Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников'

Психолого-педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
484
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / PSYCHO-PEDAGOGICAL FACILITATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / A HIGH SCHOOL STUDENT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Луткова Алена Михайловна

В статье под психолого-педагогической фасилитацией профессионального самоопределения старшеклассников понимается своевременная помощь в развитии учащегося, направленная на разрешение его индивидуальных и личностных проблем, связанных с определением в профессиональном направлении. Выводы проверены с помощью нескольких методик («Профессиональных склонностей» Л. Иовайши (модификация Г.В. Резапкиной), «Профиль» А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной, «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского) и метода математической обработки χ2-критерия Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Луткова Алена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical facilitation of professional self senior

In the article psychological and pedagogical facilitation of professional self-determination of senior high school students is understood as timely assistance in the development of the student, aimed at resolving their individual and personal problems related to the definition of professional direction. Conclusions are verified by using several techniques (“professional aptitudes” L. Iovayshi (G.V. Rezapkina modification), “Profile” by A. Golomshtok in G. Rezapka modification, “Readiness of teenagers to the choice of profession” by V.B. Uspensky) and method of mathematical processing of χ2-Pearson criterion.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 151.8:371.012 ББК 88.411:74.200.526

В.И. Долгова, А.М. Луткова

психолого-педагогическая фасилитация профессионального самоопределения

старшеклассников

В статье под психолого-педагогической фасилитацией профессионального самоопределения старшеклассников понимается своевременная помощь в развитии учащегося, направленная на разрешение его индивидуальных и личностных проблем, связанных с определением в профессиональном направлении. Выводы проверены с помощью нескольких методик («Профессиональных склонностей» Л. Иовайши (модификация Г.В. Резапкиной), «Профиль» А. Голом-штока в модификации Г. Резапкиной, «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского) и метода математической обработки %2-критерия Пирсона.

Ключевые слова: психолого-педагогическая фасилитация, профессиональное самоопределение, старшеклассник, индивидуальность, личность.

V.I. Dolgova, A.A. Lutkova

psycho-pedagogical facilitation of professional self senior

In the article psychological and pedagogical facilitation of professional self-determination of senior high school students is understood as timely assistance in the development of the student, aimed at resolving their individual and personal problems related to the definition of professional direction. Conclusions are verified by using several techniques ("professional aptitudes" L. Iovayshi (G.V. Rezapkina modification), "Profile" by A. Golomshtok in G. Rezapka modification, "Readiness of teenagers to the choice of profession" by V.B. Uspensky) and method of mathematical processing of %2-Pearson criterion.

Key words: psycho-pedagogical facilitation, professional self-determination, a high school student, personality, personality.

Работ по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников много, только в РИНЦ их размещено за последние пять лет более пятисот, а в текущем 2016 году - пятьдесят. Назовем лишь самые актуальные исследования, в которых проблема определяется как целостный процесс по изучению, формированию, развитию и коррекции профессионального определения личности человека. Например, проведен анализ

структуры профессионального самоопределения (О.Е. Кадеева, В.Н. Сырицы-на [7]); его сущности (Д.М. Джумалиева [5]); рисков (И.В. Арендачук, [3]); уровней (С.Ю. Алашеев, Т.Г. Кутейницына [2]) и показателей сформированности у старшеклассников готовности к самостоятельному выбору профессии (Д.Р. За-рипова, М.Л. Шабдинов [6]). Даны рекомендации для подготовки педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников (В.А. Адольф [1]) и

о

X .0

го

X

о s

о

о ф

-&

о с

го 59 tg

§1 ® го

S ф го ix * 3

О Q.

о

<5 к

го! ч ф ф с

о с; о

X s о С

го m о

Н

го

CÜ £ с; о d

ш

обоснованы направления работы психолога с современными старшеклассниками в период их профессионального самоопределения (О.А. Сажина, [10]). Раскрыты концепции, методы и приёмы деятельности социального педагога по организации информационного обеспечения профессионального самоопределения старшеклассников (Н.В. Бондаренко [4]). Обобщен опыт разработки и реализация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников (В.А. Педан [9]), представлены технологии профконсультиро-вания (Т.А. Макаренко [8]).

