Научная статья на тему 'Психологические детерминанты направленности на военно-профессиональную деятельность курсантов военных образовательных организаций высшего образования'

Психологические детерминанты направленности на военно-профессиональную деятельность курсантов военных образовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOCUS ON MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ванюшин А.В., Ахмедханов М.А., Губин В.А.

На основе теоретического анализа и экспериментального исследования в статье рассматривается специфика определения психологических характеристик, детерминирующих направленность на военно-профессиональную деятельность. Выявлены психологические характеристики подлежащие изучению в рамках данного исследования. Подобран комплекс психодиагностических методик для изучения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ванюшин А.В., Ахмедханов М.А., Губин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of theoretical analysis and experimental research, the article examines the specifics of the definition of psychological characteristics that determine the focus on military professional activity. The psychological characteristics to be studied within the framework of this study are revealed. A complex of psychodiagnostic methods for studying these methods was chosen.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты направленности на военно-профессиональную деятельность курсантов военных образовательных организаций высшего образования»

УДК 159.923 : 355.232.6

А. В. Ванюшин, М. А. Ахмедханов, В. А. Губин

Психологические детерминанты направленности

на военно-профессиональную деятельность курсантов военных образовательных организаций высшего образования

На основе теоретического анализа и экспериментального исследования в статье рассматривается специфика определения психологических характеристик, детерминирующих направленность на военно-профессиональную деятельность. Выявлены психологические характеристики подлежащие изучению в рамках данного исследования. Подобран комплекс психодиагностических методик для изучения данной проблемы.

On the basis of theoretical analysis and experimental research, the article examines the specifics of the definition of psychological characteristics that determine the focus on military professional activity. The psychological characteristics to be studied within the framework of this study are revealed. A complex of psychodiagnostic methods for studying these methods was chosen.

Ключевые слова: психологические характеристики; направленность на военно-профессиональную деятельность, успешность учебной деятельности.

Key words: psychological characteristics; focus on military - professional activity, success of educational activity.

Направленность на военно-профессиональную деятельность, как неотъемлемая составляющая психологического аспекта учебной деятельности, выступает в качестве мотивационного компонента выбора профессии на стадиях профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности [4, с. 3-30].

Теоретико-методологический анализ проблемы военно-профессиональной направленности личности позволяет сделать вывод о большом количестве исследований данной проблемы в процессе обучения в военном вузе специалистов различного профиля. При этом установлено, что в исследованиях не учитывались вопросы соответствия компонентов военно-профессиональной направленности на стадии предполагаемого выбора профессии с уровнем развития данных компонентов в процессе учебной деятельности, когда обучающийся сталкивается с проблемой переосмысления, сложившихся еще в школьные годы представлений о военной профессии и непосредственным восприятием учебы и воинской службы. Недостаточно исследован вопрос иерархии мотивов получения знаний по военно-

© Ванюшин А. В., Ахмедханов М. А., Губин В. А., 2018

64

профессиональным дисциплинам курсантами в структуре направленности их личности. Также отсутствуют специальные исследования, ориентированные на повышение успеваемости курсантов посредством выявления и развития психологических характеристик, детерминирующих направленность на военно-профессиональную деятельность.

Для решения данных противоречий авторами статьи были проведены исследования на базе военного института войск национальной гвардии РФ. Для решения научной задачи по выявлению психологических характеристик, детерминирующих направленность на военно-профессиональную деятельность, было проведено социально-психологическое изучение и психологическое обследование 245 респондентов в три этапа[1, с. 22-32].

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить психологические характеристики, детерминирующие направленность на военно-профессиональную деятельность. Для изучения данных психологических характеристик был подобран комплекс психодиагностических методик, в который вошли: 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма с); тест смысложизненных ори-ентаций Д.А. Леонтьева (СЖО); диагностический комплекс В.А. Губина, А.Л. Загорюева «Направленность на военно-профессиональную деятельность»; опросник Ш. Шварца «Обзор ценностей; методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.

На первом этапе обследовано 245 чел., отобранных для поступления в военный институт; на втором этапе обследовано 100 курсантов I курса по истечении 6 месяцев обучения; на третьем этапе - 100 курсантов, окончивших первый курс военного института [3, с. 3-48].

Для проведения исследования также была проанализирована успеваемость курсантов и поведенческая составляющая (воинская дисциплина). Данные показатели использовались нами при проведении процедур математико-статистической обработки полученных результатов в качестве внешнего критерия успешности обучающегося. Отметим, что на первом этапе, где нами были обследованы респонденты, отобранные для поступления в институт, а следовательно, еще не включенные в образовательный процесс, в качестве внешнего критерия был использован показатель успешности сдачи ЕГЭ [2, с. 132-138].

