Научная статья на тему 'Психологические критерии оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда'

Психологические критерии оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
692
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ТРУДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ECONOMETRICS / PSYCHOLOGICAL CRITERIA / LABOR / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чечурова Юлия Юрьевна

Целью данного исследования является выявление важнейших критериев оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда, что в период экономического кризиса выступает необходимым условием поддержания и развития организации на рынке. Сбор эмпирических данных осуществлялся по оригинальной авторской программе, включающей проективные методы; оригинальную авторскую методику психодиагностики критериев оценки организационной деятельности; глубинное интервью экспертов; комплексный системный анализ. Результаты показали, что критерии, используемые для оценивания организационной деятельности, неизбежно зависят от конкретного контекста, и, следовательно, не являются однозначными, т.е. разные стороны имеют свои цели и интересы в осуществлении и результатах деятельности. Соответственно любая оценка должна охватить специфические ресурсы точки зрения главных менеджеров, линейных менеджеров, сотрудников и клиентов организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические критерии оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда»

психология

УДК 159.95 Ч 575

Ю. Ю. ЧЕЧУРОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК КОЛЛЕКТИВНОГО СУБЪЕКТА ТРУДА

Целью данного исследования является выявление важнейших критериев оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда, что в период экономического кризиса выступает необходимым условием поддержания и развития организации на рынке. Сбор эмпирических данных осуществлялся по оригинальной авторской программе, включающей проективные методы; оригинальную авторскую методику психодиагностики критериев оценки организационной деятельности; глубинное интервью экспертов; комплексный системный анализ. Результаты показали, что критерии, используемые для оценивания организационной деятельности, неизбежно зависят от конкретного контекста, и, следовательно, не являются однозначными, т.е. разные стороны имеют свои цели и интересы в осуществлении и результатах деятельности. Соответственно любая оценка должна охватить специфические ресурсы — точки зрения главных менеджеров, линейных менеджеров, сотрудников и клиентов организации.

Ключевые слова: коллективный субъект труда, деятельность организации, психологические критерии оценки деятельности, субъекты оценки деятельности.

В настоящее время важность изучения именно психологических критериев оценки деятельности организации, наряду с экономическими и другими показателями, заключается в том, что появляется возможность анализировать групповых субъектов труда как носителей психологической сущности. Рассматривая межгрупповые взаимодействия, выделяются интегральные показатели, характеризующие реализацию единых задач, достижение общих целей, что в свою очередь приводит к рассмотрению деятельности организации в целом, именно с точки зрения психологических показателей. В данном исследовании в качестве коллективного субъекта труда рассматривается организация как сформировавшаяся общность, существующая в условиях конкурентной среды. Согласно классификации коллективного субъекта, разработанной А.Л. Журавлевым [2], организацию можно отнести к психологическому типу, характеризующемуся такими признаками, как взаимосвязанность индивидов, совместная активность и групповая саморефлек-сивность. Кроме того, рассматривая организа-

цию как открытую социотехничесую систему в рамках психологии труда расширяется контекст процессов в системе «субъект-объект», перевод отношений вектора «человек - техника», в многомерное пространство векторов «человек-техника - среда (физическая)», «человек - техника -среда (социальная, социально-психологическая)», «человек - технологии - организационная культура - потребитель (товаров и услуг)». Таким образом, можно говорить о выходе в субъективное пространство других людей, выступающих потребителями продуктов деятельности специалистов [4].

Опираясь, на вышеупомянутые концепции, имеется возможность оценивать деятельность организации как коллективного субъекта с точки зрения различных групп, что является продолжением классических теорий психологии труда. Вместе с тем, мы столкнулись с отсутствием теоретических разработок, освещающих характеристики организационной деятельности, а в частности особенности деятельности бизнес-организации, ее критериев оценки и эффективности в

рамках отечественной психологической науки вообще и психологии труда в частности.

Таким образом, актуальность темы исследования осознана, как на уровне практиков — сказывается информационная недостаточность в рамках деятельности руководителей, организационных консультантов, так и на уровне науки -психологии труда, организационной психологии, социологии, экономического знания.

Некоторые авторы отмечают, что оценка деятельности - это учет целей различных клиентов, которые могут быть включены в организационный процесс. То, что относится к эффективности, которая является важной целью системы управления деятельностью, выражается обычно в самой общей форме: например, мотивировать сотрудников, удовлетворить потребности и т.д. В реальности же, используемые конкретные критерии не только помогают оценить эффективность, но и становятся основанием для планирования системы, соответствующей установленным целям [5].

