Научная статья на тему 'Психологический образ исторического персонажа в книжной иллюстрации'

Психологический образ исторического персонажа в книжной иллюстрации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1104
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗ / ГРАФИКА / ХАРАКТЕР / ИЗУЧЕНИЕ / СТРУКТУРА / КОНКРЕТИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селюнин Кирилл Вячеславович

Вступительная часть статьи посвящена историческому анализу иллюстраций. Содержание статьи отражены главные и второстепенные моменты психологического взгляда на изучаемый предмет данной проблемы. Различные примеры исполнения, выделение уровней и групп к умениям в процессе воспроизведения конкретного образа. Материал содержит значительную опору на практическую часть, и также теоретическую значимость исследования. Одна из основных задач данного исследования заключается в том, что автор статьи указывает на формальность в изображениях, и предполагает полностью уйти от банальности в решении данной проблемы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический образ исторического персонажа в книжной иллюстрации»

УДК 76

Селюнин Кирилл Вячеславович

аспирант Курского государственного университета художественно-графического факультета, ассистент кафедры рисунка, [email protected], Курск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЖА В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Seljunin Kirill Vjacheslavovich

the post-graduate student of Kursk state university of is art-graphic faculty, the assistant to chair of drawing, [email protected], Kursk

PSYCHOLOGICAL IMAGE OF THE HISTORICAL CHARACTER IN A BOOK ILLUSTRATION

Иллюстрированные публикации памятников древности, по сути, были первой вехой в развитии документальной исторической иллюстрации. В условиях, когда способы механического воспроизведения рисунка еще не были изобретены, гравюра оставалась самым надежным средством передачи визуальной информации. Несмотря на адекватность изображения археологическому материалу, иллюстрация зачастую несла на себе печать авторства своего создателя, рисовальщика, который относился к памятнику истории как к художественному объекту.

Документальные публикации различных артефактов оказали влияние на формирование исторической иллюстрации, которую лишь формально можно разделить научно-популярную и художественно-историческую, так как реально они не различались. Иллюстрации к историческим произведениям новых авторов в той же степени, как и иллюстрации к художественным произведениям на исторические темы, получают разнообразные психологические детали, но не воссоздающие реальный предметный мир древности. Исторические персонажи, такие герои как Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь и др. обретают не в вполне реальные портреты, по причине недостатка их психологической составляющей [см.: Книга из собрания...]. Психологическая иллюстрация становится более осязаемой, более точной образной. Мифологизированный характер исторических трудов, как древних, так и современных, определил художественный метод самой книжной иллюстрации. История должна была увлекать читателя, вызывать интерес для того, чтобы просвещать и передавать дух эпохи. Г. Б. Марли, французский историк XVIII в. отмечал, что «история одухотворяется именно благодаря живописанию», когда читатель книги становится «зрителем, который видит все происходящее собственными глазами» [Марли, 1993 г.].

Зритель просматривая иллюстрации в произведении нередко сталкивается с банальным подходом изображения того или иного героя произведения. Существенным оценочным критерием передачи героя является целостность восприятия образов, всего повествования. Важным фактором является то, что из художников-иллюстраторов мало кто «видит» в персонаже помимо различных атрибутов и предметики цельное содержание психологического образа. Образ возникает в мышлении не как сумма отдельных элементов, а как цельная, единая психологическая картина. М. Горький считал, что читатель должен воспринимать образы автора сразу, как удар, а не задумывался над ними. А.П. Чехов добавлял, что беллетристика должна укладываться в секунду. В качестве примера представим образ Бонапарта Наполеона: низкорослый мужчина с выдвинутыми вперед подбородком и грудью, римским профилем и треуголкой....Теперь представьте Наполеона без треуголки, и обмундирования.. .как вы изобразите этого человека?

Л

Рис.2. Пример формального подхода ( Суворов А.В.), Иллюстрация из книги «Предания старины» Автор Селюнин К.В.

И зрители, и художники привыкли видеть, и рассматривать тот или иной образ в первичной структуре. А ведь чтобы отобразить персонаж, нам необходимо подойти к решению этой задачи с иной точки отчета, т. е. через психологическое восприятие данного образа. Необходимо максимально глубоко проникнутся переживаниями персонажа, постараться понять его мироощущение, изучить данную эпоху, культуру, быт. Не маловажным фактором исследования образа личности являются его религиозные взгляды.

________ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЖА...____________

Все вышеперечисленное в равной степени относится не только к художественному произведению, но и к самим канонам и законам передачи сюжета и героя в иллюстрации. Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а историческим произведением. Ее назначение - «осветить», «сделать наглядным» то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу. Иными словами художник - иллюстратор поддерживает текст автора своими иллюстрациями. Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с историческими произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Не нужно забывать о том, что находящиеся вокруг образа различные атрибуты времени и эпохи, не должны заслонять собой психологическую конкретику. Они могут и должны гармонично связываться с изображаемым персонажем. Очень важно знать что, вся атрибутика определенной эпохи может задавливать психологическую целостность портрета, а сам персонаж не может заслонять своей психологической завершенностью декорации соответствующие его времени.

В качестве еще одного примера - можем рассмотреть личность Амир Тимура (Тамерлана). На исторической арене он выделяется значительно ярче и многогранней, чем остальные его современники. Образ Тамерлана всегда привлекал внимания и интерес и художников, и писателей. В данном случае наблюдается тот же метод, который мы использовали с Наполеоном. Но разница в том, что Наполеон гораздо понятнее и ближе, чем персона Тимура. Между ними виден не только промежуток времени, т. е. разрыв в веках, но и иная культура, и иной характер. Изображая Тамерлана художники, включая иллюстраторов, стараются внести в картину максимальное количество элементов отображающих социальное, воинское положение, подчеркнуть его религиозную принадлежность к Исламу. Мысленно устраните с иллюстрации всю амуницию, включая коня, шлема, меча и т.д. Его нельзя назвать Тамерланом, если бы иллюстрация была безымянной.. .Метод психологической иллюстрации, позволяет нам изобразить исторического персонажа, без косвенных указателей. Данные элементы, отображающие всю атмосферу и предметный мир не в состоянии передать живой характер и глубину личности предстоящую перед нами. Без передачи внутреннего мира образа, метод психологического портрета мы просто напросто не увидим. Ведь данный подход диктуется самим историческим произведением.

[Историческое произведение принято рассматривать как результат художественного творчества, закрепленный в художественном тексте. Это своеобразный способ познания жизни, средство восприятия и воссоздания действительности. Окружающий мир отражается в искусстве в особой художественно-образной системе. В художественной литературе слово служит средством, как говорил М. Горький “пластического изображения” действи-

тельности. Важный элемент исторического произведения - сама оценка персонажей. Яркие, самобытные, запоминающиеся персонажи, через действия которых идет развитие сюжета, реализуется замысел произведения - это основа успеха художественного произведения у читателей.

Главная задача художника-иллюстратора в этой сфере - понять значение каждого персонажа в общей структуре произведения и определить степень полноты его раскрытия. Ведь в создании художником образов героев решающую роль играет внутренняя связь событий, обстоятельств, характеров и творческое мышление. Читатель, как правило, склонен воспринимать героев исторического произведения вполне реальными личностями, иногда он даже отождествляет себя с каким-нибудь из персонажей.

Для понимания замысла автора ему важно знать его отношение к происходящим событиям, к отдельным персонажам.

Умение чувствовать органичность, жизненность, естественность поведения каждого персонажа, вовремя почувствовать фальшь и отличить “ходячие схемы” от полнокровных исторических героев - вот главное умение ху-дожника-иллюстратора. В хорошем историческом произведении поступки действующих лиц подчинены внутренней логике развития художественного образа. Поэтому у настоящего мастера они выходят живыми, почти осязаемыми, поэтому их судьба так волнует читателя, их действия во многом влияют на развитие повествования. В связи с этим К. Паустовский отмечал, что персонажи, оживающие по воле писателя, тотчас же начинают жить своей жизнью и сопротивляться навязываемому им писателем плану. Здесь необходимо отдать должное психологическому аспекту.

1!

Рис.3. Пример психологического подхода к изображению исторического образа ( Чингиз-хан), Иллюстрация из книги «Жестокий век», Автор Селюнин К.В.

_________ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЖА...____________

Художнику необходимо рассмотреть отдельные составляющие образа в их единстве, представить себе, воссоединить их, “увидеть” героя в целом. И здесь художник действует как бы в “обратном порядке”: от художественного текста движется к отправной точке работы писателя - к замыслу. Иллюстратор, как и интерпретатор литературного текста, создает произведение на основе чужого творения, и ему также нужно понимание литературного источника, соединенное с интуитивным постижением внутренней логики этого произведения.

