Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение противодействия насилию в отношении ребенка'

Психологическое сопровождение противодействия насилию в отношении ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
768
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ / ИНТЕРНЕТ-УГРОЗЫ / ОБРАЗ РЕБЕНКА / САМОВОЛЬНО УШЕДШЕГО ИЗ ДОМА / НАСИЛИЕ МЕЖДУ СВЕРСТНИКАМИ / VIOLENCE OVER FAMILY / CHILD PARENTAL RELATIONS / PERSONAL FEATURES OF CHILDREN / THE INTERNET-THREAT / AN IMAGE OF THE CHILD AUTOCRATICALLY GONE THE HOUSE / VIOLENCE OVER CONTEMPORARIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колодина А. В.

Статья посвящена обзору проведенных исследований научным коллективом факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в период с 2011 по 2013 гг. в рамках сотрудничества с институтом Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Омской области с целью реализации Национальной и Региональной стратегии действий в интересах детей. Основной целью научного исследования явилась необходимость выявления видов внутрисемейного насилия, стимулирующих его факторов и причин. Особое внимание было уделено анализу влияния последствий пережитого насилия в собственной семье на развитие личности ребенка и его поведенческих стратегий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колодина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of counteraction to violence over the child

Present article is devoted to the review of the lead researches scientific collectives of faculty of psychology OmGU by F.M.Dostoevsky, during with 2011 for 2013, within the limits of cooperation with Representative by the rights of the child at the Governor of Omsk area, with objective of realization of National and Regional strategy of actions in interests of children. Prime objective of scientific research was the indispensability of revealing of types, factors and the reasons of the family violence. The special attention has been given to the analysis of influence of consequences of the gone through violence over own family on progresses of the person of the child and its behavioral strategy

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение противодействия насилию в отношении ребенка»

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 2. С. 33-40.

УДК 159.9

А. В. Колодина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАСИЛИЮ

В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА

Статья посвящена обзору проведенных исследований научным коллективом факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в период с 2011 по 2013 гг. в рамках сотрудничества с институтом Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Омской области с целью реализации Национальной и Региональной стратегии действий в интересах детей. Основной целью научного исследования явилась необходимость выявления видов внутрисемейного насилия, стимулирующих его факторов и причин. Особое внимание было уделено анализу влияния последствий пережитого насилия в собственной семье на развитие личности ребенка и его поведенческих стратегий.

Ключевые слова: насилие в семье; детско-родительские отношения; личностные особенности детей; интернет-угрозы; образ ребенка, самовольно ушедшего из дома; насилие между сверстниками.

A. V. Kolodina

Omsk F. M. Dostoevsky State University

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF COUNTERACTION TO VIOLENCE OVER THE CHILD

Present article is devoted to the review of the lead researches scientific collectives of faculty of psychology OmGU by F.M.Dostoevsky, during with 2011 for 2013, within the limits of cooperation with Representative by the rights of the child at the Governor of Omsk area, with objective of realization of National and Regional strategy of actions in interests of children. Prime objective of scientific research was the indispensability of revealing of types, factors and the reasons of the family violence. The special attention has been given to the analysis of influence of consequences of the gone through violence over own family on progresses of the person of the child and its behavioral strategy.

Keywords: violence over family; child parental relations; personal features of children; the Internet-threat; an image of the child autocratically gone the house; violence over contemporaries.

В современной российской действительности резко обострилась проблема насилия по отношению к ребенку. Систематически в СМИ обсуждаются случаи жестокого обращения с ребенком в семье, насилие между детьми, которое происходит в школе и иных образовательных учреждениях, пренебрежительное отношение к ребенку со стороны родителей и т. п. Сложившаяся ситуация анализируется и на законодательном уровне, результатом чего стала разработка, а также принятие ряда нормативных актов, контролирующих соблюдение интересов и прав ребенка в семье и обществе: Указ Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 г.

© Колодина А. В., 2013

«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», обращение Председателя Совета Федерации Российской Федерации В. И. Матвиенко к губернаторам всех регионов [5].

В рамках принятой Национальной стратегии на территории Омской области была разработана и принята «Региональная стратегия действий в интересах детей на территории Омской области на 2012-2017 годы» (далее -Стратегия).