Известно, что выявление субъективных особенностей эффективности организационной деятельности, позволяет выявить ожидания социальных групп [3]. Так, предлагается разделять, существующие субъективные особенности организационной деятельности по критерию субъекта восприятия на внешние, сформированные у граждан, не входящих в число сотрудников и внутренние критерии, аудиторию которого составляют сами руководители и сотрудники организации. Также, Бернардин и коллеги поясняют связь измерений деятельности с удовлетворением требований внутренних и внешних клиентов, которых важно различать [7].

При рассмотрении внутренних клиентов Бел-зер и Сальски выдвигают модель, в которой определены точные критерии эффективной деятельности для представителей групп, которых авторы выделяют как минимум три типа: организация, представленная топ-менеджерами; линейные менеджеры и сотрудники. Каждая из этих групп имеет ряд целей:

Организация: увеличение объемов деятельности сотрудников (и производительности); усиление мотивации сотрудников; устранение неопределенности и информирование; планирование работы; определение потребностей в обучении и развитии; определение административных решений и т.д.

Линейные менеджеры: усиление мотивации сотрудников; повышение производительности; устранение межличностных конфликтов; создание и поддержание хороших взаимоотношений; повышение своего статуса в организации; повышение чувства собственного достоинства у сотрудников и появление других аспектов благополучия.

Сотрудники: обратная связь (особенно, если она позитивная); устранение межличностных конфликтов; создание и поддержание хороших взаимоотношений и рабочих взаимосвязей; повышение своего статуса в организации; определение потребностей в развитии и соответствие этому; знание положения о будущем - учет упреждающих возможностей; развитие личностной компетенции; повышение чувства собственного достоинства и появление других аспектов благополучия; защита от критических выпадов; передача данных обратной связи выше; наличие интересной и приносящей удовлетворение работы; стремление улучшить условия работы [6].

Внешнеорганизационный уровень проявляется через особенности привлечения клиентов, увеличения продаж, формирования поддержки деятельности предприятия со стороны общественности и государственных органов; предоставления информации окружающему социуму, удовлетворения естественной потребности людей в обладании знанием об окружающем мире; увеличения числа потребителей и клиентов, улучшения взаимодействия с гражданами, государственными и общественными организациями и т.д.; формирования общей картины окружающего мира для граждан страны, снятия неопределенности, приводящей к рассогласованию и негативным переживаниям. Важно отметить, что общее впечатление об организации, ведения ею социальной политики, а также представления об эффективной деятельности формируются на основании интегрирования различной информации о самой организации, ее деятельности, деловом общении, поведении сотрудников и пр. В настоящее время, Баундз и др. предлагают модель стратегического менеджмента, «вытекающую из нужд потребителя». Их аргументы состоят в том, что «менеджеры и сотрудники ставят потребителя на первое место в списке заинтересованных сторон, поскольку ценность, которую тот представляет, и есть основной источник создания новых капиталов». Карди подчеркивает также, что потребите-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

153

лей необходимо подключать к установлению стандартов деятельности: «неучастие клиентов в жизненно важном процессе разработки критериев может означать, что работники одобряют в деятельности только те моменты, которые кажутся им важными для их области функционирования, но не являются таковыми для потребителей продукта или клиентов, получающих данные услуги» [8].

Таким образом, при оценке организационной деятельности необходимо учитывать как возможные совпадения интересов, так и обострения конфликтов. Это касается тех направлений, в рамках которых организация должна развиваться и т.д. Часто возникающие противостояния в организации связаны с недопониманием роли каждого члена фирмы в общей системе взаимодействия субъектов организации, наличием совершенно различных функций, целей и интересов.

В качестве объекта исследования выступили небольшие компании частной формы собственности, сходные между собой по длительности существования, по количеству сотрудников, по уровню образования сотрудников, занимающиеся деятельностью по разработке и внедрению программного обеспечения. Всего было отобрано 6 фирм г. Твери с общим числом 362 респондента, в том числе 38 руководителя, 224 наемных работника и 100 клиентов организаций.

Исследование организации как коллективного субъекта основано на совокупном выявлении и рассмотрении критериев оценки деятельности групповых субъектов оценки, выполняющих разные функции в организационном процессе. Это позволяет построить целостную картину, характерную для организации как открытой системы, которая охватывает интересы всех субъектов взаимодействия.

