Научная статья на тему 'Психологические особенности лиц, склонных к игровой зависимости (эмпирическое исследование особенностей образа «я» у мужчин с патологическим пристрастием к азартным играм)'

Психологические особенности лиц, склонных к игровой зависимости (эмпирическое исследование особенностей образа «я» у мужчин с патологическим пристрастием к азартным играм) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3513
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неяскина Юлия Юрьевна, Нуждина Анна Михайловна

The article demonstrates the results of empirical research revealing Self-Image features of gamble addiction individuals. The importance of the research is determined by insufficient studying of ludomania problem in Psychology and constant increasing of casinos in Russia. The results show that ludomania connected with personal features and traits of a player and has an effect on the specific of his self-relationship and personal identity. The data can be used by practical psychologists while working out gamble preventive programmes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article demonstrates the results of empirical research revealing Self-Image features of gamble addiction individuals. The importance of the research is determined by insufficient studying of ludomania problem in Psychology and constant increasing of casinos in Russia. The results show that ludomania connected with personal features and traits of a player and has an effect on the specific of his self-relationship and personal identity. The data can be used by practical psychologists while working out gamble preventive programmes.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности лиц, склонных к игровой зависимости (эмпирическое исследование особенностей образа «я» у мужчин с патологическим пристрастием к азартным играм)»

психологии. Том 1 / Отв. ред.

А.Л.Журавлев, А.Б. Купрейченко. -М.: Изд-во «Институт психологии

РАН», 2004. - С. 207-241.

3. Фенько, А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 1. - С. 50-62.

4. Фернам, А., Аргайл, М. Деньги. Психология денег и финансового по-

ведения / Под общей редакцией А.Алексеева. - СПб.: прайм -

ЕВРОЗНАК, 2005. - 352 с.

5. Шошин, П.Б. Метод экспертных оценок. - М.: Из-во МГУ, 1987. - С. 53-54.

6. Экономическая психология: Социокультурный подход / Под. ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2000.511 с.

УДК 159.922

Психологические особенности лиц, склонных к игровой зависимости (эмпирическое исследование особенностей образа «Я» у мужчин с

ПАТОЛОГИЧЕСКИМ ПРИСТРАСТИЕМ К АЗАРТНЫМ ИГРАМ)

Ю.Ю. Неяскина А.М.Нуждина

The psychological peculiarities of individuals with ludomania. (The empirical research of peculiarities of Self-Image

OF MEN WITH PATHOLOGICAL ADDICTION TO GAMBLE) J.Neyaskina

A.Nuzhdina

Abstract

The article demonstrates the results of empirical research revealing Self-Image features of gamble addiction individuals. The importance of the research is determined by insufficient studying of ludomania problem in Psychology and constant increasing of casinos in Russia. The results show that ludomania connected with personal features and traits of a player and has an effect on the specific of his self-relationship and personal identity. The data can be used by practical psychologists while working out gamble preventive programmes.

Вступление России на новый экономический путь развития и полная открытость внедрению новых технологий не только привели к позитивной динамике условий жизни населения, но и повлекли за собой ряд негативных последствий. Информатизация - важнейшая тенденция общественного и личностного развития, её признаком становится кардинальное изменение человеческой мотивации деятельности, перестройка основных структур личности. Многие исследователи сходятся во мнении, что распространение новых информационных технологий является фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации лично-

сти. Ряд авторов (Ю.Л.Арзуманов, Л.П. Великанова, Н.В. Дмитриева, Т.Н.Дудко, В.В.Зайцев, Ц.П. Короленко, Л.А. Котельникова, А.Ф. Шай-дулина и др.) отстаивает новые, порожденные современными информационными технологиями виды зависимости. Одной из наиболее актуальных становится проблема игровой зависимости - так называемой «кибернетической лудомании»1.

1 Патологическое пристрастие к азартным играм (лудомания) в 1980 году впервые было признано Американской Психиатрической Ассоциацией формой психического расстройства и включено в перечень заболеваний.

Человек, пришедший в игровой зал или казино, получает то, что не могут предоставить ему другие сферы обыденной жизни — быстрое изменение собственной идентичности. На время расставшись с рациональностью обыденной жизни, он погружается в совершенно противоположный мир эмоций и спонтанных действий, где расчет уступает место непредсказуемости и интуиции. Ш. Ференци, психоаналитик начала ХХ века, писал: «Игра в казино, равно как и игра на фондовой бирже, — это форма затянувшегося ощущения инфантильного всемогущества. В казино ходят люди, у которых неудовлетворенное самолюбие, неудовлетворенное «Я». Полностью реализованные люди туда не ходят».

Азартная игра представляет собой выход из обыденной жизни во временную сферу деятельности, разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Эта деятельность осознается человеком как выполняемая за рамками повседневной, как занятие «понарошку». В итоге, она целиком овладевает играющим, разрушая тем самым целостную структуру личности.

Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей образа «Я» у мужчин с пристрастием к азартным играм.

Организация эмпирического исследования

В ходе эмпирического исследования ставились задачи выявления у лиц, характеризующихся игровой зависимостью, особенностей самоот-ношения, социальной перцепции, са-мокатегоризации и установок личности на себя, отношения к игровому залу, к окружающим, к своему «Я» в пространстве игрового зала, а также особенностей соотношения образов «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я в игровом зале».

Обозначенная цель предполагала

обоснованное формирование эмпирических групп, в которые должны были войти лица, относящиеся к категории игроков, систематически посещающие игровые залы и различающиеся по степени психологической зависимости от азартных игр. Для этого была сформирована программа наблюдения, составлены примерные вопросы беседы и разработана анкета, содержащая критерии, выделенные в МКБ-10 код 772,6 «пристрастие к азартным играм».

Формирование выборок

Формирование эмпирических выборок осуществлялось на основании комплексного использования наблюдения за посетителями игровых залов, беседы с игроками, анкетирования посетителей игровых залов. Данные анкеты, наблюдения и беседы с игроком анализировались в совокупности.