Далее проведено условное разделения военнослужащих на группы с различной успешностью в учебной деятельности, включая в первую из них только тех, чьи значения по успешности обучения превышают среднюю величину, а во вторую группу - только тех, чьи значения ниже средней величины. При этом все, кто оказывается в зоне средних величин (Мх+1/4б), выпадают из дальнейших сопоставлений [7, с. 31-45].

Сравнительный и корреляционный анализы результатов психодиагностического обследования на всех этапах исследования представлен ниже [8, с. 81].

На первом этапе были выявлены значимые различия между группами успешных и неуспешных обучающихся в следующих психологических характеристиках: общительность (А), абстрактное мышление (В), эмоциональная устойчивость (С), нормативность поведения (в), тревожность (О), мечтательность (М), проницательность (М), самостоятельность, традиции, достижении, гедонизм, стимуляция альтруизм, процесс, власть, деньги, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, фактор ценностных ориентаций (УО), фактор интереса к профессиональной деятельности (Р1), фактор социального прогноза (БР) (табл. 1).

Таблица 1

Значимые различия между группами обучающихся с разной успешностью в учебной деятельности

Психологические характеристики Низкоуспевающие Высокоуспевающие Т - критерий

Мх±ст Мх±ст

А - общительность 4,21 ±2,52 6,45±1,57 2,01*

В - абстрактное мышление 3,08±1,39 9,1 ±2,06 3,57***

С-эмоциональная устойчивость 5,2±1,20 8,93±1,73 3,25***

в - нормативность поведения 2,94±1,57 9,34±1,11 -2,70*

О - тревожность 3,41±1,33 8,72±0,79 -3,59***

М - мечтательность 6,31 ±0,90 6,09±1,72 2,01*

N - проницательность 3,14±1,17 8,79±0,91 -2,48*

Самостоятельность 3,03±1,53 9±1,16 -2,88*

Традиции 3±1,39 8,82±2,06 3,26***

Достижения 3±1,20 9,17±1,73 -2,75*

Гедонизм 8,97±1,57 5,69±1,11 -3,53***

Стимуляция 3±1,33 8,83±0,79 -2,38*

Альтруизм 2,82±0,90 9,06±1,72 2,35***

Процесс (Потемкина) 3,56±1,17 9,13±0,91 -2,67*

Власть 8,47±0,90 6±1,72 -2,27*

Деньги 7,88±1,24 5,07±1,53

Локус контроля - Я 8,53±1,53 24,89±1,16 2,01*

Локус контроля - Жизнь 13,29±0,90 39,03±1,72 -2,86**

УО - фактор ценностных ориентаций -12±1,57 17,72±1,50 2,57**

Р1 - фактор интереса к профессиональной деятельности -12±2,52 17,72±4,15 2,01*

БР - фактор социального прогноза -22±1,84 22,86±1,57 -2,86**

Примечание ***р<0,001 **р<0,01 *р<0,05

На втором этапе были выявлены следующие значимые психологические характеристики между данными группами: абстрактное мышление (В), эмоциональная устойчивость (С), нормативность поведения (в), тревожность (О), высокий самоконтроль (03), проницательность (М), эгоцентричность (Ь), самостоятельность, традиции, достижения, гедонизм, стимуляция, эгоизм, процесс, власть, деньги, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, фактор ценностных ори-ентаций (УО), фактор интереса к профессиональной деятельности (Р1), фактор социального прогноза (БР).

На третьем этапе исследования были выявлены следующие значимые различия между группами: абстрактное мышление (В), эмоциональная устойчивость (С), нормативность поведения (в), тревожность (О), радикализм (01), проницательность (М), эгоцентричность (Ь), самостоятельность, труд, свобода, традиция, достижении, гедонизм, стимуляция, процесс, власть, деньги, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, фактор ценностных ориентаций (УО), фактор интереса к профессиональной деятельности (Р1), фактор социального прогноза (БР).

Из результатов сравнительного анализа можно сделать вывод, что у обучающихся с высокой успешностью в учебной деятельности следующие психологические характеристики имеют более высокие показатели на статистически значимом уровне на трех этапах исследования (сквозные характеристики): абстрактное мышление (В), эмоциональная устойчивость (С), нормативность поведения (в), самостоятельность, традиции, достижения, гедонизм, стимуляция, процесс, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, фактор ценностных ориентаций (УО), фактор интереса к профессиональной деятельности (Р1), фактор социального прогноза (БР). У обучающихся с низкой успешностью на трех этапах исследования наиболее выражены показатели следующих характеристик: деньги, власть, тревожность (О). При этом ряд характеристик имеет выраженные значения на отдельных этапах исследования: на первом - мечтательность, проницательность, альтруизм; на втором - эгоцентричность, эгоизм, высокий самоконтроль; на третьем - труд, свобода.

