Научная статья на тему 'Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших'

Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2827
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / CLASSIFICATION OF MINORS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MINORS / МАЛОЛЕТНИЕ СВИДЕТЕЛИ И ПОТЕРПЕВШИЕ / JUVENILE WITNESSES AND VICTIMS / ТАКТИКА ДОПРОСА / TACTICS OF INTERROGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балтыкова Заяна Андреевна

В статье анализируются взгляды ученых на классификацию несовершеннолетних. Рассматриваются особенности формирования показаний отдельных групп несовершеннолетних участников уголовного процесса, тактики допроса малолетних свидетелей и потерпевших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балтыкова Заяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Bases of Interrogation Juvenile Witnesses and Victims

In the article analyzed the views of scientists on the classification of minors. Considers peculiarities of forming the testimony of certain groups spawned a young participants of the criminal process, the tactics of interrogation of juvenile witnesses and victims.

Текст научной работы на тему «Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших»

5 См.: Вартанов А.Р. Проблемы процессуальной самостоятельности следователя по УПК РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 5, 8.

6 Кирьянов А.Ю. Проблемы реализации презумпции невиновности в современном уголовном процессе России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2012. С. 3-4.

7 См.: Там же. С. 7-8.

8 См.: Яновский Р.С. Актуальные проблемы производства следственных действий в российском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

9 См.: Латыпов В.С. Иные участники уголовного судопроизводства: проблемы теории, нормативного регулирования и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2013.

10 Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. Киев, 2003. С. 13.

11 См.: Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): в 2 кн. /отв. ред. Л.И. Абалкин. М., 1989.

12 Bertalanffy L. Problems of life. N.-Y., 1960.

13 См., например: Шминке А.Д. Система права и система законодательства России: вопросы методологии: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 52-57; Хаснутдинов Р.Р. Проблемы методологии системного подхода к юридической ответственности / отв. ред. Р.Л. Хачатуров. Самара, 2012. С. 48-53; 76-78; Юсупова Л.А. Системный подход к построению демократического правового социального государства в России. Белгород, 2013. С. 68-69 и др.

14 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 24-25.

15 См.: Там же. С. 35-38.

16 Там же. С. 34.

З.А. Балтыкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ

В статье анализируются взгляды ученых на классификацию несовершеннолетних. Рассматриваются особенности формирования показаний отдельных групп несовершеннолетних участников уголовного процесса, тактики допроса малолетних свидетелей и потерпевших.

Ключевые слова: классификация несовершеннолетних, психологические особенности несовершеннолетних, малолетние свидетели и потерпевшие, тактика допроса.

Z.A. Baltykova

PSYCHOLOGICAL BASES OF INTERROGATION JUVENILE WITNESSES AND VICTIMS

In the article analyzed the views of scientists on the classification of minors. Considers peculiarities of forming the testimony of certain groups spawned a young participants of the criminal process, the tactics of interrogation of juvenile witnesses and victims.

Keywords: classification of minors, the psychological characteristics of minors, juvenile witnesses and victims, the tactics of interrogation.

Вопросам тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на монографическом уровне уделяли внимание лишь некоторые криминалисты (Л.Л. Каневский, О.Ю. Скичко и др.)1. Еще в меньшей степени эти проблемы были разработаны в отношении малолетних свидетелей и потерпевших. По существу они образуют «черную дыру» или «белое пятно» в криминалистике. В связи с этим при допросе детей дошкольного и младшего школьного возраста практическим работникам приходится применять научные рекомендации, рассчитанные на подростков, что приводит к тактическим ошибкам.

© Балтыкова Заяна Андреевна, 2014

Соискатель кафедры криминалистического обеспечения расследования преступлений (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kafedra100@mail.ru

Большая советская энциклопедия выделяет следующие этапы несовершеннолетия: младенческий - до одного года, преддошкольный (ясельный) - от года до 3 лет, дошкольный - от 3 до 7 лет, младший школьный - от 7 до 12 лет, средний школьный (подростковый) - от 12 до 14 лет, старший школьный (ранний юношеский) - от 14 до 17 лет2.

