Научная статья на тему 'Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов'

Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2800
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ МЛАДШИХ КЛАССОВ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PUPILS OF LOWER GRADES / ANXIETY / AGGRESSION / CHILD-PARENT RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Коротенкова Румия Галимжановна, Гурьева Мария Анатольевна, Павловская Анна Владимировна

Изучена взаимосвязь тревожности младших школьников с показателями психического напряжения и невротических тенденций, а также характером детско-родительских отношений в семье. Показано, что по мере нарастания агрессивности, фрустрации, отвержения, импульсивности, а также снижения показателей симбиотических отношений и защищенности в семье, увеличивается тревожность у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of anxiety among the pupils of elementary grades

The interrelation of anxiety of younger students with indicators of mental stress, and neurotic tendencies, as well as with the nature of parent-child relationships in the family has been studied. It has been shown that with the growth of aggression, frustration, rejection, impulsivity, and reduce of the symbiotic relations indicators and security in the family, anxiety in primary school children increases.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов»

блемы обеспечения безопасности в Российской Федерации». Ч. 1. - Екатеринбург, 2009.

- С. 147-150.

2. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 75-79.

3. Москвин, Н.В. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России / Н.В. Москвин, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 80-84.

4. Курносов, Г.В. Проблемы адаптации и методика формирования психологической устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности // Вестник С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. - 2006. - № 4 (15). - С. 45-48.

Контактная информация: julia_ahvatova@mail.ru

УДК 159.922.7/.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ

МЛАДШИХ КЛАССОВ

Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор,

Румия Галимжановна Коротенкова, аспирант,

Мария Анатольевна Гурьева, аспирант,

Анна Владимировна Павловская, аспирант,

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Аннотация

Изучена взаимосвязь тревожности младших школьников с показателями психического напряжения и невротических тенденций, а также характером детско-родительских отношений в семье. Показано, что по мере нарастания агрессивности, фрустрации, отвержения, импульсивности, а также снижения показателей симбиотических отношений и защищенности в семье, увеличивается тревожность у младших школьников.

Ключевые слова: школьники младших классов, тревожность, агрессивность, детско-родительские отношения.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ANXIETY AMONG THE PUPILS OF ELEMENTARY GRADES

Vasily Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, professor,

Rumija Galimzhanovna Korotenkova, the post-graduate student,

Maria Anatolevna Gurjeva, the post-graduate student,

Anna Vladimirovna Pavlovski, the post-graduate student,

The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

The interrelation of anxiety of younger students with indicators of mental stress, and neurotic tendencies, as well as with the nature of parent-child relationships in the family has been studied. It has been shown that with the growth of aggression, frustration, rejection, impulsivity, and reduces of the symbiotic relations indicators and security in the family, anxiety in primary school children increases.

Keywords: pupils of lower grades, anxiety, aggression, child-parent relationship.

ВВЕДЕНИЕ

Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в дан-

З6

ный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [1-6]. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Решение практических задач, применительно к конкретной тематике, все еще остается мало разработанной областью.

Вместе с тем, тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы и школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности - не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Исходя из актуальности данной тематики цель работы следующая: диагностика психологических особенностей у детей младшего школьного возраста с повышенной тревожностью.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследовано 100 детей в 8-9 лет (1 группа - 55 человек - учащиеся 1-2 классов средней школы с низким уровнем тревожности; 2 группа - 45 человек - учащиеся 1-2 классов средней школы с высоким уровнем школьной тревожности). Отнесение к указанным группам осуществлялось на основании данных методики Филлипса и на основе экспертных оценок и данных выполнения методики Филлипса; экспертами выступали классный руководитель, психолог и социальный работник, хорошо знающие обследуемых школьников.

Были использованы следующие методики: 1) методика для диагностики школьной тревожности (Филлипса); 2) методика для выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций у детей (Шванцара Й.); Методика «Кактус» (Памфилова М.); 4) методика для выявления родительского отношения (методика А.Я. Варга, В.В. Столин) [7,8].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка школьной тревожности у учащихся младших классов по оценкам классного руководителя, психолога и социального работника, а также по методике Филлипса показала следующее: высокий уровень школьной тревожности отмечался у 38% учащихся младших классов, средний уровень - у 40% и низкий уровень - у 22% учащихся.

