Научная статья на тему 'Психологические особенности будущей профессиональной деятельности специалистов социономического профиля'

Психологические особенности будущей профессиональной деятельности специалистов социономического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1397
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТ / SOCIONOMIC PROFESSION / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаев В. П.

Статья посвящена исследованию специфики профессиональной будущих специалистов социономического профиля. Особое внимание уделяется профессиональной компетенции врачей и практических психологов, без которой, на взгляд автора, не может быть профессионального будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исаев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES FUTURE PROFESSIONAL PROFILE OF SPECIALISTS SOCIONOMIC

The article is devoted to the specific professional future professionals socionomic specialties. Particular attention is paid to the professional competence of a doctor and a practical psychologist, without which the author's view, can not be a future professional roles.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности будущей профессиональной деятельности специалистов социономического профиля»

в курируемой группе, с целью снизить такие недостатки учебного процесса, как излишне быстрый темп изложения учебного материала на некоторых лекциях, недостаточная его конкретность, малое число примеров и т.д.

В связи с этим преподавателям могут быть даны советы снизить темп изложения нового материала, осуществлять поиск более эффективных форм чтения лекций, конкретизировать материал, увеличить число примеров и т.д. Практическая работа по изучению студентов и управлению ими должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические занятия по предмету, дающему на I курсе наибольший отсев.

Индивидуальный подход является высокодейственным средством повышения успеваемости и предупреждения отсева студентов. Для повышения успеваемости и предотвращения отсева необходимы не только методы изучения личности, но и методы стимулирования мыслительной активности студентов, способствующие лучшему усвоению учебной информации. Без интеллектуальной активности невозможно полноценное усвоение материала, да и способности слабых и средних студентов часто не, развиты оттого, что их не побуждают к энергичной интеллектуальной деятельности.

Для стимулирования интеллектуальной активности может применяться целенаправленно организованное общение, ставящее студента в такую активную позицию. Важное значение для повышения активности имеет моральное и материальное поощрение. Студенты, окончившие семестр на «отлично» и имеющие на протяжении семестра достижения в виде участия и побед во Всероссийских конкурсах, большого количества публикаций, прежде всего, в журналах ВАК, международных журналах и конференциях, на конкурсной основе получают дополнительные стипендии, размер которых является серьёзным материальным стимулированием для дальнейшей деятельности.

В Ставропольском государственном аграрном университете и Северо-Кавказский федеральном университете постоянно

Библиографический список

происходит награждение лучших студентов по итогам смотров-конкурсов и т.д. По окончанию семестров проводятся традиционные встречи с проректорами по научной и воспитательной работе, на которые приглашаются студенты, показавшие лучшие результаты по успеваемости и участию в общественной, научной и спортивной деятельности.

Определённая роль в повышении академической успеваемости и учебной дисциплины студентов отводится работе с родителями, которую совместно проводят факультеты и кураторы. Причем эта работа не ограничивается информированием родителей об успеваемости и посещаемости их детей, она касается оказания помощи и в других проблемах воспитания. Большое внимание в решении проблемы повышения успеваемости и учебной дисциплины студентов отводится работе кураторов с группой и индивидуально с отдельным студентом. Факультетами в целях повышения успеваемости и учебной дисциплины студентов используются различные формы воспитательного воздействия, направленные на информирование, стимулирование и контроль. Студентов 1 курса знакомят с Уставом вуза, его структурой, правилами внутреннего распорядка, знакомят с правами и обязанностями, особенностями обучения и т.д.

Значимым направлением работы в вузе со студентами является также формирование профессиональной направленности. В вузах постоянно проводятся мероприятия, направленные на повышение интереса к профессии: встречи с выпускниками, занимающими руководящие должности, работодателями, проводятся презентации кафедр, различных социальных программ и т.п.).

Таким образом, организация работы по повышению успеваемости студентов является комплексной и требует с одной стороны системного подхода, а с другой, индивидуального подхода с продуманным комплексом мероприятий по активизации и поощрению студентов.

1. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособ. / под. ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д., 2002.