Работа по формированию выборок осуществлялась в течение трех месяцев на базе пяти игровых залов города Петропавловска-Камчатского.

1. Наблюдение за посетителями игровых залов

Для выявления мужчин, имеющих пристрастие к азартным играм, было спланировано и осуществлено скрытое стороннее наблюдение за посетителями игровых залов. Наблюдение в одних и тех же игровых залах осуществлялось систематически в течение достаточно длительного времени. В ходе наблюдения фиксировались характерные для лиц с пристрастием к азартным играм поведенческие признаки, которые были выделены в результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования и легли в основу формализованного регистрационного бланка наблюдения. В частности, в протоколе наблюдения фиксировались: время,

проведенное за игрой; потраченная сумма; степень алкогольного воздействия на игрока; действия игрока по-

сле выигрыша; действия игрока после проигрыша; отношение игрока к окружающим.

2. Беседа

Данные, полученные в ходе наблюдения, сопоставлялись с результатами беседы с игроками. В ходе полустан-дартизированного интервью посетителям игровых залов задавались вопросы следующего характера:

1. Как давно Вы играете?

2. Помните ли Вы свое первое посещение игрового зала?

3. Какими были впечатления после первого посещения?

4. В первый раз Вы выиграли или проиграли?

5. Изменились ли сейчас Ваши ставки в игре по сравнению с первоначальными?

6. Что изменилось в Вашей жизни в связи с игрой?

7. Знают ли Ваши родственники и близкие, что вы играете?

8. Как давно они узнали?

9. Как они об этом узнали?

10. Знают ли Ваши коллеги по работе о том, что вы играете?

11. Как они относятся к вашему увлечению?

12. Как Вы сами расцениваете свое увлечение?

13. Вы играете на свои деньги или часто берете в долг?

14. Можете ли Вы, проиграв имеющиеся у вас деньги, поехать к друзьям или домой за деньгами (чтобы отыграться)?

15. Имеете ли Вы долги, сделанные из-за вашего увлечения?

16. Пытались ли Вы когда-нибудь остановиться и не играть?

17. Как долго Вам это удавалось?

18. За счет чего Вам это удавалось?

19. Как чувствовали Вы себя в это время?

20. Почему Вы вновь начали играть?

21. Обращались ли Вы к специалистам по поводу своего увлечения играми?

22. Что для Вас увлечение игрой: болезнь, страсть, привычка, зависимость?

23. Знаете ли вы что-нибудь об этой проблеме и хотели бы узнать подробнее?

Помимо непосредственно сбора информации, в ходе беседы решалась задача установления доверительного контакта с испытуемыми (последнее являлось необходимым условием получения надежных и достоверных данных на втором этапе исследования). Беседа проводилась непосредственно в игровом зале либо после окончания игры. В отдельных случаях разговор велся на улице, пути из игрового зала до остановки либо по пути в другой игровой зал (данные фиксировались при помощи диктофона).

З.Анкетирование

Только после установления определенного доверительного контакта с испытуемым ему предлагались вопросы анкеты. Анкета давала возможность зафиксировать у испытуемого наличие или отсутствие пристрастия к азартным играм, а также получить о нем дополнительные сведения социально-демографического характера.

Разработанная анкета включала вопросы, направленные на выявление основных интересов и увлечений испытуемых; сведений о наличии у них свободного времени; сведений о вредных привычках; самооценки испытуемыми своего отношения к игре; частоты и стажа посещения игровых залов; мотивов первого похода в игровой зал и т.д.

Кроме того, анкета содержала закрытые вопросы (№16-№27), разработанные в соответствии с критериями, выделенными в МКБ-10, код 7 72,6 «пристрастие к азартным играм», и направленные непосредственно на дифференциацию испытуемых на имеющих пристрастие к азартным играм и не имеющих дан-

ного пристрастия (при ответе «ДА» на 5 и более вопросов испытуемый условно относился к категории зависимых, далее в совокупности анализировались данные, полученные в ходе использования других методов).

Дополнительно в анкету были включены вопросы социальнодемографического характера (возраст, пол, образование, профессиональный статус, семейное положение и т.п.), позволившие сформировать эквивалентные по ряду критериев выборки и дать их развернутую характеристику.

В ходе проделанной на первом этапе исследования работы из числа посетителей игровых залов было отобрано 136 человек. Из них 93 - мужчины, имеющие пристрастие к азартным играм; 43 человека - так называемые «социальные игроки», лишь периодически посещающие игровой зал и не имеющие пристрастия к азартным играм. На основании выявленных социально-демографических характеристик нами были сформированы две выборки, эквивалентные по поло-возрастному признаку, максимально уравненные по критериям «образовательный уровень», «семейное положение», «наличие постоянного места работы»: экспериментальная группа2 (посетители игровых залов, имеющие патологическое пристрастие к азартным играм и характеризующиеся игровой зависимостью - 35 человек), контрольная группа (посетители игровых залов, не характеризующиеся выраженной игровой зависимостью - 35 человек). Средний возраст испытуемых составил 28,5 лет.

Эмпирическое исследование особенностей образа «Я» посетителей игровых залов

На втором этапе эмпирического исследования осуществлялось выяв-

2 Далее респондентов экспериментальной группы условно будем называть «зависимые игроки»

ление психологических особенностей посетителей игровых залов, в частности, специфики образа «Я» и особенностей личностной идентичности игроков.

