Научная статья на тему 'Психология развития личностных позиций зрелого человека во взаимодействии с другими людьми и психологическое консультирование по проблемам жизненного пути'

Психология развития личностных позиций зрелого человека во взаимодействии с другими людьми и психологическое консультирование по проблемам жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюхова Н. Г.

В статье выявляются и рассматриваются проблемы зрелости как наиболее продолжительный период онтогенеза. Акцентируется внимание на возможной динамике изменения личностных позиций зрелого человека во взаимодействии с другими людьми. Анализируются вопросы становления и развития личностных позиций зрелого человека во взаимодействии с другими людьми в процессе психологического консультирования по проблемам жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология развития личностных позиций зрелого человека во взаимодействии с другими людьми и психологическое консультирование по проблемам жизненного пути»

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997. - 368 с.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с.

3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие. -М.: Ноосфера, 1999. - 272 с.

4. Елдышова O.A. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 101-102.

5. Маркова А.К. «Акме» в профессиональном развитии человека / A.A. Дергач, Акмеология: учебник. - М.: «РАГС», 2004. - С. 129-135.

6. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. - 2000. - 264 с.

7. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Осухова. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

8. Осухова Н.Г., Койфман М.В. Теоретическая позиция и практика: сопоставительный анализ двух подходов к консультированию // Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Астрахань, 16-17 октября 2009 г.) / Сост.: Н.Г. Брюхова, Е.А. Подосинникова: отв. ред. Б.В. Кайго-родов. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009. - Т. 2 - С. 6-13.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности: учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ личностных позиций ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

© Брюхова Н.Г.*

Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань

В статье выявляются и рассматриваются проблемы зрелости как наиболее продолжительный период онтогенеза. Акцентируется внима-

* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.

ние на возможной динамике изменения личностных позиций зрелого человека во взаимодействии с другими людьми. Анализируются вопросы становления и развития личностных позиций зрелого человека во взаимодействии с другими людьми в процессе психологического кон -суньтирования по проблемам жизненного пути.

Зрелость, являясь длительным возрастным периодом, выступает как среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет), Зрелость характеризуется как появлением новых качеств, психических новообразований, так и высоким уровнем развития психического человека. В период зрелости наблюдается активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути. Зрелый человек может, подходя мудро к анализу своих достижений и ошибок и проявляя творческое отношение к жизни, варьирует и экспериментирует со своими социальными ролями, адекватно выбирая тактику и стратегию не только поведения, но и мышления [3, 4]. На этапе зрелости такие позитивные тенденции развития могут сопровождаться не только переходными периодами и кризисами, потерями в развитии и пиками, но и оптимумами и спадами развития [5, 7], которые в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека. В зрелом возрасте наиболее интенсивно развиваются психические функции, востребованные в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования для нее. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени [3], что вызывает неравномерность и гетерохронность развития. В рамках акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в его профессиональном и личностном развитии. Акмеология исходит из возможности пластичности, тренируемости и развиваемости большинства психических качеств и особенностей человека в период зрелости. Акмеологией утверждается, что привлекательность периода зрелости заключается в том, что он характеризуется, с одной стороны, целесообразностью опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, а с другой стороны, возрастающей в период зрелости активностью человека как субъекта своего жизненного пути.

Психология развития - это раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности [2, с. 10]. Психология развития как отрасль психологии изучает психологические изменения человека по мере его взросления. При этом психология развития характеризуется целостным подходом к исследованию и рассмотрению, анализу и описанию процесса развития человека.

В рамках психологи развития внимание акцентируется на все этапы человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительст-

ву, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть (геронтопсихология); описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития на каждой из стадий развития человека [6, с. 8]. В психологии развития при соотнесении основных понятий утверждается, следующее. Развитие (необратимый закономерный процесс, направленный на изменение), созревание (процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума) и рост (процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции) взаимосвязаны следующим образом -изменения количественные служат основой для развития качественных изменений, при этом важен учет психогенетических наследственных особенностей [9, с. 15]. В психологии развития понятие «развитие» рассматривается как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, и собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и этапов и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъектадеятельности [8, с. 3].

В рамках психологии развития чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. По широте охвата проблем, задач и вопросов, по глубине анализа и систематизации информации на настоящий период психология развития как раздел психологии является наиболее полным, а вследствие этого очень полезным не только студентам, обучающимся психологии, научным сотрудникам, практикующим психологам, но, и ученым, предпринимающим попытки дальнейшего изучения феноменологии развития человека.

Важность психологии развития человека для такого вида психологической помощи, как психологическое консультирование, предоставляющее помощь людям в решении их психологических проблем, сложно переоценить. Особую важность психология развития личности зрелого человека представляет для психологического консультирования по проблемам жиз-ненного пути, в связи с тем, что оно направлено «на восстановление индивидуальной логики жизни человека» [1, с. 33].

Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути базируется на теоретических воззрениях на жизненный путь личности, сложившихся и развивающихся в отечественной психологии. Оно вбирает в себя знания, основанные на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и на теоретические положения о деятельности, сознании и личности А.Н. Леонтьева. Выстраивается, руководствуясь философско-психо-логическими воззрениями на жизненный путь личности С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой и знаниями об «индивиде», «личности», «индивидуальности», «субъекте», сформулированными Б.Г. Ананьевым. Основы-

вается на акмеологнческом понимании личности зрелого человека A.A. Бо-далева и A.A. Деркач.

Мной в рамках психологического консультирования по проблемам жизненного пути были проведены исследования динамические особенностей развития типов людей, сгруппированных по критерию различности качеств Я, определяющих проявления их в жизнедеятельности. Теоретической и методологической базой для такого исследования явились выделенные Г.С. Абрамовой особенности типов людей, на основе знаний, предоставляемых культурно-исторической теорией Л.С. Выготского.

