Научная статья на тему 'Психологические основы профессиональной ориентации (по материалам современных зарубежных исследований)'

Психологические основы профессиональной ориентации (по материалам современных зарубежных исследований) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2182
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ / ШКОЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / EDUCATIONAL AND VOCATIONAL GUIDANCE (COUNSELING) / SOCIAL COGNITIVE THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёв Александр Николаевич

Описана модель карьерного сопровождения, разработанная международным коллективом авторов, названная ими «Конструирование жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьёв Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FUNDAMENTALS OF VOCATIONAL GUIDANCE (BASED ON CURRENT FOREIGN RESEARCH)

The author describes a model of career support developed by an international team and called by the authors «Life Design».

Текст научной работы на тему «Психологические основы профессиональной ориентации (по материалам современных зарубежных исследований)»

включение личности в социокультурное пространство с процессом профессионального обучения. Анализ философской и педагогической литературы свидетельствует, что приобщение к культурным ценностям включает в себя следующее:

а) осмысление и присвоение знаний и умений (профессиональных понятий, теорий, знаков, терминов и т. д.); рефлексивный подход к личному поведению и отношениям как культурной ценности; ориентацию будущего специалиста в нравственных нормах отношений; актуализацию социальных и профессиональных ценностей культуры; превращение культурных ценностей в принцип поведения, отношений и деятельности;

б) учет тенденций развития социокультурного пространства;

в) освоение профессионально-культурных норм отношений, исходя из наличия культурных ценностей; участие личности в процессе культуро-образования; приобщение личности будущего специалиста к различным информационным источникам профессиональной культуры;

г) организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установки на ориентацию в социальных и профессиональных ценностях, на присвоение ценностей; на творческое отношение к учебной и профессиональной деятельности; на развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, на переход обучения в самообучение, развития в саморазвитие.

Проектируемый на основе изложенной концепции процесс профессионально-личностного становления студентов вуза создает благоприятные условия для развития и саморазвития личности студента: он обеспечивает мотивационную основу профессионально-личностного становления, учитывает интересы и потребности человека в освоении специальности в процессе профессиональной подготовки, тем самым формирует потребность в дальнейшем его профессионально-личностном саморазвитии и совершенствовании.

Список литературы

1. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сборник. — М., 2002. — С. 17—23.

2. Белозёрова, Л.И. Интегративный подход к профессиональному становлению психолога на этапе вузовской подготовки / Л.И. Белозёрова // Международный конгресс «Социальная психология XXI века»: сб. статей. — Ярославль, 2002. — С. 3—7.

3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностноориентировочного образования / Е.В. Бондаревская. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. — 352 с.

4. Давыдов, Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования / Л.Д. Давыдов // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 9.

5. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер,

Э. Симанюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23-30.

УДК 159.923

А.Н. Соловьёв, канд. физ.-мат. наук

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Доля лиц, получающих высшее образование, в возрастной категории 18-25 лет выросла за последние два десятилетия практически во всех европейских странах. Однако не все направления высшего профессионального образования пользуются спросом на рынке труда, а при выборе будущей специальности абитуриент недостаточно осведомлен об этом. Выбирая профессию «по душе», молодой человек легко может ошибиться, неправильно оценив свои склонности и возможности. Поэтому важным является изучение мотивов, склоняющих человека к выбору той или иной профессии, а также возможностей, позволяющих корректировать этот выбор в интересах как самого человека, так и общества. Решением этих проблем

34

занимаются в процессе профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация в настоящее время имеет глубокую психолого-педагоги-ческую проработку. Традиции, практика, широта охвата населения услугами профессиональной ориентации и карьерного сопровождения различаются в разных странах. Этим могут заниматься государственные или общественные структуры, она может быть обращена на взрослых (изменение профессии, квалификации) или на школьников (построение жизненного пути, выбор профессии, учебного заведения для продолжения обучения). Недостаточная мотивация к учебе, неудачный выбор профессии зачастую служат причиной низкой успеваемости, приводит к значительному отсеву студентов

высших учебных заведений. В некоторых случаях неудачный выбор профессии побуждает человека «переучиваться» для того, чтобы избежать психологического дискомфорта или невозможности карьерного роста.

