Ф. А. Темирова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Работа представлена кафедрой прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов
В статье обосновываются механизм принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, а также комплекс психолого-педагогических условий формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.
The article describes the mechanisms of adopting ethnic diversification and reproducing of inter-ethnic relations, and system of psychological and pedagogical conditions of ethnic tolerance formation among teenagers in the educational school activities.
Отсутствие психологической готовности личности к позитивному этническому взаимодействию в условиях поли-культурной среды оказывает отрицатель-
ное влияние на развитие и социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию подростков в общество Соответственно, психологическое со-
провождение подростков является значимой практико-ориентированной проблемой современной психологии, способствующей выявлению возможностей предотвращения деструктивного, саморазру-шающего развития личности. Ее востребованность образовательной практикой обусловлена ситуацией становления личности подростка на современном этапе в условиях полиэтнической среды.
Теоретический анализ психолого-пе-дагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема формирования этнической толерантности подростков на современном этапе является одной из наиболее значимых проблем, воплощенных в практико-ори-ентированных исследованиях, нашедших отражение в работах А. Г. Асмолова, Ю. В. Бромлея, Л. М. Дробижевой, В. И. Козлова, В. А. Тишкова, К. В. Чистова и др.
В психологическом аспекте толерантность выступает как терпимость человека по отношению к другим людям и как готовность к взаимодействию, построенному на основе активно-созидательного отношения к другим, предполагающему не просто принятие чужой точки зрения, а принятие самого человека, его уважение и признание1.
Сопоставление различных точек зрения на феномен этнической толерантности позволило обосновать изучаемое явление в качестве интегративного образования, основанием которого является субъектно-ценностное отношение к этническому многообразию, обусловливающее принятие этнодифференцирующих признаков других в качестве личностноразвивающих.
Этническая толерантность подростков развивается на основе позитивного уровня сформированности этнической идентичности, предполагающего наличие позитивного образа собственной этнической группы и позитивных ценностных отношений к представителям дру-
гих этнических групп2. Позитивная этническая идентичность выражается в виде позитивного «мы-образа», включающего этнические особенности, чувство сплоченности, эмоциональную приверженность группе и общую удовлетворенность ее представителей своей этнической принадлежностью.
В результате теоретического анализа нами был обоснован механизм формирования этнической толерантности в подростковом возрасте, включающий в себя следующие этапы:
• отождествление подростком себя как члена общества;
• обособление от других; принятие подростком константности этнических признаков; включение в свою Я-концеп-цию общие характеристики своих групп;
• актуализация когнитивного оценивания сверстников - представителей других этнических групп;
• принятие подростком усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы в качестве внутренних регуляторов поведения;
• появление позитивного образа собственной этнической группы;
• интеграция позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы;
• активное воспроизводство системы межэтнических отношений.
Достижение подростком сформиро-ванной этнической толерантности зависит от социальной ситуации развития, которая, будучи полиэтнической, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует формированию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нам удалось установить, что 5,8% учащихся из общего числа подростков экспериментальной и 6,2% респондентов контрольной групп демонстриру-
ют высокий уровень сформированное™ этнической толерантности, 37,1% респондентов контрольной и 34,8% респондентов экспериментальной групп продемонстрировали средний уровень формирования этнической толерантности, а 56,7% подростков контрольной и 58% испытуемых экспериментальной групп -низкий уровень. Это, в свою очередь, позволило определить подходы к разработке комплексной программы, нацеленной на формирование у подростков этнической толерантности в условиях образовательного процесса школы. На основании полученных данных нами была определена стратегия организации опытно-экспериментальной работы с подростками экспериментальной группы. Так, задачами работы с группой подростков, обладающих средним уровнем сфор-мированности этнической толерантности, были: изменение представлений об этническом многообразии, формирование позитивного самоотношения и ценностного отношения к этническому многообразию. Задачами работы с группой учащихся, обладающих низким уровнем этнической толерантности, были: внедрение комплексных мер по формированию когнитивного, эмоционально-волевого и конативного компонентов этнической толерантности.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволил утверждать, что сопровождение процесса формирования этнической толерантности подростков на основании выявленных психологических особенностей способствует увеличению у подростков количества смысложизненных ценностей в рамках «обогащения» позитивного ядра, обогащению творческого потенциала; более выраженной становится потребность в самопознании и саморазвитии; повышается уровень удовлетворенности подростка собой и ситуацией реального взаимодействия; устанавливается гармоничное соотношение когнитивного, эмоциональ-
но-волевого и конативного компонентов этнической толерантности; повышает удовлетворенность подростка собой в условиях межэтнического взаимодействия; обеспечивает сформированность способов установления позитивных межэтнических отношений.
Психологическими особенностями формирования этнической толерантности подростков являются:
• наличие у них позитивного образа собственной этнической группы и позитивных ценностных отношений к представителям других этнических групп;
• уровень сформированное™ этнической толерантности личности, обусловленный параметрами сочетания ее содержательных компонентов, обеспечивающих перевод личности на деятельностно-преобразовательный или пас-сивно-принимающий, индифферентный уровень;
• механизм принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, а также комплекс психолого-педагогических условий.
В процессе исследования нами были обоснованы психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности у подростков в образовательном процессе школы, основными среди которых являются:
• развитие позитивно-преобразовательной позиции подростков в межэтнических отношениях на основе безусловного принятия этнодифференцирующих признаков других;
• обучение специфическим способам поведения, способствующим установлению и поддержанию позитивных межэтнических отношений;
• внедрение комплексных мер профилактики интолерантности подростков.
Названные психолого-педагогиче-ские условия могут быть созданы в рамках специальной программы психологического сопровождения формирования этнической толерантности подростков
в образовательном процессе школы, включающей в себя серию теоретических и практических занятий.
Реализация данной программы обеспечила существенные позитивные изменения в критериальных показателях динамики компонентов этнической толерантности у подростков. Рассмотренный потенциал феномена этнической толе-
рантности с точки зрения обеспечения позитивных межличностных отношений личности в условиях полиэтнической среды у подростков может быть реализован при учете комплекса психолого-педа-гогических условий, инициирующих и стимулирующих выход подростка в позитивно-преобразовательную позицию по отношению к этническому многообразию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Асмолов А. Г. Содействие ребенку - развитие личности // Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: 1996. Вып. 6. С. 39-44.
2 Солдатова Г. У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001.