Научная статья на тему 'Психологические предпосылки обучения культуре речи'

Психологические предпосылки обучения культуре речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ / ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ / МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / МОТИВ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ / СТИХИЙНОЕ УСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдраимов Каныбек Акинович

В данной статье речь идет о важнейших условиях обучения культуре речи, способах мотивирования учащихся к лучшему освоению языка, видах устных и письменных упражнений, которые позволяют повышать эффективность усилий преподавателя в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки обучения культуре речи»

3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Формы и методы активного обучения в своей основе опираются на деятельностный подход, ориентируются на использование групповых форм обучения, используют инструментарий, направленный на реализацию возможностей и стремлений слушателей, тем самым, на практике претворяют в жизнь элементы воспитательного воздействия и решают основные воспитательные задачи высшей школы.

Методы активного обучения предусматривают широкое использование различных форм коммуникативной деятельности, в том числе групповой и коллективной. В связи с чем, в процессе проведения занятий имеют место выявленные в социальной психологии психологические эффекты и закономерности, требующие от преподавателя их изучения и учета, в том числе и в воспитательных целях.

Таким образом, достижение высоких результатов обучения в технических вузах на занятии по высшей математике возможно при условии комплексного использования средств и методов активного обучения, в том числе групп мотивирующих факторов, относящихся к различным уровням образовательного процесса.

Литература

1. Баранова Е. М. - Формирование ключевых компетенций у студентов технических вузов в процессе обучения математике посредством активных методов обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. - С. 544-549.

2. Мухаметдинова С.Х. Формирование профессиональный компетенций при обучении математики студентов технических направлений подготовки // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом ВУЗе: материалы второй межвузовской научно - методической конференции. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. - С. 122-127

3. Педагогика / Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 1994., 380c.

4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991., 250c.

Психологические предпосылки обучения культуре речи Абдраимов К. А.

Абдраимов Каныбек Акинович /Abdraimov Kanybek Akinovich - преподаватель, кафедра филологического и социально-экономического образования,

Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье речь идет о важнейших условиях обучения культуре речи, способах мотивирования учащихся к лучшему освоению языка, видах устных и письменных упражнений, которые позволяют повышать эффективность усилий преподавателя в этом направлении.

Ключевые слова: культура речи, развитие речи, психологическая основа,

художественные тексты, процесс воспитания, внутренняя речь, внешняя речь, мышление, речевая среда, мотив, художественное чтение, стихийное условие.

Полная психологическая зрелость и воспитание ребенка обязательно влияют на его успеваемость по предметам. Правильное психологическое направление формирует у ребенка учебную деятельность, точность языка, правильное развитие

171

речи, формирует его мышление по отношению к окружающим. Ребенок, правильно подготовленный по вышеназванным критериям, не создает сложности для учителя. Поэтому ключевым вопросом является полная психологическая зрелость и гармоничное формирование ребенка. Как утверждает известный психолог И. Я. Зимняя: «Психологическое развитие ребенка вытекает из восприятия внешней окружающей среды. Поэтому понимание речи является самым хорошим примером процесса последовательного роста и формирования ребенка» [1, 16].

При обучении культуре речи школьников для того, чтобы иметь представление об активности повседневного общения, практики взаимоотношения, следует опираться на общие категории психологии. Наряду с вышесказанными условиями, исследуя основы психологического обучения, мы находим возможности обучения культуре речи.

Помимо общих психологических данных развития речи конкретизируются основы обучения детей кыргызскому языку, в том числе культуре речи, в особенности учащиеся 5-6 классов проявляют большой интерес к чему-то, хотят узнать и понять больше, заинтересованы изучать материал более углубленно. Учащиеся, не стесняясь, выражают свои мысли, у них устойчивая память, они эмоциональны, проявляют фантазию. Организация проведения уроков различных форм дает возможность учащимся правильно ориентироваться, учителю помогает найти с ними общий язык, индивидуальный подход к каждому служит толчком в достижении успехов в обучении культуре речи.

Развитие ребенка происходит в процессе учебно-воспитательной работы. Учащийся воспринимает новое слово или предмет при помощи чувств (слуха, зрения), оценивает, перерабатывает информацию и отвечает посредством языка. Несомненно, огромное влияние на дальнейшую судьбу учащихся оказывают положительные стороны проведения занятий различных форм.

При обучении культуре речи ставятся соответствующие цели: вызвать интерес у учащихся к занятиям, подобрать подходящие темы для создания речевой среды.

Например, художественная сокровищница эпос «Манас», выборочная работа с учащимися над художественными текстами с описанием Родины, природы, изучение жизнедеятельности и изречений выдающихся личностей тренируют навыки и умения. На уроке ни один ученик не должен оставаться вне поля зрения учителя, это повышает интерес ученика к обучению. Ученик старается получить высокую отметку, и оценка, которую ставит учитель, играет большое значение для него. В процессе обучения учащихся кыргызскому языку, на занятиях происходит постоянное овладение новыми понятиями, направленными на развитие их культуры речи, что создает, но не во всех случаях, психологическое настроение.