2. Мамаев, И.И. Современные подходы реализации контроля качества высшего профессионального образования / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Вестник университета (ГУУ). - М., 2012.

3. Мамаев, И.И. Информационно-обучающая среда вуза как средство повышения эффективности образовательного процесса / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2(39).

Bibliography

1. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posob. / pod. red. M.V. Bulanovoyj-Toporkovoyj. - Rostov n/D., 2002.

2. Mamaev, I.I. Sovremennihe podkhodih realizacii kontrolya kachestva vihsshego professionaljnogo obrazovaniya / I.I. Mamaev, V.P. Shibaev // Vestnik universiteta (GUU). - M., 2012.

3. Mamaev, I.I. Informacionno-obuchayuthaya sreda vuza kak sredstvo povihsheniya ehffektivnosti obrazovateljnogo processa / I.I. Mamaev, V.P. Shibaev // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 2(39).

Статья поступила в редакцию 03.07.13

УДК 159.9

Isaev V.P. PSYCHOLOGICAL FEATURES FUTURE PROFESSIONAL PROFILE OF SPECIALISTS SOCIONOMIC.

The article is devoted to the specific professional future professionals socionomic specialties. Particular attention is paid to the professional competence of a doctor and a practical psychologist, without which the author's view, can not be a future professional roles.

Key words: socionomic profession, professional competence, student.

В.П. Исаев, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород, Е-mail: IVP_1974@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена исследованию специфики профессиональной будущих специалистов социономического профиля. Особое внимание уделяется профессиональной компетенции врачей и практических психологов, без которой, на взгляд автора, не может быть профессионального будущего.

Ключевые слова: социономические профессии, профессиональная компетентность студент.

Будущий психолог, согласно классификации Е.А. Климова, людьми, постоянное общение и взаимодействие в ходе профес-относится к профессии типа «человек-человек», то есть социо- сиональной деятельности. Профессия данного типа связана номической профессии и предполагает постоянную работу с с психологической поддержкой, помощью и сопровождением.

Деятельность практического психолога предполагает наличие определенных склонностей, способностей и профессионально значимых качеств. Среди общих склонностей можно выделить: позитивное восприятие мира, альтруистическую направленность, желание работать с людьми и для них, умение слушать и слышать собеседника, а также самому ясно и последовательно излагать свои мысли, умение знакомиться и общаться с новыми людьми, а также желание и склонность организовывать деятельность других людей и т.д. Среди профессионально значимых качеств можно отметить: сензитивность, внимательность, эмоциональную устойчивость, толерантность, гибкость, эмпатию, наблюдательность, быстроту принятия решений, организаторские и коммуникативные способности.

Специфика социономических профессий заключается в том, что в профессиях данной группы человек или общность людей выступает не как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности. Анализируя предмет труда представителей социономичес-ких профессий, Р.Д. Каверина отмечает, что «важно говорить

о том, к каким характеристикам человека - индивидным, возрастно-половым; личностным; социально-психологическим; субъектным обращено внимание исследователя». Автор считает, что: «в качестве характеристик, отражающих предмет труда представителей социономических профессий, можно выделить: элементы внешнего облика человека (рост, телосложение, осанка, одежда, прическа); элементы экспрессии (мимика, пантомимика, интонация речи); характеристики социально-групповой принадлежности (пол, возраст, один человек, постоянная группа людей, коллектив, поток людей); свойства личности (отношение к людям, общие, специальные способности, потребности, интересы); особенности психических состояний; характеристики познавательных и эмоционально-волевых процессов» [1].

В качестве критериев, позволяющих отнести профессию к группе социономических, выступают также: цели деятельности (например, управление, оценивание, контроль, воспитание, обслуживание); средства деятельности (вербальные, невербальные формы воздействий, опосредованные и непосредственные контакты); условия труда (технико-экономические, режимно-гигиенические, социально психологические), функции, осуществляемые работником.

