Научная статья на тему 'Психологические условия формирования профессиональной личности педагога-лингвиста'

Психологические условия формирования профессиональной личности педагога-лингвиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
484
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MOTIVATION / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONALISM / MORALITY / CREATIVE ACTIVITY / PERSONAL POTENTIAL / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ СЕБЯ В ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL COMPETENCY / PROFESSIONAL PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL READINESS TO CHOICE OF THE PROFESSIONS / SCHOLASTIC ACTIVITY / SCHOLASTIC-PROFESSIONAL ACTIVITY / REALIZATION ONESELF IN PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна

в статье рассмотрены некоторые психологические условия формирования профессиональной личности педагога-лингвиста на этапе выбора профессии, на этапе овладения профессией и на этапе реализации себя в профессии. Автором также отмечено, что важнейшим психологическим условием формирования профессиональной личности педагога-лингвиста и важнейшим показателем профессионализма педагога-лингвиста является высокий уровень творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article considers some psychological conditions of the teacher-linguist’s professional personality development at the stage of choosing career, at the stage of mastering profession and at the stage of realization oneself in profession. The author has also noted that a high level of creativity might contribute to the teacher-linguist’s professional personality development and to the teacher-linguist’s professionalism.

Текст научной работы на тему «Психологические условия формирования профессиональной личности педагога-лингвиста»

УДК 37.013.78 DOI 10.21661/r-467081

Г.В. Сорокоумова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые психологические условия формирования профессиональной личности педагога-лингвиста на этапе выбора профессии, на этапе овладения профессией и на этапе реализации себя в профессии. Автором также отмечено, что важнейшим психологическим условием формирования профессиональной личности педагога-лингвиста и важнейшим показателем профессионализма педагога-лингвиста является высокий уровень творчества.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессионализм, профессиональная личность, психологическая готовность к выбору профессии, личностный потенциал, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, реализация себя в профессии, мотивация, творчество, нравственность.

G.V. Sorokoumova

THE PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF THE TEACHER-LINGUIST'S PROFESSIONAL PERSONALITY DEVELOPMENT

Abstract: the article considers some psychological conditions of the teacher-linguist 's professional personality development at the stage of choosing career, at the stage of mastering profession and at the stage of realization oneself in profession. The author has also noted that a high level of creativity might contribute to the teacher-linguist's professional personality development and to the teacher-linguist's professionalism.

Keywords: professional competency, professionalism, professional personality, psychological readiness to choice of the professions, personal potential, scholastic

activity, scholastic-professional activity, realization oneself in professions, motivation, creative activity, morality.

Проблема формирования профессиональной личности, структуры профессиональной личности, психологических условий формирования профессиональной личности является чрезвычайно важной и значимой для теоретического и практического изучения. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональной личности позволяет сделать следующие выводы:

- профессионализм рассматривается, как сложное явление, включающее в себя высокий уровень профессиональной компетенции профессиональной деятельности (А.В. Батаршев, А.А. Дергач, С.А. Дружилов, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, и др.). Например, С.А. Дружилов определяет профессионализм как особое свойство личности выполнять стабильно и эффективно сложную деятельность в различных условиях [2];

- высокий уровень мастерства и творчества;

- наличие выраженной профессиональной позиции, стремление к достижению социально значимого результата и продуктивного развития личности. А.К. Маркова отмечает, что профессионализм подразумевает в качестве обязательной составляющей наличие определенного отношения человека к своему труду, ценностные основания и смыслы на которых он выстраивает свою профессиональную деятельности [4];

- особенности мотивации личности, система ценностных ориентаций и смыслов профессиональной деятельности для самого человека;

- в процессе становления профессионализма у человека формируется особый «профессиональный» тип личности, отличающийся от личности человека, не являющегося профессионалом в данном виде деятельности и др.

Если специалист характеризуется определенным уровнем компетентности, владения знаниями, умениями, навыками в соответствии с нормативами профессии, то профессионала (особенно социономических профессий, где «объектом»

взаимодействия является другой человек), помимо этого и, главным образом, характеризует высокий уровень творчества, нравственности и постоянного саморазвития. Именно высокий уровень нравственности принципиально отличает профессионала от специалиста. Это системное качество объединяет главные цели, нравственные ориентации и принципы личности, выражающие принятие и реализацию общечеловеческих нравственных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество) в профессии. Профессиональная личность - это сплав компетентности (знаний, умений, навыков), творческого переосмысления компетентности, высокого уровня нравственности и постоянная работа над собой -саморазвития [6].

