Научная статья на тему 'Психологический анализ проявления патриотичности у старших школьников'

Психологический анализ проявления патриотичности у старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / PATRIOTIC FEELINGS / PATRIOTISM / HIGH SCHOOL STUDENTS / SISTEM-FUNCTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шурухина Г.А., Жданова Л.А.

В современном обществе патриотизм проявляется во всех сферах жизни человека и понимается как любовь к родине, родной земле, своему народу, гордость за страну, чувство долга перед ней, чувство чести и личного достоинства, личной ответственности за происходящее, преданности своей стране и своему народу. Патриотичность является одной из составляющих интегративного понятия «патриотизм». В статье в русле системно-функционального подхода анализируются особенности проявления патриотичности старших школьников. В исследовании принимали участие старшеклассники общеобразовательного класса, класса МЧС и курсанты кадетского корпуса. Статистически значимые различия по 16 переменным патриотичности получены в группе курсантов кадетского корпуса, причем наблюдается разная степень выраженности по гармоническим и агармоническим переменным. Получены высокие показатели по переменным рефлексивно-оценочного компонента, причем личностные трудности имеют более высокие значения, что указывает на серьезный и ответственный подход к проявлению патриотичности у курсантов. Полученные результаты исследования были использованы для составления коррекционных программ, направленных на гармонизацию и развитие патриотизма у представителей разных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PATRIOTISM MANIFESTATIONS IN HIGH SCHOOL STUDENTS

In modern society, patriotism is manifested in all spheres of human life and it is understood as a love for the motherland and its people, as a sense of duty and pride for the country, a sense of honor and personal dignity, personal responsibility for occurring events, devotion to the country and its people. Patriotism is a complex concept including patriotic feelings of an individual. In the article, the peculiarities of the manifestation of patriotic feelings in high school students are analyzed on the basis of the system-functional approach. The study involved a group of senior students of secondary comprehensive school, a group of the representatives of the Ministry of Emergency Situations and cadets of a Cadet Corps. Statistically significant differences in sixteen variables characterizing manifestation of patriotic feelings were obtained in the group of cadets, the differences were observed in degrees of manifestation of both harmonic and inharmonic variables. High values were obtained for the variables of the reflective-evaluative component. The personal difficulties have got higher values which indicates a serious and responsible approach of cadets to the manifestation of patriotic feelings. These results were used to formulate correction programs aimed at the harmonization and development of patriotism among representatives of different age groups

Текст научной работы на тему «Психологический анализ проявления патриотичности у старших школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Г.А. Шурухина, Л.А. Жданова

Кафедра общей и социальной психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы ул. Чернышевского, 25а, г. Уфа, Россия, 450077

В современном обществе патриотизм проявляется во всех сферах жизни человека и понимается как любовь к родине, родной земле, своему народу, гордость за страну, чувство долга перед ней, чувство чести и личного достоинства, личной ответственности за происходящее, преданности своей стране и своему народу. Патриотичность является одной из составляющих интегративного понятия «патриотизм». В статье в русле системно-функционального подхода анализируются особенности проявления патриотичности старших школьников. В исследовании принимали участие старшеклассники общеобразовательного класса, класса МЧС и курсанты кадетского корпуса. Статистически значимые различия по 16 переменным патриотичности получены в группе курсантов кадетского корпуса, причем наблюдается разная степень выраженности по гармоническим и агармоническим переменным. Получены высокие показатели по переменным рефлексивно-оценочного компонента, причем личностные трудности имеют более высокие значения, что указывает на серьезный и ответственный подход к проявлению патриотичности у курсантов. Полученные результаты исследования были использованы для составления коррекционных программ, направленных на гармонизацию и развитие патриотизма у представителей разных возрастных групп.

Ключевые слова: патриотичность, патриотизм, старшие школьники, системно-функциональный подход.

