Научная статья на тему 'Психолого-педагогические факторы проявления конфликтности в профессиональной деятельности школьного учителя'

Психолого-педагогические факторы проявления конфликтности в профессиональной деятельности школьного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1746
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОСТЬ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенкин Евгений Владимирович

В статье анализируются конфликты в педагогической деятельности, рассматриваются причины и специфика межличностных конфликтов внутри школы, факторы проявления конфликтности в профессиональной деятельности школьного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические факторы проявления конфликтности в профессиональной деятельности школьного учителя»

УДК 37

Грвбенкин Евгений Владимирович

Кандидат педагогических наук, дог^ент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и согшального образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», rusforscher@mail.ru, Новосибирск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

Grebenkin Evgeny Wladimirovich

The candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the chair and psychology of the Institute of History, Humanitarian and social Education of Novosibirsk State Pedagogical University, rusforscher@mail.ru, Novosibirsk

PSIHOLOGY-PEDAGOGICAL FACTORS OF DISPLAY OFTHE CONFLICTS IN PROFESSIONAL WORK OF THE SCHOOL ТЕACHER

Школа - это особое учреждение, часть большого общества в котором трудятся взрослые и дети, место, в котором приобретается жизненный опыт, проверяется характер, воля, трудолюбие и личностные качества, формируется система взглядов и ценностей.

В рамках процесса обучения учитель и ученики включаются в широкий диапазон взаимоотношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определенной периодичностью перерастают в конфликты. Одной из наиболее сложных проблем, которую им приходится разрешать в конфликте -способность преодолевать собственные спонтанные реакции и негативные эмоции: растерянность, тревогу, страх, агрессию.

Конфликты, возникающие в школе нельзя оценивать только лишь с точки зрения их положительного или отрицательного влияния. В каждом конкретном случае следует уточнять, закономерное это явление или случайное, долгосрочное или временное, массовое или единичное, каковы его причинно-следственные связи и каким образом оно формирует поведение всех участников образовательного процесса?

Несмотря на то, что в современной науке существует множество определений конфликта, представляется целесообразным осветить отдельные дефиниции, отражающие сущность и неоднозначность данного феномена.

Анализ феномена конфликт и фундаментальные положения конфликтологии в первые начали разрабатываться М. Вебером, Г. Зиммелем, Р. Коллинзом, К. Марксом, Т. Парсонсом и др.

Среди современных зарубежных ученых-конфликтологов следует выделить такие имена как: Д. Волькер, X. Корнелиус, К. Ю. Тильманн, Ш. Фейр, Г. Хесль, К. Хуррельманн, В. Шубарт и др.

Проблемы конфликтов в российской образовательной среде отражены в работах: А. Я. Анцупова, В. В. Базелюк, С. В. Баныкиной, Г. С. Бережной, Л. Г. Борисовой, Т. Г. Григорьевой, В. И. Журавлева, Г. И. Козырева, Н. И. Леонова, М. М. Рыбаковой, Н. В. Самсоновой, Б. И. Хасана, А. С. Чернышева, Е. В. Шишкина и других.

Конфликт (СопАюШз) - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. В широком смысле конфликт понимается как столкновение, противостояние сторон [1, с. 77].

Философская традиция рассматривает конфликт как частный случай противоречия, его предельное обострение.

В социологии конфликт понимается как процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным. При этом в понятие социального конфликта включается широкий спектр разноуровневых явлений от противоборства отдельных личностей до межгосударственных и вооруженных столкновений [8, с. 330].

Социальный конфликт определяется как взаимодействие между двумя или несколькими личностями, группами или организациями, в рамках которого одна из сторон испытывает чувства, мысли или побуждения, по меньшей мере, несовместимые с чувствами и побуждениями другой стороны или социума в целом [1, с. 22].

В общественных науках, как процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, обусловленный объективными и субъективными причинами и протекающий в двух взаимосвязанных формах - противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях [1, с. 78].

По сферам проявления конфликты бывают:

1. Экономическими;

2. идеологическими;

3. социально-бытовыми;

4. семейно - бытовыми.

По субъектам конфликтного взаимодействия:

1. В ну триличностные конфликты;

2. межличностные конфликты;

3. конфликты «личность - группа»;

4. межгрупповые конфликты;

По степени длительности и напряженности конфликта:

1. Бурные и быстротекущие конфликты;

2. острые и длительные конфликты;

3. слабовыраженные и вялотекущие конфликты;

4. слабовыраженные и быстротекущие;

По социальным последствиям:

1. Конструктивные конфликты;

2. деструктивные конфликты [6, с. 27].