Реализация принятой Стратегии предполагает: междисциплинарное исследование

проблем современного детского и семейного неблагополучия; мониторинг причин и факто-

ров, их стимулирующих; работу с последствиями пережитого насилия; разработку программ профилактики жестокого обращения и насилия по отношению к ребенку в семье и обществе. Обозначенные проблемы стали основой сотрудничества Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Омской области и факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. В течение трех лет преподавателями и студентами факультета психологии ОмГУ под руководством профессора Л. И. Дементий проводятся комплексные психологические исследования проблем современной семьи.

В рамках первого этапа сотрудничества факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского со службой Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Омской области (2011-2012 гг.) было реализовано три основных исследовательских направления:

1. «Осведомленность детей об интернет-угрозах». Анализ литературы по данной проблеме показал, что современная действительность характеризуется интенсивным влиянием Интернета на жизнь людей. С его помощью производятся покупки, осуществляется общение, распространяется информация обо всех аспектах жизни, реализуются пристрастия и интересы и т. п. Но наряду с другими высокими технологиями Интернет способствует аутизации современного общества и представляет серьезную опасность для детей и подростков, которые, как и многие взрослые, проводят время в режиме онлайн (иногда даже чаще). Основную опасность для детей, по мнению современных ученых, представляют следующие аспекты: доступ к порнографии, эксплуатация доверия детей, контент-сайты с деструктивным содержанием, сетевые игры, основанные на насилии и повышающие агрессивность детей (DOOM, QUAKE) [2; 3].

В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование, направленное на изучение представлений современных школьников об интернет-угрозах и мотивации посещения Интернета. В исследовании приняло участие 500 школьников в возрасте от 12 до 17 лет, обучающихся в образовательных учреждениях различных типов (СОШ, гимназии, лицеи), расположенных в разных административных округах г. Омска.

В результате проведенного исследования, нами были получены следующие данные.

1. Школьники всех общеобразовательных

учреждений в равной степени часто обращаются к источникам информации через сеть Интернет. Виды информации, к которой обращаются школьники в сети Интернет: юмористическая, забота о здоровье, информация, связанная с учебной деятельностью (учебные предметы), проведение досуга, общественнополитическая (информация о мировых событиях), межличностные отношения, информация о друзьях, знакомых (социальные сети), саморазвитие, поступление в вузы, ссузы, спортивные мероприятия, криминальные

сводки, актуальные происшествия. 40 %

школьников указывают на то, что в среднем проводят 1-2 часа в режиме он-лайн, остальные 60 % - 3-4 часа.

2. Мотивами посещения интернет-сайтов у школьников выступают: проведение досуга, развлечения, получение новой информации, в том числе и учебной, направленной на саморазвитие, стремление отвлечься от проблем.

3. Основными интернет-угрозами школь-

ники считают вирусы, которые поражают их компьютеры. Практически все осведомлены, что зачастую эти вирусы содержатся в ссылках и всплывающих окнах с запрещенной информацией (интимного характера). 98 %

школьников указывают на то, что сталкивались с данной информацией в сети, но относятся к ней равнодушно. При оценке своих действий с данной информацией 70 % школьников отметили, что закрывают ее, 20 % сначала просматривают, а потом закрывают, 10 % школьников смотрят ее неоднократно. Таким образом, практически все школьники имеют опыт взаимодействия с информацией деструктивного характера, нормативно запрещенной, но находящейся в открытом доступе для лиц любой возрастной категории. При этом все школьники уверены, что они способны защитить себя от неконструктивного общения со стороны взрослых и сверстников в режиме он-лайн, однако практически все затрудняются назвать способы, которые они бы использовали для собственной защиты. Таким образом, на основе полученных данных можно заключить, что современные школьники слабо дифференцируют интернет-угрозы и являются довольно уязвимой группой по отношению к ним.

На основании полученных результатов исследовательской группой ОмГУ были

сформулированы следующие рекомендации для образовательных учреждений:

1. Проведение информирования об особенностях сети Интернет, его пользе и опасностях на уроках информатики.

2. Формирование критичности современных школьников по отношению к поступающей им информации посредством тренингов, мастер-классов, проводимых школьным психологом и классным руководителем.

