Научная статья на тему 'Психологический портрет современной молодежи: культурно-инвариантные характеристики'

Психологический портрет современной молодежи: культурно-инвариантные характеристики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1618
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / МОЛОДЁЖЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КУЛЬТУРНО-ИНВАРИАНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / AGE / YOUTH / PSYCHOLOGICAL QUALITIES / CULTURAL-INVARIANT CHARACTERISTICS / SOCIAL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна, Галлере Инна

В статье анализируются результаты исследования содержания и структуры представлений о психологических характеристиках молодёжи. В качестве диагностического инструмента использовался опросник, построенный на методе свободных описаний. При обработке полученных данных применялись контент-анализ и комплекс статистических методов. Были выявлены представления о возрастных границах молодости и о наиболее характерных для молодёжи качествах. Анализ и обобщение результатов исследования позволили получить психологический портрет молодёжи, в котором отражены культурно-инвариантные характеристики данной социально-демографической группы. Было показано, что наиболее характерными для молодёжи в представлении участников исследования являются качества, относящиеся к сфере целеполагания и целедостижения, сфере субъектности и эмоциональной сфере. Описана иерархически организованная структура представлений о психологических характеристиках молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF MODERN YOUTH: CULTURAL-INVARIANT CHARACTERISTICS

Abstract The article analyzes the results of the study of the content and structure of ideas about the psychological characteristics of young people. As a diagnostic tool a questionnaire was used, built on the method of free descriptions. When processing the obtained data, content analysis and a set of statistical methods were used. Ideas about the age limits of youth and the most characteristic qualities for young people were identified. Analysis and synthesis of the research results allowed us to obtain a psychological portrait of young people, which reflects the cultural and invariant characteristics of this socio-demographic group. It was shown that according to the research participants understanding of young people’s most characteristic qualities are the related to the field of goal setting and goal achievement, the field of subjectivity and the emotional sphere. The hierarchically organized structure of ideas about the psychological characteristics of young people is described.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет современной молодежи: культурно-инвариантные характеристики»

УДК 159.9.072.422 Селезнева Е. В., Галлере И.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82, стр. 1, Российская Федерация

психологический портрет современной молодежи: культурно-инвариантные характеристики

аннотация

В статье анализируются результаты исследования содержания и структуры представлений о психологических характеристиках молодёжи. В качестве диагностического инструмента использовался опросник, построенный на методе свободных описаний. При обработке полученных данных применялись контент-анализ и комплекс статистических методов. Были выявлены представления о возрастных границах молодости и о наиболее характерных для молодёжи качествах. Анализ и обобщение результатов исследования позволили получить психологический портрет молодёжи, в котором отражены культурно-инвариантные характеристики данной социально-демографической группы. Было показано, что наиболее характерными для молодёжи в представлении участников исследования являются качества, относящиеся к сфере целеполагания и целедостиже-ния, сфере субъектности и эмоциональной сфере. Описана иерархически организованная структура представлений о психологических характеристиках молодёжи. ключевые слова:

возраст, молодёжь, психологические качества, культурно-инвариантные характеристики, социальные представления.

структура

Актуальность исследования и постановка проблемы Выборка и методы Обсуждение результатов Выводы

E. Selezneva, I. Gallery

Russian Presidential Academy of national Economy and Public Administration. 82, bld. 1, Vernadsky prosp., Moscow,119571 Russian Federation

psychological portrait of modern youth: cultural-invariant characteristics

abstract

The article analyzes the results of the study of the content and structure of ideas about the psychological characteristics of young people. As a diagnostic tool a questionnaire was used, built on the method of free descriptions. When processing the obtained data, content analysis and a set of statistical methods were used. Ideas about the age limits of youth and the most characteristic qualities for young people were identified. Analysis and synthesis of the research results allowed us to obtain a psychological portrait of young people, which reflects the cultural and invariant characteristics of this socio-demographic group. It was shown that according to the research participants understanding of young people's most characteristic qualities are the related to the field of goal setting and goal achievement, the field of subjectivity and the emotional sphere. The hierarchically organized structure of ideas about the psychological characteristics of young people is described. key words:

age, youth, psychological qualities, cultural-invariant characteristics, social representations.

