Научная статья на тему 'Психологические основы воздействия на массовое сознание'

Психологические основы воздействия на массовое сознание Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1587
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАССОВОСТЬ ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / PSYCHOLOGICAL INFLUENCE / MASS CONSCIOUSNESS / MASS SOCIETY / POLITICAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алгазина А. А., Ражина Н. Ю.

Рассматриваются условия, способствующие эффективности психологического воздействия на массовое сознание в современном обществе. Авторы обозначили проблему развития личности в условиях массового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological guidance for the influence on mass consciousness

The article offers to focus on the conditions that provide the efficiency of psychological influence on mass consciousness in the modern society. The authors specify a personal development problem in the conditions of a mass society.

Текст научной работы на тему «Психологические основы воздействия на массовое сознание»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 268-270.

УДК 32.019.51 + 159.9

А.А. Алгазина, Н.Ю. Ражина

Омская государственная медицинская академия Росздрава

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Рассматриваются условия, способствующие эффективности психологического воздействия на массовое сознание в современном обществе. Авторы обозначили проблему развития личности в условиях массового общества.

Ключевые слова: психологическое воздействие, массовое сознание, массовость общества, политическая сфера.

В связи с заявленной необходимостью модернизации социальной, экономической и политической сфер российского общества возникает вопрос о способности объективного, критичного осознания настоящей ситуации и тенденций ее развития. Успешность модернизации не связана напрямую со степенью либерализации общественной жизни, т.е. не предполагается, что общество будет являться инициатором этих процессов - в модернизированное будущее нас поведет кто-то, кто в состоянии адекватно оценить ситуацию. В этой связи особое значение приобретает глубокое и разностороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поведение людей. Это знание, в свою очередь, позволяет оказывать психологическое воздействие, осуществляемое в различных формах (массовых, групповых, межличностных и т.п.), с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, внушение, эмоциональное заражение).

Анализ современной социально-политической ситуации как в нашей стране, так и за ее пределами позволяет констатировать тот факт, что общество перестало де-факто выступать в качестве субъекта политики. Сейчас сущностной характеристикой общества является массовость. В этом случае под «обществом» мы понимаем простую совокупность людей, связь между которыми носит спонтанный, а соответственно, неустойчивый характер. Принимая во внимание этот факт, можно говорить, что мы имеем дело с массой/толпой. Толпа для отдельного человека (представителя большинства) продуцирует состояние психологического комфорта, характеризующееся ощущением безопасности пребывания в этом пространстве, так как индивид является обезличенным, а значит, избавлен от чувства ответственности за свои поступки. Если к вышесказанному добавить еще и влияние фактора каскадного развития информационных технологий, то можно выявить причину отхода общества от политической субъектности (фактически) и перехода в разряд объектов воздействия, т. е. в состояние, когда утрачивается самостоятельность и критичность мышления. Именно таким обществом легче всего управлять, осуществляя психологическое воздействие на его представителей.

© А А. Алгазина, Н.Ю. Ражина, 2011

Психологические основы воздействия на массовое сознание

269

Многочисленные экспериментальные исследования и социальная практика убеждают в том, что более совершенное знание и более глубокое проникновение в самые интимные механизмы психической природы человека не означает того, что эти научные открытия будут использоваться во благо человечества. С учетом последних достижений психологической теории были разработаны и продолжают совершенствоваться современные методы индокринации и конверсии подпорогово-го воздействия. Поэтому на данном этапе развития психологической науки в целом и психологии воздействия в частности отчетливо обнаруживаются общечеловеческие и нравственные проблемы, которые связаны с ответами на вопрос о социальной ответственности ученых за достижения этой науки [1].

Ярким примером асоциального использования достижений современной психологии является осуществление психологического управления в политической сфере общества. Психологическое управление - это целенаправленное воздействие на психику человека с целью побуждения к совершению определенных действий, не совпадающих с его (объекта воздействия) желаниями [2]. Непосредственными объектами воздействия являются структурные элементы психики, к которым относятся потребности, интересы, склонности, установки и состояния человека. Основными средствами психологического воздействия являются слова и образы. Результатом использования психологического управления является изменение субъектных характеристик человека (потребностей, установок, поведения и деятельности). Таким образом, индивидуально-психологическое содержание человека обезличивается, а его творческий саморазвивающийся потенциал редуцируется.

