Научная статья на тему 'Психологические особенности развития профессионализма'

Психологические особенности развития профессионализма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1406
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПРОФЕССИОНАЛ / PROFESSIONAL / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ТРУД / LABOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цай А.В.

В статье проводится теоретико-методологический анализ понятия «профессионализм», описываются психологические особенности развития профессионализма. Кроме того рассматриваются некоторые подходы к определению исследуемого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DEVELOPING EXCELLENCE

The article presents the theoretical and methodological analysis of the concept of "professionalism" describes the psychological characteristics of developing excellence. Also discusses some approaches to the definition of the studied concepts.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития профессионализма»

научный журнал

А.В. Цай

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Аннотация: В статье проводится теоретико-методологический анализ понятия «профессионализм», описываются психологические особенности развития профессионализма. Кроме того рассматриваются некоторые подходы к определению исследуемого понятия.

Ключевые слова: деятельность, личность, профессионал, профессионализм, развитие, труд.

Динамичные изменения последних десятилетий во всех сферах жизни современного общества способствуют формированию и развитию сильной личности, преобразующей социальную действительность.

Среди областей широкой сферы развития человеческих ресурсов многие специалисты главенствующую роль отдают профессиональному развитию личности. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным развитием человека: созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием [6].

Существуют различные определения рассматриваемого понятия, которые дополняют друг друга. «Профессиональное развитие» включает в себя направление профессионального выбора, линию построения карьеры, особенности профессионального поведения на работе, наличие профессиональных достижений, удовлетворенность от процесса и результатов труда, эффективность образовательного поведения личности, смена или стабильность рабочего места, профессии.

В психологии нет однозначного определения понятия «развитие». Оно тесно связано с понятиями «становление» и «формирование», которые в отдельных науках, особенно в педагогике, используются как синонимы [3].

Л.И. Анцыферова под развитием понимает «основной способ существования личности: психическое и социальное становление личности не ограничено какими-то определенными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека.

Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию» [1]. Таким образом, нескончаемый процесс становления - характерная

научный журнал

черта психологической организации личности и одно из обязательных условий ее способности к непрерывному безграничному развитию.

Большинство ученых, занимающихся проблемой профессионального развития, признают, что развитие личности профессионала осуществляется путем систематического усовершенствования, расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений. Профессиональное развитие должно быть не формальностью или обязанностью, а образом мышления, полезной привычкой. В различных формулировках утверждается также необходимость профессионального развития личности в течение всей жизни.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе нет единого, целостного понимания профессионального развития личности и личностного развития специалиста до уровня высокого профессионализма и мастерства. Исследователи наполняют его различным содержанием в зависимости от объекта и цели исследования.

Понятие «профессиональное становление» является наиболее объемным и охватывает весь спектр процессов, возникающих в ходе формирования и изменения личности в различные периоды освоения профессии, в том числе в условиях учебного заведения. Это процесс изменений личности, характеризующийся появлением и закреплением психических новообразований, отражающих поло ительную динамику развития личности на этапе профессиональной подготовки и в профессиональной сфере деятельности и общения.

Понятия «профессионал», «профессионализация» и «профессионализм» являются ведущими в теории профессионального становления личности.

Человек становится профессионалом в результате профессиональной подготовки и реализации себя в качестве комп тентного специалиста на деятельностном и личностном уровне, став членом профессионального сообщества. В современной психологии термин «профессионализм» применяется для обозначения большой совокупности элементов, отражающих высокую продуктивность профессиональной деятельности [10]. Например, по мнению Е.А. Климова, профессионализм необходимо рассматривать «не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека...» [9].

Аналогичного взгляда на природу профессионализма придерживается и С. А. Дружилов, предлагая рассматривать профессионализм как:

1) интегральное свойство (совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человекапрофессионала,

научный журнал

обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень его профессиональной деятельности);

2) процесс (основываясь на выделении его временных характеристик — длительности и устойчивости фаз и стадий);

3) как состояние человека профессионала, которое отражает зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение комфорта/дискомфорта отдельных подсистем или всего организма в целом (при активизации регулятивных функций и адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды) [4].

З. В. Ермакова предложила структуру профессионализма, представленную в таблице [5].

