Научная статья на тему 'Психологические основы педагогического управления в системе уровневого образования'

Психологические основы педагогического управления в системе уровневого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1027
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PSYCHOLOGICAL BASIS OF EDUCATION / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / STIMULATION OF LEARNING ACTIVITY / MECHANISMS OF MOTIVATION / INDIVIDUAL NEEDS OF LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыблова Алла Николаевна, Аверьянова Мария Алексеевна

Статья содержит теоретико-методологический анализ проблем и предлагает пути эффективного осуществления одной из основных функций педагогического управления – мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся в системе уровневого образования. Автор, основываясь на исследованиях зарубежных психологов в области мотивации людей, показывает возможности стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыблова Алла Николаевна, Аверьянова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BASIS OF THE PEDAGOGICAL MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF LEVEL EDUCATION

The article contains theoretical and methodological analysis of the problems and suggests ways of effective implementation of one of the main functions of pedagogical management – motivation of learning activity of students studying in the system of level education. On the basis of research of foreign psychologists in the sphere of motivation the authors show ways of stimulation of learning activity of students based on their individual skills and needs.

Текст научной работы на тему «Психологические основы педагогического управления в системе уровневого образования»

Психология образования

А.Н. Рыблова, М.А. Аверьянова

Психологические основы педагогического управления в системе уровневого образования

Статья содержит теоретико-методологический анализ проблем и предлагает пути эффективного осуществления одной из основных функций педагогического управления - мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся в системе уровневого образования. Автор, основываясь на исследованиях зарубежных психологов в области мотивации людей, показывает возможности стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Ключевые слова: психологические основы обучения, педагогическое управление, стимулирование учебно-познавательной деятельности, механизмы мотивации, индивидуальные потребности обучающихся.

За последнее десятилетие идеи мирового менеджмента постепенно проникли в отечественную систему образования. Однако управление образовательными системами различных уровней (начиная от управления руководителем образовательным учреждением и заканчивая управлением педагогом учебно-познавательной деятельностью каждого обучающегося в аудиторное и во внеаудиторное время) пока не стало интегральной частью педагогической деятельности. Вместе с тем в этом существует объективная необходимость, и имеются все предпосылки для разработки теоретических основ педагогического управления.

Сравнительный анализ идей и концепций отечественной и зарубежной теорий менеджмента и педагогической психологии позволил нам определить педагогическое управление как цикличный процесс воздействия педагога на обучающихся, предусматривающий совместную с ними реа-

лизацию функций, регулируемых с помощью принципов и механизма психолого-педагогического взаимодействия для достижения запланированных результатов в соответствии с диагностично поставленными целями формирования и развития умений и навыков самоуправления.

Специфика реализации педагогического управления подразумевает программно-целевое построение и диагностику экономичности и результативности разноуровневой совместной деятельности педагога и обучающихся по интенсивной переработке учебной и научной профессионально значимой информации. осуществляется такая переработка в учебных и профессионально заданных ситуациях, предусматривающих активное межличностное психолого-педагогическое взаимодействие педагога и обучающихся, а также обучающихся между собой в рамках последовательно и интенсивно реализуемого цикла аудиторных занятий и во внеаудиторное время в процессе ее организации преподавателем в малых группах. Благодаря рациональному отбору интенсивных методов и средств руководства и контроля с учетом личных профессиональных потребностей обучающихся обеспечивается гарантированное достижение профессионально значимых целей и, как результат, интенсивная и качественная подготовка компетентных кадров, владеющих навыками самоуправления профессиональной деятельностью [3].

В современных условиях перехода отечественного образования на уровневую систему подготовки кадров основой эффективного педагогического управления является мотивация - побуждение обучающихся к повышению эффективности их учебно-познавательной деятельности и успешному достижению запланированного результата. Реализация мотивации в образовательном учреждении того или иного уровня должна опираться на знание и учет в образовательном процессе основополагающих теорий и принципов мотивирования людей. Для этого мы проанализировали общеизвестные зарубежные содержательные теории мотивации [7], выявили возможности и наметили пути их комплексного применения для педагогического управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

Содержательные теории мотивации, разработанные А. Маслоу, Д. Макклелландом и Ф. Герцбергом, основываются на идентификации тех внутренних побуждений - потребностей, которые заставляют людей действовать так или иначе. А. Маслоу признает наличие пяти категорий потребностей: физиологических, потребностей в безопасности и уверенности в будущем, социальных, потребностей в уважении и самовыражении. Согласно его теории, все эти потребности представляют собой иерархическую структуру. она показывает, что потребности нижних

Педагогика и психология

Психология образования

уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение людей прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Поскольку с развитием личности человека его потенциальные возможности расширяются, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. поэтому и процесс мотивации через потребности бесконечен [5, с. 161].

