Научная статья на тему 'Психологические характеристики мужественности и женственности в представлениях девушек старшего школьного возраста'

Психологические характеристики мужественности и женственности в представлениях девушек старшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Н. А., Камаева О. Р.

В статье рассматривается проблема становления психологического пола. В настоящее время система стереотипов маскулинности-феми­нинности претерпевает коренные изменения, они становятся все менее поляризованными. Характеристики формирующегося процесса половой идентификации могут стать нравственным регулятором поведения. В связи с этим возникает необходимость изучения формирования этих представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики мужественности и женственности в представлениях девушек старшего школьного возраста»

ленных на изучение мотивационной сферы подростков, оказавшихся в ситуации выбора профиля обучения (например, осознанных и неосознанных мотивировок, влияющих на выбор профильного класса).

Список литературы:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельд-шгейна. - М.; Воронеж, 1995. - 352 с.

2. Головей Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылёвой. - Вып. 3. -СПб., 1999. - С.76-84.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2007. -713 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Николаева H.A.*, Камаева O.P.4

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассматривается проблема становления психологического пола. В настоящее время система стереотипов маскушнности-феми-нинности претерпевает коренные изменения, они становятся все менее поляризованными. Характеристики формирующегося процесса половой идентификации могут стать нравственным регулятором поведения. В связи с этим возникает необходимость изучения формирования этих представлений.

Старший школьный возраст - особый этап в формировании психологического пола. Именно в этом возрасте процесс становления мужского и женского образов является особенно интенсивным. Ориентируясь на образец «мужественности» и «женственности», усваивая соответствующие им черты, старшеклассник строит свою модель полового поведения. Характеристики формирующегося образа мужественности-женственности могут стать нравственным регулятором поведения юноши и девушки. В связи с этим возникает необходимость изучения формирования этих представлений, их содержания и нравственной направленности.

* Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук.

* Преподаватель психологии Башкирского экономико-юридического колледжа.

Становление психологического иола осуществляется в процессе половой идентификации, что в итоге приводит к формированию половой идентичности. Половая идентичность - определение индивидом своей половой принадлежности, переживание и осознание им своей маскулинности-фе-мининности [2, с. 391]. Согласно И.С. Кону - это результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания [4, с. 47-48]. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т.е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Как известно, маскулинность и фемининность (от лат. шаБсиИпш - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

В свою очередь, половая идентичность (от лат. Ыепйсш - тождественный) - осознание индивидом своей половой принадлежности, отражается, прежде всего, в переживании своей маскулинности-фемининности и готовности играть соответствующую роль.

Таким образом, половая идентичность - это единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Рассматривая вопрос половой идентичности исторически, нельзя не заметить, что традиционная система дифференциации половых ролей, и связанных с ними стереотипов маскулинности-фемининности отличалась следующими характерными чертами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными; 2) эти различия освещались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми; 3) мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрению мужских интересов. Но эта система на сегодняшний день претерпевает коренные изменения, свойства мужчин и женщин становятся все менее поляризованными, все более пересекаются. Ввиду этого изменяются критерии маскулинности и фемининности.

В зарубежной научной литературе существует несколько направлений, рассматривающих проблему половой идентичности с разных точек зрения. На наш взгляд, наибольший интерес представляют следующие, например: 1) теории, уходящие корнями в психоанализ и подчеркивающие роль подражания (Р. Хеберлин, 3. Фрейд, Г. Цулингер, А. Мичерлих, Т. Бро-хер); 2) теории половой типизации, опирающиеся на теорию социального научения (О. Мишелу); 3) теории самокатегоризации, опирающиеся на когнитивно-генетическую теорию. В отечественной психологии проблема

половой идентичности рассматривается в работах Д.М. Исаева, В.Е. Кагана, И.В. Романова, A.B. Мудрика, И. С. Кона, Т.И. Юферевой, О.Г. Калины, А.Б. Холмогоровой и др. [4].

