БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2002.
3. Аристотель. Метафизика. - М.; Л., 1934.
4. Большая советская энциклопедия. - М., 1969-1978.
5. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб., 2001.
6. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. -М.: Институт психологии РАН, 2002.
7. Грачев Г.В. Нужна ли лидеру психологическая защита? // Акмеология -2002.- №1(2). - С.76-79.
8. Декарт Р. Сочинения. // Пер. с лат. и франц. - В 2 т./Сост., ред., вступ. ст.
В.В.Соколова. - М., 1989.
9. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. -№2. - С.15-36.
10. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал. - 2003. - №5. - С. 45-58.
11. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Под ред. И. С. Нарского. — М., 1985.
12. Макиавелли Н. Избранные произведения. - М., 1982.
13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб., 2003.
14. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Авто-реф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1994.
15. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. - С. 14-22.
16. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Хар-вест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001
17. Солнцева Г.Н., Морговская В.Е. Рефлексия: формы и измерение. // Рефлексивные процессы и управление. Тезисы V Международного симпозиума 11-13 октября 2005г., Москва / Под ред. В.Е.Лепского - М.: Институт философии РАН, 2005. - 282с. (электронное издание)
18. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999.
19. Фурс В.Н. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса. // Социологический журнал - 2001г. - №1 // http://www.nir.ru/si/si/si 1 -01furs.html
20. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. - М: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
21. Bugental J. F. T. The search for existential identity. - San Francisco, 1988.
22. Taylor Ch. Interpretation and the Science of Man. // Review of Metaphysics -1971. - №25(1). - P.3-51.
Т.П. Татьянченко
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ
Под экстремальной ситуацией в настоящее время понимается состояние среды, вызываемое явлениями и факторами природного, техногенного или социального характера, которые резко нарушают нормальные условия жизни населения, общественную безопасность и общественный порядок в регионе, нескольких регионах либо в стране в целом.
А.И. Долгова выделяет три группы источников возникновения экстремальных ситуаций:
1. Явления, связанные с действием стихийных сил природы: наводнения, землетрясения, засуха, ураганы, смерчи и т.д. Такие явления, как правило, трудно прогнозировать, они захватывают большую территорию зоны, которая подвергается бедствиями, создавая опасность для жизни людей и причиняя материальный ущерб их состоянию.
2. Явления, обусловленные причинами техногенного характера, возникающие вследствие неправильной или небрежной эксплуатации технических устройств. Это аварии на химических заводах, энергосистемах и т.п., что, в свою очередь, приносит огромный вред не только здоровью людей, но окружающей среде.
3. Явления социального характера, связанные с поведением людей. К ним относятся: массовые беспорядки, террористические акты, захват заложников и т. п. В таких случаях привлекаются как правоохранительные органы, так и военнослужащие [2, С.815].
Помимо этого, многие авторы отмечают, что экстремальной является и воинская служба. Изучением особых условий воинской службы занимались А.И. Долгова, М.И. Дьяченко, К.Ф. Сельченок, В.В. Шеляга, А.Д. Глоточкин, К.К. Платонов, П.Л. Фоменко, П.А. Корчемный, В.В. Лаптев, В.Г. Михайловский. В частности, М.И. Дьяченко среди экстремальных условий современного боя выделил: опасность и динамизм боевых ситуаций, отсутствие чередования сна, отдыха и работы, выполнение задачи в разное время суток, в плохую погоду, при недостатке информации о противнике. Длительное, либо слишком интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, угроза жизни, недостаточность и неопределенность поступающей информации, дефицит времени при принятии решений и осуществлении боевых действий, неуверенность в надежности оружия, отсутствие доверия к командованию, - всё это является главными причинами психологического стресса в боевой обстановке [1, С.248].
Важным фактором, способствующим возникновению боевых психических травм, является на нарушение режима сна военнослужащих. Уже после одной бессонной ночи боеспособность снижается, быстро уменьшается объем памяти, в первую очередь кратковременной, что приводит к меньшему усвоению поступающей информации и затрудняет принятие решений в ответственные моменты (Дьяченко М.И., 2003).