Для того, чтобы профессиональная личность педагога-лингвиста сформировалась, необходимо:

- во-первых, формирование психологической готовности к выбору профессии педагога-лингвиста в процессе обучения в школе (в процессе профориентации, профконсультировании);

- во-вторых, формирование психологической готовности к овладению профессией педагога-лингвиста в процессе обучения в вузе, в основе которой лежит овладение определенным уровнем компетентности: приобретение знаний, развитие профессиональных умений и навыков, специфичных для профессии педагога-лингвиста; развитие личностного потенциала (интеллектуального, коммуникативного, мотивационного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного); переход учебной деятельности в учебно-профессиональную;

- в-третьих, формирование психологической готовности к реализации себя в профессии педагога-лингвиста (в первую очередь мотивационно-ценностный компонент психологической готовности);

- в-четвертых, формирование полной психологической готовности к профессии педагога-лингвиста, в основе которой сочетаются высокий уровень мотивации к реализации себя в профессии, высокий уровень творчества, высокий

уровень нравственности и самосовершенствование, саморазвитие и самоактуализация в профессии педагога-лингвиста [6].

Формирование психологической готовности к выбору профессии в процессе обучения в школе происходит в процессе профориентации, профессионального консультирования и самопознания с целью оптимального выбора профессии. Только гармоничное сочетание триады «хочу» - «могу» - «надо» выбор профессии и реализация себя в профессии являются оптимальными.

Выбор профессии - это сложный и относительно длительный процесс, неотъемлемый от развития личности в целом. Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека [3].

Особое место в приобретении учащимися представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях занимает общеобразовательная школа. Профессиональная ориентация выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса школьного обучения [6].

В процессе профориентационной работы у младших школьников (I-IV классы) с помощью активных средств (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

У подростков (V-VII классы) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У старших подростков (VIII-Х классы) необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального

роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Со старшеклассниками (Х-Х1 классы) важно осуществлять профориентаци-онную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней [6].

Наиболее полно личностно-психологическую готовность к овладению профессией педагога-лингвиста отражает понятие личностного потенциала. Личностный потенциал - система свойств личности, составляющих основу лич-ностно-профессионального развития, обеспечивающих соответствующий уровень достижений личности в профессиональной подготовке и определяющих личностную психологическую готовность к освоению будущей профессии. Используемое нами в анализе личности понятие потенциала, на наш взгляд, наиболее точно отражает сущность личности как системы возможных действий, поступков, отношений, переживаний, мыслей [7].

Первый компонент личностного потенциала будущего педагога-лингвиста - мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. Анализ специфики профессиональной деятельности педагога-лингвиста доказывает, что мотивационно-ценностный потенциал является смыслообразующим. Наибольшее значение в этой подструктуре имеет общая осмысленность жизни, понимание жизненной цели, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность ее результатами.

Мотивационно-ценностный потенциал является важнейшим компонентом личностного потенциала педагога-лингвиста, наиболее тесно связан с

нравственным потенциалом и составляет единый ценностно-нравственный компонент структуры профессиональной личности педагога-лингвиста.

Второй компонент личностного потенциала будущего педагога-лингвиста -эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств.

Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием моти-вационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности профессиональной деятельности. Мы считаем, что эмоционально-волевой компонент личностного потенциала педагога-лингвиста является специфическим компонентом в связи с особенностями будущей профессиональной деятельности. Эмоционально волевой компонент позволяет извлечь позитивный результат из любого эмоционального проявления, а также способен эффективно противостоять факторам эмоционального стресса, напряжения, неблагоприятным условиям профессиональной деятельности, где, во-первых, в процессе деятельности нужно учитывать индивидуальность, неповторимость, уникальность каждого из субъектов деятельности; во-вторых, необходимо обладать определенными профессионально важными качествами, к которым предъявляются очень высокие требования; в-третьих, сама профессиональная деятельность связана с большим количеством стрессов и неблагоприятных условий [1].

