Научная статья на тему 'Психологические аспекты развития толерантной личности школьника'

Психологические аспекты развития толерантной личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / TOLERANCE / UPBRINGING / PSYCHOLOGICAL ASPECTS / EDUCATION / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Елена Сергеевна

В статье рассматриваются основные психологические аспекты развития личности школьника, а также ключевые направления в работе педагога, методы и принципы воспитания толерантности, раскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости. Большое внимание уделяется современному пониманию феномена толерантности, условиям реализации процесса формирования толерантности в общеобразовательных учреждениях. Сформулирована мысль о необходимости создания и внедрения в воспитательную практику образовательных учреждений воспитательных программ по развитию толерантного поведения и профилактике нетерпимости и экстремизма с обязательным включением в структуру этих программ различных форм работы с детьми. Также в тексте работы приведен фрагмент тематического планирования учебного курса «Мир толерантности», задача которого заключается в объединении усилий педагогического сообщества в решении проблем толерантного воспитания путем формирования у современной молодежи четкого понимания феномена толерантности. Автором статьи высказывается мнение о приоритетности гражданского и духовно-нравственного воспитания в системе образования и о месте занятий по воспитанию толерантности в урочной и внеурочной деятельности, что позволит школьникам использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF TOLERANT PERSONALITY OF A SCHOOLCHILD

The article discusses the basic psychological aspects of development of individuality of a pupil, as well as the key areas, methods and principles of education of tolerance, revealing cultural, social, economic, political and religious sources of intolerance. Special attention is paid to the modern interpretation of the notion of tolerance and to the conditions of realization of the process of formation of tolerance in general education schools. The article argues that it is necessary to create and implement into practical secondary school teaching educational programs for the development of tolerant behavior and the prevention of intolerance and extremism with obligatory inclusion into the structure of such programs of various forms of work with children. The article also contains an abstract from a syllabus of the course "World Tolerance" whose task is to unite the efforts of the pedagogical community in solving the problems of tolerant education by means of forming in the young people of today a clear understanding of the phenomenon of tolerance. The author of the article expresses an opinion about the priority of civil and moral-spiritual education in the system of education and about the role of formation of tolerance in classroom and out-of-class activity which would allow schoolchildren to use the obtained knowledge and skills in practical activity and everyday life.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты развития толерантной личности школьника»

УДК 159.922.736.3:159.923 ББК Ю941.5-72

ГСНТИ 14.25.05

Код ВАК 13.00.02

Толмачева Елена Сергеевна,

магистр педагогики по специальности «Управление учебно-воспитательным процессом в средней школе», муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 86», г. Нижний Тагил; 622035, г. Нижний Тагил, Коминтерна, 47; e-mail: c888on@mail.ru.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность; воспитание; психологические аспекты; образование; педаго-

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются основные психологические аспекты развития личности школьника, а также ключевые направления в работе педагога, методы и принципы воспитания толерантности, раскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости. Большое внимание уделяется современному пониманию феномена толерантности, условиям реализации процесса формирования толерантности в общеобразовательных учреждениях. Сформулирована мысль о необходимости создания и внедрения в воспитательную практику образовательных учреждений воспитательных программ по развитию толерантного поведения и профилактике нетерпимости и экстремизма с обязательным включением в структуру этих программ различных форм работы с детьми. Также в тексте работы приведен фрагмент тематического планирования учебного курса «Мир толерантности», задача которого заключается в объединении усилий педагогического сообщества в решении проблем толерантного воспитания путем формирования у современной молодежи четкого понимания феномена толерантности. Автором статьи высказывается мнение о приоритетности гражданского и духовно-нравственного воспитания в системе образования и о месте занятий по воспитанию толерантности в урочной и внеурочной деятельности, что позволит школьникам использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Tolmacheva Elena Sergeevna,

Master's Degree Student in Pedagogy in the Field of "Management of Educational Process in Secondary School", Municipal Autonomous Educational Institution Gymnasium № 86, Nizhny Tagil, Russia.

KEY WORDS: tolerance; upbringing; psychological aspects; education; pedagogy.

ABSTRACT. The article discusses the basic psychological aspects of development of individuality of a pupil, as well as the key areas, methods and principles of education of tolerance, revealing cultural, social, economic, political and religious sources of intolerance. Special attention is paid to the modern interpretation of the notion of tolerance and to the conditions of realization of the process of formation of tolerance in general education schools. The article argues that it is necessary to create and implement into practical secondary school teaching educational programs for the development of tolerant behavior and the prevention of intolerance and extremism with obligatory inclusion into the structure of such programs of various forms of work with children. The article also contains an abstract from a syllabus of the course "World Tolerance" whose task is to unite the efforts of the pedagogical community in solving the problems of tolerant education by means of forming in the young people of today a clear understanding of the phenomenon of tolerance. The author of the article expresses an opinion about the priority of civil and moral-spiritual education in the system of education and about the role of formation of tolerance in classroom and out-of-class activity which would allow schoolchildren to use the obtained knowledge and skills in practical activity and everyday life.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

гика.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF TOLERANT PERSONALITY OF A SCHOOLCHILD

таются предоставленными сами себе. Именно поэтому, на наш взгляд, перед современной педагогикой должна быть четко сформулирована задача воспитания толерантности у молодежи - одна из важнейших в контексте сохранения таких базовых национальных ценностей, как страна, общество и гражданин.

