Научная статья на тему 'Психологические барьеры преподавателей на пути педагогических инноваций'

Психологические барьеры преподавателей на пути педагогических инноваций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6190
1231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОВВЕДЕНИЕ / АНТИИННОВАЦИОННЫЙ БАРЬЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ / INNOVATION / ANTIINNOVATIONAL BARRIER / PSYCHOLOGICAL BARRIER / WAYS TO OVERCOME BARRIERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каратаева Н. Г.

В статье анализируются проблемы преодоления психологических барьеров преподавателей на пути педагогических инноваций. Описаны формы сопротивления нововведениям и пути его преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ PSYCHOLOGICAL BARRIERS TO PEDAGOGICAL INNOVATIONS

The paper analyses the problems of overcoming psychological barriers by teachers in the situations when they face innovations in their work. The article describes forms of resistance to innovations and the ways to overcome it

Текст научной работы на тему «Психологические барьеры преподавателей на пути педагогических инноваций»

УДК 371 (075)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ПУТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Н.Г. Каратаева

В статье анализируются проблемы преодоления психологических барьеров преподавателей на пути педагогических инноваций. Описаны формы сопротивления нововведениям и пути его преодоления

Ключевые слова: нововведение, антиинновационный барьер, психологический барьер, методы преодоления барьеров

В соответствии со знаниевой моделью подготовки специалистов будущие инженеры ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков и качеств «про запас» без конкретной связи с практической деятельностью. А согласно компетентностной модели, заданной ФГОС ВПО нового поколения, на первый план вышло овладение студентами совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих качественное выполнение их будущей профессиональной деятельности.

В этой ситуации главным субъектом реализации инноваций является преподаватель, однако в преподавательской среде наблюдается сопротивление нововведениям, которое имеет свои причины. Как пишут А.А. Вербицкий,

О.Г. Ларионова, наиболее серьезная причина в том, что преподаватель является носителем традиционного, объяснительно-

иллюстративного типа обучения и не убежден, что новый будет лучше. Такая позиция во многом оправданна, она позволяет избежать непродуманных шагов и ломок в «организме» образования [3].

В любом случае необходимо исследование факторов, способствующих или

препятствующих нововведениям в высшей школе. Целью нашего исследования на данном этапе стало выявление психологических барьеров преподавателей технического вуза на пути реализации компетентностного подхода, заданного ФГОС ВПО нового поколения.

Антинновационные и психологические барьеры

Внедрение новой идеи, проекта или технологии часто наталкивается на различные препятствия - антиинновационные барьеры (франц. barriere - помеха, препятствие). А.И. Пригожин выделяет следующий набор антиинновационных стереотипов - форм

Каратаева Наталья Геннадьевна - ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, канд. пед. наук, и.о. начальника, тел. 8(918)457-65-74

антиинновационного поведения, построенных как «Да, но...» [12].

1. «Это у нас уже есть»: приводится пример, нечто подобное предлагаемому нововведению.

2. «Это у нас не получится»: называются причины, которые, по мнению противника нововведения, делают невозможным его внедрение.

3. «Это не решает наших главных проблем» - позиция сторонников радикальных новшеств. Однако дифференциация проблем на главные и второстепенные часто субъективна, и нередко такая критика не дает возможности реализовать нужные и ценные нововведения.

4. «Это требует доработки»: апеллируя к

действительно слабым местам новшества, противники отрицают нововведение в целом, убеждают, что оно еще не готово к

применению.

5. «Есть и другие предложения»:

предлагаемая альтернатива имеет целью

отвлечение внимания на другие идеи,

новшества, которые противники инноваций и не собираются вводить.

Подобные варианты антиинновационного сознания и поведения чаще всего проявляются на стадии восприятия нововведения. Такого рода высказывания - лишь внешний,

поверхностный слой барьеров. На стадии освоения нововведения противники

используют другую систему методов. К наиболее распространенным из них относятся:

- конкретизация документов:

нововведение сопровождается различными инструкциями, рекомендациями,

распоряжениями, которые деструктивно влияют на восприятие целостного содержания нововведения, усложняют процесс его реализации и распространения);

- лоскутное внедрение: вся работа

ограничивается внедрением одного элемента нововведения, что нередко его дискредитирует;

- вечный эксперимент: искусственная

задержка нововведения в экспериментальном статусе;

- внедрение документами: оппоненты

нововведения ограничиваются отписками о внедрении, реально его игнорируя или внедряя как попало;

- параллельное внедрение:

сосуществование элементов нового с тем, что оно призвано заменить.

