Научная статья на тему 'Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждений Ленинградской области'

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждений Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ / ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / DETERMINATES OF CAREER CHOICE / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маклаков Анатолий Геннадьевич, Чермянин Сергей Викторович

В статье представлены материалы опроса старшеклассников Ленинградской области и Санкт-Петербурга, проведенного с целью изучения особенностей их профессионального выбора. Показаны факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии старшеклассниками. Описаны различия в профессиональном самоопределении школьников Ленинградской области по сравнению с их сверстниками из Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маклаков Анатолий Геннадьевич, Чермянин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological particularities of seniors'' professional self-identification in the Leningrad Region''s general education institutions

The seniors from Saint-Petersburg and the Leningrad Region interview's data are given in the article. The goal of the interview was to study the particularities of seniors' career choice. Determinants of seniors' future career choice are shown in the article. The differences of professional self-identification between seniors from the Leningrad Region and seniors from Saint-Petersburg are described

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждений Ленинградской области»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 159.22 : 37.047

А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждений Ленинградской области

В статье представлены материалы опроса старшеклассников Ленинградской области и Санкт-Петербурга, проведенного с целью изучения особенностей их профессионального выбора. Показаны факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии старшеклассниками. Описаны различия в профессиональном самоопределении школьников Ленинградской области по сравнению с их сверстниками из Санкт-Петербурга.

The seniors from Saint-Petersburg and the Leningrad Region interview's data are given in the article. The goal of the interview was to study the particularities of seniors' career choice. Determinants of seniors' future career choice are shown in the article. The differences of professional self-identification between seniors from the Leningrad Region and seniors from Saint-Petersburg are described.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, факторы, обусловливающие профессиональный выбор, социальное окружение.

Key words: professional self-identification, determinates of career choice, social environment.

В настоящее время в профессиональном сообществе широко обсуждается проблема поиска максимально успешной модели образования, результатом функционирования которой был бы успешно действующий человек.

Сегодня принято говорить о кризисе образования и, в том числе, о кризисе системы высшего профессионального образования. Однако первые кризисные явления в образовании, проявились еще в 10-20 гг. XX столетия, охватив при этом страны Европы, США и Россию. Но только в 1967 г. на международной конференции по проблемам образования, состоявшейся в Виллиасберге (США), было впервые заявлено о мировом характере кризиса в образовании.

© Маклаков А. Г., Чермянин С. В., 2014

5

По мнению Ю.В. Яковца, кризисные явления в образовании лишь отражали черты нарастающего уже в ХХ в. кризиса общенаучной индустриальной парадигмы, что отражало «состояние всеобщего кризиса, неустойчивости и противоречивости общества» и определило необходимость смены господствующей парадигмы. Краеугольным камнем постиндустриальной парадигмы Ю.В. Яковец считает «примат человека, его сознания в системе источников саморазвития общества», из чего вытекает лидирующая роль гуманитарных и общественных дисциплин в системе научного познания. Иными словами, в гуманистическом постиндустриальном обществе на передний план выдвигаются науки о человеке и обществе. По мнению автора, новая образовательная парадигма «переживает фазу становления, которая займет, вероятно, еще 10-15 лет».

На принципиальные изменения общенаучной парадигмы указывают также и зарубежные исследователи. Так, П.Ф. Дракер полагает, что сегодня в развитии общества ключевым ресурсом становится не труд, капитал или сырье, но знание, определяющее военную и экономическую силу нации. Поэтому первостепенной задачей становится переосмысление процесса образования - его целей, ценностей и содержания. На необходимость смены концепции технологического детерминизма на концепцию культурного детерминизма указывает П. Козловски. Суть культурного подхода, по его мнению, состоит в том, что в его рамках учитываются не только цели объекта, но и потребности субъекта, а также побочные действия производимые им.

Итак, в центре новой постиндустриальной парадигмы оказывается человек, идеалы его развития - психического, нравственного, духовного. Следовательно, содержание частной парадигмы высшего образования должно быть ориентировано на человека, его качества. Однако ориентация на человека в образовании предполагает всесторонний учет психологических знаний о человеке при организации образовательного процесса в вузе. Для того чтобы обеспечить данное требование необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Каковы социально-психологические и демографические особенности выпускников средних общеобразовательных учреждений? Каковы их желания и возможности приобрести высшее профессиональное образование?

2. Как изменяются интеллектуальные и личностные особенности студентов в процессе их обучения в вузе? Что происходит с их желанием получить высшее образование за время обучения?

