Научная статья на тему 'Психологические предикаты успешной адаптации студентов-мигрантов в крупном мегаполисе'

Психологические предикаты успешной адаптации студентов-мигрантов в крупном мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
325
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКАТЫ / СТУДЕНТЫ-МИГРАНТЫ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕПРЕССИЯ / ДИССОЦИАЦИЯ / АЛЕКСИТИМИЯ / PSYCHOLOGICAL PREDICATES / MIGRANT STUDENTS / ADAPTIC PROCESS / DEPRESSION / DISSOCIATION / ALEXITHYMIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овчинников Анатолий Александрович, Султанова Аклима Накиповна

Целью исследования является изучение особенностей психологических предикатов адаптационного процесса у студентов-мигрантов и выработка соответствующих практических рекомендаций по проведению комплекса профилактических и психореабилитационных мероприятий. Выявлен высокий уровень стрессовой нагрузки у студентов-мигрантов и пороговый уровень стрессовой нагрузки у российских студентов. Студенты как основной, так и контрольной группы показали отсутствие симптомов депрессии по среднему значению в исследуемых группах. Обнаружены значимые различия в изучаемых группах по уровню диссоциативных симптомов. В контрольной групппе уровень диссоциации находится в норме, а в основной группе среднее значение по всей группе говорит о выраженности диссоциативных симптомов. Уровень алекситимии в обеих группах студентов ниже критерия диагностики алекситимии. Выявлена взаимосвязь между уровнем стрессовой нагрузки, депрессией, диссоциацией и алекситимией как в группе студентов-мигрантов, так и в группе российских студентов. Разработана программа поддержки для студентов-мигрантов в целях снижения психологических нарушений, возникающих в период адаптации к иной культурной среде. Результаты исследования в динамике показали достоверное улучшение психологического состояния студентов-мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овчинников Анатолий Александрович, Султанова Аклима Накиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREDICATES OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF MIGRANT STUDENTS IN LARGE MEGALOPOLIS

The objective of research is studying the features of psychological predicates of adaptic process at migrant students and development of corresponding practical references on performing a complex of preventive and psychorehabilitational actions. High level of a stress load at migrant students and the threshold level of a stress load at the Russian students is revealed. Students both main and control group showed lack of symptoms of a depression on average value in the studied groups. Significant differences in the studied groups on the level of dyssociative symptoms are found. In control group the level of dissociation is in norm, and in the main group average value on all group reveales the expression of dyssociative symptoms. Alexithymia level in both groups of students is below the criterion of alexithymia diagnostics. The interrelation between the level of stress load, depression, dissociation and alexithymia in both group of migrant students, and in group of the Russian students is revealed. The program of support for migrant students on depression matter of psychological disturbances arising during adaptation to other cultural medium is developed. Results of research in dynamics showed reliable improvement of psychological state of migrant students.

Текст научной работы на тему «Психологические предикаты успешной адаптации студентов-мигрантов в крупном мегаполисе»

№ 4 - 2014 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 159.953:378(1-21)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКАТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ В КРУПНОМ

МЕГАПОЛИСЕ

А. А. Овчинников. А. Н. Султанова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

Целью исследования является изучение особенностей психологических предикатов адаптационного процесса у студентов-мигрантов и выработка соответствующих практических рекомендаций по проведению комплекса профилактических и психореабилитационных мероприятий. Выявлен высокий уровень стрессовой нагрузки у студентов-мигрантов и пороговый уровень стрессовой нагрузки у российских студентов. Студенты как основной, так и контрольной группы показали отсутствие симптомов депрессии по среднему значению в исследуемых группах. Обнаружены значимые различия в изучаемых группах по уровню диссоциативных симптомов. В контрольной групппе уровень диссоциации находится в норме, а в основной группе среднее значение по всей группе говорит о выраженности диссоциативных симптомов. Уровень алекситимии в обеих группах студентов ниже критерия диагностики алекситимии. Выявлена взаимосвязь между уровнем стрессовой нагрузки, депрессией, диссоциацией и алекситимией как в группе студентов-мигрантов, так и в группе российских студентов. Разработана программа поддержки для студентов-мигрантов в целях снижения психологических нарушений, возникающих в период адаптации к иной культурной среде. Результаты исследования в динамике показали достоверное улучшение психологического состояния студентов-мигрантов.