Антинновационные барьеры

подразделяются на внешние и внутренние препятствия, которые мешают осуществлению инновационной деятельности.

К внешним барьерам относятся:

- социальные барьеры: несовместимость нового с имеющимся опытом и ценностями, принятыми в обществе; стереотипы мышления педагогического сообщества;

- организационные барьеры:

противодействие руководящих органов

образования внедрению нововведений; отсутствие координационных центров по разработке и внедрению педагогических инноваций;

- методические барьеры: недостаток

методического обеспечения нововведения, недостаточная осведомленность работников образования в области педагогической

инноватики;

- материально-технические барьеры: большая нагрузка педагогов, плохие бытовые условия, низкий уровень заработной платы.

Внутренние барьеры составляют психологические (личностные) барьеры,

которые скрывают глубинные личностнопрофессиональные проблемы. Психологический барьер - это психические состояния педагога, проявляющиеся в пассивности, мешающей

инновационной деятельности. Это затруднение, препятствие, проявляющееся либо в общении -трудности взаимодействия между

преподавателем и студентом, либо в адаптации начинающего преподавателя к своей профессиональной деятельности. С этой точки зрения выделяют барьеры: смысловые;

эмоциональные; когнитивные; тактические; мотивационные.

Психологические барьеры возникают при необходимости выйти за пределы привычных способов решения профессиональной задачи, предпочесть другую точку зрения [4]. Они предстают как внутренние преграды (нежелание, боязнь, неуверенность и т.д.), которые мешают человеку выполнять определенные действия.

Распространенным является

сопротивление нововведением, которое может выражаться в следующем:

- прямой отказ от участия в инновационной деятельности,

- имитация активности с одновременной демонстрацией того, что нововведение не дает положительных результатов, и т.д.;

- консерватизм, возникающий на пути

становления нового и зачастую обусловленный отсутствием опыта работы в данном

направлении.

Сопротивление новому нередко обусловлено боязнью проявить собственную некомпетентность, личностную

несостоятельность, заниженной или

завышенной самооценкой, слабой мотивацией и т. п.

Существует несколько форм проявления психологического барьера.

1. Пассивные формы: отсутствие у

преподавателей убежденности в

необходимости и своевременности новшеств; в возможности реальных изменений

производственной и социально-

психологической обстановки в коллективе; нежелание улучшать что-либо; отсутствие

готовности принять личное участие в

инновационном процессе, выделить временные материальные, финансовые и людские ресурсы; боязнь дополнительных трудностей у своей организации, подразделения, у себя лично.

2. Активные формы проявления

психологического барьера: стремление

некоторых членов коллектива ограничить круг лиц, с которыми контактируют инициаторы нововведения, время контактов и дополнительные источники информации; умолчать о своих реальных функциях в данном процессе, методиках работы, критериях выбора того или иного варианта решения;

противопоставить квалификацию и опыт «своих» и «чужих» групп педагогов, объем и значение их работы, размеры зарплат и премий, обвинить инициаторов нововведения в отсутствии внимания к просьбам и замечаниям работников коллектива; выдвигать все новые требования к инициаторам нововведений под предлогом необходимости их бесконечного улучшения.

3. Крайние формы проявления

психологического барьера: выдача

недостаточно достоверной информации либо в меньшем объеме, чем было запрошено инициатором нововведения; сознательное ее искажение, нарушение инструкций, форм документации, предложенного порядка действий; стремление использовать

финансовые, людские и материальные ресурсы,

выделенные для осуществления новшеств, не по их прямому назначению, а, главным образом, для решения текущих задач коллектива.

4. Когда внешние воздействия не соответствуют внутренним условиям (интересам, направленности личности,

ценностным ориентациям и так далее),

формируется негативное отношение,

стремление защититься от этих воздействий. В результате возникают психологические барьеры: барьер некомпетентности; барьер

навыка, привычки, традиции; барьер идиллии, барьер увеличения нагрузки; барьер шефа. В социально-психологической литературе

используются самые разные термины для обозначения препятствий инновационным изменениям: «моральный барьер»,

«психологический барьер», «социально-

психологический барьер» и т.п.