Мы под психолого-педагогическим сопровождением (фасилитацией) профессионального самоопределения понимаем своевременную помощь в развитии учащегося, направленную на разрешение его индивидуальных и личностных проблем, связанных с определением в профессиональном направлении.

Методы исследования проблемы: теоретические - анализ, систематизация, обобщение, моделирование, эмпирические - констатирующий эксперимент, тестирование, анализ документации, беседа, аналитические - метод математической обработки х2-критерий Пирсона.

Методики исследования: «Профессиональные склонности» Л. Иовайши (в модификации Г.В. Резапкиной), «Профиль» А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной, «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского.

Мы предположили, что старшеклассники не совсем готовы к выбору профессии, и проведенная психодиагностика подтвердила это предположение. Так из группы в 30 человек было выявлено только два старшеклассника с ярко выраженной профессиональной склонностью. Организованная фасилитационная работа проходила в два этапа: индивидуальные и групповые консультации и рекомендации по выбору профессии проводились сначала с учащимися, затем - с родителями. Далее было проведено общее фасилитаци-онное взаимодействие с учащимися одной школьной параллели в форме разработки индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся); проведены

специальные тренинговые занятия и психологические игры; занятия элективного курса «Кем я буду?». Занятия реализовыва-лись на свободном и добровольном сотрудничестве учащихся и психолога школы.

Так же было предложено сотрудничество через сеть Интернет для непосредственного индивидуального сопровождения. Он-лайн-консультирование открывает новые возможности профессиональному самоопределению. Это и всестороннее просвещение школьников с использованием личностно ориентированных программ с учетом индивидуальных особенностей, и свободное посещение он-лайн-консультаций, которые соответствуют интересам каждого ученика, и вовлечение в процессы профессионального самоопределния родственников и друзей. Была разработана целенаправленная система средств, использованы разнообразные и вариативные формы реализации психолого-педагогической фасилитации, все это способствовало повышению уровня профессионального самоопределения старшеклассников.

Покажем это на полученных с помощью психологической диагностики результатах.

На рисунке 1 представлены уровни склонностей испытуемых по опроснику профессиональных склонностей Л. Иовайши (модификация Г.В. Резапкиной).

По данным рисунка 1 склонность к работе с людьми проявилась на высоком уровне только у 15% старшеклассников, немного меньше на (3,5%) проявился средний уровень, и почти в 5 разе чаще проявился низкий уровень. Склонность к исследовательской работе на высоком уровне сформировалась у 10% старшеклассников, на среднем уровне немного более, чем в три раза чаще, и почти в 6 раз чаще - на низком уровне. Склонность к практической деятельности сформирована на высоком уровне у пятой части старшеклассников, более чем у половины - на среднем уровне, и на низком -тоже у пятой части учащихся. Склонность к эстетическим видам деятельности сформирована у одного из двадцати учеников, на среднем уровне выражена у каждого десятого, и на низком уровне -

Рис. 1. Распределение уровней склонностей испытуемых по опроснику профессиональны склонностей Л. Иовайши (модификация Г.В. Резапкиной)

у 85% старшеклассников. Склонность к экстремальным видам деятельности на высоком уровне проявляется у каждого пятого; на среднем - у каждого четвертого, более чем у половины опрошенных -на низком уровне. Склонность к планово-экономической деятельности выражена на всех уровнях у каждого третьего. По-

лученные данные позволили нам подходить дифференцированно к оказанию помощи в сопровождении ведущей, доминирующей профессиональной склонности испытуемых.

На рисунке 2 показано соотношение уровней интересов ведущей деятельности учащихся.

=й высоким уровень V. средний уровень ::: низкий уровень

Рис. 2. Результаты контрольного среза по методике «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)

о

X .0

с; го

X

о ^

о

о ф

■&

о ^

с

го 59

§1 ® го

го ¡г * 3

О О. ФГО

О

<5 к ¡5!

Ч ф ф

с

о с; о

X ^

о С

го ш о ¡£ н

го ей

£ с; о

ш

Из рисунка 2 следует, что каждый третий ученик нуждается в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения. Почти

столько же учащихся имеют представления, в какой сфере деятельности они могли бы себя реализовать, и столько же точно уверены в своих профессиональных предпочтениях.