3. Информирование родителей об особенностях сети Интернет (его влиянии на личность школьника, о существующих программах, ограничивающих доступ или блокирующих неконструктивные и опасные сайты) в рамках родительского собрания.

4. Разработка нормативных актов, направленных на ограничение доступа к запрещенным сайтам с сервера школы.

2. «Насилие над детьми в общественном сознании». В основу данного исследовательского направления была положена проблема насилия по отношению к ребенку. Длительное время она оставалась закрытой в российском обществе. Однако современные данные статистики органов внутренних дел о количестве зарегистрированных преступлений в отношении детей говорят о необходимости детального анализа проблемы насильственных действий детско-родительских отношениях с целью формирования превентивных и коррекционных мероприятий для обеспечения безопасности и права на счастливое детство каждому ребенку в Российской Федерации [4; 6].

Для анализа специфики современных детско-родительских отношений как основы формирования взаимоотношений взрослого и ребенка нами было проведено исследование, направленное на изучение представлений родителей о возможности применении насилия по отношению к ребенку и его восприятия и оценку детьми. В исследовании приняло участие 200 родителей и 500 учеников школ г. Омска в возрасте от 12 до 17 лет.

По результатам полученных данных можно сделать следующие выводы.

1. Для 58 % родителей, независимо от пола, характерна ориентация на применение физического (порка ремнем, шлепки, пощечины), а также психологического (угрозы, изолирование, публичное оскорбление ребенка) насилия по отношению к своим детям. Данные формы насилия воспринимаются родителями как типичные и эффективные способы борьбы с не-

послушанием, плохой успеваемостью и демонстрацией излишней независимости ребенком. При этом 25 % от общего количества респондентов указывают на то, что наказание -это наиболее оптимальный способ воспитания в современном нестабильном мире.

2. Для 30 % современных детей насилие -это воздействие или применение силы против воли (желания, свободы) человека, основанное на злости, жестокости и бесчувственности. Лучшим способом защиты личности от насилия, с точки зрения детей, является контроль со стороны государственных служб - 39 %, самозащита - 20 %, помощь со стороны родственников, друзей, родителей - 15 %.

3. При изучении восприятия и оценки насилия детьми было установлено следующее: 32 % детей утверждают, что подвергаются физическому и психологическому насилию со стороны отца, а 28 % детей - со стороны матери. Около 35 % детей при заполнении анкет уверенно отрицали факт наличия определенного вида насилия по отношению к ним в семье. Однако при устной беседе с исследователем неоднократно упоминали о том, что при плохой успеваемости или поведении родители могут «шлепать меня, давать пощечины, подзатыльники». Следует отметить и тот факт, что более 50 % детей не знают, куда они могут обратиться за помощью в случае столкновения с насилием как внутри семьи, так и вне ее.

Полученные данные позволяют утверждать, что существует проблема внутрисемейного насилия по отношению к детям. Для предотвращения роста насильственных действий против детей и их реабилитации требуется решение комплекса задач юридического, медико-социального, педагогического и психологического характера.

Основные рекомендации исследовательского коллектива факультета психологии ОмГУ:

1. Психологическая помощь и консультирование являются первоочередными, так как позволяют минимизировать последствия пережитого злоупотребления и превенции различных форм насилия. Следовательно, необходима актуализация школьной психологической службы в Омске и Омской области, поскольку практически все образовательные учреждения исключили из штата педагогов-психологов, психологов, ликвидировали школьную психологическую службу.

2. Просветительская психолого-педагоги-ческая работа среди населения, осуществляе-

мая в форме бесед, тренингов, направленная на повышение общего уровня психологической культуры, формирования социальных установок неприемлемости насильственных форм поведения в семье, информирование об особенностях развития ребенка, возрастных кризисах и новообразованиях.

3. Социальная реклама конструктивных детско-родительских и семейных взаимоотношений, направленная на культивирование и укрепление ценностей семьи.

3. «Образ ребенка, самовольно ушедшего из дома, в представлении специалистов КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) и медицинских работников». Основу данного исследовательского направления составила озабоченность государства и общества ростом числа детей, находящихся в социально опасном положении внутри своей семьи, увеличением социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, распространением преступности и наркомании среди детей и подростков. Государством принимается достаточно большое количество мер, направленных на предотвращение социального сиротства: открываются территориальные центры поддержки семьи, «телефоны доверия», приюты и т. п. При явной позитивной ориентации данных мер они не приводят к уменьшению социального сиротства и безнадзорности, поскольку сосредоточены на решении проблем, лежащих в плоскости социально-экономической сферы.