Элемент Аспект рассмотрения Интегральная характеристика

Индивид Объективно значимые профессионально важные качества (психо физиологические) Профессиональная пригодность

Личность Субъективно значимые профессионально важные качества (психологические), система отношений Профессиональная идентичность

Субъект деятельности Профессиональные знания, умения, навыки Профессиональный опыт

Индивидуальность Индивидуальный стиль профессиональной деятельности Профессиональная компетентность (профессиональная зрелость)

Изучение проблемы профессионального развития личности специалиста нашло свое отражение в отечественных и зарубежных концепциях разных авторов. Помимо вышеупомянутых концепций существуют и другие концепции профессионального развития личности, которые по-разному определяют сущность профессионального становления специалиста, его трансформацию и развитие.

Термин «профессионал» получил широкое научное распространение в отечественной психологии в 80-е годы прошлого века [1]. В начале этого века в психологической науке стало формироваться самостоятельное направление, названное «психология профессионализма», которое ставило целью выявлениеизменений психики человека в процессе

научный журнал

профессиональной деятельности и определение условий, способствующих формированию его как профессионала [8]. В психологических исследованиях было выделено два понятия: «профессионализм личности» и «профессионализм деятельности». Оба термина трактуются как качественные характеристики субъекта, но первый отражает уровень развития профессионально важных и деловых качеств, особенности мотивационно-потребностной сферы, ценностные ориентации личности и т.д., а второй - меру овладения специалистом современными проективными способами решения профессиональных задач.

Анализируя профессиональное развитие личности Е.А. Климов предложил уровневый (этапный) подход. Профессионализм автор интерпретировал как определенный уровень развития представителя конкретной профессии; некую системную организацию, включающую следующие компоненты: свойства человека как целостного субъекта, праксис, гнозис, общая информированность, знания, опыт и культура, психодинамика, осмысление вопросов своего развития.

Е.А. Климов акцентировал внимание на том, что профессионал имеет некий свой специфический образ окружающего мира, свое отношение к себе, людям, природе, профессиональной деятельности [4]. Данная точка зрения нашла отражение в исследованиях А.А. Реана. Автор подчеркивает, что само становление профессионала сопряжено с целым комплексом личностно-профессиональных изменений. Эти изменения прослеживаются по четырем направлениям (личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном, нравственном) и выражаются в изменении направленности (расширении круга интересов, преобладании мотивов достижения, ориентации на саморазвитие и пр.), расширении опыта, повышении квалификации, развитии профессионально важных качества и др. Сам процесс профессионального становления делает профессионалов исключительными личностями [9], так как при стремлении к высокому профессионализму у человека изменяются уровень притязаний, самооценка, ценностные ориентации, формируются креативные взгляды на решение вопросов, рассматриваемых ранее как алгоритмичные [10].

Для профессионала свойственен определенный уровень развития профессионально важных качеств, соответствующих требованиям профессии и представляющих собой относительно устойчивую структуру.

Автор интегративного подхода в рассмотрении результативности профессионального развития личности Э.Э. Сыманюк, определила концепцию поливариантной карьеры. Одним из положений концепции является то, что профессиональная успешность специалиста определяется его метаумениями или компетенциями. Основу ее составили представления о профессионализме в различных отраслях знаний: как

научный журнал

способности к компетентному выполнению функциональных обязанностей,[4] приобретенной в процессе учебной и практической деятельности.

В психологии профессионал рассматривается как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, учитывая то, что человеческую деятельность мы видим как, свойственную человеку форму активности и как реальную и воображаемую систему отношений. Личность профессионала, прошедшего достаточно длительный период теоретического обучения и адаптации к практической деятельности, приобретшего необходимый профессиональный опыт, следует рассматривать как профессионально обусловленную. При этом нужно отметить, что в психологической литературе имеют место различные воззрения на свойства личности профессионала. Например, Зеер Э.Ф. в структуре личности профессионала выделяет четыре подструктуры:

- «подструктуру профессионально-значимых психофизиологических свойств (нейротизм, экстравертированность, реактивность и др.);

- подструктуру профессиональной компетентности; подструктуру профессиональной направленности» [7, C. 67].

Л.М. Митина в своей концепции профессионального развития рассматривает модели адаптивного поведения и профессионального развития личности. Принципиальным для автора является отсутствие связи между возрастом человека и его профессиональным развитием [11].

