родители, в своем большинстве не готовы к решению задач гендерного воспитания детей и подростков. Материал. Теоретическое обоснование значимости целенаправленного гендерного воспитания для гармоничного, духовно-нравственного развития личности. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов по гендерному воспитанию, педагогический эксперимент, беседы, опрос, тестирование, экспертная оценка, статистическая обработка данных. Результаты. Теоретически обоснована значимость полового воспитания для формирования гармоничных взаимоотношений с людьми разного пола; показана роль нравственности как базиса для гендерного воспитания; раскрыто его содержание; задачи. Приведены данные, свидетельствующие о причинах снижения нравственности, появлении в обществе таких безнравственных проявлений взаимоотношений полов, как гомосексуализм и др. Авторы считают целесообразным осуществление полового воспитания детей пяти-семи лет, когда они впервые начинают осознавать свою половую принадлежность к женскому или мужскому полу. Заключение. Выявлены основные компоненты культуры нравственных взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин; разработана методика гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, эффективность, которой проверена в процессе проведения педагогического эксперимента. Ключевые слова: гендерное воспитание, нравственность, методика, культура взаимоотношений, критерии оценки, условия и факторы.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL BASIS OF GENDER UPBRINGING

Ludmila D. Nazarenko - doctor of pedagogics, professor Evgenia O. Panova - candidate of pedagogics, associate professor Olga N. Valkina - candidate of biological sciences, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: ld nazarenko@mail.ru

Annotation. The problem of gender upbringing is deeply moral and urgent one. However, there is still no integral program of spiritual-moral upbringing, which includes gender socialization objectives, gender education realization. One of the reasons, why morality level decreases in modern society, is lack of understanding concerning the necessity of a directed gender upbringing among oncoming generations, no state system of education, which provides many-sided development of children and teen-agers. Most children and teen-agers, students are not able to form harmonious relations with the opposite sex on the basis of ethic norms and rules of behavior. This situation is harmful for their psychic and physical health. The difficulty of gender upbringing problem is determined by the influence of the street, coevals, the Internet, TV, films and other factors. Most parents are not ready to solve the problems of gender upbringing among children and teen-agers. Material. Theoretical importance substantiation of a purposeful gender upbringing for a harmonious, spiritual-moral development of a personality. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, summarizing progressive pedagogical experience of the specialists in gender upbringing, pedagogical experiment, conversations, questioning, testing, expert analysis, statistical data manipulation. Results. Theoretical importance substantiation of gender upbringing for harmonious relations formation with people of different gender. The role of morality as the base for gender upbringing is shown. The content and objectives of gender upbringing are revealed. The received results show the reasons for morality level decrease, homosexuality appearance in society. The authors consider it reasonable to realize gender

upbringing of 5-7-year-old children, when they start to understand their gender belonging for the first time. Conclusion. The main components of moral interrelations culture between boys and girls, lads and ladies, men and women were revealed; the methodology of gender upbringing among preschool age and primary school age children was created, the effectiveness of which was checked during the pedagogical experiment.

Keywords: gender upbringing, morality, methodology, culture of interrelations, evaluation criteria, conditions and factors.

Актуальность. Направленность гендерного воспитания на повышение культуры взаимоотношений людей противоположного пола позволяет ему занять важное место в процессе формирования духовно-нравственной личности. Основной целью воздействия на внутренний мир подростков, юношей и девушек, входящих во взрослую жизнь, является оказание им действенной помощи в усвоении стереотипов нравственного отношения к сверстникам и взрослым другого пола на основе соответствующей информации и собственной интуиции с их последующим осмыслением.

Функциональное биологическое

различение полов находит свое выражение в характере взаимодействия мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин. Культуроформирующая функция процесса образования и воспитания в сфере взаимоотношений людей разного пола реализуется в течение индивидуальной жизни. Базисом для ее развития и совершенствования выступает генетически обусловленный подход к установлению характера взаимодействий с человеком другого пола, обеспечивающих сохранение человеческого достоинства. Рассматривая достоинства как

совокупность моральных и нравственных качеств, обеспечивающих самоуважение как осознание собственной ценности, а также уважение окружающих людей, необходимо хорошо понимать, что достоинство проявляется не в достаточном уровне образования, знаний и навыков, а в характере поведения. Это свидетельствует о том, что нравственность является базисом для полового воспитания подрастающих поколений.