Ребенок, воспитывающийся в условиях конфликтности и пренебрежения, предпринимает попытки самосохранения и самозащиты путем ухода из дома. Данная проблема легла в основу проведенного нами исследования, направленного на изучение образа ребенка, самовольно ушедшего из дома, в представлениях специалистов КДН и медицин-

ских работников (группы специалистов, наиболее часто взаимодействующих с представленной категорией детей).

В исследовании приняли участие 49 инспекторов КДН и 33 медицинских работника детских клинических больниц г. Омска. По полученным данным можно сделать следующие выводы.

1. По мнению инспекторов КДН, для большинства безнадзорных детей характерна агрессивность к окружающим, враждебность, замкнутость, грубость, упрямство, низкая успеваемость, неопрятный вид. От своих благополучных сверстников такие дети отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, повышенной конфликтностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности. В основном это дети 7-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальный: родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками.

2. 83 % медицинских работников склон-

ны полагать, что побег ребенка из дома или учреждения - это «проявление пассивного протеста». Следует указать и то, что медицинские работники наделяют безнадзорных детей практически теми же качествами, что и инспектора КДН: агрессивность, замкнутость, упрямство, грубость, раздражительность,

враждебность, эгоистичность, слабость и пассивность. С точки зрения всех опрошенных, самой существенной причиной, побуждающей ребенка к уходу из дома, является «неблагополучие в семье».

3. Проведя качественный анализ выбранных респондентами причин, нами были выделены 5 основных факторов семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей (табл.).

Основные факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей

Фактор Характеристика

1. Социально-психологический семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей; педагогическая несостоятельность родителей; низкий общеобразовательный и культурный уровень; деформированные ценности

2. Социально-экономический низкий материальный уровень жизни семьи; плохие жилищные условия

3. Социально-демографический неполные и многодетные семьи; семьи с престарелыми родителями; семьи с повторными браками и сводными детьми

4. Медико-санитарный хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность; антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами

5. Криминальный алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей; проявления жестокости и садизма; наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира

Выявленные закономерности позволили нам сформировать следующие практические рекомендации.

1. Ориентация практической деятельности специалистов на работу с психологическими и медицинскими факторами (ранняя диагностика конфликтности и напряженности в семье, профилактика посредством бесед, обучающих семинаров, тренингов для родителей и детей). Данная деятельность, на наш взгляд, может быть полноценно реализована только посредством взаимодействия специалистов КДН и школьных психологов, ведущих динамическое наблюдение за контингентом и оперативно реагирующих на возникающие проблемные ситуации в жизнедеятельности конкретного ребенка.

2. Адресная комплексная (социально-экономическая, психолого-педагогическая, юридическая) помощь семьям группы риска по сиротству, основанная на индивидуальной программе реабилитации семьи, в результате ее комплексного изучения.

3. Повышение квалификации инспекторов КДН и медицинских работников по проблемам организации конструктивного взаимодействия с безнадзорными детьми, беспризорными детьми и детьми из неблагополучных семей.

Описанные выше результаты были представлены на международных и всероссийских конференциях в разных городах России и ближнего зарубежья, региональной конференции «Дети в трудной жизненной ситуации», организованной Министерством труда и социального развития Омской области, представлены Уполномоченному по правам ребенка при Губернаторе Омской области, а также обсуждены на семинарах со специалистами, реализующими свою деятельность в области защиты интересов и прав ребенка.

Вторым этапом сотрудничества стала организация и проведение комплексного психологического исследования проблем семейного неблагополучия на территории Омской области (2012-2013 гг.).

