Научная статья на тему 'Психологические факторы формирования здорового образа жизни'

Психологические факторы формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3044
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы формирования здорового образа жизни»

В свою очередь, люди, принадлежащие к так называемым сексуальным меньшинствам, не отличают свои отношения от общепринятых («нормальных»). Они проецируют традиционную модель семейной иерархии, родственных связей на свои отношения. Так, в семье двух лесбиянок девушка, выполняющая мужскую роль, активно настаивала на том, чтобы называть маму своей жены тещей, а отца тестем.

Таким образом, можно предположить, что гомосексуализм не является патологичным с точки зрения обыденного понимания, ведь определенный процент нашего общества не рассматривает эту проблему отрицательно (это относится не только к людям, принадлежащим к сексуальным меньшинствам). Эти данные подтверждает и статистика Риктона Нортона [3]. В ходе эмпирического исследования в конце 1980-х-в нач. 1990 гг. выявлено, что чувство собственного достоинства у гомосексуалистов отнюдь не ниже, чем у гетеросексуалов, а у лесбиянок оно даже выше, чем у гетеросексуальных женщин. Поэтому в современном обществе так часто встает вопрос о причинах и факторах, влияющих на сексуальную ориентацию индивида. В нашем исследовании нашли отражение основные из существующих теорий такого социального феномена, как гомосексуализм. Проанализировав теоретические и статистические данные, можно утверждать, что все эти теории имеют место быть. Также к уже существующим можно добавить различные социальные факторы, влияющие на возникновение и развитие феномена, - гомосексуализм.

Библиографический список

1. Дейвис Д. Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / Д. Дейвис. - СПб., 2001. - 384 с.

2. Клейн Л.С. Другая сторона светила / Л.С. Клейн. - М.,2002. - 656 с.

3. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии / И.С. Клецина. - СПб., 2003. - 480 с.

4. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья / Г.А. Навайтис. - М., 2008. - 171 с.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб., 2009. - 656 с.

И.А. Чернов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Ключевые слова: здоровый образ жизни, личность, факторы.

Образ жизни, здоровье, долголетие представляет собой целостную систему, которая функционирует в определенных социально-психологических, экологических и культурных условиях. Будучи взаимосвязанными и соподчиненными, эти условия создают объективную основу формирования единой системы ценностных установок. Выбор образа жизни, с одной стороны, объективно задан доминирующими в данном обществе социально-психологическими, экологическими, культурными и другими условиями, с другой, определяется субъективным набором жизненных ценностей индивида.

© Чернов И.А., 2013

Здоровый образ жизни основан не только на вербальной реакции и рефлексии граждан на состояние общества, но и на их саморефлексии, самооценке, самоидентификации, которая постоянно проявляется в реальном поведении, в отношении к здоровью. Снижение влияния установок общественного мнения на самосохранительное поведение как молодежи, так и более старших поколений проявляется прежде всего в различиях между декларируемыми нормами поведения в отношении здоровья и реальным поведением. В структуре жизненных ценностей населения здоровье занимает одно из первых мест. В то же время при более глубоком рассмотрении данной проблемы оказывается, однако, что ценность здоровья носит не фундаментальный, а инструментальный характер.

Противоречие между декларируемыми ценностями и реальными поведенческими стратегиями особенно заметно проявляется при соотнесении здоровья как ценности и социальных практик в подростковой и молодежной среде. Для школьников и студентов характерна интерпретация здоровья скорее как физической дееспособности, а не способность к адаптации, реакции на изменения окружающей среды, обеспечение стойкой жизнедеятельности. Для большинства населения характерен взгляд на здоровье как на состояние, не мешающее им жить, не препятствующее выполнять повседневные обязанности.

Формирование потребности в здоровом образе жизни, укреплении здоровья, долголетии связано с дифференцированным подходом с учетом общесоциальных, групповых и личностных характеристик. Динамичность субъективных установок является результатом постоянно меняющихся социально-психологических, экологических, культурных и других условий жизнедеятельности. Взаимосвязь образа жизни, здоровья, долголетия с установками общественного мнения должна рассматриваться как динамичная система, оценка которой требует многофакторного социально-психологического анализа и мониторинга. Результаты, характеризующие степень восприятия установок общественного мнения, свидетельствуют о несформированности среди населения адекватных и устойчивых стереотипов здорового образа жизни, здоровья и долголетия, что приводит к распространению разрушительных для здоровья моделей поведения.

Формирование здоровья обусловлено многими факторами - социально-экономическими и экологическими, образом жизни, возрастом, полом, наследственностью. В личностном плане социальное здоровье определяется в основном степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении. Здоровый образ жизни каждой личности зависит от уровня усвоения современных достижений науки и практики. Он зависит и от реальных возможностей человека делать выбор, способствующий сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни характеризует степень реализации природного потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы, социума).

