Научная статья на тему 'Психологические защиты у детей матерей с личностными расстройствами'

Психологические защиты у детей матерей с личностными расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1640
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL DEFENSES / PERSONALITY DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тумакова Юлия Олеговна

Описаны психологические защиты у детей матерей с личностными расстройствами, стили воспитания, используемые матерями с личностными расстройствами, сложности психокоррекции психогений детей матерей с психопатией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тумакова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DEFENSES IN MOTHERS WITH CHILDREN PERSONALITY DISORDERS

Psychological defenses described in children of mothers with personality disorders, parenting styles used by mothers with personality disorders, difficulty psychocorrection psychogenius children of mothers with psychopathy.

Текст научной работы на тему «Психологические защиты у детей матерей с личностными расстройствами»

УДК 159.9.072.422 ББК 88.37

Ю.О. ТУМАКОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ У ДЕТЕЙ МАТЕРЕЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Ключевые слова: психологические защиты, расстройства личности.

Описаны психологические защиты у детей матерей с личностными расстройствами, стили воспитания, используемые матерями с личностными расстройствами, сложности психокоррекции психогений детей матерей с психопатией.

Yu. TUMAKOVA

PSYCHOLOGICAL DEFENSES IN MOTHERS WITH CHILDREN PERSONALITY DISORDERS

Key words: psychological defenses, personality disorders.

Psychological defenses described in children of mothers with personality disorders, parenting styles used by mothers with personality disorders, difficulty psychocorrection psychogenius children of mothers with psychopathy.

Состояние здоровья детей и подростков в последнее десятилетие в различных странах мира в целом и в России в частности характеризуется неблагоприятными тенденциями: ростом числа хронических заболеваний, увеличением частоты психических расстройств, распространением девиантного и зависимого поведения. На психологическое здоровье ребенка в первую очередь влияет его ближайшее окружение, семья или другие значимые лица. Ребенок изначально зависим от матери и взаимоотношения с ней являются определяющими среду его развития.

Изменения, происходящие в современном мире, приводят к усилению личностной дезинтеграции, нарушениям идентичности. Увеличивается количество пациентов с пограничными психическими расстройствами, особое место среди которых занимают расстройства личности [8].

Клиническое наблюдение за амбулаторными пациентами в г. Казань определило рост обращаемости пациентов с расстройствами личности. Как правило, пациенты с данной нозологией обращаются с различными психопатологическими проявлениями, такими как обсессивно-компульсивные нарушения, панические состояния, психосоматические проявления и др. Многие из них являются матерями, обращающимися за помощью к детскому психологу с жалобами на состояние детей. Динамическое наблюдение и психокоррекция позволяют обнаружить, что расстройство личности матери, являясь центральным в клинической картине, остается в тени и тем самым оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка и его психологических защит.

Психологические защиты действуют автономно и отличаются от взрослых. Как правило, детские защитные механизмы проявляются в поведении, эмоциях или рассуждениях ребенка [4]. Психологические защиты у детей начинают формироваться в возрасте 1-2 лет, до этого момента существуют лишь предзащитные механизмы [10]. Побуждают формирование защит различные типы тревоги (страх разлуки, беспокойство по поводу физического дискомфорта или страх быть наказанным).

Впервые понятие «защита» З. Фрейд использовал в 1894 г. в своей работе «Защитные нейропсихозы». По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия» внутреннего конфликта, выступают как средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным.

В современной психологии представление о врожденном разнообразии форм защит у конкретного человека подверглось коррекции. В настоящее

время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах принимают участие все психические функции, но основную часть работы по преодолению негативных переживаний берет одна, например, забывание при подавлении, построение логических доводов для оправдания своего поведения. Различают защиты, выполняющие профилактическую функцию, и патологические защиты как неадекватную форму адаптации.

Согласно классификации защитных поведенческих реакций у детей, созданной на основе работ детских французских психиатров, различают следующие защитные реакции: отказ - отстранение от общения даже с близкими людьми, оппозиция - активный протест против требований родителей, имитация - незрелая форма идентификации, компенсация, эмансипация, замещение - выражение запрещенной агрессии через рассказ либо игру, вытеснение, сновидение, отчуждение - отделение чувства от ситуации, сублимация, регрессия [6, 7].