Анализ литературы в области семейной психологии показал, что в настоящее время ценность семейных отношений постепенно утрачивается, существует неопределенность норм, регулирующих брачные и семейные отношения [7]. Однако нами было установлено и то, что данная проблема весьма фрагментарно проработана учеными и требует

интенсивного сбора данных для выявления и осмысления закономерностей функционирования и существования современной семьи и детско-родительских отношений. В современном обществе довольно часто семейные модели формируются на основе западных шаблонов, активно пропагандируемых СМИ, что влечет за собой нейтрализацию ценности семьи и брака, активной родительской роли, эмоционально-близких отношений с детьми.

В целях изучения современных моделей детско-родительских отношений в современных семьях и особенностей личности ребенка, воспитывающихся в них, научным коллективом факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Л. И. Дементий,

Н. Н. Карловская, С. В. Чернобровкина,

А. В. Колодина, А. Ю. Маленова, В. Е. Купченко) были проведены исследования по следующим направлениям.

1. Специфика современных детско-родительских отношений в семьях подростков как фактор формирования их личностных характеристик. В проведенном исследовании приняли участие 360 подростков, обучающихся в школах г. Омска (СОШ № 7, 17, 21, 30, 36, 68, 66, 77, 117, 135, 153) и их 296 родителей. Общая выборка была разделена на две группы: в первую группу вошли подростки и их родители из неблагополучных семей (160 подростков и 98 родителей), во вторую - подростки и их родители из благополучных семей (200 подростков и 198 родителей).

В результате обработки полученных данных нами было установлено, что родители подростков из неблагополучных семей наиболее часто применяют такие воспитательные стратегии, как гипопротекция, игнорирование потребностей подростка, недостаток требований-обязанностей, чрезмерность санкций, неразвитость родительских чувств, отвержение, автономность, эмоциональная дистанция и отсутствие сотрудничества в отношениях с ребенком. В неблагополучных семьях родители либо игнорируют своего ребенка, формируя тем самым риск безнадзорности, либо требуют от него послушания без попытки понять позицию и точку зрения ребенка, жестко санкционируя неисполнение требований. Пытаясь добиться послушания, они ругают, поучают ребенка, а нередко применяют физическую силу. Подобное поведение становится образцом, который ребенок копирует. Он пе-

реносит в свою жизнь отрицательные поведенческие модели собственных родителей, что препятствует его эффективной адаптации и реализации в социуме. Вследствие этого ребенок не научается конструктивно справляться с жизненными ситуациями, разрешать возникающие противоречия социально одобряемыми способами, а демонстрирует асоциальные и противоправные формы поведения.

Безусловно, выявленные стили воспитания довольно интенсивно отражаются на личностных характеристиках подростков. Подростки данной группы характеризуются такими качествами, как неорганизованность, импульсивность, склонность к асоциальному поведению, поглощенность своими идеями, мыслями, иллюзиями, мечтательность, недоверчивость к авторитетам, мнительность, беспринципность по отношению к установленным нормам и правилам. Все это не позволяет формировать адекватные представления о собственной личности, выделять ее слабые и сильные стороны, стремиться к саморазвитию. Им свойственны циклоидный и гипер-тимный типы акцентуации характера, что отражает неустойчивость их интересов, неразборчивость в выборе знакомств, раздражительность и одновременно с этим гиперчувствительность к неудачам и неурядицам, приводящую к формированию чувства собственной ненужности, неполноценности и способную подтолкнуть к суицидальному поведению.

В результате корреляционного анализа было установлено, что стили семейного воспитания значимо предопределяют типы акцентуаций характера подростков. Игнорирование со стороны родителей потребностей подростков способствует формированию склонности к алкоголизации у подростков (г, = 0,62 при р < 0,01); чрезмерное предъявление родителями санкций за нарушение требований формирует тенденцию конформности подростка (г, = 0,53 при р < 0,05); недостаточная требовательность со стороны родителей предопределяет развитие акцентуированной личности подростка по гипертимному типу (г, = 0,84 при р < 0,001). Следовательно, ребенок в такой семье находится вне фокуса внимания родителей, довольно часто предоставлен самому себе, исходя из чего доброжелательные и близкие отношения между родителями и детьми не сформированы, что формирует риск включения подростка в девиант-

ные сообщества, демонстрацию неконструктивного и неадаптивного социального поведения, а также развитие риска самовольных уходов подростка из дома [1].