Социономические профессии отличаются отсутствием жестких и единых требований к продукту труда, самому процессу профессиональной деятельности. Одновременно с этим к представителям данных профессий предъявляются повышенные требования, поскольку объектом труда являются другие люди. В связи с особым объектом труда у специалистов социономи-ческих профессий возникают и соответствующие функции.

Р.Д. Каверина считает, что «в качестве основных и наиболее важных функций работника профессий типа человек-человек следует рассматривать оценку состояния социальных объектов, руководство людьми, обучение, воспитание, информационное, социально-бытовое, медицинское обслуживание людей» [1].

Таким образом, специфика социального объекта и предмета деятельности, а также различие в осуществляемых человеком функциях позволяют говорить о том, что класс социономи-ческих профессий является неоднородным и включает в себя разные типы профессий, предъявляющие к человеку различные психологические требования.

Социономические профессии предполагают и особый тип взаимодействии, так называемое «помогающее поведение». К. Роджерс «помогающими» называет такие отношения, в которых «...по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими» [2].

Lawrence M. Brammer и GingerMacDonald выделяют структурированную и неструктурированную помогающую деятельность. К структурированной относится помогающая деятельность как профессия и волонтерская работа. К неструктурированной

- дружба, семья, общество (например, в форме групп самопомощи) [3].

Помощь универсальна и присутствует везде, где люди вступают друг с другом в отношения.

Особенностью социономических профессий является то, что «помогающая деятельность» становится главным элементом профессиональной деятельности. То есть неструктурированная помощь становится структурированной (иначе говоря, помогающая деятельность становится помогающей профессией), когда

субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки.

Мы остановимся на рассмотрении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий, чья деятельность как форма самореализации личности обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему объекту, то есть профессии, имеющие деонтологический статус.

Деятельность специалиста социономической профессии направлена к достижению таких общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, развитие личности, получение образования и т.д.

Примером такого рода профессий являются деятельность практических психологов и медицинских работников. Мы посчитали возможным, рассматривать эти две специальности, относящиеся к социономическим профессиям, ввиду того, что объектом деятельности данных специалистов, является человек, обратившийся за помощью.

Межличностный контакт в работе врача и психолога затрагивает важнейшие ценности человеческого бытия - жизнь, физическое и психическое здоровье, права человека, поэтому личность специалистов данного профиля - важнейший инструмент профессиональной деятельности.

Отношения учителя и ученика, психотерапевта и клиента, врача и больного содержат в себе массу неклассифицируемых и неизмеряемых явлений: сочувствие, личная вовлеченность, намерения, интуиция, человечность.

Большинство исследователей проблем эффективной профессиональной деятельности специалистов социономических профессий, обращают внимание на наличие определенных специальных способностей к данному виду деятельности.

Е.П. Ермолаева отмечает, что «в социально значимых профессиях, в комплексе нормативных требований центральное место занимают этико-деонтологические требования к профессионалу...». Для социономов «важны как гласные, формализованные этические нормы, так и негласные, неформальные, не зафиксированные в документах, но реально существующие и предъявляемые профессионалу его окружением» [4].

Так А.А. Водяха пишет, что «характер профессиональной деятельности врача обусловлен совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, которые оказывают решающее воздействие на формируемую им систему отношений. В процессе профессиональной деятельности человека происходит окончательное закрепление тех или иных ценностей в структуре его индивидуальности» [5].

О.Н. Доценко отмечает, что: «наиболее выражена значимость эмоциональных переживаний, которые человек испытывает в процессе профессиональной деятельности, в работе врача и учителя, <...> посредством эмоциональных переживаний человек субъективно выделяет события, которые затрагивают его ценностные ориентации и устремления» [6].

В.В. Милакова отмечает, что «базовой характеристикой, «фундаментом» помогающих профессий социономического типа является просоциальная активность личности, берущая свое начало в обыденной, повседневной жизни, однако успешно преобразовавшаяся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность» [7].

В.В. Болучевская, в проведенном ею исследовании, отмечает, что «направленность на альтруизм у студентов, выбравших помогающие специальности, выражена сильнее, нежели на эгоизм, что говорит о внутренней готовности помогать людям. В меньшей степени эти люди ориентированы на власть и деньги» [8].

