ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Ковалинский Е.П.*
Центр развития творчества детей и юношества, г. Нерюнгри
В статье представлены резуньтаты реализации программы «Успех в спорте» по психологическому сопровождению спортсменов 8-12 лет в рамках сетевого взаимодействия МОУ ДОД Центра развития творчества детей и юношества и МОУ ДОД Детской Юношеской Спортивной школы (комплексной) г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).
Изменения, происходящие в современном обществе, диктуют необходимость планомерного преобразования и реорганизации всех сторон социальной жизни и, в частности, системы образования. В области спортивной деятельности эти изменения заключаются в разработке новых моделей учебно-тренировочного процесса с применением современных методов подготовки спортсменов, что в конечном итоге должно привести к повышению качества системы спортивной подготовки.
Высокие требования к соревновательной деятельности юных спортсменов, долговременный процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность её условий порождают новые задачи и связанные с ними новые формы и методы спортивной подготовки. Активное обсуждение теоретических аспектов подготовки спортсменов, интерес к которым усиливается в последнее время, отражает потребность в принципиально новых решениях проблем спорта.
В сфере физической культуры и спорта условием сохранения психического здоровья и развития личностного потенциала должно стать психологиче -ское сопровождение, так как практика физкультурно-спортивной деятельности указывает на существование проблем, касающихся психологического обеспечения подготовки юных спортсменов [1]. Актуальными становятся вопросы модернизации условий психического развития и становления личности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогического воздействия, направленных на сохранение психического здоровья в условиях спортивной деятельности. Необходимость психологического сопровождения в спорте обусловлена тем, что спорт оказывает всё большее влияние на нравственное, физическое и психическое здоровье юных спортсменов.
В рамках сетевого взаимодействия МОУ ДОД Центра развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри и МОУ ДОД Детской Юношеской Спортивной школой (комплексной) г. Нерюнгри была разработана программа психологического сопровождения юных спортсменов «Успех в спорте».
* Педагог-психолог 1 -ой квалификационной категории.
390
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Целью психологического сопровождения спортсменов является: создание психолого-педагогических условий, способствующих актуализации личностных качеств, формирующих психическую готовность к соревнованиям юных спортсменов.
Задачи психологического сопровождения:
1. оказать практическую поддержку и помощь в формировании психической готовности к соревнованиям юных спортсменов;
2. способствовать повышению психологической культуры специалистов, взаимодействующих с ребенком спортсменом.
Приглашение психолога в команду накануне ответственных соревнований, как это происходит в большинстве случаев, не может решить всех задач психологической подготовки.
Таким образом, под психологической подготовкой понимают комплекс мероприятий по работе с психикой спортсмена. Это система научно-обоснованных и разработанных приемов сознательного регулирования психоэмоциональных состояний спортсменов, способствующих высоким результатам на соревнованиях [2].
Основными составляющими психологического сопровождения подготовки спортсменов являются:
- анализ требований предъявляемых содержанием определенного вида спорта, к психическим особенностям спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов;
- разработка и внедрение обучающих и развивающих программ, направленных на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие спортивно важных свойств психики;
- разработка и внедрение программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях, программ психологического контроля.
Психологическое сопровождение спортсменов осуществлялось по двум основным направлениям деятельности:
1. взаимодействие с тренером - предоставление результатов диагностики, семинары, практикумы, индивидуальные консультации (по запросу);
2. сопровождение спортсменов - комплексная психологическая диагностика, тренинговые занятия и индивидуальные консультации (по запросу).
В целях выявления личностных особенностей, способностей, направленности личности подростков проводится психодиагностика в течение года. Некоторые методики используются для контроля и оценки результативности занятий.
Основные параметры, исследуемые первичной психодиагностикой в начале года и вторичной в конце года:
- мотивация (ШМС Сопова);
- уровень тревожности (методика Спилбергера);
Теория и методика физического воспитания
391
- выявление актуальной проблемы (тест М. Люшера).
В ходе реализации программы «Успех в спорте» планировалось достичь следующих результатов:
1. повышение общей психологической культуры юных спортсменов;
2. создание условий для активной деятельности спортсменов, для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и тренерами;
3. усиление личностных ресурсов спортсменов, формирование адекватной самооценки;
4. саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний.
За 2009-2010 учебный год была проведена работа с одной группой детей занимающихся настольным теннисом, и двумя группами по художественной гимнастике. Возраст детей составлял 8-12 лет, количество 36 человек. Результаты диагностики показали следующее. На начало учебного года выявлены актуальные проблемы:
- желание ребенка, чтобы его ценили и уважали - у 6 человек (16 %);
- опасается, что помешают добиться того, что он хочет, поэтому требует, чтобы другие признали его права - 9 человек (25 %);
- эмоциональная неудовлетворенность и недовольство обстоятельствами, ведущими к стрессу - 11 человек (30 %).
В конце учебного года:
- желание ребенка, чтобы его ценили и уважали - у 6 человек (16 %);
- опасается, что помешают добиться того, что он хочет, поэтому требует, чтобы другие признали его права - 7 человек (18 %);
- эмоциональная неудовлетворенность и недовольство обстоятельствами, ведущими к стрессу - 5 человек (13 %).
По уровню тревожности и мотивации: на начало учебного года:
- в зоне «оптимум» находился 21 человек (59 %);
- в зоне «завышенные ожидания» 2 человека (5 %);
- в зоне «низкая целеустремленность» 4 человека (10 %);
- в зоне «страх, ожидание провала» - 9 человек (26 %). На конец учебного года:
- в зоне «оптимум» находился 28 человек (80 %);
- в зоне «завышенные ожидания» - 2 человека (5 %);
- в зоне «низкая целеустремленность» - 2 человека (5 %);
- в зоне «страх, ожидание провала» - 4 человек (10 %).
Таким образом, можно сказать, что предполагаемые результаты подтверждены в процессе реализации программы психологического сопровождения спортсменов «Успех в спорте».
Список литературы:
1. Апаносенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. - К., 1985.
2. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - ЛГУ, 1988.