Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми'

Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3232
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЕКВАТНЫЕ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ADEQUATE PARENTS-CHILDREN'S RELATIONS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / FAMILY EDUCATION / PSYCHOLOGICAL WORK WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забродина Л. А.

В статье раскрывается сущность психологического сопровождения родителей по формированию адекватных взаимоотношений с детьми. Представлена авторская программа психологического сопровождения родителей, которая включает в себя систему организационных, диагностических, обучающих, развивающих и коррекционных мероприятий, направленных на создание благоприятных социально-психологических условий и решение различных проблемных ситуаций в области родительско-детских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PARENTS ON FORMING RELATIONS WITH CHILDREN

The article deals with the essence of psychological support of parents on formation of adequate mutual relations with children. The author's program of psychological support of parents which includes system of the organizational, diagnostic, training, developing and correctional actions directed on creation of favorable socially psychological conditions and the decision of various problem situations in the field of parents-children's relations is submitted.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ

© 2009 Л.А.Забродина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 12.12.2008

В статье раскрывается сущность психологического сопровождения родителей по формированию адекватных взаимоотношений с детьми. Представлена авторская программа психологического сопровождения родителей, которая включает в себя систему организационных, диагностических, обучающих, развивающих и коррекционных мероприятий, направленных на создание благоприятных социально-психологических условий и решение различных проблемных ситуаций в области родительско-детских отношений.

Ключевые слова: адекватные родительско-детские отношения, психологическое сопровождение, семейное воспитание, психологическая работа с родителями.

Мировая практика психологической помощи родителям и их детям показывает, что даже самые трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль взаимоотношений в семье. И ведущая роль в этом принадлежит родителям. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении благоприятного психологического климата в семье, им не всегда удается, психологически грамотно решить многие семейные вопросы, разрешить возникшие проблемы, выстроить адекватные отношения с детьми.

Адекватные родительско-детские отношения, с нашей точки зрения, - это межличностные отношения, которые строятся на объективной оценке возрастных и физиологических, и характерологических особенностей ребенка, с учетом его потребностей, интересов и увлечений и ориентируются на потенциальное развитие ребенка. Данные отношения включают в себя:

о знания и представления родителей о том, как строить отношения с ребенком, учитывая его реальный образ, возрастные, и характерологические особенности. Родители осознают не только потенциальные возможности своего ребенка, его уникальность, индивидуальность, неприкосновенность и признают его право на самостоятельность и автономию, но и свои родительские позиции и установки по отноше-

нию к ребенку, мотивы и ценности роди-тельства;

о совокупность объективных переживаний, связанных с ребенком, безусловное принятие ребенка таким, какой он есть, признавая и поддерживая его самоценность и особенности его личности. Это открытое и искреннее выражение своих чувств и эмоциональных реакций в отношениях с ребенком, сензитивность к его эмоциональным состояниям и переживаниям, степень удовлетворенности родительством; о стремление родителей к изменению родительских представлений, позиций, стиля семейного воспитания в зависимости от реальных возможностей ребенка, его потребностей и интересов. Это приобретение новых форм эффективной коммуникации, родительского контроля, методов и приемов воспитательного воздействия, способов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, с целью творческого и гибкого подхода к ребенку в процессе воспитания, взаимодействия и удовлетворения его потребностей. По мнению Р.В.Овчаровой в российской практике сложились две основные модели психологической работы с родителями, (модель «поддержки» и модель «сопровождения»). И та и другая модель нацелены на успешность, полноценность развития и педагогического процесса. Но одна - за счет помощи, за счет работы со свершившимся небла-

Забродина Любовь Александровна, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии. E-mail: alco_2003@mail.ru

гополучием, а другая - за счет создания условий, предотвращающих эти неблагополучия1.

