Научная статья на тему 'Психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы'

Психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
731
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Темирова Ф. А.

В статье обосновываются механизм принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, а также комплекс психолого-педагогических условий формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the mechanisms of adopting ethnic diversification and reproducing of inter-ethnic relations, and system of psychological and pedagogical conditions of ethnic tolerance formation among teenagers in the educational school activities.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы»

Ф. А. Темирова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов

В статье обосновываются механизм принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, а также комплекс психолого-педагогических условий формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.

The article describes the mechanisms of adopting ethnic diversification and reproducing of inter-ethnic relations, and system of psychological and pedagogical conditions of ethnic tolerance formation among teenagers in the educational school activities.

Отсутствие психологической готовности личности к позитивному этническому взаимодействию в условиях поли-культурной среды оказывает отрицатель-

ное влияние на развитие и социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию подростков в общество Соответственно, психологическое со-

провождение подростков является значимой практико-ориентированной проблемой современной психологии, способствующей выявлению возможностей предотвращения деструктивного, саморазру-шающего развития личности. Ее востребованность образовательной практикой обусловлена ситуацией становления личности подростка на современном этапе в условиях полиэтнической среды.

Теоретический анализ психолого-пе-дагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема формирования этнической толерантности подростков на современном этапе является одной из наиболее значимых проблем, воплощенных в практико-ори-ентированных исследованиях, нашедших отражение в работах А. Г. Асмолова, Ю. В. Бромлея, Л. М. Дробижевой, В. И. Козлова, В. А. Тишкова, К. В. Чистова и др.

В психологическом аспекте толерантность выступает как терпимость человека по отношению к другим людям и как готовность к взаимодействию, построенному на основе активно-созидательного отношения к другим, предполагающему не просто принятие чужой точки зрения, а принятие самого человека, его уважение и признание1.

Сопоставление различных точек зрения на феномен этнической толерантности позволило обосновать изучаемое явление в качестве интегративного образования, основанием которого является субъектно-ценностное отношение к этническому многообразию, обусловливающее принятие этнодифференцирующих признаков других в качестве личностноразвивающих.

Этническая толерантность подростков развивается на основе позитивного уровня сформированности этнической идентичности, предполагающего наличие позитивного образа собственной этнической группы и позитивных ценностных отношений к представителям дру-

гих этнических групп2. Позитивная этническая идентичность выражается в виде позитивного «мы-образа», включающего этнические особенности, чувство сплоченности, эмоциональную приверженность группе и общую удовлетворенность ее представителей своей этнической принадлежностью.

В результате теоретического анализа нами был обоснован механизм формирования этнической толерантности в подростковом возрасте, включающий в себя следующие этапы:

• отождествление подростком себя как члена общества;

• обособление от других; принятие подростком константности этнических признаков; включение в свою Я-концеп-цию общие характеристики своих групп;

• актуализация когнитивного оценивания сверстников - представителей других этнических групп;

• принятие подростком усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы в качестве внутренних регуляторов поведения;

• появление позитивного образа собственной этнической группы;

• интеграция позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы;

• активное воспроизводство системы межэтнических отношений.

Достижение подростком сформиро-ванной этнической толерантности зависит от социальной ситуации развития, которая, будучи полиэтнической, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует формированию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.

В ходе констатирующего этапа эксперимента нам удалось установить, что 5,8% учащихся из общего числа подростков экспериментальной и 6,2% респондентов контрольной групп демонстриру-

ют высокий уровень сформированное™ этнической толерантности, 37,1% респондентов контрольной и 34,8% респондентов экспериментальной групп продемонстрировали средний уровень формирования этнической толерантности, а 56,7% подростков контрольной и 58% испытуемых экспериментальной групп -низкий уровень. Это, в свою очередь, позволило определить подходы к разработке комплексной программы, нацеленной на формирование у подростков этнической толерантности в условиях образовательного процесса школы. На основании полученных данных нами была определена стратегия организации опытно-экспериментальной работы с подростками экспериментальной группы. Так, задачами работы с группой подростков, обладающих средним уровнем сфор-мированности этнической толерантности, были: изменение представлений об этническом многообразии, формирование позитивного самоотношения и ценностного отношения к этническому многообразию. Задачами работы с группой учащихся, обладающих низким уровнем этнической толерантности, были: внедрение комплексных мер по формированию когнитивного, эмоционально-волевого и конативного компонентов этнической толерантности.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил утверждать, что сопровождение процесса формирования этнической толерантности подростков на основании выявленных психологических особенностей способствует увеличению у подростков количества смысложизненных ценностей в рамках «обогащения» позитивного ядра, обогащению творческого потенциала; более выраженной становится потребность в самопознании и саморазвитии; повышается уровень удовлетворенности подростка собой и ситуацией реального взаимодействия; устанавливается гармоничное соотношение когнитивного, эмоциональ-

но-волевого и конативного компонентов этнической толерантности; повышает удовлетворенность подростка собой в условиях межэтнического взаимодействия; обеспечивает сформированность способов установления позитивных межэтнических отношений.

Психологическими особенностями формирования этнической толерантности подростков являются:

• наличие у них позитивного образа собственной этнической группы и позитивных ценностных отношений к представителям других этнических групп;

• уровень сформированное™ этнической толерантности личности, обусловленный параметрами сочетания ее содержательных компонентов, обеспечивающих перевод личности на деятельностно-преобразовательный или пас-сивно-принимающий, индифферентный уровень;

• механизм принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, а также комплекс психолого-педагогических условий.

В процессе исследования нами были обоснованы психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности у подростков в образовательном процессе школы, основными среди которых являются:

• развитие позитивно-преобразовательной позиции подростков в межэтнических отношениях на основе безусловного принятия этнодифференцирующих признаков других;

• обучение специфическим способам поведения, способствующим установлению и поддержанию позитивных межэтнических отношений;

• внедрение комплексных мер профилактики интолерантности подростков.

Названные психолого-педагогиче-ские условия могут быть созданы в рамках специальной программы психологического сопровождения формирования этнической толерантности подростков

в образовательном процессе школы, включающей в себя серию теоретических и практических занятий.

Реализация данной программы обеспечила существенные позитивные изменения в критериальных показателях динамики компонентов этнической толерантности у подростков. Рассмотренный потенциал феномена этнической толе-

рантности с точки зрения обеспечения позитивных межличностных отношений личности в условиях полиэтнической среды у подростков может быть реализован при учете комплекса психолого-педа-гогических условий, инициирующих и стимулирующих выход подростка в позитивно-преобразовательную позицию по отношению к этническому многообразию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Асмолов А. Г. Содействие ребенку - развитие личности // Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: 1996. Вып. 6. С. 39-44.

2 Солдатова Г. У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.