Научная статья на тему 'Психологические особенности профессиональных функций и основных средств деятельности участкового уполномоченного милиции'

Психологические особенности профессиональных функций и основных средств деятельности участкового уполномоченного милиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2406
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляпаев И. А.

Автор акцентирует внимание на многогранности и многоаспектности деятельности участкового уполномоченного милиции (УУМ), отмечая ее близость к педагогической деятельности и работе социального психолога. В профессиограмме УУМ выделено шесть сторон, связанных с профессиональным общением, которое является малоизученным в специальных психологических исследованиях. Автор стремится использовать результаты исследований субъектов других коммуникативных профессий для плодотворного поиска способов повышения профессиональной компетентности УУМ. Представленные материалы могут быть использованы для организации эффективного и продуктивного профессионального взаимодействия УУМ с представителями различных социальных групп и слоев. Библиогр. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ляпаев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL FUNCTIONS AND ACTIVITY BASIC MEANS OF A DISTRICT MILITIA OFFICER

The author pays great attention to the problem of variety and multiple-aspect activity of a district militia officer, marking its similarity to the pedagogical activity and work of a social psychologist. Six sides of professional activity of a district militia officer connected with professional communication, which is poorly investigated in special psychological researches, are distinguished in the paper. The author offers to use researches results of subjects of other communicative occupations for a fruitful search of ways to increase the professional competence of a district militia officer. The presented data can be used for the organization of effective and productive professional interaction of a district militia officer with representatives of various social groups.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профессиональных функций и основных средств деятельности участкового уполномоченного милиции»

ББК 88.47

И. А. Ляпаев

Астраханский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И ОСНОВНЫ1Х СРЕДСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ

Изучению деятельности участкового уполномоченного милиции (УУМ) посвящены исследования различных специалистов, анализирующих в основном функции участкового уполномоченного, организацию деятельности и ее законодательные основы [1-4]. Психологические аспекты деятельности участкового уполномоченного рассматриваются главным образом в контексте профессионального отбора, профессиональной подготовки, профессиональной аттестации и оценки работы [5-7]. Специальные исследования психологических особенностей взаимодействия УУМ с представителями различных социальных групп населения практически отсутствуют, данная проблема находит только косвенное отражение в некоторых периодических изданиях [8-10].

По мнению специалистов, современный участковый уполномоченный «...в своей повседневной деятельности постоянно вступает во взаимоотношения с гражданами, общается с ними, рассматривает жалобы и заявления, разрешает конфликтные ситуации, оказывает воспитательное воздействие на правонарушителей» [2, с. 8-9]. В современном социуме во взаимоотношениях УУМ с гражданами выделяются три основных аспекта: «...общение, контакты и конфликты», причем «общение лежит в основе всей работы участкового инспектора» [2, с. 9]. Профессиональное общение выступает как психологический фактор и средство выполнения служебных задач. В таком общении «...происходит обмен информацией, взаимовлияние и взаимопонимание людей, осуществляется их неизбежное воздействие друг на друга, передача опыта» [2, с. 9-10]. В данном случае имеется в виду социальный опыт личности как представителя определенной социальной группы. Автор полагает, что в профессиональном общении можно выделить в качестве основных функций интеллектуально-оценочную, информационную и воздействия. Первая связана с взаимным восприятием, пониманием, оценкой психических состояний, индивидуальных проявлений друг друга. Информационная функция включает в себя передачу различных сведений, обмен мыслями и чувствами в процессе общения. Функция воздействия предполагает определенную коррекцию отклоняющегося поведения [2, с. 10]. В качестве основных функций УУМ называются следующие: индивидуальная профилактическая работа, организация и охрана общественного порядка, участие в раскрытии и расследовании преступлений, поддержание тесных связей с населением и общественностью [11, с. 9-11].

Исследования профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел (ОВД), проведенные Б. Г. Бовиным, Е. А. Киселевой и М. О. Калашниковым, показали, что в мотивации деятельности представителей различных подразделений доминирует общение, творческая активность, общественная полезность [1, с. 114].

