Научная статья на тему 'Психологический аспект подготовки студентов колледжа к чемпионатам WorldSkills'

Психологический аспект подготовки студентов колледжа к чемпионатам WorldSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1229
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕМПИОНАТЫ WORLDSKILLS RUSSIA / WORLDSKILLS RUSSIA CHAMPIONSHIPS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / АССЕРТИВНОСТЬ / ASSERTIVENESS / SOFT-SKILLS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAININGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьевская Ирина Владимировна, Руденко Людмила Лазаревна

Введение. Международным движением WorldSkills накоплен огромный багаж теоретических знаний и практического опыта развития профессионального образования и повышения его качества, который в нашей стране необходимо изучать и применять. В первую очередь это касается подготовки и участия в региональных, национальных и международных чемпионатах, в которых российские студенты принимают участие с 2013 г. В статье обосновывается необходимость психологической работы со студентами среднего профессионального образования при их подготовке к чемпионатам WorldSkills с помощью психологических тренингов развития ассертивности. Примером послужила работа, проводимая вАкадемическом колледже Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Методология. При выборе методического инструментария подготовки участников чемпионатов WorldSkills Russia по компетенциям сферы сервиса использовались такие методы, как анализ теоретических источников и сравнение результатов опыта психологической подготовки зарубежных и отечественных команд. Оценка эффективности выбранной методики проводилась путем наблюдения и эксперимента. Результаты исследования заключаются во внедрении и реализации на практике тренинга ассертивного поведения как составной части softskills. В статье на примере проведенного научного исследования доказывается, что разработанная программа тренинга является эффективной и значительно способствует развитию уверенности в себе, повышению профессиональной самооценки и навыков коммуникативного поведения. Заключение. Автор отмечает, что опыт движения Worldskills Russia еще мало изучен и требует обобщения и систематизации. Можно сделать вывод о том, что психологический аспект подготовк, в частности развитие ассертивности как комплексного психологического качества, позволяет участникам чемпионатов WorldSkills выступать более уверенно, показывать более высокие результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьевская Ирина Владимировна, Руденко Людмила Лазаревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF COLLEGE STUDENTS FOR WORLDSKILLS CHAMPIONSHIPS

Introduction. WorldSkills International Movement has accumulated vast theoretical and practical experience of developing professional education and improving its quality, which in our country needs to be studied and applied. It's connected with the preparation for regional, national and international championships in which Russian students have taken part in from 2013. The article substantiates the necessity of psychological preparation of students for WorldSkills championships by the example of the use of psychological trainings for the development of assertiveness in the Academic College of the Vladivostok State University of Economics and Service. Materials and Methods. When choosing the methodological toolkit for the preparation of the WorldSkills Russia championships' participants in the sphere of service competencies, such methods as analysis of theoretical sources and comparison of the results of the psychological preparation experience for the WorldSkills championships of foreign and domestic teams were used. Observation and experiment were used as methods to study the effectiveness of the chosen technique. Results. The results of the research consist in the introduction and implementation in practice of the training of assertive behavior as an integral part of Softskills. The article proves that the developed training program is effective and significantly promotes the development of self-confidence, professional self-esteem and communication skills. Conclusions. The author notes that the experience of WorldSkills Russia movement has not been sufficiently studied yet, and it requires generalization and systematization. It can be concluded that psychological preparation, in particular, the development of assertiveness as a complex psychological quality, allows participants of WorldSkills championships to act more confidently and show better results.

Текст научной работы на тему «Психологический аспект подготовки студентов колледжа к чемпионатам WorldSkills»

category/1 -andragogika.html?download=1 :semen-vershlovskij-neprenyvnoe-obrazovanie-2007 (accessed 29.08.2017). (In Russian).

2. Weslowski S. G. Obshchee obrazovanie vzroslyh: Stimuly i motivy [General adult education: Incentives and motivations]. Moscow, Pedagogy, 1987, 184 p. (In Russian).

3. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Basics of pedagogy. Introduction to applied philosophy]. Moscow, School Press, 1995, 419 p. (In Russian).

4. Druzhinin V. N. Metaforicheskie modeli intellekta [Metaphorical models of the intellect]. Psychological journal, 1999, vol. 20, no. 6, pp. 44-52. (In Russian).

