Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции'

Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
602
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Ю. А.

В статье рассматриваются основные этапы, задачи и специфика психологического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития, интегрируемых для обучения в общеобразовательный класс школы-интерната. Приводятся результаты диагностического обследования особенностей взаимодействия детей с ЗПР с социальным окружением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ

© Королева Ю.А.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассматриваются основные этапы, задачи и специфика психологического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития, интегрируемых для обучения в общеобразовательный класс школы-интерната. Приводятся резуньтаты диагностического обследования особенностей взаимодействия детей с ЗПР с социальным окружением.

Подходы и направления психологической помощи детям с проблемами в обучении активно разрабатываются на протяжении уже нескольких десятилетий. Усилиями отечественных дефектологов разработана система специализированной помощи детям с легкими формами психического недоразвития (Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Ю.Т. Мата-сов, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Е.С. Слепович, Н.П. Слободяник, Е.А. Стре-белева, УВ. Ульенкова и др.), созданы диагностические программы для выявления индивидуальных различий детей с трудностями в процессе начального школьного обучения [3]. Вопросы помощи детям с проблемами в развитии, интегрированным в общеобразовательную среду, несмотря на их анализ в исследованиях разных авторов (Е.В. Гунина, С.Д. Забрамная, О.В. Защиринская, Г.Ф. Кумарина, Т.Н. Павлий, Л.И. Переслени, Н.П. Слободяник, УВ. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Е.А. Ямбург и др.), остаются недостаточно освещенными, в частности, неразработанными являются вопросы организации сопровождения этой группы детей.

В общем же, стратегия психологического сопровождения ребенка в образовательном пространстве, модели и основные направления являются предметом интенсивного обсуждения в отечественной науке на протяжении нескольких десятилетий (И.М. Битянова, Е.И. Казакова, И.И. Мамай-чук, Л.М. Шипицына и др.).

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что сопровождение интеграции воспитанников интерната с задержкой психического развития, безусловно, должно носить комплексный характер, что означает не только включенность в этот процесс разных специалистов, но и необходимость комплексной деятельности самого психолога образовательного учреждения.

* Доцент кафедры Специальной психологии, кандидат психологических наук.

Экспериментально-психологическое исследование было проведено на базе школы-интерната № 4 для детей, нуждающихся в длительном лечении, и общеобразовательных школ № 67, 71 г. Оренбурга, что позволило провести сравнительный анализ изучаемых характеристик у воспитанников с ЗПР интерната в условиях интегрированного обучения и у учащихся классов КРО, имеющих тот же диагноз.

Так как большинство детей с задержкой психического развития поступают в школу-интернат на начальном этапе обучения, интегрируясь в коллектив нормально развивающихся сверстников, соответственно для обеспечения эффективности такой интеграции необходимо работать именно с младшими школьниками, оказывая им всевозможную помощь и поддержку.

На основе изученных авторами разных аспектов сопровождения [1, 2] ребенка в образовательном процессе рассматриваем этапность психологического сопровождения интеграции детей с ЗПР в общеобразовательные учреждения интернатного типа с учетом специфики их состояния и социальной ситуации развития.

Подготовительный этап включает в себя теоретико-методологическую разработку проблемы и разработку организационных аспектов психологического сопровождения процесса интеграции школьников с ЗПР. На этом этапе была собрана информация относительно субъектов сопровождения.

В исследовании приняли участие 96 учащихся 1-4 классов в возрасте от 8 до 10 лет. Экспериментальная группа представлена 46 младшими школьниками, обучающимися в санаторной школе-интернате № 4 г. Оренбурга. В отличие от большинства современных санаторных школ-интернатов, где дети находятся в связи с лечением разных уже имеющихся заболеваний, в этом учреждении воспитанники находятся с целью профилактики туберкулеза. Все поступающие в школу-интернат дети проходят через обследование психолого-медико-педагогической комиссии, по итогам которого оказывается, что около 60 % будущих учащихся этого учреждения имеют диагноз «задержка психического развития». Согласно протоколам ПМПК этой категории детей рекомендуется обучаться по программе школы VII вида, однако, в виду социальных (материально-организационных) причин, эти учащиеся интегрированы в классы нормально развивающихся детей, в которых обучаются по программе общеобразовательной школы.

Основной контингент интерната - это дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей, дети-сироты, находящиеся на опеке.

Контрольная группа - 50 учащихся с ЗПР, обучающихся в классах кор-рекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы.

При сопровождении детей с задержкой психического развития необходимо учитывать особенности их эмоциональной и личностной сфер, специфическую социальную ситуацию детей до школы-интерната, специфику взаимодействия, складывающуюся при проживании и обучении в условиях школы-интерната. Многие дети испытывают значительные труд-

ности в адаптации к новым условиям, новому коллективу и взрослым. Ситуация усугубляется если речь идет о первоклассниках, которым ко всему прочему приходиться адаптироваться и к учебной дисциплине, к новой организации жизни или о детях, которые воспитываются в конфликтных неблагополучных семьях, детях, перенесших насилие. Практически все воспитанники перенесли травму разрыва с родителями, людьми, которых они любили и к которым, несмотря ни на что, были привязаны.