актуальность исследования и постановка проблемы Множество разнохарактерных связей с окружающей действительностью, в которые с момента своего рождения оказывается объективно включённым каждый человек, трансформируется в его сознании в систему субъективных, психологических отношений, выражающую его личный опыт и внутренне определяющую его действия [12, с. 16]. Будучи результатом восприятия, интерпретации и категоризации многообразных явлений и процессов, эти субъективные отношения эмоционально окрашиваются и приобретают форму социальных представлений1, которые, в свою очередь, обеспечивают «личности степень субъективной определенности восприятия, понимания и воспроизведения социальной действительности и себя в ней» [1, с. 97].

1 Безусловно, психологические отношения могут приобретать не только форму социальных представлений. По существу, все компоненты ценностно-смысловой сферы личности: личностные ценности и смыслы, ценностные ориентации и социальные установки (в том числе и социальные стереотипы), интенции, экспектации и др. - это проявления отношения человека к миру и к себе в мире. Однако в данной статье мы говорим только о социальных представлениях.

ь

Особое место среди социальных представлений занимают представления о психологических качествах людей, входящих в ту или иную социально-психологическую или социально-демографическую группу.

Одним из фундаментальных критериев, на основании которых осуществляются процессы категоризации, дифференциации, групповой идентификации [7, с. 108] и, в итоге, формируются социальные представления, является возраст. Можно утверждать, что социальные представления о психологических качествах людей, входящих в ту или иную возрастную группу, оказывают значительное влияние на процессы, происходящие на всех уровнях социума. На личностном уровне речь идёт о влиянии таких представлений на процессы самоидентификации и самоопределения на том или ином этапе жизненного пути; на межличностном уровне эти представления во многом опосредуют повседневные частные отношения во всех жизненных сферах; на уровне общества в целом социальные представления о той или иной возрастной группе зачастую в значительной мере влияют на его социально-экономическое развитие.

В связи с этим исследования в области социальных представлений о психологических особенностях различных возрастных групп имеют непреходящую актуальность и безусловную теоретическую и практическую значимость. Но так как направление работы в области психологии социальных представлений, как и в области любой науки, во многом определяется тенденциями социального развития и, соответственно, социальным запросом, в тот или иной период на первый план могут выходить исследования представлений о какой-либо одной возрастной группе. Так, в последнее время в связи с возникшей в развитых странах тенденцией к старению, психологи и социологи сосредоточились в основном на изучении представлений о людях поздних возрастов.

Однако не менее актуальным является исследование социальных представлений о психологических особенностях людей иных возрастов, и в первую очередь молодёжи.

Следует отметить, что в ряде возрастных периодизаций молодость не рассматривается как отдельный период, и, по мнению авторов этих периодизаций, взрослый (зрелый, средний) возраст наступает сразу после юности, завершающейся около 21 года [15]. Кроме того, некоторые авторы используют практически как синонимы термины «юность» и «молодость» [16] или «молодость» и «взрослость» [10]. В то же время и на уровне обыденного сознания, и на уровне научных обобщений молодость выделяется как особый, отличный и от юности, и от собственно взрослости этап жизни человека.

Особый статус молодёжи как социально-демографической группы связан с тем, что в этот период происходит становление человека как социально и лич-ностно ответственного субъекта. При этом конкретные возрастные рамки молодости как определённой фазы жизненного цикла, социальный статус молодых людей и их психологические характеристики обусловлены социокультурно и определяются спецификой процессов социализации в том или ином обществе.

Анализ состояния разработанности проблемы показал, что в основном исследователи сосредоточиваются на изучении представлений молодёжи о тех или иных явлениях действительности или концептах, входящих в картину мира молодых людей и так или иначе определяющих вектор и степень их социальной активности [4; 6], или об отношениях разного характера, в которые включена молодёжь [14]. Кроме того, объектами исследования становятся образы представителей тех или иных социальных, социально-демографических или социально-психологических групп, формирующиеся в сознании молодёжи [17]. Исследований в области представлений о психологических особенностях молодёжи чрезвычайно мало, при этом речь идёт даже не о социальных представлениях, а о социальных стереотипах как относительно упрощённых, поверхностных образах [9; 18].