При этом распределение оценок по шкалам методики Филлипса у учащихся начальных классов с различным уровнем школьной тревожности представлено в таблице

1.

Таблица 1

Показатели тревожности по шкалам методики Филлипса у детей с различным

уровнем школьной тревожности

Показатель Низкая тревожность (х±т; п=55) Высокая тревожность (х±т; п=45) Уровень значимости различий

Общая тревожность 10,4±1,1 15,1±1,5 р<0,05

Социальный стресс 6,4±1,3 9,2±1,9 р<0,05

Фрустрация 4,2±2,2 8,4±1,2 р<0,05

Страх самовыражения 2,2±0,5 2,1±0,4 р>0,05

Страх проверки знаний 3,1±0,5 4,1±0,6 р>0,05

Страх несоответствия 2,1±0,4 3,1±0,5 р>0,05

Низкая сопротивляемость стрессу 2,2±0,3 3,3±0,4 р>0,05

Проблемы с учителем 3,2±0,2 5,5±0,4 р<0,05

Учащиеся начальных классов с высоким уровнем тревожности по данным оценок

классного руководителя, психолога и социального работника, по сравнению с учащимися начальных классов с низким уровнем школьной тревожности имели достоверно более высокие показатели общей тревожности, социального стресса, фрустрации, а также проблем с учебой (р<0,05).

Следовательно, у школьников начальных классов с высоким уровнем тревожности преобладают общая тревожность, эмоциональный стресс в процессе межличностного общения, фрустрация в потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, а также присутствуют проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Следует отметить, что эмоциональная сфера во многом определяет успешность адаптации школьника к нагрузкам в силу налаживания правильных межличностных отношений в группе сверстников, что может косвенно сказываться и на его школьной тревожности. Исходя из этого мы изучали показатели преимущественных эмоциональных состояний по методике «Кактус» (М. Памфиловой) у учащихся с различным уровнем школьной тревожности (рис. 1). Сокращения расшифрованы на рис. 3.

80

70

Агр Имп Эго Зав Демо Ост. Опт Тр Жен Э/И Защ

□ высокая □ низкая

Рис.1. Эмоциональные состояния у учащихся с различным уровнем тревожности (%)

В группе учащихся начальных классов с высокой школьной тревожностью отмечается относительно большее число лиц с повышенной агрессивностью, импульсивностью, эгоцентризмом, зависимостью, демонстративностью поведения, тревожностью, превалированием женственных черт, интроверсией, а также меньшая выраженность осторожности, оптимизма и домашней защищенности.

То есть высоко тревожные учащиеся младших классов более агрессивны, импульсивны, зачастую не могут сдержать свое поведение, они не уверены в себе, зависимы, демонстративны, эгоцентричны, тревожны, ориентированы больше на свой внутренний мир, так как внешний им видится больше в темных тонах, у них присутствует чувство домашней незащищенности.

Показатели психического напряжения и невротических тенденций, а также чувственных проявлений и эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста с различной выраженностью тревоги представлены в таблице 2. Высоко тревожные Школьники с высоким уровнем тревожные имеют достоверно более высокие показатели сверхчувствительности, возбуждаемости, боязливости, агрессивности, нетерпеливости, а также достоверно более низкие показатели веселости, ласковости и сочувствия. То есть дети с большей выраженностью школьной тревоги сверхчувствительны, пугливы, легкоранимы, боязливы, обладают повышенной агрессивностью, носящей, по преимуществу,

компенсаторный характер, нетерпеливы и импульсивны в силу определенной незрелости нервной системы, а также более подавлены, угрюмы, менее ласковые и им не достает эмпатии, то есть возможности сопереживать другим.