В современном обществе патриотизм проявляется во всех сферах жизни человека: общении, трудовой и учебной деятельности. От того, каким образом будет сформировано данное свойство личности, во многом зависит благополучие государства. Формирование патриотизма начинается с детства с любви к родному дому, городу, чувства собственного достоинства. Успешность патриотического воспитания в современных условиях зависит от нахождения эффективных и доступных сегодняшней молодежи средств его реализации.

В психологической литературе патриотизм понимается как любовь к родине, родной земле, своему народу, гордость за страну, чувство долга перед ней, чувство чести и личного достоинства, личной ответственности за происходящее, преданности своей стране и своему народу [1; 8]. Несмотря на то, что феномен патриотизма изучался в философии, педагогике, политологии, истории, о психологических аспектах исследования патриотизма начали говорить лишь в последние десятилетия.

А.В. Потемкиным конкретизировано понятие «патриотизм», выявлены теоретически и экспериментально обоснованы особенности проявления патриотизма, установлена психологическая структура патриотизма в различных национально-этнических группах [9].

С.И. Кудинов, В.С. Кудинов и С.С. Кудинов понимают патриотизм как инте-гративное социально-психологическое образование, а патриотичность — как

свойство личности. По интенсивности проявления патриотичности выделены три кластера: субъектно-значимый — выраженное стремление к реализации данного качества, недифференцированный — целевые установки к проявлению патриотичности слабо выражены и социально-ценностный — характеризуется социально-ценностной направленностью проявления патриотизма [4]. Также С.И. Кудинов и В.С. Кудинов рассматривают патриотичность студентов как основу проявления ответственности. Результаты исследования показали: доминантными переменными у студентов с субъектно-значимой патриотической направленностью выступают интенсивность стремлений, вариативность способов и приемов проявления, осмысленная эгоцентрическая направленность мотивации и субъектно-личностная ориентация реализации [5].

Т.В. Пантелеевой и Н.А. Фоминой изучены индивидуально-типологические особенности патриотизма будущих сотрудников правоохранительных органов. С учетом выраженности и соотношений переменных патриотизма среди курсантов выявлены эргично-продуктивный, аэргично-затрудняющийся, эргично-сте-нический и стенично-социоцентрический типы организации патриотизма [7].

О.Б. Михайлова рассматривает гражданский патриотизм как основу ценност-но-мотивационной активности личности в инновационной деятельности. Автор указывает на то, что истоками формирования патриотической направленности молодых людей, их духовно-нравственного становления по своей природе наряду с социально-общественными механизмами являются психологические свойства личности. Социально-психологическим инструментарием формирования патриотических чувств выступают общественные институты самосознания и патриотического воспитания [6].

Все названные выше исследования проводились на основе системно-функционального подхода, разработанного А.И. Крупновым на основе диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности [2; 3]. В русле данного подхода патриотизм рассматривается как совокупность мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта к реализации актуальных и потенциальных социально-значимых ценностей, идеалов, убеждений [9]. Мы продолжили исследование патриотичности в рамках данной концепции. Для диагностики использовался бланковый тест «Патриограмма», разработанный С.И. Кудиновым и А.В. Потемкиным.

Бланковый тест содержит восемь шкал, содержащих ценностные, динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные, продуктивные характеристики и характеристики типов затруднений, каждая из которых, в свою очередь, имеет по две переменные [8].

В исследовании принимали участие учащиеся старших классов лицея № 96: класс МЧС (11 А) и общеобразовательный класс (11 Б), а также курсанты кадетского корпуса г. Уфы в возрасте 16—17 лет.

По результатам диагностики проведено сравнение средних показателей переменных патриотичности с использованием Н-критерия Крускала-Уоллиса (табл. 1).

