Научная статья на тему 'Психология нравственности «Образа я»'

Психология нравственности «Образа я» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1584
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ "Я" / КАТЕГОРИИ / СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА / “I”IMAGE / CATEGORIES / CONSCIOUSNESS / SELF-AWARENESS / COMPONENTS / SPIRITUALITY / MORALITY / MORAL QUALITIES / AGE PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Нина Васильевна

Образ «Я» методологически обоснован консолидацией и единением когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, компетентно представляющих содержание личности. В них сосредоточены суждения о себе, адекватности самооценки и эмоционально-поведенческих реакциях человека. Анализ философских, психолого-социологических и психолого-педагогических источников отечественной и зарубежной науки показал специфику становления образа «Я», как целостного отношения личности к себе, опосредованного социокультурными средовыми условиями. Они характеризуют внутренне неразделимое единство действия и мотива, строение образа, функции становления образа «Я», взаимодействие психологических механизмов, обусловленных позитивной психологической реальностью. Понятие психологического образа, как системообразующее начало, утверждает единство явления и сущности образа, представления о душе и сознании. Специфика сознательной жизни личности состоит в мировоззренческом поиске способности отделить свое «Я» от своего окружения, сформировать свой внутренний мир, субъектность осмысления и понимания воспринимаемого предмета. Человеческое «Я» это внутреннее содержание личности, возникшее и формирующееся не само из себя, а из характера отношений личности с окружающими, что влияет на сформированность личностных качеств и их отражение в нравственных поступках и поведении. Образ набор психических качеств, социально связанных с позитивным поведением, компетенцией и способностями, с активностью и эффективностью психических действий. Категория образа содержит реальность, существующую независимо от мысли о реальности, и от степени человеческого ума. Собственным «Я» обладает тот, кто самостоятельно контролирует свои поступки и способен к всесторонней инициативе. Это поддерживается постоянным взаимодействием с социальной средой посредством внутренних механизмов адаптации. Личность должна осознать, что начать все сначала невозможно, а упущенное не вернуть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“I-Image” morality psychology

The image of “I” is methodologically justified by the consolidation and unity of the cognitive, emotional and behavioural components, adequately representing the contents of the individuality. Self-judgments, adequacy of self-esteem and emotional and behavioural reactions are concentrated in them. The analysis of philosophical; psychological and sociological; psychological and pedagogic sources of Russian and foreign science has shown the specificity of formation of the “self-image” as a holistic attitude of the individual to himself, mediated by sociocultural environmental conditions. They characterize the internally inseparable unity of action and motive, the structure of the image and of features of formation of the “I” image, the interaction of psychological mechanisms, predetermined by positive psychological reality. The notion of a psychological image, as something forming the beginning, asserts the unity of the phenomenon and the essence of the image, ideas about the soul and consciousness. The specificity of the conscious life of the individual is fundamental in search ability to separate “I” from own surroundings, to form the inner world, subjectivity of comprehension, understanding of the perceived object. The human “I” is the internal essence of the person that has been emerged and is being emerged not only from itself but from the nature of the relations of the individual with others, which affects the readiness of personal qualities and his or her reflection in moral actions and behaviour. The image is a set of mental qualities, socially associated with positive behaviour, with competence and abilities, with activity and efficiency of mental actions. Category of image contains a reality existing independently of thought about reality, and on the degree of the human mind. Own “I” has the one who independently control own actions and is able to comprehensive the initiative. This is supported by constant interaction with the social environment through internal mechanisms of adaptation. The person must realize that to start all over again, is impossible; and that what is missed, is not likely to return.

Текст научной работы на тему «Психология нравственности «Образа я»»

УДК 159.925

Мельникова Нина Васильевна

доктор психологических наук, профессор Шадринский государственный педагогический институт

psy-sha@mail.ru

ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ «ОБРАЗА - Я»

Образ «Я» методологически обоснован консолидацией и единением когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, компетентно представляющих содержание личности. В них сосредоточены суждения о себе, адекватности самооценки и эмоционально-поведенческих реакциях человека.