Рис. 3. Результаты контрольного этапа исследования по методике «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского

По данным рисунка 3 видно, что значительная часть школьников не готова к выбору профессии и профессионального направления; каждый шестой ученик имеет смутное представления о своей будущей профессии; каждый четвертый представляет то, чем бы он хотел заниматься, но все же остаются некоторые вопросы, связанные с профессиональным самоопределением; почти полови-

на старшеклассников теперь точно уверены, в том, какую профессию им стоит осваивать.

На рисунке 4 представлены результаты исследования по методике «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского до и после реализации программы психолого-педагогической фасилитации профессионального самоопределения старшеклассников.

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского до и после реализации программы психолого-педагогической фасилитации профессионального самоопределения старшеклассников

На рисунке 4 видно, что на 4,4% снизилось число учащихся, которые не были готовы к выбору профессии; низкая готовность к выбору профессии снизилась почти втрое; средняя готовность снизилась на 8,3%, и в 7,2 раза повысилось ощущение, что теперь-то они знают, какую профессию хотят освоить.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы использовали критерий х2-критерия Пирсона. Сравним полученные уровни готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников.

Сформулируем гипотезы:

Н0: Интенсивность сдвигов в сторону повышения уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению не превышает интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня готовности к профессиональному самоопределению.

Н^ Интенсивность сдвигов в сторону повышения уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению превосходит интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня готовности к профессиональному самоопределению. Расчет представлен в табл. 1 и 2.

Табл. 1. Расчет данных до и после реализации программы психолого-педагогической фасилитации профессионального самоопределения старшеклассников по критерию х2-критерия Пирсона

N Эмпирическая частота Теоретическая частота (гЭ - гТ) (гЭ - гТ)2 (гЭ - гТ)2/гТ

1 17 14.43 2.57 6.6 0.457

2 12 14.57 -2.57 6.6 0.453

3 43 28.85 14.15 200.22 6.94

4 15 29.15 -14.15 200.22 6.869

5 32 28.36 3.64 13.25 0.467

6 25 28.64 -3.64 13.25 0.463

7 7 27.36 -20.36 414.53 15.151

8 48 27.64 20.36 414.53 14.997

Суммы 199 199 — — —

Результат: х2Эмп = 45.797

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Табл. 2. Критические значения х2 при v=3

V Р

0.05 0.01

3 7.815 11.345

Различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если Х2Эмп достигает или превышает х20 05, и тем более достоверным, и если х2Эмп достигает или превышает х20 01. Ответ: х2Эмп равно критическому значению или превышает его, расхождения между распре-

делениями статистически достоверны, принимается гипотеза Н1.

Таким образом, наши предположения о том, что уровень профессионального самоопределения старшеклассников повысится, если будут учитываться склонности и интересы старшеклассников, оправдались.

Библиографический список

1. Адольф, В.А. Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников [Текст] / В.А. Адольф // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5. - № 1. - С. 82-86.

2. Алашеев, С.Ю. Как измерить уровень профессионального самоопределения школьников? [Текст] / С.Ю. Алашеев, Т.Г. Кутейницына // Социология образования. - 2016. - № 5. - С. 21-34.

3. Арендачук, И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект [Текст] / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5. - № 1. - С. 70-77.

4. Бондаренко, Н.В. Деятельность социального педагога по организации информационного обеспечения профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / Н.В. Бондаренко // Педагогические науки. - 2016. - № 2 (77). - С. 18-21.

5. Джумалиева, Д.М. Профессиональное самоопределение старшеклассника [Текст] / Д.М. Джу-малиева // Наука, образование и культура. - 2016. - № 5 (8). - С. 67-69.

6. Зарипова, Д.Р. Структура и показатели сформированности у старшеклассников готовности к самостоятельному выбору профессии [Текст] / Д.Р. Зарипова, М.Л. Шабдинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-2. - С. 198-204.

7. Кадеева, О.Е. Анализ профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / О.Е. Кадеева, В.Н. Сырицына // Инновационная наука. - 2016. - № 2-4 (14). - С. 62-63.

8. Макаренко, Т.А. Профконсультирование как основа профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / Т.А. Макаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 181-183.

9. Педан, В.А. Разработка и реализация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / В.А. Педан // Научное мнение. - 2016. -№ 6-7. - С. 56-62.