Абрамова Г.С. на основе теоретических рассуждений доказала, что культурно-историческая теория Л.С. Выготского своими концептуальными положениями и воззрениями предоставляет замечательную возможность для анализа психологического консультирования как профессиональной деятельности психолога-консультанта. В число таких положений ею были внесены утверждения о том, что единицей психической жизни человека являются переживания и эти переживания структурируются знаками, опосредующими решение человеком задач, возникающих во взаимодействии с другим человеком и фигурирующим как содержание «зоны ближайшего развития»». Понимаемое так взаимодействие с другим человеком свидетельствуют о том, что оно приводит к качественным изменениям в его психической реальности, которые, в свою очередь, существенно перестраивают содержание переживаний человека. Абрамова Г.С. на основе научного исследования текстов клиентов показав, что получаемая информация о «Я» как типе позиции является специфичной и в разной степени влияющей на содержание взаимодействия одного человека с другим при совместном решении ими жизненных задач, выявив варианты (типы) человека с качествами своего Я, определяющими его проявления в жизни, приходит к заключению о том, что «эти варианты принципиально отличаются строением Я-знаков, выделяющих, фиксирующих и транслирующих качества Я» [1, с. 45-49].

Первый вариант существования Я-знаков свидетельствует о том, что человек отождествляет себя с недифференцируемым знаком «все люди», так как ему свойственны утверждения типа: «Я, как все», «У меня, как у всех»», «Я, как все нормальные люди», «Все врут», «Все хотят иметь больше, а отдавать меньше». Индивидуальное сознание такого человека характеризуется тем, что он постоянно, для собственного обоснования сравнивает людей по любому основанию. Абрамовой Г.С. доказано и мною подтверждено, что такие люди характеризуются слабостью рефлексии, волевых усилий и самоорганизации. Люди с подобным типом презентации своего Я в самобосновании в жизни зачастую оказываются предельно зависимым от других людей, причем не осознавая этого. В психологическом консультировании по проблемам жиз-ненного пути работа направляется на создание условий для осознания таким человеком возможности самообоснования через систему собственных Я-знаков, отражающих его Я-усилия для организации им своей жизни.

Второй вариант существования Я-знаков («Все люди разные») связан с функционированием особого знака, выстраивающегося преимущественно по критерию различия между людьми и обозначающего индивидуальность. Эти люди всегда и во всем стремятся подчеркнуть сначала свою уникальность и неповторимость, а затем и свою изменчивость и непостоянство, в итоге становясь непредсказуемыми даже для себя. Самообоснование их активности всегда происходит на разных основаниях, поэтому психическая реальность потенциально не имеет четких границ. В психологическом консультировании по проблемам жизненного пути работа с такими людьми связана с созданием для них ситуативно-устойчивого Я-знака как самообоснования активности.

Третьим тип существования Я-знаков, представленным в ситуации психологического консультирования, является вариант идентификации своего Я предельно обобщенно («Я-человек»). Практика показывает, что конкретизация этого знака осуществляется разными способами, так как существует много самых противоречивых представлений о том, что есть в человеке человеческого. При этом далеко не однозначно воспринимаются как свои человеческие свойства, так и человеческие свойства других. В психологическом консультировании по проблемам жизненного пути знак «Я-человек» должен быть конкретизирован в содержании нравственных категорий Добра и Зла, что, в свою очередь, обязательно должно быть связано с их конкретизацией в реальных отношениях с реальными людьми. Для восстановления логики индивидуальной жизни человека такого человека, предварительно необходимо уточнить содержание этого знака.

Четвертый вариант видов Я-знаков, который встречается (крайне редко) в ситуации психологического консультирования по проблемам жизненного пути, связан с существованием у человека Я-знаков в виде недифференцированной формулы «Я есть Я». Предельный вариант проявления такого типа Я-знака во взаимодействии с другими людьми обычно связан с пониманием этого человека как твердолобого, непробиваемого, черствого, ограниченного, эгоистичного и т.п., т.е. не принимающего ни в какой форме воздействие другого человека.

В психологическом консультировании по проблемам жизненного пути задача самообоснования человеком своей активности дифференцируется за счет появления в ней вариантов присутствия другого человека как вариантов осуществления обратной связи, которые подчас могут быть возможны только благодаря присутствию психолога-консультанта. Практика показывает, что в процессе психологического консультирования по проблемам жизненного пути можно наблюдать не только динамику развития личности человека в рамках каждого из типов наличной самопрезентации во взаимодействиях с другими людьми, но и динамику изменений человека от типа к типу, и соответственно влиять на них. Отсутствия должного внимания к работе с типами самообоснования собственной активности может

приводить к серьезным личностным нарушениям. При восстановлении логики индивидуальной жизни человека максимальное внимание должно уделяться анализу нравственной составляющей проявления личности человека в его жизнедеятельности.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. -М.: Академия, 2000. - 240 с.

2. Акрушенко A.B., Ларина O.A., Катарьян ТВ. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Питер, 2001. - 272 с.

4. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 1. - С. 6-19.

5. Бодалёв A.A. Познание Человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / A.A. Бодалёв, H.A. Васина. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.

6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.

7. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб.; Коломна; Рязань: 2008. - 225 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под. ред. A.A. Реан. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ЛИЧНОСТНОГО

ПОТЕНЦИАЛА ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ ЖИЗНЕНОГО ПУТИ

© Брюхова Н.Г.*

Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань

В статье рассматриваются особенности интегрального личностного потенциала взрослого человека. Анализируются аспекты развития интегрального личностного потенциала на примере развития психическо-

* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.