Анализ философских, психолого-социологических и психолого-педагогических источников отечественной и зарубежной науки показал специфику становления образа «Я», как целостного отношения личности к себе, опосредованного социо-культурными средовыми условиями. Они характеризуют внутренне неразделимое единство действия и мотива, строение образа, функции становления образа «Я», взаимодействие психологических механизмов, обусловленных позитивной психологической реальностью. Понятие психологического образа, как системообразующее начало, утверждает единство явления и сущности образа, представления о душе и сознании.

Специфика сознательной жизни личности состоит в мировоззренческом поиске способности отделить свое «Я» от своего окружения, сформировать свой внутренний мир, субъектность осмысления и понимания воспринимаемого предмета. Человеческое «Я» - это внутреннее содержание личности, возникшее и формирующееся не само из себя, а из характера отношений личности с окружающими, что влияет на сформированность личностных качеств и их отражение в нравственных поступках и поведении. Образ - набор психических качеств, социально связанных с позитивным поведением, компетенцией и способностями, с активностью и эффективностью психических действий. Категория образа содержит реальность, существующую независимо от мысли о реальности, и от степени человеческого ума. Собственным «Я» обладает тот, кто самостоятельно контролирует свои поступки и способен к всесторонней инициативе. Это поддерживается постоянным взаимодействием с социальной средой посредством внутренних механизмов адаптации. Личность должна осознать, что начать все сначала невозможно, а упущенное - не вернуть.

Ключевые слова: образ «Я», категории, сознание, самосознание, компоненты, духовность, нравственность, нравственные качества, особенности возраста.

Психика динамична. Природные свойства, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. В ней скрыта возможность новых способов регуляции всей системы, которая обеспечивает взаимодействие в условиях изменчивости, противоречивости, многозначности, несовпадения субъекта с объектом. Это понимание смысла действий других людей, соотнесение действий других со своими действиями, способность оценить последствия для себя и для других. Она является философской и психологической категорией.

С философской точки зрения: образ жизни -это устоявшиеся, типичные для исторически социальных отношений формы индивидуальной жизнедеятельности людей, характеризующих особенности общения, поведения и склада мышления. В философии Канта проблема «Я» приобретает социально-нравственный аспект, он связывает самосознание с нравственным идеалом: самосознание необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности. Для Фихте «Я» - всеобщий субъект деятельности. Гегель утверждал, что открывает свое «Я» не путь интроспекции, а открытие через других, в процессе общения и деятельности, переходя от частного к общему.

В. Вундт понимал «Я» как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, особенно значение ощущений. Так, категория «Я» включает биологическое начало (наличие типологических особенностей нервной деятельности).

По мнению У Джемса «образ Я» - в себе социальные компоненты - взаимодействие индивида с другими людьми. Это: «материальное «Я» - тело, одежда; «социальное «Я» - признание окружающими; «духовное «Я» - совокупность психических способностей и склонностей. Сначала зависимость «Я-концепции» идет от внешних влияний, а дальше, она самостоятельна в жизни каждого. Вслед за внешним физическим «Я» стабилизируется и внутреннее «Я».

«Образ Я» включает в себя определенный набор компонентов (представление о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах), их конкретное содержание и значимость варьируются в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Человек не просто «узнает», «открывает», но и активно формирует себя.

Карен Хорни пересмотрела роль защитных механизмов, связав их с формированием адекватного «образа «Я», возникающего в раннем детстве. Она считала, что есть несколько «образцов «Я»: «Я» -реальное, «Я» - идеальное, и «Я» - в глазах других людей. В идеале они должны совпадать между собой. Центром данной модели является осознание личностью собственного «Я», которое в процессе воспитания развивается от эгоцентрического мировосприятия до действий во благо другого.