Изобразительная интерпретация исторического произведения формируется и создается под воздействием многих внешних (общепринятых и традиционных) и внутренних (индивидуальных) факторов, субъективных и объективных причин. Всевозможные размышления и ощущения при знакомстве с историческим источником воплощаются художников в изображениях. Существующий комментарий к произведению литературы, а также исторические факты принадлежащий времени его иллюстрирования, является одним из объективных факторов влияния на работу художника; эмоциональная реакция на текст, личные исследования - субъективные факторы. Большая роль здесь отводится и двойному времени иллюстрации.

Художник, следуя за автором, показывает время, созданное писателем в произведении, но делает это «графическим языком», присущим времени читателя, где наравне со своими новациями он может использовать ранее возникшие материалы и структуры. На иллюстратора влияют и другие произведения мировой культуры, появившиеся в разное время, формировавшие его мировоззрение и тип интеллекта. Следовательно, одно и то же историческое творение в разные годы воспринимается не одинаково. Создававшиеся многими авторами иллюстрации к нему будут существовать как ее варианты. Таким образом, интерпретационная роль книжной иллюстрации заложена в основе этого жанра искусства. Являясь пояснением, дополнением, подтверждением содержания, апеллируя к образному миру, созданному писателем, иллюстрация, будучи изображением и информационной средой, несет и функцию творческой интерпретации.

Иллюстраторы - сторонники «исследовательского - аналитического» направления. Как правило, являются не только толкователями литературного сочинения, но и своего рода учеными - исследователями, и пытаются решить психологические, нравственные, эстетические, а подчас и философские проблемы. Большую роль в формировании первых профессиональных шагов отечественной книжной графики этого периода сыграли художники круга «Мира искусства». Среди них своими произведениями выделяется А. Н. Бенуа. Именно он первый начал творить искусство книги как соединение в образном единстве полиграфических элементов графики издания и литературного текста. Созданные им иллюстрации к «Медному всаднику» (1903 г.) стали подлинными шедеврами художественного синтеза.

Характер иллюстрирования исторических книг был связан с самим уровнем исторического описания эпох. Мифотворчество исторического знания

определило художественный историзм как документальных, так и сюжетных изображений. Образы античной и национальной (средневековой) истории менялись на протяжении столетия. Общая тенденция изменения образа истории - это уточнение и конкретизация вследствие использования документальных публикаций памятников материальной культуры, и с тем, что нас особенно интересуют оригинальные, самостоятельные решения художников, выдержавшие испытание временем. А также с попыткой - объективно взглянуть на творческий процесс иллюстрирования романа, изобилующий кроме достижений перепадами, инерцией, откатами назад.]1 В таком изучении открывается немало поучительного, как в несовместимости яркой художественной фантазии и элементарно понятой сюжете, так и в ином контрасте - между одухотворяющими работу иллюстратора мыслью и наблюдениями над жизнью и стереотипным повторением персонажей произведения, описанных батальных сцен, как упоминалось выше.

Конечно, иллюстративные решения не однозначны, различны по отображению в них духа исторического творения, насыщенности идеями, образами, перекличками с содержанием текста. Художник воспроизводит свое творческое мышление, постижение сути произведения писателя, учитывая его структуру, его речевые обороты, старается соотнести графику с художественной формой сочинения. От таланта художника, его профессионализма, интеллекта, и мышления, глубины понимания литературного творения зависит иллюстрирование и внешний облик книги. Книжная иллюстрация содержит информационные (повествовательные) качества. Исторические тексты не только просвещали и развлекали, но и являлись источниками художественных образов, пополнивших арсенал изобразительного искусства через посредничество иллюстраторов.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать смелые выводы о данном исследовании. А именно, что без определенного набора литературы, глубокого исследования, внутреннего содержания характера, и духовного мира персонажа, художник - иллюстратор не сможет воспроизвести образ. Психологическая концепция рисунка позволяет нам заглянуть в личность изнутри, а не только снаружи. С данной базой знаний, умений - художник передает образ более доступно, грамотно и ясно.

Рисунки к статье выполнены Селюниным К. В. (Автор иллюстрации к книгам: «Жестокий век» 2009 г., «Новые предания старины», 2010 г.)

1 Дехтерев Б.-Что такое книжная иллюстрация

328

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.