Среди мотивов выбора социономических профессий наиболее часто встречаются: личные склонности, династическая принадлежность (врачи, учителя), престижность (менеджер, юрист). В идеальном представлении в иерархии потребностей и мотивов педагогов, врачей, психологов и т.п. материальная составляющая отходит на задний план.

Анализируя исследования, посвященные профессиям типа «человек-человек», можно констатировать тот факт, что в основном уделяется внимание мотивам выбора профессии. Нас же интересует изучение духовно-нравственной составляющей у специалистов выбравших социономические профессии.

Деятельность настоящего профессионала обязательно включает в себя «компоненты научной компетентности и добродетели» [9].

Так для врача, как представителя самой гуманной профессии, имеется определенный свод морально-нравственных

правил, от соблюдения которых напрямую зависит успешность лечения.

Духовно-нравственное сознание врача повышает ценность общения между врачом и больным и обладает большими психотерапевтическими возможностями. «Морально-этическое чувство долга, развитое эмоциональное восприятие, которое формируется врачебной этикой и эстетикой на основе принципов медицинской психологии - важнейшие факторы гуманизма медицины. Духовно-нравственный идеал в здравоохранении культивирует у врача эмоциональную восприимчивость, честность и чуткость, без которых невозможны взаимоотношения врача и больного. Культура чувств, сопереживание, выполнение долга

- все это составляет морально-эстетическую основу профессии врача» [10].

«Нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм» [11].

Роберт Вич (1992) описал четыре модели отношений врач-пациент: техническую, патерналистскую (сакральную), коллегиальную и контрактную [3]. Впоследствии к ним добавилась пятая (договорная) модель.

1. Патерналистская (от латинского pater - отец) - модель характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам как родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть ответственности на себя.

2. Инженерная - модель характеризуется тем, что выявляются и восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется.

3. Коллегиальная - модель характеризуется полным взаимным доверием медперсонала и пациентов. Стремясь к общей цели, врач или медсестра становятся «друзьями» больного.

4. Контрактная - модель, которая выглядит как юридически оформляемый договор с пациентом. Именно эта модель предполагает последовательное уважение прав пациента.

5. Договорная модель представляет собой сплав положительных особенностей двух предыдущих моделей. Договор врача и пациента строится на принципах взаимного согласия и доверия, поэтому врач не может расторгнуть его в одностороннем порядке. Такая модель менее формальна и более человечна. Она подразумевает моральную чистоплотность и пациента, и врача.

В технической и патерналистской моделях врачебное сознание и деятельность деэтизируются, а морально-нравственные нормы - деформируются.

Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности специалистов социономических профессий, деформирует их моральные установки и препятствует нахождению правильных ответов на вопросы морали. Им становится труд-

нее исполнять свои моральные обязательства по отношению к коллегам, пациентам, ученикам и т.д. и их родственникам.

Суть этих моральных обязательств изложена в основных принципах биомедицинской этики [12]: 1) принцип уважения автономии личности; 2) принцип милосердия; 3) принцип «не навреди»; 4) принцип справедливости; 5) принцип правдивости; 6) принцип конфиденциальности.

В идеале эти принципы должны являться нравственным стержнем отношений не только «врач - пациент», но и «учитель-ученик», «психолог-пациент», «социальный работник-человек попавший в трудную жизненную ситуацию» и т.д.

Так в должностной инструкции говориться: «Социальному работнику необходимо обладать отзывчивостью, способностью к сопереживанию (эмпатии), коммуникабельностью, аккуратностью, честностью и организованностью. Также для социального работника важны чувство такта и сдержанность».

В контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных.

Н.В. Марьясова отмечает: «Одной из широко обсуждаемых тем является так называемое «самосгорание» - понятие, включающее в себя спектр психологических проблем у лиц помогающих профессий. <...> Неосуществленные ожидания вызывают кризис, который проявляется двояко: личность продолжает выполнять порученное, превозмогая возрастающее истощение, либо начинает действовать автоматически, соответственно своей социальной роли врача, учителя, священника Основой помощи при подобных состояниях является принятие личностью «позитивной оставленности», что соответствует традиционному «преданию себя Божией воле» [13].

