Научная статья на тему 'Психологические предпосылки самораскрытия способностей личности'

Психологические предпосылки самораскрытия способностей личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
622
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CHOICE OF PROFESSION / САМОРАСКРЫТИЕ / SELF-DISCOVERY / СПОСОБНОСТИ / ABILITY / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / EXISTENTIAL FULFILLMENT / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПЕДАГОГОМ / INTERPERSONAL RELATIONS WITH THE TEACHER / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МОТИВАЦИИ / FUNDAMENTAL EXISTENTIAL MOTIVATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слабко Татьяна Константиновна, Чернявская Валентина Станиславовна

Результативность образования школьника, как системы оценок, включая ЕГЭ, расширилась в сторону формирования компетенций, которые регистрируются, преимущественно, в деятельности. Однако внутренние механизмы их происхождения у современного учащегося, а также внешниепедагогическиеу современного педагога, социальные факторы и условия остаются крайне индивидуализированными, скрытыми и малоизученными. Это требует исследования существования особых компонентов: внутренних и внешних предикторов результативности современного образования учащегося. Значимым, в этом смысле, представляется экзистенциальный анализ А. Лэнгле. Представлено исследование экзистенциальной исполненности студентапервокурсника, склонностей и способностей к выбранной профессии и степени влияния учителя на самоопределение учащегося. Рассмотрены подходы к определению понятий самораскрытие, самоопределение, способности, экзистенциальная исполненность. Определен уровень экзистенциальной исполненности первокурсников, оценены склонности к профессиональной деятельности и способности, оценена степень реализованности экзистенциальных фундаментальных мотиваций и выявлена степень влияния межличностных отношений с педагогом на самоопределение учащегося. В результате было выявлено, что межличностные отношения с педагогом, влияют на экзистенциальную исполненность личности студента; экзистенциальная исполненность студента является предпосылкой самораскрытия способностей на уровне тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Слабко Татьяна Константиновна, Чернявская Валентина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BACKGROUND OF THE SELF-DISSENTING OF THE PERSONALITY OF THE PERSONALITY

The effectiveness of the schoolchild's education as an evaluation system, including the Unified State Examination, has expanded to the formation of competences, which are registered, mainly, in activities. However, the internal mechanisms of their origin in the modern student, as well as the external pedagogical ones in the modern teacher, social factors and conditions remain highly individualized, hidden and poorly understood. This requires research and reliable evidence of the existence of special components: internal and external predictors of the effectiveness of the student's modern education. Significant, in this sense, is the existential analysis of A. Langle. The study of the existential fulfillment of the personality of the first-year student, the degree of propensities and abilities to the profession chosen by them and the degree of the teacher's influence on the student's self-determination are carried out. In work theoretical approaches to definition of concepts self-disclosure, self-determination, abilities, existential execution are considered. The level of existential fulfillment of first-year students is determined, the propensities to professional activity and abilities are estimated, the degree of realization of existential fundamental motivations is estimated and the degree of influence of interpersonal relations with the teacher on self-determination of the student is revealed. As a result, it was revealed that interpersonal relations with the teacher affect the existential fulfillment of the personality of the student; the existential fulfillment of the student is a prerequisite for self-disclosure of abilities at the level of the trend.

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки самораскрытия способностей личности»

психологические науки

Слабко Татьяна Константиновна, Чернявская Валентина Станиславовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ...

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

© 2017

Слабко Татьяна Константиновна, студентка кафедры философии и юридической психологии Чернявская Валентина Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail:valstan13@mail.ru)