Профессиональная ориентация находится на стыке педагогики, психологии и социологии. В разных странах существуют свои традиции и научные школы в этих науках, а также в их онтогенезе, поэтому существуют различия в классификации направлений деятельности по профессиональной ориентации, по-разному расставляются акценты при использовании психологических приемов и при их гносеологических обоснованиях и т. д. Все это может привести к неоднозначности перевода на русский язык специальных терминов, используемых в литературе по профессиональной ориентации. Более того, даже в английском языке, используемом в США и Великобритании, имеются разночтения в терминологии. Например, в США используется словосочетание «career counseling», а в Великобритании — «careers advice», или «careers guidance» для обозначения карьерного консультирования, а в работах на французском языке зачастую термин «career counseling» используется без перевода.

В свою очередь на русском языке издано большое количество монографий, учебников и научных статей, посвященных различным аспектам профессиональной ориентации, и сложился свой понятийный аппарат.

Принято считать, что промышленная революция XIX века, высвободившая большое количество рабочих рук в сельском хозяйстве и промышленности развитых стран, привела к возникновению служб занятости для решения возникших в то время социально-экономических задач. Изменение жизненного уклада в этот период породило также психологическую проблему «свободы выбора» у значительного количества людей. Для решения этой проблемы на рубеже XIX и XX веков потребовалось не только создание служб занятости, но и развитие психологических исследований в области профессиональной ориентации. Первые соответствующие лаборатории появились во Франции (Страсбург, 1903 г.) и в США (Бостон, 1908 г.), а затем и в других странах.

Широкое ретроспективное исследование теоретических разработок и практических действий по профессиональной ориентации дано в работе [1]. В ней И.Г. Шамсутдинова указывает: «В теоретическом плане профессиональной ориентации во Франции свойственна смена трех исторических моделей: идеалистической механистической, технократической и воспитательной». Первая из них опиралась на концепцию «установления наилучшего соответствия между требованиями профес-

сии и личностными характеристиками учащегося, определяемыми с помощью тестовой диагностики». Вторая (сложившаяся в 60-е годы XX века) считает, что «профессиональная ориентация учащихся направлена не на выбор конкретной профессии, а в первую очередь на подготовку к этому выбору». Переход от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях, происходил во Франции на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. Важной характеристикой этого нового общества (к которому постепенно переходят все страны) является быстрая смена потребностей рынка высококвалифицированного труда, требующая не только большой мобильности кадров, но и их инициативности, готовности приобретать новые знания (LLL). В соответствии с этим третья, воспитательная модель профессиональной ориентации, декларирует необходимость «непрерывного сопровождения учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе профессионального». Таким образом, «профессиональная ориентация учащихся во Франции интегрируется в систему образования и переориентируется с удовлетворения кадровых нужд государства на удовлетворение профессиональных интересов, потребностей самих учащихся».

Во Франции существует государственная система профессиональной ориентации, охватывающая всю страну и имеющая многоуровневую иерархическую структуру, начиная с общенационального, и вплоть до уровня отдельного учебного заведения. Официально действующая доктрина — «воспитание ориентации», которая включает в себя «как знакомство с профессиями и путями их получения, так и познание учащимися себя (своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей)».

Сопоставим эту доктрину с тем, что принято включать в понятие «профессиональная ориентация» в русскоязычной литературе:

• профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

• профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

• профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

• профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

На этой основе базируется методика и практика профориентации в нашей стране. А именно, методами профориентационной работы являются:

• информирование (знакомство с профессиями, экскурсии, обмен опытом, составление документации и анализ информации);

• диагностика (чередование профессиональных проб, тестирование, анкетирование, игровой метод);

• консультирование (беседа, рекомендация, биографический метод).

Нетрудно проследить близость французского и российского подходов.