Значительный вклад в изучение данной проблемы внес отечественный исследователь И. С. Кон. «Половая идентичность основывается, с одной стороны, - писал И. С. Кон, - на соматических признаках (образ тела), а с другой - на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Причем, как и все прочие самооценки, они во многом производны от оценки ребенка окружающими. Все эти характеристики многомерны и зачастую неоднозначны. Уже у дошкольников часто возникает проблема соотношения полоролевых ориен-таций ребенка, т.е. оценки им степени своей маскулинности-фемининно-сти, и его полоролевых предпочтений...» [4, с. 49].

В статье Ю.Е. Алешиной, A.C. Волович «Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины» отражается специфика социализации мальчиков и девочек и влияние на этот процесс тендерных стереотипов. Авторы подчеркивают противоречие, которое они видят в современной социокультурной ситуации: стереотипы толкают мальчиков на пассивность, а девочек -на активность и доминантность, хотя им предстоит жить в обществе, ориентированном на традиционные полоролевые стандарты [1, с. 74-81].

Очень часто, утверждают исследователи, мы создаем образы других людей, основываясь не на том, что они в действительности из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать. При этом мы ориентируемся на такие социальные проявления, как тендерная стереотипизация. Без понимания и знания тендерных стереотипов невозможно сформировать верное представление о конкретных мужчинах и женщинах.

В нашем исследовании мы рассмотрели взаимосвязь половой идентичности с выбором типично мужских / женских качеств личности. Исследование проводилось на базе школ г. Соль-Илецка. В состав испытуемых вошли 34 девушки, учащиеся 10-11-ых классов. Средний возраст старшеклассниц составляет 16-17 лет.

Для проведения экспериментального исследования нами были использованы следующие методики: шкала «маскулинность-фемининность» (Фрайбургский личностный опросник (FPI) и модифицированный вариант методики самооценки личности (на основе изучения стереотипа типично мужских и типично женских качеств, составлен И. Броверманом с соавторами), а также списка качеств, ассоциируемых только с мужчиной или женщиной (составители - Дж. Уильяме и Д. Бест), соответствующих маскулинным и фемининным чертам).

В соответствии с поставленной целью исследования был проведен количественный и качественный анализ полученных результатов. Для мате-

магической обработки данных нами использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г8).

В ходе анализа результатов были выделены четыре группы испытуемых:

- 1 группа - фемининные девушки с большинством выбора у себя женских качеств. Эти девушки составляют 50 % от всей выборки. Они выбирают приемлемым для себя женский тип поведения: спокойны (71 %), менее спонтанны в поведении (53 %), более целеустремленны и их жизнь более эмоционально окрашена (100 %), они очень чувствительны (82 %) и женственны (76 %). Следование половым стереотипам у девушек повышает эмоциональную устойчивость, но требует следования традиционным формам поведения, оборачивающегося установлением жестких фемининных рамок;

- 2 группа - маскулинные девушки, приписывающие себе больше женских качеств. Эти старшеклассницы составляют 35 % от всех испытуемых. У них обнаруживаются качества, которые чаще свойственны женщинам (нежность - 92 %, обаяние - 67 %, заботливость - 92 % и др.). Но, в то же время, они в своем поведении отмечают черты, больше свойственные мужчинам (например, использование физической силы - 75 %, решительность - 75 %). Возможно, это связано с характерной для сегодняшнего времени ситуацией ломки стереотипов поведения мужчин и женщин. Сегодня женщины более активны, инициативны, самоуверенны. Они стараются быть самостоятельными, коммуникабельными, т.е. соответствовать тем требованиям, которые ставит перед нами современное общество. Маскулинность девушки ничуть не мешает ей быть женственной;