Ключевые слова: психологические предикаты, студенты-мигранты, адаптационный процесс, депрессия, диссоциация, алекситимия.

Овчинников Анатолий Александрович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии факультета клинической психологии и социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: anat1958@mail.ru

Султанова Аклима Накиповна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: sultanova.aklima@yandex.ru

Возрастание интереса к факторам, влияющим на психическое здоровье мигрантов, связано с резким ростом миграционного процесса в современном мире. Люди, меняющие свое место жительство, добровольно или вынужденно, сталкиваются с различными факторами, которые чаще неблагоприятно влияют на их психический статус. Мигранты, оказываясь на новом месте жительства с непривычной для них обстановкой, с совершенно отличным укладом жизни, испытывают влияние множества факторов, которые, накладываясь друг на друга, приобретают роль стрессоров. О высокой стрессогенности процесса вынужденной миграции говорили такие ученые, как Р. Лазарус [1], Г. Г. Павловец [3], Н. М. Лебедева [2], Н. С. Хрусталева [4]. Сама новая социокультурная среда также может явиться фактором развития стресса.

Однако, несмотря на достаточное большое число исследований, проблема психологической адаптации студентов-мигрантов недостаточно изучена, мало изучены факторы, влияющие на успешность адаптации, не изучены личностные особенности мигрантов, уровень диссоциации и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Цель исследования: изучить особенности психологических предикатов адаптационного процесса у студентов-мигрантов и выработать соответствующие практические рекомендации по проведению комплекса профилактических и психореабилитационных мероприятий.

Гипотеза исследования: на успешность психологической адаптации студентов-мигрантов влияют определенные факторы; при нарушении адаптационного процесса могут возникать различные психологические проблемы в виде симптомов депрессии, диссоциации и алекситимии.

Материал и методы исследования. В данном исследовании выборку составили иностранные и российские студенты Новосибирского государственного медицинского университета в количестве 90 человек. Исследование проводилось с февраля по апрель 2014 года. Основную группу составили студенты таджикской, азербайджанской, армянской, казахской, киргизской, монгольской и узбекской национальностей, проживающие в данный момент в единой географической зоне (г. Новосибирск). Первоначальную выборку в основной группе составили 74 студента-мигранта. Из нее были исключены 14 студентов, отказавшихся от исследования, мотивировавших свой отказ отсутствием времени или непониманием вопросов теста. Окончательную выборку основной группы составили 60 студентов-мигрантов: 1) казахи — 35 человек (58,3 %); 2) таджики — 9 человек (15 %); 3) узбеки — 7 человек (11,7 %); 4) монголы — 4 человека (6,7 %); 5) азербайджанцы — 2 человека (3,3 %); 6) киргизы — 2 человека (3,3 %); 7) армяне — 1 человек (1,6 %). Количество студентов в контрольной группе — 30 российских студентов (русские). Терапевтическая группа составила выборку из 7 студентов-мигрантов. Студенты были выбраны по критерию наличия высоких показателей по двум и более методикам. Выборку составили: 1) казахи — 4 человека; 2) таджики — 2 человека 3) армяне — 1 человек.

Для диагностики уровня симптомов депрессии, как одного из важных факторов, показателя адаптированности иностранных студентов в иной культурной среде, был использован опросник депрессивности Бека. Уровень стрессовой нагрузки изучался по шкале стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея, которая направлена на изучение способности выдерживать определенные психофизические

нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Психологические феномены в виде диссоциации и алекситимии изучались с помощью методики «Шкала диссоциации» и Торонтской алекситимической шкалы соответственно.

Поскольку адаптация в иную культурную среду часто сопровождается нарушениями в виде повышенной тревожности и депрессивных симптомов, то на следующем этапе работы со студентами-мигрантами мы провели тренинг адаптации. Цели данного тренинга были следующие: снятие напряжения, тревоги и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние. Критерием включения студентов-мигрантов в терапевтическую группу было наличие высоких показателей по двум и более методикам.