Результаты показали, что в целом, организационную деятельность респонденты в первую очередь оценивают по показателям внутриорга-низационной групповой деятельности и эффективного менеджмента, при этом значимость показателей профессионализма, развития персонала не занимает приоритетных мест. Далее выделяются критерии оценки деятельности, характеризующие положение организации на рынке и особенности контакта с клиентом. Социальная ответственность организационной деятельности и связанные с ней внешние показатели оказались по степени важности на последних местах, при

этом показатель социальной ответственности имеет обратные взаимосвязи с экономическими и внешними переменными эффективности. Данные взаимосвязи отражают представления о невозможном нормальном экономическом развитии при полноценном следовании социальной политике.

В целом, рассматривая критерии оценки организационной деятельности, мы оперируем такими понятиями как процесс и результат. При обращении к данным терминам мы опирались на основные направления развития деятельностной методологии в психологии К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В.Д. Шадрикова, Уильямса, где деятельность рассматривается с точки зрения процесса и результата.

Перед нами стояла задача выстроить систему психологических критериев оценки в рамках организационной деятельности. Было проведено экспертное интервью, за основу которого взята процедура «нормализации» мнения меньшинства [1]. Созданной рабочей группе экспертов были предложены критерии оценки организационной деятельности, написанные на карточках. Каждая карточка зачитывалась с рекомендацией разместить ее на доске, т.е. «пространственно определить». На доске формировались устойчивые группы, проблемы в которых имеют некий общий смысл.

Итогом работы явилось структурированное поле, в котором выделились связи, характеризующие феномен организационной деятельности. Рисунок 1 иллюстрирует проблемное поле распределения критериев оценки деятельности организации.

Как видно из рисунка 1, психологические критерии оценки деятельности экспертами были разделены на три группы. К первой группе были отнесены критерии, характеризующие деятельность с точки зрения процесса. Экспертами они были названы критерии-причины, которые в свою очередь разделились на критерии внешней и внутренней среды. Во вторую группу вошли критерии, характеризующие результат организационной деятельности, т.е. являющиеся вторичными по отношению к первой группе. Эта группа была названа критерии-следствий, и включала показатели деятельности доступные внешнему наблюдателю по отношению к организации. В выделенную третью группу, которая описывалась в терминах неоднозначности и двойственности вошел критерий социальной ответственности. С одной

I I jpunta, и 1 ли» Г>'Т.’|| .. МШ1-Ф I Л Ч I iу JLU-1 lUuD.LUcmm зффск Иоп- ..л г> 11. di,.<

i jnh jcjVJmiaH «. * " lUfini i H‘h 1 iniЙС1Г"'’, 1| *

*Cj. i ii( iDi-г.ц ». I) „ца | . j

UM IpDlieCw nU^BJIilK)'1 4 vMii.He вчЗМО*г(Ые ОПШШИТсЛЬНЫЬ ВЫХОЛИ F Гим Чи- r[t peii'-й ifi-

UJUM (,l in<i,i,p .‘ U Dt*'VI BcnHt it lolnmu'rvu»

<- Mha из пси- i ik i ■ ocnnui it i .... KJiri. tuilt 'b

J,e4 Г^ЛЬНОС l ап Я.Г’.'рхШаРТ-Ч Л rva- пи» IXi.‘ ^in" е J“ 1ГТЕ V'n ''unhlU.fh- Si ирГИНи^аЦИОННОЙ

ЭффгК^ИВНчСП V ^■ конечный oe'’Y.lLT3'r Эффек-ывниР' деятельности анизации

Ь» ил П ГГ 1 а>

■ Э» .. f ■■-■... * п-ч ктоанионно'- ,. w в

' К |.*ТК1Г»

Г UpHeHTitflM да ElIKffiS

■ РеыИМа «£?■■*

Знущяшн^жтнгчиин

5 V*.. jа^а.

* _ СПЕТОМ Э

Э -H"r?TI ГЛГ- ^ТГЭДЖЗЖ?"" u Z тратепрссхяй idi?-h ^ц*ити*

—, <3|ессисыалгй.м L Z г_ ■ :т^:-не

гто-bija'r». и да ятальиоств перс !№>”-

■.№ идее.

* 11. yta. (urisCKiiT ^ * ЛоПОЖИТеШ: ЧЬ^я “Эпег J С таб cn г=.r.'-i— л Я>1 <■ KR

Р’ч..1 I рнтериииценкь ьсич емеор анизаць ннои деятельности грч и зрения

iMUUCLCil г. |> J I I l I tin

В результате можно сделать нырод г гом, 'чп . :ихологцческие. ркте ,.[ ,uMtu.. це, 1~лы дс in Фганизаиии чаграгниакп ы пдчньи uUilmw ^рпнизаиионной ^ej'[I: uni" и< нь индивид а i

'ОМ. Р^ППОВом У U| I ДНИ iauHOUh.l.*. ри1шйл.