Преобладание у человека какого-либо защитного механизма может привести к развитию определенных черт и акцентуаций характера. Определенный механизм защиты как средство искажения реальности может характеризовать серьезные личностные расстройства и нарушения. Теоретические исследования Р. Плутчика с соавт. выявили взаимосвязь определенных психологических защит с типами личности: параноидная личность использует защитный механизм проекции, агрессивная личность - замещение, истерическая - отрицание [13].

Клиническое наблюдение пациентов в амбулатории позволяет увидеть взаимосвязь определенного личностного расстройства у матери с соответствующими видами защитных механизмов у детей. Матери с обсессивно-компульсивным расстройством личности используют защиты «изоляция аффекта», «реактивное образование» и «всемогущий контроль», что влияет на формирование у их детей защит изоляции, регрессии. Матери со специфичным расстройством личности (нарциссическим) используют защиты идеализации, обесценивания, отрицания, что влияет на формирование у их детей защит компенсации, имитации.

Матери с личностным расстройством в анамнезе имеют размытую идентичность, используют примитивные психологические защиты и формируют с ребенком небезопасную привязанность (Дж. Боулби), что формирует хроническую тревожность и отсутствие безопасности у ребенка и приводит к психологическим защитам и невротическим реакциям [2, 3]. Далее представлен случай из практики, демонстрирующий описанную выше взаимосвязь.

Клинический случай из практики:

П., 10 лет.

Бабушка обратилась с жалобами на присутствие у П. страха устно отвечать на уроке в школе, неумение противостоять влиянию авторитетных для девочки одноклассников. Бабушке категорически не нравилась подверженность девочки подражать значимым для нее сверстникам и некоторым взрослым. В процессе выяснилось, что Полина в школе часто облизывает губы и иногда закатывает истерики дома с громким плачем, после чего начинает говорить как маленькая и сосать губу.

Родители П. развелись, когда ей было 5 лет. В настоящее время мать девочки повторно вышла замуж и родила ребенка. После развода мать, сославшись на напряженную работу, временно отдала П. на воспитание бабушки. П. до сих пор проживает у бабушки.

Мать: импульсивная, требовательная, эмоционально холодная, нацеленная на успех. Врачом психотерапевтом были диагностированы черты специфического личностного расстройство (нарциссическое).

Бабушка предъявляет к девочке завышенные требования. П. успевает учиться отлично, занимается музыкой, художественной гимнастикой, плаванием, учится в художественной школе. В процессе консультаций выяснилось, что бабушка проявила инициативу забрать внучку к себе, так как очень хотела, чтобы дочь устроила свою личную жизнь. Для бабушки развод дочери явился психологическим ударом по имиджу рода. В предыдущих поколениях разводов не было.

П. всячески оправдывает мать, вытесняет аффекты обиды, гнева. Испытывает страх не соответствовать ожиданиям матери и бабушки. П. запретили общаться с отцом. О нем она говорить отказалась. В школе П. страшно не оправдать ожиданий требовательной учительницы.

П. изобразила себя на рисунке. Комментарий П.: «Это овечка Мимл, которая может летать, она всегда летает. Ей хочется спуститься к цветочкам и насладиться их запахом, но Мимл не может, потому что ей нужно лететь к облакам. Раньше у нее не было крыльев. Когда они появились, она больше не могла спуститься на землю. Она летает даже ночью, не спит». Исходя из описания рисунка П., можно предположить, что идеализированный образ себя подразумевает подавленные аффекты обиды, гнева, заниженную самооценку и желание добиться принятия и любви со стороны значимых лиц, вынужденное соответствие П. поставленным перед ней требованиям бабушки и матери. В процессе семейной консультации проведена оригинальная методика Б.Д. Борохова. Получен условно нейтральный ответ на вопрос «Кто хороший?», только после поддерживающего взгляда матери П. дала положительный ответ [1]. В случае П., возможно, диагностировать психологические защиты вытеснения, имитации, компенсации и регрессии. На фоне хронической тревоги, связанной с высокой требовательностью к себе, прогрессирующим нарциссическим перфекционизмом проявилась невротическая реакция детского возраста (облизывание губ).