5. Snake S. I. Andragogika: osnovy teorii. Istorii i tekhnologii obucheniya vzroslyh [Andragogy: foundations of theory. History and technology of adult education]. Moscow, PER SE, 2007, 272 p. (In Russian).

6. Zuev V. M., V. E. Chelovecheskij resurs i lichnost) cheloveka [Aperian Human resource and the identity of the person]. Social-humanitarian knowledge, 2012, no. 3, pp. 161-174. (In Russian).

7. Ilinskiy I. M. Obrazovatel>naya revolyuciya [Educational revolution]. Moscow, Moscow humanitarian and social Academy, 2002. 592 p. (In Russian).

8. Locke J. Opyt o chelovecheskom razume [Essay concerning human understanding]. Anthology of world philosophy. Vol. 2. Moscow, Think, 1970, pp. 414. (In Russian).

9. Lomakina T. Y., Korzhuev A. V., Sergeeva M. G. Strukturnye izmeneniya v sisteme professional>nogo obrazovaniya [Structural changes in the system of professional education]. Saint Petersburg, Aletheia, History book, 2014, 168 p. (In Russian).

10. Novikov A. M. Postindustrial>noe obrazovanie [Post-industrial education]. Moscow, Agues, 2008, pp. 43-44.

11. Novikov A. M. Professional>noe obrazovanie: ustremlenie v budushchee [Professional education: looking to the future]. Russian and foreign pedagogy, 2012, no. 2 (5), pp. 5-7. (In Russian).

12. Popov A. A. Otkrytoe obrazovanie: Filosofiya i tekhnologii [Open education: Philosophy and technologies]. Moscow, LENAND, 2016, 256 p. (In Russian).

13. Celuch M. G. Professional>nyj standart pedagoga: konceptual>nye podhody k soderzhaniyu i metodologii aprobacii i vnedreniya [Professional standard of a teacher: conceptual approaches to the content and methodology of piloting and implementation]. Blagoveshchensk, GAU DPO «AmIRO», 2015, 178 p. (In Russian).

14. Talyzina N. F. Teoriya poetapnogo formirovaniya umstvennyh dejstvij i problema razvitiya myshleniya [The theory of gradual formation of mental actions and the problem of thinking]. Training and development. Moscow, 1966. pp. 17. (In Russian).

15. Feldstein D. I. Problemy psihologo-pedagogicheskih nauk v XXI veke [Problems of psychological and pedagogical Sciences in the XXI century]. Pedagogy, 2013, no. 1, pp. 4. (In Russian).

16. Fromm E. Chelovek dlya samogo sebya [Man for himself]. Moscow, AST, 2010, 349 p. (In Russian).

17. Knowles M. S. Modern Practice of Adult Education. Chicago,1980, pp. 240.

УДК/uDC 159.9:377 И. В. Григорьевская, Л. Л. Руденко

I. Grigorievskaya, L. Rudenko

психологический аспект подготовки студентов колледжа

к чемпионатам worldskills

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF COLLEGE STuDENTS

for worldskills championships

Введение. Международным движением WorldSkills накоплен огромный багаж теоретических знаний и практического опыта развития профессионального образования и повышения его качества, который в нашей стране необходимо изучать и применять. В первую очередь это касается подготовки и участия в региональных, национальных и международных чемпионатах, в которых российские студенты принимают участие с 2013 г.

В статье обосновывается необходимость психологической работы со студентами среднего профессионального образования при их подготовке к чемпионатам WorldSkills с помощью психологических тренингов развития ассертивности. Примером послужила работа, проводимая в Академическом колледже Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Методология. При выборе методического инструментария подготовки участников чемпионатов WorldSkills Russia по компетенциям сферы сервиса использовались такие методы, как анализ теоретических источников и сравнение результатов опыта психологической подготовки зарубежных и отечественных команд. Оценка эффективности выбранной методики проводилась путем наблюдения и эксперимента.

Результаты исследования заключаются во внедрении и реализации на практике тренинга ассертивного поведения как составной части softskills. В статье на примере проведенного научного исследования доказывается, что разработанная программа тренинга является эффективной и значительно способствует развитию уверенности в себе, повышению профессиональной самооценки и навыков коммуникативного поведения.