Возможно принцип «предания себя Божьей воле», и есть тот механизм который помогает человеку быстрее преодолеть конфликт между «реальным и идеальным», пережить несбыв-шиеся ожидания. Но с другой стороны, прямое следование данному принципу, может привести к развитию в человеке бездействия, безинициативности. Для сохранения профессиональной активности необходима «золотая середина», которая достижима только с опорой на большой духовно-нравственный опыт.

Таким образом, профессиональная деятельность специалистов социономических профессий, это деятельность, при которой профессиональные компетенции осознанно используются специалистом (при непосредственном взаимодействии с человеком, обратившимся за помощью), с целью оказания физической, социальной и психологической помощи обратившемуся, для улучшения качества его жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Каверина, РД. Мир профессии. Человек - техника / тест. РД. Каверина. - М., 1988.

2. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореа-

лизации личности / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997.

3. Lawrence, M. Brammer, Ginger MacDonald, Helping Relationship, The: Process and Skills, 1998.

4. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. - 2001. - №4.

- Т. 22.

5. Водяха, А.А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Хабаровск, 2009.

6. Доценко, О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.

7. Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань, 2007.

8. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. - Волгоград, 2010.

9. Распоряжение префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 г. № 2764 «Об окружной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в юго-восточном административном округе Москвы» на 2008-2010 г.г.»

10. Лисицын, Ю.П. Медицина и гуманизм / Ю.П. Лисицын, А.М. Изуткин, И.Ф. Матюшин. - М., 1984.

11. Силуянова, И.В. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты врача // Вестник РАМН. - 1997. - № 8.

12. Кудрявая, Н.В. Врач-педагог в изменяющемся мире. Традиции и новации / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова // Проблемы деонтологичес-

кого воспитания и нравственного развития студентов-медиков [Э/р]. - Р/д: http://nashaucheba.ru

13. Марьясова, Н.В. Духовность в контексте психологического анализа (Личностный аспект): дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск,

2004.

Bibliography

1. Kaverina, R.D. Mir professii. Chelovek - tekhnika / cost. R.D. Kaverina. - M., 1988.

2. Grishina, N.V. Pomogayuthie otnosheniya: professionaljnihe i ehkzistencialjnihe problemih // Psikhologicheskie problemih samorealizacii lichnosti / pod red. A.A. Krihlova, L.A. Korostihlevoyj. - SPb., 1997.

3. Lawrence, M. Brammer, Ginger MacDonald, Helping Relationship, The: Process and Skills, 1998.

4. Ermolaeva, E.P. Professionaljnaya identichnostj i marginalizm: koncepciya i realjnostj // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2001. - №4. - T. 22.

5. Vodyakha, A.A. Cennostno-smihslovihe komponentih professionaljnoyj identichnosti vracha: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Khabarovsk, 2009.

6. Docenko, O.N. Ehmocionaljnaya napravlennostj predstaviteleyj socionomicheskikh professiyj s razlichnihm urovnem vihgoraniya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2008.

7. Milakova, V.V. Psikhologicheskie osobennosti professionaljnogo samoopredeleniya buduthikh specialistov pomogayuthikh professiyj socionomicheskogo tipa: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. - Astrakhanj, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Boluchevskaya, V.V. Professionaljnoe samoopredelenie buduthikh specialistov pomogayuthikh professiyj: monografiya. - Volgograd, 2010.

9. Rasporyazhenie prefekta YuVAO g. Moskvih ot 27.12.2007 g. № 2764 «Ob okruzhnoyj celevoyj programme «Dukhovno-nravstvennoe vospitanie

i razvitie deteyj i molodezhi v yugo-vostochnom administrativnom okruge Moskvih» na 2008-2010 g.g.»

