Научная статья на тему 'Психологические особенности социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря'

Психологические особенности социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
606
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаакян О.В., Ткаченко А.А.

В статье ставится задача рассмотреть проблему социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря. Приводятся результаты диагностического исследования эмоционального состояния подростков, а также степени тяжести их адаптации с учетом проведения системы психологических занятий и упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исаакян О.В., Ткаченко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

М.: Издательство «Наука». - 1979. - 336 с.

9. Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия). Пущино, 1982.

10. Филонов Л.Б., Ананьева Н.А. Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики: учебно-методическое пособие. - М.: МГОУ, 2008.

11. Хромова И.В. Мотивационные основы повышения эффективности контактного взаимодействия: авто-реф. дис.... кандидата психологических наук. Новосибирск, 1998.

© Ананьева Н.А., 2016

УДК 159.9

О.В. Исаакян

к.псих.н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

А.А. Ткаченко студентка 4 курса ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация

В статье ставится задача рассмотреть проблему социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря. Приводятся результаты диагностического исследования эмоционального состояния подростков, а также степени тяжести их адаптации с учетом проведения системы психологических занятий и упражнений.

Ключевые слова

Психодиагностика, социальная адаптация, подростковый кризис, трудная жизненная ситуация.

Психолого-педагогическая ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребности в новизне положительных впечатлений, творческой самореализа-ции, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и др. Однако сотрудникам педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря приходится работать не только с позитивными и инициативными детьми, но и с теми, эмоциональное благополу-чие которых не всегда положительно. Чаще всего таковыми являются дети, по-павшие в трудную жизненную ситуацию, а именно находящиеся в условиях, объективно нарушающих их жизнедеятельность, с влиянием которых они не могут справиться самостоятельно [1, с. 192].

К. Флейк-Хобсон, рассматривая трудные жизненные ситуации, характер-ные для детей, выделяет два типа ситуаций повышенного риска. Это ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности и ситуации, выз-ывающие беззащитность из-за отрыва от семьи [2, с.12].

Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

серьезно нарушить социальную адаптацию подростка, глубоко деформировать его психику. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения подростка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности.

В трудной жизненной ситуации оказались и дети из Донецкой Народной Республики, которые испытали множество потрясений из-за непрерывных обстрелов и бомбежек, потери родных и близких, проведения длительного времени в подвалах, отсутствия средств к существованию и т. д. Каждому родителю, конечно, хотелось бы оградить своих детей от негативного влияния такой обстановки. И такая возможность, хоть и временная, была дана администрацией ДОЛСТ «Ейск», г. Ейска, которой были выделены путевки в для летнего отдыха детей из Донецкой Народной Республики. Перед педагогическим коллективом ДОЛСТ «Ейск» стояла непростая задача: помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, успешно адаптироваться в условиях детского оздоровительного лагеря и добиться того, чтобы дети смогли по-настоящему насладиться отдыхом, на время забыв о страшных событиях, происходящих на их родине. Для этого нами была разработана программа социальной адаптации подростков.

В каждом конкретном случае задачи социальной адаптации определяются особенностями личности, которой оказывается помощь, и ситуации, в которой осуществляется адаптационный процесс. Вместе с тем общими принципами социальной адаптации подростков в трудной жизненной ситуации являются гуманное отношение к личности, вера в человека.

Социальная адаптация делает процесс оказания помощи подросткам в условиях детского оздоровительного лагеря более эффективным, контролируе-мым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса. У каждого подростка, зачастую остается внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ, поэтому система социальной адаптации должна включать целенаправленное воздействие на все социально значимое окружение подрост-ка, в том числе родителей и сотрудников детского оздоровительного лагеря.

Теоретической основой нашего исследования выступили ведущие идеи психологии общения и отношений личности А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, B^. Мясищева, Б.Д. Парыгина, Т. Шибутани и др.; основные положения о психологии общения и взаимодействии подростков Л.И. Божович, Л.Я. Гозман, Т.В. Драгуновой, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, СЛ. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др.

Исследование проводилось на базе ДОЛСТ «Ейск», г. Ейска в период с 13.08.2015 г. по 03.09.2015 г. В исследовании приняли участие подростки 13-14 лет из Донецкой Народной Республики в количестве 33 человек: 12 мальчиков и 21 девочка.

Цель исследования: изучить особенности социальной адаптации подрост-ков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря и экспериментально проверить эффективность психологических методов в работе воспитателя с детьми Донбасса.

При проведении исследования были использованы следующие методики:

- проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич) [4, с. 93];

- методика САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников) [3, с. 7];

- лист адаптации детей к детскому оздоровительному лагерю.

В ходе диагностического исследования по проективной методике «Несу-ществующее животное» были получены следующие результаты.

Не имеют нарушений эмоционально-личностной сферы 69,7% (23 чел.), в том числе мальчиков 66,7% от общего количества мальчиков (8 чел.), девочек 71,4% от общего количества девочек (15 чел.);

Имеют эмоциональные нарушения 30,3% (10 чел.), в том числе мальчиков 33,3% от общего количества мальчиков (4 чел.), девочек 28,6% от общего количества девочек (6 чел.).

Ниже представлены результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное», отражающие степень выраженности каждого критерия оценки эмоционально-личностных особенностей испытуемых (Рис.1)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

т

У У / S / / / * ///////

мальчики I девочки

S

J1

/ jf / / /

S S S * * t * <? / </ * / / ^

СУ

/

Рисунок 1 - Показатели выраженности критериев оценки эмоционально-личностных особенностей

подростков из Донецкой Народной Республики

При проведении методики САН было выявлено следующее.