Заключение. Автор отмечает, что опыт движения Worldskills Russia еще мало изучен и требует обобщения и систематизации. Можно сделать вывод о том, что психологический аспект под-готовк, в частности развитие ассертивности как комплексного психологического качества, позволяет участникам чемпионатов WorldSkills выступать более уверенно, показывать более высокие результаты.

Introduction. WorldSkills International Movement has accumulated vast theoretical and practical experience of developing professional education and improving its quality, which in our country needs to be studied and applied. It's connected with the preparation for regional, national and international championships in which Russian students have taken part in from 2013. The article substantiates the necessity of psychological preparation of students for WorldSkills championships by the example of the use of psychological trainings for the development of assertiveness in the Academic College of the Vladivostok State University of Economics and Service.

Materials and Methods. When choosing the methodological toolkit for the preparation of the WorldSkills Russia championships' participants in the sphere of service competencies, such methods as analysis of theoretical sources and comparison of the results of the psychological preparation experience for the WorldSkills championships of foreign and domestic teams were used. Observation and experiment were used as methods to study the effectiveness of the chosen technique.

Results. The results of the research consist in the introduction and implementation in practice of the training of assertive behavior as an integral part of Softskills. The article proves that the developed training program is effective and significantly promotes the development of self-confidence, professional self-esteem and communication skills.

Conclusions. The author notes that the experience of WorldSkills Russia movement has not been sufficiently studied yet, and it requires generalization and systematization. It can be concluded that psychological preparation, in particular, the development of assertiveness as a complex psychological quality, allows participants of WorldSkills championships to act more confidently and show better results.

Ключевые слова: чемпионаты WorldSkills Russia, психологическая подготовка, социально-психологические тренинги, ассертивность, softskills.

Keywords: WorldSkills Russia championships, psychological preparation, socio-psychological trainings, assertiveness, softskills.

Введение

Международное некоммерческое движение WorldSkills существует уже более 70 лет. За это время странами-участницами накоплен не только огромный практический опыт развития профессионального образования, но и осуществлено значительное количество теоретических исследований силами национальных центров исследования WorldSkills.

В России движение WorldSkills Russia, несмотря на короткий период своего существования, приобрело значительный размах: региональные чемпионаты проводятся по всей стране, а в 2017 г. в Москве прошли V Национальный и Первый национальный межвузовский чемпионаты WorldSkills Russia [3]. В 2019 г. в Казани Россия будет принимать участников мирового чемпионата. В этих условиях актуальным является вопрос не только о профессиональной подготовке участников соревнований, но и психологической готовности к нему. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что психологическая сторона подготовки к чемпионатам молодых профессионалов (в особенности международных) крайне важна, так как в условиях конкурентной борьбы личностные качества конкурсантов напрямую влияют на уровень мастерства. Недостаток стрес-соустойчивости, уверенности в себе снижает эффективность участия в соревнованиях. Поэтому преподавателям СПО, тренерам команд, экспертам необходимо тщательно изучать как зарубежный опыт, адаптировать его к российским реалиям, так и отечественный, применять его в практи-

ческой деятельности. В связи с этим разработка и внедрение методик по психологической готовности молодых профессионалов к соревнованиям представляются актуальными для отечественной образовательной системы.

О степени важности психологического состояния участников движения WorldSkills свидетельствуют результаты исследовательских проектов в области развития и понимания связей профессионального мастерства и предпринимательства. В этом плане показателен опыт британского центра исследования WorldSkills — The Centre on Skills, Knowledge and Organisational Performance (SKOPE), который рассматривал предпринимательский опыт молодых людей, представлявших Великобританию на национальных и международных чемпионатах. Цель исследования — установить связи между профессиональным мастерством участников и их перспективами в предпринимательской деятельности [11, р. 10].

Были определены концептуальные основы предпринимательского потенциала участников движения WorldSkills, а именно:

— социальный капитал личности: те социальные связи, что даны от рождения и создаются в процессе существования: семья, друзья;

— психологический капитал — самоэффективность, оптимизм, вера в будущее, жизнеспособность, умение справляться со стрессом, принятие риска;

— человеческий капитал — знания и навыки, приобретенные в процессе образования, опыт работы, неформального и формального обучения. Большую роль играет наличие семейного бизнеса;

— собственная мотивация участников WorldSkills. Основные движущие мотивы участия в бизнесе — обогащение, создание репутации, получение морального удовлетворения.