C.B. Баныкина характеризует конфликт как противоборство между самоопределяющимися субъектами, которые складываются в ходе реализации ими своих потребностей, интересов, устремлений при определенных условиях и под действием определенных конфликтогенных факторов [1, с. 8].

Конфликтная ситуация - это ситуация открытого или скрытого противоборства двух или нескольких участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения лично значимой для него проблемы.

В психологии изучаются теоретические основы конфликтного поведения человека, конфликты рассматриваются как внутриличностые и межличностные. Наиболее часто психологи обращаются к исследованиям: внутриличностных конфликтов, семейных конфликтов, конфликтов в школе или в Вузе, конфликтов в воинских коллективах, организационных конфликтов, влияния индивидуально-психологических особенностей человека на его поведение в конфликте, психологии социальных конфликтов и др. [1,с. 15-16].

В педагогике особое значение придается исследованию конфликтов в учебном коллективе, моббингу (издевательствам), межличностным конфликтам школьников-подростков, профилактике и преодолению конфликтов между учителем и учащимися, проблеме формирования конфликтологической компетентности и практической готовности педагога к разрешению конфликтов в учебно-воспитательном процессе и др. Конфликты являются одним из ключевых источников стресса в педагогической деятельности.

Конфликт в педагогическом процессе - форма проявления учебных и воспитательных противоречий, конструктивное решение которых может способствовать личностному росту конфликтующих сторон [1, с. 12].

Конфликт в школе - совокупность действий, оценок, вследствие которых причиняется физическая или психологическая боль, употребляются оскорбительные выражения, ухудшаются межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах [9, с. 365].

Наиболее часто в школе наблюдаются следующие виды конфликтов:

- конфликты между школьниками;

- конфликты между учащимися, учителями и родителями;

- конфликт учителя с самим собой;

- конфликты с коллегами и школьным руководством [2, с. 15-19].

В исследованиях немецкого педагога Дж. Валькер подчеркивается, что первый шаг в управлении конфликтом заключается в понимании его источников. Причина большей части конфликтов между школьниками заключается в общей раздражительности и неспособности некоторых из них преодолевать психологические и учебные нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Этим источником могут выступать ученики, учителя, родители или школьная обстановка в целом [5, с. 12].

Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера, большое количество учащихся в школе, негативно отражаются на поведении отдельных учителей и эмоционально лабильных детей с неустойчивой психикой и слабой нервной системой. В большом школьном коллективе к конфликтам и насильственным действиям предрасполагают: анонимность, круговая порука среди учащихся, меньшая вероятность их своевременного выявления и предотвращения.

Существует еще одна проблема, о которой многие исследователи тактично умалчивают - различный материальный уровень школьников. О материальном достатке школьника в первую очередь, свидетельствует его предметный мир: портфель, тетради, мобильный телефон, сумма денег, выдаваемых на карманные расходы, дорогие безделушки, машина, на которой ребенка привозят в школу.

Восприятие школьником социального расслоения во многом зависит и от позиции родителей. Некоторые дети с иронией комментируют не только материальное положение сверстников, но и учителей: «Чему полезному вы меня можете научить, если вы одеваетесь на вещевом рынке? Лучше научите меня зарабатывать деньги»!

Практически каждый школьный конфликт начинается с вербальных провокаций. Убийственные комментарии и едкие замечания могут ранить ребенка едва ли не больнее, чем прямое физическое воздействие. Когда едкие и провокационные комментарии делает человек, чье мнение является ценным, или когда с их помощью школьника намеренно унижают в присутствии одноклассников, по мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсон, может оказаться чрезвычайно неприятным, фрустрационным для него переживанием. Провокационные действия становятся сигналом к противодействию, вызывают ответную контратаку и приводят к конфликту [3, с. 137].

Реакция на провокационные действия со стороны учителей или сверстников может иметь разнообразный характер: от полного игнорирования и избегания конфликта, до вербальных или физических выпадов, которые могут выражаться в ударах, толчках, пинках, оскорблениях и др.

Традиционно, мальчики более вспыльчивы, склонны к применению физической силы, а девочки, наоборот, к психологическим и вербальным угрозам. Физически сильные мальчики, доминируют, выступают зачинщиками или судьями в пределах референтной группы.

Девочки конфликтуют изощренней. Конфликтность девочек чаще проявляется косвенным образом: через подстрекательство, игнорирование, манипулирование кругом подруг, сплетни, распускание слухов и др.