Третий компонент личностного потенциала будущего педагога-лингвиста -коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей личности, обеспечивающих ей успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения. Коммуникативный потенциал в структуре личности педагога-лингвиста имеет особое значение в связи с коммуникативной природой и сущностью профессиональной деятельности [7].

В таблице 1 представлены уровни развития наиболее важных компонентов личностного потенциала как уровни психологической готовности первокурсников к освоению будущей профессии педагога-лингвиста.

Таблица 1

Уровни развития основных компонентов личностного потенциала как уровни развития психологической готовности первокурсников

к освоению будущей профессии педагога-лингвиста

Личностные потенциалы

Уровни развития Мотивационно-ценностный Эмоционально-волевой Комму никативный

Высокий Наличие целей, связанные с освоением будущей профессией. Среди ценностей преобладают ценности «Развитие себя», «Достижения». Среди жизненных сфер преобладают сферы «Обучение» и «Профессиональная жизнь» Высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с окружающими, не конфликтен. Хорошо развиты навыки общения

Средний Стойкий интерес к будущей профессии. Понимание цели профессионального развития. Среди ценностей преобладают ценности «Достижения», «Собственный престиж», «Высокое материальное положение». Среди жизненных сфер преобладает сфера «Общественная жизнь», «Увлечения» Средний уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, завышенная самооценка, восприятие действительности приукрашено Средний уровень развития коммуникативных способностей, может устанавливать контакты с окружающими. Недостаточно развиты навыки общения

Низкий Наличие недифференцированного интереса к будущей профессии. Отсутствие в жизни целей, связанных с овладением профессией. Среди ценностей преобладают «Высокое материальное положение», «Престиж». Среди жизненных сфер преобладают «Увлечения», «Семья» Низкий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, склонность к бурным эмоциональным проявлениям, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Недостаточно развиты навыки общения

Формирование психологической готовности к овладению профессией педагога-лингвиста в процессе обучения в вузе и динамика ее развития в процессе профессиональной вузовской подготовки определяется содержанием и направленностью учебно-профессиональной деятельности.

Психологическая структура профессиональной личности будущего педагога-лингвиста включает в себя следующие компоненты: особенности профессиональной мотивации, операциональный компонент, включающий аналитические, прогностические, диагностические действия и рефлексивный компонент, включающий личностно-профессиональную рефлексию, эмоционально-личностную регуляцию деятельности, личностное развитие и рост.

В таблице 2 представлены уровни развития компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста: особенности профессиональной мотивации, аналитические, прогностические и диагностические профессиональные действия.

Таблица 2

Уровни развития компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста: особенности профессиональной мотивации, аналитические, прогностические и диагностические профессиональные действия

Характеристика уровней Компоненты профессиональной личности будущего педагога- лингвиста

Особенности профессиональной мотивации Операциональный компонент Рефлексивный компонет

Аналитические профессиональные действия Прогностические профессиональные действия Диагностические про-фессиональ-ные действия

Отсутствие Возможность Наличие узкоас- Использо- Отсутствие

согласования анализировать пектного ана- вание стан- рефлексии

познаватель- профессиональ- лиза педагоги- дартизиро- своей про-

ной и про- ную педагогиче- ческой ситуа- ванных ме- фессиональ-

фессиональ- скую ситуацию ции и возмож- тодик. От- ной деятель-

Низкий ной мотива- отсутствует. ность ограни- сутствие ности. Отсут-

ции. Наличие Наличие житей- ченного про- диагности- ствие потреб-

недифферен- ских основ ана- гноза её разви- ческих ности в само-

цированного лиза педагоги- тия адаптиро- анализе педа-

интереса к ческой ситуа- ванных воз- гогической

ции расту деятельности

будущей про- психологи-

фессии ческих действий

Согласован- Владение мето- Владение анали- Владение Ситуативна-

ность позна- дами анализа зом и прогнозом приемами ястихийная

вательной и педагогической развития педа- педагогиче- рефлексия

профессио- ситуации. Нали- гогической си- ской диа- своей педаго-

Средний нальной мотивации. чие теоретических подходов к туации гностики. Знание воз- гической деятельности.

