Научная статья на тему 'Психологические особенности детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией'

Психологические особенности детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГИЯ / ESSENTIAL ARTERIAL HYPERTENSIA / CHILDREN / ADOLESCENTS / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поляков В. М., Протопопова О. Н., Тетерина Т. А., Старовойтова Т. Е., Коваль Л. Ж.

В статье приводятся и анализируются результаты психологического исследования, направленного на выявление особенностей межполушарной асимметрии, особенностей эмоциональной и личностной сфер, когнитивной деятельности детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией. Обследовано 239 детей с эссенциальной артериальной гипертензией в возрасте от 11 до 18 лет. Результаты исследования показали, что у детей с ЭАГ отмечаются трудности в формировании межполушарной асимметрии. Изменения в эмоциональной сфере у детей и подростков с ЭАГ проходили в направлении повышения тревожности в сочетании с эмоциональной лабильностью и склонностью к незрелости эмоционального реагирования. Трудности становления когнитивных процессов у детей с артериальной гипертензией были связаны с колебанием активности и явлениями истощаемости во всех видах психической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поляков В. М., Протопопова О. Н., Тетерина Т. А., Старовойтова Т. Е., Коваль Л. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH ESSENTIAL ARTERIAL HYPERTENSIA

In article results of the psychological research directed on revealing of features interhemispheric asymmetry, features of emotional and personal spheres, cognitive activity of children and adolescents with essential arterial hypertensia are analyzed. 239 children with essential arterial hypertensia aged from 11 till 18 years are surveyed. Results of research have shown, that in children with essential arterial hypertensia difficulties in formation of interhemisphere asymmetry are marked. Changes in emotional sphere in children and adolescents with essential arterial hypertensia were characterized by increase of uneasiness in a combination of emotional lability and propensity to immaturity of emotional reaction.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией»

УДК 616.12-008.331.1

Б.М. Поляков, О.Н. Протопопова, Т.А. Тетерина, Т.Е. Старовойтова, Л.Ж. Коваль

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН (Иркутск)

В статье приводятся и анализируются, результаты психологического исследования, направленного на выявление особенностей межполушарной асимметрии, особенностей эмоциональной и личностной сфер, когнитивной деятельности детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией. Обследовано 239 детей с эссенциальной артериальной, гипертензией в возрасте от. 11 до 18 лет. Результаты, исследования показали, что у детей с ЭАГ отмечаются. трудности в формировании, межполушарной асимметрии. Изменения в эмоциональной сфере у детей и. подростков с ЭАГ проходили, в направлении повышения, тревожности в сочетании с эмоциональной, лабильностью и. склонностью к незрелости эмоционального реагирования. Трудности становления, когнитивных процессов у детей с артериальной, гипертензией были, связаны с колебанием, активности и. явлениями истощаемости во всех видах психической деятельности.

Ключевые слова: артериальная гипертензия, дети, подростки, психология

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH ESSENTIAL ARTERIAL HYPERTENSIA

V.M. Polyakov, O.N. Protopopova, T.A. Teterina, T.E. Starovojtova, L.Zh. Koval

Scientific Center of Medical Ecology ESSC SB RAMS, Irkutsk

In article results of the psychological research directed on revealing of features interhemispheric asymmetry, features of emotional and personal spheres, cognitive activity of children and adolescents with essential arterial hypertensia are analyzed. 239 children with essential arterial hypertensia aged from 11 till 18 years are surveyed. Results of research have shown, that in children with essential arterial hypertensia difficulties in formation of interhemisphere asymmetry are marked. Changes in emotional sphere in children and adolescents with, essential arterial hypertensia were characterized by increase of uneasiness in a combination, of emotional lability and propensity to immaturity of emotional reaction.

Key words: essential arterial hypertensia, children, adolescents, psychology

Цели исследования: выявить психологические особенности детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выявить особенности процессов латерали-зации у детей и подростков с ЭАГ.

2. Выявить особенности эмоциональной и личностной сфер детей с ЭАГ и сопоставить со здоровыми детьми.

3. Выявить особенности когнитивных процессов у детей и подростков с ЭАГ.