На сегодняшний день можно выделить три значительные исследовательские проблемы в области изучения представлений о психологических характеристиках молодёжи. Первая связана с выявлением культурно-инвариантного содержания этих представлений. Вторая требует ответа на вопрос о том, в какой степени представления о психологических характеристиках молодёжи зависят от возраста респондентов, а в какой являются инвариантными. Третья проблема касается роли социокультурной среды в формировании представлений о психологических характеристиках молодёжи и требует ответа на вопрос о том, является ли социокультурная среда фактором, влияющим на представления о психологических характеристиках молодёжи, или эти представления обусловлены только возрастом.

Решение этих проблем предполагает последовательность, так как, прежде чем анализировать зависимости представлений о психологических характеристиках молодёжи от возраста и особенностей социокультурной среды, необходимо выявить в целом содержание и структуру представлений о психологических характеристиках молодёжи, чтобы строить дальнейшее исследование, опираясь на полученные результаты.

Поэтому на первом этапе исследования мы исходили из предположения о том, что в представлениях о психологических качествах молодёжи в целом отражены культурно-инвариантные характеристики данной социально-демографической группы.

выборка и методы

В исследовании приняли участие 156 респондентов. 78 (50%) участников исследования являются гражданами Российской Федерации, 78 (50%) -русскоговорящими гражданами Латвийской республики.

Средний возраст участников исследования составил 32,9 года, максимальный - 86 лет, минимальный - 14 лет, медиана - 26 лет, стандартное отклонение 14,2. Участники исследования были разделены на возрастные подгруппы по медиане. В группу 26 лет и младше вошли 76 человек, в группу 27 лет и старше - 64 человека.

Так как представления о любой возрастной группе, безусловно, включают и представления о возрастных границах, которые отделяют одну группу от другой и позволяют различать их, нам необходимо было выявить представления о возрастных границах молодости.

В качестве инструмента для изучения представлений о возрастных границах молодости мы использовали модифицированную нами методику Ю. Б. Зайцевой [3]. Участники исследования должны были ответить на два вопроса: «1. В каком возрасте, на Ваш взгляд, проходит граница между юностью и молодостью?» (с нижней границей в 14 и верхней границей в 24 года) и «2. В каком возрасте, на Ваш взгляд, проходит граница между молодостью и взрослостью?» (с нижней границей в 20 и верхней границей в 40 лет). «Шаг» между вариантами ответов составлял один год. Оба вопроса включали вариант ответа «затрудняюсь ответить».

Помимо представлений о возрастных границах молодости, на первом этапе исследования нам необходимо было выявить содержание и структуру социальных представлений о наиболее характерных для молодёжи чертах.

Задание для участников исследования было сформулировано следующим образом: «Укажите черты, которые, по Вашему мнению, наиболее характерны для представителей молодёжи». Чтобы стимулировать ответы респондентов, для заполнения было предложено семь свободных строк.

Использование в формулировке задания термина «черта» было обусловлено тем, что в обыденном языковом сознании слово «черта» соотносится, с одной стороны, со значением «граница, предел», а с другой, со значением «свойство, отличительная особенность» [13, с. 882], и в обыденной речи употребляется при описании как личностных качеств («черты характера», «черты личности» и т. п.), так и повторяющихся в разных ситуациях особенностей поведения человека («неприятная черта в поведении»). Таким образом, предлагая указать наиболее характерные для представителей молодёжи черты, мы побуждали участников исследования размышлять как о личностных, так и о деятельностных характеристиках молодых людей2.

В качестве основного метода обработки данных использовались контент-анализ, а также комплекс стандартных статистических методов (анализ средних значений; критерий Манна-Уитни).

обсуждение результатов Анализ ответов на вопросы о возрастных границах молодости показал, что максимальное количество выборов при определении границы между юностью и молодостью указывает на возраст 18 лет, а среднее значение данной границы находится между 18 и 19 годами (18,5). Максимальное количество выборов при определении границы между молодостью и взрослостью указывает на возраст 30 лет, а среднее значение границы - меньше 29 лет (28,8). Необходимо отме-

2 Далее в тексте мы будем использовать синонимичные термину «черта» термины «качество», «особенность», «свойство», «атрибут» и т. п.