Типология психологических барьеров. Они существуют как:

1) форма проявления социальнопсихологического климата коллектива в условиях инноваций в виде негативных психических состояний работников, вызванных нововведением;

2) совокупность действий, суждений, понятий, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно выражаются негативные психические состояния.

В педагогической среде чаще всего проявляются организационно-психологические, социально-психологические, когнитивно-

психологические барьеры (см. таблицу).

Типы психологических барьеров активного неприятия нововведений

Тип Основные характеристики Причины формирования

1 2 3

Организационно- психологические Активное неприятие нововведения через несоответствие ценностям личности в субъект-объектных отношениях - несоответствие ценностных ориентаций личности и целей инноваций; - неправильное распределение прав и ответственности; - наложение функции одной структуры на другую; - несоответствие представлений о профессионально-ролевую позицию реальному функционированию организации

Социально- психологические Реакция на последствия нововведений, обусловлена личными и групповыми особенностями в субъект-субъектных отношениях - отношения между людьми, личностные и групповые особенности; - несоответствие ценностных ориентаций; - образ жизни, своеобразие распределения времени на различные виды работ, вкусы; - различия в поступках и оценках действий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивно- психологические Реакция на различные подходы, направления в анализе предмета нововведения (в условиях неопределенности) - различия в знаниях по поводу предмета нововведений; - разное понимание проблемы; - критический подход к ситуации; - индивидуально-психологические свойства людей, связанные с сенсорными характеристиками (моторными навыками)

Положительные и отрицательные стороны психологических барьеров.

Судя по литературе, неправомочна однозначная оценка барьеров как негативных

[9]. Барьер может играть и положительную роль. Во-первых, он нередко препятствует проведению в жизнь скоропалительных и недостаточно продуманных волевых инноваций, для которых еще не созрели объективные условия или которые не соответствуют имеющимся потребностям. Он также препятствует таким модификациям нововведения, которые извращают его первоначальный смысл.

Во-вторых, психологический барьер выполняет катализирующую функцию по отношению к инновационному процессу. Он активизирует деятельность инициаторов нововведения, заставляет их увеличить свои усилия, не останавливаться на достигнутом, а выявлять недостатки своего первоначального замысла и искать более совершенные варианты. В то же время, барьер активизирует работников, интересы которых затрагиваются нововведением, побуждает работников задуматься над сложившейся в коллективе ситуацией, привлекает внимание к их роли в своем коллективе и «весомости» их мнения в организации.

В-третьих, психологический барьер всегда выполняет индикаторную функцию, оперативно, надежно и нелицеприятно информирует инициаторов нововведения о конкретных слабостях принятого решения, выявляет все недостаточно проработанные элементы инновации, показывая основные направления необходимых корректировок.

Негативные функции барьера, согласно А.К. Марковой, следующие:

1) сдерживающая, в случае отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой;

2) деструктивная, разрушительная: затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из профессии [9].

Психологический барьер выполняет все перечисленные функции, однако для различных нововведений и на разных его этапах доминирующая роль может принадлежать то одной, то другой функции.

Из всей совокупности причин сопротивления нововведениям можно выделить три основных:

1) неопределенность;

2) ощущение потерь;

3) убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут.

Профессиональная помощь

преподавателю

Анализ литературы по рассматриваемой проблеме приводит к выводу. , что

преподаватель нуждается в профессиональной помощи по преодолению психологических барьеров на пути инноваций. В ней должны участвовать как психологи, так и руководители, администрация и люди, занимающиеся методическим обеспечением работы

учреждения. Американские ученые Мескон М.Х., Альберт М., Хелоури Ф. предлагают следующие методы, с помощью которых можно снизить сопротивление нововведениям

[10]:

1) обучение сотрудников и передача

информации: открытое обсуждение идей и

мероприятий, что поможет сотрудникам убедиться в необходимости перемен до того, как они будут проведены;

