Научная статья на тему 'Психология виктимного поведения молодежи'

Психология виктимного поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3130
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМНОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПСИХОТЕРАПИЯ / VIСTOMOLOGIYA / ICTIMIZATION / VICTIMIZATION / PSYCHODIAGNOSTICS / PSYCHOLOGY / YOUTH / DESIGN / PSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрова К.И., Юров И.А.

В статье представлена характеристика психологии виктимного поведения молодежи и предложены формы, методы, методики психологической профилактики виктимного поведения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology youth victim behavior

The article presents a description of the psychology of victim behavior of young people and proposed forms, methods and techniques of psychological prevention of victim behavior of young people.

Текст научной работы на тему «Психология виктимного поведения молодежи»

V-

УДК 343.912

Виктимология 1(11) / 2017, с. 23-26

Юрова К.И., Юров И.А.

ПСИХОЛОГИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье представлена характеристика психологии виктимного поведения молодежи и предложены формы, методы, методики психологической профилактики виктимного поведения молодежи.

Ключевые слова: виктимология, виктимизация, виктимность, психодиагностика, психология, молодежь, проектирование, психотерапия.

Исследования, проводимые в различных регионах нашей страны, а также за рубежом, показывают, что жертва преступления своим провокационным поведением играет существенную роль в генезисе, развитии и реализации криминальных ситуаций. Это относится и к определенной части молодежи, в том числе и студенческой (особенно в условиях курортного региона) [7, с. 190-192].

Виктимное поведение может осуществляться на осознаваемом уровне в виде демонстративного поведенческого нонконформизма (например, скоморохи, юродивые, кликуши, молодежные группы — готы, панки, хиппи, радикалисты и т. п.) с целью пиара, саморекламы, самовыражения. На этом уровне часто проявляется агрессивное поведение, которое провоцируется неприемлемым обращением (нападки, буллинг), воздействием и подражанием значимому лицу (идолу, криминальному лидеру, кумиру, крутому полицейскому и т. п.), эксцентричными мотивами и убеждениями (паранормальные идеи). Установлено, что агрессивное поведение обусловлено следствием неадекватного развития социально-когнитивных навыков в детском и подростковом возрастах. По мнению Р. Бэро-на, агрессивные действия можно описать на основе трех шкал: физическая-вербальная (нанесение ударов, словесный конфликт), активная-пассивная (чрезмерная критика личности — сговор с целью дискредитации соперника), прямая-непрямая (жесткий выпад—организация условий и мнений с целью не позволить человеку достичь желаемой цели). Агрессивное поведение обычно провоцируется

фрустрациями—негативными возникающими в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как травмирующая. Препятственно-доминантные по типу и экстрапунитивные по направленности фруструющие ситуации могут привести к виктимному поведению. Все то, что приводит к нарушению психического гомеостаза (внутреннему психическому благополучию, гармонии) может привести к виктимному поведению [1, 6, 7].

Большое значение в формировании виктимного поведения имеют факторы семейного и школьного воспитания, а именно:

1) высокий уровень требований и ожиданий семьи и школы к ребенку;

2) перенапряжение ребенка (многофункциональная нагрузка (школа, музыка, спорт, студии, языки);

3) воспитание ребенка как «сверхценность» (ты должен достичь того, чего достигли или хотели достичь мы);

4) воспитание по типу гиперсоциализации («ребенок сам по себе — полная свобода» или гипосоциализации (оградить ребенка от реалий современной жизни или по принципу «Делай как я»).

Возможные реакции ребенка на приведенные факторы: а)нигилизм-негати-визм; б) различные фобии (страхи и комплексы); в) различные виды фрустраций; г) психосоматические и неврозоподобные состояния (ложный аутизм, уход в себя, уход в болезнь, бегство из семьи, уход из школы и т. п.); д) тревога и тревожность,

стрессы; е) эгоцентризм и социально-психологическая дезадаптация.