тить, что полученные нами результаты отличаются от результатов, полученных в исследовании Ю. Б. Зайцевой, в котором максимальное количество выборов также указывало на возраст 30 лет, однако среднее значение границы было близко к 31 году (30,97) [3]. Эти различия могут быть связаны как с разницей в объёме и составе выборок, так и с изменениями в представлениях о возрастных границах (исследование Ю. Б. Зайцевой проводилось в 2005 г.).

Нами было установлено, что и в «младшей», и в «старшей» подгруппах нет связи между возрастом участников исследования и определяемыми ими возрастными границами, а также между отметками нижней и верхней границы. В то же время по выборке в целом выявлена значимая связь между этими отметками (г = 0,193 при р = 0,019). Т. е. чем выше была выбранная отметка нижней границы, тем выше оказывалась выбранная отметка верхней границы. Это говорит о том, что в сознании участников исследования протяжённость молодости - достаточно устойчивая величина, и это связано, видимо, с пониманием того, что в этот возрастной период должно «вместиться» становление значительного числа психических функций и психологических систем, развитие которых отличается неравномерностью и гетерохронностью, т. е. несовпадением в скорости и характере [2].

Первичная обработка ответов на вопрос о наиболее характерных для молодёжи чертах показала, что участники исследования назвали 133 качества, которые, по их мнению, наиболее характерны для представителей этой возрастной категории. Общее число упоминаний данных качеств составило 560.

Так как большая часть упоминаний сформулирована в виде понятий или знаний о психологических качествах, можно сделать вывод, что представления участников исследования имеют достаточно высокую степень категоричности и ясности [1], что обеспечивает людям более старших возрастов возможность в процессах взаимодействия с молодыми людьми понимать, с чем связаны те или иные их слова и поступки, и высказывать своё отношение к ним, а самим молодым людям - возможность осознавать собственные качества и рефлексировать свои действия и поступки.

По результатам контент-анализа в структуре качеств, которые в представлении участников исследования наиболее характерны для молодёжи, было выделено 9 базовых компонентов (табл. 1).

Как видно из таблицы, представления участников исследования о наиболее характерных для молодёжи качествах во многом соответствуют результатам научных исследований о психологических структурах, образующих внутреннюю целостность человека как открытой системы [11]. Участники исследования интуитивно выделили, с одной стороны, те качества, которые характеризуют разные уровни внутренней организации человека как целостности вне зависимости от его возраста, прежде всего субъектный и личностный. С другой стороны, в представлениях оказались отражены прежде всего те компоненты субъектной и личностной структуры, которые имеют наибольшее значение для молодёжи как возрастной группы и в наибольшей степени определяют особенности поведения молодых людей.

Таблица 1

Группы качеств, наиболее характерные для молодёжи в представлении

участников исследования

Группы качеств Абсолютная частота встречаемости (кол-во упоминаний) Индекс встречаемости (ИВ)

1. Сфера целеполагания и целедостижения, в том числе

качества, обеспечивающие характер целеполагания 4 0,00714

качества, обеспечивающие высокую направленность на достижения или её отсутствие 48 0,08571

качества, обеспечивающие проработанность и реалистичность или непроработанность и нереалистичность целей 33 0,05893

качества, обеспечивающие или затрудняющие преодоление внешних и внутренних препятствий при достижении поставленной цели 77 0,1375

ИТОГО 162 0,28928

2. Сфера субъектности, в том числе

качества, обеспечивающие внутренне детерминированную целенаправленную творческую активность субъекта или препятствующие ей 43 0,07679

качества, выражающие степень автономности субъекта 15 0,02678

качества, обеспечивающие процессы самоуправления или затрудняющие их 22 0,03929

качества, обеспечивающие возможность выходить за пределы заданной ситуации 17 0,03036

ИТОГО 97 0,17322

3. Эмоциональная сфера, в том числе

качества, определяющие общий эмоциональный настрой и ожидания относительно будущих событий 31 0,05536