10. Lisicihn, Yu.P. Medicina i gumanizm / Yu.P. Lisicihn, A.M. Izutkin, I.F. Matyushin. - M., 1984.

11. Siluyanova, I.V. Biomedicinskaya ehtika kak forma professionaljnoyj zathitih vracha // Vestnik RAMN. - 1997. - № 8.

12. Kudryavaya, N.V. Vrach-pedagog v izmenyayuthemsya mire. Tradicii i novacii / N.V. Kudryavaya, E.M. Ukolova // Problemih deontologicheskogo vospitaniya i nravstvennogo razvitiya studentov-medikov [Eh/r]. - R/d: http://nashaucheba.ru

13. Marjyasova, N.V. Dukhovnostj v kontekste psikhologicheskogo analiza (Lichnostnihyj aspekt): dis. ... kand. psikhol. nauk. - Khaba-rovsk, 2004.

Статья поступила в редакцию 17.07.13

УДК 372.3/ 4

Polshchikova L.A. ENRICHMENT OF LEGAL EDUCATION OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE BY IDEAS OF THE NATURAL RIGHT. In work the concept maintenance «the natural right» which it is presented in a context of legal education is considered. The maintenance of educational area «socialization» taking into account ideas of the natural right, including когнитивный, emotionally-valuable and behavioral - activitycomponents is described.

Key words: the natural right, legal education cognitive, emotionally-valuable behavioral- activity and components.

Л.А. Польщикова, аспирант каф. естествознания и методики его преподавания в начальных классах,

Уральский гос. педагогического университета, г Екатеринбург, E-mail: 66_pla@rambler.ru

ОБОГАЩЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИДЕЯМИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

В работе рассматривается содержание понятия «естественное право», которое представлено в контексте правового воспитания. Описано содержание образовательной области «социализация» с учетом идей естественного права, включающая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты.

Ключевые слова, естественное право, правовое воспитание, когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты.

В современной России правовые знания нужны любому человеку, потому что без юридически грамотных людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить правовое, демократическое, справедливое государство. Руководством страны выражена твердая политическая воля относительно преодоления правового нигилизма и повышения правовой культуры населения. Она отражена в целом ряде выступлений Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на различных форумах, в его постановлениях Федеральному Собранию Российской Федерации, политико-правовых и законодательных актах. Президент В.В. Путин также неоднократно подчеркивал необходимость моральных ценностей и диктатуры закона как условий существования и развития общества.

Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан определяют следующие меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения: 1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности; 2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий.

Исследование проблемы правового воспитания детей предполагает раскрытие сущности понятия «естественное право», его основных идей. Специальное научное педагогическое исследование приводит нас к необходимости обращения к философии, социологии, педагогике, поскольку содержание понятия

«естественное право», его особенности, принципы можно постичь посредством использования готовых результатов, полученных данными науками.

Естественное право явилось основной базой прав человека, закрепленных в современных международных актах: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и т.д. В связи с этим право претендует на роль универсального средства регулирования общественных отношений, является объективной потребностью человеческого бытия и социальных ценностей. Поэтому необходимо определить его сущностные основания. Остановимся лишь на некоторых аспектах указанной проблемы.

Понятие «естественное право» принадлежит к числу самых древних категорий философии, определялось еще античными философами как совокупность вечных норм правды (Демокрит); критерий справедливости в этике, политике, законодательстве, где справедливость является договором, согласно которому люди не должны «вредить друг другу и терпеть вреда» (М. Цицерон) и т.д.

Многозначность идей естественного права и неустойчивость терминологии привели к тому, что в разные эпохи этому понятию придавался различный смысл. Среди наиболее распространенных терминов бытовали такие выражения как «право природы», «закон природы», «естественный закон» и др. Также затруднена типология естественного права, так как способы его толкования меняются в зависимости от того, что считается естественным и что правым. Так, Гроций Гуго де Грот, теоретик естественного права, определил понятие «естественное право» как «правила нравственных поступков, которые являются для индивидов обязательными». По мнению Г. Гроция, необходима обязанность, потому что советы и наставления не имеют обязательной силы, поэтому «заслуживают» названия закона или права [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.