Стойкий ин- анализу педаго- растных и Завышенная

терес к буду- гической ситуа- индивиду- или занижен-

щей профес- ции альных осо- ная само-

сии бенностей детей оценка.

Наличие Владение мно- Возможность Педагогиче- Структури-

иерархии гоаспектным конструировать ская диа- рованная ре-

профессио- анализом педа- развитие педа- гностика флексия

нальной мо- гогической си- гогической си- основана на своей про-

тивации. По- туации. Психо- туации. Гиб- психоди- фессиональ-

требность в дидактический кость професси- дактиче- ной деятель-

постоянном подход к ана- онального мыш- ской пози- ности.

Высо- самосовер- лизу ления. Возмож- ции педа- Адекватная

кий шенствова- ность концепту- гога. Нали- самооценка

нии ального осмысления педагогической ситуации чие потребности в диа-гностическом взаимодействии с психологом и родителями своих действий, постоянный самоанализ педагогической деятельности

Доказано, что важнейшим психологическим условием эффективного развития профессиональной личности будущего педагога-лингвиста в период вузовской подготовки является преобразование учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную деятельность. В процессе выполнения заданий практик, в процессе написания научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ, в процессе выполнения практической деятельности формируется интегративная личностно-профессиональная структура - профессиональная личность будущего специалиста педагога-лингвиста; учебная деятельность студентов преобразуется в учебно-профессиональную деятельность, в которой складываются профессионально значимые ценностные ориентации, определяющие особенности профессионально-личностного целеполагания, учебно-

профессиональные действия и личностно-профессиональная рефлексия, регулирующая развитие у будущего специалиста профессиональной деятельности. Важнейшим показателем будущего профессионализма на этом этапе является формирование психологической готовности к реализации себя в профессии педагога-лингвиста. Основной задачей вузовской подготовки будущего педагога-лингвиста является становление педагогического мировоззрения как аргументированной личностной позиции: формирование методологического подхода к анализу педагогических явлений, умение ориентироваться в многообразии педагогических идей и концепций, умение анализировать педагогический опыт, отделять реальные жизненные идеи от конъюктурных однодневок; становление собственной позиции, независимой от стереотипов и штампов; развитие потребности в педагогическом творчестве, самореализации.

Формирование полной психологической готовности к профессии, в основе которой сочетаются высокий уровень мотивации профессии, высокий уровень творчества, высокий уровень нравственности и самосовершенствование, саморазвитие и самоактуализация в профессии возможна только в процессе реализации себя в профессии педагога-лингвиста.

Психологической основой профессионализма являются, по-нашему мнению, высокий уровень мотивации профессии, высокий уровень творчества и высокий уровень нравственности. Критерием профессионализма личности является сформированность личностных ориентаций на модус служения. Анализ выделенных в психологии профессиональной деятельности модусов жизнедеятельности, определяющих формирование смыслов, ценностей, потребностей личности - модус обладания, модус социальных достижений, модус служения [9] -позволяет заключить, что выражением профессионализма педагога-лингвиста является модус служения, который может быть описан такими параметрами как ответственность, нравственность, творчество. Именно в условиях служения, в процессе отдачи себя другим высвобождается творческая энергия, повышающая многократно работоспособность и качество труда. Именно эта личностная ориентация определяет развитие и проявление полной личностной психологической

готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне эффективности, соответствующем критериям профессионализма. Высокие уровни мотивации, творчества, нравственности являются психологическими условиями полной психологической готовности к реализации себя в профессии, позволяющие не только добиваться высоких профессиональных результатов, но и противостоять разного рода стрессам, эмоциональному напряжению, разнообразным нарушениям и сбоям в эмоциональном плане, профессиональному и эмоциональному выгоранию [1].

Также немало важным психологическим условием формирования профессиональной личности педагога-лингвиста является наличие у него явно выраженной профессиональной позиции, которая проявляется в стремлении к достижению в своей деятельности социально значимого результата и продуктивного развития личности средствами профессии, превращение своей профессиональной деятельности в инструмент собственного духовно-нравственного развития [5].