Среди психологических профессионально важных качеств сотрудников милиции доминируют коммуникативные качества, развитое внимание, волевые качества, интеллектуальные и речевые качества. Особо выделяются такие качества, как «...умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие» и «умение дать объективную оценку действиям других людей» [1, с. 117].

Рассматривая специфику профессионального общения работников ОВД, исследователи данной проблемы отмечают, что оно имеет «...множественные цели в каждом акте», пронизывая практически все виды профессиональной деятельности специалиста [8, с. 111]. Среди умений УУМ, необходимых в процессе профессиональной деятельности, внимание акцентируется на умении «...вести доверительные беседы с гражданами, устанавливать с ними психологический контакт», а также «организовывать взаимодействие с общественными и неформальными организациями по месту жительства» [12, с. 8-9]. Выделяется также важность для УУМ владения психолого-педагогическими знаниями для успешной работы с подучетными лицами и взаимодействия с населением своего участка. Эти знания дают возможность целенаправленно прово-

дить анализ оперативной обстановки вверенной территории, бесконфликтно осуществлять рассмотрение жалоб и заявлений граждан, активно устанавливать связи с общественностью. «При этом существенное значение имеют особенности общения, установления психологического контакта и доверительных отношений с гражданами» [2, с. 7].

Для установления психологического контакта, в основе которого лежат доверительные отношения и взаимопонимание собеседников, надо обладать коммуникативными умениями, проявлять доброжелательность к людям. Ведь именно к участковому уполномоченному часто обращаются жители с заявлениями и жалобами, ему сообщают о подозрительных лицах, фактах преступлений и т. д. Если в процессе общения с заявителем участковый уполномоченный сумеет установить с ним психологический контакт, то он сможет получить необходимую информацию, имеющую оперативный интерес и выявить подозрительных лиц [2, с. 11]. Нередко дополнительную информацию содержит интонация голоса заявителя, его мимика, жесты, темы рассказа [2, с. 13]. Таким образом, практически во всех видах профессиональной деятельности УУМ присутствует профессиональное общение, эффективность которого определяет результативность самой деятельности.

Деятельность участкового уполномоченного часто проходит в условиях конфликтной или предконфликтной ситуации, когда «...устанавливаются крайности во взглядах и формах поведения, исключительно повышается психологическое напряжение и эмоциональная возбудимость. Обостряется чувство обиды, неудовлетворенность от недостигнутой цели. Психологическая напряженность взаимно возбуждается и распространяется на все области отношений. Искажается понимание и восприятие мыслей, чувств, поведения другого человека» [2, с. 15]. Все отмеченные особенности указывают на сложность общения УУМ в конфликтной ситуации, а следовательно, и существенное повышение влияния его эффективности на результат деятельности субъекта профессии.

В исследованиях по юридической психологии В. Л. Васильева [13, с. 219] и Ю. В. Чуфа-ровского [14, с. 131] приводятся профессиограммы юридических профессий, в которых выделяются шесть основных сторон профессиональной деятельности: социальная, поисковая, реконструктивная, коммуникативная, организационная и удостоверительная. Все названные стороны присутствуют в профессиональной деятельности любой юридической профессии, изменяется только их акцентуация по степени значимости. Практически во всех видах деятельности юридического работника существенную роль играет профессиональное общение. Оно необходимо в социальной деятельности, предполагающей пропаганду юридических знаний и общение с представителями разных слоев населения. Поисковая деятельность предполагает доверительное общение для сбора информации с представителями различных социальных групп. Коммуникативная деятельность фактически основана на общении субъекта профессии со своими подопечными на вверенной территории.

Организационная деятельность также предполагает взаимодействие и общение с людьми с целью их привлечения к решению профессиональных задач. Несколько в меньшей степени общение присутствует в реконструктивной деятельности, которая носит аналитический характер, и в удостоверительной, заключающейся в основном в документальном оформлении полученной информации. Но и здесь профессиональное общение полностью не исключается, а выполняет вспомогательную функцию.