С.И. Съедин и Р.А. Абдурахманов при изучении психологических последствий воздействия боевой обстановки указывают на то, что деятельность военнослужащих в обстановке боевых действий характеризуется воздействием на психику волны стресс факторов повышенной интенсивности. Длительность их воздействия, а также психотравмирующий характер, могут способствовать возникновению изменений психической деятельности человека [4, С.98].
Во время боевых действий психика военнослужащих подвергается множеству разнообразных воздействий. Одни из них способствуют мобилизации и концентрации его физических и духовных возможностей, повышению боевой активности, смелости, самоотверженности. Другие, напротив, дезорганизуют боевую деятельность военнослужащего, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, расстраивают работу нервной системы и психики, возможны асоциальные срывы. Третьи не оказывают заметного влияния на боевое поведение.
В динамике психических состояний военнослужащего можно выделить три основных периода: подготовка к выполнению служебных и боевых задач; боевые действия, учения и походы; окончание боевых действий и выполнение служебных задач.
Переход от подготовительного этапа к выполнению боевой задачи связан с преодолением у военного состояния ригидности, в котором проявляется инертность психики человека, возникающая в результате стереотипности его поведения, тяготения к заученным операциям, формам и способам действий.
В тяжелой боевой обстановке у психологически неподготовленных военнослужащих может возникнуть страх, представляющее собой аффективное психическое состояние, вызываемое чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями. Страх может нарушить психическую устойчивость военнослужащего, вызвать отрицательные проявления, ослабить его боеспособность. По степени интенсивности и глубине переживаний он может проявляться в виде беспокойства, волнения, тревоги и испуга, боязни и ужаса.
Состояние ужаса может иметь астеническую и стеническую формы. В первом случае под влиянием опасности человек цепенеет, оказывается неспособным к движению и действиям; во втором - наблюдаются резкое двигательное возбуждение, суетливость. Обе формы ужаса проявляются в особо экстремальных ситуациях несения воинской службы.
Одной из глубоких патологических форм страха, проявляющихся у неподготовленных военнослужащих, является психологический шок. Он представляет собой временную утрату всякой способности психической деятельности у людей, не подготовленных в психологическом отношении к боевым действиям.
Страх может вызвать панику - подавляющий аффект, развивающийся внезапно при неожиданном впечатлении угрожающего характера и быстро распространяющийся путем психического влияния на множество лиц. Паника охватывает почти внезапно целую массу лиц, заражает их чувством неминуемой опасности.
Основными путями подавления и пресечения страха и паники рядового состава являются: твердое и решительное руководство командиров, умение выявить паникеров и изолировать очаги паники, способность восстановить организационную структуру и подчиненность подразделений, четкость команд, распоряжений.
Тревога представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации недостаточно определенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Тревога не только сигнализирует о возможной опасности, но и побуждает военнослужащих к поиску и конкретизации ее источников, к активному исследованию обстановки боя. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилие перед надвигающейся опасностью, преувеличение угрозы.
Еще одно экстремальное состояние - испуг проявляется в мгновенной реализации врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в силу действия угрожающих раздражителей. Если бы люди не обладали этой охранительной, защитной реакцией, считает А.А. Урбанович (2003), они погибли бы, не успев оценить грозящей опасности.
По мнению М.И. Дьяченко (1977), испуг возникает на основе инстинкта самосохранения при столкновении с опасностью или резким неблагоприятным изменением среды. Поэтому непосредственное управление поведением человека, поддавшегося испугу, весьма затруднено. Эмоция испуга прямо не связана с ожиданием опасности или подготовкой к каким-либо действиям, она захватывает человека врасплох, может сразу же нарушить течения психических процессов и деятельность в целом. Все же активизация чувства воинского долга, боевой опыт, пример целесообразных и решительных действий, отвлечение и переключение внимания помогают военнослужащему овладеть собой. Устойчивость военнослужащего к испугу повышается благодаря предварительной натренированности в быстром и правильном восприятии неожиданностей боя.
Вторая группа реакций представляет собой попытки человека "вычеркнуть боевые эпизоды из памяти". Последствиями таких реакций чаще всего являются различные дисциплинарные проступки, употребление алкоголя, наркомания. Как правило, указанные реакции возникают после боевых действий, но могут возникнуть и в их период.