Таблица 1

Результаты статистической оценки различий показателей патриотичности старшеклассников

Переменные Средние ранги H P

11А 11Б курсанты

Социально значимые ценности 24,74 33,30 55,96 28,12 0,00

Личностно значимые ценности 22,26 32,94 58,80 40,13 0,00

Эргичность 29,20 27,74 57,06 30,47 0,00

Аэргичность 24,02 36,64 53,34 23,65 0,00

Стеничность 34,00 23,52 56,48 30,48 0,00

Астеничность 26,86 31,14 56,00 27,53 0,00

Интернальность 26,52 27,84 59,64 38,85 0,00

Экстернальность 28,40 30,66 54,94 29,73 0,00

Социоцентризм 27,76 29,32 56,92 29,07 0,00

Эгоцентризм 25,74 26,76 61,50 46,50 0,00

Осмысленность 26,46 27,46 60,08 41,91 0,00

Осведомленность 27,80 24,28 61,92 51,31 0,00

Коммуникативное 27,58 26,18 60,24 40,20 0,00

Личностное 26,26 26,16 61,58 48,55 0,00

Операциональные трудности 29,78 36,16 48,06 10,63 0,00

Личностные трудности 29,34 31,48 53,18 20,76 0,00

Примечание. Все показатели округлены до сотых; статистически значимые различия выделены.

Обнаружены значимые различия по всем 16 переменным. Патриотичность курсантов, с одной стороны, в большей степени, чем у других старшеклассников, нацелена на защиту своей страны, решение задач нужных для страны и общества, повышение патриотизма у окружающих людей, с другой — на приобретение известности, достижение своей материальной независимости, повышение своего социального статуса. Иными словами, показатели обеих переменных ценностного компонента имеют значимые различия с показателями идентичных переменных других старшеклассников, при этом показатели переменной личностно значимых ценностей выше, т.е. ценности как общественной, так и личностной направленности являются важными для курсантов.

В динамическом компоненте курсанты чаще, чем другие старшеклассники, стараются отстаивать интересы своей страны и общества, испытывают удовлетворение, занимаясь патриотическим просвещением, убеждены, что без активной гражданской позиции невозможно улучшить жизнь. С меньшей выраженностью считают, что о своем патриотизме нет смысла кому-то говорить, верят в то, что патриотизм нужен в определенной степени. Иными словами, наблюдается сила и постоянное стремление к проявлению патриотизма. Неустойчивость и шаблонность также имеют место, но проявляются реже, что, возможно, связано с условиями проживания в кадетском корпусе: строгой дисциплиной, выполнением устава, наличием в учебном плане специальных дисциплин и т.д.

В эмоциональном компоненте курсанты ярче переживают как положительные, так и отрицательные эмоции при проявлении патриотизма, что, скорее всего, связано с содержанием воспитательной работы.

В волевом компоненте наиболее интенсивно проявляется внутренний локус контроля. Курсанты склонны считать, что степень патриотичности человека зависит от него самого, каждый человек должен сам прилагать усилия для того, чтобы его страна процветала, самостоятельно решать, что и как он будет делать для блага своей страны. Переменная экстернальности внешний локус контроля имеет значимые различия с аналогичной переменной других старшеклассников, но менее выражена по сравнению с переменной интернальности у курсантов, т.е. они в меньшей степени считают, что в отсутствии патриотизма у людей виноваты общество и государство, мощь государства не зависит от усилий отдельных граждан и т.д.

В мотивационном компоненте патриотизм курсантов преимущественно побуждается желанием привлечь к себе внимание, чувством собственной значимости для других, желанием сделать свою карьеру. У старшеклассников из класса МЧС и общеобразовательного класса, наоборот, более высокие показатели по переменной соцеоцентризма. И у одних, и у других патриотизм имеет большую социально-общественную направленность по сравнению личностной направленностью, хотя значимые различия по переменной социоцентричности выявлены все же у курсантов.

В когнитивном компоненте курсанты считают, с одной стороны, что патриотизм — осведомленность обо всех важных событиях, произошедших в стране, уважение и соблюдение традиций предков, т.е. выделяют существенные признаки патриотизма, определяют степень глубины, имеют целостные представления о данном свойстве. С другой стороны, считают, что патриотизм — любовь к родине, тиражирование государственной символики, участие в выборах президента и парламента своей страны, т.е. оценивают патриотизм суждениями общего характера.

