Научная статья на тему 'Психологические особенности детей с косоглазием'

Психологические особенности детей с косоглазием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2505
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жукова Ольга Владимировна, Французова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности детей с косоглазием»

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9.072.43:617.758.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ

О. В. Жукова, Л. В. Французова

Самарская клиническая офтальмологическая больница им. Т. И. Ерошевского, г. Самара

Проведено психологическое обследование до и после хирургического лечения 28 детей с косоглазием в возрасте от 7 до 12 лет. Использовались тесты Лири, Шмишека, проективный рисуночный тест, метод психологической диагностики типов отношения к болезни. Установлено, что тесты Лири, Шмишека и проективный рисуночный тест показали существенные положительные изменения психоэмоционального состояния детей после проведенного хирургического лечения косоглазия. Хирургическое лечение косоглазия необходимо не только для улучшения зрительных функций, но и для оптимизации психологического статуса детей, что создает условия для дальнейшего функционального лечения.

Ключевые слова: косоглазие, психологические особенности.

Введение

Косоглазие — это заболевание, которое не только сопровождается расстройством монокулярных и бинокулярных функций, но и является косметическим недостатком, весьма тягостным в психологическом отношении [1]. Во многих руководствах преобладает точка зрения, что хирургический этап лечения следует проводить только после достаточно длительного ортоптического и пле-оптического лечения, когда острота зрения косящего глаза будет высокой [3]. Данные виды лечения весьма трудоемки и длительны. Порой аппаратное лечение дисбинокуляр-ной амблиопии растягивается на годы, поэтому далеко не все пациенты с косоглазием и их родители добросовестно выполняют рекомендации врачей. В результате острота зрения косящего глаза остается низкой, и оперативное лечение откладывается на неопределенное время. При этом у детей школьного возраста возникают психологические проблемы при общении со сверстниками, и, как следствие, дети чувствуют себя ущербными, отвергнутыми, начинает развиваться

чувство собственной неполноценности. В литературе информации о личностных проблемах детей с диагнозом «косоглазие» практически нет, качество их жизни до операции и после нее не изучено.

Цель исследования — комплексное изучение психологических особенностей детей с косоглазием и изменений личности ребенка в результате хирургического лечения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

исследования

Нами было исследовано 28 детей с различными видами косоглазия. Среди обследованных было 12 мальчиков и 16 девочек в возрасте от 7 до 12 лет. У 18 детей косоглазие было сходящимся с углом девиации от 12 до 20 градусов, у 13 — расходящимся с углом 10—15 градусов. Из 18 детей со сходящимся косоглазием 14 был выполнен первый этап хирургического лечения в возрасте 4—6 лет, сохранился остаточный угол девиации. 4 ребенка со сходящимся косоглазием и все дети с расходящимся косоглазием ранее оперированы не были. Обследование проводилось

Пермский медицинский журнал

2011 том XXVIII № 5

до операции и после нее спустя 8 недель. для психологической диагностики применялись следующие методики: тесты Лири с целью изучения стиля и структуры межличностных отношений, представления ребенка о себе, отношения к самому себе и выявления зоны конфликтов [4]; тест Шмишека для диагностики типа акцентуации личности [5]; проективные рисуночные тесты «дом — дерево — человек» и «Несуществующее животное» [6], а также использовался метод психологической диагностики типов отношения к болезни [2].

В ходе клинико-психологической беседы было выявлено, что контингент детей с косоглазием достаточно разнообразен. Были дети из асоциальных семей, из детских домов, из домов-приютов, из семей, где оба родителя алкоголики; во многих семьях воспитание ребенка шло по типу гипер- или гипоопеки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе обследования при помощи психодиагностических методик были выявлены существенные изменения в психологическом состоянии детей до и после оперативного лечения. Тест «Тип отношения к болезни» проводился только до хирургического вмешательства и выявил, что дети были сосредоточены на субъективных, болезненных ощущениях, стремились постоянно рассказывать о них окружающим. На этом фоне имело место преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий, сочетание желания лечиться и неверия в успех, требование тщательного обследования и боязнь вреда, болезненности процедур.

В результате хирургического лечения у всех детей со сходящимся косоглазием было получено правильное положение глаз. При расходящемся косоглазии правильное

положение глаз было получено у 9 пациентов, у 4 сохранился остаточный угол девиации 7—10 градусов, при этом они были довольны косметическим результатом.

Повторное психологическое тестирование выявило положительную динамику у всех пациентов. Позитивные изменения по данным одного теста выявлены у 3 детей, по данным двух тестов — у 5, у 21 ребенка отмечено улучшение по результатам трех тестов.