С точки зрения фрейдовского психоанализа причиной виктимного поведения могут быть вытесненные в подсознание агрессивные реакции, страхи, чувство вины, нереализованное или исковерканное детское формирование личности из-за блокады анального, орального и гениталь-ного фаз развития. Эти психические образования могут быть спроецированы через трансфер на лицо (лиц), которое подобно тому, кто приносил страдания или негативизм. Это может носить как неконтролируемый, бурный характер, так и осознаваемое манипулирование своим поведением и поведением окружающих (в виде слухов, сплетен, «секретов», намеков, язвительных замечаний и даже буллинга). По мнению психоаналитика К. Хорни, не осуществленное родителями нивелирование детской «базальной тревоги» приводит к неадекватному поведению в детском, а затем и во взрослом возрасте, даже виде неврозопо-добного истерического проявления.

С точки зрения «коллективного бессознательного» К. Юнга демонстративное поведение и отказ от традиций, обычаев, норм морали народа или доминантного социума свидетельствует о деструкции личности, а по нашему мнению и к проявлению психологии виктимного поведения.

По мнению А. Адлера, чувство неполноценности может привести к неконтролируемой компенсации, в том числе и через агравированные формы поведения («комплекс Наполеона», «комплекс неудачника», «комплекс маменького сынка», «комплекс дизморфофобии» и т. п.).

Если при первичной виктимизации на первый план выступают контакты с ранее судимыми и проявление дискриминационного поведения, а при повторной виктимизации одни и те же лица неоднократно становятся потерпевшими от преступлений вследствие своего провоцирующего поведения, то при повышенной виктимизации уже проявляется стиль поведения, образ жизни. При совершении насильственных преступлений в быту повышенная виктимизация наблюдается примерно в 60 % случаев [2, 3].

Среди потерпевших от преступлений выделяют четыре типа жертв.

Первый тип — потерпевшие, не со-

действующие возникновению конфликта и становящиеся потерпевшими лишь в силу неблагоприятно сложившихся обстоятельств.

Второй тип — потерпевшие, не содействующие возникновению конфликта, но из-за недооценки реальности угрозы стать жертвой преступления сначала активно не пресекают действия преступника, т.к. эти действия не воспринимают как реализацию преступного намерения и потому не готовы к оказанию своевременного отпора. Лишь осознав реальность угрозы, они начинают оказывать сопротивление.

Третий тип — потерпевшие, по неосторожности содействующие своим поведением возникновению конфликта, но активно пытающиеся пресечь развитие преступных действий.

Четвертый тип — потерпевшие, содействующие своим поведением не только возникновению конфликта, но и созданию условий, благоприятных для совершения в отношении них преступления. Эти пострадавшие, в отличие от потерпевших третьего типа, сами провоцируют преступление. Они не только участвуют в создании «благоприятных условий», но и оказывают сопротивление только тогда, когда конфликт разрешается преступным путем.

Случайное виктимное поведение часто обусловлено неосторожностью, доверчивостью, неопытностью. Злостное вик-тимное поведение связано с активной, настойчивой, требовательной манерой решения проблем.

Виктимность, как правило, есть не что иное, как реализованная преступным актом предрасположенность стать в той или иной ситуации жертвой преступления или неспособность избежать посягательства, покушения там, где это можно было бы предотвратить.

К профилактическим методам и формам виктимного поведения молодежи можно отнести следующие:

1. Психологическое изучение лиц (психодиагностика), склонных к виктим-ному поведению (наблюдение, социометрия, тестирование, анализ продуктов деятельности, психоанализ). Создание психологического портрета такого лица (психологическое портфолио).

2. Вербальные методы формирования негативного отношения к виктимно-

му поведению и формирование морально-нравственного поведения в современном обществе (речь дикторов радио-телевидения, речь в сериалах, кино, шоу-бизнесе, лекции, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальная и групповая психотерапия).

3. Психологические и социально-психологические тренинги адекватного поведения в различной социальной среде.

