И. С. Бурикова, М. А. Коновалова, М. А. Пушкина, А. И. Юрьев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЛИТИКА ПО ИНДИКАТОРАМ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА*
Россия находится под воздействием глобальной системы мировых кризисов (финансового, экономического, энергетического, возможно, продовольственного, кризиса законо-послушания и др.), которые начинают сказываться на ее населении и народном хозяйстве. Изменяется поведение отдельных граждан и общества в целом. Сама политическая деятельность, сформированная для благополучных условий экономического роста в стране, повышения благосостояния граждан может резко измениться под влиянием мирового кризиса. Политикам и партиям придется иметь дело с людьми, которые потеряли нажитое и не видят выхода из ситуации кризиса.
Сравнительное исследование текстов Программ политических партий США и России по методологии Every Political Leader on Every Issue [6] показывает, что если все партии и политики США имеют свое лицо и принципиально отличаются друг от друга, то большинство политических партий России (по фактам высказываний их представителей) не имеют существенных различий. Они все модераторы, по терминологии David Nolan, или центристы в соответствии с принятой в России терминологией. Полемика между партиями натянута и надумана. Названия политических партий России практически не соответствуют содержанию их политической риторики.
Политические партии и политики США различаются не декларациями о своей идеологической принадлежности, а своим реальным отношением к конкретным проблемам общества, страны и мира [1], практическими методами решения общественно-политических проблем. В России в политических текстах партий и выступлениях политиков представлено мало конкретных решений реальных проблем, нет по этим поводам и межпартийной дискуссии. При скрупулезном научном анализе того, что реально отражается в программах политических партий, открывается поразительный факт: политические партии России на одно лицо. Однако под давлением глобальной системы мировых кризисов старые политические идеи, программы, обещающие процветание, становятся неуместными и требуют обновления в условиях «затягивания поясов», предельной экономии, утраты надежд и крушения планов. В целом этот кризис проявляется в нарастании состояния стресса как у отдельных граждан страны, так и в политическом обществе в целом. Стране требуются политики, политические ораторы, способные повести за собой дезориентированных людей.
Цель данного исследования — составление и описание психологического портрета российского политика как носителя идей политических партий современной России.
В исследовании использованы разработки сотрудников кафедры политической психологии под руководством проф., д. психол. наук А. И. Юрьева в области психологи-
* Исследование выполнено в рамках исследования по теме: «Психолого-политическая теория и методология формирования системы политических партий». Гос. регистрация НИР № 8.0.52.20053. Руководитель — проф., доктор психол. наук А. И. Юрьев.
© И. С. Бурикова, М. А. Коновалова, М. А. Пушкина, А. И. Юрьев, 2009
ческой диагностики больших масс людей по индикаторам качеств человеческого капитала [2]. Предложенный подход к построению исследования позволяет получить необходимые и достаточные комплексные данные о состоянии, психологических и психофизиологических качествах выбранной группы населения.
Задачи исследования
1. Провести полевую часть исследования по сбору информации для получения репрезентативных данных для построения психологического портрета политика.
2. Выявить отличия полученного обобщенного психологического портрета политиков от граждан страны, не обладающих властными полномочиями (далее «граждан»), а также от другого типа руководителей — руководителей бизнеса.
3. Описать полученные результаты с т. зр. выявления слабых и сильных сторон в психологических характеристиках современных политиков как политиков нового типа, адекватных обстоятельствам глобальных изменений в мире и в стране.
Гипотеза
Политики имеют психологические качества, отличающие их по уровню индикаторов человеческого капитала как от объектов политики — населения РФ, так и от других региональных руководителей — представителей бизнеса. Такие качества являются профессиональноважными, обеспечивающими эффективность деятельности политика, в частности, как создателей политических текстов.
Предмет исследования — индикаторы психологических качеств человеческого капитала
Объект исследования — индикаторы психологических качеств человеческого капитала современных Российских политиков.
Выборка—326чел., действующие политики-руководители региональных отделений политических партий (86 регионов). Возраст: 25-45 лет. Из них 78,9 % — мужчины, 21,1 % — женщины. Тип выборки: на момент проведения исследования — сплошная выборка.