Результаты исследования. На начальном этапе исследования нами был определен уровень стрессовой нагрузки по шкале Холмса и Рея. В результате исследования обнаружено, что по шкале стрессоустойчивости и социальной адаптации средние значения уровня стрессовой нагрузки в группе студентов-мигрантов составляют 226,5 ± 143,23, а у российских студентов — 163,1 ± 87,81, что говорит о высоком уровне стрессовой нагрузки у студентов-мигрантов и пороговом уровне стрессовой нагрузки у российских студентов, по данным Холмса и Рея [5].

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием и-критерия Манна-Уитни с целью выявления достоверности различий в уровне стрессовой нагрузки. Несмотря на преобладающие средние значения по изучаемой шкале, достоверных различий в уровне стрессовой нагрузки между двумя группами выявлено не было.

На следующем этапе исследования мы определили уровень депрессивной симптоматики у студентов-мигрантов и российских студентов. Анализ опросника на выявление уровня симптомов депрессии показал, что среднее значение в основной группе составляет 8,7 ± 7,07, что вписывается в верхнюю границу нормы по данному опроснику (0-9 — отсутствие депрессивных симптомов), в контрольной группе среднее значение — 6,1 ± 6,8, что тоже вписывается в критерии нормы.

Исследование показало, что при использовании и-критерия Манна-Уитни есть тенденция (р = 0,032) к значимости различий показателя уровня депрессии у студентов-мигрантов и российских студентов.

Анализ результатов по шкале диссоциации показал, что средние значения по всей группе студентов-мигрантов составили 17,47 ± 17,24, а у российских студентов — 4,64 ± 4,83. Это может демонстрировать нам то, что в контрольной групппе уровень диссоциации находится в норме, а в основной группе среднее значение по всей группе говорит о выраженности диссоциативных симптомов.

Исследование показало, что при использовании и-критерия Манна-Уитни получены значимые различия (р = 0,000005) показателя диссоциативных симптомов в исследуемых группах.

Анализ шкалы на выявление уровня алекситимии показал, что среднее значение у студентов-мигрантов составляет: 67,61 ± 10,27, а у российских студентов средний бал — 63,8 ± 8,35. Средний балл, полученный в обеих группах студентов, ниже критерия диагностики алекситимии, предложенного авторами методики (74 балла). У иностранных студентов средний балл по шкале алекситимии находится в пределах «группы риска» (64 балла).

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием ^критерия Манна-Уитни с целью выявления достоверности различий в уровне алекситимических симптомов. Несмотря на преобладание средних значений алекситимии у студентов-мигрантов, достоверных различий в уровне алекситимических симптомов между двумя группами выявлено не было.

Применение коэффициента ранговой корреляции Я-Спирмена выявило зависимость ф = 0,003) между уровнями стрессовой нагрузки и депрессии в группе российских студентов. Также при использовании коэффициента корреляцииЯ-Спирмена была выявлена высокая зависимость ф = 0,0002) между показателями депрессии и алекситимии. Дальнейший поиск достоверности изучаемых параметров в контрольной группе обнаружил взаимосвязь (р = 0,004) между уровнями стрессовой нагрузки и алекситимии.

В терапевтической группе были проведены тренинговая и арт-терапевтическая работы с целью снижения как депрессивных, диссоциативных, алекситимических симптомов, так и уровня стрессовой нагрузки. Результаты, диагностированные в динамике, представлены на рисунке.

Динамика средних показателей изучаемых параметров в терапевтической группе (в баллах); * — в указанных данных, р = 0,023

Из рис. 1 видно, что изменения происходили и имели положительную динамику как по показателям уровня стрессовой нагурзки, так и по показателям депрессии, диссоциации и алекситимии. Однако анализ результатов по критерию знаков показывает, что достаточно значимые изменения (р = 0,023) наблюдаются по уровням депрессивной симптоматики и симптомов алекситимии.

Выводы

1. Изучен уровень стрессовой нагрузки и стрессоустойчивости студентов-мигрантов и российских студентов. Выявлен высокий уровень стрессовой нагрузки

у студентов-мигрантов и пороговый уровень стрессовой нагрузки у российских студентов.

2. Исследован уровень депрессии у студентов-мигрантов и российских студентов. Студенты как основной, так и контрольной групп показали отсутствие симптомов депрессии по среднему значению в исследуемых группах.

