Научная статья на тему 'Психологическое здоровье и его роль в академической успешности студентов'

Психологическое здоровье и его роль в академической успешности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
850
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / STRUCTURAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH / STUDENTS' ACADEMIC SUCCESS / RELATIONSHIP OF ACADEMIC SUCCESS AND PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азарова Людмила Николаевна, Бычкова Татьяна Михайловна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи психологического здоровья и академической успешности студентов. Авторы предположили, что структура психологического здоровья может быть представлена тремя компонентами: компонент «Ценности», компонент «Отношения», компонент «Ресурсы». Данные эмпирического исследования показали, что наибольшая взаимосвязь с академической успешностью будет у компонента психологического здоровья «Ценности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Азарова Людмила Николаевна, Бычкова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HEALTH AND ITS ROLE IN STUDENTS'' ACADEMIC SUCCESS

The article presents the results of a study of the relationship between psychological health and academic success of students. The authors suggestes that the structure of psychological health can be represented by three components: „Values”, „Relationship”, „Resources”. Empirical studies have shown that the greatest correlation with academic success will have a component of psychological health „Values.”

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье и его роль в академической успешности студентов»

проблемы!

педагогического! образования!

1УДК 159.9.07 ББК 88.4

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЕГО РОЛЬ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ

Л. Н. Азарова, Т. М. Бычкова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи психологического здоровья и академической успешности студентов. Авторы предположили, что структура психологического здоровья может быть представлена тремя компонентами: компонент «Ценности», компонент «Отношения», компонент «Ресурсы». Данные эмпирического исследования показали, что наибольшая взаимосвязь с академической успешностью будет у компонента психологического здоровья «Ценности».

Ключевые слова: психологическое здоровье, структурные компоненты психологического здоровья, академическая успешность студентов, взаимосвязь академической успешности и психологического здоровья.

PSYCHOLOGICAL HEALTH AND ITS ROLE IN STUDENTS' ACADEMIC SUCCESS

L. N. Azarova, T. M. Bychkova

Abstract. The article presents the results of a study of the relationship between psychological health and academic success of students. The authors suggestes that the structure of psychological health can be represented by three components: „Values", „Relationship", „Resources". Empirical studies have shown that the greatest correlation with academic success will have a component of psychological health „Values."

Keywords: psychological health, structural components of psychological health, students' academic success, relationship of academic success and psychological health.

Проблема исследования

В образовании понятие «психологическое здоровье» активно стало использоваться И. В. Дубровиной всвязи с осмыслением содержательной сути психологической службы [1]. Высказанное ею предположение, что именно психологическое здоровье обучающихся должно быть целью деятельности практических психологов образования,было закреплено в соотве-ствующих нормативно-правовых документах. Данный факт может рассматриваться как под-

тверждение значимой роли психологического здоровья в развитии личности, тем не менее необходимо отметить недостаточность исследований, раскрывающих взаимосвязи между психологическим здоровьем и различными аспектами личностного становления. Проблемой нашего исследования стало выявление взаимосвязи между психологическим здоровьем и академической успешностью в юношеском возрасте, основным содержание которого является приобретение профессии. Мы

предположили, что структура психологического здоровья может быть представлена тремя компонентами: компонент «Ценности», компонент «Отношения», компонент «Ресурсы». Наибольшая взаимосвязь с академической успешностью будет у компонента психологического здоровья «Ценности».

Структура психологического здоровья

Психологическое здоровье является на сегодняшний день одним из значимых понятий психологии. Ему посвящены труды зарубежных и отечественных исследователей, это работы А. Маслоу, В. Франкла, В. А. Ананьева, И. В. Дубровиной, О. В. Хухлаевой, В. Э. Пахальян и многих других.

В работах И. В. Дубровиной показано различие между психическим и психологическим здоровьем. По ее мнению, «психическое здоровье» относится к отдельным психическим процессам и механизмам, тогда как «психологическое здоровье» имеет отношение к личности в целом и тесно связано с высшими проявлениями человеческого духа [2], «психологическое здоровье предполагает духовное становление личности, полноту и богатство ее внутреннего мира на основе полноценного и всестороннего психического развития» [3, с. 117]. При этом духовность рассматривается И. В. Дубровиной как особое эмоционально-нравственное состояние личности, ее ориентация на такие общечеловеческие ценности, как Истина, Красота, Добро, и их реализация в жизни.

Психологическое здоровье, по И. В. Дубровиной, составляют:

• психическое здоровье как результат полноценного психического развития и развития личности;

• осознание растущим человеком особенностей качеств своего психического и личностного развития;

• отношение к осознаваемым психическим и личностным особенностям и качествам;

• гуманистическая направленность личности и формирующегося мировоззрения [3, с. 122].