Результаты корреляционного анализа позволяют сделать вывод о наличии устойчивых прямых связей успешности на трех этапах исследования со следующими характеристиками: абстрактное мышление (В), эмоциональная устойчивость (С), нормативность поведения (в), самостоятельность, традиции, достижения, гедонизм, стимуляция, процесс, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, фактор ценностных ориентаций (УО), фактор интереса к профессиональной деятельности (Р1), фактор социального прогноза (БР). Обратные связи на трех этапах исследования успешность имеет со следующими психологическими характеристиками деньги, власть, тревожность (О).

Далее проведен анализ факторных структур, определения их иерархии в системе направленности на военно-профессиональную деятельность. Результаты исследований позволили построить моти-вационную структуру курсанта с высоким уровнем направленности на военно-профессиональную деятельность [5, с. 81-89].

Г Л Фактор стимулов деньги, власть, гедонизм, проницательность (К) ^ У 6%

С 1 Фактор социальных установок локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, эгоцентричность (Ь) ^ > г-\ 15%

> Фактор интереса к познавательной деятельности абстрактное мышление (В) 0,78, самостоятельность 0,59, процесс 0,88, интерес к профессиональной деятельности 0,63 (Р1) 33%

Фактор мотивации к обучению

достижения 0,75, позитивный социальный прогноз (8Р) 0,67, эмоциональная устойчивость (С) 0,63, нормативность поведения (О) 0,54, традиции 0,58

42%

Рисунок. Анализ мотивационной структуры курсантов с высокой успешностью в учебно-профессиональной деятельности

В результате проведенного анализа наполняемости полученных факторов психологическими характеристиками каждому было присвоено условное наименование. Первый фактор «мотивации к обучению» информативность которого составила 42% в дисперсии: достижение, позитивный социальный прогноз (БР), эмоциональная устойчивость (С), нормативность поведения (в), традиции; второй фактор «интереса к познавательной деятельности» с информативностью в дисперсии 33 %: абстрактное мышление (В), самостоятельность, процесс, интерес к профессиональной деятельности (Р1); третий фактор «социальных установок», информативность которого составила 15 % в дисперсии: локус контроля - Я, локус контроля -Жизнь, эгоцентричность (Ь); четвертый фактор «стимулов» с информативностью в дисперсии 6 %: деньги, власть, гедонизм, проницательность (М).

Было проведено лонгитюдное исследование и определена динамика развития психологических факторов в группах с различной успешностью в учебно-профессиональной деятельности [8, с. 45-87].

В группе курсантов с низкой успешностью на протяжении трех этапов исследования выявлены значимые различия (уровень достоверности р<0,01) в следующих психологических характеристиках: тревожность (О), свобода, гедонизм, власть, деньги, проницательность. Данные характеристики при проведении факторного анализа

вошли в содержание фактора «стимулов». Из полученных результатов можно сделать вывод о негативном влиянии вышеуказанного фактора при высоких его показателях на обеспечение направленности на военно-профессиональную деятельность курсантов в процессе учебной деятельности. Следует удерживать содержательность данного фактора в мотивационной структуре курсантов на низком уровне [4, с. 10-25].

В группе курсантов с высокой успешностью установлены следующие значимые различия (уровень достоверности р<0,05): абстрактное мышление (В), эмоциональная устойчивость (С), нормативность поведения (в), высокий самоконтроль (03), проницательность (М), самостоятельность, традиции, достижения, стимуляция, процесс, ценностные ориентации (УО), интерес к профессиональной деятельности (Р1), позитивный социальный прогноз (БР). Как мы видим, за исключением проницательности (М), стимуляции и высокого самоконтроля (в), все остальные характеристики, имеющие положительную динамику на значимом уровне, являются составляющими фактора «мотивации к обучению» и фактора «интереса к познавательной деятельности». Из проведенных исследований можно сделать вывод о доминирующем влиянии данных факторов на обеспечение направленности курсантов на военно-профессиональную деятельность.

Необходимо отметить, что на первом этапе исследования наряду с указанными выше характеристиками успешность имеет связи с радикализмом и проницательностью; на втором этапе сохраняются связи с проницательностью и усиливаются с высоким самоконтролем; на третьем этапе связи с высоким самоконтролем сохраняются и усиливаются связи с практичностью (табл. 2).