Личностное понимание значимости культуры взаимоотношений

представителей мужского и женского пола не является личным делом каждого субъекта, мировоззрение которого определяет его действия и поступки, которые могут наносить моральный и физический ущерб окружающим. В обществе, где культура основана на стремлении к финансовому благополучию в ущерб морали, безусловные рефлексы и инстинкты преобладают над

нравственными нормами, что является причиной бездуховности и отсутствия человеческого достоинства.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости целенаправленного гендерного воспитания для гармоничного, духовно-нравственного развития личности.

Задачи: 1. Выявление факторов и условий, влияющих на эффективность полового воспитания, определяющего степень нравственности действий и поступков человека по отношению к другому полу.

2. Разработка методики

формирования стереотипов нравственного поведения по отношению к лицам противоположного пола и проверка ее эффективности в процессе

педагогического эксперимента.

Материалы. Различные аспекты гендерного воспитания рассматриваются в работах Д.Н. Исаева, В.Е. Когана 1988; И.С. Кона, 1988; Ю.А. Даринского, 2002; М.А. Ерофеева,2012, 2013; О.В. Бялика, 2013; О.В. Нечаева, 2013 и др. Данные исследования не решают психолого-педагогические задачи гендерного воспитания, что актуализирует данную проблему.

Культура общения и

взаимодействия с людьми

противоположного пола обусловлена

уровнем нравственности, который определяется:

- сформированностью представлений о характере взаимоотношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами;

- степенью усвоения норм и правил поведения, установленных обществом, способствующего формированию чувства собственного достоинства;

- пониманием зависимости статуса человека от соответствия его действий и поступков этике человеческих отношений [8-11].

Люди, нарушающие нормы морали и нравственности при общении с лицами другого пола не способны адекватно мыслить, следовать логике социального поведения, дать объективную оценку безнравственным отношениям. Низкий уровень личностной духовно-

нравственной культуры этих субъектов не позволяет им понять причины их безнравственности. Будущее общества детерминировано педагогической

субкультурой, определяющей содержание гендерного образования и воспитания подрастающих поколений. Основными задачами субкультуры являются:

1. Формирование мировоззрения, представляющего собой совокупность субъективных взглядов и представлений о жизни, степень их соответствия действительности. Сформированность мировоззрения позволяет моделировать возможные варианты взаимоотношений между людьми, вырабатывать собственную линию поведения в процессе общения и взаимодействия с каждым из них.

2. Формирование миропонимания - совокупности понятий и система взаимосвязей между ними. Миропонимание базируется на мировоззрении и одновременно является его составляющей. Важная структурная часть мировоззрения и миропонимания -нравственность, которая проявляется в следующих категориях:

- совесть - врожденное чувство различения добра и зла, ответственности за свои действия и поступки;

- стыд - способность к самоосуждению, объективной оценке своего поведения, признанию собственных ошибок;

- честь - соответствие характера поведения совести и стыду. Честь определяет личностное чувство меры при выборе манеры общения с людьми другого пола. Чувство меры компенсирует недостаточный уровень гендерного воспитания, не позволяющий осознавать степень различий в особенностях поведения мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.

Совесть и стыд позволяют субъекту педагогического воздействия стать духовно-нравственным человеком,

развиваться и совершенствоваться в течение жизни. Люди, нарушающие нравственные нормы, не способны адекватно мыслить, следовать логике социального поведения, дать оценку безнравственным отношениям, такому негативному виду половых

взаимодействий, как гомосексуализм и др. Низкий уровень личностной духовно-нравственной культуры таких

представителей общества не позволяет им понять, что причинами безнравственного, бездуховного поведения являются:

- несовершенство окружающего

мира;

- несформированность культуры восприятия и осмысления объективной реальности, требующей самодисциплины, выдержки самообладания, силы воли для нравственного поведения по отношению к человеку другого пола в соответствии с собственной совестью и чувством достоинства;

- неспособность к выбору нравственной линии поведения в сложных ситуациях, возникающих в процессе взаимодействия с людьми противоположного пола;

- несформированность мировоззрения и миропонимания.