Помимо индивидуальных особенностей, существуют и факторы предпринимательской среды — отраслевой и географический. Сочетание этих трех факторов и мотивации создает предпринимателя. Как видим, важной составной частью является наличие у участника особых качеств личности, данных от рождения или приобретенных в процессе обучения. В настоящее время за этими качествами закрепился термин softskills (в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании — hard skills).

Словарь Collins определяет softskills как желательные качества для определенных форм занятости, которые не зависят от приобретенных знаний: они включают здравый смысл, способность общаться с людьми и позитивное гибкое отношение (рис. 1) [14].

Социальные

навыки Social skills

Позитивная самооценка A positive self-concept

Самоконтроль Self-control

Коммуникативные

навыки Communication skills

Развитие мыслительных навыков Higher-order thinking

Рис. 1. Состав softskills Более конкретно softskills можно подразделить:

1 ) на универсальные социальные навыки (Social skills), которые помогают уживаться с другими людьми: уважение чужого мнения, умение работать в команде, разрешать конфликты;

2) коммуникационные навыки (Communication skills) — умение поддерживать все виды коммуникации, требующиеся на рабочем месте, причем не только устные, но и письменные. Работодатель

ценит умение работника грамотно и по делу излагать свои мысли. Сюда же относится умение выслушать собеседника (клиента). В сфере обслуживания необходимы невербальные навыки, связанные с зрительным контактом, позой, жестами и пр.;

3) развитие мыслительных навыков (Higher-order thinking) — умение решать проблемы, критическое мышление и навык принятия решений;

4) самоконтроль (Self-control) — управление эмоциями, умение регулировать собственное поведение;

5) позитивная самооценка (A positive self-concept) — уверенность в себе, самоэффективность, самосознание и убеждения, а также чувство собственного достоинства и чувство собственного благополучия и гордости [10, р. 14].

С уверенностью в себе и уверенным поведением, независимостью суждений, способностью отстаивать собственное мнение, мотивированностью на решение реальных задач чаще всего ассоциируется такое личностное качество, как ассертивность (англ. to assert — настаивать на своем, отстаивать свои права).

Опираясь на теории И. Л. Зиновьевой, В. Г Ромека, Б. В. Высоцкого и прочих ученых, мы определили ассертивность как многокомпонентное профессионально значимое качество работника сервисной деятельности, включающее открытость к получению знаний о себе и других, способность к пониманию своих эмоций, мотивированность на решение конкретных задач, соответствующих реальному уровню притязаний, и уверенное поведение [8].

За рубежом в профессиональной подготовке в сфере сервиса, образования и медицины тренинги ассертивности применяются с 1980-х гг., поскольку ассертивное поведение осознается как высокоэффективная коммуникационная модель, особенно для тех сфер деятельности, где происходит постоянное общение между людьми различных рас, сословий, интеллектуального уровня и психического склада [15].

Методология

Для освоения навыков ассертивного поведения существуют различные методы, среди которых специалисты выделяют тренинги, корпоративные программы подготовки и обучения, наставничество и коучинг [9, с. 102].

Нами были изучены различные идеи и концепции тренеров, наставников WorldSkills. В особенности ценен опыт подготовки к международным чемпионатам. На примере выступления японской команды по компетенции «Ресторанный сервис» в международном чемпионате WorldSkills в Калгари (Канада) специалисты показали следующие факторы стресса для участников международных чемпионатов:

— языковой барьер. Хотя от участников не требуются знания языка в совершенстве, но выдвигаются требования к ясной, четкой, простой формулировке ответов и пониманию вопросов;

— инокультурный барьер — разница в манере общения, обусловленная национальным менталитетом;

— выступление перед большим числом зрителей и прессой, поскольку соревнования по данной компетенции зрелищны и привлекают много публики;

— требования к невербальным коммуникативным навыкам (поза, зрительный контакт, выражение лица), владение которыми обязательно в сфере сервиса. Причем в разных модулях соревнований (например, Bar Service и Fine Dining, то есть «барный сервис» и «высокая кухня») должны применяться дифференцированные технологии обслуживания и стиль общения с гостями.