преобладающие эмоции и чувства 45 0,08036

преобладающие эмоциональные состояния 5 0,00893

ИТОГО 81 0,14465

4. Сфера общения, в том числе

качества, определяющие стиль общения 20 0,03571

качества, определяющие отношение к другим и характер общения 32 0,05714

ИТОГО 52 0,09285

5. Ценностно-смысловая и мотивационная сфера, в том числе

актуальные потребности 37 0,06607

ценностное отношение к своей жизни 4 0,00714

аддиктивные потребности 17 0,03036

ИТОГО 58 0,10357

6. Интеллектуальная сфера, в том числе

общие особенности мышления 11 0,01964

личностные особенности, обеспечивающие или затрудняющие решение задач 19 0,03393

творческое мышление 4 0,00714

проявления интеллекта 8 0,01429

ИТОГО 42 0,075

7. Моральные качества 37 0,06607

8. Недостаточный жизненный опыт 16 0,02857

9. Волевые качества 12 0,02143

10. Другое 3 0,00536

ВСЕГО 560 1,0

ь

Наиболее характерными для молодёжи в представлении участников исследования являются качества, относящиеся к сфере целеполагания и целедостижения (29,28% от общего числа упоминаний), сфере субъектно-сти (16,96% от общего числа упоминаний) и эмоциональной сфере (14,47% от общего числа упоминаний). Это полностью согласуется с научными представлениями о специфике молодёжи как социально-демографической группы. Результаты исследований показывают, что одной из важнейших характеристик молодых людей является социальная субъектность, когда «центральной становится способность к самореализации в результате собственной активности - сознательной, рациональной, самодеятельной» [8, с. 72]. Это, в свою очередь, предполагает развитие способности к целе-полаганию, которая обеспечивает человеку как субъекту реализацию заданного вектора самоосуществления, выбор цели, необходимых путей её осуществления, определение возможностей задействования необходимых ресурсов индивидуальности [5]. В то же время в связи с кризисным характером развития в молодости интенсифицируются противоречивые эмоции и чувства, концентрируясь вокруг размышлений о собственном выборе, ответственности, отношениях с другими людьми, смысле жизни и т. п.

Более глубокий анализ показал, что представления участников исследования о психологических характеристиках молодёжи можно описать как некую иерархически организованную структуру, включающую ядро, полупериферию и периферию. Качества, составляющие ядро и полупериферию представлений о психологических характеристиках молодёжи, представлены в таб. 2 и 3.

Как видно из таблиц, ядро и полупериферию представлений о психологических характеристиках молодёжи образуют 34 качества (377 упоминаний, ИВ 0,67321). Остальные 99 качеств (183 упоминания, ИВ 0,32679) образуют периферию этих представлений. Отметим, что в периферию, в частности, входят качества, противоположные входящим в ядро и полупериферию. Так, амбициозности противостоит неамбициозность, активности - безынициативность, самостоятельности - несамостоятельность, самоуверенности - неуверенность, весёлости - потерянность, находчивости - глупость, безответственности - ответственность. Это свидетельствует о некоторой внутренней противоречивости данного комплекса представлений.

При этом по распределению числа упоминаний качеств в подгруппах респондентов - граждан Российской Федерации и граждан Латвийской республики (см. табл. 2 и 3) можно сделать вывод, что в данной выборке у участников исследования, относящихся к разным социокультурным подгруппам, нет значимых различий в «ядерных» представлениях о психологических характеристиках молодёжи. В то же время различия в упоминаниях входящих в полупериферию авантюризма, весёлости, импульсивности, агрессивности и влюбчивости нельзя считать значимыми, так как общее число упоминаний этих качеств слишком мало.

Таблица 2

Ядро представлений о психологических характеристиках молодёжи3

Структурные группа качеств в составе Качества, входящие в Абсолютная частота(кол-во упоминаний) и индекс встречаемости

компоненты компонента компонент

сфера целеполага-ния и целедости-жения качества, обеспечивающие высокую направленность на достижения или её отсутствие амбициозность 24 (13/11)4 0,04286

целеустремленность 17 (8/9) 0,03036

качества, обеспечивающие проработанность и реалистичность или непроработанность и нереалистичность целей максимализм 19 (10/9) 0,03393