Психологическое сопровождение родителей представляется нам чрезвычайно перспективным в процессе формирования адекватных родительско-детских отношений. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре С.И.Ожегова мы читаем: сопровождать - значит следовать вместе с кем-либо, находясь рядом2. То есть, сопровождать родителей в процессе воспитания ребенка — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда -чуть впереди. Поэтому наша программа «Психологическое сопровождение родителей по формированию адекватных родительско-детских отношений» включает в себя комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных организационных, диагностических, обучающих и коррекционно-развивающих мероприятий, с конкретным содержанием, формами и методами работы, которые направлены на создание благоприятных социально-психоло-гических условий и решение различных проблемных ситуаций в области роди-тельско-детских отношений, с опорой на внутренний потенциал родителей, на их возможность самостоятельно действовать и отвечать за свои действия.

В программе были использованы идеи А.Адлера, Т.Гордона, Д.Грэй, Р.Дрейкуса, Г.Л.Исуриной, Е.И.Лебедевой, И.М.Марков-ской, К.Роджерса, Е.В.Сидоренко, Н.Ю.Хря-щевой, О.В.Хухлаевой.

Данная программа направлена в первую очередь на активную пропаганду психологических знаний среди родителей, на развитие у них умений и навыков по построению эффективных взаимоотношений в системе «родитель - ребенок», на коррекцию имеющихся нарушений в родительско-детских отношениях на основе интерактивного подхода, который бы в наименьшей степени ущемлял интересы и развитие личности ребенка.

Программа психологического сопровождения родителей опирается на ряд важных принципов, которые составляют идейную основу программы и используются как фундаментальные аксиомы. Одним из них является принцип добровольности. Родители должны иметь естественную заинтересованность в поисках эффективных способов взаимодействия с ребенком. Потребность в изменениях собственных неэффективных форм отноше-

1 Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: 2005. - С.250.

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: 1995. - С.738.

ний с ним, своих родительских установок, представлений, стиля семейного воспитания в зависимости от реальных возможностей ребенка, его интересов, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. У родителей должно быть желание приобрести опыт конструктивных взаимоотношений с детьми. Принудительно личностные изменения поведения, в положительном смысле, как правило, не происходят.

Принцип активности. Формирование адекватных отношений родителей с детьми не может быть обеспечено только влиянием извне на личность родителя за счет создания условий вокруг него. Системообразующим ее элементом является внутренняя позиция личности родителя, формирующаяся только при активности самого субъекта. Познавательная активность каждого родителя за счет его включения в проблемные ситуации, на тренингах, создает надежную основу для глубокого и прочного овладения навыками адекватных взаимоотношений с детьми.

Важным, на наш взгляд, является принцип осознанности. Только осознав социальную роль родительства и его значение в воспитании ребенка, собственные проблемы и стереотипы воспитания, неэффективные способы взаимодействия с ребенком родители могут создать благоприятные условия в семье для полноценного развития личности ребенка с учетом его личностных и характерологических особенностей.

Принцип единства теоретических знаний и практических навыков. Основа данного принципа - это повышение психолого-педагогической культуры родителей по вопросам построения адекватных отношений с детьми. Психологическое просвещение родителей должно быть направлено не только на приобретение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях своего ребенка, тактики воспитательного воздействия с учетом особенностей его характера, на ознакомление с особенностями применения адекватного родительского контроля, способов эффективного общения с ребенком и т.д. Но и на отработку полученных знаний с помощью активных методов обучения. В результате чего, родители приобретают коммуникативные умения и навыки сотрудничества с детьми, эффективные способы выхода и разрешения конфликтных ситуаций, техники дисциплиниро-вания и т.д.

Принцип сотрудничества. В соответствии с данным принципом родитель не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно

участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий).

Психологическое сопровождение, осуществляемое психологом, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок, и ту систему воспитания, которую выбрали для него родители.

Основная цель программы - это не избавление от проблем с детьми, а создание благоприятных социально-психологических условий и решение различных проблемных ситуаций в области родительско-детских отношений с учетом возрастных и характерологических особенностей ребенка, его потребностей и интересов, с опорой на внутренний потенциал родителей, на их возможность самостоятельно действовать и отвечать за свои действия.