В благоприятном состоянии находятся 84,8% (28 чел.), в том числе мальчиков 83,3% от общего количества мальчиков (10 чел.), девочек 85,7% от общего количества девочек (18 чел.);

В неблагоприятном состоянии находятся 15,2% (5 чел.), в том числе мальчиков 16,7% от общего количества мальчиков (2 чел.), девочек 14,3% от общего количества девочек (3 чел.).

Результаты исследования по методике САН, отражающие степень выра-женности каждого критерия оценки состояния опрошенных подростков пред-ставлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Показатели выраженности критериев оценки состояния подростков из Донецкой Народной Республики

На формирующем этапе эксперимента нами была апробирована система занятий, составленная на основе данных, полученных в ходе диагностического исследования подростков. С ними было проведено групповое занятие-тренинг «Коллектив» и ряд отдельных тренинговых упражнений, таких как «Давайте позна

комимся», «Я чувствую себя хорошо», «Мусорное ведро», «Путаница», «Постройтесь по росту», «Подарки друзьям», «Рисунок сообща», «Пожмите друг другу руки», «Ладошки» и «Копилка хороших новостей». Также с некото-рыми подростками (по мере необходимости) проводились индивидуальные беседы.

Результаты, полученные в ходе заполнения листа адаптации, свидетельст-вуют о том, что:

а) процесс адаптации к условиям детского оздоровительного лагеря про-ходил тяжело у 6% подростков (2 чел.), притом данная проблема касалась только девочек;

б) адаптация средней тяжести наблюдалась так же у 6% (2 чел.), однако среди них были мальчик и девочка;

в) сравнительно легко процесс адаптации проходил у подавляющего большинства подростков, а именно у 88% (29 чел.), в том числе у 91,6% мальчиков от общего количества мальчиков (11 чел.), и у 85,7% девочек от общего количества девочек (18 чел.).

Результаты графически отображены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Степень тяжести адаптации подростков из Донецкой Народной Республики к условиям детского оздоровительного лагеря

Исходя из представленных данных, видно, что исследуемая нами группа подростков прошла процесс социальной адаптации к условиям детского оздоровительного лагеря успешно. В ходе реализации программы социальной адаптации нам удалось зафиксировать положительную динамику адаптивности через развитие коммуникативных навыков у подростков, оказавшихся в слож-ной жизненной ситуации.

При реализации программы социальной адаптации в условиях детского оздоровительного лагеря необходимо учитывать тот факт, что технология реа-лизации программы должна строиться на том, что педагогический коллектив испытывает искренний интерес к ребенку как к личности; верит в его силы; уважает его опыт, потребности и права; позволяет ему думать самостоятельно, не критикует по пустякам, а поддерживает и помогает в разрешении труднос-тей, умеет договариваться, передавать ответственность, способствует тому, чтобы подростки научились изменять свое поведение, повышая эмоциональное благополучие.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная и внедренная нами в процесс социальной адаптации детского оздоровительного лагеря система психологических занятий и упражнений является достаточно эффективной для работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Список использованной литературы:

1. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.В. Фирсов. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 256 с. - (Бакалавриат).

2. Ковалева, Н.И., Лукьяненко М.А., Исаакян О.В. Социально-психологическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации [Текст] : монография / Н. И. Ковалева, М. А. Лукьяненко, О. В. Исаакян - Славянск-на-Кубани : [Изд. центр филиала], 2015. - 157 с.

3. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Библиотека актуальной психологии]. - Вып.2. - Красноярск : Литера-принт, 2012. - 237 с.

4. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Проективные методики / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д

: Феникс, 2011. - 480 с. - (Психо-логический факультет)

© Исаакян О.В., Ткаченко А.А., 2016

УДК. 159.9

Т.Х. Кудусова

магистрант Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Научный руководитель: Н.Н. Мозговая к.пс.н., доцент, Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ЭТАПАХ

РАННЕГО ДЕТСТВА И ДЕТСТВА

Аннотация

В статье дается краткий анализ теоретических взглядов зарубежных и отечественных психологов, социологов на тему личностного пространства человека. Описываются его основные содержательные особенности, которые «маркируют» или обозначают границу каждого возраста. Также в статье предпринята попытка теоретического выделения содержательных характеристик данного понятия на разных возрастных этапах (ранее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст).

Ключевые слова

Личностное пространство, личность, граница пространства, возрастные этапы.

По мере развития человека каждый этап сопровождается совокупностью закономерностей: достижениями, социальной ситуацией развития, новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития.

Проблематика личностного пространства в онтогенезе отражается в работах зарубежных и отечественных авторов (Э. Эриксон, Г. Олпорт, П. Верни, Ф. Райс и др.; Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Г.С. Абрамова, В.С. Мухина, Е.Ф. Рыбалко, Е.Е. Сапогова, И.С. Кон и др.).

Феномен личностного пространства в последние годы находится в зоне активного внимания исследования психологических, философских, биологических, социальных и других наук. Западные социологи П. Бурдье, Дж. Хаксли, Г. Джекобс, М. Черноушек, исследующие комфорт индивидуального бытия в социальной жизни, сформировали контекстный научный аппарат, немаловажное место в котором занимают: социология жизненного пространства, жизненное пространство, личностное пространство, личная дистанция и территория [11, с.3,85].

К. Левин был одним из первых зарубежных исследователей в психологии, кто начал изучать концепт пространства. Ученый ввел понятие жизненного пространства личности [3, с. 31], подчиняющимся психологическим законам и развивающееся в процессе онтогенеза во времени и пространстве, расширяясь с каждым этапом развития индивида в связи с ростом дифференциации между реальным и ирреальным уровнями жизненного пространства. Также жизненное пространство имеет две границы: внешняя отгораживает жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, а внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область. Это некий фильтр между внутренней и внешней средой, так его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.