Для достижения поставленной цели использовались следующие эмпирические методы:

Таблица 1 Методы эмпирического исследования особенностей образа «Я» посетителей игровых

залов

Изучаемый параметр Средства оценки

Особенности самоотношения Опросник самоотношения В.В.Столина - С.Р. Пантилеева

Личностная и социальная идентичность Тест социальной перцепции М.Яромовиц

Образ "Я" личности, особенности Я-концепции (самока-тегоризация, установки личности на себя) Методика 20-ти утверждений М. Куна,Т.Макпартл энда

Отношение к игровому залу, к окружающим, к своему «Я» в пространстве игрового зала Методика «Незаконченные предложения»

Особенности образов «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-игрок»; соотношение этих образов Семантический дифференциал; ранжирование личностных характеристик

Работа по выявлению психологических особенностей респондентов

проходила с каждым испытуемым индивидуально, примерное время, затраченное на одного испытуемого, колебалось от 40 минут до 1часа.

Анализ и интерпретация результатов исследования

1. Методика самоотношения

В.В.Столина - С.Р.Пантилеева

Анализ результатов по методике проводился путем вычисления среднего балла по каждой шкале в обеих группах, статистическая достоверность различий проверялась при помощи ^ критерия Стьюдента. Были

выявлены значимые различия по лицу 2). большинству шкал методики (см. таб-

Таблица 2

Соотношение средних значений показателей по шкалам методики ОСО у респондентов контрольной и экспериментальной групп

Шкала ОСО Экспериментальная Контрольная ^критерий

группа группа Стьюдента

Б - интегральная 10,8 16,6 6,77**

I - самоуважение 4,8 9,02 7,00**

11 - аутосимпатия 8,1 9,5 3,06

III - ож.от.от других 7,8 9,5 3,38

IV - самоинтерес 5,4 7,1 6,68**

1 - самоуверенность 2,9 4,7 5,8**

2 - отношение других 4,5 5 1,83

3 - самопринятие 5,2 5,5 0,87

4 - саморуководство 2,9 4,1 5,61**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 - самообвинение 6,4 4,4 5,97***

6 - самоинтерес 4,2 5,9 5,68***

7 - самопонимание 1,3 2,9 4 77***

*р <0,05, при критическом значении t > 2,00 ** р < 0,01, при критическом значении t > 2,66 *** р < 0,001, при критическом значении t > 3,46

Было выявлено, что высокое чувство самообвинения, низкая самооценка, низкий уровень самоконтроля и самоуверенности - отличительные черты в структуре образа само-отношения игроков, имеющих пристрастие к игре.

Высокие оценки игроков по шкале самообвинения указывают на постоянную борьбу с чувством стыда и вины, ощущение своей никчемности, повышенную самокритичность. Вероятно, непрекращающиеся укоры со стороны членов семьи за потерянные в результате игры деньги усугубляют и без того возникающее у игроков чувство вины, что, в свою очередь, снижает самооценку, способствует напряжению в эмоциональной сфере, снижает чувство самоконтроля и, как следствие, приводит к поиску эмоциональной разрядки в игре (своего рода «замкнутый круг»).

Низкие оценки «зависимых» по шкале самоуверенности свидетельствуют о том, что характерными чертами для игроков являются крайняя несамостоятельность, неумение сказать «нет» из-за страха быть отверг-

нутыми другими людьми, ранимость, нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, безоговорочное подчинение значимым людям и своему пристрастию. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, неуверенность, инфантильность, игроки отказываются первыми вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Низкие оценки по шкале самору-ководства предполагают, что игрокам свойственны неумение планировать время (о чем свидетельствует многочасовое пребывание в игровом зале), неспособность контролировать свое увлечение. При этом импульс к игре представляется игроку как доступный контролю (высказывания игроков: «если мне это действительно надо, то я не буду играть», «я в здравом уме и смогу в любой момент прекратить игру»).

Низкие оценки «зависимых» по шкале самоуважения свидетельствуют о том, что зависимость от игры существенным образом влияет не только на отношение окружающих к

игроку, но и на его отношение к самому себе. В ходе наблюдения было установлено, как игроки готовы идти на те или иные манипуляции и ухищрения, связанные с необходимостью получения денег на дальнейшую игру («исподтишка, шепотом игроки предлагали окружающим в обмен на деньги сотовые телефоны, магнитофоны, куртки, лыжи, сноуборды, стулья

и.т.п.; в одном из игровых залов мы даже видели своего рода склад из вещей, которые принесли игроки» -из протокола наблюдения). Постепенно человек перестает уважать себя за подобные поступки: «В какой то момент со мной что-то происходит, ничего не понимаю. Ведь этот телефон я подарил дочери, а теперь отнес его в зал и проиграл. Я сам себя унижаю. Разве за это меня можно любить,

уважать» (из протокола беседы).

2. Методика «Незаконченные предложения»

Обработка результатов по методике проводилась при помощи элементов контент-анализа. При составлении предложений мы ориентировались на выявление информации по следующим параметрам (шкалам): «восприятие игрового зала», «люди в игровом зале», «Я в игровом зале», «деньги в игровом зале», «положительные свойства игрового зала», «отрицательные свойства игрового зала». Для каждой шкалы были выделены условные категории анализа, по которым в текстах респондентов осуществлялся поиск соответствующих единиц анализа и подсчитывалось их число (см. таблицу 3).

Таблица 3

Сводная, таблица по методике «Незаконченные предложения»

Шкалы Категории анализа Кол-во ед.

К.Г. Э.Г.

1. Восприятие игрового зала 1. Деньги. 35 ед. 25 ед.

2. Азарт. 18 ед. 28 ед.

3. Развлечение отдых. 32 ед. 38 ед.

4. Хобби, безобидное увлечение. 19 ед. 0 ед

5. Особый мир. 0 ед. 22 ед.

6. Другая жизнь. 0 ед. 26 ед.

7. Родная атмосфера. 0 ед. 9 ед.

2. Люди в игровом зале 1. Отдыхают. 19 ед. 32 ед.

2. Бизнесмены, предприниматели. 15 ед. 0 ед.

3. Ждут автобус. 7 ед. 0 ед.

4. Играют. 11 ед. 0 ед.

5. Обычные люди. 12 ед. 0 ед.

6. Неприязнь по отношению к окружающим агрессия. 0 ед. 18 ед.