10. Сажина, О.А. Направления работы психолога с современными старшеклассниками в период их профессионального самоопределения [Текст] / О.А. Сажина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 5-3 (80). - С. 82-85.

Referencеs

1. Adolf V.A. Training teachers to work on personal self-determination of senior pupils. Izvestia Saratovskogo Universiteta. Novaia seria. Akmeologia obrazovania. Psikhologia razvitia, 2016. T. 5. № 1. P. 82-86. [in Russian].

2. Alasheev S.Y., Kuteynitsyna T.G. How to measure the level of professional self-determination of schoolboys? Sotsiologia obrazovania, 2016. № 5. P. 21-34. [in Russian].

3. Arendachuk I.V. Risks of professional self-determination of senior pupils: psycho-pedagogical aspect.

Izvestia Saratovskogo Universiteta. Novaia seria. Akmeologia obrazovania. Psikhologia razvitia, 2016. T. 5. № 1. P. 7077. [in Russian].

4. Bondarenko N.V. Activity of the social teacher in organization of data provide professional self-determination of senior pupils. Pedagogicheskie nauki, 2016. № 2 (77). P. 18-21. [in Russian].

5. Dzhumalieva D.M. Professional self-determination of the senior pupil. Nauka, obrazovanie i kultura, 2016. № 5 (8). P. 67-69. [in Russian].

6. Zaripova D.R., Shabdinov M.L. The structure and performance of formation of readiness of senior pupils for independent choice of profession. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania, 2016. № 512. P. 198-204. [in Russian].

7. Kadeeva O.E. Syritsyna V.N. Analysis of professional self-determination of senior pupils. Innovasionnaia nauka, 2016. № 2-4 (14). P. 62-63. [in Russian].

8. Makarenko T.A. Professional consulting as a basis for professional self-determination of senior pupils. Concept. Scientific methodological electronic journal, 2016. T. 19. P. 181-183. [in Russian].

9. Pedan V.A. Development and implementation of a model of pedagogical support of professional self-

determination of senior pupils. Nauchnoie mnenie, 2016. № 6-7. P. 56-62. [in Russian].

^ 10. Sazhina O.A. Areas of work of the psychologist with the modern high school students during

o

cl their professional self. Novaia nauka: Sovremennoie sostoianie i puti razvitia, 2016. № 5-3 (80). P. 82-85.

ro

CO

о

I>

ro

CO

о

GQ

[in Russian].

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: 23a12@list.ru

Луткова Алена Михайловна,

магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail^: alenikfedoseeva@ya.ru

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Psychology,

Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical

and Applied Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: 23a12@list.ru

Lutkova Alena Mikhailovna,

Master student,

Department of Theoretical and Applied Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: alenikfedoseeva@ya.ru

УДК 151.8 ББК 88.4

В.И. Долгова, Е.В. Мельник

психологическая структура эмпатии фасилитатора

В статье говорится, что психологическая структура эмпатии фасилитатора может состоять из трех компонентов: когнитивного (понимание состояния других людей без изменения своих состояний); эмоционального (аффективного) - сопереживание и сочувствие; поведенческого (действенного) - активная поддержка других людей; что высокую профессиональную эмпатий-ность следует связывать с процессами самопознания мотивов, индивидуального стиля деятельности, уровня эмпатии и самооценки психолого-профессиональных качеств; со специальным обучением самоанализу, методам развития сензитивности, приемам эмпатического поведения.

Ключевые слова: фасилитатор, эмпатия, психологическая структура, понимание сопереживание, сочувствие, активная поддержка, мотивы, индивидуальный стиль деятельности, конфликт.

V.I. Dolgova, E.V. Melnik psuchological structure of facilitator empathy

The article shows that the psychological empathy facilitators structure may consist of three components of cognitive (understanding of the status of other people without changing their states); emotional (affective) - empathy and compassion; behavioral (effective) - the active support of other people; that high professional empathy should be associated with the processes of self-motivation, individual style of activity, level of empathy and self-psychological and professional qualities; special education self-analysis, methods development of sensitive, empathic behavior techniques.

Key words: facilitator, empathy, psychological structure, understanding empathy, empathy, active support, motivation, individual style of activity, conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.