качества, обеспечивающие или затрудняющие преодоление внешних и внутренних препятствий при достижении поставленной задачи легкомысленность 32 (17/15) 0,05714

смелость 27 (12/15) 0,04821

сфера субъектности качества, обеспечивающие внутренне детерминированную целенаправленную творческую активность субъекта или препятствующие ей Активность 36 (17/19) 0,06429

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

качества, обеспечивающие возможность выходить за пределы заданной ситуации мобильность 13 (8/5) 0,02321

эмоциональная сфера качества, определяющие у молодёжи общий эмоциональный настрой и ожидания относительно будущих событий оптимизм 15 (8/7) 0,02679

жизнерадостность 11(6/5) 0,01964

сфера общения качества, определяющие стиль общения открытость 11(4/7) 0,01964

ценностно-смысловая и мотивацион-ная сфера Актуальные потребности желание открывать новое 10 (5/5) 0,01786

моральные качества Безответственность 16 (8/8) 0,02857

недостаточный жизненный опыт наивность 11 (5/6) 0,01964

итого 13 качеств 242 0,43214

3 В анализ включены качества, которые были упомянуты участниками исследования 10 и более раз.

4 В скобках - распределение упоминаний качества в подгруппах респондентов -граждан Российской Федерации / граждан Латвийской республики.

таблица 3

Полупериферия представлений о психологических характеристиках

молодёжи5

Структурные Группа качеств в составе Качества, входящие Абсолютная частота (кол-во упоминаний) и индекс встречаемости

компоненты компонента в компонент

Сфера целеполагания и целедостижения Качества, обеспечивающие высокую направленность на достижения или её отсутствие Авантюризм 5(4/1) 0,00893

Качества, обеспечивающие или затрудняющие преодоление внешних и внутренних препятствий при достижении поставленной задачи Безбашенность 7 (3/4) 0,0125

Сфера субъектное™ Качества, выражающие степень автономности субъекта Свободолюбие 8 (4/4) 0,01429

Качества, обеспечивающие процессы самоуправления или затрудняющие их Самостоятельность 5 (2/3) 0,00893

Самоуверенность 9(4/5) 0,01607

Нерешительность 6 (3/3) 0,01071

Эмоциональная сфера Преобладающие эмоции и чувства Страстность 7 (4/3) 0,0125

Веселость 9(6/3) 0,01607

Импульсивность 6 (4/2) 0,01071

Агрессивность 5(4/1) 0,00893

Сфера общения Качества, определяющие отношение к другим и характер общения Коммуникабельность 6(3/3) 0,01071

Влюбчивость 5(4/1) 0,00893

Ценностно-смысловая и мотивационная сфера Актуальные потребности Желание быть не похожим на остальных и 7(2/5) 0,0125

Аддиктивные потребности Подверженность соблазнам 6(3/3) 0,01071

Повышенный интерес к развлечениям 5 (2/3) 0,00893

Интеллектуальная сфера Общие особенности мышления Восприимчивость 6(3/3) 0,01071

Личностные особенности, обеспечивающие или затрудняющие решение задач Любопытство 5 (2/3) 0,00893

Проявления интеллекта Эрудированность 6(3/3) 0,01071

Моральные качества Лень 8(2/6) 0,01429

Эгоизм 5(1/4) 0,00893

Волевые качества Упрямство 9(4/5) 0,01607

Итого 21 качество 135 0,24107

5 В анализ включены качества, которые были упомянуты участниками исследования от5 до 9 раз.

ь

выводы

Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Впервые рассмотрена проблема культурно-инвариантного содержания представлений о психологических характеристиках молодёжи и выявлена их структура.

2. Качественный анализ результатов показывает, что представления участников исследования, с одной стороны, взаимодополняя друг друга, а с другой, противореча друг другу, в своей системности создают целостный психологический портрет молодёжи, в котором отражены культурно-инвариантные характеристики данной социально-демографической группы.

3. Участники исследования в своих формулировках, опираясь прежде всего на собственный жизненный опыт (как проживания периода молодости, так и взаимодействия с молодыми людьми), выходят на достаточно высокий уровень обобщений, когда субъективное мнение начинает соответствовать выводам науки.