Социально обусловленные

поведенческие стереотипы действий и поступков по отношению к другому полу базируется на информационном пространстве общества. Отсутствие соответствующих условий не позволяет реализовать программу гендерного воспитания личности, так как культура взаимоотношений лиц мужского и женского пола формируется социальной организацией жизнедеятельности

населения. Основы личностного восприятия внешнего мира, системы взаимообусловленности поведения

разнополых субъектов формируются до пяти-семи лет. При этом большое значение имеют положительные примеры взрослых. Семейное воспитание не располагает возможностями для реализации сложных задач формирования стереотипов нравственного поведения по отношению к другому полу по ряду причин: в семье часто бывает один ребенок или однополые дети; в случае разнополых между ними возможна значительная разница в возрасте и т.д.

Результаты и их обсуждение.

Гендерное воспитание как

целенаправленный процесс должен начинаться в детских дошкольных учреждениях. Его эффективность обусловлена уровнем профессионализма воспитателей, наличием в составе педагогического коллектива не только женщин, но и мужчин. Задача детских дошкольных учреждений - научить детей управлять психическими и

физиологическими процессами в организме. Сформированность данных навыков определяет манеру поведения -главного элемента культуры

взаимоотношений людей разного пола [68]. Соразмерность параметров психоэмоционального состояния обеспечивает стабильность и надежность управления своим поведением, поступками и действиями в различных жизненных ситуациях при общении с лицами противоположного пола. Культура нравственных взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек,

мужчин и женщин включает ряд компонентов, основными из которых являются:

1. Культура речи, значимость которой обусловлена ее специфическими функциями: точной и образной передачей мыслей, чувств, ощущений; выбором дружелюбного, доброжелательного тона разговора; стремлением понять психоэмоциональное состояние собеседника.

2. Высокий уровень культуры жестов, мимики; манера держаться, красивая осанка - все должно располагать к добрым взаимоотношениям с человеком другого пола.

3. Нравственное отношение к выбору одежды. Главный принцип следования моде: модная вещь та, что подчеркивает достоинства субъекта и скрывает недостатки телосложения.

Содержание культуры

взаимоотношений с людьми другого пола составляют следующие компоненты:

- цель и средства ее достижения;

- формирование мотивации к самосовершенствованию, без которой самые эффективные средства не достигают цели;

- рациональная последовательность использования средств;

- создание специальных условий, стимулирующих реализацию генетически обусловленных знаний, принципов и правил поведения с лицами противоположного пола. При разработке методики гендерного воспитания детей и подростков необходимо руководствоваться принципами последовательности и преемственности навыков взаимодействия со сверстниками другого пола [12]. Анализ специальной литературы, материалы собственных исследований показали, что дети 5-7 лет в дошкольном учреждении должны усвоить следующие знания, умения и навыки:

- при встрече мальчика и девочки первым здоровается мальчик;

- входя в помещение детского сада, мальчик пропускает вперед девочку;

- во время культурно-массовых праздничных мероприятий в детском дошкольном учреждении первыми места в актовом зале занимают девочки, затем мальчики;

- в процессе подвижных и спортивных игр с использованием инвентаря девочки берут предметы первыми;

- на субботниках и воскресниках мальчики берут на себя более трудоемкие виды работы;

- недопустимо применение детьми грубых слов, при спорах в ходе выяснения причин первыми высказывают свое мнение девочки и т.д.

Дошкольникам следует разъяснять: функции женщин и мужчин в жизни общества; особенности их поведения; требования к речи; характер воздействий слов, мыслей, эмоций на

психоэмоциональное и физическое состояние человека, используя доступные методы, художественные образы, примеры. При переходе выпускников дошкольных учреждений в первый класс общеобразовательной школы данное направление гендерного воспитания должно получить закономерное продолжение с постепенным усложнением его содержания. Так, в начальных классах эффективными формами гендерного воспитания являются:

- конкурсы: 1) на знание этики и правил поведения, направленных на усвоение различий между девочками и мальчиками;

2) по культуре речи;

3) выявление самых вежливых девочку и мальчика по отношению к сверстникам, страшим и взрослым (учителям, сотрудникам, техническому персоналу).