Задачи программы: о повысить психолого-педагогическую культуру родителей по вопросам воспитания ребенка, чувство ответственности за исполнение ими воспитательных функций, уверенность в своих воспитательных возможностях;

о научить уважать уникальность, индивидуальность ребенка, признавая самоценность его личности, его право на самостоятельность и автономию; о научить открыто и искренне выражать свои чувства и эмоциональные реакции в отношениях с ребенком; о формировать и отрабатывать навыки построения адекватных отношений с ребенком, используя приобретенные навыки для создания эмоционально-благополучного микроклимата в семье, способствующего полноценному развитию личности ребенка;

о помочь родителям изменить неадекватные формы отношений с ребенком, свои родительские установки, представления, стиль семейного воспитания, в зависимости от его реальных возможностей и потребностей.

Поставленные задачи обуславливают две стратегии сопровождения родителей: развивающую и формирующую.

Развивающая стратегия предполагает создание условий для развития адекватных отношений за счет построения развивающего взаимодействия родителей с детьми. Данная стратегия реализуется за счет следующих видов деятельности:

Психологическое просвещение родителей, которое предполагает:

о информирование родителей об особенностях родительско-детских отношений и их влиянии на формирование личности и становление характера ребенка; о приобретение базовых знаний о построении адекватных отношений родителей с детьми;

о совместное обсуждение и выработка конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, эффективных методов воспитания и их применения на практике.

Психологическое консультирование - оказание помощи родителям в их самопознании, осознании собственных проблем во взаимоотношениях с ребенком, выработка индивидуальных стратегий взаимодействия с ним и способов предупреждения подобных проблем в будущем.

Формирующая стратегия предполагает специально-организованную деятельность по формированию адекватных способов отношения с детьми. Она реализуется через следующие виды деятельности:

Психологическое просвещение, направленное на приобретение умений и навыков построения адекватных отношений родителей с детьми. Это:

о отработка новых форм эффективной коммуникации, способов проникновения в чувства ребенка и эмпатичного понимания его поведения; о приобретение навыков контроля родителями своего поведения, открытого и искреннего выражения своих чувств, эмоциональных реакций на поступки ребенка; о овладение разнообразными конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций во взаимодействии с детьми; о совершенствование гибкого подхода к использованию разнообразных воспитательных методов и приемов воздействия на ребенка с учетом с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Психологическое консультирование, направленное на оказание помощи родителям в определении средств и способов адекватного взаимодействия с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; в укреплении уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; психологической поддержки в реализации индивидуальной коррекционной программы.

Психолого-педагогическая коррекция, направленная на исправление имеющихся нарушений в родительско-детских отношениях на основе интерактивного подхода, который в наименьшей степени ущемляет интересы ре-

бенка. Создание, обсуждение и реализация индивидуальной коррекционной программы, направленной на изменение отношений родителей к самому ребенку, к его деятельности, к методам воспитательного воздействия, к личностному и нравственному развитию ребенка, с учетом его возрастных и характерологических особенностей.

Рассмотренные стратегии сопровождения родителей наиболее эффективно реализуются с помощью активных методов обучения, таких как: тренинги совместной творческой деятельности; практические упражнения; сю-жетно-ролевое моделирование ситуаций взаимодействия родителей с ребенком; анализ поступков, коммуникаций, действий родителей с детьми; дискуссии. Данный метод обучения сохраняет высокий уровень познавательной активности каждого родителя за счет его включения в проблемную ситуацию, что создает надежную основу для глубокого и прочного овладения знаниями, умениями и навыками построения адекватных родитель-ско-детских отношений, и позволяют уверенно использовать приобретенные навыки в конкретной жизненной ситуации.