А.И. Захаров, описывая причины возникновения детских неврозов, обращает внимание на нарушение эмоционального контакта ребенка с матерью при замене матери другим воспитывающим лицом (няней, родственниками) [5]. Так происходит при гиперсоциальной направленности личности и незрелости чувства материнства, что находит отражение в представленном случае из практики и тенденциях современного общества.

Пограничность и диссоциированность матери вынуждает ребенка адаптироваться и находить новые способы удовлетворения ее ожиданий [9]. При этом ребенок испытывает психологическое давление, непонимание, аффекты гнева и обиды, которые уже подавляются. Страх отвержения со стороны матери заставляет ребенка жертвовать собой, своими желаниями и чувствами, что приводит к нарушениям идентичности и, возможно, развитию пограничного психического расстройства в будущем.

Последнее является гипотетическим предположением проводимого исследования, объектом которого выступили дети с психогенными нарушениями здоровья и их матери с пограничным психическим расстройством, дети с нарушениями здоровья непсихогенного характера и их матери.

В настоящее время растут обращения за консультацией детского психолога. В представленной ниже таблице рассмотрим жалобы матерей, обратившихся за консультацией психолога в «Клинику Инсайт» г. Казань за 4 года.

Налицо рост пациентов с психосоматической симптоматикой, навязчивыми страхами, нарушениями в детско-родительских отношениях.

Психокоррекция психогений детей матерей с личностными расстройствами осложняется влиянием психопатологических особенностей матери, а также особенностями семейной системы. Выявлены некоторые предпочтения стиля воспитания: матери детей с пограничными психическими расстройствами чаще используют неустойчивые стили воспитания, такие как потворствующая гиперпро-

текция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, гипопротекция [12]. Матери детей с непсихогенными нарушениями чаще используют в воспитании адекватный уровень протекции, адекватную степень удовлетворения потребностей, достаточное количество требований и запретов, устойчивые стили воспитания.

Психогении детей и характер жалоб их матерей, обратившихся за консультацией к детскому психологу

Показатель За 2010 год За 2011 год За 2012 год За 2013 год

Количество пациентов 102 148 189 234

Средний возраст 42 - 6-7 лет 31 - 10 лет 7 - 15-6 лет 22 - 4-5 лет 61 - 6-7 лет 25 - 5-6 лет 36 - 10-11 лет 56 - 10-11 лет 15 - 16 лет 61 - 7-8 лет 24 - 5-6 лет 33 - 14 лет 135 - 7 лет 26 - 5 лет 73 - 11-12 лет

Психосоматические расстройства 8 12 10 25

Нарушения поведения 9 37 21 23

Социальная дезадаптация 13 7 16 22

Тики, энурез, невротические реакции детского возраста 6 19 22 30

Навязчивые страхи, движения 34 37 30 43

Недовольство родителя характером, поведением ребенка 16 11 53 49

Нарушения в отношениях родитель -ребенок 16 25 37 42

Психокоррекционное воздействие должно носить системный характер, оказывать положительное влияние не только на ребенка, но и на его семью, в частности мать. Одним из факторов хронификации психогений у детей является личностное расстройство матери. Как правило, матери, обратившиеся за помощью к психологу, не имеют готовности проходить личную психотерапию, так как первоначально запрос ориентирован на психокоррекцию нарушений у ребенка и личностное расстройство остается «в тени» для его носителя. Психообразовательный подход порой является недостаточным для мотивации подобных пациентов на индивидуальную психотерапию. Создание психокоррекционной программы (вторичная профилактика) психогенных нарушений у детей матерей с личностными расстройствами могло бы предотвратить развитие психических расстройств, в том числе и личностного расстройства, у ребенка в будущем.

Литература

1. Борохов Б.Д., Борохов А.Д. Скрининг самооценки ребенка и его роль в моделировании внутригруппового поведения (пилотажное исследование) // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2001. № 9. С. 63-68.