Родители подростков из благополучных семей реализуют такие воспитательные стратегии, как гиперпротекция, потворствование, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты своего ребенка, эмоциональное принятие. Следовательно, стремятся к контролю жизненного пути ребенка, оказывают помощь в принятии важных решений, ориентированы на развитие личности и познавательной сферы ребенка, следят за контактами ребенка. Однако выраженной является стратегия гиперопеки и потворствования, что указывает на тенденцию родителя ограничивать свободу ребенка, стремиться принимать за него решения и одновременно с этим исполнять все желания.

Подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях, обладают такими характеристиками, как общительность, открытость, непринужденность в общении, добродушие, мягкосердечность, что свидетельствует об их способности рефлексировать собственный опыт, сформированном умении планировать жизненные сценарии, принимать решения и осознавать личную ответственность за осуществляемые поступки. У данной группы подростков преобладают лабильный и сенситивный типы акцентуации характера, что указывает на формированные чувства и привязанности, наличие способности сопереживать другим, общительность и искренность, стремление к общественной работе. При проведении сравнительного анализа типов акцентуаций подростков из благополучных и неблагополучных семей было установлено, что подростки из благополучных семей в большей мере стремятся высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, тогда как подростки из неблагополучных семей в большей мере склонны к алкоголизации и девиантным формам поведения.

Таким образом, в благополучной семье воспитание подростков ориентировано на установление благоприятных эмоциональных отношений между родителями и ребенком, формирование сопричастности к проблемам ребенка и имеет форму управляемой системы взаимоотношений родителей с ребенком, ведущая роль в которой принадлежит родителю [1].

Независимо от характеристики семьи нами было установлено, что в современных семьях преобладают следующие виды насилия по отношению к ребенку:

• игнорирование мнения ребенка,

• контроль социальных связей ребенка,

• общение на повышенных тонах,

• физические наказания,

• невыполнение обещаний,

• критика,

• наведение порядка среди личных вещей ребенка,

• обман,

• предъявление завышенных требований;

• недостаток внимания.

Нарушенные детско-родительские отношения стимулируют демонстрацию психологического насилия по отношению к детям. Отсутствие родительской заботы стимулирует рост агрессии и тревожности подростков, формирование их деструктивных психологических защит. Последствиями этого может стать не только стойкая невротизация личности, нарушение социальных контактов, но и выбор подростками деструктивных девиантных форм поведения, вплоть до криминальных.

2. Изучение Буллинга в современной школе (насилие по отношению к сверстникам) стало вторым исследовательским направлением, реализованным нами. Выборку проведенного исследования по заявленной проблеме составили учащиеся общеобразовательных школ г. Омска (СОШ № 7, 36, 117), а также учащиеся специализированной школы для неблагополучных детей (СОШ № 153), всего 150 подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного исследования показали, что 15 % подростков - учащихся образовательных школ - склонны к совершению насильственных действий, выражающихся в высмеивании другого, присвоении (обидных) кличек, избиении другого, подзатыльниках, оскорблении человека. Личностными факторами, провоцирующими демонстрацию насилия по отношению к сверстникам, являются вербальная и физическая агрессия, обиды, враждебность.

Среди подростков, обучающихся в специализированной школе, было выявлено 50 % агрессоров, совершающих насилие (подзатыльники, оскорбление человека, отказ в общение другим, высмеивание другого, проявление агрессии, принижение достоинства);

40 % стали «жертвами» насилия. Личностными факторами, провоцирующими демонстрацию насилия по отношению к сверстникам, являются подозрительность, вербальная и физическая агрессия, обиды. Подростки - жертвы насилия считают себя виновными в конфликтной ситуации, как следствие терпят издевательства над собой. Объясняют действия, совершаемые по отношению к ним, как справедливое наказание за неправильные поступки. В семьях подростков, осуществляющих насилие, преобладает строгость и чрезмерный контроль в отношения с матерью, что формирует неудовлетворенность этими отношениями у подростка, которую он переносит в социальную действительность. Таким образом, специфика детско-родительских отношений в семье предопределяет особенности поведения подростка среди сверстников и его личностные особенности (демонстрация насилия по отношению к сверстникам либо терпимость к агрессии, направленной против собственной личности).