В третью группу выделяют нарушения, именуемые боевой усталостью, связанные с длительным ведением боевых действий. В эту группу входит "боевой шок", простая эмоциональная реакция, возникающая через несколько часов или дней интенсивных боевых действий. Шок у военнослужащих характеризуется чувством тревоги, депрессией и страхом, "боевым переутомлением".
По данным В.В. Шеляги (1972), усталость возникает вследствие сильных и продолжительных физических нагрузок; перцептивного, интеллектуального, эмоционально-волевого и мотивационного перенапряжения; нарушения привычного ритма жизнедеятельности (чередования и качества деятельности, отдыха, сна, питания и др.); сбоев в системе психической саморегуляции и физического здоровья человека.
У военнослужащих в трудных условиях службы может возникать состояние фрустрации, которое является почти неизбежным следствием противоречий между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми обществом. Последствия фрустрации различны по их влиянию на личность воина и его поведения.
Рост напряжения, потеря контроля над ситуацией способствует появлению у военнослужащих ряда дезадаптивных состояний, определяющих два основных типа поведения личности, неспособной адаптироваться к среде. Эти факторы адаптивного процесса формируют два типа поведения.
Первый тип поведения - агрессивный, когда в простейшей форме его можно представить, как атаку на препятствия или барьер. Однако в условиях воинской службы существуют жесткие нормативные требования и правовые нормы, «атака» на которые не обеспечивает устойчивой адаптации к ним и, следовательно, может погубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий, агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, сослуживцев, непричастных к самой причине агрессии.
Второй тип поведения - это случай бегства от ситуации. Этот тип характеризуется «уходом» человека в свои переживания, обращение всех своих ресурсов психической деятельности на выработку собственных негативных состояний. Развиваются тревожно депрессивные синдромы. Отсюда, чувства полной безысходности, так как влиять на окружающую среду и ситуацию он считает себя неспособным. Этот тип личности военнослужащих характеризуется замкнутостью, отрешенностью, полностью погруженный в мир своих тягостных раздумий. Единственным выходом из ситуации им, чаще всего, видится добровольный уход из жизни, как наиболее доступный и желаемый исход.
Кроме названных, на человека в условиях боя воздействуют сильные и мощные раздражители, которые создают цепь крайне острых (стрессовых) ситуаций. Это необычайно сильное, опасное и непривычное воздействием ударной волны, проникающей радиации, светового излучения и радиоактивного заражения местности.
Вооруженный конфликт представляет собой суровое испытание физических и духовных сил военнослужащих, их способности активно противостоять действию экстремальных, крайне неблагоприятных для жизни факторов, сохранять волю и решимость, до конца выполнить поставленную им боевую задачу. Одновременно вооруженный конфликт представляет собой ожесточенную борьбу целей, мотивов, убеждений, настроений, воли, мыслей военнослужащих противоборствующих сто-
рон [3, С.443].
Таким образом, подобные условия вызывают ряд психических состояний. Поэтому, одной из задач психологической подготовки является формирование функциональной надежности психики солдат, ее устойчивости в бою.
Функциональная надежность психики повышается за счет:
- выработки высокой чувствительности органов чувств, точности и быстроты реакций, силы, координации и устойчивости движения и действий;
- развития способности устойчиво правильно оценивать в бою расстояние и время, размеры объектов, скорости движения;
- выработка способности солдата в бою сохранять большой объем внимания, высокую устойчивость и концентрацию его на основной деятельности в сочетании с распределяемостью, быстротой, переключаемостью;
- создания и закрепления всесторонних представлений, охватывающих всю совокупность предметов и явлений, с которыми человек может столкнуться в бою: повышение способности сохранять в боевой обстановке продуктивность памяти, гибкость мышления и т.д.
Всего этого можно добиться психологической тренировкой людей к условиям, которые могут присутствовать в бою. В результате подобной подготовки у личного состава должны быть выработаны умения и способности постоянно преодолевать отрицательные состояния, проявлять физическую и психическую выносливость. Основу психологической подготовки составляют плановые занятия и учения, максимально приближенные к реальному бою с применением всех средств вооруженной борьбы [5, С.51]. Так, занятия по тактике открывают возможности психологически моделировать бой. Занятия по физической подготовке ставят задачу наряду с развитием физическим, развивать у военных профессионально важные психологические качества, такие как, устойчивость психических функций, вестибулярного аппарата и других анализаторов.