Для снятия воздействия стресс-факторов тренеры команды применяли тренинг ассертивного поведения для овладения некоторыми навыками, например:

— приемами активного слушания, когда прослушивание может быть активировано путем перефразирования, повторной формулировки или переформулировки вопроса. Этот прием помогает при межкультурном общении, когда языковой барьер мешает полностью понять собеседника;

— приемом «заезженной пластинки» как способом добиваться своей цели. Для этого они повторяли свои требования и настаивали на своих доводах. Этот прием применяется с целью противостояния манипуляциям [12, р. 270].

Тренинги уверенности в себе, ментальной визуализации, релаксации, основанные на методиках НЛП (нейролингвистического программирования), использовали некоторые европейские команды [13, р. 10-22].

Нами изучены исследования, в которых содержится анализ практического опыта подготовки к чемпионатам WorldSkills Russia и рекомендации по ее организации [4; 7; 9]. Таким образом, на основании применения методов сравнительного анализа и наблюдения (изучение теоретических источников, а также практического опыта участия в чемпионатах иностранных и отечественных студентов) были сделаны выводы:

— ассертивность является важным компонентом softskills — навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, особенно в сфере сервиса;

— обучение студентов приемам ассертивного поведения, уверенности в себе, стрессоустойчи-вости повышает эффективность участия в соревнованиях.

На основании результатов анализа мы можем заключить, что эффективность выступлений на соревнованиях возрастет при разработке и внедрении в практическую подготовку методик развития ассертивности.

Разработка методических рекомендаций по развитию ассертивности у студентов Академического колледжа ВГУЭС участников чемпионата WorldSkills Russia и их апробация проводились в течение 2016-2017 гг. В эксперименте приняли участие 52 студента специальностей, соответствующих компетенциям WorldSkills «туризм», «предпринимательство». Выборка была разделена на две группы по 26 человек: экспериментальную и контрольную. Исследование проводилось в несколько этапов.

Констатирующий этап эксперимента соответствовал периоду подготовки к внутривузовскому чемпионату WorldSkills. На нем осуществлялся набор в группу участников по принципу добровольности — для участия в чемпионате необходимо наличие собственной мотивации. Уже на этом этапе происходит естественный отбор. Мотивация в данном случае предполагает наличие амбиций, желание профессионально развиваться, стремление попробовать свои силы. Как показывает практика, к этой категории относятся уверенные в себе, с позитивным настроем, обладающие коммуникативными навыками студенты, положительно зарекомендовавшие себя в процессе учебной и производственной деятельности.

На констатирующем этапе было проведено обследование самооценки студентов колледжа и выявлено место ассертивности в системе самооценки, установлен уровень стрессоустойчи-вости как компонент ассертивности. Ассертивность изучалась через показатели уверенности в себе, самоотношения, интегральной оценки собственной личности, самообвинения, ожидаемого отношения других людей. В качестве психологического инструментария использовались опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева и шкала самооценки Спилбергера — Ханина.

Результаты опросника самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева показали, что в данной выборке в системе рангов наивысший принадлежит самоуважению (84,6 % — в экспериментальной группе, 88,4 % — в контрольной), аутосимпатии (76,9 и 73,1 %), интегральному (общему) отношению к своему «я» (73,1 и 69,2 %). Психологический признак «уверенность в себе» по ранговой шкале занимал 6-е место из 12.

Профессионально важным качеством для специалистов сферы сервиса является стрессо-устойчивость. Ее состояние определялось при помощи шкалы самооценки Спилбергера — Ханина, оценивающей уровень тревожности. Высокий уровень тревожности отмечен в экспериментальной группе — 19,2 %, в контрольной — у 23,1 % студентов.

Одновременно с психологическим тестированием проводилось оценивание обучаемости студентов, их способностей и уровня развития компетенций. Было проведено тренировочное занятие с применением учебных кейсов с максимальным приближением к реальной обстановке чемпионата. При выполнении первого тренировочного задания у 23,1 % респондентов экспериментальной группы и 26,9 % контрольной были выявлены:

— неспособность к конструктивному диалогу, неумение выслушать партнера и прийти к общему решению;

— неспособность к критической самооценке;

— трудности в процессе развернутых устных высказываний.

