Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение юных спортсменов в условиях дополнительного образования'

Психологическое сопровождение юных спортсменов в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалинский Е. П.

В статье представлены результаты реализации программы «Успех в спорте» по психологическому сопровождению спортсменов 8-12 лет в рамках сетевого взаимодействия МОУ ДОД Центра развития творчества детей и юношества и МОУ ДОД Детской Юношеской Спортивной школы (комплексной) г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение юных спортсменов в условиях дополнительного образования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Ковалинский Е.П.*

Центр развития творчества детей и юношества, г. Нерюнгри

В статье представлены резуньтаты реализации программы «Успех в спорте» по психологическому сопровождению спортсменов 8-12 лет в рамках сетевого взаимодействия МОУ ДОД Центра развития творчества детей и юношества и МОУ ДОД Детской Юношеской Спортивной школы (комплексной) г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

Изменения, происходящие в современном обществе, диктуют необходимость планомерного преобразования и реорганизации всех сторон социальной жизни и, в частности, системы образования. В области спортивной деятельности эти изменения заключаются в разработке новых моделей учебно-тренировочного процесса с применением современных методов подготовки спортсменов, что в конечном итоге должно привести к повышению качества системы спортивной подготовки.

Высокие требования к соревновательной деятельности юных спортсменов, долговременный процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность её условий порождают новые задачи и связанные с ними новые формы и методы спортивной подготовки. Активное обсуждение теоретических аспектов подготовки спортсменов, интерес к которым усиливается в последнее время, отражает потребность в принципиально новых решениях проблем спорта.

В сфере физической культуры и спорта условием сохранения психического здоровья и развития личностного потенциала должно стать психологиче -ское сопровождение, так как практика физкультурно-спортивной деятельности указывает на существование проблем, касающихся психологического обеспечения подготовки юных спортсменов [1]. Актуальными становятся вопросы модернизации условий психического развития и становления личности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогического воздействия, направленных на сохранение психического здоровья в условиях спортивной деятельности. Необходимость психологического сопровождения в спорте обусловлена тем, что спорт оказывает всё большее влияние на нравственное, физическое и психическое здоровье юных спортсменов.

В рамках сетевого взаимодействия МОУ ДОД Центра развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри и МОУ ДОД Детской Юношеской Спортивной школой (комплексной) г. Нерюнгри была разработана программа психологического сопровождения юных спортсменов «Успех в спорте».

* Педагог-психолог 1 -ой квалификационной категории.

390

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Целью психологического сопровождения спортсменов является: создание психолого-педагогических условий, способствующих актуализации личностных качеств, формирующих психическую готовность к соревнованиям юных спортсменов.

Задачи психологического сопровождения:

1. оказать практическую поддержку и помощь в формировании психической готовности к соревнованиям юных спортсменов;

2. способствовать повышению психологической культуры специалистов, взаимодействующих с ребенком спортсменом.

Приглашение психолога в команду накануне ответственных соревнований, как это происходит в большинстве случаев, не может решить всех задач психологической подготовки.

Таким образом, под психологической подготовкой понимают комплекс мероприятий по работе с психикой спортсмена. Это система научно-обоснованных и разработанных приемов сознательного регулирования психоэмоциональных состояний спортсменов, способствующих высоким результатам на соревнованиях [2].

Основными составляющими психологического сопровождения подготовки спортсменов являются:

- анализ требований предъявляемых содержанием определенного вида спорта, к психическим особенностям спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов;

- разработка и внедрение обучающих и развивающих программ, направленных на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие спортивно важных свойств психики;

- разработка и внедрение программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях, программ психологического контроля.

Психологическое сопровождение спортсменов осуществлялось по двум основным направлениям деятельности:

1. взаимодействие с тренером - предоставление результатов диагностики, семинары, практикумы, индивидуальные консультации (по запросу);

2. сопровождение спортсменов - комплексная психологическая диагностика, тренинговые занятия и индивидуальные консультации (по запросу).

В целях выявления личностных особенностей, способностей, направленности личности подростков проводится психодиагностика в течение года. Некоторые методики используются для контроля и оценки результативности занятий.

Основные параметры, исследуемые первичной психодиагностикой в начале года и вторичной в конце года:

- мотивация (ШМС Сопова);

- уровень тревожности (методика Спилбергера);

Теория и методика физического воспитания

391

- выявление актуальной проблемы (тест М. Люшера).

В ходе реализации программы «Успех в спорте» планировалось достичь следующих результатов:

1. повышение общей психологической культуры юных спортсменов;

2. создание условий для активной деятельности спортсменов, для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и тренерами;

3. усиление личностных ресурсов спортсменов, формирование адекватной самооценки;

4. саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний.

За 2009-2010 учебный год была проведена работа с одной группой детей занимающихся настольным теннисом, и двумя группами по художественной гимнастике. Возраст детей составлял 8-12 лет, количество 36 человек. Результаты диагностики показали следующее. На начало учебного года выявлены актуальные проблемы:

- желание ребенка, чтобы его ценили и уважали - у 6 человек (16 %);

- опасается, что помешают добиться того, что он хочет, поэтому требует, чтобы другие признали его права - 9 человек (25 %);

- эмоциональная неудовлетворенность и недовольство обстоятельствами, ведущими к стрессу - 11 человек (30 %).

В конце учебного года:

- желание ребенка, чтобы его ценили и уважали - у 6 человек (16 %);

- опасается, что помешают добиться того, что он хочет, поэтому требует, чтобы другие признали его права - 7 человек (18 %);

- эмоциональная неудовлетворенность и недовольство обстоятельствами, ведущими к стрессу - 5 человек (13 %).

По уровню тревожности и мотивации: на начало учебного года:

- в зоне «оптимум» находился 21 человек (59 %);

- в зоне «завышенные ожидания» 2 человека (5 %);

- в зоне «низкая целеустремленность» 4 человека (10 %);

- в зоне «страх, ожидание провала» - 9 человек (26 %). На конец учебного года:

- в зоне «оптимум» находился 28 человек (80 %);

- в зоне «завышенные ожидания» - 2 человека (5 %);

- в зоне «низкая целеустремленность» - 2 человека (5 %);

- в зоне «страх, ожидание провала» - 4 человек (10 %).

Таким образом, можно сказать, что предполагаемые результаты подтверждены в процессе реализации программы психологического сопровождения спортсменов «Успех в спорте».

Список литературы:

1. Апаносенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. - К., 1985.

2. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - ЛГУ, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.