Во Франции с 1972 года издается специальный научный журнал «L'orientation scolaire et professionnelle» (OSP), смысл названия которого можно передать по-русски следующим образом: «Профессиональная ориентация в школе и для взрослых». Таким образом, французская терминология допускает практически буквальный перевод на русский язык. Предшественником журнала OSP был издаваемый с 1928 года «Бюллетень Национального института профессиональной ориентации», что, безусловно, свидетельствует о давних научных традициях Франции в этой области.

Не менее значительны достижения в этом направлении американской научной школы. Современную точку зрения на происхождение и состояние профессиональной ориентации в США, а также объяснение терминологии дает Марк Савикас (Marc L. Savickas) в Психологической энциклопедии [2].

Словосочетание «vocational counseling» — профессиональное консультирование обозначает совокупность двух наиболее известных услуг по сопровождению карьеры: vocational guidance and career counseling — профессиональное сопровождение и карьерное консультирование. Прежде всего, имеются в виду услуги, представляющие собой психосоциальное воздействие, которое помогает индивидууму социализироваться путем выбора, вхождения и самоутверждения в какой-либо трудовой роли. К другим важным карьерным сервисам относятся: советы по продолжению обучения, указанию рабочих мест, подготовка к профессии, профессиональная реабилитация и карьерное образование. Таким образом, термин «vocational counseling» является более узким и специфическим, чем русскоязычное понятие «профессиональная ориентация».

Профессиональное сопровождение и карьерное консультирование — это наиболее широко известные психологические воздействия, так как и то и другое предлагается в большинстве школ и колледжей преподавателями, которых часто называют консультантами по сопровождению карьеры. Хотя профессиональное сопровождение и карьерное консультирование имеют много общего, их легко отличить друг от друга.

36

Профессиональное сопровождение включает персональную оценку, полученную одним из способов: от консультанта, с помощью компьютерной программы или с помощью буклета для самотестирования. На основании этой оценки человек или группа лиц может принять обоснованное решение о выборе профессии или продолжении обучения.

Карьерное консультирование — это интерактивное собеседование «лицом к лицу», во время которого консультант дает оценку проблемы, чтобы помочь клиенту справиться с трудностями принятия решения или в деле устройства на работу.

В начале XX века, когда американская экономика поднималась от аграрной до городской промышленной, общественные работники задумались о том, как можно было бы помочь молодежи найти подходящее рабочее место. Общественный деятель по имени Франк Парсонс в 1908 году высказал мнение, что в больших современных городах необходимо подготовить специальный персонал, который предлагал бы молодежи «научные профессиональные консультации». В 1909 году он сформировал научную модель, используемую консультантами до настоящего времени и которая состоит в следующем. «Умный выбор профессии опирается на три общих положения:

• четкое понимание своего «Я» — своих наклонностей, способностей, интересов, амбиций, ресурсов, ограничений и их причин;

• знание требований, условий успеха, продвижения и неуспеха, компенсаций, возможностей и перспектив в различных профессиональных направлениях;

• реальная оценка взаимоотношений предыдущих двух групп факторов».

Персонал по сопровождению использует модель, позволяющую совместить личные способности с требованиями работы и личный интерес с вознаграждением. Степень установленного соответствия между этими двумя факторами обеспечивает важные результаты: успех на работе, удовлетворенность работой и занятие хорошего рабочего места.

Согласно работе Ваттса [3] профессиональное сопровождение служит как личности, так и обществу по четырем направлениям. Во-первых, оно помогает индивидууму познать себя, возможные виды занятий и как совместить их. Во-вторых, оно обеспечивает эффективность соответствия личности запросам рынка труда. В-третьих, профессиональное сопровождение вносит вклад в развитие экономики за счет эффективного использования человеческих ресурсов. В-четвертых, оно усиливает чувство социальной справедливости и сплоченности, так как консультанты подбирают работу, опираясь на способности, возможности и интересы, а не по половому, расовому или социальному признаку.

Бесспорно, что первые два направления должны использовать достижения психологии. Третье направление немыслимо без учета потребностей отраслей экономики в человеческих ресурсах, которые изучают социологи. Наконец, воспитание чувства социальной справедливости — это задача педагогики.