7. Игроки. 0 ед. 25 ед.

8. Желают выиграть. 3 ед. 19 ед.

9. Люди как помеха. 0 ед. 28 ед.

10. Возникает чувство самообвинения. 0 ед. 20 ед.

3. Я в игровом зале. 1. После работы. 14 ед. 0 ед.

2. Отдыхаю. 21 ед. 5 ед.

3. Не часто. 11 ед. 0 ед.

4. Мужчина. 13 ед. 0 ед.

5. Одинаковы. Цельное «Я» 15 ед. 0 ед.

6. Долго не задерживаюсь. 15 ед. 0 ед.

7. Игроки. 0 ед. 35 ед.

8. Желаю отыграться. 0 ед. 22 ед.

9. Ухожу от проблем. 0 ед. 16 ед.

10. Разделение на Я - настоящее и Я - игрок. 0 ед. 35 ед.

11.Самообвинение. 0 ед. 21 ед.

Продолжение таблицы 3

4. Деньги в игровом зале. 1. Средство для отдыха и развлечения. 15 ед. 20 ед.

2. У каждого свои. 12 ед. 0 ед.

3. Трачу мало. 15 ед. 0 ед.

4. Проигрываются. 14 ед. 0 ед.

5. Как порождающие радость за другого. 11 ед. 0 ед.

6. Игровые автоматы как родные. 0 ед. 17 ед.

7. Кредиты, Джек поты, Ставки. 0 ед. 33 ед.

8. Деньги в игровом зале как порождающие зависть. 0 ед. 22 ед.

9. Деньги как порождение алчности. 0 ед. 13 ед.

10. Деньги позволяют мне играть. 3 ед. 24 ед.

5. Положи- тельные свойства игрового зала 1. Отдых, развлечение. 35 ед. 16 ед.

2. Бильярд. 7 ед. 0 ед.

3. Выигрыш. 11 ед. 20 ед.

4. Процесс игры. 24 ед. 19 ед.

5. Особый мир. 0 ед. 22 ед.

6. Отрица- тельные свойства игрового зала 1. Постоянная игра. 12 ед. 35 ед.

2. Проигрыш. 10 ед. 35 ед.

3. Невозможность выиграть. 11 ед. 0 ед.

4. Темнота и накуренность. 15 ед. 0 ед.

5. Окружающие игроки, люди. 0 ед. 20 ед.

6. Помеха жизни. 0 ед. 12 ед.

7. Самообвинение. 0 ед. 18 ед.

Для шкалы «Восприятие игрового зала» при обработке были выделены как общие для экспериментальной и контрольной групп категории («отдых», «развлечение» «деньги»), так и специфичные только для мужчин с пристрастием к азартным играм (игровой зал как «особый мир», «родная атмосфера», «другая жизнь»). На наш взгляд, появление этих категорий нельзя назвать случайным. Игроки действительно воспринимают игровой зал и окружающую атмосферу как нечто особенное, несмотря на это, пребывание нем является повседневным занятием в их графике. Игровой зал для них - это поход за острыми ощущениями и иная реальность. Игроки испытывают устойчивую потребность в игре, но, вместе с тем, не могут полностью удовлетворить ее, ввиду чего в реальном мире постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения. Однако (что следует из протоколов беседы и наблюдения) в процессе игры их настроение существенно улучшается. Положительные эмоции,

сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам игроков, также в ситуации «предвкушения» игры. Для игроков реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей (результаты 1 этапа исследования свидетельствуют о том, что большинство игроков - люди, плохо адаптирующиеся в социуме, имеющие ряд бытовых, семейных затруднений, проблемы на работе, учебе, во взаимоотношениях с противоположным полом). Вследствие этого человек пытается уйти в другой мир, где все дозволено, где он устанавливает свои правила игры.

По шкале «Люди в игровом зале» была выделена лишь одна общая категория («отдыхают и развлекаются») и специфичные только для мужчин с пристрастием категории (люди в игровом зале: «игроки», «алчные», «жаждут денег», «завистливые», «завидуют чужому выигрышу», «обвиняют себя за очередную игру» и т.п.). Вероятно, полученные факты отчасти можно объяснить постепенно возрастающими в процессе игры притязаниями

игрока, порождающими постановку заведомо не осуществимых задач (выиграть большую сумму), которые ставит перед собой игрок, подходя к автомату. Кроме того, начиная игру и вспоминая свои прежние поражения, игрок мысленно суммирует всё ранее проигранное с новыми потерями, что формирует и усиливает чувство самообвинения (возникает так называемый «якорь сожалений»). Потребность и желание отыграться усиливаются, становятся трудноконтролируемыми, при этом запуская в сознании игрока определенные «механизмы самоуничижения»: «Игрок во время игры всегда чувствует некоторую неловкость. Он понимает, что занимается порочным делом. Деньги, которые он опустил в автомат, должны быть вложены в другие, более важные, дела. Вообще-то, свободных денег на игру не бывает - они всегда планируются на какие-то дела. И вот, когда он тратит эти деньги, он чувствует, что он - негодяй» (из протокола беседы).

По шкале «Я в игровом зале» у респондентов экспериментальной и контрольной групп не выделено общих категорий. Мужчины с пристрастием к азартным играм разделяют свое «Я» на «Я в игровом зале» и «Я вне игрового зала» («черное и белое», «не похожи»), в отличие от мужчин, не имеющих пристрастия к азартным играм и характеризующих себя как «одинаковых» в игровом зале и за его пределами. Это можно объяснить тем, что, наряду с бегством от реальности в мир игрового зала, игроками движет также потребность в принятии некой роли как компенсации дезадаптации в реальном мире. Игрок стремится войти в другую роль, потому что «Я» в игровом зале другое, непохожее на «Я» настоящее. С этой точки зрения, выход из игрового зала - это возвращение из роли игрока в свое обычное состояние, которое устраивает гораздо меньше. Мы предполагаем, что уй-

ти от реальности, принимая роль игрока, пытаются в первую очередь неадекватно оценивающие себя и имеющие низкую самооценку игроки.