Диагностический этап предполагает углубленное обследование интегрированных школьников, выявление их проблем и трудностей. Дифференциально-диагностические функции сопровождения ребенка с нарушенным развитием, изначально реализованные ПМПК, продолжаются в деятельности психологической службы образовательного учреждения. Как показал анализ литературы и наши многолетние наблюдения, основные проблемы детей с задержкой психического развития при включении в среду нормально развивающихся сверстников в условиях школы-интерната проявляются в общении, взаимодействии. Недостаток социально-психологической компетентности этой категории детей и подростков обнаруживается при возникающей необходимости устанавливать контакты, преодолевать трудности, решать конфликтные ситуации. Таким образом, психологическое сопровождение воспитанников интерната с задержкой психического развития в процессе интеграции должно акцентироваться на проблемах взаимодействия этих детей с социальным окружением.

В исследовании применялись следующие эмпирические методики: Тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, «Проигрывание ролевых ситуаций», анкета «Навыки общения» О.В. Защиринской.

Результаты теста Розенцвейга и авторской методики «Проигрывание ролевых ситуаций» позволили определить общие особенности реакций на фрустрирующие ситуации младших школьников с ЗПР экспериментальной и контрольной групп:

- младшие школьники с ЗПР не способны полностью осознавать, анализировать ситуации взаимодействия, понимать особенности своего поведения и поведения других людей. О недостаточности осознания детьми с ЗПР как собственного эмоционального состояния, так и эмоциональных состояний воспринимаемых людей мы находим в ряде работ (Э.А. Евлахова, Ж.И. Намазбаева, Н.М. Стадненко);

- в реальных и проективных ситуациях взаимодействия проявляются трудности контроля за своими эмоциями и поведением, что обусловлено как особенностями возраста, так и незрелостью эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР;

- минимальное количество ответов интрапунитивного направления у этих групп детей (по методике Розенцвейга), позволяет говорить о низком уровне опосредования поведения, характерном младшему школьнику с задержкой психического развития;

- поведенческие стереотипы неадекватного характера детерминированы целым рядом социальных факторов: семейным неблагополучием детей, негативным опытом, приобретенным за время учебы в массовом классе, и тем психологическим стрессом, который дети испытали при переводе в школу-интернат или специальный класс.

Анализ реакций на фрустрацию младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в интернате, позволяет выделить следующие особенности взаимодействия детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной:

- они в большей мере в сложных ситуациях взаимодействия имеют такие эмоционально-поведенческие проявления, как агрессия, конфликтность, эмоциональная несдержанность;

- порог фрустрационной толерантности у детей данной группы оказывается достаточно низким по сравнению со сверстниками;

- разрешение смоделированных проблемных ситуаций показывает недостаточное владение детьми экспериментальной группы навыками конструктивного поведения, что проявляется в агрессивных тенденциях, пренебрежении или незнании нравственных норм.

Экспертная оценка по методике «Навыки общения» помогла рассмот-реть общие особенности взаимодействия младших школьников экспериментальной и контрольной групп:

- недостаточный учет интересов собеседников в процессе общения;

- низкий уровень владения навыками культурного поведения;

- затруднения всех исследуемых младших школьников с ЗПР при контроле вербальных и невербальных реакций в трудных ситуациях общения.

Экспертная оценка эмоционально-поведенческих проявлений учащихся с ЗПР экспериментальной группы обнаруживает низкий уровень эмпа-тии, недостаточную потребность в общении, низкую любознательность в общении. Эти же характеристики были обнаружены в исследованиях A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др.

Поисковый этап предполагает анализ полученной информации и поиск путей и способов решения проблемы, а также уточнение программы психологического сопровождения. В процессе сопровождения уточняются задачи и направления деятельности психолога школы-интерната в аспекте обеспечения успешного включения школьников с задержкой психического развития в коллектив нормально развивающихся сверстников. При этом необходимо помнить и о специфичности самого учреждения. Жесткая регламентация организации жизни, скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения; ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни - это те условия, в которых происходит обучение, воспитание и развитие воспитанников школ-интернатов.

Деятельности ый этап включает в себя проведение коррекционных мероприятий с интегрированными школьниками, имеющими ЗПР, просве-

тительскую и консультативную работу с воспитателями, учителями и другими специалистами, работающими с ребенком. Высокий уровень агрессивности и тревожности воспитанников школы-интерната с ЗПР, низкий уровень способности откликаться на переживания другого человека, понимать его эмоциональное состояние и чувства, неразвитость способности к рефлексии, неумение осознавать себя, высокая зависимость ребёнка от взрослого - те особенности испытуемых, которые обусловливают необходимость организации коррекционных воздействий.

Заключительный этап направлен на подведение итогов и включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по поводу дальнейшей деятельности.

Таким образом, основными особенностями психологического сопровождения интеграции младших школьников с ЗПР в общеобразовательную школу-интернат являются - систематичность, последовательность, комплексность воздействий с приглашением специалистов разных профилей, гармонизация эмоционального состояния; а основными задачами -преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания школьников с ЗПР и нормально развивающихся; коррекция нарушений развития, обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса; обучение необходимым навыкам социально-психологической компетентности.

Список литературы:

1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.

2. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2001.

3. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста: Методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной -СПб.: Речь, 2004. - 48 с.

ДИАЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

© Лазарева Л.В.*

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород

В данной статье диалог рассматривается как особый уровень коммуникативного процесса. Представлены различные концепции диалога и его формирующие возможности в образовательном пространстве.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.