Схема работы по профессиональному сопровождению примерно следующая. Сначала проектируются однородные группы, куда будут включены люди, психологические данные которых соответствуют определенным условиям. Делается это с таким расчетом, чтобы можно было применить теорию Холланда (1997) о соответствии данной группы определенным типам работы. Потом с помощью тестов устанавливается принадлежность конкретного человека к одной из таких групп. Очевидно, что описанная схема опирается, в основном, на тесты, разработанные психологами.

Практикующие консультанты, которые хорошо чувствуют колебания клиента при выборе занятия, обращают внимание на разницу между содержанием выбираемого занятия и процессом принятия решения о профессии. Содержание — это то, чем займется клиент, а процесс — это то, как клиент сделает профессиональный выбор. Сопровождение, прежде всего, фокусируется на содержании профессии и дает оценку индивидууму, касающуюся его способностей, интересов, возможностей с тем, чтобы дать прогноз профессиональным перспективам в этой профессии. Консультирование же фокусируется на процессе принятия решения и сосредоточивается на оценке трудностей при принятии решения, их серьезности, где консультирование могло бы быть наиболее полезным. По аналогии со сборочным конвейером можно сказать, что содержание выбираемого занятия — это готовый продукт, а процесс выбора — это процесс производства. В процессе выбора могут встретиться следующие трудности: нереальность ожиданий, неясность последовательности действий, безразличие к необходимости подготовки к выходу на рынок труда и нерешительность в случае возникновения проблемы выбора. Таким образом, здесь описана та часть работы, которая может быть выполнена пси-хологом-консультантом.

Оба вида профессиональной ориентации достаточно эффективны, особенно, если консультант применяет одну из них, отталкиваясь от свойств конкретного оптанта.

Еще несколько слов об истории профориентации в США. Уже в 1913 году была основана «The National Vocational Guidance Association» — Национальная ассоциация по профессиональному сопровождению. Ее преемницей с 1985 года является «The National Career Development Association (NCDA)» — Национальная ассоциация по развитию карьеры.

В 1952 году была создана «The American Counseling Association (АСА)» — Американская ассоциация профессионального консультирования, в которую NCDA входит как подразделение. Эта ассоциация является крупнейшей в мире некоммерческой профессиональной и образовательной организацией, представляющей интересы профессиональных консультантов. Своей миссией АСА считает повышение качества жизни общества путем пропаганды и развития профессионального консультирования, усовершенствования этой профессии, использования ее для привития уважения к человеческому достоинству и воспитания толерантности. В соответствии с требованиями времени, под эгидой NCDA создан некоммерческий Интернет-сайт www.vocopher.com, который содержит мультимедийную библиотеку для исследователей, профессиональных консультантов для использования в их деятельности, а также материалы по истории профессиональной ориентации. Содержатся также тесты, призванные оценить адекватность процесса профессиональной ориентации. Тестов по оценке интересов и ценностей личности на сайте не представлено, т. е. он может быть использован для карьерного «самоконсультирования», но не для профессионального сопровождения.

В учебном пособии, написанном коллективом авторов, которое посвящено теории и практике профессиональной ориентации школьников и взрослых, а также консультированию (редакторы Браун и Лент) [4] представлено пять теорий, занимающих в настоящее время наиболее важное место в США:

1. Теория адаптации к работе Дэвиса, которая принадлежит к категории теорий парности личность-окружение, теорий, которые описываются в традициях дифференциальной психологии. Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах [4, с. 3-23].

2. А. Спокейн и М. Круза-Гет (Spokane & Gruza-Guet) описывают теорию сопоставления типов личностей и типов профессиональной среды Дж. Холланда [4, с. 24-41].