2. Боулби Дж. Привязанность: пер. с англ. М.: Гардарики, 2003. 477 с.

3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 с.

4. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологические защиты у детей. СПб.: Речь, 2010. 340 с.

5. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. СПб.: Каро, 2006. 672 с.

6. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Специальная литература, 1996.

7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М.: Медицина, 1973.

8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. СПб.: Питер, 2010. 400 с.

9. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология / пер. с англ. М.Н. Георгиевой. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 256 с.

10. Стерн Д. Н. Межличностный мир ребенка: пер. с англ. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. 373 с.

11. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М.: Медпрактика-М, 2011. 480 с.

12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии / под общ. ред. Л.И. Вассермана. М.: Фолиум, 1996. 48 с.

13. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions // Emotions in personality and psychopathology / Ed. by C.E. Izard. N.Y., 1979.

ТУМАКОВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА - соискатель ученой степени кандидата психологических наук кафедры клинической психологии, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Россия, Казань (tumakovaj@yandex.ru).

TUMAKOVA ULYA OLEGOVNA - a competitor of scientific degree of Psychological Sciences candidate, Clinical Psychology Chair, Gerzen State Pedagogical University of Russia, Russia, Kazan.

УДК 616.31: 615.46 ББК 54.5я2

Л.Н. ХАФИЗОВА, О.В. НЕСТЕРОВ, В.К. ПОЛОВНЯК, С.С. КСЕМБАЕВ

УРОВЕНЬ И ПРИРОДА АДГЕЗИИ БИОСОВМЕСТИМОГО СОРБЕНТА «ЦЕЛОФОРМ» К РАНЕВЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

Ключевые слова: сорбент «Целоформ», адгезия, механизм адгезии.

Проведена оценка адгезивной способности сорбента «Целоформ». Полученные результаты свидетельствуют о его высокой адгезивной способности. Природа адгезии «Целоформа» к раневой поверхности заключается в химической близости глюкозных фрагментов сорбента и коллагена.

L. KHAFIZOVA, O. NESTEROV, V. POLOVNYAK, S. KSEMBAEV THE LEVEL AND NATURE OF ADHESION BIOCOMPATIBLE SORBENT «CELOFORM»

TO THE WOUND SURFACE

Key words: sorbent «Сeloform», adhesion, adhesion mechanism.

In this paper appraisal of an adhesive capacity of «Celoform» sorbent is obtained. The results indicate its high adhesive capacity. Nature adhesion «Celoform» to the wound surface is in proximity of the chemical adsorbent and the glucose moiety of collagen.

В список средств, применяемых при местном лечении ран, входит группа медицинских сорбентов, обеспечивающих активное очищающее воздействие на рану. Разработка методов местного лечения ран с их использованием привела к развитию направления, получившего название сорбционно-аппликационной терапии. При этом используемые медицинские сорбенты должны отвечать определенным требованиям: высокому уровню сорбционной способности, обеспечивать хороший отток жидкостей из раны и достаточно хорошую адгезию к раневой поверхности [5].

Набором этих необходимых свойств обладает разработанный нами сорбент «Целоформ» из целлюлозы хлопковой - вещество белого цвета, порошкообразной мягкой консистенции, гигроскопичное, с размером волокон 20-50 мкм [3, 4].

«Целоформ» выгодно отличается от других сорбентов хорошей сорбционной емкостью к биологическим жидкостям (кровь), биологической инертностью по отношению к тканям организма [3].

На основе биосорбента «Целоформ» нами разработана защитная раневая повязка при операциях на мягких тканях преддверия рта [3].

Адгезивные свойства повязок определяют их способность фиксироваться в ране. С одной стороны, повязка должна прилегать к ране, т.е. поверхностная сторона на границе воздух - рана должна быть больше поверхностной энергии на границе повязка - рана, вытесняя с раневой поверхности воздух. С другой стороны, поверхностная энергия на границе повязка - рана должна быть минимальной, чтобы снижалась степень травматизации при снятии повязки [2, 6].

В публикации по использованию «Целоформа» в медицине было показано, что при нанесении на раневую поверхность «Целоформ» образует «активную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.