Результаты

Цель психологической подготовки участников чемпионата WorldSkills — достичь максимального эффекта за короткое время. Таким требованиям отвечает социально-психологический тре-

нинг как метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок [1, с. 24-26].

В ходе формирующего эксперимента с экспериментальной группой была реализована тре-нинговая программа. Цели этого этапа:

— создать условия для более эффективного самоопределения студентов (самоидентификации) в профессиональной области, в сфере отношений с собой, другими (сверстниками, педагогами);

— выработать коммуникативные умения, необходимые для эффективного общения в период соревнований.

Применялась следующая схема психологических тренингов, направленных на развитие комплексного психологического качества «ассертивность» (рис. 2).

Рис. 2. Модель тренинга формирования ассертивности

Модель тренинга ассертивности предполагает прохождение нескольких ступеней. В полном объеме модель рассчитана на 6 часов.

Тренинги командообразования и эффективных коммуникаций (2 часа). Упражнения тренинга (ролевые игры «Интервью», «Природные стихии», «Кто когда-нибудь», «Что у нас общего», «Говоруны и молчуны», упражнение «Автопортет», упражнения-энергизаторы) подобраны таким образом, что каждый студент имеет возможность самовыражения и максимального контакта с группой.

На основе опыта, полученного студентами при проведении командообразующего тренинга (навык активного слушания, обратной связи, взаимовыручки), стало возможно формировать: умения слушать, объяснять, принимать решения, использовать вербальные и невербальные средства общения, то есть развивать навыки эффективной коммуникации. Применяются упражнения, направленные на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе (ролевые игры «Воздушный шар» и «Необитаемый остров»). В процессе обсуждения, завершающего игру, высказываются мнения участников и руководителя игры о выработке решения и взаимодействии каждого участника.

Тренинг активизации внутренних ресурсов с использованием элементов методики Т. В. Кунигель (2 часа) направлен на развитие внутренних критериев самооценки; развитие творческого самовыражения; тренировку навыков самоконтроля и постановки цели; развитие вариативности мышления.

В результате освоения данной программы у студентов углубляются техники рефлексии, понимания, действия; коммуникации; совершенствуются навыки уверенного поведения, оценки окружающих, определения волевых качеств, эмоций и чувств, способности к сотрудничеству; происходит тренировка невербальной коммуникации, раскрытие сильных и слабых сторон своей личности.

Обучение основам самопрезентации (2 часа). Термин «самопрезентация», как правило, выступает синонимом управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим [5, с. 58]. Самопрезентация трактуется как личностная черта, средство самовыражения личности, создание благоприятного мнения о себе. На этом этапе закрепляются навыки, приобретенные в тренинге актуализации внутренних ресурсов (ораторский турнир).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тренинг проводится в форме ораторского турнира. Это способ формировать грамотную речь, развивать логическое мышление, влиять на характер лидерства в коллективе, воспитывать инте-

рес к слову. В ходе выступления студенты учатся преодолевать страх публичных выступлений, формулировать мысли, логически выстраивать речь.

Другое назначение самопрезентации — служить решению профессиональных задач. Студента ожидает профессиональная деятельность, например в сфере туризма. Он привносит в свою презентацию элементы, которые должны обозначать его профессионализм и компетентность, но главным при этом остается создание благоприятного впечатления о продукте или услуге, которые он представляет, тем самым создавая «персональный фасад».

«Персональный фасад» создается не для того, чтобы человек мог предстать в желаемом свете, а для того, чтобы служить решению широкого спектра задач. Этому должен соответствовать внешний вид, жесты, речь, манеры поведения. Формирование уверенности в себе происходит различными способами:

— выявление скрытых личностных резервов через осознание и осмысление основных барьеров осуществления публичного и социального взаимодействия и работа с ними;

— возможность контроля над производимым впечатлением [5, с. 120].

На стадии констатирующего эксперимента путем применения соответствующего диагностического инструментария определялась эффективность внедряемой методики.