Таблица 2

Показатели психического напряжения и невротических тенденций у учащихся с

различным у ровнем школьной тревожности

Чувственные проявления (по методике Тревожность

И. Шванцара) Высокая (х±т; п=55) Низкая (х±т; п=55)

Сверхчувствительность 3,3±0,1 2,1±0,2*

Возбуждаемость 3,2±0,3 2,2±0,1*

Капризность 3,5±0,2 3,2±0,3

Боязливость 3,6±0,2 2,1±0,3*

Злобность 3,5±0,5 2,8±0,3

Веселость 2,4±0,2 3,6±0,2*

Завистливость 3,1±0,3 2,6±0,4

Ревность 3,1±0,2 2,2±0,3

Обидчивость 3,2±0,3 2,5±0,7

Упрямство 3,2±0,2 3,5±0,3

Жестокость 3,1±0,2 2,7±0,1

Ласковость 2,4±0,3 3,1±0,1*

Сочувствие 2,1±0,2 3,5±0,2*

Самомнение 2,5±0,4 3,4±0,5

Агрессивность 3,5±0,3 2,5±0,2*

Нетерпеливость 3,4±0,4 2,3±0,2*

* - различия в группах достоверны, р<0,05

Все это связано, по-видимому, с различного рода проявлениями нервнопсихических нарушений, обусловленных как внешними (особенности воспитания, межличностные отношения в семье, жилищные условия), так и внутренними (различного рода заболевания преимущественно нервной системы).

Особенности родительских отношений в семье школьников с различным уровнем тревожности. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. И эти отношения во многом определяют уверенность ребенка в себе и в общении с окружающими. Проведенное исследование родительского отношения к детям по тест-опроснику, разработанному А.Я.Варгой и В.В. Столиным позволило выявить определенные особенности в семьях школьников младших классов с различным уровнем тревожности (рис. 2)

Показатели родительского отношения в семье высоко тревожных учащихся младших классов достоверно более высокие по шкалам: «принятие - отвержение», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник», а также достоверно более низкие по шкалам «кооперация» и «симбиоз», по сравнению с семьями низко тревожных школьников.

В семьях учащихся младших классов с низким уровнем тревожности: 1) родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы; 2) родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствует ему; 3) высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него; поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных; родители доверяет ребенку; 4) родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни; 5) родители создают демократическую обстановку в семье, прислушиваются к ребенку; 6) родители стремятся воспитать ребенка ответственным за свои поступки.

ев

Ю

6

4

2

Отвержение Кооп

Симб

Авторит. Неудачн.

Р высокая тревожн Р низкая тревожн

0

Рис.2. Отношение родителей к учащимся младших классов с различным уровнем тревожности

В семьях же учащихся с высоким уровнем тревожности характерны следующие отношения к ребенку: 1) родители не особенно уважают индивидуальность ребенка, мало проводят времени с ним, не вникают в его интересы и планы; 2) родители не заинтересованы в делах и планах ребенка; ребенок зачастую лишен родительского участия. 3) родители не ощущают себя с ребенком единым целым и не стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни; 4) в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. 5) родители стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. 6) родители пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами; 7) в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. 8) родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его не успешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Проведенный корреляционный анализ показал следующую картину (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Взаимосвязь тревожности с психологическими показателями учащихся младших классов (на рис. указаны только достоверные связи (р<0.05))

Уровень тревожности у учащихся младших классов имеет достоверные умеренные и выраженные положительные связи с агрессивностью, фрустрацией, отвержением, импульсивностью, а также достоверные умеренные и выраженные отрицательные взаимосвязи с симбиотическими отношениями в семье, защищенностью в семье, экстраверсией.

Таким образом, данные корреляционного анализа свидетельствуют о существенной взаимосвязи тревожности учащихся начальных классов с комплексом факторов психологического плана, свидетельствующих о неблагополучии в семье и межличностных отношений в ней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тревожность у детей — это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы и школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности.

Уровень школьной тревожности у учащихся младших классов имеет достоверные связи с агрессивностью, фрустрацией, отвержением, импульсивностью, с симбиотическими отношениями и защищенностью в семье, экстраверсией, что свидетельствует о существенной взаимосвязи тревожности учащихся начальных классов с комплексом факторов психологического плана. Полученные данные свидетельствуют о том, что тревожность у учащихся младших классов обусловлена особым взаимодействием внутренних психологических детерминант.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117.

2. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.В. Федоренко, М.В. Проскурнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 26-32.

3. Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинквентным поведением / В. Г. Белов, И. Н. Димура, Е. С. Панасюк, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.

- № 2 (72). - С. 14-20.

4. Воронцова, Е.А. Социология социализации: проблемы и перспективы развития науки в современной России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 12 (70). - С. 36-41.

5. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 13-23.

6. Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3. - С. 39-48.

7. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.

8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.

Контактная информация: my-intemety@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.