- тематические праздники к знаменательным датам:

1) народные танцы с традициями взаимоотношений между мужчинами и женщинами;

2) национальные игры и развлечения с акцентом на роль мужчин и

женщин в жизни общества; особенности их поведения и взаимоотношений.

Нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 дошкольника детского сада №115 АОО «РЖД» и 24 ученика 2-го класса многопрофильного лицея №1 им. В.Г. Мендельсона г. Ульяновска. Были организованы КГ и ЭГ детей, посещающих детский сад, а также КГ и ЭГ учащихся 2-го класса. Экспертная группа в количестве 5 человек из числа ведущих специалистов дошкольных учреждений и опытных учителей начальных классов оценивала исходный уровень полового воспитания участников педагогического эксперимента по следующим критериям:

- знание роли мужчин и женщин в жизни общества, отличий в их поведении;

- знание этики взаимоотношений мальчиков и девочек;

- уровень культуры речи.

Оценивались: уровень понимания

отличий мужчин и женщин в жизни общества, требований к их поведению, обязанностям, внешнему виду;

- умение объяснять правила поведения мальчиков и девочек, понимание необходимости их усвоения;

- умение точно излагать свои мысли, чувства и ощущения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии оценки:

5 баллов - правильное понимание и объяснение отличий роли мужчин и женщин в жизни общества; особенностей их поведения; умения назвать основные положения этики взаимоотношений девочек и мальчиков; сформированность навыков грамотной, образной речи;

4 балла - в основном верное объяснение роли мужчин и женщин в жизни общества; понимание содержания этики взаимоотношений мальчиков и девочек; хорошо развитая речь;

3 балла - затруднения в объяснении роли мужчин и женщин в жизни общества; фрагментарное знание этики

взаимоотношений мальчиков и девочек; средний уровень культуры речи;

2 балла - элементарные представления о роли мужчин и женщин в

жизни общества; слабое понимание содержания этики взаимоотношений мальчиков и девочек;

1 балл - неумение объяснить различия роли мужчин и женщин в жизни общества, передать основные положения этики поведения мальчиков и девочек; низкий уровень культуры речи.

Анализ результатов исследования не выявил существенных отличий по исходному уровню гендерного воспитания дошкольников и учащихся КГ и ЭГ, (р>0,05). В контрольных группах занятия и уроки проводились по традиционным методикам в соответствии с программами воспитания детей в дошкольных учреждениях и обучения школьников общеобразовательных школ. В

экспериментальных группах

использовалась разработанная нами методика полового воспитания. После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка показателей гендерного воспитания. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились и в контрольных, и в экспериментальных группах со значительным преимуществом показателей в ЭГ. Так, в КГ детей дошкольного возраста при исходных данных 2,62±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 2,93±0,11 балла, (р<0,050); в КГ учащихся 2-го класса, при исходных данных 2,89±0,17 балла, к завершению педагогического эксперимента результаты увеличились до 3,15± балла (р>0,05); в ЭГ детского сада при исходных данных 2,60±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,6± балла (р<0,05); в ЭГ учащихся 2 класса при исходных данных 2,8± балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 3,8± балла (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали необходимость организации целенаправленного гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основными факторами и

условиями его эффективности являются: недооценка социально-культурной

значимости полового воспитания подрастающих поколений; создание информационного пространства для понимания роли и места гендерного воспитания в государственной системе образования; осознание обществом необходимости повышения культуры взаимоотношений лиц мужского и женского пола для обеспечения дальнейшего развития общества; понимание нравственности как базиса для гендерного воспитания.

Литература

1. Бялик, О. В. Современные подходы к половому воспитанию учащейся молодежи некоторых стран европейского союза / О. В. Бялик // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 8-10.

2. Даринский, Ю. А. О подготовке учителя к работе по половому воспитанию школьников / Ю. А. Даринский // Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях : межвузовский сборник научных трудов. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 227-228.

3. Ерофеева, М. А. Интегративно-деятельностный подход в подготовке студентов к гендерно-половому воспитанию школьников / М. А. Ерофеева // Российский научный журнал. -2012. - № 27. - С. 156-163.