Кроме этого в программе соединены элементы гештальттерапии, телесноориентиро-ванной терапии, психодрамы, элементы тран-сактного анализа и психосинтеза, метода краткосрочной позитивной психотерапии семьи, арттерапии. Так, телесноориентирован-ная терапия включала в себя сеансы релаксации, что позволяло родителям перейти от негативных оценок себя к продуктивным оценкам и отношениям. Арттерапия использовалась как способ повышения креативности родителей и каждой личности в отдельности (рисование, аппликация, работа со сценариями родительско-детских отношений). Тран-сактный анализ использовался для анализа эго-состояний родителей и коррекции интерперсональных отношений между супругами и другими родственниками, участвующими в воспитании детей.

Программа психологического сопровождения родителей по формированию адекватных отношений с ребенком включает в себя несколько этапов.

Подготовительный этап. На нем родители получают первичную информацию о влиянии родительско-детских отношений на становление личности и формирование характера ребенка, осознают свою ответственность за его воспитание, свои неэффективные способы взаимодействия с ним, знакомятся с типичными ошибками воспитания в семье. Этот этап требует активной формы сотрудничества

психолога с родителями. Его эффективность во многом определяет успех всей дальнейшей работы, так как на этом этапе родители получают стимул к саморазвитию. В нашем случае роль подготовительного этапа выполняет родительское собрание.

1 этап: диагностический. На этом этапе проводится глубокая диагностика межличностных отношений в системе «родитель - ребенок», через призму представлений родителей и «ребенок - родитель», через призму представлений ребенка.

2 этап: мотивационный. Задачами данного этапа являются: установление эмоционального контакта психолога с каждым родителем, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение ожиданий родителей. Данный этап может проводиться в виде установочного семинара, индивидуальных или групповых бесед психолога с родителями, на которых психолог излагает свои ожидания от родителей, а родители формируют психологу конкретные запросы на помощь, а так же осуществляется прогнозирование результатов. Здесь же вырабатываются организационные условия сотрудничества, формы работы, частота встреч, их время и т.д.

3 этап: проективный. На этом этапе вырабатывается концепция программы психологического сопровождения, раскрывается смысл и содержание предстоящей работы, формируются общие цели, задачи, содержание сотрудничества родителей с психологом. Здесь осуществляется разработка программы на основе концепции, ее направления, способы, содержание, техники и методы работы с родителями.

4 этап: реализация программы. На этапе реализации проводятся все включенные в программу мероприятия. В ходе реализации обязательно проводится анализ и рефлексия процесса, выявляются затруднения, определяются их причины и осуществляется поиск разрешения возникших трудностей. Этот этап в нашем случае осуществляется на обучающих тренингах или на индивидуальных консультациях родителей с психологом.

Заключительный этап. На этом этапе проводится повторная диагностика межличностных взаимоотношений с целью определения динамики и результативности программы психологического сопровождения. А также осуществляется совместный анализ полученных результатов с родителями, рефлексия, вносятся изменения и дополнения в индивидуальные коррекционные программы, по мере необходимости.

В программе представлены разнообразные формы работы с родителями, которые направлены на создание оптимальных условий для сохранения психологического здоровья семьи, ее эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка. Программа психологического сопровождения рассчитана на год взаимного сотрудничества родителей и психолога. Основные блоки программы:

Диагностический блок: психодиагностика взаимоотношений и взаимодействия родителей и ребенка, стилей семейного воспитания, родительских установок и представлений. Проводится в основном вначале года, в процессе реализации программы, и по ее завершению.

Теоретический блок: приобретение базовых знаний родителей о построении эффективных родительско-детских отношений. Цели и задачи данного блока реализуются на психологических консультациях, на групповых кор-рекционно-обучающих занятиях с родителями. Информация, которую получают родители, позволяет им расширить знания о влияние родительско-детских отношений на формирование личности и становление характера ребенка, осознать собственные стереотипы в воспитании ребенка и неэффективные способы взаимодействия с ним, понять особенности своего ребенка, его индивидуальность, познакомиться с эффективными способами построения взаимоотношений с ним, изменить свое отношение к ребенку, учитывая его характерологические особенности, почувствовать ответственность за своего ребенка.