В продуктивном компоненте у курсантов патриотизм более способствует развитию ораторских способностей, личностному развитию и самосовершенствованию и т.д. по сравнению с построением хороших взаимоотношений с другими людьми, повышением самоуважения и т.д. Иными словами, для курсантов важно и коммуникативное, и личностное в проявлении патриотизма.

В рефлексивно-оценочном компоненте более выражены трудности личностного содержания, т.е. внутренние проблемы: смущение, неловкость, замешательство, скромность и т.д. при проявлении патриотизма. Высокие показатели переменных рефлексивно-оценочного компонента указывают на серьезный и ответственный подход к проявлению патриотизма у курсантов, что, возможно, и вызывает проблемы личностного характера.

Итак, при сравнении патриотичности у старшеклассников класса МЧС, общеобразовательного класса и курсантов кадетского корпуса получены значимые различия в проявлении патриотичности по 16 переменным. У курсантов кадетского корпуса показатели всех переменных значимо превышают показатели аналогичных переменных старшеклассников класса МЧС и общеобразовательного класса. Мы можем предположить, что такие результаты связаны с определенными условиями проживания, обучения и организацией воспитательной работы в кадетском корпусе, где особый акцент делается на развитие патриотичности, что,

в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на процесс формирования патриотизма. Результаты исследования были использованы при составлении кор-рекционной программы, направленной на гармонизацию и развитие патриотизма в юношеском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Здерева Г.В. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тольятти, 2005.

[2] Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1. С. 63—73.

[3] Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / Научн. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 9—30.

[4] Кудинов С.И., Кудиновa И.Б., Кудинов С.С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2013. № 2. С. 5—14.

[5] Кудинов С.И., КудиновВ.С. Патриотичность как основа проявления ответственности личности // Актуальные проблемы социальной и дифференциальной психологии и психологии личности: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М.: РУДН, 2013. С. 169—175.

[6] Михайлова О.Б. Гражданский патриотизм как основа ценностно-мотивационной активности личности и инновационной деятельности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 20013. № 2. С. 14—21.

[7] Пантелеева Т.В., Фомина Н.А. Индивидуально-типологические особенности патриотизма будущих сотрудников правоохранительных органов с эргично-прдуктивным типом его организации // Актуальные проблемы социальной и дифференциальной психологии и психологии личности: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М.: РУДН, 2013. С. 109—113.

[8] Потёмкин А.В. Бланковая методика изучения патриотизма // Аспирант и соискатель. М., 2004. № 2. С.141—143.

[9] Потёмкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. 23 с.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PATRIOTISM MANIFESTATIONS IN HIGH SCHOOL STUDENTS

G.A. Shurukhina, L.A. Zhdanova

Department of General and Social Psychology M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University Chernyshevsky str., 25a, Ufa, Russia, 450077

In modern society, patriotism is manifested in all spheres of human life and it is understood as a love for the motherland and its people, as a sense of duty and pride for the country, a sense of honor and personal dignity, personal responsibility for occurring events, devotion to the country and its people. Patriotism is a complex concept including patriotic feelings of an individual. In the article, the peculiarities of the manifestation of patriotic feelings in high school students are analyzed on the basis of the system-functional approach. The study involved a group of senior students of secondary comprehensive school, a group of the

BecTHHK PynH, cepua Педагогика u nсихомги.n, 2015, № 3

representatives of the Ministry of Emergency Situations and cadets of a Cadet Corps. Statistically significant differences in sixteen variables characterizing manifestation of patriotic feelings were obtained in the group of cadets, the differences were observed in degrees of manifestation of both harmonic and inharmonic variables. High values were obtained for the variables of the reflective-evaluative component. The personal difficulties have got higher values which indicates a serious and responsible approach of cadets to the manifestation of patriotic feelings. These results were used to formulate correction programs aimed at the harmonization and development of patriotism among representatives of different age groups. Key words: patriotic feelings, patriotism, high school students, Sistem-Functional approach.