Аннотация. Результативность образования школьника, как системы оценок, включая ЕГЭ, расширилась в сторону формирования компетенций, которые регистрируются, преимущественно, в деятельности. Однако внутренние механизмы их происхождения у современного учащегося, а также внешние- педагогические- у современного педагога, социальные факторы и условия остаются крайне индивидуализированными, скрытыми и малоизученными. Это требует исследования существования особых компонентов: внутренних и внешних предикторов результативности современного образования учащегося. Значимым, в этом смысле, представляется экзистенциальный анализ А. Лэнгле. Представлено исследование экзистенциальной исполненности студента- первокурсника, склонностей и способностей к выбранной профессии и степени влияния учителя на самоопределение учащегося. Рассмотрены подходы к определению понятий самораскрытие, самоопределение, способности, экзистенциальная исполненность. Определен уровень экзистенциальной исполненности первокурсников, оценены склонности к профессиональной деятельности и способности, оценена степень реализованности экзистенциальных фундаментальных мотиваций и выявлена степень влияния межличностных отношений с педагогом на самоопределение учащегося. В результате было выявлено, что межличностные отношения с педагогом, влияют на экзистенциальную исполненность личности студента; экзистенциальная исполненность студента является предпосылкой самораскрытия способностей на уровне тенденции.

Ключевые слова: студенты, выбор профессии, самораскрытие, способности, самоопределение, экзистенциальная исполненность, межличностные отношения с педагогом, фундаментальные экзистенциальные мотивации.

PSYCHOLOGICAL BACKGROUND OF THE SELF-DISSENTING OF THE PERSONALITY

OF THE PERSONALITY

© 2017

Slabko Tatiana Konstantinovna, a student of the Department of philosophy and legal psychology Chernyavskaya Valentina Stanislavovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of Department of philosophy and legal psychology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol st, 41 e-mail:valstan13@mail.ru)

Abstract. The effectiveness of the schoolchild's education as an evaluation system, including the Unified State Examination, has expanded to the formation of competences, which are registered, mainly, in activities. However, the internal mechanisms of their origin in the modern student, as well as the external pedagogical ones in the modern teacher, social factors and conditions remain highly individualized, hidden and poorly understood. This requires research and reliable evidence of the existence of special components: internal and external predictors of the effectiveness of the student's modern education. Significant, in this sense, is the existential analysis of A. Langle. The study of the existential fulfillment of the personality of the first-year student, the degree of propensities and abilities to the profession chosen by them and the degree of the teacher's influence on the student's self-determination are carried out. In work theoretical approaches to definition of concepts self-disclosure, self-determination, abilities, existential execution are considered. The level of existential fulfillment of first-year students is determined, the propensities to professional activity and abilities are estimated, the degree of realization of existential fundamental motivations is estimated and the degree of influence of interpersonal relations with the teacher on self-determination of the student is revealed. As a result, it was revealed that interpersonal relations with the teacher affect the existential fulfillment of the personality of the student; the existential fulfillment of the student is a prerequisite for self-disclosure of abilities at the level of the trend.

Keywords: students, choice of profession, self-discovery, ability, self-determination, existential fulfillment, Interpersonal relations with the teacher, fundamental existential motivations.

Постановка проблемы. Способности являются достаточно разработанным понятием в психологии. Известны определения, виды, способы диагностики способностей и т.д. Однако, остаются недостаточно определёнными условия возникновения понимания ответа на вопрос: «Какими способностями я обладаю?», который задают себе подростки, старшеклассники и юноши. Неясна сущность и механизмы развития самораскрытия способностей. Выбор направления профессионального образования и деятельности, прежде всего, связаны с механизмами самораскрытия своих способностей личностью.

Определение способностей происходит, прежде всего, в образовательной, учебной деятельности. Профессионалы-учителя имеют существенное влияние на ход и результаты этой деятельности, они, как профессионалы, создают среду для учебной деятельности в рамках образовательных областей, что в итоге является пространством для самораскрытия способностей старшеклассника.

Проблема исследования состоит в обосновании и выявлении вклада в результативность образования экзистенциально-психологических предпосылок, в том числе связанных с отношениями с педагогом.

Анализ исследований. В настоящее время понимания понятия самораскрытие связаны с социально-психологическим пониманием коммуникации «Я-Другой». В соответствии с концепцией персонализации В.А. Петровского, к сферам субъектности, кроме социально-психологического ракурса отношений с другими, относится представленность субъекта в себе самом [1]. Данная представленность выполняет функцию самораскрытия: человек обнаруживает и фиксирует у себя интересы, склонности, способности и т.д.