4. Изучить психологические механизмы ЭАГ на разных этапах онтогенеза.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы провели обследование 239 детей с ЭАГ, контрольную группу составили 202 практически здоровых ребенка. Возраст обследуемых детей с ЭАГ составил от 11 до 18 лет. Всех детей мы разделили на 2 возрастные группы:

. дети от 11 до 14 лет — 94 чел.

• дети от 15 до 18 лет — 145 чел.

В возрастной группе от 15 до 18 лет детей с ЭАГ почти в 1,7 раза больше, чем в группе от 11 до 14 лет. Таким образом, ЭАГ встречается в 1,7 раза чаще у детей от 15 до 18 лет, чем у детей от 11 до 14 лет.

Распределение по полу в основной группе имеет значительное отличие: ЭАГ в 4,2 раза чаще встречается у мальчиков, чем девочек.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе над данной темой применялись следующие методы исследования.

I. Клиническое наблюдение.

II. Нейро- и патопсихологическое исследование.

III. Психодиагностические тесты, направленные на изучение особенностей в.п.ф., эмоционально- личностной сферы и особенностей когнитивных процессов.

1. Методы, направленные на изучение особенностей когнитивной сферы включали в себя исследование:

. функциональной межполушарной асимметрии;

. процессов внимания (Таблицы Шульте, корректурные пробы);

. особенностей слухоречевой и зрительнопространственной памяти (запоминание и воспроизведение три по три слова, заучивание пять слов в порядке предъявления, заучивание десяти слов, запоминание и воспроизведение трудно вербализуемых фигур);

. особенностей речи (на основе данных методики 60 слов, составление рассказа по теме);

. особенностей мышления (исключение четвертого лишнего, классификации, пиктограмма).

2. Изучение особенностей эмоциональной и личностной сферы производилось с помощью следующих методик:

• Патохарактерологический опросник А. Личко;

. Модифицированная методика Шмишека —

Миллера «Акцент-2-90»;

. Цветовые выборы М. Люшера;

• Портретные выборы Л. Сонди;

. Рисуночные тесты (дом, дерево, человек; несуществующее животное, моя семья).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения межполушарной асимметрии применялся комплекс методик, направленных на выявление функций в двигательной, слуховой, зрительной сферах.

Необходимо отметить, что выполнение этих тестов мало зависит от средовых воздействий в отличие от данных, получаемых с помощью опросников, или таких, где социальное давление очевидно.

Полученные результаты о состоянии функциональной межполушарной асимметрии были дополнены данными, полученными при проведении ней-ропсихологического исследования, при этом учитывались особенности выполнения заданий правой и левой руками в реципрокной пробе, пробе на выявления состояния динамического праксиса и пракси-са позы, а также воспроизведения ритмических структур. На основании полученной комплексной оценки все дети были разделены на левшей, правшей и амбидекстров (смешанный тип).

Рис. 1 демонстрирует особенности становления ФАМ (функциональной асимметрии мозга) в выборке детей с артериальной гипертензией. Мы видим, что достаточно высокий удаленный вес амбидекстров и детей с доминированием левых латеральных признаков в группе детей-гипертони-ков (по сравнению с контрольной группой) может свидетельствовать о замедленном темпе в становлении ФАМ (функциональной асимметрии мозга).

Особенности латерализации не могли не сказаться на развитии эмоционально-личностной сферы у детей и подростков с ЭАГ.

Эмоциональная сфера у детей с ЭАГ по сравнению с контрольной группой характеризовалась повышенной тревожностью, а в сочетании с эмоциональной лабильностью, склонностью к депрессивным и аффективным реакциям (рис. 2). При этом у каждого пятого пациента отмечалась незрелость эмоционального реагирования. В поведении таких детей отмечались повышенная реактивность, раздражительность, напряженность, нетерпеливость и избыток побуждений. С возрастом, параллельно с развертыванием клинической картины ЭАГ, у подростков увеличивались реактивность при сохранении напряженности и усилении тревоги.

Исследование личностных особенностей осуществлялось с применением клинического наблюдения, рисуночных тестов, опросников «Акцент 280» и Шмишека — Миллера патохарактерологического диагностического опросника А. Личко.