3. Теория построения профессиональной карьеры М. Савикаса, которая описывает познавательные и межличностные процессы, дающие смысл и направление индивидуального профессионального выбора [4, с. 42-70]. Эта теория базируется на идеях социального конструктивизма, которые стали господствующими в американской социоло-

37

гии за последние три десятка лет. Социальный конструктивизм дает представление об обществе, как о социальной конструкции, при этом любая точка зрения не может считаться заведомо правильной или неправильной. Это сложное образование, которое зависит от множества факторов — от вашего социального статуса, образования, среды, воспитания и опыта и т. д. В соответствии с этим в современных американских учебниках по социологии и по социальной психологии, в алфавитном указателе не встречается понятий «объективная истина», «объективность». Также нельзя встретить понятия объективной реальности, истины; все ценности, субкультуры объявлены равноценными.

4. Теория ограничения и компромисса (или контекстная теория) Готтфредсона, исследующая ход мыслей молодых людей, с помощью которого они оценивают социальную значимость своего профессионального выбора (социальный статус профессии, соответствие гендерному распределению социальных ролей) и делают соответствующие сопоставления [4, с. 71—100].

5. Социально-когнитивная теория школьной и профессиональной ориентации, а также консультирования (counseling), базирующаяся на общей социально-когнитивной теории Бандуры (1986). Последняя фокусируется на возможности личности осуществлять свой профессиональный выбор (собственное «Я», самоидентичность) и на роли самоощущения. При этом признаются важность внешнего воздействия как личностей (например, общественные преграды или поддержки), так и обстоятельств (например, происхождение, культура, особенности людей с ограниченными возможностями). Эти внешние воздействия могут усиливать или ослаблять, а иногда и нейтрализовать способность личности к выбору своего профессионального пути [4, с. 101—127].

Взаимопроникновение французской и американской теорий профессиональной ориентации анализирует С. Бланшар в вышедшей на французском языке работе [5]. В ней рассмотрены выпущенные за последние 30 лет работы, описывающие социально-когнитивную теорию школьной и профессиональной ориентации, по-французски: «La thüorie sociale cognitive de l’orientation scolaire et professionnelle (TSCOSP)».

В современных американских и французских исследованиях по профессиональной ориентации, особенно в части карьерного консультирования, часто опираются на теории, предложенные американским психологом Альбертом Бандурой.

Одну из них называют «Social learning theory (SLT)» — теория социального обучения, сущность которой состоит в том, что люди овладевают новым поведением через «учение путем наблюдений» социальных факторов в своем окружении. В 1977 году

38

А. Бандура дал развитие теориям своих предшественников в этом направлении: Г. Тарда, Дж. Рот-тера, Миллера, Долларда, Л.С. Выготского, Лэй-ва. Его теория объединяет аспекты поведенческого и познавательного обучения. Поведенческое обучение означает, что человеческое окружение направляет поведение личности в определенное русло. Познавательное обучение предполагает важность влияния психологических факторов на поведение личности. Теория социального обучения предлагает учитывать комбинацию влияния внешних и психологических факторов. SLT предполагает при моделировании поведения принимать во внимание три фактора: запоминание своих наблюдений, умение воспроизвести наблюденное и мотивация (положительное отношение) к восприятию этого поведения.

Вторая теория А. Бандуры «A Social Cognitive Theory» — социально-когнитивная теория — отводит центральную роль в построении человеческой личности процессам познания, саморегуляции, рефлексии для адаптации и самосовершенствования, опубликована в 1986 году [6]. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда или окружение в социально-когнитивной теории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в социально-когнитивной теории.

Наконец, в 1997 году А. Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (т. е. ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Осознание собственной «эффективности» может влиять и на характеристики среды, которые изменяются вследствие определенного поведения личности [7]. Свои теоретические положения А. Бандура подтверждал клиническими испытаниями при излечении различного рода фобий. Его последователи успешно доказали, что эта теория может быть также применена для регуляции социального поведения.