REFERENCES

[1] Zdereva G.V. Teoriya i metodika vuzovskojpodgotovki studentov kpatrioticheskomu vospitaniyu uchashchikhsya. Avtoref. dis_dok.psikhol.nauk. [Theory and methods of training university students for the patriotic education of schoolchildren. Dr. psychol. sci. thesis abstract]. Tolyatti, 2005.

[2] Krupnov A.I. Sistemno-funkcionalnij podkhod k izucheniyu lichnosti i yeyo svoystv [System-functional approach to the study of personality and its properties]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy]. 2006, no 1, pp. 63—73.

[3] Krupnov A.I., Novikova I.A. Istorija i konceptualnye osnovy sistemno-funkcionalnogo podhoda k issledovaniju svojstv lichnosti [History and conceptual basis of the system-functional approach to the study of personality traits]. Sistemnye issledovanija svojstv lichnosti: k 30-letiju nauchnoj shkoly A.I. Krupnova v RUDN: Kollektivnaja monografija. Nauchn. red. A.I. Krupnov, S.I. Kudinov, I.A. Novikova [System research on personality traits: On the 30 years of A.I. Krupnov' Scientific School of Personality System Research at the PFUR. Multi-author Monograph. Ed. by A.I. Krupnov, S.I. Kudinov, I.A. Novikova]. Moscow: RUDN, 2014, pp. 9—30.

[4] Kudinov S.I., Kydinova I.B., Kydinov S.S. Psikhologicheskij analyz proyavleniya patriotichnosti lichnosti studentov [Psychological analysis of the manifestation of patriotic traits of personality of students]. Vestnnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy]. 2013, no 2, pp. 5—14.

[5] Kudinov S.I., Kydinov V.S. Patriotichnost kak osnova proyavleniya otvetstvennosti lichnosti [Patriotic manifestations as the basis of personal responsibility]. Aktualnieproblemy sotsialnoj i differentsialnoj psikhologii lichnosti. Materiaiy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchonykh [Actual problems of social and differential psychology and psychology of personality. Proceedings of the international scientific conference of students, postgraduates and young scientists]. Moscow: RUDN, 2013, pp. 169—175.

[6] Mikhailova O.B. Grazhdanskij patriotizm kak osnova tsennostno-motivatsionnoj aktivnosti lichnosti i innovatsionnoj deyatelnosti [Civil patriotism as a basis for value-motivational activity of a personality and for innovation activities]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya ipedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy]. 2013, no 2. pp. 14—21.

[7] Panteleeva T.V., Fomina N.A. Individualno-tipologicheskie osobennosti patriotizma budushchikh sotrudnikov pravookhranitelnykh organov s ergichno-produktivnym tipom yego organizatsii [Individual-typological peculiarities of the patriotism of future officers of law enforcement with ergichno-productive type of its organization]. Aktualnie problemy sotsialnoj i differentsialnoj psikhologii lichnosti. Materiaiy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchonykh [Actual problems of social and differential psychology and psychology of personality. Proceedings of the international scientific conference of students, postgraduates and young scientists]. Moscow: RUDN, 2013, pp. 109—113.

[8 ] Potiomkin A.V Blankovaya metodika izucheniya patriotizma [Card test for the study of patriotism].

Aspirant i soiskatel[Graduate student and applicant]. 2004, no 2, pp. 141—143. [9] Potiomkin A.V. Natsionalno-psikhologicheskiye osobennosti proyavleniya patriotizma lichnosti. Avtoref. dis...kand. psikhol. nauk [National-psychological traits of patriotism manifestation of personality. Cand. psychol. sci. thesis abstract]. Novosibirsk, 2009. 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.