При установлении динамики развития профессионально важных качеств по результатам опросника Столина — Пантилеева наибольший прогресс в экспериментальной группе наблюдался по признаку «самоинтерес» (шкала Ф111, Ф6-6,6 и 5,3 % соответственно), что можно объяснить развитием рефлексии, понимания собственного внутреннего мира и изменением отношения к себе. Так, на первом этапе исследования отношение к себе назвали дружеским 46,2 % участников эксперимента, а на втором — уже 57,7 %. Наиболее значимой для нашего исследования является шкала самоуверенности, показавшая положительную динамику. В основном прирост произошел за счет опрошенных, которые стали считать, что обладают достаточной энергией, чтобы воплотить задуманное (их число возросло с 76,9 до 88,4 %).

Для установления статистической значимости результатов применялся t-критерий Стьюдента для связанных выборок. Для n=52 критические значения при p <0,05 составляют 2,00, p <0,012,62, p <0,001 -3,46. Статистически значимые результаты установлены в развитии таких качеств, как самоуверенность и самоинтерес, интегральной оценки собственной личности.

Повторное исследование по шкале Спилбергера — Ханина показало снижение показателей высокой тревожности в экспериментальной группе на 12,8 % (в контрольной — на 4 %), а показатели умеренной тревожности повысились на 11,4 % (в контрольной — на 2 %).

У студентов контрольной группы повысилась способность к конструктивному диалогу и критической самооценке, легче осуществляется процесс связной устной коммуникации.

Результаты теоретических исследований и внедрения разработанной методики, экспериментальные данные подтверждают как эффективность предложенной модели, так и гипотезу о необходимости развития ассертивности молодого профессионала как личностного качества в процессе психологического тренинга.

Эффективным результатом психологической подготовки являются успешные выступления команд Академического колледжа по сервисным компетенция на чемпионатах. Так, студенты колледжа, выступающие в компетенции «туризм», завоевали золотые медали Чемпионата профессий «Worldskills Russia» в Приморском крае (2017 г.), побеждали на вузовском отборочном чемпионате по стандартам WorldSkills Russia и участвовали в финале Первого национального межвузовского чемпионата в Москве.

Заключение

Дидактическая сущность движения WorldSkills как технологии обучения заключается в моделировании студентами в процессе обучения квазипрофессиональной деятельности [2, с. 48]. Крайне важно, что в процессе участия в чемпионатах происходит проверяемая практикой самооценка не только содержательного, но и психологического аспекта подготовки студента к профессиональной деятельности.

Движение WorldSkills формирует характер, учит обязательности, придает уверенности в себе, повышает личную самооценку [6, с. 28]. Этим задачам движения соответствуют цели тренинга развития ассертивности. Ассертивность как комплексное качество личности ассоциируется с уверенностью в себе и уверенным поведением, независимостью суждений, способностью отстаи-

вать собственное мнение, мотивированностью на решение реальных задач. Это качество позволяет участникам чемпионатов WorldSkills выступать более уверенно, показывать более высокие результаты.

Авторы надеются, что опыт организации и реализации социально-психологического тренинга будет использован в практической деятельности специалистов ПОО.

Литература

1. Вачков И. В. Психология тренинговой работы. М. : Эксмо, 2007. 416 с.

2. Глотов О. А. Определение понятия «технология Worldskills» в аспекте практико-ориентированности обучения в системе СПО // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2017. № 3. С. 46-51.

3. Итоги чемпионатов [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/itogi-chempionato/ (дата обращения: 12.01.2018].

4. Лимаренко А. А. Подготовки к чемпионату WorldSkills посредством проведения ролевых и деловых игр [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/11 /20/podgotovki-k-chempionatu-world-skills-posredstvom-provedenie (дата обращения: 02.12.2017].

5. Михайлова Е. В. Обучение самопрезентации. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 167 с.

6. Наш бренд / WorldSkills Russia. М., 2015. 62 с.

7. Программа подготовки студентов к участию в региональном чемпионате Томской области «Молодые профессионалы (Worldskills]» по компетенции «Дошкольное образование» [Электронный ресурс] / разраб. И. В. Афанасьева. URL: http://pedcollege.tomsk.ru/files/Docum/WORLDSKILLS/Programma_podgotovki_studentov_na_WS_gotovaya.pdf (дата обращения: 02.12.2017].

8. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в себе в межличностных отношениях. СПб. : Речь, 2002. 174 с.

9. Слизкова Е. В., Астаева С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. 2016. № 6.2. С. 101-105.