4. Компоненты представлений выступают как ориентиры, по которым участники исследования получают возможность на личностном уровне в ходе собственного становления «видеть» свои психологические качества как его внутренние механизмы и осознавать значимость того или другого качества для процесса становления, а на межличностном и социальном уровне понимать глубинные причины тех или иных поступков молодых людей и молодёжи в целом и в соответствии с этим пониманием осознанно выстраивать своё взаимодействие с молодыми людьми.

Теоретическая значимость данного этапа исследования состоит в том, что выявление содержания и структуры представлений о психологических характеристиках молодёжи, с одной стороны, в целом углубляет научное знание о социальной перцепции представителей разных социально-демографических групп, а с другой стороны, вносит вклад в дальнейшую разработку проблемы исследования представлений о молодёжи. В то же время практическая значимость данного этапа исследования определяется возможностью на основе выявленных характеристик разработать диагностический инструментарий, позволяющий более глубоко изучить представления о психологических характеристиках молодёжи.

Перспективы нашего исследования связаны с поиском ответов на вопросы о том, в какой степени представления о психологических характеристиках молодёжи зависят от возраста респондентов, а в какой являются инвариантными, а также о том, является ли социокультурная среда фактором, влияющим на представления о психологических характеристиках молодёжи у респондентов, или эти представления обусловлены только возрастом.

литература

1. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований: материалы юбилейной научной конференции Института психологии РАН, 28-29 января 2002 г. Вып. 3: Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88-103.

2. Волченков В. С., Слепкова В. И. Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 4 (8). С. 341-348.

3. Зайцева Ю. Б. Стереотипные представления массового сознания о «старых людях» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 13-28.

4. Котовский В. В. Психолого-акмеологические особенности представлений о профессиональном успехе у студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2015. 26 с.

5. Крамаренко Н. С. Онтогенетический аспект проблемы самоосуществления человека с позиции субъектного подхода // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2015. № 1. 1Ж1-: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 13.03.2019).

6. Кузьмин В. В. Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2017. 22 с.

7. Курышева О. В. Возраст как критерий социального сравнения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. 2013. № 2 (20). С. 108-114.

8. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. 2014. № 1 (21). С. 67-75.

9. Курышева О. В. Социально-психологическое исследование возрастных стереотипов молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. 2010. № 2 (12). С. 105-116.

10. Лемиш В. В. Образ пожилого и старого человека в представлениях взрослых 20-39 лет // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3-1 (87). С. 64-69.

11. Маркин В. Н. Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (психолого-акмеологический анализ) // Мир психологии. 2007. № 1 (49). С. 45-54.

12. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред., вступ. ст. А. А. Бодале-ва. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. 356 с.

13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1999. 944 с.

14. Орешина И. А. Влияние учебной группы на содержание социальных представлений молодежи о межполовых отношениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2013. 27 с.

15. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реа-на. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.

16. Чернобровкина С. В. Кризис юности у студентов как кризис взросления // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2014. № 1. С. 24-31.

17. Чернышева Н. С. Образ современника в представлениях студентов // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 1 (15). URL: http://psystudy.ru/num/2011n1-15/437-chernysheva15 (дата обращения: 23.12.2018).

18. Sankey M. E. Stereotypic beliefs about young people: nature, sources, and consequences: Submitted for the degree of Doctor of Philosophy. Sydney, 2000. 336 p.

references

1. Abul'khanova K. A. [Social thinking of an individual]. In: Sovremennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy issledovanii: materialy yubileinoi nauchnoi konferentsii Instituta psikhologii RAN, 28-29 yanvarya 2002 g. Vyp. 3: Sotsial'nye predstavleniya i myshlenie lichnosti [Modern psychology: a condition and prospects of the research: Proceedings of the jubilee scientific conference Institute of Psychology RAS, January 28-29th, 2002. Iss. 3: Social representations and thinking of a person]. Moscow, Institute of Psychology of the RAS Publ., 2002, pp. 88-103.

2. Volchenkov V. S., Slepkova V. I. [Heterochrony of social and personal development in early adulthood]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiyaobrazovaniya. Psikhologiyarazvitiya [Proceedings of Saratov University. New series. Acmeology of education. Developmental psychology], 2013, vol. 2, no. 4 (8), pp. 341-348.