3. Какие факторы снижают учебную мотивацию студентов?

4. Как личностные особенности студентов влияют на успешность обучения?

5. Какова роль личности современного преподавателя в подготовке будущих специалистов?

6. Какую цену «платят» студенты за успешное обучение?

7. На каких принципах и по каким направлениям должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в вузе.

Эффективность деятельности вузов неразрывно связана с результатами деятельности средних общеобразовательных учреждений, поскольку обучение в вузе является следующим этапом профессионального становления. Известно, что чем выше уровень школьного образования, тем выше вероятность качественного комплектования вуза. Однако комплектование вуза зависит не только от качества общеобразовательной подготовленности выпускников школ, но и их жизненных установок, в том числе профессиональных. Следует отметить, что к профессиональным установкам необходимо относить не только желание заниматься какой-то конкретной специальностью, но и желание достичь определенного профессионального мастерства, иметь определенный уровень профессиональной подготовленности.

Какова специфика профессиональных установок выпускников школ Северо-Запада России в начале XXI в.? Каковы особенности психического развития юношей и девушек, планирующих поступать в вузы страны после окончания средних общеобразовательных учреждений?

Для того чтобы ответить на вопрос о специфике профессиональных установок учащихся средних общеобразовательных учреждений Северо-Запада России, был проведен мониторинг профессиональных интересов выпускников школ, представляющий собой опрос выпускников девятых и одиннадцатых классов общеобразовательных школ Ленинградской области.

Опрос учащихся проводился дважды. В первом анкетировании приняли участие 460 чел. из 13 населенных пунктов, из них учеников 9 класса - 193 чел., учеников 11 класса - 267 чел. Через полтора года было проведено второе анкетирование учеников 11, 9 и 8 клас-

сов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего в анкетировании приняли участие 452 чел., из них учеников 11 класса -172 чел., учеников 9 класса - 280 чел., в том числе 160 учеников школ Санкт-Петербурга и 192 учеников Ленинградской области. Всего в двух опросах было опрошено 912 человек.

Анкетирование учащихся старших классов проводилось с целью выяснить следующие вопросы:

а) собираются ли учащиеся продолжать обучение после окончания учебного года; какие учебные заведения с их точки зрения наилучшим образом подходят для этого;

б) выбрали ли они свою будущую профессию; какие возможные факторы повлияли на их решение;

в) нуждаются ли учащиеся в профконсультации при выборе профессии.

г) насколько обоснован ими выбор жизненного пути и профессионального развития.

Анкета представляла собой список вопросов, на которые было предложено от двух до шестнадцати вариантов ответов, причем варианты ответов на первый вопрос («Чем бы вы хотели заняться после окончания этого учебного года?») несколько различались для учеников 9 классов и учеников 11 классов. В некоторых случаях ученики выбирали до трех вариантов ответов на один вопрос.

Результаты первого опроса показали, что 63,69 % всех опрошенных учеников намерены продолжать обучение.

Так, 52,85 % учеников 9 классов намерены продолжать обучение в школе. Из числа выпускников 11 класса 71,53 % собираются поступать в высшие учебные заведения (институты, университеты). Из них изъявили желание обучаться в техникуме лишь 7,82 % одиннадцатиклассников; в лицее - 8,04 % опрошенных; столько же учащихся выразили желание обучаться в колледже.

Среди учеников девятых классов 11,4 %, решили после завершения обучения в девятом классе решили поступать в образовательные учреждения позволяющие получить какую-либо профессию. При этом наименьшей популярностью у девятиклассников пользуется перспектива продолжить обучение в частной школе - всего 1,03 %.

Среди выпускников одиннадцатых классов 11,61 % хотят учиться и работать одновременно; идти работать после окончания школы или получать специальность на курсах практически никто не пожелал (по 0,37 %). Более подробные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты анализа жизненных планов и профессиональных установок выпускников школ Ленинградской области (результаты первого опроса)

Вариант ответа 9 класс 11 класс Всего

(в % от кол-ва (в % от кол-ва (в % от общего

учащихся 9 кл.) учащихся 11 кл.) кол-ва учащихся)

1. Традиционный путь (9 кл. - продолжить учебу в школе, 52,85 71,53 63,69

11 кл. - учиться в институте, университете)

2. Учиться в частной школе (9 кл.) 1,03 — —

3. Учиться в лицее 17,1 1,5 7,82

4. Учиться в техникуме 10,36 5,99 7,82

5. Учиться в ПТУ (9 кл.) 11,4 — —

6. Учиться в колледже 6,22 9,36 8,04

7. Учиться и работать (11 кл.) — 11,61 —

8. Служить в армии (11 кл.) — 0,37 —

9. Работать (11 кл.) — 0,37 —

10. Получить специальность — 0,37 —

на курсах (11 кл.)