10. A positive self-conceptin work force connections: key «softskills» that foster youth work force success: toward a consensus across fields / L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, K. A. Moore. US: Child Trends, 2015. 56 p.

11. Chankseliani M., James S., Mayhew K. WorldSkills competitors and Entrepreneurship. DuVE: Developing and understanding Vocational Excellence UK: SKOPE, 2015. 58 p.

12. Kawamoto F. English Communication in «World Skills International Restaurant Service Competition»: How Japanese Competitors Can Excel in the World Part time teacher // English communication -

2010. P. 265-272.

13. Minkkinen J., Py^nen I., Airaksinen A. Team Finland. Mental Training Workbook. Helsinki, 2010. 47 p.

14. Soft-skills [Electronic resource]. URL: http://www.dictionary.com/browse/soft-skills (дата обращения: 22.12.2017].

15. Trower P., Bryant B., Argyle M. Social Skills and Mental Health. University of Pittsburgh Press, 1978. 306 p.

References

1. Vachkov I. V. Psikhologiya treningovoy raboty [Psychology of training work]. Moscow, Eksmo, 2007, 415 p. (In Russian].

2. Glotov O. A. Definition of the concept of «Worldskills technology» in the aspect of practice-oriented learning in the system of free software. Izvestiya Tula State University. Pedagogy, 2017, no. 3, pp. 46-51. (In Russian].

3. Itogi chempionatov [Results of championships]. Available at: http://worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/itogi-chempionatov/ (accessed 12.01.2018]. (In Russian].

4. Limarenko A. A. Podgotovki k chempionatu World Skills posredstvom provedeniya rolevykh i delovykh igr [Preparations for the World Skills Championship by means of role-playing and business games]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/ raznoe/library/2016/11 /20/podgotovki-k-chempionatu-world-skills-posredstvom-provedenie (accessed 02.12.2017]. (In Russian].

5. Mikhailova E. V. Obucheniye samoprezentatsii [Teaching self-presentation]. Moscow, Publishing house of State University Higher School of Economics, 2007.167 p. (In Russian].

6. Nash brend [Our brand]. WorldSkills Russia. Moscow, 2015, 62 p. (In Russian].

7. Afanasyeva I. V. Programma podgotovki studentov k uchastiyu v regional'nom chempionate Tomskoy oblasti «Molodyye professionaly (Worldskills]» po kompetentsii «Doshkol'noye obrazovaniye» [The program of preparation of students for participation in the regional championship of Tomsk region «Young professionals (Worldskills]» in the competence «Preschool education»]. Available at: http://pedcollege.tomsk.ru/files/Docum/WORLDSKILLS/Programma_podgotovki_ studentov_na_WS_gotovaya.pdf (accessed 02.12.2017]. (In Russian].

8. Romek V. G. Trening uverennosti v sebe v mezhlichnostnykh otnosheniyakh [Training of self-confidence in interpersonal relationships]. Saint Petersburg, Speech, 2002. 174 p. (In Russian].

9. Slizkova E. V., Astaeva S. S. Preparation of students for professional skills competitions as a factor of the quality of education in the SVE. Young scientist, 2016, no. 6.2, pp. 101-105. (In Russian].

10. Lippman L. H., Ryberg R, Carney R., Moore K. A. A positive self-conceptin work force connections: key «softskills» that foster youth work force success: toward a consensus across fields. US, Child Trends, 2015, 56 p.

11. Chankseliani M., James S., Mayhew K. WorldSkills competitors and Entrepreneurship. DuVE: Developing and understanding Vocational Excellence. UK, SKOPE, 2015, 58 p.

12. Kawamoto F. English Communication in «World Skills International Restaurant Service Competition»: How Japanese Competitors Can Excel in the World Part time teacher. English communication -

2010, pp. 265-272.

13. Minkkinen J., Py^nen I., Airaksinen A. Team Finland. Mental Training Workbook . Helsinki, 2010. 47 p.

14. Soft-skills. Collins English Dictionary. Available at: http://www.dictionary.com/browse/soft-skills (accessed 22.12.2017].

15. Trower P., Bryant B., Argyle M. Social Skills and Mental Health. University of Pittsburgh Press, 1978, 306 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.