По шкале «Деньги в игровом зале» выделена одна общая категория («деньги как средство для отдыха и развлечения»), и специфичные для зависимых игроков категории: деньги это: «джекпоты», «ставки», «кредиты», «жетоны» и т.п. (т.е. деньги -средства, дающие возможность стать игроком). Результаты подтверждают полученные В.В.Зайцевым, А.Ф. Шайдулиной данные о том, что у лиц с патологическим пристрастием к азартным играм наблюдаются так называемые тактические и стратегические ошибки мышления. В нашем исследовании выявлены такие из них, как восприятие денег во время игры как фишек, ставок, кредитов, джекпотов или цифр на дисплее. Мы объясняем это тем, что деньги, имеющие множественное значение в связи с их различным использованием в обществе, приобретают в игровом зале другое измерение, начинают играть особую роль; все денежные манипуляции в игровом зале как бы камуфлируются. Вместо денег появляется некий денежный суррогат -фишки, жетоны, кредиты, имеющие так же, как и денежные купюры и монеты, разную стоимость. В качестве иллюстрации приведем высказывание одного из игроков: «Понятие денег в игровом зале исчезает, на смену ему приходят фишки, ставки, кредиты на экране. Напитки, сигареты оцениваются при помощи кредитов - денежную цену они утрачивают».

По шкале «Положительные свойства игрового зала» выделены следующие общие для обеих групп категории: «отдых», «развлечение», «выигрыш», «процесс игры», - а также специфичная для зависимых игроков категория: «игровой зал - особый

мир». Игроки отмечали, что без игро-

вого зала жизнь «тяжелая», «серая», «однообразная». В повседневной жизни неизбежно проигрывание различных социальных ролей, которые жестко детерминируют настоящий момент, снижая тем самым число возможностей спонтанного реагирования. В игровом зале все иначе: нет необходимости соблюдать правила, принятые в обществе, и придерживаться их. Благодаря вере в счастливый случай игроки ведут себя иррационально, стихийно, потакая своим внутренним бессознательным импульсам, которые приходится сдерживать в реальной жизни.

По шкале «Отрицательные свойства игрового зала» выделены такие общие для двух групп категории, как «проигрыш», «постоянная игра». Специфичными для зависимых игроков явились высказывания «окружающие люди мешают мне», «окружающие люди сглазили мою игру», «ненавижу тех, кто смотрит» и т.п. Это объясняется особой психологией игрока -психологией «одиночки»: в игровом зале каждый сам за себя. Во время игры «любовь к ближнему» неактуальна: в каждом ближнем игроки бессознательно ищут того, кто «сглазил игру». В эту категорию попадают все без исключения, в том числе те, кто «слишком веселился», «прошел мимо», у кого «зазвонил сотовый телефон» и т.п., а также родственники, друзья, обслуживающий персонал.

Таким образом, обобщая данные по методике незаконченных предложений, отметим, что мужчины с пристрастием к азартным играм используют игровой зал как средство ухода от реальности. Игровой зал является для них «особым миром», «другой

жизнью», где предоставляется возможность изменения своего настоящего образа «Я». В игровом зале люди как бы «дореализовывают» себя. Эта псевдореализация, по признанию самих игроков, связана с острым чувством - чувством риска (из протокола беседы: «...когда делаешь крупные ставки, то в душе все замирает, а потом либо расцветает, либо все падает в пропасть»). Мужчины, посещающие игровой зал и не имеющие пристрастия к азартным играм, в целом используют игровой зал как средство для отдыха, развлечения; их привлекает сам процесс игры, при этом отсутствует потребность и попытка заменить свое актуальное «Я» на «Я» игрока.

3. Тест-опросник социальной перцепции М.Яромовиц.

Респондентам был предложен список из 70 позитивных личностных характеристик, из которых необходимо было сначала отобрать те, которые присущи «своей группе» («мы», «игроки»), затем - выбрать наиболее присущие чужой группе («они», «не игроки»), и, наконец, определить 10 характеристик, специфичных лично для испытуемого.

При обработке результатов по методике качества, которыми испытуемые наделяли людей, часто посещающих игровые залы («игроки») и не посещающих игровые залы («не игроки»), анализировались на предмет выявления сходства/различия как между собой, так и с категорией «Я». Выявлялся уровень отличий отдельно по каждому испытуемому и средний балл по контрольной и экспериментальной группе (см. таблицу 4).

Таблица 4

Соотношение средних значений показателей по методике М.Яромовиц у респондентов контрольной и экспериментальной групп

Уровень Э.Г К.Г t-критерий

отличий Средний балл Средний балл Стьюдента

«МЫ» (игроки) - «ОНИ» (не игроки) 8,9 8,8 0,14

«Я» - «МЫ» (игроки) 7,5 3,5 10,3***

*** р < 0,001, при критическом значении t > 3,46

Если степень различий между группами «игроков» и лиц, не являющихся игроками, оценена респондентами обеих групп примерно одинаково (отмечается достаточно высокий уровень различий), то результаты выявления идентификации своего образа («Я») и «группы членства» («игроки») оказались достаточно неожиданными. Вопреки ожиданиям, респонденты контрольной группы показали более высокую степень идентификации себя с группой игроков, нежели респонденты экспериментальной (имеющие пристрастие к игре). Напротив, мужчины с пристрастием к азартным играм стремятся отделить себя от группы, которую можно определить для них как безусловную группу членства (учитывая, что основную часть времени игроки проводят именно в игровом зале и общаются не только с игровым автоматом, но и с окружающими игроками).

