Научная статья на тему 'Психолого-физиологические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста'

Психолого-физиологические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1482
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дормидонтова Лариса Петровна

В статье исследуются понятия «творчество», «креативность», «компоненты творческих способностей», рассматриваются различные трактовки понятия способности, выделяются уровни их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-физиологические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования

пах, уменьшения количества пропусков по болезни. По итогам оценки культуры здоровья дошкольников наблюдается повышение уровня знаний, умений, навыков. В ходе анкетирования и интервьюирования выяснилось, что родители, став более информированными и заинтересованными в укреплении здоровья своих детей, стали больше уделять внимания оздоровлению не только детей, но и собственному здоровью. Увеличивается количество семей, посещающих физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжную базу, культурно-массовые мероприятия.

Литература

1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.- М.: Гном, 2007.-204 с.

2. Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики.- М.: Гном, 2009.-213 с.

3. Метелкина Т. Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1.С.50-54.

4. Микляева Н.В., Полозова О. А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ,- М., 2006.

5. Надеева М. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 14-18.

6. Никитина Е.А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 48-53.

7. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.- М., 2007.

8. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Учебное пособие.- М.: «Владос», 2000.-327с.

9. Тараканова В. В., Бармакова Т.В. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме// Эксперимент и инновации в школе, 2014. № 3. С. 47-52.

10. Тараканова В. В., Соловьева Н.Г Здоровье современных подростков. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 4. С. 66-71.

11. ЩетининМ. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.- М.: Высшая школа, 2008.-231 с.

12. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа Здоровья: стратегия и тактика. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 31-34.

Дормидонтова Лариса Петровна

заведующая МБДОУ № 18 «Аленушка» канд. пед. наук, ст. преподаватель УлГПУ им. И. Н. Ульянова г. Ульяновск, Ульяновская область

J ^

ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье исследуются понятия «творчество», «креативность», «компоненты творческих способностей», рассматриваются различные трактовки понятия способности, выделяются уровни их развития.

Ключевые слова: творчество, креативность, способности, творческие способности, мотивация творчества, творческая деятельность.

Понимание природы творчества неотделимо от рассмотрения психолого-физиологических особенностей личности индивида. Понятие творчества предполагает личное начало и употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле «творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбина-

ции данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [1, с. 54-55]. Эта характеристика творчества, на взгляд Ю. А. Клейбер-га, имеет глубокий психологический смысл: личностный и процессуальный. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений. Во-вторых, изучение этих свойств

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

15

Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования

личности указывает на важную роль воображения, интуиции, а также потребности личности в самоактуализации [3].

Признавая формирование творчества, творческих способностей ребенка в качестве одной из ведущих целей образования, психолого-педагогическая наука вкладывает в его определение зачастую разные смыслы. В рамках первого подхода творчество рассматривается как процесс и результат создания нового, оригинального. Во втором случае на передний план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества. Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя». Основой творчества личности считаются ее общие способности, связываемые, прежде всего, с интеллектуальным творчеством, продуктивностью мышления. Согласно другой точке зрения, творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, общих и специальных способностей личности (Дж. Гилфод, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). Оно не связано с конкретным видом деятельности и выступает как универсальная способность личности к творчеству. Наиболее развитой концепцией, выражающей эту точку зрения, является теория интеллектуального порога П. Торренса [1].

Одной из фундаментальных характеристик личности является креативность. Во всех источниках понятие «креативность» связывается с понятием «творчество», но является самостоятельной категорией. Ряд авторов (Н. С. Лейтес, А. Н. Лук, B. C. Юркевич) отмечают среди главных характеристик креативности быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памяти, сформированное^ навыков логического мышления, быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения, умение категоризировать и классифицировать информацию, «метафоричность» мышления [4, 6]. По мнению Д. Б. Богоявленской, креативность определяется специфической личностной структурой, позволяющей человеку выходить за пределы заданной проблемы [1]. Дж. Гилфорд считает, что креативность может быть определена как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению [2]. Согласно американскому психологу А. Маслоу -это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [1].

Итак, креативность рассматривается как общая универсальная способность к творчеству, определяется специфической личностной структурой и характеризуется наличием быстроты и точности выполнения умственных операций, навыков логического мышления, оригинальности вербальных ассоциаций, творческого мышления и воображения.