Различают два вида управления массовым сознанием: явное и скрытое. Явное управление предполагает воздействие на сознательную сферу психики человека и характеризуется наличием прямых призывов к реализации желаемой модели поведения (глаголы повелительного наклонения «выбирай...», «голосуй...», «будь...» и т. д.). Под скрытым управлением понимают воздействие, факт осуществления которого человеком (объектом воздействия) не осознается. Этот вид управления заключается в воздействии на бессознательную сферу психики, содержащую ин-

стинктивные желания, наличие которых на сознательном уровне человеком отрицается и в то же время предопределяет его поведение. В результате воздействия на бессознательную сферу психики человек лишается возможности реализовать свое право выбора, при этом находится в полной уверенности, что решение он принял самостоятельно. Таким образом, факт манипуляции превращает любое политическое действие в формальный акт - заранее спрограммированное событие, несущее в себе иллюзию самостоятельности выбора. Наличие этого миража свободы является необходимым условием эффективного психологического воздействия. Г. Шиллер выделяет пять социальных мифов, обеспечивающих результативность манипуляции: 1) индивидуальная свобода и личный выбор граждан; 2) нейтралитет важнейших политических институтов; 3) эгоистичная природа человека; 4) отсутствие социальных конфликтов, дискриминации; 5) плюрализм СМИ [3].

Также эффективность использования психологического управления обеспечивает наличие такой психологической адаптационной реакции человека, как конформизм, который присущ большинству людей и позволяет наиболее комфортно существовать в социуме. Природная склонность индивида к приспособленчеству и внушаемости, стремление идти в ногу с большинством позволяют политикам манипулировать массами, внушая им стандарты поведения, потребления и моды [4].

Открывшиеся широкие возможности для психологического управления связаны не только с появлением высокоэффективных научных методов воздействия и наличием природных особенностей психики человека, но и с разрушением преимущественно стихийных и неконтролируемых властью традиционно-общинных, семейных, родственных и т. п. коммуникаций, ограничивающих осуществление манипулятивного влияния. На протяжении многих веков такого рода общение между людьми служило важным источником информации, ее оценки и - на этой основе - формирования коллективного мнения. Сегодня подавляющее большинство граждан получает политическую и социальную информацию главным образом от электронных СМИ, в том числе посредством телевидения. Потребление телевизионной информации становится массовым, вследствие чего формируется

270

А.А. Алгазина, Н.Ю. Ражина

новый тип массового сознания, содержанием которого является возникающая импульсивно-реагирующая психика, и, соответственно, определяющим фактором поведения масс становятся настроения, постоянно возрастающий уровень потребностей и возможностей их удовлетворения [5]. Известно, что современный человек, в отличие от представителей предыдущего поколения, очень редко находит возможность для непосредственного общения и тем более политических коммуникаций с окружающими и часто, особенно в городах-мегаполисах, даже не знаком с соседями [6].

Таким образом, для представителей государственной власти такая характеристика общества, как массовость, становится необходимым условием политического существования. Соответственно, в интересах этой группы обеспечить условия, при которых общество будет оставаться массовым. И в то же время в мас-

совом обществе не может возникнуть запрос на перемены, отвечающие интересам свободной личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия [Электронный ресурс]. 1Ж_: http://soc-gw. univ.kiev.ua.

[2] Бахтуридзе З. Манипуляция массами в политическом процессе [Электронный ресурс] // Всероссийская ассоциация прикладного психоанализа : веб-сайт. 11^_: http://www.vapp.ru/ docs/massmani.

[3] Шиллер Г. Манипуляторы сознанием [Электронный ресурс]. Доступ из Цифровой библиотеки по философии. 1Ж_: http://filosof.historic. ru/books/item/f00/s00/z0000947/st000.shtml.

[4] Березкина О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ. М. : Изд. центр «Академия», 2009. С. 199. 240 с.

[5] Бахтуридзе З. Манипуляция массами в политическом процессе.

[6] Тотров Р. Масс-медиа и массовое сознание [Электронный ресурс]. 1Ж_: http://www.dana!-online.ru/2001_5/totrov.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.