Вероятно, вследствие использования психологических защит происходит бессознательное стремление зависимых игроков отделить себя от социально неодобряемой группы «игроки» и образа игрока. Наделяя людей, часто посещающих игровые залы, такими характеристиками, как жадность, агрессивность, алчность, зависимость, завистливость, мстительность, решительность, эгоизм и т.п., а себя такими качествами, как доброта, мечтательность, нежность, образованность, доверчивость, трудолюбие, болтливость и др., респонденты стремятся отделить себя от группы членства ввиду ее социальной

неодобряемости. Игроки боятся осуждения со стороны окружающих, боятся признаться себе в том, что зависимы. Группу людей, не посещающих игровые залы - «они» (не игроки), -мужчины с пристрастием к азартным играм наделяют такими наиболее социально одобряемыми качествами, как целеустремленность, принципиальность, интеллигентность, решительность, упорство.

4. Саморанжирование характеристик «Человек в игровом зале» и «Я обычно»

Методика включала в себя 25 характеристик, которые испытуемым предлагалось проранжировать сначала относительно ситуации, изображенной на картинке (ситуация участия в игре) с инструкцией «какой я, когда играю», а затем в соответствии с тем, насколько они присущи респондентам в обыденной жизни. Перечень используемых характеристик был составлен на основе теста различий реального и идеального образа «Я» Ви^Іег С.М. и ИаідИ С.У. Также мы включили в методику наиболее типичные для игроков характеристики, выделенные в ходе проведения беседы на первом этапе эмпирического исследования.

Анализ результатов по методике проводился путем подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Выявлено, что у мужчин с пристрастием к азартным играм наблюдается обратная зависимость между оценкой своего типичного образа и характеристиками человека, вклю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ченного в ситуацию игры. Представители контрольной группы, напротив, продемонстрировали сходные оценки по обоим заданным параметрам, что достаточно однозначно свидетельствует о том, что, проецируя собственную личность на предлагаемое изображение, игрок, периодически посещающий зал и не страдаю-

щий игровой зависимостью, признает свою конгруэнтность в любой ситуации, не стремится (сознательно или бессознательно) подчеркнуть различия между «собой вообще» и «собой играющим». Полученные данные не противоречат результатам методик социальной перцепции и незаконченных предложений.

Таблица 5

Коэффициент корреляции Спирмена между значениями: __________«Человек в игровом зале» и «Я обычно»___________

Средний коэффициент корреляции ^э) Э.Г. К.Г.

-0,51* 0,59**

* р < 0,05; ** р < 0,01

5. Методика 20-ти утверждений М.Куна,Т.Макпартленда

Обработка методики осуществлялась традиционным способом, посредством использования элементов контент-анализа. Высказывания

классифицировались на основании их отнесенности к следующим категориям: социальные роли, увлечения и интересы (социальное Я); мировоззренческие установки, стремления и цели (личностное Я, рефлексивное Я), самооценка (физическое Я, личностное Я).

Анализ результатов по методике показал, что в самоописаниях мужчин с пристрастием к азартным играм преобладают характеристики личности и реже встречаются характеристики, связанные с социальными ролями.

Мужчины, не имеющие пристрастия к азартным играм, описывают себя, прежде всего, в категориях социальной принадлежности (Я - мужчина, Я - отец, Я - русский, Я - бизнесмен, Я - рабочий, Я - учащийся и т.п. - всего 195 ед.), а только потом обозначают свои личностные качества в целом, такие как целеустремленность, упорство, эгоизм, практичность, предприимчивость (128 ед), при этом в ряду из 20-ти характеристик личностные самоописания за-

нимают в среднем с 10-ой по 20-ую позиции. Респонденты, характеризующиеся пристрастием к азартным играм, описывают себя в целом как личность, наделенную преимущественно позитивными характеристиками (Я хороший, добрый, отзывчивый, приятный, общительный, дружелюбный и т.п. - всего 292 ед). Высказывания, относящиеся к категории социальных ролей, у мужчин экспериментальной группы встречаются значительно реже (94 ед.) и занимают нижние позиции в ряду.

Низкая идентификация с традиционными социальными, семейными, половыми ролями, может, вероятно, способствовать проявлению активности в игровом зале, т.к. там отсутствуют соответствующие этим ролям предписания. Наряду с бегством от реальности в мир игрового зала, игроками движет также потребность в принятии некой вариативной роли как компенсации дезадаптации в реальном мире.

Выделены такие специфичные категории высказываний в группе мужчин с пристрастием к азартным играм, как «фатальность» и «вера в удачу» - присутствие в сознании неверных убеждений, стойких стереотипов и установок является причиной того, что «зависимые» игроки не склонны

принимать на себя ответственность за то, что с ними происходит. Им присуще так называемое магическое мышление, вера в некий фартовый день, который изменит их жизнь, и в то, что от судьбы не уйдешь.

В категории интересов и увлечений выделены такие, как спорт, развлечения, рыбалка, творчество. Вопреки ожиданиям, практически не было выявлено высказываний, которые можно было бы считать индикаторами отмечающейся респондентами принадлежности к категории «Я-игрок» (всего выявлено 3 единицы в экспериментальной и 2 единицы в контрольной группе, что недостаточно для объединения высказываний в отдельную категорию). Следовательно, мы можем говорить о том, что полученные по методике 20-ти утверждений данные согласуются с резуль-

татами опросника социальной перцепции М. Яромовиц и свидетельствуют о том, что характеризующиеся игровой зависимостью респонденты не идентифицируют себя с образом игрока, используют психологические защиты и отделяют себя от социально неодобряемой группы игроков и образа игрока.

б.Семантический дифференциал Респондентам предлагалось оценить в заданном семантическом пространстве образы «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я в игровом зале». Подсчитывался коэффициент семантической близости между образами (попарно), индивидуальные данные обобщались внутри групп. В результате для каждой группы были получены средние значения коэффициентов семантической близости между парами образов (см. таблицу б).