Знаковые особенности в формировании образа жизни человека определяют: осознание себя; формирование психологических свойств и нравственных качеств; совершенствование самосознания;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ^ 2015, Том 21

© Мельникова Н.В., 2015

46

развитие потребности, интереса и ценностных ориентаций поведения. Это комплекс многообразия ситуаций, феноменов действительности, трансформированных социальным опытом и контактами личности с субъектной деятельностью и общением с людьми. Это социальная ориентация личности, осознание себя частью человеческой общности, выбор будущего гражданского положения и способов его достижения. В итоге возникает категориальное ядро, в котором психологические категории утверждаются, как: «Образ (идея, а идея как образ мысли в действии) - Сознание». В образе осознается мотив, взаимоотношения, переживания и, тем самым, определяется сущность сознания. Психологическая проблема «Я», считает А.Н. Леонтьев [3], возникает, как только мы задаем вопрос о том, к какой реальности относится всё то, что мы знаем о себе, и всё ли, что мы не знаем о себе, относится к этой реальности.

Несовпадения «Я» и того, что представляет субъект как предмет его собственного знания о себе, психологически очевидны». Согласно А.Н. Леонтьеву, сознание - целостный образ действительности (область человеческого действия), реализующий мотивы и отношения субъектов, характеризующих самопереживание. Сознание есть отношение к самой действительности.

Под психологической готовностью к такому образу жизни понимается нужный и достаточный уровень психического развития на каждом возрастном этапе. Целостный, но с внутренними противоречиями, образ «Я» состоит из:

- когнитивного компонента (установка своих знаний);

- аффективного (оценка себя, своей возможности, представлений о себе, переживание за результаты своей деятельности);

- поведенческого (эмоционально-поведенческая реакция, конкретные содержательные действия образа «Я».

Эмпирическое «Я» - центр эмпирической психической жизни. Оно не совпадает с реальным, творческим «Я», а становится эмпирической объективацией его.

П.Я. Гальперин утвердил теорию планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Постепенно на первый план выступают другие свойства «Я» - умственные, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и активное отношения с окружающими.

Внутренняя позиция по отношению к сферам социума, выражается в личностной и социальной готовности и имеет под собой основу - ценностно-смысловую готовность, с помощью которой можно положительно войти в социум. Становление образа «Я» в личностно-ориентированной модели образования выступает идеей и его целью.

Наибольшее значение для психического развития личности приобретают идеалы. Их формирование связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. «Идеальное Я» становится критерием достоинства личности и несет нагрузку представлений о том, каким «Я» хотел бы быть в будущем. Образ проявляется в сенсорной и умственной форме. Образ «Я» характеризует собой то, каким индивид видит себя в настоящем, каким он хотел бы быть в будущем, если бы сумел.

М.И. Лисиной и её учениками был обозначен новый подход к анализу образа себя. Она показывает, что самосознание человека состоит их двух уровней - ядра и периферии, или субъективной и объективной составляющих. В ядерном образовании есть непосредственное переживание себя как субъекта - это начало самосознания, переживания постоянства, тождества самого себя, целостного ощущения себя как источника активности. Периферия - конкретика представлений о себе, своих способностях, возможностях и особенностях.

Отсюда, предметное начало (сравнение с собой или использование в своих интересах) и его личностное («Я» уникальное). Начинается восприятие мира системы ценности принятое в обществе, что формирует «правильное видение мира» - основу нравственного детского мировоззрения. Важно различать знания о мире и смысловых связях с этим миром. Когда знание действительности станет личностно значимым, оно будет ориентиром в ситуации выбора. Нужно формировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему (Н.В. Мельникова [4]).

Формирование «Я - концепции» складывается под действием механизма взаимного общения. Идет замена компонентов «Я-концепции», происходит соотношение телесных и морально-психологических своего образа «Я». Социальная позиция, реально формируя сознательное отношение к себе как к члену общества, характеризует два варианта своего развития: позиция «Я в обществе» - осознание себя как члена общества; позиция «Я и общество» - осознание себя субъектом общественных отношений результатом фиксации уровня освоения отношений социального общества.