А. Маслоу не разделял понятия психического и психологического здоровья, в своих работах он писал о двух составляющих: стремление людей полностью реализовать свой потенциал и стремление к гуманистическим ценностям [4].

В. Франкл говорил о том, что в качестве залога жизнеспособности и психологического благополучия человека стоит воспринимать стремление к поиску и реализации смысла своей жизни [5].

О. В. Хухлаева полагала, что в качестве «ключевого» слова для описания психологического здоровья стоит выбрать слово «гармония» [6].

Баякина О. А. относит данное понятие к личности в целом и представляет его с позиции не застывшего образования, а процесса развития в направлении достижения человеком своей сущности и самоактуализации [7].

В. М. Крук рассматривал данное понятие в узком и широком смысле. С одной стороны, многоуровневое качество жизнедеятельности, главной характеристикой которого является адекватность психического развития, реагирования, ориентирования в проблемной ситуации. С другой же стороны, комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, которое выражено при помощи соответствия психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития и его особенностям, психофизической усталости, истощенности, наличных адаптивно-компенсаторных, конституциональных возможностей психики в конкретной ситуации жизнедеятельности [8].

В. А. Ананьев выделял такие черты психологически здоровой личности, как: соматическое здоровье; развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» - Я-желающим и Я-должен-ствующим; умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм [9].

В описании В. И. Слободчикова психологическое здоровье представлено системой, включающей аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты [10].

В работах Б. С. Братуся прописаны уровни и критерии психологического здоровья:

• восприятие другого человека как существа, которое олицетворяет бесконечные потенции рода «человек»;

• способность к децентрализации, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения;

• характер жизнедеятельности преимущественно творческий;

• потребность в позитивной свободе;

• свободное проявление воли и умение самопроектировать будущее;

• вера в то, что намеченное осуществится;

• внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями;

• стремление обрести общий сквозной смысл своего существования [11; 12].

И. А. Тухватуллина в процессе обобщения модели психологического здоровья включила в нее аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты [13].

Описывая психологическое здоровье личности, большинство авторов ставят на первое место изучение факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья и черты здоровой личности, которые являются обобщающими критериями для оценки здоровья личности.

В результате проведенного теоретического анализа мы определили психологическое здоровье как здоровье личности, в основе которого лежит гармония, представляющая собой баланс между внутренними процессами, адаптационными возможностями и взаимодействием с окружающей средой. В качестве основных характеристик психологического здоровья были выделены следующие:

• стремление к самопознанию, ценность «Я»;

• владение рефлексией;

• внутренняя согласованность, гармония;

• потребность в саморазвитии;

• стремление к самовыражению, к актуализации своих личностных потенциалов, творчество;

• умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм;

• отношение к другому человеку как самоценности;

• оптимальная внешняя сбалансированность личности с окружающими социальными условиями, микро- и макросоциальной средой;

• эффективная адаптация;

• отсутствие выраженных психических заболеваний;

• соматическое здоровье.

Систематизация характеристик психологического здоровья позволила выделить струк-

турные компоненты психологического здоровья.

Компонент «Ценности». В данный компонент мы относим формирование Я-концепции личности, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Сформированность осознанного планирования своей деятельности. Саморазвитие, творческое самовыражение.

Компонент «Отношения». Данный компонент включает в себя построение взаимоотношений с социумом, потребность быть полезным другим, принятие ценности личности как таковой. Сформированность таких черт характера, как доброта, понимание, уважение, стремление помочь, терпимость к индивидуальным и типологическим особенностям людей. А также сформированность и трансляция общечеловеческих ценностей.

Компонет «Ресурсы». К данному компоненту психологического здоровья мы относим адаптивные возможности психики и организма к изменениям как внутренних факторов, так и окружающей среды.

При этом ресурсы являются основой для формирования ценностей и отношений, а о психологическом здоровье можно говорить только тогда, когда сформированы все три компонента.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе ГАОУ ВО МГПУ, Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского, Экономический колледж. В исследовании приняли участие 76 человек: 16 юношей и 60 девушек в возрасте от 16 до 20 лет. Средний возраст выборки - 18 лет.

Для исследования характеристик психологического здоровья были использованы следующие методики: тест «Интегративный тест тревожности» (методика создана кандидатом психологических наук А. П. Бизюком, доктором медицинских наук, профессором Л. И. Вассер-маном и кандидатом медицинских наук Б. В. Иовлевым в НИПНИ им. Бехтерева) [14]; методика «Индивидуальная модель психологического здоровья» (ИМПЗ) (автор - А. В. Козлов) [15]; комплекс «Здоровье-Экспресс» (ТУ 9442033-17635079-2009, регистрационное удостоверение №ФСР 2010/07742, сертификат соответствия ГОСТ Р, санитарно-эпидемиологическое заключение).