По мнению Н.А. Аминова и В.С. Чернявской фиксация такого рода возникает, когда личность раскрывает себя себе: такая рефлексивная коммуникация обладает большим личностно -развивающим потенциалом для человека [2]. Старшеклассник, который готовится к выбору будущего пути раскрывает «себя для себя» в качестве личности живущей в настоящее время и в качестве будущего взрослого, профессионала. Этот процесс происходит при опосредованном, но весьма значимом, участии педагогов.

Самораскрытие (себя для себя) в психологии является частным случаем широко известного феномена самоопределения. Особенно важным предметом саморас-

Слабко Татьяна Константиновна, Чернявская Валентина Станиславовна psychological

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ... science

крытия старшеклассника являются специальные способности, как важные ресурсы, с одной стороны особенные, уникальные, с другой стороны - такие, которые дают возможность понять своё призвание, имеющее и социальное значение [3].

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном, труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Мы выяснили, что самоопределение

- это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества [4].

Таким образом, самораскрытие способностей учащегося понимается нами, как новообразование подросткового возраста, которое влечёт за собой профессиональное самоопределение, оно состоит в развитии специальных способностей личности. Функционально самораскрытие способностей через внутреннюю коммуникацию «Я - другое Я» для узнавания «себя для себя». Самораскрытие, как новообразование в значительном числе случаев является результатом взаимодействия с «Другим», например, с педагогом, профессиональная задача которого- развитие способностей учащихся [2].

Понятие экзистенциальной исполненности, введенное В. Франклом, описывает субъективные переживания человеком качества своей жизни. Исполненность

- это переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого своей сущности и обстоятельствам [5]. Данное понятие отражает субъективную оценку личности относительно собственного прошлого. В качестве критериев экзистенциальной исполненности рассматриваются: духовность, ответственность, свобода, наличие системы ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения, смысл, миссия, выбранная, как можно, в раннем возрасте [6].

Цели статьи. Выявлялись психологические предпосылки самораскрытия способностей студентов первого курса. Объектим исследования была экзистенциально-психологические предпосылки самораскрытия способностей. Предметом исследования стала экзистенциальная исполненность, в частности - её компоненты

- самодистанцирование самотрансценденция, свобода, ответственность-в качестве составляющих экзистенциальной исполненности, как психологические предпосылки самораскрытия способностей, которые обуславливают самопринятие и принятие своего учебно-профессионального выбора (направления бакалавриата).

Методологическую основу исследования составили: Экзистенциальная психология В. Франкла, экзистенциальный анализ А. Лэнгле психология способностей, подход Н.А. Аминова, В.С. Чернявской. Эмпирические методы: 1) метод контрастных групп; 2)психодиагно-стические методы сбора фактического материала, тестирование, анкетирование; 3) статистические методы.

Мы предполагаем, что экзистенциальная исполнен-ность может являться психологической предпосылкой самораскрытия способностей личности.

Изложение основного материала. Исследование было проведено на эмпирической выборке студентов первого курса Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (N= 102 ч.), направления: экономика и психология;

В работе мы рассмотрели теоретические подходы к определению понятий самораскрытие, самоопределение, способности, экзистенциальная исполненность. Определили уровень экзистенциальной исполненности 340

первокурсников, оценили склонности и к профессиональной деятельности и способности, оценили степень реализованности экзистенциальных фундаментальных мотиваций и выявили степень влияния межличностных отношений с педагогом на самоопределение учащегося. Анализ теоретических работ подтвердил гипотезу о том, что к числу психологических предпосылок самораскрытия способностей личности, которые обуславливают самопринятие и принятие своего учебно-профессионального выбора относятся: экзистенциальная исполненность и её компоненты: самодистанцирование само-трансценденция, свобода, ответственность.