С возникновением нравственных убеждений перестраиваются и исчезают идеалы, замещаемые собирательным образом, воплощенного идеала конкретного человека. Согласно Д.И. Фельдштей-на [5], степень овладения социальным опытом, осознания себя в обществе и видения себя в других людях объединяются в позиции «Я» по отношению к обществу.

Наличие в образе «Я» отрицательных характеристик, подкрепленное результатами самонаблю-

дения, порождает адекватную самооценку и ведет к целенаправленной саморегуляции поведения. В соответствии с описанной ролью «Я» выделяются четыре типа регуляции поведения: эгоцентрический; аллоцентрический (направленность на удовлетворение потребностей, защиту интересов и развитие других людей); социоцентрический (предпочтение целей социальных групп, общественных учреждений); альтруистический (отказ от собственных целей и задач ради выполнения чужих).

В.В. Зеньковский утверждает, что раннее детство и второе детство не знают более напряженного интереса к своей личности, чем во взрослом состоянии. А.А. Люблинская обращает внимание на огромный вред, который причиняют дошкольнику некоторые взрослые, давая ему резко отрицательную оценку, которая становится самооценкой ребенка: «Я - неисправимый», «Я - отсталый». Такая самооценка - самый тяжелый педагогический брак. Образы людей, как фактор определяющий образование форм поведения по отношению к другим людям, влияет на отражение и развитие нравственности.

Согласно исследованиям Л.В. Грабаровской [2], образ «Я» от 5 до 7 лет характеризует стержень духовного ядра личности. В дошкольном возрасте последовательно утверждается консолидация в образовании духовного самосознания: самооценки (кто «Я» есть); взаимодействия с образом других (какой «Я» есть); идентификации деятельности («Я» - есть, как другой). Внутри детской личности формируется «инстанция», которая внутренне «требует» то, что было внешне - извне.

Механизм идентификации помогает овладеть активностью отношений, предметным и опосредствованным восприятием и памятью; развитием речи и логического мышления. Эти изменения совокупляются на этапе социализации, образуя сознательное «Я», что ведет к формированию произвольного поведения. Дошкольники оценивают обстановку согласно усвоенных правил, а не от случая к случаю. Дети учатся отделять себя от окружающего мира, от других объектов, себя от других людей. По мнению А.Н. Кагана, именно к концу дошкольного возраста интегрируется единый образ «Я».

Согласно высказываниям Н.Е. Анкудиновой, старший дошкольник переоценивает свою личность в обществе (Я сам могу водить машину). Виды и формы взаимодействия с социальной средой - источник развития произвольной нравственности, когда поведение взрослого для дошкольника становится моделью (образец по форме и содержанию), которую он строит активными действиями посредством чувственного наблюдения деятельности взрослых в окружающих его условиях.

Л.И. Божович [1], определила основные позиции в новообразовании личности с 1 года до 17 лет. На

первом году - это «мотивирующие представления»: ребенок - субъект деятельности, в которой предмет показывает границы своего «Я» и его отличие от других. Отношения сразу двойственные (изнутри среди других - функция механизма сравнения).

С 3 лет закладывается «система Я» и система -«Я сам», которые постепенно и последовательно усложняясь, динамично определяют личностный рост самосознания. Первое различие ребенка «Я» и «не Я» происходит с развитием его тела. Наблюдая за частями своего тела, ребенок познает принадлежность своих частей тела себе. Синкретизм нерасчлененности «Я» и «не Я» заменяется в отношениях противопоставлением себя миру, окружающим людям. Образуется установление взаимности в социальной разобщенности.

Систематическая работа по созданию образа «Я» у старших дошкольников влияет на их нравственное поведение и становится полноценной основой воспитательной работы. Противоречие «Я» реального» и «Я» идеального» определяется динамикой достоинства личности. Решающую роль в формировании положительного самоощущения, принятия себя, в самоуважении, самоутверждении, самовыражении и самореализации имеет опыт межличностного взаимодействия, где когнитивной основой становится самопознание. Теперь внешняя детерминация проявляется, как система моральных норм социума, заданных обществом.