В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта чаще всего различают шесть возрастных групп тех, кто не достиг совершеннолетия (А.С. Белкин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева, Е.И. Рогов и др.)3: младенческий возраст - от рождения до одного года; ранее детство - от года до 3 лет; дошкольный возраст - от 3 до 6-7 лет; младший школьный возраст - от 6-7 до 11-12 лет; подростковый возраст - от 11-12 до 14-15 лет; ранний юношеский возраст - от 14-15 до 17-18 лет.

В отношении классификации несовершеннолетних на отдельные возрастные группы криминалисты не пришли к единому мнению. Представляется возможным выделить два направления в понимании содержания классификации несовершеннолетних, которые в равной мере заслуживают внимательного изучения и поддержки.

Первое направление состоит в следующем делении участников уголовного судопроизводства, не достигших возраста 18 лет: первая группа - малолетние; вторая группа - несовершеннолетние (О.В. Волохова, Л.Я. Драпкин, Я.В. Комиссарова, Е.Е. Центров и др.)4.

Второе направление заключается в распределении несовершеннолетних по группам в зависимости от психологических особенностей и возраста (П.П. Баранов, а В.И. Курбатов, А.А. Закатов, М.М. Коченов, Н.Р. Осипова, Л.М. Корнеева, С.С. Ор-? дынский, С.Я. Розенблит, Н.Г. Шурухнов и др.)5: дети дошкольного возраста (от 3 до

CD

s 7 лет); дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет); дети среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет); дети старшего школьного возраста (от 14 до 18 лет).

1 Рассмотрим далее психологические особенности детей отдельных групп, с | учетом которых строится тактика допроса несовершеннолетних, выбирается

го

J линия поведения следователя.

§ Дошкольники от 3 до 7 лет. Как известно, дети к 4-5 годам достаточно точно

| воспринимают форму предметов (треугольник, квадрат и пр.).

2 К 5-6 годам они хорошо различают такие цвета, как красный, синий, зеленый ° и желтый, трудности в определении цвета в основном вызывают фиолетовый, I бордовый и некоторые др.

| Дошкольники способны осмысливать окружающую их действительность,

о запоминать и логически передавать увиденное событие в устной речи. Вместе с

° тем они еще плохо разбираются в причинных связях, воспринимают событие не

0

° в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны6.

го

§ Дети в этом возрасте имеют небольшой словарный запас, причем многие сло-

1 ва ребенком не используются, хотя он понимает их смысл. При этом некоторые | слова детьми употребляются не в их точном значении, а так, как это принято в

семье или среди окружающих их знакомых. Им проще что-либо опознать, чем воспроизвести информацию о каком-то объекте в самостоятельном рассказе. Самостоятельно строить рассказ у детей дошкольного возраста получается к 5 годам. Если ребенку понятен предмет допроса, то он может быть допрошен.

Младший школьный возраст от 7 до 11 лет. У детей происходят глубокие

88

изменения в мышлении, речи, заметно обогащается словарный состав. Появ-

ляется способность объяснения происходящих событий, формируются навыки последовательного логического изложения. Увеличивается объем, улучшается качество восприятия, что выражается в повышении его детализации. Воображение становится реалистичнее и богаче.

Как верно отметили М.М. Коченов и Н.Р. Осипова, «в общении с детьми 8-10 лет, в разговоре с ними уже можно апеллировать к их чувству долга, к осознанию того, что человек должен быть честным, правдивым»7.

К 9-10 годам появляется способность успешно припоминать услышанное или увиденное, восстановить событие, выделить в нем суть.

У детей младшего школьного возраста часто бывают затруднения в описании расположения предметов в пространстве (например, они путают понятия «левое» и «правое»).