4. Ерофеева, М. А. Необходимость подготовки студентов педвузов к гендерно-половому воспитанию школьников в России / М. А. Ерофеева // Башкатовские чтения: Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде : материалы тринадцатой Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2013. - С. 28-34.

5. Изгорев, С. А. Подготовка юношей и девушек к созданию семьи на основе потребности-информационного подхода к половому воспитанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. А. Изгорев. -Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. - Пенза, 2005. -21 с.

6. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. Изд. 2-е перераб. И доп. / Д. Н. Исаев, В. В. Коган. - Л. : Медицина, 1988. - 160 с.

7. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. - М. : Медицина, 1988. - С. 124-127.

8. Кузнецова, З.М. О зарубежной истории физического воспитания / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и

спорта. - 2008. - Том 3. - № 1. - С. 1-14. Режим доступа: http://www.journal-

science.org/ru/article/429. html.

9. Кузнецова, З.М. Возрождение Олимпийской традиции / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Том 4. - № 1. - С. 15-42. Режим доступа: http://www.journal-science .org/ru/article/3 88. html.

10. Назаренко, Л. Д. Формирование навыков полового воспитания у студентов педагогического вуза / Л. Д. Назаренко, О. Н. Валкина, Е. Е. Фунина // Теория и практика развития современного образования в России : коллективная монография. -Ульяновск : Зебра. 2017. - С. 513-521.

11. Нечаева, О. В. Содержание подготовки будущих учителей основ здоровья к половому воспитанию подростков / О. В. Нечаева // Вюник СевНТУ. - 2013. - № 144. - С. 117-120.

12. Розова, Л. Б. Содержание, формы и методы подготовки студентов к половому воспитанию дошкольников / Л. Б. Розова // Альманах современной науки и образования. -2008. - № 4-2. - С. 205-207.

13. Сакенов, Д. Ж. Качество подготовки выпускников педагогического вуза к половому воспитанию школьников / Д. Ж. Сакенов, Д. Ж. Абдулхамидова, Е. А. Шнайдер // Тюменский медицинский журнал. - 2012. - № 3. - С. 56-57.

14. Тыртычная, Г. Н. Подготовка замещающей семьи к половому воспитанию приемного ребенка / Г. Н. Тыртычная, А. А. Филозоп // Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития личности в системах дошкольного, начального, среднего и высшего образования : материалы I Международной научно -практической конференции. - М. : НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 91-94.

15. Annice Kim, James Nonnemaker, Jamie

Guillorv. Paul_Shafer, Sarah_Parvanta, John

Holloway & Matthew Farrellv. Antismoking Ads at the Point of Sale: The Influence of Ad Type and Context on Ad Reactions. Zhurnal svyazej so sdorov'em [Journal of Health Communication]. 2017, Vol. 22, No. 6, pp. 477-487 (Scopus)

16. Joseph ADiMasi, Ronald WHansen, Henry GGrabowski. The price of innovation: new estimates of drug development costs. Zhurnal economiki zdravohraneniya [Journal of health economics]. 2003, Vol. 22, No. 2, pp. 151-185, https://doi.org/10.1016/S0167-6296(02)00126-1 (Scopus)

References

1. Byalik O. V. Modern approaches to gender upbringing of students in some countries of the EU. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika I psihologiya [ Azimuth of the scientific research works: pedagogics and psychology]. 2013, No.1, pp. 8-10. (in Russian).

2. Darinskiy Y. A. About preparing a teacher for the work on gender upbringing among schoolchildren. Vzaimodejstvie lichnosti, obrazovaniya I obchestva v Rossii v ismenyayuchihsya socio-kul'turnyh usloviyah: Mezhvusovskij sbornik nauchnyh trudov [Interaction of a personality, education and society in Russia in changing social-cultural conditions : interuniversity collection of scientific works]. Saint-Petersburg, 2002, pp. 227-228. (in Russian).

3. Erofeeva M. A. Integrative-activity based approach in training students for gender-sex upbringing of schoolchildren. Rossihskij nauchnyj zhurnal [Russian scientific journal]. 2012, No. 27, pp. 156-163. (in Russian).