11. Другой вариант ответа 1,03 0 0,43

Результаты аналогичного исследования, проведенного через полтора года, показали, что 65,78 % всех опрошенных учеников намеренны продолжать традиционное образование, т. е. приблизительно 70,8 % выпускников 11 классов намерены поступать в высшие учебные заведения, а 67,5 % учеников девятых классов намерены продолжить обучение в общеобразовательной школе.

Таким образом, в последние годы отмечается устойчивая тенденция, выражающаяся в желании учащихся получить дальнейшее образование. Подобное обстоятельство говорит о том, что в настоящее время весьма высока престижность образования и большинство выпускников понимают его необходимость для дальнейшей жизни и деятельности. При этом следует отметить, что по-прежнему наиболее популярным среди выпускников (11 и 9 классы) оказывается традиционное образование. Предпочтение оказывается также получению базового профессионального образования в колледжах и средних специальных учебных заведениях (никто из принимавших участие в анкетировании не выбрал получение специальности на курсах).

На вопрос: «в какой сфере деятельности вы бы хотели себя проявить?», 14,78 % опрошенных в ходе первого опроса выбрали сферу коммерции, на втором месте по предпочтениям стоит сфера

управления (12,17 %). Третье место занимает промышленность (11,52 %), четвертое - сфера науки и образования. Пятое место разделяют сфера культуры и искусства и сфера медицины (9,56 и 9,34 % соответственно). В целом, 8,26 и 7,82 % опрошенных хотели бы проявить себя в охране правопорядка и транспортной сфере. Наименьшим предпочтением пользуется сфера сельского хозяйства (всего 1,74 %). Более подробно приоритеты выбора сферы профессиональной деятельности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты анализа выборы сферы профессиональной деятельности выпускниками школ Ленинградской области (результаты первого опроса)

Выбранная сфера Кол-во человек

(в % от общего числа)

1. Сфера науки и образования 10,43

2. Медицина 9,34

3. Сфера культуры и искусства 9,56

4. Сельское хозяйство 1,74

5. Промышленность 11,52

6. Транспорт 7,82

7. Связь 2,39

8. Строительство 2,39

9. Сфера бытового обслуживания 4,78

10. Социальная сфера 6,74

11. Защита Отечества 2,39

12. Охрана правопорядка 8,26

13. Спорт 5,21

14. Сфера управления 12,17

15. Коммерция 14,78

16. Другие сферы общественной жизни 3,26

- экономика; 0,21

-техническая сфера; 0,21

- бухгалтерская сфера; 0,65

- юриспруденция; 0,21

- защита прав человека и общества; 0,21

- сфера международных отношений; 0,21

- защита окружающей среды 0,21

На вопрос: «в какой сфере деятельности вы бы хотели себя проявить?», 23,03 % опрошенных через полтора года выбрали спорт, на втором месте по предпочтениям стоит сфера коммерции (17,11 %). Третье место занимает сфера науки и образования (16,45 %), четвертое - сфера управления (15,13 %). Наименьшим предпочтением пользуется сфера сельского хозяйства (всего 0,66 %).

Необходимо отметить, что почти половина учащихся выбрала более чем один вариант ответа, что свидетельствует о неопределенности сферы интересов, или о предпочтении будущей профессии. Также следует обратить внимание на то, что сфера интересов у старшеклассников весьма неустойчива. Весьма проблематично прогнозировать профессиональные предпочтения старшеклассников. Однако обращает внимание на себя тот факт, что из в года в год менее предпочитаемой сферой профессиональной деятельности была и остается сфера сельского хозяйства, что требует отдельного исследования причин данного обстоятельства.

Более половины учащихся, принявших участие в анкетировании, ответили утвердительно на вопрос о том, выбрали ли они свою будущую профессию. Всего ими было названо около 70 различных профессий. По предмету взаимодействия человека и объекта, выбранные профессии можно условно разделить на четыре группы (по Е. Климову):

1) «человек - человек» (54,11 %);

2) «человек - техника» (19,48 %);

3) «человек - знак» (13,42 %);

4) «человек - природа» (0,86 %).