В отличие от учеников учителя значительно реже выступают в качестве инициаторов или ключевых субъектов конфликта. По мнению С. В. Баныкиной, учитель, находящийся в состоянии социальной тревожности, раздражительности и умеренного оптимизма, не всегда оказывается способным в полной мере осуществлять свои воспитательные и тем более конфликтологические функции [2, с. 25].

Конфликтность учителя выражается в его вспыльчивости, раздражительности, высокой готовности вступить в конфликт, агрессивно-оборони-тельном стиле поведения. Более конфликтными и нетерпимыми, как правило, бывают те учителя, у которых имеются проблемы личного характера (неудачно складывающаяся личная жизнь, бытовые проблемы, проблемы со здоровьем, дефицит средств и др.). Вертикальные и горизонтальные конфликты взаимодействия «администрация - учитель», «учитель - учитель» и «администрация - администрация» в основном возникают вследствие субъективно неправильной организации педагогического процесса.

Для учительских коллективов средней школы наиболее характерны следующие конфликтные факторы:

- нетактичное отношение друг к другу;

- неудобное расписание занятий;

- непродуманные нововведения в школе;

- перекладывание административных обязанностей на учителей;

- неравномерное распределение, тарифного фонда и педагогической нагрузки;

- административные и финансовые злоупотребления администрации.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. По мнению Г. И. Козырева, 87% учителей считают ее главной причиной внутришкольных конфликтов, при этом их не устраивает, примерно в одинаковой мере, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки [7, с. 51].

Причины роста напряженности и конфликтов в учительской среде также зависят от оценки деятельности учителя и несправедливых обвинений со стороны учеников, коллег, родителей, администрации школы, работников вышестоящих органов образования.

Экспресс опрос учителей, проведенный в ряде школ г. Новосибирска, показал, что каждый второй респондент однозначно считает, что на него оказывается чрезмерно высокое давление со стороны школьной администрации и родителей учеников. При этом учителя, более неравнодушные к своей работе, чаще вступают в конфликты с представителями администрации и коллегами, которые формально относятся к своим обязанностям, а последние чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, со своими более «неравнодушными» коллегами.

Важную роль во взаимоотношениях учащегося и учителя играют личные симпатии. Большинство учеников утверждают, что любят определенные предметы в школе исключительно благодаря учителям, которые их ведут и наоборот, могут прогуливать, или сознательно нарушать дисциплину на уроках учителей, отношения с которыми абсолютно не складываются. Некоторые ученики отмечают, что учителя их не понимают вследствие большой разницы в возрасте. В отличие от молодых учителей, которых в школе работает мало, пожилые учителя являются чрезмерно принципиальными и консервативными.

Практически все отношения в школе основываются на оценивании и конкуренции: учащиеся стараются заработать высокие отметки, добиться большего внимания со стороны учителя или высокого статуса в классе. Вместо того, чтобы измерять личные достижения в соответствии со своими возможностями, они делают собственным внутренними критериями чужие, внешние ориентиры. Высокие образовательные стандарты, конкурентное мышление и стремление к доминированию, по мнению Д. Валькер, мешают развивать учащимся позитивно ориентированные эмоциональные, познавательные и творческие способности [5, с. 88-89].

Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель допускает ошибку при анализе поступка ученика, делает необоснованные выводы. Опрос школьников показывает, что в подавляющем большинстве случаев конфликтовать с учителем невыгодно. Вступать в конфликт с учителем приходится либо в абсолютно безвыходных ситуациях, либо вследствие несправедливой отметки или оценки.

Социолог Л. Г. Борисова утверждала о профессиональной и нравственной неприемлемости конфликта в педагогической сфере, поскольку субъекты конфликта - учитель и ученик - заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение эмоционально, а то и болезненно. Учитель также нередко подвергает себя опасности так называемого «эмоционального сгорания».

Присутствие при конфликте других учащихся превращает их из свидетелей в «болельщиков» или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его масштаб увеличивается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс. Именно поэтому, согласно мнению Л. Г. Борисовой, за возникновение, ход и исход конфликта отвечает педагог - он профессионал и человек, умудренный жизненным опытом [4, с. 113].

