Научная статья на тему 'Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников'

Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1590
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL INTEREST / SELF-DETERMINATION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бадашкеев Михаил Валерьевич

В статье рассматриваются условия, влияющие на процесс развития личностно-профессионального самоопределения старшеклассников, анализируются точки зрения ученых, педагогов и психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бадашкеев Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with the conditions influencing the personal and professional self-determination of senior high school students. The author studies the opinions of scholars, educators and psychologists.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)

УДК 37.015.31:159.9

Бадашкеев Михаил Валерьевич

Badashkeev Mikhail Valeryevich

педагог-психолог Тарасинской средней общеобразовательной школы, Иркутская обл.

Educational Psychologist, Tarasa Comprehensive School, Irkutsk region

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

SELF-DETERMINATION OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются условия, влияющие на процесс развития личностно-профессиональ-ного самоопределения старшеклассников, анализируются точки зрения ученых, педагогов и психологов.

The article deals with the conditions influencing the personal and professional self-determination of senior high school students. The author studies the opinions of scholars, educators and psychologists.

Ключевые слова:

личностно-профессиональное самоопределение, развитие личности, профессиональный интерес, проблемы самоопределения.

personal and professional self-determination, personal development, professional interest, self-determination problems.

Keywords:

В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией российского общества, возрастает значимость психолого-педагогического сопровождения сельских школьников на этапе профориентационной работы. На процесс развития личностно-профессионального самоопределения старшеклассников влияют следующие факторы: социально-экономические условия, межнациональное взаимодействие, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие.

На современном этапе развития государства определяющими факторами его устойчивого экономического роста выступают высокие технологии и наукоемкая продукция, инновационность которых зависит от качества научного и интеллектуального потенциала общества, уровня профессиональной компетентности специалистов, их креативности и развития исследовательских навыков. В связи с этим профессиональная компетентность имеет первостепенное значение, одним из основных способов формирования которой выступает личностно-профессиональное самоопределение будущих специалистов в период школьного обучения [1, с. 17].

В Российской Федерации школьная психологическая служба существует практически два десятилетия. Коллегия Министерства образования РФ 29 марта 1995 г. подвела некоторые итоги деятельности психологических служб в образовании. Коллегия отметила, что развитие практической психологии способствовало гуманизации всей системы и привело к созданию психологической службы в системе образования. Гуманистический аспект появления психологов в школе выражается в постепенном переходе от «педагогики знаний, умений и навыков» к педагогике развития:

- ориентация школьного персонала на каждого ребенка в отдельности, а не на коллектив учеников в целом;

- осознание педагогами необходимости появления в школах психологов, разработки развивающих, коррекционных программ для детей, способствующих оптимальному развитию их психического потенциала.

По мнению Е.А. Климова [2, с. 112], существует восемь психологических нюансов в процессе выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1. Позиция родителей. Конечно, забота родителей о будущей профессии своего чада понятна, они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще «маленький». Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы их собственные недостатки компенсировали в будущем дети в той деятельности, в которой сами родители не смогли себя проявить полностью.

2. Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки, и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание сверстников

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

к профессиональному будущему ребенка также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающей в профессиональном самоопределении.

3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4. Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль.

5. Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

7. Информированность. Неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

8. Склонности. Проявляются и формируются в деятельности.

Психологическая составляющая личностно-профессионального самоопределения старшеклассников, а также методологические основы проблемы самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Профессиональное самоопределение вычленялось из внешних причин, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий» [3, т. 2, с. 43].

Зачастую излишняя информированность сельских старшеклассников приводит их в состояние растерянности, неопределенности. В данной ситуативной обстановке мы считаем, что необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность процесса развития лич-ностно-профессионального самоопределения. В целях верного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется психологом. Если взглянуть на проблему более узко, то применительно к выбору профессии старшеклассниками педагогу важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание личностно-профессио-нального самоопределения. К объективным факторам относятся: система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие. К субъективным факторам относятся: возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

В ходе эмпирических исследований мы постарались разграничить, конкретизировать внешние и внутренние психологические механизмы, влияющие на процесс развития личностно-про-фессионального самоопределения старшеклассников.

Таким образом, мы считаем, что процесс развития личностно-профессионального самоопределения старшеклассников выглядит следующим образом. Для сельского старшеклассника «внешние причины», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация, которая определяет профессиональный выбор, наиболее адекватный, экономически более надежный.

Личностно-профессиональное самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой механизм социальной детерминации, которая не может существовать независимо, потому что субъект преломляет свой жизненный опыт, индивидуальные особенности через призму профессиональных интересов и наклонностей. Проблема личностно-профессиональ-ного самоопределения построена на взаимодействии индивида и социума, где высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в данной детерминации.

На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме развития личностно-профессионального самоопределения старшеклассников. Современной сельской школе необходимо обеспечить условия, стимулирующие развитие старшеклассника, в результате чего он сам мог бы взять на себя ответственность за свой профессиональный выбор.

Ссылки:

1. Бадашкеев М.В. Особенности развития личности будущего педагога средствами психолого-педагогической подготовки : монография. Иркутск, 2009. 160 с.

2. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. 190 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 2. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.