То есть более половины всех учащихся выбрали профессию, связанную с общением с другими людьми и практически никто не захотел связывать свою будущую профессию с природой. Наиболее престижными оказались такие профессии, как программист, экономист, юрист, врач. Многие опрошенные выбрали профессию техника-технолога, менеджера, инженера, бухгалтера и преподавателя.

Весьма интересны ответы учащихся на вопрос о том, какие факторы влияют на из выбор профессии. В результате опроса было установлено, что 33,04 % всех опрошенных, при ответе на этот вопрос, отметили: «родители или другие родственники». Для 16,52 % главным фактором при выборе профессии стало материальное положение в семье. Около 15 % считают, что в выборе профессии решающую роль играют случайные обстоятельства. Более 5 % опрошенных признали влияние радио- и телепередач на их выбор, а влияние кинофильмов отметили лишь 4,13 %. Фактор здоровья стал решающим фактором при выборе будущей профессии для 5,65 %.

Многие учащиеся отмечали несколько вариантов ответа, так как решение может приниматься под влиянием не одного, а целого комплекса факторов. Более подробные данные опроса представлены в табл. 3.

Таблица 3

Анализ факторов обусловливающих профессиональный выбор выпускниками школ Ленинградской области в 2012-2013 гг.

Вариант ответа Кол-во человек

(в % от общего числа)

1. Родители или другие родственники 33,04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Материальное положение 16,52

3. Случайные обстоятельства 15,21

4. Радио- и телепередачи 5,65

5. Состояние здоровья 5,65

6. Кинофильмы 4,13

7. Друзья 3,47

8. Учителя 3,26

9. Другие причины 26,3

- собственный выбор (мое желание, 16,74

мои интересы, мои увлечения, зов сердца)

- не знаю, что выбрать 0,43

- деньги, зарплата 0,43

- нравится профессия 3,7

- мечта детства 0,21

- информация от университетов 0,21

- знания, способности 1,74

- трудоустройство 0,21

- никто не влияет 0,43

- обстановка в мире 0,21

- надеюсь только на себя 2,39

- не знаю 0,21

- перспективы профессии 0,21

Какой видят учащиеся свою будущую профессию? Что ожидают учащиеся от выбранной ими профессии?

Больше половины учащихся считают, что будущая профессия должна отвечать их интересам (63,47 %), даст возможность стать самостоятельным (59,78 %); даст возможность принести пользу людям (48,91 %) и будет иметь подходящие условия труда (48,91 %). Для 46,74 % важным кажется также и хорошее материальное обеспечение.

Примечательно, что среди отвечавших очень многие не могли сформулировать, какими характеристиками должна обладать их будущая профессия и поэтому давали ответы неполные («скорее да», «скорее нет», «нечто среднее»), или не давали ответа совсем. Оценки школьников в отношении основных характеристик будущей профессии, а также перспективы, связанные с предполагаемой профессией представлены в табл. 4.

Таблица 4

Оценки школьников основных характеристик будущей профессии

Характеристика желаемой профессии Да (%) Скорее да (%) Нечто среднее (%) Скорее нет (%) Нет (%)

1. Будет романтической 7,39 9,13 29,91 25,43 26,3

2. Даст возможность стать 59,78 21,3 7,39 2,6 1,95

самостоятельным

3. Будет творческой 19,34 11,52 21,3 17,82 21,74

4. Ее имеет авторитетный для меня 17,6 6,95 9,34 13,47 42,17

человек

5. Даст возможность принести 48,91 20,43 16,3 3,47 2,6

людям пользу

6. Будет легкой в овладении 17,6 10,21 25,87 23,91 12,82

7. Будет отвечать моим интересам 63,47 17,17 8,04 1,52 0,43

8. Будет иметь подходящие 48,91 25,43 13,47 2,39 1,52

для меня условия труда

9. Даст хорошее материальное обеспечение 46,74 26,08 14,56 2,6 0,87

10. Будет иметь хорошие перспективы (профессиональный рост, продвижение) 45,87 28,91 15,43 1,74 0,43

11. Будет соответствовать моим 46,08 26,95 16,52 1,3 0,43

способностям и уровню подготовки

12. Даст возможность получить образование 75 7,6 4,78 2,85 0,87

- высшее 58,69%

- среднее 3,04%

- среднее-специальное 20%

Из результатов опроса, приведенного в табл. 4, можно сделать вывод о том, что выпускники современных общеобразовательных учреждений весьма прагматичны, поскольку ориентируются на достижение определенного социального благополучия и соответствующего социального статуса. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что многие социально важные, но не престижные в настоящее время профессии остаются вне поля зрения учащихся выпускных классов.