Исследования последнего времени убедительно показали, что творчество в любой сфере неотделимо от профессионализма деятельности в этой сфере (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Пономаренко, А.Р. Фонарев и др.), поэтому важнейшим психологическим условием формирования профессиональной личности педагога-лингвиста и важнейшим показателем профессионализма педагога-лингвиста является высокий уровень творчества [8].

Список литературы

1. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия [Текст] / Г.Г. Горелова. - М.: МПСИ, 2004. - 320 с.

2. Дружилов С.А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека [Текст] / С.А. Дружилов // Вестник ТГПУ. -2005. - №1. - С. 51-55.

3. Матрешина Е.Б. Формирование профессиональной личности будущего

юриста в образовательном пространстве вуза // Вестник Университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11

(Государственный университет управления). Социология и управление персоналом [Текст] / Е.Б. Матрёшина. - М.: Изд-во ГУУ, 2013. - №10. - С. 167-173

4. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 1996. - 309 с.

5. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность: Монография [Текст] / В.В. Рыжов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского университета, 2012. - 489 с.

6. Сорокоумова Г.В. Условия, механизмы и факторы развития профессиональной личности социономического типа: Учебное пособие по курсу «Педагогическая антропология. Раздел «Психология» [Текст] / Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2017. - 296 с.

7. Сорокоумова Г.В. Построение модели творческой личности педагога на основе концепции личностного потенциала // Вестник университета (Государственный университет управления) Социология и управление персоналом [Текст] / Г.В. Сорокоумова. - М.: Изд-во ГУУ, 2010. - №5. - С. 75-78.

8. Сорокоумова Г.В. Системный подход к пониманию творческой личности педагога и механизма ее развития // Интеграция образования [Текст] / Г.В. Сорокоумова. - Саранск: Изд-во МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. - №2. - С. 90-95.

9. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала [Текст] / А.Р. Фонарёв. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института НПО «МОДЭК», 2005. - 560 с.

References

1. Gorelova, G.G. (2004). Krizisy lichnosti i pedagogicheskaia professiia. M.: MPSI

2. Druzhilov, S.A. (2005). Sistemnyi podkhod k izucheniiu psikhologicheskogo fenomena professionalizma cheloveka. Vestnik TGPU, 1, pp. 51-55.

3. Matreshina, E.B. (2013). Formirovanie professional'noi lichnosti budushchego iurista v obrazovatel'nom prostranstve vuza. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia). Sotsiologiia i upravlenie personalom, 10, pp. 167-173. M.: Izd-vo GUU.

12 https://interactive-plus.ru

Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

4. Markova, A.K. (1996). Psikhologiia professionalizma. M.: Prosveshchenie

5. Ryzhov, V.V. Lichnost': tvorchestvo i dukhovnost'.

6. Sorokoumova, G.V. (2017). Usloviia, mekhanizmy i faktory razvitiia profes-sional'noi lichnosti sotsionomicheskogo tipa. N. Novgorod: Izd-vo NGLU.

7. Sorokoumova, G.V. (2010). Postroenie modeli tvorcheskoi lichnosti pedagoga na osnove kontseptsii lichnostnogo potentsiala. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia) Sotsiologiia i upravlenie personalom, 5, pp. 75-78. M.: Izd-vo GUU.

8. Sorokoumova, G. V. (2010). Sistemnyi podkhod k ponimaniiu tvorcheskoi lichnosti pedagoga i mekhanizma ee razvitiia. Integratsiia obrazovaniia, 2, pp. 90-95. Saransk: Izd-vo MGU im. N.P. Ogareva.

9. Fonarev, A. R., & Fonariov, A. R. (2005). Psikhologicheskie osobennosti lich-nostnogo stanovleniia professionala. M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta NPO "MODEK".

Сорокоумова Галина Вениаминовна - д-р психол. наук, профессор кафедры методики обучения иностранным языкам, педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», Россия, Нижний Новгород.

Sorokoumova Galina Veniaminovna - doctor of psychological sciences, professor of the Methods of Teaching Foreign Language, Pedagogic and Psychology Department at the FSBEI of HE "Linguistics University of Nizhny Novgorod", Russia, Nizhny Novgorod.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.