Таблица 6

Соотношение средних коэффициентов семантической близости у респондентов контрольной и экспериментальной групп___________

Соотношение между образами Среднее значение коэффициента по группе t-критерий Стьюдента

экспериментальная контрольная

Я реальное -Я в игровом зале 19,7 8,9 23,93***

Я реальное -Я идеальное 7,9 7,5 0,65

Я в игровом зале -Я идеальное 22 10,3 24,6***

*р <0,05, при критическом значении t > 2,00 ** р < 0,01, при критическом значении t > 2,66 *** р < 0,001, при критическом значении t > 3,46

Мужчины с пристрастием к азартным играм не идентифицируют себя с образом «игрока»: образы «Я-

реальное» и «Я в игровом зале» являются практически противоположными (вопреки предположению о сознательном их отождествлении и признании, тем самым, своего статуса «играющего по собственной воле»). Срабатывают определенные психологические защиты, а также субъективное переживание игроками на сознательном уровне практической бесполезности увлечения азартными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности. Возникает

своего рода когнитивный диссонанс -противоречие между представлениями человека о себе и своих качествах и качествах игрока. Таким образом, игроки чаще всего отрицают свою зависимость, не признают себя по-настоящему проблемными игроками (из беседы с одним игроком: «Игровой зал - это «небольшой дурдомчик». Человек, подойдя к игровому автомату, буквально через пять-десять минут совершенно преображается. ... В игровом зале это уже не тот человек, что был до этого, он другой»). Полученные данные подтверждают описанные ранее результаты по другим

методикам.

В заключение отметим, что анализ результатов беседы, наблюдения и анкетирования показал, что злоупотребление алкоголем и курение в среде пристрастившихся к игре мужчин встречается гораздо чаще и говорит о наличии полиаддиктивных проявлений у данной категории. Вероятно, когда игровой зал перестает оказывать желаемое действие, существует вероятность смены способа аддик-тивной реализации на другие нехимические или химические зависимости (курение, алкоголь, наркотики, сексуальные зависимости, зависимости в еде и др.). В этой связи можно полагать, что пристрастие к азартным играм формируется у аддиктив-но-предрасположенной личности в соответствии с динамикой, свойственной классическому аддиктивному процессу.

ВЫВОДЫ

Теоретический анализ литературы по заявленной проблеме и обобщение результатов проведенного эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Пристрастие к азартным играм формируется у аддиктивно-предрасположенной личности в соответствии с динамикой, свойственной классическому аддиктивному процессу.

2. При наличии пристрастия к азартным играм формируется классический аддиктивный континуум, т.е. когда данный аддиктивный агент (игровой зал) перестает оказывать желаемое действие, существует вероятность смены способа аддиктивной реализации на другие нехимические или химические аддикции (курение, алкоголь, аддикции к еде, сексуальные аддикции).

3. Высокое чувство самообвинения, низкая самооценка, низкий уровень самоконтроля и самоуверенности у мужчин с пристрастием к азартным играм - те факторы в

структуре самоотношения, которые поддерживают постоянное взаимодействие с аддиктивным агентом (игровым залом) для снижения эмоционального напряжения и достижения психологического комфорта.

4. Для мужчин с пристрастием к азартным играм характерна низкая идентификация с традиционными социальными, семейными, половыми ролями, что способствует проявлению активности в игровом зале, в котором отсутствуют соответствующие этим ролям предписания.

5. Мужчины с пристрастием к азартным играм используют игровой зал как средство ухода от реальности; игровой зал является для них «другой жизнью», где предоставляется возможность изменения своего настоящего образа «Я», выхода за рамки «социального сценария обыденной жизни», спонтанного выплеска сдерживаемых желаний. Участие в азартных играх обеспечивает позволительное проявление неконтролируемых эмоций, отход от предлагаемых обществом рациональных конструкций, вхождение в совершенно иной мир, позволяющий реализовать те внутренние побуждения, которые оказываются «зажаты» доминирующей «цивилизованной» культурой социума.

6. В результате психологических защит мужчины с пристрастием к азартным играм не идентифицируют себя с образом «игрока». Образ «Я в игровом зале» также не соответствует идеальному образу «Я». Следовательно, игровой зал не способствует реализации идеала «Я», а потребность участвовать в азартных играх носит сверхзначимый, патологический характер вследствие повышенной чувствительности мужчин с пристрастием к азартным играм к ограничениям и изменениям социального окружения и плохой адаптации в социуме.

8. Мужчины, не имеющие пристрастия к азартным играм, используют игровой зал как средство для отдыха,

развлечения, удовлетворения познавательной потребности и любопытства, не воспринимают его как что-то особенное, их привлекает собственно процесс игры. Не имеющие патологического пристрастия к игре респонденты не разделяют свой образ «Я» на «Я-реальное» и «Я в игровом зале», эти образы являются близкими. Вместе с тем, остаются недостаточно изученными механизмы, которые способствуют постепенному формированию игровой зависимости у прежде так называемых «социальных» игроков.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что наличие игровой зависимости действительно способствует личностным трансформациям и формированию личностных деструкций, а проблема лудомании становится одной из актуальных проблем современного информационного общества и требует системного эмпирического изучения.

Библиография

1. Зайцев, В.В., Шайдулина, А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. - 128 с.

2. Зайцев, В.В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - № 3. - Т. 10. С.52-58

3. Зайцев, В.В. Шайдулина, А.Ф. Особенности психодинамического этапа терапии пациентов с патологической зависимостью от азартных игр. // Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе: Тезисы докладов международной конференции. - Санкт-

Петербург 16-17 октября 2001. -

СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2001.

4. Зайцев, В.В., Шайдулина, А.Ф. Анализ отношения к деньгам - как один из важнейших элементов психодинамического этапа психотерапии пациентов с патологической

склонностью к азартным играм // 4е Клинические Павловские чтения. Сборник работ. - СПб.: 2002.

5. Короленко, Ц.П. Дмитриева, Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М.: «Академический Проект», Екатеринбург. «Деловая Книга», 2004. - 4б0 с.

6. Психология зависимости. Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В. -Мн.: Харвест, 2004. - 592 с.