Таблица 2

Психологические характеристики обучающихся в группе с высокой успешностью, имеющие связи с успешностью учебной деятельности

№ среза О О а а О т со О Деньги |5 о. ся СП О оь г УО ЛКЖ С 1- I 1Л1Ю О ЛКЯ

1 срез 0,39 0,44 0,25 0,29 -0,23 -0,43 -0,27 0,43 0,41 0,45 0,44 со 0, 0,29 0,34 0,45 0,33 0,35 0,46 -0,51 0,23

2 срез 0,29 0,35 0,39 -0,33 0,32 -0,43 -0,17 0, 0,41 0,35 0,24 ^ 0, 0,39 0, ю 0, 0,58 0,39 0,52 -0,25 сч 0,

3 срез 0,27 со 0, ю 0, -0,44 0,32 со 0, 0, - -0,12 0,34 0,21 0, ю 0, 0,49 0,41 0,35 0,69 0,28 0,43 -0,28 0,28

При этом, исходя из полученных результатов, мы видим, что ряд психологических характеристик, выраженных на первом этапе исследования у группы респондентов, имеющих высокие показатели ЕГЭ, в ходе включения в процесс обучения и военной службы перестают выражаться на статистически значимом уровне, что происходит в результате переосмысления обучающимся первичных представлений о военной службе.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что в качестве психологических характеристик, детерминирующих направленность на военно-профессиональную деятельность обучающихся военного вуза, выступают характеристики, имеющие наиболее выраженные результаты в группе обучающихся с высокой успешностью, а также устойчивые связи с успешностью в учебной деятельности на всех этапах исследования. Такими характеристиками являются: абстрактное мышление (В), эмоциональная устойчивость (С), нормативность поведения (в), самостоятельность, традиции, достижения, гедонизм, стимуляция, процесс, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь, фактор ценностных ориентаций (УО), фактор интереса к профессиональной деятельности (Р1), фактор социального прогноза (БР). Иными словами, в качестве психологических характеристик, детерминирующих направленность на военно-профессиональную деятельность обучающихся военного вуза, мы рассматриваем психологические характеристики, сложившиеся в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения до поступления на военную службу и подтвержденные в конкретных учебных и служебных ситуациях в процессе военного профессионального обучения.

На основе проведенного исследования следующая научная задача состоит в разработке методики развития данных факторов у курсантов с низким уровнем направленности на военно-профессиональную деятельность, в рамках действующей учебной программы и определения динамики развития этих факторов в процессе обучения в военном вузе.

Однако в рамках направленности на военно-профессиональную деятельность целесообразно различать направленность на военную службу как таковую и направленность на деятельность по конкретной военно-учетной специальности [6, с. 79-83].

Также остается открытым вопрос об особенностях обеспечения направленности на военно-профессиональную деятельность, так как собственно направленность является вектором и не может иметь структуры, а психологические элементы, обеспечивающие вектор направленности, недостаточно изучены и требуют дальнейшей разработки.

Список литературы

1. Андреевский В.Е., Ахмедханов М.А., Губин В.А. Модель выявления психологических характеристик, способствующих совершению несанкционированных действий военнослужащими внутренних войск МВД России, охраняющих ядерно-опасный объект // Армия и общество: науч. информ. журн. - 2015. - №3. - С. 22-32.

2. Ахмедханов М.А., Андреевский В.Е., Губин В. А. Комплексная методика установления взаимного соответствия требований учебной и профессиональной деятельности и свойств психики военнослужащих -контрактников внутренних войск МВД России // Вестн. Орлов. гос. ун-та: науч. журн. 2014. - №6. - С. 135-138.

3. Губин В. А., Кособуцкий А. О. Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России, организация морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности. - Екатеринбург: Урал. ин-т практ. психологии, 2013.

4. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военно-профессиональную деятельность: классификация факторов, диагностика и пути развития. - Екатеринбург, Урал. ин-т практ. психологии, 2011.

5. Губин В. А., Ахмедханов М.А. Психологические факторы, определяющие успешность обучения специалистов в области охраны важных государственных объектов и специальных грузов в учебном центре внутренних войск МВД России // Инновации и инвестиции. - 2014. - №1. - С. 168-173.

6. Губин В. А., Ахмедханов М.А. Психологические характеристики специалистов в области охраны важных государственных объектов и специальных грузов, определяющие успешность профессиональной деятельности // Армия и общество. - 2013. - №5. - С. 79-87.

7. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учеб. для вузов. - СПб., 2008.

8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.,

2001.

Статья поступила: 24.04.2018. Принята к печати: 23.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.