2) привлечение подчиненных к принятию

решений: дает возможность тем, которые

оказывают сопротивление, свободно выразить свое отношение к новшествам, возникающим проблемам и переменам;

3) облегчение и поддержка: с помощью таких средств сотрудники легче вписываются в новую обстановку;

4) переговоры: согласие

сопротивляющихся «покупают» с помощью материальных стимулов»;

5) кооптация: предоставление лицу,

оказывающему сопротивление, ведущей роли в принятии решений о введении и осуществлении новшеств;

6) маневрирование: выборочное

использование информации или составление четкого графика нововведений, чтобы оказать желаемое воздействие на подчиненных;

7) принуждение: угроза лишить работы,

продвижения, повышения зарплаты,

профессиональной квалификации, или назначения на новую должность с целью получения согласия на перемены.

Работа по устранению психологических барьеров может вестись в трех направлениях:

1. Изменение ценностных ориентаций потенциальных участников инновационного процесса и задание новых образцов личностного поведения.

2. Изменение мотивации членов педагогического коллектива.

3. Формирование готовности

преподавателей к инновационной

деятельности.

Первое направление - изменение ценностных ориентаций и личностных стереотипов в пользу инновационной деятельности - основывается на исследованиях К. Левина? предложившего модель

«размораживание - действие - замораживание» [5]. Модель предполагает три этапа прохождения инновационного процесса потенциальными участниками.

Первый этап - «размораживание» - ставит целью преодоление личностного

сопротивления нововведениям, предполагает неудовлетворенность традиционным

поведением, поиск новой информации и стремление к овладению новым поведением.

Второй этап - «действие» («изменение») -включает получение информации с целью научения новым образцам деятельности и разработку возможных альтернатив поведения.

Третий этап - «замораживание» -

предполагает подкрепление новых образцов деятельности и их интеграцию в сложившиеся личностные и организационные структуры.

Важную роль при этом играют следующие условия:

- одобрение со стороны руководителя;

- рост самоуважения, когда осознаются достижения в осуществлении задач;

- подкрепление требуемого поведения с помощью похвалы, награждений.

Второе направление важную роль в изменении мотивации членов педагогического коллектива отводит его руководителю, который должен формировать у педагогов мотивацию инноваторов:

- быть первым, ощущать себя

победителем;

- искать, созидать что-то новое, более совершенное;

- содействовать развитию своего вуза, благодаря чему преподаватели начинают совершать поступки, ценность которым придает смысл их деятельности и жизни в целом, а значит, способствует личностному росту.

Третье направление - формирование готовности преподавателей к инновационной деятельности - предполагает целый комплекс мероприятий, начиная с освоения ими концептуальной основы реализации

компетентностного подхода, в качестве которой мы приняли психологопедагогическую теорию контекстного обучения, развиваемую в одноименной научно-педагогической школе А.А. Вербицкого [2]. Необходимо, далее, создание рабочей группы из числа представителей ректората, методической службы вуза, деканов, заведующих кафедрами, наиболее активных и знающих профессоров и доцентов, которая разработала бы в режиме деловой или инновационной игры стратегию, тактику и программу реализации ФГОС ВПО компетентностного формата на основе принципов контекстного обучения.

Литература

1. Ангеловский К. Учителя и инновации: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

2.Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с.

3.Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: М.: Логос, 2009 г. - 336 стр.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов Н/Д.: «Феникс», 1997.

5 Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.

6. Левин Курт. Новые возможности групповой динамики // Human Relations, том 1, стр. 5-41.

7. Лапин Н.И., Пригожин А.И. «Нововведения в организациях», М., 1981.

8. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика № 4, 2004.- С. 12-14.

9. Маркова А.К.Психология труда учителя.- М.,

1993.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента.— М.: Дело, 1992.

11.Морозов Е.П., Пидкастый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика, 1991, № 10.- С. 88-93.

12. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и

препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989.

13 Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск)

TEACHERS’ PSYCHOLOGICAL BARRIERS TO PEDAGOGICAL INNOVATIONS

N.G. Karataeva

The paper analyses the problems of overcoming psychological barriers by teachers in the situations when they face innovations in their work. The article describes forms of resistance to innovations and the ways to overcome it

Key words: innovation, antiinnovational barrier, psychological barrier, ways to overcome barriers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.