Таким образом, проведенный опрос показал, что в настоящее время получение высшего образования является весьма престижным. Более половины опрошенных учащихся 11 классов говорят о своем желании поступать в высшие учебные заведения. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что выбор будущей профессии весьма прагматичен. Учащиеся ориентируются на ее престижность. При этом существенное влияние на выбор выпускника оказывают его родители, т. е. люди, имеющие жизненный опыт и сложившееся мнение о целесообразности занятия той или иной де-

ятельностью. Проводимые исследования позволили установить, что между учащимися 11 классов Санкт-Петербурга и Ленинградской области существуют определенные различия. Так, обращает на себя внимание тот факт, что учащиеся Ленинградской области более нацелены на продолжение обучения в вузах, а учащиеся выпускных классов Санкт-Петербурга намерены продолжать обучение не только в вузах, но и в колледжах (рис. 1).

Вероятно, данное обстоятельство может быть обусловлено рядом факторов. С одной стороны, школьники Санкт-Петербурга, вероятно, более реально оценивают свои возможности. С другой стороны, вполне возможно, что школьники Ленинградской области испытывают более серьезные проблемы материального плана и поэтому видят в получении высшего образования единственную возможность сделать профессиональную карьеру или «устроить свою жизнь». Это подтверждается и тем, что одиннадцатиклассники Ленинградской области, в отличие от сверстников из Санкт-Петербурга, чаще всего хотели бы одновременно учиться и работать. Никто из учащихся одиннадцатых классов не высказал желания продолжать обучение в лицее.

Рис. 1. Различие в установках на продолжение обучения школьников Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Интересы учащихся Ленинградской области несколько больше сосредоточены в сфере управления, в то время как интересы учащихся Санкт-Петербурга более равномерно распределены по сферам (табл. 5). Никто из учащихся не выбрал профессии из сфер сельского хозяйства. Учащиеся Санкт-Петербурга также не выбрали для себя такие сферы профессиональной деятельности как транспорт и связь, а учащиеся Ленинградской области не выбрали - сферу строительства.

Таблица 5

Сферы деятельности, в которых бы хотели себя проявить

учащиеся 11 классов

Сферы деятельности СПб. Ленинградская

(%) область, (%)

1. Сфера науки и образования 10 5,76

2. Медицина 15 3,84

3. Сфера культуры и искусства 10 1,92

4. Промышленность 5 13,44

5. Транспорт 1,92

6. Связь 1,92

7. Строительство 10

8. Сфера бытового обслуживания 5 3,84

9. Социальная сфера 15 11,52

10. Защита Отечества 5 3,84

11. Охрана правопорядка 5 5,76

12. Спорт 5 7,68

13. Сфера управления 5 49,92

14. Коммерция 15,36

Среди учащихся Санкт-Петербурга свою будущую профессию выбрало большее количество учеников (75 %), чем среди учащихся Ленинградской области (53,76 %). В качестве основных факторов, препятствующих выбору профессии, назывались: плохое знание собственных возможностей и случайный выбор. Однако, следует отметить, что ни один из учащихся Санкт-Петербурга не назвал такие причины, как нехватка знаний о профессии и нехватка знаний о том как выбирать профессию, в то время, как учащиеся Ленинградской области назвали эти причины основными (табл. 6).

Данное обстоятельство говорит о том, что организация профо-риентационной работы в Ленинградской области нуждается в пересмотре существующей методологии и требует поиска новых практических подходов к ее осуществлению. Учитывая данное обстоятельство, вуз, ориентированный на подготовку жителей области, должен сам проявлять активность в проведении профориентационных мероприятий с выпускниками общеобразовательных учреждений расположенных на территории области.

Среди факторов, оказывающих влияние на выбор будущей профессии, достаточно часто называют мнение родителей и других родственников. Следует отметить, что учащиеся Ленинградской области, отмечают еще такие факторы как случайные обстоятельства (21,12 %) и материальное положение в семье (17,28 %). Достаточно большое количество учащихся и Санкт-Петербурга и Ленинградской области выбрали вариант ответа «другие причины», среди которых наиболее часто встречаются интерес, собственные возможности,

желание, способности. Причем следует отметить, что выбор свободного варианта ответа среди учащихся Санкт-Петербурга (65 %) встречается чаще, чем среди учащихся Ленинградской области (26,88 %), что, вероятно, в первую очередь обусловлено различиям в социальных характеристиках подростковой среды города и области.