Известны и другие подходы, которые вносит свой вклад в раскрытие проблемы формирования личности профессионала.

Психологически профессионализм личности, это характеристика руководителя, которая показывает не только определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств, но и направленность притязаний, ценностные ориентации, мотивационную сферу.

По мнению Мышкиной В.Т., «любой профессионализм формируется в результате профессиональной подготовки. В ней он приобретает характер гибко адаптирующейся к изменяющимся условиям возможности при наличии такого психологического элемента, как самообучаемость, самонастройка, самоадаптация. Поэтому профессионализм представляет произвольную самонастраивающуюся психологическую организацию деятельности человека» [12, с.13].

Деркач А.А., Зазыкин В.Г. [3] описывают профессионализм с позиции диалектического единства личностного (профессионализм личности) и деятельностного (профессионализм деятельности) компонентов.

Процесс профессионального развития, по мнению Д. Холланда (типологическая теория), ограничивается определением самим индивидом личностного типа, к которому он относится, поиском профессиональной

научный журнал

сферы, соответствующей собственному типу, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой сферы [9].

Одни ученые большее значение придают профессиональному становлению, другие - процессу профессионализации, третьи -личностно-профессиональному развитию.

По нашему мнению, все перечисленные факторы в той или иной степени могут влиять, на профессиональную успешность специалиста. Однако они не исчерпывают весь перечень детерминант продуктивной реализации человека в профессии. Профессионализм, как результат профессионального развития личности, по нашему мнению, представляет собой многогранное понятие, определяемой биологически обусловленными задатками личности, приобретенными ею в процессе подготовки к профессии; знаниями, умениями, навыками, а также активностью, проявляющеюся в формировании себя как представителя конкретной профессии; ориентации на непрерывное саморазвитие. Неотъемлемой чертой профессионала выступает ориентация на эффективную самореализацию в профессии.

В современной психологической литературе выделяется целый ряд путей ориентации представителя той или иной профессии на достижение профессионализма личности и профессионализма деятельности. К ним можно отнести: самоисследование и самоанализ своих профессионально важных качеств; изучение требований, предъявляемых профессией к личности специалиста; исследование биографий выдающихся представителей конкретной профессиональной сферы; профессиональный тренинг и т.д. [2, 10 и др.].

Ориентация человека на достижение высокий результатов в профессии должна начинаться на начальных этапе профессионального обучения с формирования у него адекватного, соответствующего конкретному этапу развития общества, образа профессионала.

Проблема профессионального развития особенно актуальна в настоящее время. В условиях модернизации российского образования резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, стремящегося к непрерывному образованию и совершенствованию личностных и профессиональных качеств.

Таким образом, профессионализм это интегративное многоструктурное личностное образование, включающее в себя как личностные, так и специфически профессиональные (в том числе и половозрастные) особенности работника, определяющее эффективность его трудовой деятельности.

научный журнал

Библиографический список

1. Базарова Г. Особенности обучения взрослых Журн. Менеджер по персоналу.

- 2007. - № 2. - С. 42

2. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «Ин-т психол. РАН», 2006. - 623 с.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.

- 256 с.

4. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // г. Новокузнецк. СО РАО, ИПК, - 2005 (выпуск 8),

- С. 26-44

5. Ермакова З. В. Профессиональная идентичность социального педагога: Дис. ... канд. психол. наук. - Владивосток, 2007. - С. 14.

6. Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Введение в акмеологию. Иваново: Ивановский филиал РАНХиГС; ОАО Издательство «Иваново», 2013. - 256 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. -

240 с.

8. Кирдянкина С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Кирдянкина Светлана Владимировна // Дальневосточный государственный гуманитарный университет. - Хабаровск, 2011. - 27 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.

10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

11. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособ. / Л.М. Митина [и др.]; Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2005. - 336 с.

Мышкина В. Т. Психология профессионализма. - М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2001. - 200 с.

12. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. -448 с.

i A. Tsay

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DEVELOPING ^ EXCELLENCE

^ Abstract. The article presents the theoretical and methodological analysis of the < concept of "professionalism" describes the psychological characteristics of

; developing excellence. Also discusses some approaches to the definition of the ; studied concepts.

^ Keywords: activity, personality, professional, professionalism, development, ^ labour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.