Метод построения контрольной выборки — попарный отбор [3] (пол, возраст респондента).
Контрольная выборка № 1 — 326 чел. Выборка получена в результате исследования «Опыт измерения человеческого капитала» [4] на территории двух регионов РФ*. Изначально в исследовании приняли участие более 900 респондентов (выборка квотная, основания для квотирования — пол, возраст, уровень доходов, уровень образования в соответствии с генеральной совокупностью, а также стратифицирована по территории проживания).
Контрольная выборка № 2 — 43 чел., топ-менеджеры региональных отделений ведущей телекоммуникационной компании России.
Методы исследования
1. Комплекс психологических и психофизиологических аппаратных методик на основе Устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог-Н»; методика вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ); оценка функционального состояния
* См.: Бурикова И. С., Коновалова М. А., Пушкина М. А., Юрьев А. И. Научный отчет «Опыт измерения человеческого капитала». Исполнитель отчета — Центр социальных проектов «Белый Дом» / под науч. ред. проф. А. И. Юрьева по заказу Центра Стратегических Разработок (г. Москва), в рамках договора У-5/4 от 17.05.06; акт приемки-сдачи работ 31.07.07. СПб, 2007г.
центральной нервной системы (ЦНС) на основе простой зрительной моторной реакции (ПЗМР); оценка уровня работоспособности на основе сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР).
2. Батарея бланковых психологических методик: Шкала тревожности Спилбергера-Ханина; Опросник ММР1. Миннесотский многофакторный личностный опросник; тест Розенцвейга; методика рисуночной фрустрации; прогрессивные матрицы Равенна; восьмицветовой тест Люшера.
3. Анкета психолого-политической оценки свободы человека Коноваловой.
В статье представлены результаты сравнительного исследования между группами политиков, «граждан» и топ-менеджеров, имеющие статистически подтвержденные значимые различия.
Первый индикатор — уровень функционального состояния по вариативности сердечного ритма (ВКМ). Несмотря на более напряженный и интенсивный график работы, политики в целом находятся в более хорошей физической форме, чем рядовые «граждане». 48,5 % политиков имеют оптимальный уровень вариативности сердечного ритма, в то время, как среди «граждан» этот показатель равняется 31,1 %. (рис. 1). Полученные результаты имеют достоверные различия на уровне 0,01.
Следующий параметр — уровень работоспособности на основе СЗМР (быстродействие и точность выполнения заданий). При оценке работоспособности использовалась классификация состояний сенсомоторных реакций (25 квадратов классификации). В качестве основных параметров работоспособности выступали два показателя: качество выполнения заданий (низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое) и среднее время реакций (низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое). Среди политиков количество респондентов с высоким уровнем работоспособности — 39,6 %, среди «граждан» — 19,7 %. Результаты политиков снова оказались почти в два раза лучше, чем у «граждан». Они свидетельствуют о том, что респонденты (политики) настроены на безошибочное выполнение заданий и оптимальное быстродействие (показатели средние и выше среднего по двум шкалам; по номерам квадратов классификации — 13, 14, 15, 18, 19, 20, 23, 24 и 25).
48,5%
0% 10% 20% 30% 40% 50%
И Граждане И Политики
Рис. 1. Уровень функционального состояния по вариативности сердечного ритма (ВКМ)
Таблица 1
Уровень работоспособности на основе СЗМР (быстродействие и точность выполнения заданий)
№ кв-та Политики «Граждане» Описание
19 13,5 % 0,5 % Качество выполнения теста и скорость реакций выше средних значений. Индивидуально-психологические особенности соответствуют требованиям операторской деятельности. Уровень операторской работоспособности — высокий.
21 12,5 % 21,9 % При низком качестве выполнения теста скорость высокая. Неустойчивые, импульсивные реакции на стимулы. Выраженная установка на быстродействие в ущерб безошибочности действий. Уровень операторской работоспособности низкий. Требуется проведение углубленного психофизиологического обследования и мероприятий, направленных на нормализацию функционального состояния.
