Научная статья на тему 'Психологические проблемы, возникающие при интеграции детей-алаликов дошкольного возраста в среду говорящих сверстников'

Психологические проблемы, возникающие при интеграции детей-алаликов дошкольного возраста в среду говорящих сверстников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы, возникающие при интеграции детей-алаликов дошкольного возраста в среду говорящих сверстников»

на одну четверть обучения, впоследствии в ходе завершения изучения специальных дисциплин мы апробировали составление ИОП на полугодие.

Таким образом, проведение подобных занятий имело выраженный командообразующий эффект: дополнительное неформальное знакомство студентов между собой в приписываемых ролях, повышение принятие студентами друг друга, развитие чувства доверия, общности и чувства «мы». В конечном итоге командные квест-игры способствовали формированию у студентов установки на достижение общей цели. Кроме того, студенты получали тренировку собственного поведения в нестандартных изменчивых, требующих креативности и зачастую стрессоустойчивости условиях. Часто во время подготовки и проведения подобных квестов участникам приходилось устанавливать контакты с окружающими их людьми, запрашивать информацию, проводить опросы и тестирование и т. п.

Не отрицая роль и значение веб-квестов, нам бы хотелось подчеркнуть важность именно «живых» образовательных квест-технологий, которые наряду с тем, что делают процесс инклюзивной подготовки специалистов образования более привлекательным, способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей молодежи, но еще и формируют навыки командообразования и самоорганизации.

А.А. Жеребцова

учитель-логопед,

ГБОУ № 696 Приморского района Санкт-Петербурга

Психологические проблемы, возникающие при интеграции детей-алаликов дошкольного возраста в среду говорящих сверстников

Рассматривая интеграцию как процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями в их социализации и индивидуальной самореализации, необходимо учитывать определенное отношение нашего общества к таким детям, сложившиеся исторически.

Нам следует научиться воспринимать индивидуальные особенности тех или иных детей не как проблему для их адаптации и образования, а как возможность более глубокого познания процессов образования и обучения. Поэтому изменить отношение к «особым» людям в обществе, обеспечить равные права и равные возможности людей с отклонениями в развитии и обычных членов социума - это одна из главных задач интеграции.

Для ребенка с отклонениями в развитии интеграция прежде всего означает включение его в коллектив обычных сверстников и возможность получить полноценное образование независимо от его состояния здоровья, уровня развития, религиозной принадлежности, статуса его родителей и прочих различий. Интеграция ребенка с ограниченными возможностями в процесс образования предполагает создание образовательного пространства, в котором могут совместно получать качественные знания «особые» дети и их обычные сверстники.

102

Это становится возможным только при создании соответствующих условий, учитывающих особенности каждой категории детей, их коммуникативной, когнитивной, двигательной сфер деятельности. Кроме того, необходимо вести большую просветительскую работу в обществе с тем, чтобы сломать сложившиеся стереотипы о необходимости изоляции «особых» детей от обычных сверстников. Надо всячески поддерживать любые положительные попытки сверстников и взрослых вступать в коммуникацию с такими детьми и поощрять интеграцию этих детей в общество. Мы должны создать возможность любому педагогу, столкнувшемуся в своей работе с «особым» ребенком, получить всестороннюю помощь и поддержку в приобретении знаний и навыков работы по интегративному образованию.

Не только педагоги, но и семья «особого» ребенка должны быть подготовлены к работе по интеграции его в общество сверстников и социум. В настоящее время не все родители могут принять проблемы своего ребенка, а это влечет за собой трудности, возникающие во взаимодействии семьи и общества. К сожалению, родители не всегда могут адекватно оценить, что в поведении ребенка связано с его органическими проблемами, а что является недостатком воспитания - родительской педагогической некомпетентностью. Очень часто родители находятся в стрессовой ситуации, имея детей с патологиями в развитии, и не могут адекватно оценить, что некоторые недостатки ребенка вторичны и связаны с их желанием ограничить свое чадо от всех невзгод и трудностей на жизненном пути, а это в свою очередь может привести к незрелости эмоционально-волевой сферы, что еще больше осложнит процессы интегративного образования. Родителям необходимо помнить, что любые неадекватные методы воспитания наносят вред формирующейся личности ребенка и могут повлиять на его психическое здоровье. Следовательно, только совместные усилия педагогов, специалистов и семьи могут дать желаемые результаты по интеграции ребенка в общество обычных сверстников и мир взрослых.

Успех интегративного образования зависит также от адаптации среды к данному конкретному ребенку, находящемуся в ней. Программа должна быть тщательным образом спланирована для достижения конкретных целей обучения индивидуума.

Так для работы с детьми с диагнозом «моторная алалия» первой и основной целью является вызывание речи как основного средства коммуникативного общения человека.

Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо провести тщательную диагностику с тем, чтобы выявить уровень интеллектуального развития, качество и количество пассивного словаря ребенка, сформиро-ванность его фонематических процессов, наличие у него навыков общения со сверстниками и взрослыми, навыков жестовой речи и навыков самообслуживания. Отсутствие речи и, как следствие, недостаточно сформированное логическое мышление часто приводит к ошибочным выводам о сформированности познавательной сферы ребенка-алалика в целом.