7. http://www.azartqames.ru/publi с/датЫег test.shtml

8. http://antiazart.narod.ru

9. http://addictions.ru/index.php? section=about_addictions1

10. http://www.1casino.ru/obzor/1

21.htm

Приложение Бланк анкеты

Уважаемый участник опроса, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Опрос проводится анонимно, все полученные данные являются строго конфиденциальными и будут использованы только в научно-исследовательских целях.

1.Ваш возраст _______ Пол_______

Образование____________

2. Семейное положение (нужное подчеркните):

A) холост\незамужем,

Б) разведен\разведена,

B) гражданский брак.

3. Есть ли у вас дети и сколько?

4. Имеете ли вы постоянное место работы?

ДА НЕТ

5. Много ли у вас свободного времени?

ДА НЕТ

6. Есть ли у вас еще какие-либо увлечения или интересы, помимо посещения игрового зала?

ДА НЕТ

Если есть, напишите какие_________

7. Есть ли у Вас вредные привычки и какие? (напишите)

8. Игра для вас - это? (нужное

подчеркните):

A) способ получить удовольствие и развлечься;

Б) возможность с кем-ни будь познакомиться;

B) уйти от беспокойства и возникающих проблем;

Г) традиции;

Д) свой вариант__________________

9. Как давно вы играете?

A) 1 - 3 мес.;

Б) 3 - б мес.;

B) бмес. - 1год;

Г) 1-2 года;

Д) 2-3года;

Е) 3 года и более.

Если играете более 3 лет, напишите сколько_________________

10. Как в первый раз оказались в игровом зале?

A) Привели друзья;

Б) Просто из любопытства;

B) Нужно было убить свободное время;

Г) Решили найти новую компанию и познакомиться с новыми людьми;

Д) Решили заработать денег;

Е) свой вариант__________________

11. Сколько раз в неделю посещаете игровой зал?____________________

12. Вспомните, пожалуйста, играли ли ваши родители в лотереи, карты, другие азартные игры, говорили ли об этом при вас?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДА НЕТ

13. До появления в нашем городе игровых залов участвовали ли вы в других азартных играх? Например: (нужное подчеркните)

A) играли в карты;

Б) заключали пари;

B) участвовали в лотерее;

Г) делали ставки в букмекерской конторе;

Д) все перечисленное;

Е) если были другие виды игр, пожалуйста, напишите какие.

14. Хотели бы вы избавиться от своей привычки играть и почему?

ДА, потому что___________________

НЕТ, потому что________________

15. Если бы в нашем городе за-

крыли все залы с игровыми автоматами, на что бы вы потратили освободившееся время? Пожалуйста, напишите____________________

16. Вы поглощены игрой и постоянно в мыслях возвращаетесь к прошлому опыту игры.

ДА НЕТ

17. Бывает ли так, что вы намеренно отказываетесь от игры или наоборот предвкушаете и готовитесь к очередной возможности поиграть.

ДА НЕТ

18. Обдумываете способ достать денежные средства для игры?

ДА НЕТ

19. Продолжаете ли вы играть на более крупные ставки, чтобы достичь желаемой остроты ощущений?

ДА НЕТ

20. Вы предпринимаете неоднократные попытки контролировать свое пристрастие к игре, например, играть меньше или совсем не играть?

ДА НЕТ

21. Возникает ли у вас беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем не играть?

ДА НЕТ

22. Вы играете, чтобы уйти от проблем, снять чувство вины, беспомощности, депрессию?

ДА НЕТ

23. Возвращаетесь ли вы к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает вам покоя)?

ДА НЕТ

24. Приходится ли вам лгать семье, друзьям или другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в игру?

ДА НЕТ

25. Если бы вам пришлось на-

рушить закон, например, присвоить чужое имущество, совершить кражу, мошенничество пошли бы вы на это ради игры?

ДА НЕТ

26. Иногда вам кажется, что вы можете порвать отношения с семьей, близкими людьми, бросить работу, учебу, отказаться от перспективы карьерного роста ради игры.

ДА НЕТ

27. В ситуации отсутствия денег для игры вы можете переложить решение каких-то проблем на других людей.

ДА НЕТ

28. Оцените утверждения

A) Я смогу в любой момент прекратить играть; ДА НЕТ

B) Я считаю игру своим безобидным увлечением; ДА НЕТ

Б) Я уже не могу остановиться, игра полностью овладела мной; ДА НЕТ

29. На что в основном вы тратите выигранные деньги?

A) Раздаю накопившиеся долги;

Б) Трачу на семью;

B) Трачу на покупку нужных вещей;

Г) На выигранные деньги снова продолжаю играть;

Д) На развлечения;

Е) Свой вариант________________

30. С какими чувствами и мыслями вы входите в игровой зал?

А) Сегодня мне обязательно повезет - это мой день!

Б) Поиграю немного на небольшую сумму и уйду;

В) Обвиняете себя, что снова идете играть;

Г) Если не указано нужного вам ответа, напишите его в пустой строке.

Когда я вхожу в игровой зал, я чувствую, что...____________________

31. С какими мыслями и чувствами вы выходите из игрового зала?

A) Думаю о том, что сказать дома о потраченных деньгах;

Б) Ладно, сегодня не повезло, но повезет в другой раз;

B) Сегодня просто не мой день;

Г) Нужно было вообще сегодня воздержаться от игры;

Д) Нужно поскорее достать деньги и отыграть проигранное;

Е) Все перечисленное.

Если не указано нужного вам ответа напишите его в пустой строке

Когда я выхожу из игрового зала, я чувствую что.___________________

Спасибо, что уделили нам время. Вы оказали нам огромную помощь, и надеемся, что можем рассчитывать на вас и в дальнейшем. Еще раз хотим отметить, что вся полученная информация строго конфиденциальна и используется в научно-

исследовательских целях. Согласны ли вы, продолжить с нами сотрудничество?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.