4. Формирование адекватных паттернов поведения в различных ситуациях (дресс-код, манеры, подавление вредных привычек, совершенствование словарного запаса и лексики).

5. Формирование социально-психологического иммунитета к негативным внутренним и внешним факторам (психосоматика, депрессия, истерика, ипохондрия, неврозы, агрессивное поведение окружающих).

6. Демонстрация кино-видеофильмов о процессах и результатах виктимного поведения. Использование арт-терапии в работе с молодежью, склонной к виктим-ному поведению.

7. Социально-психологическая подготовка к различным негативным внутренним и внешним факторам (психопедагогика). Социально-психологоческая работа с семьей и ближайшим окружением молодого человека.

8. Специальная психолого-нравственная работа с жертвами преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцами, маргиналами.

9. Вовлечение лиц, склонных к вик-тимному поведению, к общественно-значимой деятельности (волонтеры, члены общественных и спортивно-оздоровительных организаций, клубов, студий, кружков и т.п.).

10. Проектирование (форма активности, направленная на достижение социально значимой цели). Проектирование включает в себя: концептуализацию (разработка концепции проектируемого преобразования), программирование (определение совокупности необходимых видов деятельности в их логической и временной последовательности), планирование действий по реализации проекта, практическая реализация проекта.

11.Исключительно важное значение имеет психологическое сопровождение лиц, склонных к виктимному поведению в жизнедеятельности, которое включает в себя психодиагностику, и психологический мониторинг, и психологическую подготовку, и психологическую защиту, и психологический прессинг, и заканчивается социально-психологической поддержкой жертв преступлений в период социально-психологической ремиссии.

Адекватно проведенные этапы и методы психологического сопровождения лиц, склонных к виктимному поведению значительно снижают стрессогенные и чрезмерно эмоциональные условия различных видов деятельности, повышают их жизненную толерантность, плавное вхождение в социально-приемлеаые формы, виды и способы поведения [5, с. 84-85].

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб.: Питер, 2000.

2. Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. — М.: Аквариум, 1995.

3. Дубягин Ю.П. Следующая жертва — ты. — М.: Азбука безопасности, 1995.

4. Лактионова Т.В. Основы виктимологической профилактики разбоев и грабежей. — М.: Адвокатская практика, 2005.

5. Мельников В.М., Юров И.А. Системно-комплексная структура личности. В сборнике: От истоков к современности — 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 84-85.

6. Максименков А.А., Майоров А.В. Психологические аспекты виктимности // Виктимология. 2015. № 4(6). С. 26-29.

7. Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции // Дружинин-ские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, Сочинский государственный университет, 22-24 мая 2014 г. / под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, И.Г. Макаревской, Ю.Э. Макаревской, С.Н. Тесля, В.П. Шува-новой. - Электрон.текст. дан. (1 файл 3,6 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 190-192.

ЮРОВА Ксения Игоревна, кандидат исторических наук, декан факультета экономики и права, Московский инновационный университет, г. Москва E-mail: Dekan.urio@mail.ru

ЮРОВ Игорь Александрович, кандидат психологических наук, зам. декана факультета гуманитарных наук и управления, Московский инновационный университет, г. Москва E-mail: sov36@mail.ru

Yurova K.I., Yurov I.A.

PSYCHOLOGY YOUTH VICTIM BEHAVIOR

The article presents a description of the psychology of victim behavior of young people and proposed forms, methods and techniques of psychological prevention of victim behavior of young people.

Keywords: vi^omologiya, ictimization, victimization, psychodiagnostics, psychology, youth, design, psychotherapy.

YUROVA Ksenia Ig., Candidate of Historical Sciences, Dean of the Faculty of EcoNomics and rights, Moscow Innovation University, Moscow E-mail: Dekan.urio@mail.ru

YUROV Igor A., candidate of psychological sciences, deputy. Dean Faculty of Humanities and Management, Moscow Innovation University Sitet, Moscow E-mail: sov36@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.