4. Erofeeva M. A. The necessity to train students of pedagogical higher educational establishments for gender-sex upbringing of schoolchildren in Russia. Chteniya Bashkatova: Psihologiya pritesneniya I destruktivnogo povedeniya, profilaktika ksenofobii, extremizma I nacionalizma v detsko-podrostkovoj srede: materialy 13-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Bashkatov readings : Psychology of oppression and destructive behavior, prevention of xenophobia, extremism and nationalism in children-teenage environment: materials of the 13th All-Russian scientific-practical conference]. Moscow, 2013, pp. 2834. (in Russian).

5. Izgorev S. A. Training boys and girls for family creation on the basis of the need-information approach to gender upbringing. Candidates thesis. Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinskiy, Penza, 2005, 21 p. (in Russian).

6. Isaev D. N., Kogan V.V. Gendernoe vospitanie detej. Vediko-psihologicheskie aspekty [Gender upbringing of children. Medical-psychological aspects]. L, Medicine, 1988, 160 p. (in Russian).

7. Kon, I. S. Introduction into sexology / I. S. Kon. - Moscow : Medicine, 1988. - P. 124-127

8. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. About foreign history of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2008, Vol. 3, No. 1, pp. 1-14. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/429.html.

9. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. The revival of the Olympic tradition. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2009, Vol. 4, No. 1, pp. 15-42. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/388.html.

10. Nazarenko L. D., Valkina O.N., Funina E.E. Gender upbringing skills formation among students from pedagogical higher educational establishment. Teoriya I praktika razvitiya sovremennogo obrazovaniya v Rossii [Theory and practice of modern education development in Russia]. Ulyanovsk, Zebra, 2017, pp. 513-521. (in Russian).

11. Nechaeva O. V. The content of training the future health bases teachers for gender upbringing of teen-agers. Vestnik Sevastopol'skogo nacional'no-tehnicheskogo universiteta [Sevastopol NationalTechnical University Bulletin]. 2013, No.144, pp. 117120. (in Russian).

12. Rozova L. B. Content, forms and methods of training students for gender upbringing of preschool children. Al'manah sovremennoj nauki I obrazovaniya [Modern science and education almanac]. 2008, No. 42, pp. 205-207. (in Russian).

13. Sakenov D. Z., Abdulkhamidova D.Z., Sakrnov D.Z., Shayder E.A. The quality of training pedagogical higher educational establishment graduates for gender upbringing of schoolchildren. Tyumenskij medicinskij zhurnal [Tyumen Medical Journal]. 2012, No. 3, pp. 56-57. (in Russian).

14. Tyrtychnaya G. N., Filozop A.A. Substitution family preparing for gender upbringing of an adopted child. Psihologo-pedagogicheskie aspekty vospitaniya lichnosti I razvitiya sistemy doshkol'nogo, shkol'nogo, nachal'nogo, srednego I vysshego

Подано: 23.06.2017 Принято: 26.06.2017

obrazovaniya: materialy I-u Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychological-pedagogical aspects of personality upbringing and development in the systems of preschool, primary, average and higher education: materials of the Ist International scientific-practical conference]. 2016, pp. 91-94. (in Russian).

13. Annice Kim, James Nonnemaker, Jamie

Guillory, Paul_Shafer, Sarah_Parvanta, John

Holloway & Matthew Farrelly. Antismoking Ads at the Point of Sale: The Influence of Ad Type and Context on Ad Reactions. Zhurnal svyazej so sdorov'em [Journal of Health Communication]. 2017, Vol. 22, No. 6, pp. 477-487 (Scopus)

14. Joseph ADiMasi, Ronald WHansen, Henry GGrabowski. The price of innovation: new estimates of drug development costs. Zhurnal economiki zdravohraneniya [Journal of health economics]. 2003, Vol. 22, No. 2, pp. 151-185, https://doi.org/10.1016/S0167-6296(02)00126-1 (Scopus)

Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, e-mail:ld_nazarenko@mail. т

Панова Евгения Олеговна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700 Валкина Ольга Николаевна - кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Назаренко Л.Д., Панова Е.О., Валкина О.Н. Психолого-педагогические основы гендерного воспитания // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 228-236. DOI 10.14526/03 2017 255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.