В таблице выбранные методики представлены в соответствии с компонентами психологического здоровья.

Для исследования академической успешности использовались следующие методики: методика «Шкала академической мотивации» (разработан Т. О. Гордеевой, О. А. Сычевым и Е. Н. Осиным на основе Шкалы академической мотивации Р. Валлеранда с соавторами) [16]; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП) (создан в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции под заведованием В. И. Моросановой в 1988 г.) [17].

Анализ данных проводился с помощью компьютерной обработки результатов в программе Excel, IBM SPSS Statistics 22. Взаимосвязи между компонентами психологического здоровья и академической успешностью выявлялись с помощью непараметрического r-коэффициента ранговой корреляции Спир-мена.

Результаты и выводы

Взаимосвязь между характеристиками психологического здоровья и данными шкалы академической мотивации:

• взаимосвязь между интеллектуальным вектором и академической успеваемостью (г = ,335** при р < 0,01);

• положительная взаимосвязь шкалы «Стратегический вектор» с познавательной мотивацией (г = ,279* при р < 0,05) и мотивацией саморазвития (г = ,234* при р < 0,05), а также шкалами «Моделирование» (г = ,266* при р < 0,05), «Оценивание результатов» (г = ,341** при р < 0,01), «Гибкость» (г = ,292* при р < 0,05), и общим уровнем саморегуляции (г = ,280* при р < 0,05);

• прямая взаимосвязь между шкалой «Творческий вектор» и познавательной мотивацией (г = ,338** при р < 0,01), мотивацией достижения (г = ,286* при р < 0,05) и мотивацией саморазвития (г = ,320** при р < 0,01), а также шкалой «Оценивание результатов» (г = ,335** при р < 0,01);

• положительная взаимосвязь шкалы «Интеллектуальный вектор» и познавательной мотивации (г = ,484** при р < 0,01), мотивации достижения (г = ,523** при р < 0,01), мотивации саморазвития (г = ,468** при р < 0,01) и отрицательная взаимосвязь с интроецированной мотивацией (г = -,243* при р < 0,05) с экстернальной мотивацией (г = -,395** при р < 0,01), а также положи-

Таблица

Соответствие диагностических методик компонентам психологического здоровья

Компоненты психологического здоровья Характеристики компонента Диагностические методики

Ценности Сформированность Я-концепции личности, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности Шкала «Я-вектор» (ИМПЗ)

Сформированность осознанного планирования своей деятельности Шкала «Стратегический вектор» (ИМПЗ)

Творческое самовыражение Шкала «Творческий вектор» (ИМПЗ)

Саморазвитие Шкала «Интеллектуальный вектор» (ИМПЗ)

Отношения Взаимоотношения с социумом, потребность быть полезным другим Шкала «Просоциальный вектор» (ИМПЗ)

Сформированность и трансляция моральных ценностей и традиций Шкала «Духовный вектор» (ИМПЗ) Шкала «Семейный вектор» (ИМПЗ)

Сформированность таких черт характера, как доброта, понимание, уважение, стремление помочь, терпимость к индивидуальным и типологическим особенностям людей Шкала «Гуманистический вектор» (ИМПЗ)

Ресурсы Адаптивные возможности психики и организма к изменениям внутренних факторов Личностная тревожность (ИТТ) Стресс-индекс ОАС

Адаптивные возможности психики и организма к изменениям окружающей среды Ситуативная тревога (ИТТ) Стресс-индекс ОАС

тельная взаимосвязь со шкалами «Оценивание результатов» (r = ,294* при р < 0,05), «Гибкость» (r = ,295* при р < 0,05) и общем уровнем саморегуляции поведения (r = ,301* при р < 0,05).

Прямая взаимосвязь между интеллектуальными способностями индивида и академической успеваемостью вполне ожидаема. Однако не стоит забывать, что проявление интеллектуальных способностей в деятельности в значительной мере зависит от индивидуально-типологических особенностей человека.

Рассматривая полученные данные, можно сделать вывод, что сформированность осознанного планирования своей деятельности сопровождается такими характеристиками, как сформированность представлений о внешних и внутренних значимых условиях, адекватность оценки себя, результатов своего поведения и деятельности, а также способность к адаптации при изменившихся внешних и внутренних условиях. Постановка целей и стремление к их выполнению возможна при высоком уровне саморегуляции. Мотивация саморазвития и познавательная мотивация сопровождают такую характеристику психологического здоровья, как стратегическое планирование.