Описывая происходящие явление, дети чаще всего прибегают к сравнениям, поэтому следует учитывать, что эти сравнения относительны и не точны. Также дети часто допускают ошибки в оценке временных интервалов и расстояний. И только к 9-10 годам они начинают правильно оценивать в принятых для взрослых измерениях пространство, но все равно допускают ошибки и не постоянны в своих высказываниях. Дети этого возраста стараются подражать взрослым, вследствие чего им присуще повышенная внушаемость. Кроме того, они не всегда способны описать виденные предметы, но хорошо их узнают, поэтому в процессе допроса для оживления памяти ребенка можно предъявить эти предметы.

Средний школьный возраст от 11 до 14 лет. У детей этого возраста заканчивается детство и начинается юность. Этот период жизни человека характеризуется тем, что растет самосознание, происходит самоутверждение, появляются чувство е

т

долга, ответственность, потребность в общении, обостряются отдельные черты и характера (эмоциональность, самолюбие, ранимость и др.). а

TD

А.А. Закатов выделил такие возрастные особенности психики детей пере- о

в

ходного возраста, как склонность к фантазированию и доверие к авторитету о

взрослых, что необходимо учитывать при оценке результатов следственных с

действий с участием несовершеннолетних. «Их эмоциональная жизнь весьма Р

неустойчива, что объясняется временной дисгармонией между функциями е

коры и подкорки головного мозга, первой и второй сигнальной системами, что °

свойственно периоду полового созревания»8. р

Подростки стараются подражать взрослым, но в силу своего возраста не всегда 1

правильно воспринимают поступки людей. Поэтому имеют место случаи, когда о

подростки одобряют незаконные и аморальные действия взрослых. К

Часто подростки воспринимают многие явления неполно и неточно. Вместе м

с тем они иногда запоминают такие детали, на которые взрослые не обращают I

внимания. При допросе нельзя также забывать и о т.н. реминисценции отсрочен- ¡§

ш

ном по времени воспроизведении воспринятого9. В связи с этим при повторном 00 допросе несовершеннолетний может вспомнить и воспроизвести информацию, 22 о которой не шла речь на первичном допросе. 4

Старший школьный возраст от 14 до 18 лет. У несовершеннолетних этого возраста завершается формирование личностных качеств и психических процессов и они приближаются по своему содержанию к тем, которые характерны для взрослого человека. Данной возрастной категории свойственны стремление к самостоятельности и независимости, преувеличению своих способностей и возможностей, повышенная активность и возбудимость10. 89

Следует помнить о повышенной эмоциональности, обидчивости несовершеннолетних, поэтому важное значение имеет предельно вежливый тон следователя при проведении допроса. При постановке вопросов, содержащих специальные термины, они разъясняются следователем в понятных для допрашиваемого выражениях. Постановку отдельных вопросов можно поручить родителям или педагогу в присутствии следователя.

Недопустим официоз во время допроса со стороны следователя, который может испугать и замкнуть в себе несовершеннолетнего. Зная, что несовершеннолетний - робкий и стеснительный человек, следователю необходимо разговорить его, беседуя на темы, которые ему интересны, в целом допрос должен проходить в виде доверительного разговора.

В большинстве случаев малолетние дети допрашиваются по делам о насильственных преступлениях (изнасилование, совершение развратных действий), реже - по делам о грабежах, разбоях и некоторых других преступлениях.

При правильной организации и приведении допросов малолетних свидетелей и потерпевших от них могут быть получены вполне полные и точные показания, которые могут обеспечить успех расследования. Сошлемся на пример, описанный в газете «Комсомольская правда» (2013. 23 окт.).

21 сентября неизвестный мужчина напал на возвращавшуюся с уроков девочку: сначала, угрожая ей ножом, он забрал у нее золотые украшения, а затем надругался над ней. Следует отметить, что сама жертва нападения оказала большую помощь стражам порядка. Несмотря на то, что ей пришлось пережить насилие, она весьма точно воспроизвела события того страшного дня и детально описала нападавшего. Также она рассказала следователям, куда именно мужчина выбросил окурок - именно эта улика помогла его опознать. На месте были изъят окурок и след биологического происхождения. Вещественные доказательства были соответствующим образом упакованы, что позволило в последующем определить генопрофиль преступника.