Два американских психолога Бетц и Хакетт [8] были первыми, кто проводил исследования в области профессиональной ориентации, опираясь на SLT теорию Бандуры. Бетц [9] описала ход этих исследований следующим образом. В 1980 году Бетц начала программу исследований, чтобы вы-

яснить, что препятствует женщинам заниматься профессиями, в которых математика и естественные науки занимают существенное место, она сконцентрировалась на вопросе «математической неуверенности», которая наиболее часто встречается у женщин. Хакетт проводила исследования по когнитивной терапии, изобретенной в рамках теории социального обучения Бандуры. Ее деятельность была связана с профессиональным консультированием, и она имела намерение приложить теоретические исследования к практической деятельности по профессиональному ориентированию женщин. Теория осознания личной эффективности Бандуры является современным развитием теории социального обучения. Бетц и Хакетт поняли, что теория Бандуры могла бы служить существенным теоретическим обоснованием для анализа вопроса о низкой представительности женщин в технике и естественных науках. Делая акцент на ключевой роли самооценки своих возможностей (т. е. осознания личной эффективности) и на податливости такой самооценки, теория осознания личной эффективности позволила понять и объединить все факторы, которые влияют на профессиональный выбор женщин. Затем исследования были расширены Лент; Браун и Хакетт разработали социально-когнитивную теорию школьной и профессиональной ориентации (Т8С08Р), которая полностью была представлена в работе Лент в первом тематическом номере журнала 08Р (2008, № 1). Результаты исследований, проведенных в рамках Т8С08Р, подтвердили теоретические ожидания в том плане, что осознание личной эффективности и ожидание результата находятся в связи с профессиональным интересом, выбором, уровнем успеха и другими переменными.

Публикации в английской печати создают иную, чем в США, картину состояния профессиональной ориентации в Великобритании: 70 % подростков до 14 лет не встречались с карьерным консультированием, 45 % учащихся старше 14 лет получали очень ограниченные рекомендации, т. е. обращения к профессиональным консультантам не так часты.

Аналогичная картина складывается для взрослых: 40 % врачей пожаловались на трудность получения подходящей карьерной консультации, а при выборе работы 44 % опрошенных докторов предпочли консультироваться с ровесниками или со старшими коллегами, чем с профессиональными консультантами.

По некоторым данным идеи французских социальных психологов повлияли в 70-е годы прошлого века на американских ученых. Американские публикации по теории осознания личной эффективности и по социально-когнитивной теории школьной и профессиональной ориентации нача-

лись в самом начале 80-х годов и бурно развивались в 1990-х годах, а публикации на французском языке стали появляться позднее.

Работы на французском языке, посвященные теории осознания личной эффективности, сначала относились к мотивации спортсменов и к обучению школьников. В области же применения этой теории для школьной и профессиональной ориентации первые статьи появились только в течение 1990-х годов. Статьи и исследования о роли осознания личной эффективности для профессиональной и школьной ориентации, а также для образования стали многочисленными во Франции в течение 2000-х годов. Это является одним из свидетельств того, что языковые барьеры все еще остаются препятствием для общения исследователей. Можно также заметить, что в список литературы для цитирования значительно чаще и обширнее включены работы на родном для автора языке.

Свидетельством наличия языковых барьеров является также создание «Association pour le Dfrveloppement des Mffihodologies d'Evaluation en Education en Europe (ADMEE-Europe)» — Ассоциации для развития методологии оценок в образовании в Европе. Она является международной франкоязычной (т. е. для ее членов отсутствует языковый барьер) ассоциацией, которая объединяет исследователей, обучающихся, консультантов по профориентированию, руководителей и других лиц, которые интересуются вопросами оценки в образовании и воспитании. Оценка знаний учащихся, оценка образования, методов, средств, программ, а также оценка систем образования — все это является темой для обмена мнениями, встреч и публикаций исследователей и практиков из Франции, Бельгии, Швейцарии, Марокко и других стран, где используется французский язык.

Вместе с тем требования времени заставляют исследователей объединяться не только по признаку общности языка, так как в наши дни процессы глобализации затронули многие стороны общественной жизни, в том числе образование.

