Научная статья на тему 'Психологические особенности взаимодействия младшего школьника с информационными средами'

Психологические особенности взаимодействия младшего школьника с информационными средами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко М. М.

В работе представлен анализ роли взаимодействия с разными формами информационных сред в психическом развитии ребенка; изучены особенности формирования информационной грамотности младшего школьника; представлены психологические основания понятия «информационная культура»; выделены риски психического развития ребенка, связанные с обеспечением информационной безопасности образовательной деятельности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности взаимодействия младшего школьника с информационными средами»

нение учителя + самостоятельное изучение темы (написание конспекта, выполнение презентации по теме); 4) объяснение учителя, сопровождаемое презентацией или другими видеоматериалами по теме?

Результаты анкетирования показали, что усвоить новый материал помогает самостоятельное изучение темы по учебнику 1 ученику (3 %); объяснение учителя - 4 ученикам (10 %); объяснение учителя с самостоятельным изучением темы - 13 ученикам (33 %); объяснение учителя, сопровождаемое презентацией или другими видеоматериалами - 22 ученикам (54 %).

С применением компьютера и мультимедийного проектора появились новые возможности сделать урок интереснее. И уже не осталось сомнений, надо ли использовать презентации на уроках, так как такие уроки во многом выигрывают перед традиционным приемом «доска-мел».

Список литературы:

1. Наглядность на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Kaknauchit.ru>content/view/63/42.

2. ИКТ на уроках математики. Документ учителя математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Shanina. ucoz.ru.

3. Использование компьютера на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 4stupeni.ru.

4. Методические возможности компьютера и компьютерной графики в обучении школьников на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Otherreferats.allbest.ru.

5. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ СРЕДАМИ

© Тарасенко М.М.*

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В работе представлен анализ роли взаимодействия с разными формами информационных сред в психическом развитии ребенка; изучены особенности формирования информационной грамотности младшего школьника; представлены психологические основания понятия «информационная культура»; выделены риски психического развития ребенка, связанные с обеспечением информационной безопасности образовательной деятельности ребенка.

* Заведующий сектором интернет-разработок, аспирант.

В условиях модернизация современного российского образования возникают новые требования к условиям реализации учебно-образовательной деятельности. Крайне актуальным является решение задач качественно нового использования электронных образовательных ресурсов и технологий, а также повышения информационно-коммуникативной компетентности всех участников образовательного пространства [1, 2, 5].

В этой связи необходим тщательный анализ психологических оснований для реализации новых требований государственных образовательных стандартов и программ включающие организацию систематической подготовки и повышения ИКТ-компетентности учеников, учителей, управленцев, родителей; программы по созданию новых электронных образовательных ресурсов 2-го поколения; программ комплексной информатизация и интернетизация образовательной среды; разработку мер по обеспечению информационной безопасности «детского интернета» как через физические программные средства так и повышение воспитание правил по взаимодействию в информационной среде [5, 10, 7, 8].

Одним из приоритетов развития российского образования является формирование такой образовательной информационной среды, которая полностью отвечала бы ценностным основаниям личностно-ориентированного подхода к построению системы образования, идее гуманизации, индивидуализации образования и вариативности подходов в его реализации [3, 4].

Таким образом, встает вопрос о взаимодействии ребенка с разными формами информационных сред. Для решения этого вопроса необходимо выявить психологические основания понятия «информационной грамотности и культуры». В существующих исследованиях фокус изучения информационной культуры лежит в основном в культурологическом или социальном поле [8, 12, 13].

Соответственно, возникает необходимость выявления особенностей становления начального этапа информационной грамотности младшего школьника, выявить риски психического развития ребенка, связанные с обеспечением информационной безопасности, выявить основные ресурсы преодоления этих рисков.

Анализ методологических и практико-ориентированных подходов к изучению проблемы показывает, что в настоящее время рассмотрение информационной культуры личности в психологии не носит системного характера и существует необходимость в глубоком осмыслении сущности информационной культуры личности в контексте современной социокультурной ситуации в стране и разработки путей ее формирования.

Возникает необходимость изучения особенностей становления начального этапа информационной грамотности младшего школьника, выявления рисков психического развития ребенка, связанные с обеспечением информационной безопасности, выявления основных ресурсов преодоления этих рисков.

Актуальность проблемы исследования продиктована существующим парадоксом в сфере ИКТ-компетенций. С одной стороны наблюдается «информационный» разрывй между школьником и учителем (ситуация «ученического опережения»). Но в тоже время уровень развития ИКТ-компетенций у современных школьнико достаточно низкий. «Игровые», «технические» компетенции замещают деятельностные ИКТ-компетенции: поиск, анализ, верификации информации, построение информационных проектов, естественных моделей.

Нами выдвинуто предположение о том, что сетевая проектная деятельность и учебные исследования школьников активизируют самостоятельные действия учеников, развивая их образовательные и ИКТ-компетенции. Учебная работа в условиях сетевой проектной деятельности в т.ч. способствует повышению самооценки и коммуникативной компетентности школьников.

Целью исследования стало изучение структуры, функций и механизмов взаимодействия младшего школьника с информационными средами. Для этого необходимо опредение понятие «информационной культуры личности» с точки зрения ее психологического содержания; выявление специфики и механизмов формирования информационной грамотности младшего школьника в системе начального образования; выявление особенностей познавательной деятельности школьника в условиях «информационной агрессии» множества каналов коммуникаций; разработка методических рекомендации, позволяющих осуществлять планомерное и целенаправленное формирование у младших школьников навыков взаимодействия с информационными средами.

Список литературы:

1. Материалы федеральной программы «Развитие информационного общества 2011-2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gos-book.ru.

2. Материалы Государственной программы города Москвы «Информационный город» на 2012-2016 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mos.ru/documents.

3. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С 5-12.

4. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 4. - С 62-68.

5. Пронина Л.А. Информация, информационное общество и человек [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». - Режим доступа: http://analiculturolog.ru.

6. Документы ФЦПРО «Информатизация системы образования» 20062010 гг. (Тематическая область «ИКТ-услуги в области развития образования и социального развития личности»).

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fcpro.ru.

8. Сборник тезисов всероссийской конференции «Применение ЭОР в образовательном процессе». - 2011.

9. Поливанова К.Н. Взросление сегодня: социальные изменения современного детства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gosbook.ru/ node/21848.

10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

11. Государственные стандарты образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://standart.edu.ru.

12. Материалы конференции «ICT, Society and Human Beings 2011», Italy.

13. Gunilla Bradley. Social and Community Informatics - «Humans on the Net». - London: Routledge, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.