Абсолютно согласиться с данным утверждением нельзя, так как не все дети приходят в школу только для того, чтобы учиться. В школе всегда есть ученики неспособные к преодолению психологической и учебной нагрузок. Отсутствие удовольствия от процесса обучения приводит их к фрустрации, вследствие которой развивается школьная фобия, проявляющаяся в грубости, нежелании посещать школу и выполнять требования взрослых, крайне нервных реакциях на замечания, ссоры с одноклассниками, бестактных комментариях в адрес учителя. В старших классах школьники конфликтуют более жестко, прибегать к психологическому давлению на учителя, отказываются посещать его уроки, требуют убрать его из класса, в крайних случаях угрожают учителю физической расправой.

Школьники отмечают, что есть учителя, которые также ведут себя некорректно в отношении определенных учеников, занижают им отметки, приклеивают отрицательные ярлыки, унижают при одноклассниках, удаля-

ют из класса, угрожают завучем или директором, кричат, вызывают в школу родителей, молчат, более предвзято контролируют выполнение домашнего задания, устраивают самостоятельные или контрольные работы и др.

Обеспечить бесконфликтное взаимодействие в школе практически невозможно. Более того, в определенных случаях конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем и противоречий, которые мешают нормальному развитию и организации школьного социума. К сожалению, не каждый учитель оказывается подготовленным к работе с конфликтным ситуациями, его поведение в конфликте бывает спонтанным, основывается на эмоциях и стереотипах. Некоторые школьные конфликты, либо замалчиваются, либо трансформируются таким образом, что их урегулирование становится возможным исключительно благодаря привлечению администрации или представителей силовых структур.

В процессе урегулирования конфликтов ключевая проблема состоит в том, чтобы определить наиболее оптимальные пути их разрешения. Выявление источников социальной напряженности в школе позволяет разрешать конфликты на ранних стадиях их формирования.

Первым шагом является развенчание мифов, о несуществовании и малом количестве конфликтов в школе. Эффективная работа с конфликтами, предполагает наличие информации о латентных проблемах школы, противоречиях скрытых внутри педагогического коллектива, потенциальных союзниках и противниках.

Управление конфликтами является составной частью общего процесса преподавания в школе. Конфликтная компетентность учителя заключается в способности предвидеть (прогнозировать) назревание конфликта и его развитие по негативному сценарию. Владение навыками по конфликтологии дает возможность не только применять их на практике, но и в целом держать ситуацию под контролем, по-новому смотреть на вполне очевидные проблемы и факты.

К сожалению, в педагогических вузах не ведется целенаправленная подготовка педагога к работе с конфликтными ситуациями. Обучение педагогов навыкам конструктивной конфликтологии и саморегуляции, может осуществляться только на основе личной заинтересованности в приобретении специальных знаний. Однако, несмотря на это, ни один специально подготовленный учитель-конфликтолог не сможет навести порядок в школе без помощи коллег, учеников, родителей и администрации. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы весь педагогический коллектив был единой командой, владел единой информацией и руководствовался едиными целями и требованиями.

Ответственность, персональная дисциплина, внимание к процессу в целом, отслеживание динамики поведения каждого педагога, фиксирование успехов и достижений, соблюдение правил, обсуждение результатов и планирование, являются ключевыми показателями взаимодействия команды учителей и наглядным примером для школьников. От позиции педагоги-

ческого коллектива в целом зависит станет ли работа с конфликтами эпизодическим явлением или общепринятой нормой.

Библиографический список

1. Анцупов, А. Я. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век [Текст] / А. Я. Анцупов., С. Л. Прошанов. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 704 с.

2. Баныкина, С. В. Конфликты в современной школе: изучение и управление [Текст] / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов ; Ин-т социологии РАН, Центр конфликтологии. - М.: КомКнига, 2006. - 184 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Спб.: Питер, 1998. - 336 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»),

4. Борисова, JI. Г. Учитель - ученик: конфликт или сотрудничество? [Текст]/ Л. Г. Борисова //Управление качеством образования. - Новосибирск: НГПУ, 2003. -С. 121-137

5. Валкер, Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы): Как нам договориться?: практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов [Текст]/Джеми Валкер; науч. ред. В. А. Светлов, пер. с нем. Р. С. Эйва-диса. - Санкт-Петербург: Светлячок: Речь, 2001. - 128 с.

6. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст]/ С. М. Емельянов. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2000. - 368 е.: ил., табл. - (Практикум по психологии).

7. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Г. И. Козырев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.

8. Новейший философский словарь [Текст] / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.-896 с.

9. Hurrelmann, К. Einleitung: Interdisziplinäre Gewaltforschung // Zeitschrift für Sozialisationsforschung und Erziehungssoziologie H. 2. 1995. S. 98-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.