В начале XXI века бурное развитие постиндустриальной экономики (общества, основанного на знаниях), активное изменение технологий и связанное с этим новое социальное устройство рабочих мест ставит ряд вопросов и бросает вызовы ученым, которые должны помочь людям развивать свои жизненные трудовые возможности. Сходство проблем, возникающих в развитых странах, приводит к мысли об объединении усилий ученых разных стран по решению этих проблем. Осознавая глобальное значение изучения карьерного сопровождения, консультирования и профессиональной ориентации, специалисты признанных научных центров по исследованию этой проблемы из Фран-

ции (Париж), Швейцарии (Лозанна), Италии (Падуя), США (Огайо), Португалии (Лиссабон), Бельгии (Брюссель), Голландии (Амстердам) решили объединить усилия. Цель этого международного творческого объединения — избежать трудностей переноса методов и моделей, созданных в какой-то стране, на другие страны, где их пришлось бы перерабатывать для использования. Примером международного сотрудничества является работа [10], в которой представлены первые результаты этого сотрудничества, предложены новые модели и методы профессионального консультирования. Модель карьерного сопровождения названа «Конструирование жизни» и должна, по мнению авторов, опираться на пять принципов для построения трудовой жизни людей:

• учет возможностей в соответствии с текущими обстоятельствами («контекстный»);

• процесс сопровождения должен быть динамическим;

• на каждом этапе следует добиваться нелинейного прогресса;

• необходимо рассматривать множество перспектив;

• необходимо следовать личностным траекториям.

Опираясь на эти пять принципов, авторы создали контекстную модель, базирующуюся на эпистемологии общественного конструктивизма, которая считает, что личные знания и самоинден-тификация являются продуктом социального взаимодействия, а истина рождается в обсуждении. В структуру консультирования для конструирования жизни входят «теория самоконструирования» (Гишар, 2005) и теория конструирования карьеры

(Савикас, 2005), которые описывают профессиональную ориентацию в динамике. Таким образом, данная структура рассчитана на использование в течение всей жизни, является цельной, контекстно организованной и профилактической.

Список литературы

1. Шамсутдинова, И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г. Шамсутдинова, О.И. Павлова // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 101-111.

2. Corsini's encyclopedia of psychology / I. B. Weiner & W. E. Craighead (Eds) Hoboken. — NJ: John Wiley & Sons. 2010. 4th ed. — P. 1841-1844.

3. Watts, A.G. Career guidance policy // An international review. Career Development Quarterly. 2005. 54. — Р. 66-76.

4. Brown, S.D. Career development and counseling. Putting theory and research to work / S.D. Brown, R.W. Lent. — New York: Wiley, 2005.

5. Blanchard, S. Sentiments d’efficaciffi personnelle et orientation scolaire et professionnelle // L'orientation scolaire et professionnelle, 38(4), 2009. — P. 409-416. — Режим доступа: http://osp.revues.org/index2311.html

6. Bandura, A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. Englewood Cliffs / A. Bandura. — N.J.: Prentice-Hall. 1986.

7. Bandura, A. Self-efficacy: the exercise of control /

A. Bandura. — New York: W.H. Freeman, 1997.

8. Betz, N.E. The relationship of career-related selfefficacy expectations to perceived career options in college men and women / N.E. Betz, G. Hackett // Journal of Counseling Psychology. — 1981. — 8(5). — Р. 399-410.

9. Betz, N.E. Advances in vocational theories. In

S.D. Brown & R.W. Lent (Eds.), Handbook of counseling psychology. Hoboken / N.E. Betz. — NJ: Wiley. — 2008. — P. 357-374.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century. / Savickas, M. [et al]. Van Esbroeck, R., & van Vianen, A. E. M. // Journal ofVocational Behavior, 75(3). — 2009. — Р. 239-250.

УДК 371(07)

В.М. Булатова

Нижнекамский химико-технологический институт — Казанский государственный технологический университет

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА» ПО ПРОФИЛЮ «ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ»

В современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала

страны. Переход экономики промышленно развитых стран на путь технологического развития определяет ключевую роль кадров высшей квалификации инженерно-технического профиля в социально-экономической сфере общества и оказывает существенное влияние на формирование нового содержания подготовки выпускников втузов к многофункциональной инженерно-технической деятельности. Бурное развитие науки и техники, быст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.