Полному раскрытию взаимосвязи с окружающим миром помогает создание модели внутреннего потенциала личности. Об этом свидетельствует модель «Осознание личностью собственного «Я», разработанная О.Ф. Степановой. Стержнем модели стал процесс воспитания от эгоцентрического мировосприятия до действий во благо другого человека. Эти качества возникают за счет социального духовного наследования - овладения человеческим опытом.

Старший дошкольник сопереживает себя в качестве социального индивида», овладевая нравственными достижениями человечества. С.Г. Якобсон, изучая формирование нравственного образа, предполагает, что усвоение общественных норм, ролевых ценностей, нравственных принципов идет представленными словесными требованиями традиций, поведением окружающих людей, качествами личности персонажей из художественных произведений.

Моральные нормы, представленные взрослыми, становятся личностно значимыми для него. У него формируется внутренняя контролирующая «инстанция», «цензура поведения». Решающее значение имеет возраст 5-6 лет. В этот период формируется система жизненной идентичности. В 6 лет отчетливо просматривается будущий взрослый: ребенок формирует свою идентичность не на номинативном уровне, а как единство пережива-

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

ний и ролевого поведения. Показателями моральной регуляции являются: самосознание, в котором моральное поведение определяется формой расслоения целостного образа «Я» на: «Я - реальное» и «Я — потенциальное»; стремление сохранить положительный образ себя - соблюдение моральных норм и принципов.

Нужно раскрывать значение выполнения нравственных норм как поведения в интересах других людей, и учить их самих находить нравственный смысл ситуации, делая вывод о поступке другого человека по мотиву этого поступка, развивать внимание к переживаниям сверстников и взрослых.

В становлении «Я-концепции» считает И.В. Дубровина, только в подростковом возрасте идет «открытие своего «Я», переживаемое чувствами индивидуальной целостности и неповторимости активного образа жизни. В деятельности старшеклассник попадает в нестандартную ситуацию, где надо эмоционально понять состояния участников ситуации, а он этого еще не умеет, так как его мышление не выполняло функцию эмпатии с уровнем и критериями этического мышления. В исследовании выявлены уровни нравственности этического мышления.

Первый критерий - это признак оценки, определение или классификация субъектом своего нравственного образа в этической ситуации как существующим возможно даже тогда, когда он формирует его для себя в настоящем.

Второй критерий - нравственная мотивация: детерминирование и осмысление потребности; осознание и выбор мотива; недопущение в мышлении мыслей, не соответствующих нравственным принципам.

Третий критерий - нравственный выбор - ключевой в этическом мышлении. Он характеризует самоопределение в мире нравственных ценностей и идеалов, для оценки и самооценки.

Четвертый критерий - акт действия или бездействия: наличие готовности актуализировать образ нравственного поступка; уверенность в нужности

и целесообразности актуализации; стабильность, устойчивость в реализации нравственных поступков. Он характеризует завершающий этап работы этического мышления. Особую значимость, как утверждает Н.Д. Павлова, приобретают дискур-сионные воздействия и механизмы контактного общения между личностями. Они способствуют осознанному пониманию образа [5].

В разных психологических концепциях образ «Я» выступает как: «ощущение», «восприятие», «значение», «представление». Интеграция «Я» проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и недостатками в прошлом, как единого проявления своей личности. Такая интеграция порождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях и в творчестве. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). - М.: Просвещение, 1996. - 437 с.

2. Грабаровская Л.В. Педагогические условия развития образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 1996. - 177 с.

3. Леонтьев А.Н. Философия психологии. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. - 228 с.

4. Мельникова Н.В. Духовно-нравственное самосознание личности. - Шадринск: «Шадринский Дом Печати», 2014. - 234 с.

5. Павлова Н.Д. Механизмы и средства дискурсивного воздействия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - Кострома, 2013. - Т. 18. - № 3. - С. 59-62.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. -М., 2004. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.