Анализ уровня экзистенциальной исполненности: из 102 человек 62 испытуемых имеют средние показатели по всем шкалам. Использовался метод контрастных групп [7]. Респонденты были разделены на три группы: с высоким, средним и низким уровнем экзистенциальной исполненности, в дальнейшем сравнивались результаты первой и третьей группы. Показатель экзистенциальной исполненности указывает на переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого своей сущности и обстоятельствам [8]. Этот показатель позволяет выявить субъективную оценку человеком своей жизни, в том числе своего профессионального выбора.

Выяснилось, что студенты, обучающиеся по направлению «Психология» менее экзистенциально исполнены, чем студенты-экономисты. Они в большей степени рефлексивны, "зациклены на себе", нерешительны, тревожны, им в большей мере требуется психологическая поддержка и актуализация психологических ресурсов, чем экономистам. Возможно, как раз с этим, и связан их выбор специальности, как компенсаторный механизм.

Следующим этапом работы, было выявление склонностей студентов первого курса к определенным типам профессий. Мы получили следующие результаты: у 25% (10 исп.) испытуемых выбор профессии с их склонностями совпал и у 75 % (30 исп.) не совпал. Студенты-психологи оказались более склонны к типу профессии «Человек - художественный образ», или «Человек-Природа», однако профессия психолога относится к системе «Человек-Человек» [9].

Студенты-экономисты, более склонны к типу профессий «человек-человек» и «человек - художественный образ».

Строго распределить по пяти типам все профессии сложно. Ф.Е. Зеер отмечает, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере [10].

Однако если основываться на классификации Е.А. Климова [9], можно сделать вывод, что в данной группе респондентов выбор их профессии преимущественно не совпал с их склонностями.

Для соотнесения уровня экзистенциальной испол-ненности и совпадения склонностей к выбранной профессии был применен критерий ранговой корреляции Спирмена [11].

Оказалось, предположение о том, что для студентов с более высоким уровнем экзистенциальной исполнен-ности (недавних старшеклассников) характерно большее принятие себя и своих способностей, склонностей учебно-профессионального характера, критерием чего выступает соответствие склонностей и избранной профессии, по сравнению со студентами с более низкими уровнями экзистенциальной исполненности, подтверждается лишь на уровне тенденции. Полученное эмпирическое значение ге - Спирмена равно 0.2, при га < 0,31 >0,4.

Затем, была проведена психодиагностика с помощью методики «Анкета типов интеллекта» Говарда Гарднера [12]. Были получены следующие результаты: студенты с высокой экзистенциальной исполненностью обладают всеми видами интеллекта в равной степени, чего нельзя сказать о студентах с низкой экзистенциальной испол-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

психологические науки

Слабко Татьяна Константиновна, Чернявская Валентина Станиславовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМОРАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ...

ненностью. Также важно отметить, что студенты-психологи оказались более склонны к внутриличностному типу интеллекта, что демонстрирует чувство независимости/силу воли; такие студенты реально осознают свои плюсы и недостатки; выполняют задания хорошо тогда, когда им ничего не мешает; умеют управлять собой; предпочитают работать в одиночестве; точно описывают свои чувства; учатся на собственных ошибках; имеют развитое чувство собственного достоинства. Студенты-экономисты из группы с высокой экзистенциальной ис-полненностью более склонны к математико-логическому типу интеллекта, такие студенты любят решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслить на более абстрактном уровне. Это совпадает с выбором их профессиональной деятельности. У студентов же с низкой экзистенциальной исполненностью на первом месте стоит внутриличностный тип интеллекта, что не совсем совпадает с их выбором профессии.

С помощью U-критерия Манна-Уитни [11], была проверена достоверность различий между группами экономистов с высокой и низкой экзистенциальной исполненностью и между группами психологов с высоким и низким уровнем экзистенциальной исполнен-ности. В результате, данные в двух группах не были подтверждены на высоком уровне достоверности. Полученное эмпирическое значение иэмп равно 22,5, при икр<6>11.