Установки общественного мнения, направленные на реализацию здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение долголетия, сталкиваются с установками, реализация которых порождает разрушительную стратегию по отношению к здоровью. В результате столкновения рождается симбиоз противоречий ценностей. Установки общественного мнения на самодетерминирующие здоровье виды поведения имеют существенное различие в тендерном отношении. Большая восприимчивость к жизнеукре-пляющим установкам общественного мнения девушек и женщин приводит к превосходству их над юношами и мужчинами практически по всем индикаторам здорового образа жизни, здоровья и долголетия. Данный тренд в определенной мере связан и с тем, что среди представителей женского пола в оценках здоровья и факторах, на него влияющих, отмечается более низкая удовлетворенность всеми составляющими здоровья. Во многом это может быть объяснено более высокой степенью чувствительности женщин к общим факто-

рам стресса: социальным (бедность, безработица, снижение социального статуса) и личным (семейные неудачи) изменений.

Образ жизни является ведущим фактором, определяющим состояние здоровья, связанным с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых социальных групп, представляет собой сложную динамическую функциональную систему, которую необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода. Образ жизни в целом обобщает и включает в себя уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, уклад жизни [4]. Здоровье как общечеловеческая, общественная ценность выступает не только как отсутствие или профилактика болезней, а прежде всего, как состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека. Здоровый образ жизни характеризует степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья; степень его социального благополучия как единства уровня и качества жизни, в то же время отражает степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья.

В исследованиях проблематики здоровья, здорового образа жизни, долголетия преобладают биомедицинские модели, акцентирующие внимание на изучении негативных критериев здоровья и образа жизни; применение методов и процедур, измеряющих характеристики физического пространства, исследование поведения индивидов (социальных групп) вне связи с социальной структурой и ее отдельными элементами - социальной стратификацией, нормами, ценностями. В результате за рамками исследований остаются вопросы, связанные с влиянием на здоровье и образ жизни культуры, социальной организации общества, личностного выбора.

Целостный взгляд на здоровье, здоровый образ жизни, долголетие можно представить в виде модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия. В нашем понимании субъективный компонент здоровья, здорового образа жизни, долголетия - ценностные установки и оценки общественного мнения - определяет личностный, групповой и национальный уровень поведенческой ориентации. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферы. Социальный компонент характеризуется степенью адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Установка общественного мнения на признание здоровья, здорового образа жизни, долголетия общечеловеческой ценностью, подлежащей защите со стороны общества и государства не находит своего адекватного отражения в поведенческих актах в России. В современных условиях на первый план выдвигаются социальные детерминанты здоровья, возрастает степень влияния таких факторов, как социальная напряженность, стресс, несовместимость социального статуса, ощущение неуверенности в завтрашнем дне. При рассмотрении здоровья и здорового образа жизни как социального феномена необходимо выйти за рамки медико-биологического взгляда. Здоровый образ жизни представляет собой типичные и существенные виды жизнедеятельности людей, способствующие выполнению ими социальных функций и достижению состояния физического, духовного и социального благополучия, которые определяются конкретными социально-экономическими условиями, ценностными, нравственными ориентациями.

В данном контексте исключительного внимания заслуживает формирование и изменение ценностных установок общественного мнения. Ценностные установки общественно-

го мнения оказывают существенное влияние на направленность и содержание социальной активности, придают смысл и направление общественной позиции личности. В силу своей многоаспектности ценностные установки общественного мнения выступают в качестве связующего звена общественным сознанием и индивидуальным сознанием. В представлениях населения идеальная модель здорового человека выглядит следующим образом: человек никогда не болеет, не имеет хронических заболеваний, не жалуется на свое здоровье, хорошо выглядит.

Формированию ориентаций на здоровый образ жизни населения присущи следующие противоречия:

- между социальной потребностью в здоровом человеке и реальными условиями для формирования соответствующих установок различных групп населения;

- между общественной ценностью здоровья и реальными возможностями его сохранения и укрепления независимо от уровня материального положения различных групп населения;

- между декларируемой в обществе модой на здоровье и здоровый образ жизни и реальными действиями семьи, учреждений образования и здравоохранения в этой сфере

[3].

Для большинства населения характерно наличие противоречия между общей и конкретной потребностью в сохранении здоровья. Общая потребность в сохранении здоровья получает спорадическое, непоследовательное, ограниченное воплощение. Конкретная потребность в специальных действиях по укреплению здоровья возникает преимущественно вследствие заболевания, что в результате приводит к появлению такой деятельности, которая ведет не к общему сохранению здоровья, а, скорее, к временному его поддержанию.

Необходимы новая концепции и комплексная программа, построенная с учетом психологических факторов формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья, создания культа долголетия. Комплексная программа должна основываться не только на концептуальном осмыслении влияния установок общественного мнения на здоровый образ жизни, здоровье и долголетие, но и на использовании укрепляющих здоровье технологий.

Библиографический список

1. Васильева О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья // Психология в вузе. - 2010. - № 6. - С. 5-17.

2. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: учеб. пособ. / Ж.М. Глозман. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

3. Зинова У.А. Формирование установки на здоровый образ жизни как актуальная проблема // Седьмая волна психологии. Вып. 7 / Под ред. В.В. Козлова. - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2011.

4. Трофимчук А.Г. Общечеловеческие ценности здорового образа жизни // Здоровый образ жизни как социально-психологический феномен конференции / Под ред. Л.А. Койсман. - Биробиджан, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.