10 9,4 % 2,7 % При высоком качестве выполнения теста быстродействие ниже средних значений. Выраженная установка на безошибочное выполнение заданий в ущерб скорости реакций. Уровень операторской работоспособности — средний.
17 8,3 % 10,9 % При сниженном качестве выполнения теста скорость реакций выше средних значений. Уровень операторской работоспособности снижен. Целесообразно проведение углубленного психофизиологического обследования и мероприятий, направленных на нормализацию функционального состояния.
18 8,3 % 5,5 % При среднем качестве выполнения теста скорость реакций выше средних значений. Уровень операторской работоспособности — средний.
14 6,3 % 2,7 % Характеризуется средними значениями быстродействия при качестве выполнения теста выше среднего. Установка на безошибочное выполнение заданий в ущерб скорости реакций. Уровень операторской работоспособности — средний.
Большинство респондентов среди «граждан» имеют низкие показатели по скорости реакции, а также низкие показатели по качеству деятельности. Обращает на себя внимание то, что наиболее часто встречающийся результат по выборке «граждан» попадает на квадрат № 21 — при низком качестве выполнения теста респонденты старались придерживаться максимальной скорости (таб. 1). Им свойственны неустойчивые импульсивные реакции на стимулы, выраженная установка на быстродействие в ущерб безошибочности действий. Это означает, что участники исследования хотели быстрее выполнить задание, не обращая внимания на качество исполнения.
Политики, в отличие от «граждан», более быстро и качественно справлялись с задачей — качество выполнения теста и скорость реакций в этой группе выше средних значений (мода в квадрате № 19).
«Граждане» (как мужчины, так и женщины) более тревожны, чем руководители в сфере бизнеса и политики (см. рис. 2). Возможно, это связано с тем, что низкий уровень личностной тревожности в работе руководителя важен при исполнении ими профессиональных обязанностей. Руководитель, принимая решения, гораздо чаще действует в ситуации неопределенности.
Пол ^ Мужчины
I
о
Политики Топ- Граждане
менеджеры
Категория
Рис. 2. Личностная тревожность
Низкий уровень личностной тревожности может защищать его от стрессов. С другой стороны, с увеличением количества принятых решений, руководитель все в большей степени имеет возможность лично влиять на ситуацию, снижая для себя факторы, влияющие на уровень тревожности.
Во всех трех группах женщины продемонстрировали более высокий уровень тревожности, чем мужчины.
По типу темперамента и политики, и бизнесмены оказались сангвиниками, не ярко выраженными, со значениями близкими к «золотой середине» (см. рис. 3, таб. 2). Полученные различия не достоверны.
В ходе исследования испытуемые заполняли прогрессивные матрицы Равена. У политиков и топ-менеджеров уровень интеллекта выше средних значений по тесту. Среднее по группе стандартное отклонение — 74,0/15,2 (политики), 86,5/8,4 (топ-менеджеры). При этом у топ-менеджеров уровень интеллекта значимо выше, чем у политиков. Такие результаты подтверждают факт, известный в социальной психологии, — лидер обладает интеллектом выше средних значений в группе, но никогда — высоким. Лидер в группе (а также и политический лидер) должен быть достаточно умен, чтобы ориентироваться в обстановке, понимать ее, но он должен быть близок к своей группе, понятен ей.
По результатам Минессотского многофакторного личностного опросника ММР1, профили в обеих группах руководителей — топ-менеджеров и политиков — не вышли за рамки средних значений (см. рис. 4), но обнаружились значимые различия по нескольким шкалам. Так, у политиков в профиле оказались два пика значений по шкалам психопатия (62,8) и паранойя (60,2). Можно утверждать, что политические лидеры в большей степени склонны проявлять черты данных двух типов: первого, отличающегося стремлением доминировать, быть в центре внимания, раскованностью, отрицанием авторитетов, щепетильностью, легким отношением к жизненным проблемам, и второго, характери-зующегоса стремлением заразить идеей и повести за собой, конкретизацией, тенденцией к планированию, систематизации и рационализации.