В рамках анкетирования выяснялось, кто повлиял на раскрытие способностей первокурсников. Анкета была предложена всем участникам исследования, однако ответили на данный вопрос всего 53 (51,9%) испытуемых. Из ответивших наибольшее число респондентов- 19 (35,8%) указали, что именно учитель помог им в самораскрытии своих способностей.

Следующим этапом работы было определение степени реализованности фундаментальных экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях с педагогом с помощью методики «Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях» (А. Лэнгле, Е.М. Уколова, В.Б. Шумский) (ТЭММО) [13].

Выяснилось, что студенты с высокой экзистенциальной исполненностью имеют более высокую степень реализованности фундаментальных экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях т.е. более высокий уровень экзистенциальной исполненности в межличностных отношениях с педагогом. Данные результаты подтвердились на уровне тенденции, применение критерия Манна-Уитни позволило получить эмпирическое значение (иэмп=90, при Up<77<96), которое находится в зоне неопределенности.

С помощью критерия ранговой корреляции Спирмена [11] была выявлена связь между уровнем экзистенциальной исполненности и реализованностью фундаментальных экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях с педагогом. Данные были подтверждены на высоком уровне достоверности. Полученное эмпирическое значение rs-Спирмена равно 0, 31, при rs>0,31<0,4. Таким образом, можно говорить о том, что межличностные отношения с педагогом влияют на экзистенциальную исполненность личности студента.

Далее, также с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена мы соотносили уровень экзистенциальной исполненности в межличностных отношениях с педагогом и точность выбора профессиональной деятельности студентов.

В результате гипотеза о том, что экзистенциальная исполненность в межличностных отношениях с педагогом способна влиять на выбор профессиональной деятельности личности не была подтверждена на высоком уровне достоверности. Полученное эмпирическое значение составило 0,255.

Выводы исследования. Эмпирическая гипотеза, состоявшая в предположении, что студенты, которые имеют более высокий уровень экзистенциальной исполнен-

ности характеризуются реализованностью фундаментальных экзистенциальных мотиваций и в большей мере способны реализовать самораскрытие способностей через учебно-профессиональное самоопределение и выбор профессии, подтверждена на уровне тенденции. По результатам исследования можно сделать следующие выводы: предпосылками самораскрытия способностей студента оказались: 1) межличностные отношения с педагогом, они влияют на экзистенциальную исполнен-ность личности студента; 2) существует тенденция: экзистенциальная исполненность студента является предпосылкой самораскрытия способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Евченко Н.А. Внутренняя коммуникация «Я -другое Я» в динамике субъектных проявлений личности: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.01 / Евченко Наталия Андреевна. - М., 2015. - 186 с.

2. Аминов Н.А. Самораскрытие способностей старшеклассника / Н.А. Аминов, В.С. Чернявская / Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №4 (59). - 184-186.

3. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении / Н.В. Амяга // Личность. Общение. Групповые процессы. - М.: ИНИОН, 1991. - С. 37-74.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для студ. вузов / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

5. Экзистенциальный анализ. №1 Бюллетень / под ред. Д.А. Баранниковой; Инт-т Экзистенциально-аналит. психологии и психотерапии. - М., 2009. - 207 с.

6. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сборник статей: пер. с англ. / А. Лэнгле. - М.: Генезис, 2009. - 460 с.

7. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров, 2006 г.

8. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций: пер. с англ./ А. Лэнгле. - М.: Генезис, 2009. - 235 с.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие /. Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2006.

- 240 с.

11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии: учебное пособие / Е.В. Сидоренко.

- СПб: Речь, 2003 - 127 с.

12. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ / Г. Гарднер. - М.: И.Д. Вильямс, 2007. - 512 с.

13. Уколова Е.М. Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях: разработка и апробация / Е.М. Уколова, В.Б. Шумский // Экзистенциальный анализ. - 2012. - № 4. - С.187-202.

Статья публикуется при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-06-00281 «Психолого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников»

Статья поступила в редакцию 28.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.