Практический блок: формирование и отработка навыков построения эффективных отношений в системе «родитель - ребенок». Цели и задачи этого блока решаются на групповых коррекционно-обучающих занятиях с родителями (12 занятий) и на коррекционно-развивающих совместных занятиях родителей с детьми (4 занятия). На этих занятиях используются игры и практические упражнения; сюжетно-ролевое моделирование ситуаций взаимодействия родителей с ребенком; проводится анализ поступков, коммуникаций, действий родителей с детьми; отрабатываются навыки эффективной коммуникации и способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Такие методы позволяют родителям не только углубить и пополнить знания, но и уверенно использовать приобретенные знания в конкретной жизненной ситуации. Они позволяют сохранять высокий уровень познавательной активности каждого родителя за счет его включения в проблемную

ситуацию, что создает надежную основу для глубокого и прочного овладения ими изучаемого материала. Групповые занятия (тренинги) с родителями проводятся 1 раз или 2 раза в неделю, каждое занятие рассчитано на 3 часа, всего 16 занятий. Группа родителей формируется на добровольных началах. Количество участников 12 - 14 человек. Группа является закрытой.

Коррекционный блок: изменение собственных форм отношений родителей к ребенку с учетом их социально-психологического типа характера. Цели и задачи коррекционного блока также решаются на тренингах с родителями и детьми и при реализации индивидуальной психокоррекционной программы роди-тельско-детских отношений родителей со своим ребенком. Индивидуальная психокоррек-ционная программа разрабатывается совместно с родителями. Она строиться на рекомендациях по изменению форм отношений родителей к ребенку, по изменению условий воспитания, по устранению множества факторов препятствующих формированию положительных стереотипов в процессе воспитания.

Психологические консультации с родителями проводятся постоянно по ходу реализации программы. На них родители могут познакомиться с результатами диагностики, получить психолого-педагогические рекомендации по воспитанию ребенка, помощь в разрешении трудных, конфликтных ситуациях с ним, психологическую поддержку в реализации коррекционной программы и т.д.

Программа психологического сопровождения родителей в большей степени предназначена для родителей старших дошкольников или младших школьников, пока их дети не вступили в самый трудный кризисный период своего развития, в подростковый возраст. Так как, именно в этот период происходят большие перемены с ребенком, которые требуют особого внимания родителей, гибкости и педагогического такта во взаимоотношениях с ним. Поэтому приобщение родителей к базовым знаниям о построении эффективных взаимоотношений с детьми, формирование у них эффективных навыков взаимодействия, помогут им установить и развить отношения партнерства и сотрудничества со своими детьми, даже в самые сложные кризисные периоды его развития. Однако данная программа может быть легко трансформирована и для родителей младшего подросткового возраста.

Программа психологического сопровождения родительско-детских отношений проводилась в образовательных учреждениях

городов Самара и Нефтегорск Самарской области и городах Башкирии (Октябрьский, Туймазы, Субханкулово). Результатом этой программы стало:

о повышение психологической культуры: осознание, переосмысление и изменение своих отношений с детьми с учетом их возрастных и характерологических особенностей;

о приобретение навыков эффективной коммуникации в процессе межличностного общения и способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия с детьми; о формирование у родителей сензитивности

к детским переживаниям; о построение каждым участником индивидуальной модели оптимальных взаимоотношений со своим ребенком.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PARENTS ON FORMING RELATIONS WITH CHILDREN

© 2009 LAZabrodina

Volga region state social-humanitarian academy

The article deals with the essence of psychological support of parents on formation of adequate mutual relations with children. The author's program of psychological support of parents which includes system of the organizational, diagnostic, training, developing and correctional actions directed on creation of favorable socially psychological conditions and the decision of various problem situations in the field of parents-children's relations is submitted.

Key words: adequate parents-children's relations, psychological support, family education, psychological work with parents.

°Zabrodina Lybov Aleksandrovna

The senior teacher o f general and applied psychology

chair, faculty of psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.