Из рис. 3 видно, что у детей с ЭАГ отмечается высокий уровень мотивации достижений и повышенная склонность к манипулятивному поведению, встречающаяся в 2 раза чаще в группе детей с ЭАГ.

Контрольная группа 58,9%

24,1%

17%

Дети с ЭАГ

43,6%

36,2%

20,2%

0 Правши □ Левши д Амбидекстры

Рис. 1. Особенности процессов латерализации у детей с ЭАГ

Ш Контрольная группа И ЭАГ

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

° 3 4 5

*| Высокая мотивация достижений

2 Высокая склонность к манипулятивному поведению

3 Сенситивность, чувствительность

4 Склонность к дисморфореакциям

5 Снижение реакции эмансипации

6 Снижение устойчивости к стрессу

Рис. 3. Личностные особенности детей с ЭАГ.

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

82

7

П Контрольная группа 0 ЭАГ

13

Я

Повышенная Эмоциональная Склонность Склонность к Незрелость

тревожность лабильность к депрессивным аффективным эмоционального

состояниям реакциям реагирования

Рис. 2. Особенности эмоциональной сферы у детей и под-

ростков с ЭАГ

0

5

1

Ф

I

12

10

8

6

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

■ Контрольная группа □ ЭАГ

==11—II- -41 II-

4Н т 'ТТ

1234 56789 10

Номер предъявления

Рис. 4. Особенности заучивания десяти слов у детей с ЭАГ

У детей с ЭАГ преобладают также показатели повышенной сенситивности, чувствительности и склонности к дисморфореакциям. На этом фоне у детей с ЭАГ происходит снижение реакций эмансипации (в 1,8 раза) и устойчивости к стрессу (в 2 раза) по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, особенности формирования личности у детей с ЭАГ характеризовались высокой мотивацией достижений в сочетании с задержкой реакции эмансипации и, как следствие этого, снижение устойчивости к стрессу.

Исследование памяти в слухоречевой модальности проводилось с помощью методики заучивания 10 слов. Кривая заучивания 10 слов (рис. 4) отражает неустойчивость и легкую истощаемость процессов запоминания у детей с ЭАГ, но мнести-ческая деятельность остается сохранной.

Объем оперативной памяти у детей с ЭАГ — 5 слов, что составляет нижнюю границу нормы. Стратегия запоминания активная. Весь объем не воспроизвели, имеются проявления неустойчивости и ригидности.

Вариативность оперативной памяти у детей с ЭАГ снижена в силу эмоциональной неустойчивости, колебаний работоспособности.

ВЫВОДЫ

Комплексное психологическое исследование показало, что формирование психической дея-

тельности у детей с ЭАГ протекает на фоне функциональной недостаточности глубоких медиоба-зальных (диэнцефальных) систем головного мозга и замедления темпа латерализации функций, которые, в первую очередь, отражаются в колебании уровня активности и астенизации психических процессов, особенностях эмоциональных реакций и личностного развития. В этих условиях возникает повышенная чувствительность к действию неблагоприятных социальных или других стрессовых факторов у детей и подростков с формирующейся ЭАГ.

Проведенное исследование позволило сделать выводы: у детей с ЭАГ, начиная с раннего онтогенеза, отмечаются трудности в формировании меж-полушарной асимметрии. В группе детей-гиперто-ников накапливаются леволатеральные и амбидек-стральные признаки.

Изменения в эмоциональной сфере у детей и подростков с ЭАГ проходили в направлении повышения тревожности в сочетании с эмоциональной лабильностью и склонностью к незрелости эмоционального реагирования.

Отличительным признаком у этих детей была повышенная склонность к депрессивным состояниям, возникающим на различные, в том числе школьные, нагрузки.

Особенности развития личности детей и подростков с ЭАГ характеризовались сочетанием вы-

сокой мотивированности достижений, склонности к манипулятивному поведению с одновременной задержкой реакций эмансипации, что еще раз подчеркивало их чувствительность к стрессовым воздействиям.

Трудности становления когнитивных процессов были связаны с колебанием активности и яв-

лениями истощаемости во всех видах психической деятельности.

Выявленные особенности психического развития детей с ЭАГ свидетельствуют о снижении их адаптивных возможностей, повышению чувствительности к действию неблагоприятных факторов и заметному снижению стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.