3. Изучен уровень психологических феноменов (диссоциация и алекситимия)

у студентов-мигрантов и российских студентов. Обнаружены значимые различия в изучаемых группах по уровню диссоциативных симптомов. В контрольной группе

уровень диссоциации находится в норме, а в основной группе среднее значение по всей группе говорит о выраженности диссоциативных симптомов. Уровень алекситимии в обеих группах студентов ниже критерия диагностики алекситимии.

4. Выявлена взаимосвязь между уровнем стрессовой нагрузки, депрессией, диссоциацией и алекситимией как в группе студентов-мигрантов, так и в группе российских студентов.

5. Разработана программа поддержки для студентов-мигрантов в целях снижения психологических нарушений, возникающих в период адаптации к иной культурной среде. Результаты исследования в динамике показали достоверное улучшение психологического состояния студентов-мигрантов.

Список литературы

1. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. — М. : Медицина, 1970. — 390 с.

2. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора : социально-психологический анализ / Н. М. Лебедева. — М. : Альфа-М, 1997. — 421 с.

3. Павловец Г. Г. Современные миграционные явления : беженцы и вынужденные переселенцы в РСО-Алания. Социологический аспект / Г. Г. Павловец // Работы Северо-Осетинского института социальных исследований. — 1998. — № 4. — С. 3-30.

4. Хрусталева Н. С. Психология эмиграции. Социально-психологические и личностные проблемы : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Н. С. Хрусталева ; СПб. гос. ун-т.

— СПб., 1996. — 332 с.

5. Holmes T. H. The social readjustment rating scale / Т. Н. Holmes, R. H. Rahe ; Т. Н. Holmes & E. M. David (Eds.) // Life, change, life events, and illness : Selected papers. — New York : Praeger, 1989. — 250 p.

PSYCHOLOGICAL PREDICATES OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF MIGRANT STUDENTS IN LARGE

MEGALOPOLIS

A. A. Ovchinnikov. A. N. Sultanova

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)

The objective of research is studying the features of psychological predicates of adaptic process at migrant students and development of corresponding practical references on performing a complex of preventive and psychorehabilitational actions. High level of a stress load at migrant students and the threshold level of a stress load at the Russian students is revealed. Students both main and control group showed lack of symptoms of a depression on average value in the studied groups. Significant differences in the studied groups on the level of dyssociative symptoms are found. In control group the level of dissociation is in norm, and in the main group average value on all group reveales the expression of dyssociative symptoms. Alexithymia level in both groups of students is below the criterion of alexithymia diagnostics. The interrelation between the level of stress load, depression, dissociation and alexithymia in both group of migrant students, and in group of the Russian students is revealed. The program of support for migrant students on depression matter of psychological disturbances arising during adaptation to other cultural medium is developed. Results of research in dynamics showed reliable improvement of psychological state of migrant students.

Keywords: psychological predicates, migrant students, adaptic process, depression, dissociation, alexithymia.

About authors:

Ovchinnikov Anatoliy Aleksandrovich — doctor of medical science, professor, head of psychiatry, addictology and psychotherapy chair of faculty of clinical psychology and social work at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: anat1958@mail.ru

Sultanova Aklima Nakipovna — candidate of medical science, assistant professor of clinical psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: sultanova.aklima@yandex.ru

List of the Literature:

1. Lazarus R. Theory of stress and psychophysiological researches. Emotional stress / Under the editorship of L. Levi. — M.: Medicine, 1970. — 390 P.

2. Lebedeva N. M. New Russian diaspora: social and psychological analysis / N. M. Lebedeva. — M.: Alpha M, 1997. — 421 P.

3. Pavlovets G. G. Modern migratory phenomena: refugees and displaced persons

in RSO-Alania. Sociological aspect / G. G. Pavlovets // Works of the North Ossetian institute of social researches. - 1998. - № 4. - P. 3-30.

4. Khrustalyova N. S. Psychology of emigration. Social and psychological and personal problems: dis. ... Dr. psych. sciences: 19.00.05 / N. S. Khrustalyova; SPb state. university. - SPb., 1996. - 332 P.

5. Holmes T. H. The social readjustment rating scale / T. H. Holmes, R. H. Rahe ; T. H. Holmes & E. M. David (Eds.) // Life, change, life events, and illness : Selected papers. - New York : Praeger, 1989. - 250 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.