Таблица 6

Анализ факторов влияющих на выбор профессии школьниками Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Факторы, влияющие на выбор профессии СПб, (%) Ленинградская область, (%)

1. Кинофильмы 10 1,92

2. Радио-телепередачи 15 9,6

3. Состояние здоровья 5 1,92

4. Родители и другие родственники 30 28,88

5. Учителя 10 9,6

6. Материальное положение в семье 15 17,28

7. Друзья 10 11,52

8. Случайные обстоятельства 15 21,12

9. Другой вариант ответа 65 26,88

10. Больше одного выбора 75 28,64

Возможность трудоустройства в настоящее время по выбранной профессии одиннадцатиклассники Санкт-Петербурга и Ленинградской области оценивают примерно одинаково (рис. 2). Около 40 % оценивают возможность трудоустройства как «легко», приблизительно половина - как «нелегко, но при желании можно».

□ Спб.

□ Лен. Обл.

60%г

50% 40% 30% 20% 10% 0%^

Легко

Нелегко, но Другой вариант

можно

ответа

Рис. 2. Мнение школьников о возможности трудоустроится по выбранной профессии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе анализа результатов полученных в ходе проведения обследования, были выявлены существенные различия между один-надцатикласниками Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые затрагивают вопросы о необходимости помощи специалиста по профессиональному консультированию (рис. 3).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ СПб.

□ Лен. Обл.

7

Помощь необходима

Решу сам

Рис. 3. Мнение школьников о необходимости профконсультационной помощи

при выборе профессии

Большинство учащихся Санкт-Петербурга считают, что они решат все самостоятельно, в то время как учащиеся Ленинградской области хотели бы получить профконсультационную помощь. Приведенные на рис. 3 данные убедительно свидетельствуют о том, что потребность в профконсультационной помощи значительно больше испытывают школьники области нежели города. Вероятно это связано с целым рядом причин, одна из которых заключается в удаленности значительной части жителей Ленинградской области от центров занятости. При этом школьные областные психологи в этом направлении работают пока недостаточно эффективно.

Таким образом, проведенный опрос говорит о том, что большинство выпускников средних общеобразовательных учреждений Ленинградской области ориентированы на продолжение обучения в высших учебных заведениях. Однако возникает вопрос о том каковы их шансы успешно обучаться в вузе. Каковы их интеллектуальные и личностные возможности, каков уровень их общеобразовательной подготовленности? Ответы на эти вопросы определяют необходимость проведения отдельного самостоятельного исследования.

Проведенные исследования позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, с полной уверенностью можно говорить о том, что социальное окружение и социальные условия, в которых находятся учащиеся, в значительной степени определяют их профессиональный выбор. Об этом, например, свидетельствует сравнение профессиональных выборов старшеклассников Ленинградской области и города Санкт-Петербурга.

Во-вторых, у большинства современной молодежи преобладает интерес к так называемым «престижным» профессиям. Причем в большинстве случаев старшеклассники затрудняются объяснить, почему та или иная профессия является престижной. В своем выборе профессии они чаще всего ориентируются на наиболее распространенное общественное мнение. Однако на их выбор влияет и мнение родителей. Как показал опрос, для значительного количества выпускников, независимо от их места проживания, мнение родителей являются определяющим. В-третьих, как показало проведенное обследование, старшеклассники, обучающиеся в школах Ленинградской области, в большей степени, по сравнению со своими сверстниками из Санкт-Петербурга, нуждаются в профкон-сультационной помощи. Данный факт говорит о необходимости развития профориентационной работы со старшеклассниками Ленинградской области.

Список литературы

1. Баимбетов А.А., Кабакович Г.А. Молодёжь в кризисном социуме / под ред. Р.Т. Насибуллина. - М., 2000.

2. Казанцева Г.Н., Белицкая Н.В. Профессион. Самоопределение старшеклассников и их индивидуально-психологических особенности. - Ижевск, 2000.

3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск,

1993.

4. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / пер. с нем. - М., 1997.

5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М., 1999.

6. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. - М., 1999.

7. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y., Harper-Collins Publishers, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.