асающиеся $ю п гинеи ь ниешнеп реш* <im ел! 10( I Fmei I?' 1ем. ь| ш ти от ки рек ^матоиваютс.. с 1 J4nii реииннр и v- резадп ата - -. vi о ;■ c/rin«ocri i рганп шипн-

r-A асятглпп'ост! . г-ассма гринде тдя один ipeMt н

НС Л Ь-iK С--чСВ; JaJibHellUlrtl О llpUJlHrilrLHI Я L11.11 i 1 -iH3ait>J 1 (ah CiieilL-'liimillt-V I lejy'ilb I il Hr

только та внутриорганшаиионном уровне, но и

и )рсд» -о [ества Кроме т-' > > -^нк орган» зационнойдс f ест i не ’ <ится чодни ■ да гаыгчс' ки..) показа I ч *_ i опоеделяе-' ;я -е f тьк в Hi uoi >м :ol иальном • ■ Tt гд ва* леишл\ чоказателе и выгт^тар^ социальна^ с зетгтвенность <и> 1Логи'‘1:ские' г^тн шоцен ли де: I -льностч ч,. ганизаню i аз • еи( ем> ■iTuua^ лвл i 4 ijio4Hl i. нами^;ской

ИМееТ • оДИМОСВЯЗаННЫ) ^ OK.Jb. OTDu

ЖаЮШИл С^>НИальпО-иСИХОЛОГИчеСКие li> » i ДеЯТСЛЬНОСТ ! f-CUCOhib” v. Cl О L/U itilr I \ - Ot/— JCMMli

удравл-.н ieCKH> вала i -юл..+ \ \ ;льный ujl i , ооганизании 1дсслсни-1 s сливи мииим- iv

Гедагшики. Т^лхидшил. .omiaj.iHc. "_J "

кого роста, показатели социальной ответственности и организационного контроля. При этом, важность тех или иных блоков определяется конкретной ситуацией и позицией субъектов оценки, что на прикладном уровне помогает прояснить, подходит ли система для определения стандартов, на основании которых возможно измерить эффективность ее деятельности.

Библиографический список

1. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л-. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 1996. -142 с.

2. А.Л. Журавлев Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Акаде-

мический проект, 2000. - С. 133-150.

3. Е.Б. Перелыгина Психология имиджа: Учебное пособие/Е.Б. Перелыгина, —М.: Аспект Пресс, 2002.-223 с.

4. В.А. Толочек. Современная психология труда.-СПб.:Питер,2008.-432 с.

5. Р. Уильямс. Управление деятельностью служащих.-СПб.: Питер,2003.-302 с.

6. Balzer W.K., Stilsky L.M. Performance appraisal effectiveness // Psychology in Organizations, Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990.

7. Bernardin H.J. Subordinate appraisal: a valuable source of information about managers // Human resource management, 25,421 -39,1986.

8. Cardy R.L. Perfomance appraisal in a quality context: A new look at an old problem. - San Francisco: Jossey-Bass, 1994.

УДК 159.923 И 209

H. Л. ИВАНОВА, А. Н. СТЕПАНИЩЕВА

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В БИЗНЕСЕ

В статье рассматривается процесс самоопределения личности в бизнесе, анализируются закономерности и этапы формирования идентичности бизнесмена, проводится выявление и анализ стадий профессионального самоопределения личности в бизнесе.

В современном динамичном мире становится все более актуальной проблема поиска человеком своего места среди многочисленных социальных и профессиональных групп. Интерес к проблеме самоопределения личности возрастает в связи с теми стремительными социально-экономическими изменениями общества, которые происходят в последние десятилетия и меняют сложившиеся представления об условиях жизни людей, социальных группах, профессиональных ценностях и т.д. Не случайно, проблема самоопределения личности находит отражение во многих современных работах (Андреева, 2000; Иванова, 2008; Климов, 1996;Пряжников, 1999).

Процесс профессионального самоопределения личности длительный и противоречивый, и на пути становления профессионала существует

множество критических моментов, пройдя которые человек приобретает неоценимый профессиональный опыт.

Важность исследования самоопределения личности в бизнесе обусловлена, прежде всего, теми теоретическими и практическими задачами, которые стоят перед современной психологией, поиском новых парадигм исследования и понимания выявленных закономерностей. Но также она связана с вызовами развития социально-экономических отношений в обществе, задачами выживания, реорганизации и развития бизнеса в условиях кризиса. Люди в бизнесе должны быть способны к адекватной оценке не только своего финансового положения, но и психологического состояния. Без анализа бизнеса как психологического, социально-психологического и социологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.