Эмоциональная неустойчивость „
2^ Бизнесмены
ф — Политики
Экстраверсия
1
Эмоциональная устойчивость Рис. 3. Тест Г. Айзенка на определение темперамента
Таблица 2
Результаты определения темперамента, полученные с помощью теста Г. Айзенка
Политики Топ-менеджеры
Экстраверсия Меап / Std.Deviation 12,7 / 3,0 13,0 / 2,0
Нейротизм Меап / Std.Deviation 8,4 / 4,7 6,0 / 2,8
Полученные результаты отражают известный факт психобиографических исследований в политике. Профессионально значимым качеством становится непреодолимая приверженность идее, пренебрежение трудностями, способность не принимать во внимание масштабы того, чем приходиться жертвовать, несдержанность и готовность к конфликтам, неосторожность и неосмотрительность. Этот стиль поведения определяет успешность их публичных выступлений, объясняет их яркость и убежденность.
Политики и топ-менеджеры по методике рисуночной фрустрации Розенцвейга демонстрируют тенденцию к экстрапунитивному направлению реакций во фрустрирую-щей ситуации (реакция вовне) с преобладанием двух типов: с фиксацией на самозащите и на удовлетворении потребностей (см. таб. 3). У бизнесменов последняя тенденция значимо больше выражена, чем у политиков. Коэффициент групповой конформности — средний.
Интересными представляются различия между группами политиков и топ-менеджеров в отношении фиксации на препятствии и на удовлетворение потребностей. Политики оказались в большей степени, чем бизнесмены, склонны проявлять фиксацию на препятствии, а бизнесмены чаще, чем политики, проявили фиксацию на удовлетворение потребностей. Т. е. можно предположить, что в схожих ситуациях, топ-менеджеры в большей степени будут направлены на решение задачи, чем политики (см. таб. 3).
30------------------------------------------------------------------------------------------
20 -I-------1--------1--------1--------1--------1-------1--------1--------1--------1--------1
1№ 20 ЗНу 4М 5М[ 6Ра 7Р1 85с 9М5 051
♦ Политики ▲ Т оп-Менеджеры
О Достоверность различий 0,05
^^Достоверность различий 0,01
Рис. 4. Профиль политиков и топ-менеджеров по результатам MMPI
Таблица 3
Тест Розенцвейга (методика рисуночной фрустрации)
Политики Mean / Std.Deviation Топ-менеджеры Mean / Std.Deviation
E 52,5 /13,3 52,3 /13,7
I 23,0 / 8,8 21,8 / 8,1
M 24,4 / 10,4 25,8 / 8,9
OD 25,5 / 10,6 20,2 / 10,0
ED 40,8 / 12,2 37,6 11,7
ОТ 33,6 / 13,1 42,2 / 15,1
GCR 49,5 / 13,2 48,4 / 11,2
При изучении уровня активации центральной нервной системы (ЦНС) авторами на основе простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) были получены интересные различия по полу среди групп политиков и «граждан». Среди политиков результаты у мужчин и у женщин не различаются (см. рис. 5). В обеих подгруппах уровень активации — 3 б., т. е. имеет средние значения. А среди «граждан», уровень активации ЦНС женщин снижен (2 б.). Причем различия значимо достоверны.
Такие результаты говорят о том, что, возможно, политическая деятельность позволяет женщинам-политикам поддерживать в норме уровень активации ЦНС, либо уровень активации ЦНС выступает своего рода «критерием отбора» для женщин-политиков. Сниженный общий уровень активации ЦНС у женщин можно проиллюстрировать словами В. Высоцкого: «Бытом замучена и искалечена, ты еще дышишь, замужняя женщина?
При интерпретации результатов теста М. А. Коноваловой [5] на определение психолого-политического пространства свободы человека (на основе мнения респондента о том, какой свободой должны обладать вообще все граждане) обращает на себя внимание различие в уровнях идеальных экономических свобод. Наибольший уровень экономических свобод для всех готова допустить группа респондентов «граждане»», а наименьший — «топ-
о
5 -
Уровень активации ЦНС:
1 — низкий
2 — сниженный
3 — средний
4 — выше средних значений
5 — высокий
с
1
Граждане
Мужской
Выборка
Политики
Женский
Пол респондента
Рис. 5. Уровень активации ЦНС (ПЗМР)
менеджеры». Это самое значительное различие между группой «граждане» и группами политических и коммерческих управленцев (см. рис. 6).