103

Можно отметить ряд характерных сложностей адаптационного периода по вхождению в коллектив детей с таким диагнозом, прежде всего это:

• отсутствие речи как средства коммуникации;

• ситуативный уровень понимания речи окружающих, часто осложненный бедным пассивным словарем ребенка;

• обучение в группе;

• приспосабливаемость к распорядку дня;

• отсутствие понимания (затрудненное понимание) словесной инструкции;

• невозможность взаимодействовать со сверстниками во время игры и как следствие этого - нежелание сверстников включать неговорящего ребенка в свою игру.

Все это указывает на то, что период адаптации детей-алаликов может быть гораздо более длительным, чем у их обычных сверстников. Это приводит к затруднению освоения программного материала и еще раз подтверждает необходимость создания индивидуальной программы обучения с учетом особенностей каждого ребенка. При формировании программы надо основываться на результатах диагностики, которые помогут подобрать наиболее функциональные способы подачи материала и возможности обучающей среды. Только совместная работа специалистов по формированию интегративного образования ребенка, с учетом особенностей его психоэмоционального и интеллектуального развития может дать положительный результат в гармоничном развитии личности. Кроме того, необходима консультация специалистов (психолога, логопеда, а при необходимости и дефектолога) для всего персонала, который будет задействован в работе с «особым» ребенком. Только совместные грамотные усилия всего коллектива сотрудников образовательного учреждения, куда попадает такой ребенок, могут дать положительную динамику его развития. Основной задачей педагогов является поиск адекватных форм и методов воздействия для всестороннего развития ребенка.

Для ребенка-алалика это, прежде всего, четкая и простая в понимании речь не только педагога, но и воспитателей, и других сотрудников.

Надо помнить о том, что дети-алалики, как и обычные дети, развивают свои социальные навыки через непосредственный опыт. При грамотном руководстве педагога этот процесс может дать положительные результаты и поможет реализовать потенциал ребенка-алалика в полном объеме.

Часто данный диагноз осложнен такими сопутствующими, как: гиперактивность, гипервозбудимость, рассеянное внимание. Это накладывает отпечаток на усвоение материала в целом. Поэтому в программе индивидуального обучения необходимо учитывать объем и время подачи материала, а также его эмоциональную окраску.

Недостаточно сформированный пассивный словарь еще больше затрудняет степень понимания услышанного, что приводит к плохому запоминанию новых слов и понятий, появлению усталости уже через короткий промежуток времени, и, как следствие, наблюдается повышенная отвле-

104

каемость ребенка. Следует очень внимательно относиться к оснащению каждого отдельного занятия, чтобы избежать попадания в поле зрения ребенка раздражителей, не относящихся к теме занятия.

Необходимо постоянно работать над уровнем развития памяти ре-бенка-алалика, что поможет компенсировать незрелость механизмов ее производительности.

Создание положительного эмоционального настроя - необходимый фактор успешной работы детей-алаликов, для этого необходимо использовать методы поощрения и стимулирования как залог совместной плодотворной работы педагога и ребенка.

Нельзя не остановиться на взаимодействии со сверстниками: если в период адаптации с ребенком-алаликом обычно никто не играет, то за время совместной работы на занятиях и пребывания в одном коллективе дети учатся воспринимать его таким, какой он есть, и активно включать «особого» ребенка в свою деятельность. Это в свою очередь благотворно влияет на обе стороны: ребенок-алалик начинает воспроизводить звуки речи и слова по подражанию, воспринимать себя как личность в коллективе, учиться совместному процессу созидательного творчества, а дети учатся толерантности к сверстникам, отличным от них.

При правильном формировании интегративной программы образования, взаимодействии и взаимопонимании всех участников процесса, включая семью, ребенок-алалик в своем развитии может добиться полного выравнивания с обычными сверстниками.

А.В. Закрепина

кандидат педагогических наук, доцент, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Коррекционное обучение детей

с тяжелой черепно-мозговой травмой в условиях стационара

Тяжелая черепно-мозговая травма (ТЧМТ) у детей - достаточно распространенная причина выраженных нарушений психического развития и дезадаптации, что требует на этапе реабилитации в стационаре своевременной систематической коррекционно-педагогической помощи ребенку с ТЧМТ и специальной психолого-педагогической помощи близким взрослым для дальнейшего развития и воспитания ребенка.

Как показывает педагогический опыт работы с детьми после ТЧМТ, оказание такой помощи является в ряде случаев более сложной задачей, чем помощь детям с тяжелыми врожденными нарушениями развития.

На базе Научно-исследовательского института травматологии и детской хирургии (НИИ НДХ и Т, Москва) было проведено исследование (2004-2013), посвященное научному обоснованию и разработке содержания, а также условий коррекционного обучения детей с тяжелой черепно-мозговой травмой.

В качестве гипотезы выдвигалось предположение о том, что дети с тяжелой травмой мозга, находящиеся в стационарных условиях реабилитации, нуждаются в специальном обучении, а их близкие - в психолого-

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.