По тесту Лири до операции у детей преобладали следующие качества межличностных отношений: скромность, робость, склонность подчиняться более сильному без учета ситуации, отчужденность по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительность. Многие дети искренно считали, что другие всегда правы. После проведенной операции наблюдалась небольшая динамика в лучшую сторону: появление таких качеств личности, как уверенность, упорство в отстаивании своих идей, настойчивость, энергичность.

Акцентуация личности по Шмишеку до операции была следующей: наличие ригидности, инертности психических процессов, тяжести на подъем, долгое переживание травмирующих ситуаций, минорность настроения. дети редко вступали в конфликты, выступая скорее пассивной, чем активной стороной, с охотой уступали лидерство другим людям. После проведенной хирургической операции у детей появилась способность восторгаться, восхищаться, улыбаться.

Наблюдалась динамика и в рисуночных тестах. до операции в рисунках дети использовали только 1—2 цвета, часто преобладал темный цвет (коричневый, черный, темно-синий). Рисунки отличались слабой проработкой деталей, тонкостью линий, часто контуры рисунка только угадывались. По размеру рисунки у большинства детей были достаточно маленькими. Неосознанно в рисунках дети показывали на наличие у себя интро-

клинические исследования

вертированности, скрытности, потребности получать тепло и сердечность от других детей и взрослых, желания уйти, скрыться от какой-либо ситуации, стать невидимыми, ощущения собственной неадекватности в персональных взаимоотношениях (рис. 1). После операции в рисунках появились более яркие тона, дети стали использовать больше цветов. Контуры рисунков стали четкими, детали — хорошо прорисованными. Часто дети использовали весь объем листа для рисования, сам рисунок стал более «добрым» (рис. 2). Все эти признаки говорят о появлении уверенности в себе, раскрепощенности, желании взаимодействовать с окружающим миром.

Р и с. 1. Пациентка К., 9 лет. Рисунок на тему «Несуществующее животное»за 2 дня до операции

Рис. 2. Пациентка К., 9 лет. Рисунок на тему «Несуществующее животное»через 6 недель после операции

В результате проведенной психологической диагностики было выявлено, что психоэмоциональное состояние детей с диагнозом «косоглазие» до и после хирургической операции существенно отличается. Если до операции дети были замкнутыми, застенчивыми, неуверенными в своих возможностях, погруженными в себя, стремились избегать общения со сверстниками, вели малоподвижный образ жизни, то после операции наблюдалась существенная динамика их эмоционального фона в лучшую сторону. В детях появлялись уверенность, дружелюбность, лабильность психики, жажда деятельности, словоохотливость.

Выводы1

1. Косоглазие — тяжелое страдание, вызывающее у детей значительные психоэмоциональные нарушения и ухудшающее качество жизни ребенка.

2. Хирургическое лечение косоглазия необходимо проводить даже при наличии амблиопии, особенно у детей школьного возраста, так как это позволяет нормализовать их эмоциональную сферу, что создает условия для дальнейшего функционального лечения.

Библиографический список

1. Аветисов Э. С. Содружественное косо-глазие/Э. С. Аветисов.— М.: Медицина, 1977.— 312 с.

2. Вассерман Л. И. Методика психологической диагностики типов отношения к болезни: метод. рекомендации/Л. И. Вассерман,— СПб., 1992.— 17 с.

3. Гончарова С. А. Функциональное лечение содружественного косоглазия/С. А. Гончарова, Г. В. Пантелеев.— Луганск: Элтон-2, 2010.— С. 106—113.

Пермский медицинский журнал

2011 том XXVIII № 5

4. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология/Б. Д. Карвасарский.— СПб.: Медицина, 1992.- С. 97—128.

5. Ландольт Э. Альманах психологических тестов/Э. Ландольт— М.: КСП, 1995.— 322 с.

6. Романова Е. С. Графические методы в психологической диагностике/Е. С. Романова, О. Ф. Потомкина— М.: Дидакт, 1991.— С. 112—129.

O. V. Zhukova, L. V. Frantsuzova

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CHILDREN WITH STRABISMUS

Psychological examination of 28 children (aged 7—12) with strabismus before and after surgery was conducted. Leary and Shmishek tests, projective drawing test, psychological

diagnostic method of determining the types of attitude to disease were used. Leary and Shmi-shek tests, projective drawing test were found to demonstrate essential positive changes in psy-choemotional state of children after strabismus surgery. Strabismus surgery is necessary not only for improvement of visual function, but also for optimization of psychological status of children that creates conditions for further functional treatment.

Keywords: strabismus, psychological peculiarities.

Контактная информация: Жукова Ольга Владимировна, канд. мед. наук, зав. детским отделением Самарской клинической больницы им. Т. И. Ерошевского, 443068, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 158, тел. 8 (846) 335-17-66

Материал поступил в редакцию 17.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.