Творческая направленность личности согласована со стремлением узнавать новое, понять изучаемый предмет, связана с переживанием интереса и удовольствием в процессе познания, а также со стремлением к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности, достижению ощущения мастерства и компетентности. Люди, заинтересованные в творческом самовыражении, склонны к оцениванию результатов своей деятельности.

Интеллектуальное развитие индивида сопровождается высоким уровнем внутренней мотивации. Необходимость вынужденной учебной деятельности, следования требованиям, диктуемым социумом, сопровождается низким интеллектуальным вектором. Данная корреляция свидетельствует о том, что внешнее давление, не принимаемое индивидом, отрицательно сказывается на его психологическом здоровье. Способность к овладению и пользованию различными типами мышления, умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные вы-

воды и обобщения невозможна без способности адекватно оценить себя, свое поведение и деятельность. Для того чтобы в полной мере раскрывался интеллектуальный потенциал личности, она должна обладать определенной гибкостью, способностью принимать изменяющиеся внутренние и внешние факторы.

Взаимосвязь между характеристиками компонента «Отношения» и академической успешностью:

• положительная взаимосвязь между шкалой «Просоциальный вектор» и познавательной мотивацией (г = ,330** при р < 0,01), мотивацией достижения (г = ,318** при р < 0,01), мотивацией саморазвития (г = ,328** при р < 0,01), мотивацией самоуважения (г = ,414** при р < 0,01) и интро-ецированной мотивацией (г = ,246* при р < 0,05), а также шкалой «Гибкость» (г = ,426** при р < 0,01);

• положительная взаимосвязь шкалы «Духовный вектор» и мотивации самоуважения (г = ,301** при р < 0,01), а также шкалами «Планирование» (г = ,273* при р < 0,05), «Программирование» (г = ,349** при р < 0,01), «Оценивание результатов» (г = ,289* при р < 0,05) и общим уровнем саморегуляции (г = ,395** при р < 0,01).

Высокая потребность быть полезным, необходимость сотрудничества, бескорыстная помощь взаимосвязана с высоким уровнем внутренней мотивации (познания, достижения, саморазвития), что говорит об осознанности поступков и сформированности личности, а также взаимосвязана с мотивацией самоуважения и интроецированной мотивацией, что в свою очередь свидетельствует о чувстве долга перед обществом и собственной значимости при необходимости больше отдавать социуму, нежели брать. Взаимозависимыми являются также такие характеристики, как просоциальная направленность личности и способность к адаптации при изменяющихся внешних и внутренних факторах.

Самоуважение предстает как фактор личностной зрелости, связывающий духовные ценности и стремление быть полезным обществу.

Духовная направленность личности тесно взаимосвязана с саморегуляцией. Транслируя духовные ценности, человек должен осознанно подойти к их выбору, понимать, что и зачем он делает, нести ответственность за результат своей деятельности. Духовность сама по себе является признаком зрелости личности, вы-

шедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей (Д. А. Леонтьев).

Взаимосвязь между характеристиками компонента «Ресурсы» психологического здоровья и академической успешностью:

• отрицательная взаимосвязь между шкалой «Моделирование» и уровнем ситуативной тревоги (г = -0,313** при р < 0,01) и личностной тревожности (г = -0,351** при р < 0,01).

Сниженный уровень тревожности личностного и ситуативного характера присущ респондентам, которые способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.

Заключение

1. Психологическое здоровье - это здоровье личности, в основе которого лежит гармония, представляющая собой баланс между внутренними процессами, взаимодействием с окружающей средой и адаптационными возможностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Структура психологического здоровья может быть представлена следующими компонентами: компонент «Ценности», компонент «Отношения», компонент «Ресурсы».

3. Все характеристики академической успешности связаны с тем или иным компонентом психологического здоровья:

• компонент «Ценности» психологического здоровья наиболее взаимосвязан с познавательной мотивацией и мотивацией саморазвития;

• компонент «Отношения» психологического здоровья наиболее взаимосвязан с самоуважением;

• компонент «Ресурсы» психологического здоровья наиболее взаимосвязан со сформи-рованностью представлений о внешних и внутренних значимых условиях;

• наиболее взаимосвязанными являются компонент «Ценности» психологического здоровья и академическая успешность, что свидетельствует о взаимном положительном влиянии внутренних характеристик личности и успешности, самореализации личности.

4. Выявленные показатели взаимосвязи психологического здоровья и академической успешности, специфические для юношеского

возраста, позволяют адекватно и адресно выстраивать психолого-педагогическую помощь и поддержку юношам и девушкам в образовательном процессе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 160 с.

2. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2004. - 592 с.

3. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. -М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 464 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 365 с.

5. Франкл В. Воля к смыслу. - М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368 с.

6. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.

- 103 с.

7. Баякина О. А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Изв. Самарского научного центра РАН.

- 2009. - № 4-5 - С. 1195-1200.

8. Крук В. М. Психогигиена и психотерапия. -М., 1993. - 125 с.

9. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА., 1998. - 148 с.

10. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 432 с.

11. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - № 2. - С. 46-56.

12. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. - № 5.

- С. 3-19.

13. Тухватуллина И. А. Анализ психологических программ, технологий, комплексов занятий по проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников // Науч. тр. SWorld. - Иваново: Научный мир, 2008. - Т. 13, № 3. - С. 44-50.

14. Интегративный тест тревожности. - URL: Ы1р:/^у1аЬлп&/Интегративный_тест_тре-вожности (дата обращения: 09.09.2016).

15. Козлов А. В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 6 (12). - С. 110-117.

16. Шкала академической мотивации. - URL: М1р:/^у1аЬ.т&/Шкала_академической_мо-тивации (дата обращения: 05.09.2016).

17. Моросанова В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. № 2. - С. 118-127.

REFERENCES

1. Dubrovina I. V. (ed.) Rukovodstvo praktichesk-ogo psikhologa: Psikhicheskoe zdorovye detey i podrostkov v kontekste psikhologicheskoy slu-zhby. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2000. 160 p.

2. Dubrovina I. V. (ed.) Prakticheskaya psik-hologiya obrazovaniya. St. Petersburg: TTs "Sfera", 2004. 592 p.

3. Dubrovina I. V. Prakticheskaya psikhologiya v labirintakh sovremennogo obrazovaniya. Moscow: NOU VPO "MPSU", 2014. 464 p.

4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost. St. Petersburg: Evraziya, 1999. 365 p.

5. Frankl V. Volya k smyslu. Moscow: Aprel-Press: EKSMO-Press, 2000. 368 p.

6. Khukhlaeva O. V. Osnovy psikhologicheskogo konsultirovaniya i psikhologicheskoy korrektsii. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2008. 103 p.

7. Bayakina O. A. Sootnoshenie ponyatiy psikh-icheskogo i psikhologicheskogo zdorovya li-

chnosti. Izv. Samarskogo nauch. tsentra RAN. 2009, No. 4-5, pp. 1195-1200.

8. Kruk V. M. Psikhogigiena i psikhoterapiya. Moscow, 1993. 125 p.

9. Ananiev V. A. Vvedenie v psikhologiyu zdorovya. St. Petersburg: BPA., 1998. 148 p.

10. Slobodchikov V. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitie subyektivnoy realnosti v ontogeneze: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Shkolnaya pressa, 2000. 432 p.

11. Bratus B. S. K izucheniyu smyslovoy sfery li-chnosti. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 14. Psikhologiya. No. 2, pp. 46-56.

12. Bratus B. S. K probleme cheloveka v psikholo-gii. Voprosy psikhologii. 1997, No. 5, pp. 3-19.

13. Tukhvatullina I. A. Analiz psikhologicheskikh programm, tekhnologiy, kompleksov zanyatiy po probleme sokhraneniya i ukrepleniya psik-hologicheskogo zdorovya doshkolnikov. Nauch. tr. SWorld. Ivanovo: Nauch. mir, 2008. Vol. 13, No. 3, pp. 44-50.

14. Integrativnyy test trevozhnosti. Available at: http://psylab.info/Integrativnyy_test_trevozh-nosti (accessed: 09.09.2016).

15. Kozlov A. V. Metodika diagnostiki psikho-logicheskogo zdorovyya. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 6 (12), pp. 110-117.

16. Shkala akademicheskoy motivatsii. Available at: http://psylab.info/Shkala_akademicheskoy_ motivatsii (accessed: 05.09.2016).

17. Morosanova V. I. Stilevaya samoregulyatsiya povedeniya cheloveka. Voprosy psikhologii. 2000, No. 2, pp. 118-127.

Азарова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета e-mail: azarovaldml@gmail.com

Azarova Luydmila N., PhD in Education, associate Professor, Psychology Department, Moscow City University e-mail: azarovaldml@gmail.com

Бычкова Татьяна Михайловна, преподаватель Института делового администрирования Московского городского педагогического университета e-mail: mitina_@mail.ru

Bychkova Tatyana M., lecturer, Institute of business administration, Moscow City University e-mail: mitina_@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.