Богатейший комплекс возможностей для решения многих задач: преодоления напряжения моральных и психологических сил, формирования готовности к бою, совершенствования коллективных навыков в боевых действиях, представляют полевые учения. Подразделения обучаются преодолевать зараженные участки местности, районы разрушений, затопления и очагов пожаров, действуют в течение нескольких часов в индивидуальных средствах защиты, а командиры получают практику в принятии решения в условиях, когда обстановка неясна, подразделения несут потери. Умение противостоять влиянию факторам ядерного взрыва, правильное ориентирование в условиях боя и использование оружия требуют от солдата высоких моральных и боевых качеств, боевого мастерства, высокой готовности и устойчивости психики, прочных знаний, умений и навыков. Все это даёт возможность направлять своё поведение в соответствии с поставленными задачами, сохранять устойчивость деятельности.
Созданию сложной обстановки в ходе учений способствует умелое применение средств имитации. Специальные занятия по психологической закалке могут быть направлены на формирование эмоционально-волевой устойчивости и функциональной надежности психики. На таких занятиях преследуется цель наряду с обучением меткости и дальности бросания гранат и стрельбе формировать у военнослужащих эмоционально-волевую устойчивость. Постоянно преодолевая напряженность и другие отрицательные психические состояния, они учатся смелости, стойкости, выдержке и самообладанию.
Особенно сильное положительное влияние на психическое состояние солдат в бою оказывает личный пример командира. Проявление командиром невыдержанности, малодушия может мгновенно и резко отрицательно сказаться на психиче-
ском состоянии и поведении подчиненных, и, наоборот, решительность действий, самообладание, твердость, уверенность офицера помогают подчиненным в сложных условиях проявлять инициативность, смелость, храбрость, мастерство. Опытные командиры должны воспитывать у личного состава веру в силу современного оружия и боевой техники, твердую уверенность в том, что наше оружие и техника безотказны и эффективны, что их умелое применение позволяет прийти к победе.
Таким образом, военнослужащие представляют собой особую категорию лиц, деятельность которых рассматривается как экстремальная, что обусловлено спецификой воинской службы. Поведение военнослужащих в решающей степени определяется направленностью личности, особенностями характера, воли, эмоций, способностей. Психологические, социальные, боевые и физиологические факторы боевого поведения действуют на военных по-разному. Опасную для жизни обстановку, по-разному воспринимают военнослужащие, различным образом понимающие цели воинской службы, неодинаково относящиеся к сослуживцам, противнику, командирам, отличающиеся опытом, типом нервной системы и т.д.
Успех вхождения в боевую ситуацию определяется, прежде всего, уровнем психологической готовности к воинской службе, положительно действующими мотивами, быстротой формирования новых навыков и новой динамики психических процессов. Такие качества у военнослужащих должны присутствовать всегда, так как сохранять боевую готовность им необходимо и в мирное время. Поэтому, одним из важнейших условий эффективности деятельности военнослужащих, как «контрактников», так и «срочников», являются своевременное и непрерывное морально -психологическое воздействие командира и психолога на их поведение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л., Урбанович А.А., Шабу-невич Б.Б. Военная психология и педагогика. - Минск: Военная академия, 1999. -357 с.
2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 848 с.
3. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. -Мн.: Харвест, 2003. - 576 с.
4. Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. - М.: Военный университет, 1992.
5. Головнев А. Психологическая подготовка войск // Военный вестник. - 1993.
- №5. - С.51.
Т.В. Эксакусто
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ
(в системе психологической службы учреждений, организаций, предприятий)
Вопросы психологической безопасности личности становятся все более актуальными в современном обществе. Обусловлено это целым рядом причин: нестабильность экономической, политической, социальной ситуации; наличие стрессогенных и психогенных воздействий различного генеза; слабая психологическая защищенность личности. Безусловно, человек не может контролировать и регулировать ситуации общественного характера, однако, развивать свою личностную за-