Группа политиков придает наименьшее значение личностным идеальным свободам по сравнению с другими группами. Личностные свободы, как реальные, так и идеальные, уступают по уровню значимости экономическим и политическим. Но группа «топ-менеджеров» готова предоставить всем больше личностных свобод, нежели экономических. Стоит отметить, что все три группы в равной степени готовы предоставить высокий уровень политической свободы для окружающих (самые высокие значения получены именно по этому показателю).
Результаты второй части опросника, отражают мнение респондента о том, какими реальными свободами он лично обладает в настоящее время. Во всех группах уровень реальной экономической, политической и личностной свободы меньше, чем уровень идеальных свобод.
Группа «политиков» естественным образом обладает преимуществом как в политических реальных свободах над всеми, так и в экономических, даже перед «топ-менеджерами», уступая им незначительно только в уровне личностной свободы. Группа «топ-менеджеров» по уровню реальной экономической свободы почти не отличается от группы «граждане».
В заключении отметим, что нам удалось составить психологический портрет политика по индикаторам качеств человеческого капитала. Ниже в качестве выводов приведены «штрихи к такому портрету» политика:
По уровню функционального состояния политики значительно более здоровы, чем «граждане». 48,5 % из них находятся в зоне оптимальной вариативности сердечного ритма.
Политики в 2 раза более работоспособны, чем обычные «граждане». Качество и скорость выполнения ими заданий — высокие. У «граждан» преобладает высокая скорость при низком качестве выполнения тестов.
Как политики, так и топ-менеджеры демонстрируют значимо меньшую ситуативную и личностную тревожность, чем «граждане».
По типу темперамента как политики так и топ-менеджеры — сангвиники. Однако у политических лидеров выше уровень нейротизма.
Политики обладают средним и выше среднего интеллектом, в то время как топ-
AV/,»7 10,1 10,1
ИЛ ИЭ ИП РЛ РЭ РП
К Политики ш Топ-Менеджеры ■ Граждане
Рис. 6. Психолого-политическое пространство свободы человека
менеджеры обладают высоким уровнем интеллекта.
Ведущими личностными чертами политиков являются психопатическая черта (социо-патический тип личности) и паранойальность (развитие «сверхценных идей», подозрительность).
В ситуации фрустрации политики склонны реагировать «вовне» с большей фиксацией на самозащите, реже — на удовлетворении собственных потребностей.
Уровень активации ЦНС у политиков средний, как у мужчин, так и у женщин. В то время как среди «граждан» у женщин существенно снижен уровень активации ЦНС.
Таким образом, в результате исследования выявлен психологический тип людей, тяготеющих к политической деятельности, который существенно выделяет их по средним психологическим параметрам из основной массы граждан России и отличает по некоторым параметрам от лидеров бизнеса. Данное исследование может стать основой для формирования системы психологического подбора и переподготовки к глобальным изменением в мире лидеров, которые вернут массам людей надежду и уверенность в будущем, а стране — стабильность в условиях кризиса.
Литература
1. Анисимова Т. В., Бурикова И. С., Коновалова М. А., Матушкин В. В., Свешникова Н. О., Юрьев А. И. Политические партии и политики России как объекты классификации (по материалам их программ и публичных выступлений) // Власть. 2003. № 9.
2. Бурикова И. С. Формирование человеческого капитала, как основа деятельности власти в условиях глобализации // Психология власти — 2008: материалы II междунар. науч. конф. 14-15 января 2008 г. / под научной ред. проф. А. И. Юрьева. СПб., 2008.
3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. СПб., 2002.
4. Бурикова И. С., Коновалова М. А., Пушкина М. А., Юрьев А. И. Опыт измерения человеческого капитала. СПб, 2007.
5. Коновалова М. А. Системное психолого-политическое исследование свободы человека: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2006
6. Nolan D. Classifying and Analyzing Politico-Economic Systems, The Individualist. Atlanta, 1971.
7. Юрьев А. И. Введение в политическу психологию. СПб., 1992.