В трактовке понятия «способность» можно выделить два направления. Первое - психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (Э. А. Голубева, В. М. Русалов). Другое направление - исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (деятельностный подход А. Н. Леонтьева). В рамках школы С. Л. Рубинштейна (А. В. Брушлин-ский, К. А. Абульханова-Славская) способности рассматривались, как возникающие на основе задатков, так и развитие их по способам деятельности.

В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкования видов и структуры способностей: по видам деятельности, с точки зрения развития (потенциальные и актуальные) [7,8,9,10,11 и др.]. Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические и другие.

Принято выделять два уровня развития способностей: репродуктивный (высокая умелость); творческий (способность создавать новое). Творческие способности определяются как совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства. Творческие способности, указывает А. Н. Лук, разделяют на три группы. Одна связана с мотивацией (интересы и склонности), другая - с темпераментом (эмоциональность) и третья группа - умственные способности [6].

Одним из важнейших источников творчества является проблема мотивации, мотивационная структура личности. Известно, что интегративным внутренним фактором мотивации и поведения человека служит направленность личности, объединяющая потребности, интересы, желания, мечты, идеалы и убеждения. Мотивационными особенностями творческой личности является ярко выраженное стремление к самому процессу творчества, к самовыражению, устойчивая увлеченность содержанием творческой деятельности. Психологи Г. Олпорт и А. Маслоу считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся принципу удовольствия; это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [1]. Как отмечает В. Н. Дружинин, у детей с высоким уровнем способности к творчеству мотивация творчества стала «внутренней» мотивацией, актуализация которой не зависит от воздействия другого субъекта [1]. Следовательно, основываясь на данных мнениях, можно отметить, что мотивация является важным компонентом, необходимым для

16

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования

проявления и формирования творческих способностей.

Творчество характеризуется порождением и сложной динамикой эмоциональных оценок, которые выступают как новообразование не менее значимое, чем мотивы и цели. Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию. Проблема единства аффекта и интеллекта, поставленная Л. С. Выготским, получает здесь свое особое преломление и развитие, она выступает как единство эмоционального и творческого развития детей. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности детей, что существенно перестраивает эмоционально-мотивационную сферу ребенка и способствует формированию эвристической структуры личности.

Если творчество есть процесс, состоящий в создании чего-либо нового, то творчество невозможно без собственной активной деятельности. Конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. В творческой деятельности предмет выступает в двух качествах: как новый продукт деятельности, не существовавший ранее, и как образ еще не созданного предмета. В творческой деятельности на первый план выступают функции конструирования, порождения, созидания нового. Основным показателем творчества, как вида деятельности, является новизна его результата. В исследовании А. Н. Леонтьева детское творчество рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, и изучается в русле той деятельности, в которой оно формируется [5]. Следовательно, можно отметить, что показатели творчества будут связанны с анализом продукта деятельности.

Таким образом, творчество можно охарактеризовать как высшую форму проявления интеллектуальных функций, как творческий процесс и результат, как деятельность, порождающую нечто качественно новое. Творчество предполагает личное начало и наличие мотивов, знаний, умений, а также способностей, благодаря которым создается новый продукт.

Творческие способности можно определить как индивидуально-психологические особенности личности, которые формируются, развиваются и проявляются в творческой деятельности, и характеризуются положительной мотивацией к творчеству, эмоциональной насыщенностью творческой деятельности, знаниями и умениями, требуемые для данного вида деятельности.

Литература

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Д. Б. Богоявленская.- М.: Академия, 2002.- 320 с.

2. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления [Текст] / Дж. Гилфорд.-М: Прогресс, 1965.- 244 с.

3. Клейберг Ю. А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков [Текст]: Дис. ... д-ра пед. наук.- СПб., 1995.- 430 с.

4. Лейтес Н. С. Ранние проявление одаренности [Текст] / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии.- 1988.- № 4.- С. 98-107.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.

6. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук.-М.: Полит-издат., 1976.- 144 с.

7. Новоселов С. А., Трифонова О. В. Комплексное развитие творческих способностей учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6.С.25-31.

8. Окуненко Л. А., Заплатина Е. А. Творческий проект в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического цикла: проблемы реализации и внедрения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 2.С.65-68.

9. Панова В. М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 61-63.

10. Сиденко Е. А. О всемирном юбилейном конкурсе творческих работ детей и подростков по теме: «Год России в Нидерландах и Нидерландов в России». // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6. С.2-19.

11. Спиглазова Н. И., Васильев С. Н. Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 49-55.

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.