- 3 группа - фемининные девушки с большинством выбора у себя мужских качеств. Такие девушки составляют 9 % от всей выборки. Т.е. в своем поведении они стараются следовать характерным для женщины стереотипам поведения. Но для адаптации к современному обществу им помогают такие типично мужские качества как: эмоциональная сдержанность (100 %), серьезность (100 %), осторожность (100 %). Это связано с изменением устоявшейся системы половых ролей и стереотипов, освоение женщинами новых социальных ролей требует психологической гибкости и изменения существующих стандартов поведения;

- 4 группа - маскулинные девушки с большинством выбора у себя мужских качеств. В нашей выборке лишь 6 % испытуемых обнаружили у себя такое сочетание. Девушки, овладевающие мужскими способами поведения более активны (100 %), отличаются высокой самоуверенностью (100 %), решительны (100 %), могут прибегнуть к физической силе (100 %). Для этих старшеклассниц мужской тип поведения является наиболее приемлемым, соответствуя ему, они

чувствуют себя более уверенно. Можно выделить ряд факторов, которые повлияли на формирование половой идентичности этих девушек. Несомненно, что значимую роль в этом процессе играют родители, подражая которым ребенок усваивает эталоны поведения. Немаловажное значение, на наш взгляд, имеют также средства массовой информации и общество сверстников.

Следует отметить, что по данным нашего исследования статистически значимую корреляцию мы получили по результатам взаимосвязи маскулинности с выбором женских качеств, а также по показателям взаимосвязи фемининного стиля поведения с выбором женских качеств.

Как показывают результаты отечественных и зарубежных исследований, идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных стилей поведения. В-третьих, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности» женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но, в то же время, пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Но в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли типично мужские качества.

Данные нашего исследования, и сходных с ним, позволяют утвер>вдать, что старшеклассник еще сохраняет стереотипность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он соответствует этим требованиям. В то же время он уже осознает, что мужские и женские качества не обязательно альтернативны и сочетание их может быть разным.

В настоящее время углубление демократизации отношений способствует все большему взаимопроникновению мужских и женских качеств, они становятся менее поляризованными. Широко представленные в современной науке теории «психологической андрогинии» утверждают, что наиболее адаптивны и продуктивны те индивиды, которые обладая высокими потенциалами и маскулинности и фемининности, сохраняют отчетливую половую идентичность» [2, с. 391].

Следовательно, необходимо обратить внимание на то, что в современных условиях личность с не выраженной половой идентичностью (диффузия идентичности), характеризуется недостаточной способностью к завершению психосоциального самоопределения, а это, в свою очередь, чревато искажениями личностного развития в целом. В связи с этим, в старшем школьном возрасте возможно проведение различных по форме занятий, например: тренингов, ролевых игр, семинаров-практикумов и т.д., ко-

торые будут способствовать раскрытию необходимых качеств и корректировке уже имеющихся черт, направленных на формирование и развитие женственно сти-муже ственно сти.

Список литературы:

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С.74-81.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин-ченко. - М., 2007.

3. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 53-62.

4. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981. - № 2. - С. 47-58.

5. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 39-47.

6. Харламенкова Н., Стоделова Т. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе «Я» подростка // Психоаналитический вестник. - 2002. - № 10. - С. 100-115.

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОНОШЕННЫХ И НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДОМА РЕБЕНКА

© Попов В.Н.*, Рыжкова Т.Ю.4

Психоневрологический дом ребенка № 6, г. Санкт-Петербург

В статье показана сравнительная характеристика психомоторного развития доношенных и недоношенных мальчиков и девочек, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребенка. Дано описание проведения исследования по методике А. Гезелла (A. Gesell). Приведена авторская разработка «Карты динамики психомоторного развития» детей раннего возраста.

Большинство детей домов ребёнка отстают в физическом и нервно-психическом развитиях. Микросоматический тип физического развития имеют 64,3 % мальчиков и 68,2 % девочек. Глубокое отставание в нервно-психическом развитии имеют 47,0 % детей на 2-м; 45,0 % на 3-м; каждый

* Врач-невролог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук.

* Педагог-психолог высшей квалификационной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.