Чтобы заинтересовать детей, не следует постоянно заставлять учеников учить лексические и грамматические материалы, нужно провести разбор небольших текстов, найти и дать детально точно толкование словам, относящимся к культуре речи, правильное расположение их в составе текста.

В процессе обучения и воспитания детей обязательно будет результат, если учитель, посредством контроля и наблюдения их индивидуальной деятельности, проверки мышления, даст правильное направление. По этому поводу приведем следующие слова Л. С. Выготского: «В основу процесса воспитания должна ставиться индивидуальная деятельность ученика и все искусство воспитателя, чтобы эту деятельность регулировать и должно направлять. Если посмотреть с точки зрения психологии, учитель является организатором воспитательной среды, регулирует и контролирует взаимосвязь с воспитанниками. Социальная среда - это настоящий рычаг процесса воспитания, а сущность роли учителя ориентируется на управление этим рычагом».[2, 40].

172

Для того чтобы учащийся развивался, получал знания, учитель должен широко использовать все возможности социальной среды и вместе с тем вести и направлять его действия и, как отметил Л.С.Выготский, «в новом демократическом образовании сам ребенок считается главной фигурой, субъектом индивидуальной деятельности». [3, 41]. Только при условии, если учитель находится в постоянном сотрудничестве с учениками, он сможет научить их, в соответствии с поставленными целями.

Обучение учащихся 5 классов культуре речи через обучение кыргызскому языку считается очень ответственной задачей учителя. Решение задач обучения учащихся культуре речи через анализ текста требует системности, так как формирование у учащихся культуры речи - долгий и сложный процесс. При обучении детей культуре речи через анализ текста нужно уделить особое внимание трем видам речи (рассказывание, описание, мышление).

При анализе каждого вида речи положительный результат наблюдается при использовании внутренней речи. Так как дети формируют свою мысль внутри себя и готовятся высказать ее вслух. Ученик мысленно строит предложение, а затем говорит его вслух или записывает. Следовательно, внутренняя речь - это речь, которую нужно развивать через речевой материал.

Деление речи на внешнюю и внутреннюю показано в работе «Методические указания по кыргызскому языку в 5 классах».[4, 23].

1. Внешняя речь - сказанное слово, высказанное мнение.

2. Внутренняя речь - непроизнесенное вслух слово, невысказанное мнение, которое говорится мысленно, затем высказывается вслух.

Культура речи является одной из главных функций правильного понимания мира и качественного обмена мнениями посредством слова. Человек развивает свою речь и обогащает ее через речевой материал. Развитие речи учащихся - это каждодневный, продолжительный, естественный процесс, поэтому занятия по развитию речи необходимо планировать и корректировать на каждый урок. Учитель должен серьезно относиться к развитию речи ребенка, всегда ставить цели, любое домашнее задание ученик должен услышать, затем обдумать, осмыслить и высказать свое мнение.

Мышление - это категория языка, которая в основном реализуется через внутреннюю речь, связанная с ответами на вопросы домашнего задания и словами активного использования. Подготовка к такого рода мышлению, при обучении развитию речи, особенно поднимает и улучшает качество культуры речи.

Основное условие при обучении речи детей - это удовлетворение внутренней потребности общения между собой. Основные средства, посредством которых реализуется общение между собой, - это словосочетание, предложение, затем составление текста. Поэтому необходимо создать для детей речевую среду или подготовить готовые речевые образцы. Чем богаче речевая среда, тем больше условий для развития речи, тем богаче речь ребенка. [5, 30].

Правильное развитие речи для ребенка создает условия не только для общения, но и открывает дорогу, чтобы через речь познакомиться с богатством окружающего мира, если сказать точнее, обучение речи - огромная предпосылка для знакомства с окружающей средой. Если процесс развития речи проходит полноценно, то ребенок чувствует себя свободно, в то же время с пониманием воспринимает сложные явления в природе и обществе.

Развитие речи для ребенка является предпосылкой для благоприятного обучения и развития. Всем известно, что ребенок с неразвитой речью, бедным запасом слов слабо учится и, по сравнению с остальными, не успевает по всем другим предметам. Поэтому урок большей частью должен проходить с использованием наглядных материалов, в порядке «вопрос-ответ» и, чтобы обязательно стимулировались речевые мотивы.

173

Мотив - это жизненно необходимое условие для воплощения речи. По словам психологов, речевые мотивы человека тесно связаны с такими понятиями, как мышление, анализ, сравнение, память и т.д. Следовательно, речь, являясь одной из форм деятельности человека, проявляется налицо в четырех случаях, в частности -говорении, слушании, письме и чтении. Вместе с тем речь не развивается беспричинно, то есть человек не будет общаться с кем-либо, не поделится мыслями без какой-то нужды.