Боязнь причинить ребенку психическую травму, как и недооценка психологических возможностей детей, их способности правильно воспроизводить воспринятые события, оборачивается иногда нежеланием допрашивать детей или несвоевременным проведением их допроса. Так, при расследовании одного уголовного дела было установлено, что единственным очевидцем ссоры между супругами, закончившейся убийством, была дочь потерпевшей (возраст около 5 лет). Однако долгое время девочка оставалась вне поля зрения следствия. Только через месяц после события преступления под влиянием того, что обвиняемый отказался от ранее данных им показаний, она наконец-то была допрошена. Сообщить что-нибудь ценное для следствия ребенок был не в состоянии. Судебно-психологическая экспертиза установила, что время стерло воспоминания, которые могли быть выявлены в первые дни после воспринятого девочкой преступления11.

Представляется, что с учетом психических особенностей рассмотренных групп несовершеннолетних под термином «малолетний» в уголовном судопроизводстве следует понимать лицо, не достигшее 12-летнего возраста. Детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет правильнее считать подростками, а детьми малолетними следует считать лиц до 11 лет.

Необходимо отметить, что малолетние обладают меньшими психическими возможностями, чем подростки от 12 до 18 лет. Они иные по качеству, но это не свидетельствует о том, что их показания «хуже» показаний подростков, не

В.В. Зиновьев

• К проблеме реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики

такие полные и точные. Практическому работнику следует с особым вниманием относиться к организации и проведению допроса малолетних свидетелей и потерпевших. Тактика допроса малолетних и подростков существенно различается. В связи с этим важна специализированная подготовка следователей к допросу малолетних свидетелей и потерпевших на курсах повышения квалификации.

1 См.: Каневский Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 1978; Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии / под ред. В.И. Комиссарова. М., 2006.

2 См.: Большая советская энциклопедия /гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд.. М., 1972. Т. 8. С. 147.

3 См.: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000; Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций. М., 1978; Выготский В.С. Собрание сочинений. Т. 4: Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984; Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / под ред. В.С. Мухина. 13-е изд., перераб. и доп. М., 2011; Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981; Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

4 См.: Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. М., 2011; Криминалистика: учебник для бакалавров / под ред. Л.Я. Драпкина. М., 2013; Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко, В.И. Комиссарова. М, 2007; Криминалистика: учебник / отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2005.

5 См.: Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. Сер. «Высшее образование». Ростов н/Д, 2004; ЗакатовА.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: учебное пособие. Волгоград, 1979; Коченов М.М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей. М., 1984; Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1958; Шурухнов Н.Г. Криминалистика: учебное пособие. М., 2005.

6 См.: Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1998. С. 145.

7 См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Указ. раб. С.19.

8 См.: Закатов А.А. Указ. раб. С. 5.

9 См.: Сперанский К. Особенности допросов по делам о несовершеннолетних // Социалистическая законность. 1968. № 4. С. 52.

10 См.: Шурухнов Н.Г. Указ. раб. С. 290.

11 См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Указ. раб. С.6.

В.В. Зиновьев

К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования норм уголовного законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, наркосодержащих растений.

Ключевые слова: антинаркотическая политика; стратегия государственной антинаркотической политики; наркомания; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ.

V.V. Zinoviev

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE REAL PROBLEM OF THE REALIZATION OF THE STRATEGY OF STATE ANTI-DRUG POLICY IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article devotes the realization of the strategy of state anti-drug policy from June 9, 2010, in the criminal law of the Russian Federation. In the paper in question we consider the issues of improving standards of criminal law criminalizing trafficking in drugs, psychotropic substances, their analogues, narcotic plants.

© Зиновьев Валерий Владимирович, 2014

Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.