3. Третьим исследовательским направлением стало выделение факторов самовольных уходов ребенка из дома. В проведенном исследовании приняло участие 100 подростков из неблагополучных семей, имеющих риск самовольного ухода из дома, и 48 их родителей. В результате проведенного исследования было установлено, что для подростков, имеющих склонность к самовольным уходам из дома, характерны такие типы акцентуаций, как астено-невротический и конформный, что свидетельствует о выраженной раздражительности, импульсивности, склонности к ипохондричности и аффективности подростков первой группы. Они склонны к изменчивости настроения, долго помнят обиды, очень чувствительны к критике собственной личности, но при этом достаточно легко внушаемы и подавляемы.

В трудных ситуациях подростки группы риска не способны принимать ответственность за совершенные поступки, не умеют разрешать сложные и проблемные ситуации, у них отсутствуют сформированные навыки адаптации в разных группах.

При изучении специфики детско-родительских отношений в семье подростки группы риска указывали строгость мер и правил, которые применяют родители во взаимоотношениях, низкий уровень сотрудничества, отсутствие эмоциональной близости, приме-

нение наказаний. В целом социальная среда, в которой воспитываются подростки группы риска, имеет следующие особенности: подростки в 80 % случаев воспитываются в неполной семье (в основном матерью); семья имеет недостаточную материальную обеспеченность; у родителей систематически не хватает времени на воспитание ребенка и общение с ним. При этом сами подростки имеют низкую успеваемость в школе и несформированную познавательную мотивацию.

В семьях подростков, имеющих склонность к самовольному уходу из дома, матери проявляют большую строгость в воспитании, выдвигают жесткие правила поведения, чаще принуждают детей к чему-либо. Во взаимоотношениях с отцом преобладает эмоциональная холодность, чрезмерность наказаний и дистанцирование.

Обобщив результаты исследования, мы выделили следующие факторы, стимулирующие самовольные уходы детей из дома:

1) Неполная семья, чаще в семье отсутствует отец;

2) Педагогическая неграмотность и несостоятельность родителей (применение физических наказаний, оскорбление и унижение ребенка, попустительство или гиперопека);

3) Сверхзанятость родителей в профессиональной сфере (в исследуемой выборке группу риска составили родители следующих профессий - продавец, повар, слесарь, медицинская сестра);

4) Отсутствие знаний родителей об интересах и предпочитаемых занятиях их детей;

6) Недостаточная материальная обеспеченность семьи;

7) Высокая конфликтность в семье и детско-родительских отношениях, обусловленная низкой успеваемостью ребенка в школе, его нежеланием учиться;

8) Конфликтные отношения с классным руководителем и сверстниками.

Таким образом, чем более жесткой, эмоционально-холодной является обстановка в семье, тем менее социально-адаптивными, безынициативными, агрессивными становятся подростки, воспитывающиеся в ней. Вследствие этого большинство подростков не умеют конструктивно разрешать сложные

жизненные ситуации, возникающие противоречия социально одобряемыми способами, а демонстрируют девиантное и делинкветное поведение.

Проведенные исследования позволили нам обнаружить множество факторов, стимулирующих социальное и психологическое неблагополучие семьи, жестокое обращение с ребенком, насилие между детьми, но не описанные и не изученные в научной литературе. Они формируют основу нашей дальнейшей исследовательской работы, которая включает систематическое накопление данных о специфике современных детско-родительских отношений, разработку авторского опросника для диагностики насилия по отношению к ребенку в семье, разработку системы психологического обследования семьи.

Научный коллектив факультета психологии приглашает к участию в данном исследовательском проекте студентов всех форм, аспирантов и молодых ученых, заинтересованных в получении качественного научного и практически значимого результата исследования!

1. Дементий Л. И., Колодина А. В. Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка // Вестник Омского университета. - 2013. - № 2. - С. 178-186.

2. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости личности. - СПб. : Речь, 2006.

3. Козлов В. В., Карпов А. А. Психология игровой зависимости. - М. : Психотерапия,

2011.

4. Насилие в семье: особенности психологиче-

ской реабилитации / под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. - СПб. : Речь,

2004.

5. Указ Президента Российской Федерации

№ 761 от 1 июня 2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». - 1^1.:

http://www.kremlin.ru.

6. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. -

СПб. : Речь, 2007.

7. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей. -М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.