Слуховая и зрительная деятельность ученика играет большую роль в процессе запоминания, так как предмет или вещь ученик лучше воспринимает зрительно. Поэтому занятия по кыргызскому языку в первую очередь должны быть наглядными, подвижными, зрительными, так как рисунки-иллюстрации, безусловно, влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Активная и раскованная речь имеет большое значение для учеников 5-х классов. Многие из учащихся стесняются выражать свои мысли, беседовать. Поэтому учитель должен проявить тактичность, использовать индивидуальный подход к каждому ученику, располагать к себе, поднимая уровень культуры языка. Только тогда процесс обучения культуре речи принесет пользу. Учитель сможет достичь поставленных целей, используя разные пути и средства развития речи, например: написание доклада или самостоятельного нового произведения (сочинение), составление устных рассказов, словарная работа, грамматические задания. Обучая культуре речи, учитель формирует мировоззрение учащихся, то есть понимание значения каждого слова, и применения его в жизни создают условия для культурного поведения.

Несомненно, чем шире словарный запас учащихся, чем богаче речь, тем быстрее продвигается вперед освоение устной и письменной речи, то есть использование пословиц, фразеологизмов, построение предложений, сложных необходимо синтаксических конструкций. Используя в разговоре с другими эти языковые средства, синтаксические конструкции, ребенок упражняется и формирует свои знания и культуру речи. Слова, языковые средства ребенок чаще всего воспринимает стихийно в споре с другими. Это, конечно, является недостатком. Речь, воспринимаемая в стихийной ситуации, не всегда используется в полном значении. Поэтому отдельные значения необходимо через правильное толкование. Особенно налицо это проявляется в освоении литературного языка, так как очень важно отличать литературный язык от диалектов и жаргонов. В школе литературный язык изучается в виде художественного, научного текста, в форме диалога и монолога. Они содержат объемные материалы, много новых текстов, в которых часто встречаются сложные синтаксические конструкции. Если учитель использует тексты, в которых встречаются незнакомые слова, то возникает необходимость толкования значения новых слов. В частности, чтобы научить культуре речи учащихся, учитель должен дать полное толкование новых слов, а также наиболее полно объяснить значение анализируемого текста.

Для того чтобы дети научились углубленно анализировать текст, применять на практике свои навыки, учитель должен планировать свою работу, для этого точно и конкретно выбирать материал, где полностью сохраняется основное значение слова.

Учащиеся должны привыкнуть к порядку работы над художественным чтением и письмом через художественное чтение и письмо, опираясь на языковую систему, где глубже изучаются фонетика, графика, лексика, грамматика, орфография. Письменная работа в сравнении с устной имеет большее значение, так как, выполняя письменные задания, учащиеся наглядно видят свои погрешности, недочеты, стилистические ошибки.

При обучении письменной работе, ученики знакомятся с отличительными особенностями разных жанров, например, публицистическими и обычными газетными текстами, упражняются в написании статей, в художественной обработке событий, в точной и правильной передаче фактов.

174

Еще одним видом обучения речи является направлиемое чтение художественных произведений. Это способствует углублению речи, повышению культуры речи, служит предпосылкой для художественного чтения, приятного на слух.

Виды речи играют большую роль в обучении культуре речи, так как они лежат в основе последовательной работы над словом и предложением. Подготовка по видам речи развивается одинаково, в то же время, учитывая, что они зависимы друг от друга, для связной речи даются обширные и полные речевые материалы. В процессе обучения речи имеет важное значение работа с разными видами упражнений, в частности, написание рассказов, сочинений и т.д., систематическое выполнение сложных заданий, обучающих речи. Здесь очень важно использовать энциклопедические словари, упражнения, тексты, графические и орфографические материалы. При обучении учащихся культуре речи и работе над текстом полезно проводить вечера, различные виды внеклассных соревнований по чтению художественных тестов, практические занятия по развитию грамматических и орфографических навыков. Хороших результатов в обучении культуре речи невозможно достичь за короткий срок. Поэтому в этой работе требуется длительная, систематическая работа учителя и ученика.

Литература

1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.:1991, с. 16

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991, с.40

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991, с.41

4. YMomanueea Б., OMYpaMuee Б., Осмонкулов А. 5-класстын кыргыз тилине методикалык керсетме (“Методическое руководство по преподаванию кыргызского языка в 5 классе”). - Ф.: Мектеп, 1990, с.23

5. Устинов В. П. Речь и речевая среда. - М., Глобус, 2014, с.30

Оценка качества электронного обучения в образовательном учреждении Магомедова К. Т.

Магомедова Кистаман Тимурлановна /Magomedova Kistaman Timurlanovna - аспирант, кафедра прикладных информационных технологий и информационной безопасности, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены принципы, на которых может строиться оценка качества электронного обучения в образовательном учреждении. Сформулирована методика оценки качества электронного обучения, в основе которой лежит метод сравнения с очным обучением. Построена модель интегральной оценки качества и описан факторный анализ моделей интегральной оценки качества образования с помощью коэффициентов эластичности.

Ключевые слова: электронное обучение, очное обучение, методика оценки качества.

Информационные технологии проникают во все сферы жизни человека, и образование не стало исключением. Высшие учебные заведения начинают разрабатывать и предлагать свои курсы электронного обучения, которые, как правило, строятся на базе очного. В России такая форма набирает обороты и, несомненно, нуждается в оценке качества.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.