По мнению В. Л. Васильева, «...в профессиограмме участкового инспектора выделяются социальная, конструктивная, организаторская, удостоверительная, коммуникативная и поисковая стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его нелегкой, но благородной работе» [13, с. 285].

Социальная деятельность УУМ состоит в профилактической, разъяснительной, пропагандистской работе на своем участке и предполагает широкое использование профессионального общения в качестве важнейшего средства деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает интенсивное общение для установления контактов с людьми. Конструктивная деятельность заключается в помощи людям, попавшим в трудные обстоятельства, и, естественно, просто невозможна без адекватных форм общения. Организационная деятельность представляет собой в основном взаимодействие и общение с группами людей, которых необходимо организовать для решения тех или иных профессиональных задач.

Поисковая деятельность УУМ обычно состоит в выявлении каких-либо нарушений законности на своем участке, для чего широко используются доверительные беседы с населением.

В меньшей степени элемент общения содержится в удостоверительной деятельности, которая состоит в документальной фиксации сообщений. Здесь чаще всего бывает необходимо описать результат того или иного общения участкового уполномоченного с конкретными людьми.

Беседа, проводимая индивидуально или в небольшой группе, рассматривается в качестве одной из наиболее доступных и вместе с тем эффективных форм работы УУМ с населением [11, с. 2]. С помощью беседы можно «...систематически и целенаправленно воздействовать на правонарушителей, выявлять психологические особенности их личности, интересы, склонности, потребности, ценностные ориентации, установки, формировать нравственно-правовое сознание, корректировать и устранять негативное в их личности и поведении. Беседа позволяет воздействовать на правонарушителя через его ближайшее окружение, семью, друзей, родственников, трудовой коллектив, наставников. Из бесед с гражданами складывается повседневная деятельность участкового инспектора» [2, с. 68-69].

Выделяется такой вид беседы, как ознакомительная беседа, имеющая цель выявить те причины и условия, которые стали причиной правонарушений подучетного лица. Может проводиться участковым уполномоченным и беседа с целью изучения личности подучетного, при этом акцент делается на изучении его личностных психологических особенностей. Беседа по самовоспитанию имеет цель вооружить подучетного приемами и средствами по саморазвитию и самовоспитанию на основе глубокого осознания негативного влияния на близких людей его противоправного поведения. Перспективная беседа проводится УУМ с подучетным лицом, чтобы наладить его личностные перспективы: ближние, средние и дальние.

Своеобразным итогом работы участкового уполномоченного с подучетным является так называемая оценочная беседа. Ее цель состоит в том, чтобы выявить следующие моменты [2, с. 75]:

- установлены ли доверительные отношения с перевоспитуемым субъектом;

- осознает ли он свою вину, степень противоправности своего поведения;

- что положительного в личности подучетного выявлено и закреплено участковым уполномоченным;

- какие недостатки и негативные качества подучетного лица нуждаются в дальнейшей коррекции или устранении и как следует этого добиваться.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что беседа в различных ее формах с использованием профессионального общения является одним из важных видов деятельности УУМ в процессе работы на своем участке. В этой работе важнейшее место занимает профилактическая, воспитательная, разъяснительная работа, что в определенной мере сближает деятельность УУМ с профессией педагога, и в частности социального педагога.

Значительное место в работе УУМ многие исследователи юридических профессии отводят психолого-педагогическим знаниям [1, 4, 13, 14]. Особая роль психологии и педагогики в деятельности участкового уполномоченного обусловлена тем, что норма права не является единственным регулятором общественной жизни. Вступая в различные общественные отношения, на которые не распространяется действие установленных правовыми актами прав поведения, люди руководствуются иными социальными нормами: политическими, моральными, культурными, социально-психологическими (общественное мнение, традиции, обычаи, слухи, мода, пережитки, суеверия, межличностные и межгрупповые отношения).

Кроме того, на поведение людей оказывают влияние педагогические и психологические факторы как отражение уровня их воспитания, способность и готовность вести себя в соответствии с социальными и групповыми нормами [2, с. 5].