3. Zaitseva Yu. B. [Stereotypes of mass consciousness about "elderly people"]. I n: Teoreticheskayaieksperimental'nayapsikhologiya [Theoretical and Experimental Psychology], 2008, vol. 1, no. 1, pp. 13-28.

4. Kotovsky V. V. Psikhologo-akmeologicheskie osobennosti predstavlenii o professional'nom uspekhe u studencheskoi molodezhi: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological and acmeological features of ideas about university students' professional success: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Kostroma, 2015. 26 p.

5. Kramarenko N. S. [The ontogenetic aspect of the problem of actualization of a person from the position of the subjective approach]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2015, no. 1. Available at: www. evestnik-mgou.ru (accessed: 13.03.2019)

6. Kuz'min V. V. Polovozrastnaya dinamika predstavlenii o sotsial'nom vremeni u molodezhi: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Gender and age dynamics of youth's perceptions about social time: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Moscow, 2017. 22 p.

7. Kurysheva O. V. [Age as a criterion for social comparison]. In: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya [Bulletin of Volgograd State University. Series 7. Philosophy], 2013, no. 2 (20), pp. 108-114.

8. Kurysheva O. V. [Psychological characteristics of youth as age group]. In: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya [Bulletin of Volgograd State University. Series 7. Philosophy], 2014, no. 1 (21), pp. 67-75.

о

О х

9. Kurysheva O. V. [Socio-psychological investigation of young people's age stereotypes]. In: Vestnik Volgogradskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya [Bulletin of Volgograd State University. Series 7. Philosophy], 2010, no. 2 (12), pp. 105-116.

10. Lemish V. V. [The image of the elderly and the old man in the views of adults 20-39 years]. In: Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Altai State University], 2015, no. 3-1 (87), pp. 64-69.

11. Markin V. N. [Identity in the categorical row: individual, subject, personality, selfhood (psycho-acmeological analysis)]. In: Mir psikhologii [World of psychology], 2007, no. 1 (49), pp. 45-54.

12. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnoshenii [Psychology of relations]. Moscow, Institute of practical psychology Publ., Voronezh, MODEK Publ., 1995. 356 p.

13. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenii [Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions]. Moscow, 1999. 944 p.

14. Oreshina I. A. Vliyanie uchebnoi gruppy na soderzhanie sotsial'nykh predstavlenii molodezhi o mezhpolovykh otnosheniyakh: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The impact of the study group on the content of youth's social representations about sexual relationships: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Kursk, 2013. 27 p.

15. Rein A. A., ed. Psikhologiya cheloveka otrozhdeniya do smerti [The psychology of man from birth to death]. St. Petersburg, PRAIM-EVROZNAK Publ., 2002. 656 p.

16. Chernobrovkina S. V. [Students' middle age as a crisis of growing up]. In: Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of Omsk University. Series: Psychology], 2014, no. 1, pp. 24-31.

17. Chernysheva N. S. [The image of a contemporary in students]. In: Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Psychological research: electronic scientific journal], 2011, no. 1 (15). Available at: http:// psystudy.ru/num/2011n1-15/437-chernysheva15 (accessed: 23.12.2018).

18. Sankey M. E. Stereotypic beliefs about young people: nature, sources, and consequences: Submitted for the degree of Doctor of Philosophy. Sydney, 2000. 336 p.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 17.03.2019 Статья размещена на сайте: 26.04.2019

информация об авторах / information about the authors

Селезнева Елена Владимировна - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: selezneva-ev@ranepa.ru

Галлере Инна - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: galler.inna@gmail.ru Elena V. Selezneva - Doctor of Psychological sciences, professor at the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity of the Institute of Social Sciences, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; e-mail: selezneva-ev@ranepa.ru

Inna Gallery - postgraduate student at the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity of the Institute of Social Sciences, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; e-mail: galler.inna@gmail.ru

правильная ссылка на статью / for citation

Селезнева Е. В., Галлере И. Психологический портрет современной молодёжи: культурно-инвариантные характеристики // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru Selezneva E. V., Gallery I. Psychological portrait of modern youth: cultural-invariant characteristics. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.