Таким образом, исходя из положений этой теории, педагогу следует мотивировать обучающихся, предоставляя возможность каждому из них удовлетворить важнейшие потребности в процессе реализации такого образовательного процесса, который способствует наилучшему достижению ими личностно-значимых профессиональных целей. Для этого педагогу необходимо наблюдать за каждым обучающимся в группе и определять, какие потребности движут им, чтобы осуществлять индивидуальное управление его учебно-познавательной деятельностью. Можно отметить, что потребности того или иного обучающегося могут меняться со временем, поэтому нельзя рассчитывать на то, что мотивация, «сработавшая» один раз, будет эффективна для него в другое время. Таким образом, процесс выявления и управления индивидуальными потребностями бесконечен и затруднен большим количеством (более 15 человек) обучающихся в группе.

Другой моделью мотивации, которая основывается на потребности высших уровней, является теория Д. Макклелланда. Он считает, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности [6].

Потребности власти выражаются в желании воздействовать на других людей. По нашим многолетним наблюдениям, обучающихся с такой потребностью можно легко обнаружить в группе. Это энергичные и агрессивные молодые люди, которые не боятся конфронтации и стремятся отстаивать свою точку зрения. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны педагога и сокурсников. Педагогу следует предоставлять таким обучающимся возможность проявить и реализовать эту потребность, т.к. именно они смогут достичь быстрее более высоких уровней самоорганизации и саморегуляции [2] своей профессиональной деятельности и, вероятнее всего, станут хорошими руководителями. однако при этом этих студентов нужно учить отстаивать свою точку зрения с учетом норм этики поведения и эстетики речевой деятельности.

Потребность успеха обеспечивается процессом доведения работы до успешного завершения. обучающиеся, у которых хорошо развита такая потребность, рискуют умеренно, любят брать личную ответственность за решение проблем и хотят конкретного поощрения за полученные ими

результаты. Таким образом, чтобы мотивировать обучающихся с потребностью успеха, педагог должен ставить перед ними задачи с умеренной степенью неопределенности и риска или возможностью неудачи. Им необходимо предоставлять определенную свободу действий для проявления инициативы в процессе решения поставленных задач. Таких обучающихся целесообразно регулярно поощрять в соответствии с качеством достигнутых результатов.

Потребность в причастности подразумевает чувство принадлежности к чему-либо, сознание того, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. обучающиеся, у которых существует подобная потребность, заинтересованы налаживать дружеские отношения и оказывать помощь сокурсникам. На занятиях преподаватель должен создавать им такие условия и ситуации для учебно-познавательной деятельности, в которых они смогли бы реализовать свои возможности социального общения. Кроме того, педагогу следует поддерживать такую атмосферу в аудитории, которая не ограничивала бы их межличностные отношения и контакты. При этом он может обеспечить удовлетворение их потребности, если будет уделять таким обучающимся больше времени или выделять их в отдельную (малую) группу.

Следующая модель мотивации известна как двухфакторная теория Ф. герцберга. он выявил две категории: гигиенические факторы и мотивацию. Гигиенические факторы связаны со средой, в которой осуществляется деятельность, а мотивация - с характером и сущностью этой деятельности [4]. Согласно теории Ф. Герцберга, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать деятельность людей. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности.

Для того чтобы добиться мотивации, в образовательном учреждении для обучающихся прежде всего должна быть создана психологически комфортная и безопасная образовательная среда. кроме того, педагогу нужно так стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, чтобы она приносила им больше удовлетворения и сопровождалась вознаграждением. При этом преподаватель должен дать обучающимся почувствовать сложность и значимость для их будущей профессиональной деятельности неординарного решения поставленной проблемы или качественного выполнения того или иного учебного задания, задачи и т.п.

Общеизвестно, что эффективная мотивация всегда связана с предоставлением каждому обучающемуся независимости в выборе решения, отсутствием монотонности и рутинных операций, с его личной ответ-

Педагогика и психология

Психология образования

ственностью за выполнение задания, а также с ощущением того, что он выполняет его самостоятельно. Все это позволяет устранить негативные последствия утомления и снижение продуктивности учебно-познавательной деятельности. Таким образом, используя теорию Ф. Герцберга для управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, педагогу необходимо составить перечень гигиенических и мотивирующих факторов и предоставить каждому обучающемуся возможность ознакомиться с ним и указать те, которые он предпочитает.

В заключение хочется подчеркнуть, что педагогическое управление является чрезвычайно сложным и динамичным процессом. Его невозможно добиться, на наш взгляд, без знания истинных побуждений, которые заставляют обучающихся отдавать учебно-познавательной деятельности максимум энергии и времени, усилий и способностей и добиваться новых качественных результатов. Педагог, владеющий комплексом разных моделей мотивации, сможет значительно расширить свои возможности по реализации эффективного педагогического управления в системе уровневого образования.

Библиографический список

1. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системе высшего образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3 (II). С. 99-111.

2. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. М., 2009.

3. Рыблова А.Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Саратов, 2002.

4. Herzberg F., Mauser B., Snyderman B. The motivation to work. NY., 1959.

5. Masloy A.H. Self-actualising people: a study of psychological health // The Selfexplorations in personal growth. NY., 1956.

6. McClelland D. The Two Faces of Power // Journal of International Affairs. 1970. Vol. 24. P. 30.

7. Mescon M., Albert M., Khedouri F. Management. NY., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.