Подводя итоги рассмотрению профессиональных функций и средств деятельности УУМ, можно отметить некоторые наиболее существенные моменты.

1. Профессиональная деятельность УУМ является многогранной, многоаспектной и может быть отнесена к системе «человек-человек», поскольку всегда предполагает взаимодействие с другими личностями или социальными группами.

2. В профессиограмме УУМ можно выделить как минимум шесть сторон: социальную, поисковую, удостоверительную, реконструктивную, коммуникативную, организационную. Практически во всех из них важнейшим средством деятельности является общение, которое носит профессиональный характер.

3. Профессиональное общение УУМ с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска путей их разрешения через специальную подготовку субъекта профессии к взаимодействию с представителями различных социальных групп и слоев является малоизученным в специальных психологических исследованиях.

4. В имеющихся исследованиях деятельности УУМ отмечается ее близость к педагогической деятельности и работе социального педагога. Поскольку данные профессии достаточно хорошо исследованы в психологии, то анализ их психологических основ может быть полезен для плодотворного поиска способов повышения профессиональной компетентности УУМ.

5. Для поиска оптимальных способов развития профессиональных знаний и умений УУМ необходимо брать за основу психологическую структуру его деятельности как одной из разновидностей современных коммуникативных профессий, предполагающих наличие развитых умений в области всех компонентов профессионального общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бовин Б. Г., Киселева Е., Калашников М. О. Профессионально-личностные качества сотрудников органов внутренних дел // Изв. метод. центра проф. образования и координации научных исследований МВД РФ. - 1996. - № 2. - С. 112-129.

2. Козловская Е. А. Психолого-педагогические основы деятельности участкового инспектора милиции. -М., 1990. - 80 с.

3. Организация деятельности участковых инспекторов милиции с учетом особенностей территории обслуживания и условий работы / Л. В. Кондратюк, А. В. Мозжухин, В. П. Любомудров, В. П. Танайлов: Учеб. пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. - 104 с.

4. Камышанов А. А. Ценностные ориентации курсантов (слушателей) вузов МВД РФ // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. - № 1 (7). - С. 69-71.

5. Кириллов Д. А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, 1994. - 140 с.

6. Калашников М. О. Психологические профессионально важные качества сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел //Современная концепция преподавания боевой и физической подготовки в учебных заведениях МВД России. - М., 1996. - С. 34-47.

7. Козловская Е. А. Основы организации профессионального отбора кадров в дорожно-патрульную службу Госавтоинспекции: Учеб. пособие. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 1996. - 68 с.

8. Психологической обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Сб. тез. выступлений участников регион. семинаров практических психологов. - М.: ЦИ и НМОКП МВД России, 2000. - 372 с.

9. Взаимодействие участковых инспекторов милиции и общественности по профилактике правонарушений / Н. П. Мышляев, Т. В. Минахина, И. П. Портнов, В. П. Савенков: Учеб. пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. - 56 с.

10. Нациевский О. Д. Профессиональное общение патрульного, постового милиционера с гражданами как система умений // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1996. - № 2 (4). - С. 20.

11. Постольник В. А. Организация работы участковых инспекторов милиции. - М.: НИиРИО Моск. ин-та МВД России, 1993. - 36 с.

12. Участковый инспектор: Справ. пособие / Под ред. П. И. Нестерова. - М., 1996. - 80 с.

13. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 656 с.

14. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М.: Право и закон, 1997. - 320 с.

Статья поступила в редакцию 19.12.2006

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL FUNCTIONS AND ACTIVITY BASIC MEANS OF A DISTRICT MILITIA OFFICER

I. A. Lyapaev

The author pays great attention to the problem of variety and multiple-aspect activity of a district militia officer, marking its similarity to the pedagogical activity and work of a social psychologist. Six sides of professional activity of a district militia officer connected with professional communication, which is poorly investigated in special psychological researches, are distinguished in the paper. The author offers to use researches results of subjects of other communicative occupations for a fruitful search of ways to increase the professional competence of a district militia officer. The presented data can be used for the organization of effective and productive professional interaction of a district militia officer with representatives of various social groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.