монстрируют значительный интерес к понятию толерантности и, соответственно, всему, что связано с формированием толерантного сознания у детей школьного возраста. Ситуация в нашем государстве в указанной области складывается таким образом, что главенствующая роль в воспитании подрастающего поколения отводится родителям и школам. Но, как показывает практика, родители все чаще не имеют возможности уделять воспитанию детей достаточное количество времени, следовательно, за пределами школы большинство детей ос-

Обратимся к содержанию понятия «толерантное воспитание», в котором А. Г. Ас-молов выделяет три основных аспекта: первый связывает данное понятие с устойчивостью и выносливостью, второй - с терпимостью, третий - с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Мы, в свою оче-

© Толмачева Е. С., 2016

редь, выделим еще один немаловажный аспект, связанный с воспитанием, поскольку формирование личностных качеств школьника не представляется возможным без учителя, старшего наставника. Соответственно, для того, чтобы осуществлять деятельность по воспитанию толерантности, необходимы заинтересованные и увлеченные педагоги, которые готовы послужить подросткам образцом для подражания. Поэтому современная образовательная и воспитательная системы заявляют о необходимости создания для молодежи образцов для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия и поступки. Как пишет Ю. А. Шрейдер, «без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем... Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением» [16].

Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором преобладают интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Если рассматривать толерантность как отношение к другим, то она предполагает принятие другого таким, какой он есть. Согласно четвертой статье Декларации принципов толерантности, «воспитание - эффективное средство предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других» [1].

В связи с этим необходимым в системе школьного воспитания является применение методов систематического и рационального обучения толерантности, способствующих улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления школьника, а также способности к критическому осмыслению и выработке суждений, основанных на моральных ценностях [13].

Еще одним важнейшим аспектом работы педагога по воспитанию толерантности является четкое соблюдение ряда необходимых принципов.

1. Принцип субъективности - опора на активность ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми. Условиями реализации данного принципа являются:

- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самостоятельному воспитанию толерантности;

- оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между людьми;

- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.

2. Принцип адекватности - соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме. Условиями реализации данного принципа являются:

- соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем окружении;

- обеспечение взаимодействия с семьей;

- учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, особенностей учебного заведения и т. д.);

- коррекция воспринимаемой учащимися информации.

3. Принцип индивидуализации - определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированное™ толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

- мониторинг изменений толерантного сознания ребенка;

- определение эффективности влияния средств воспитания на уровень толерантности ребенка;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

- учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности;

- предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения с взрослыми и сверстниками.

4. Принцип рефлексивной позиции -ориентация на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:

- стимулирование проведения детьми самоанализа отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;

- совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

- самооценка поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими;

- стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и возможность вариативного проектирования своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных со взаимоотношениями между людьми или группами людей.

5. Принцип создания толерантной среды - формирование в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Создание толерантной среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность сообща преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рас-

сматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Условия реализации данного принципа:

- принятие общих правил отношений, единых для всех обучающихся в классе и школе;

- предоставление возможности каждому для самореализации и самовыражения;

- определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

- стремление к развитию детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданию разнообразных детских объединений;

- формирование позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической).

При успешной реализации вышеперечисленных принципов работа по формированию толерантности в школе, на наш взгляд, будет вестись более успешно и результативно. Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированно-стью социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Однако, как показывает практика, не все дети достаточно верно принимают данные нормы поведения. Это обусловлено неправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества, повышенной агрессивностью современной молодежи. Все это приводит к тому, что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения, которые, как правило, в полной мере раскрываются в период подросткового возраста. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности, подросток начинает изменяться физиологически и психологически. Также этот период ознаменован формированием мировоззренческой картины ребенка, поиском новых путей и способов взаимодействия с миром, познанием себя и определением своего места в мире. Именно в этом возрасте подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия. Это дает возможность достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения.

В связи с вышеперечисленным одним из основных направлений воспитания толерантности является поощрение методов систематического и рационального обучения толерантности, раскрывающих культурные, социальные, экономические, поли-

тические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования на сегодняшний день должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости во взаимоотношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Именно поэтому сегодня руководство школ и других образовательных учреждений должно работать над созданием воспитательных программ по развитию толерантного поведения и профилактике неТаблица. Система

терпимости и экстремизма, в структуру которых необходимо включать не только лекционные занятия, но и занятия практической направленности: круглые столы, семинары, тематические КТД, коллективное создание плакатов, видеороликов и фильмов, дебаты, дискуссии и другие формы, способствующие максимальному включению подростков в обсуждение рассматриваемой проблемы. Приведем пример организации системы занятий по толерантности для учащихся 5 класса из курса занятий по авторской программе «Мир толерантности», рассчитанной на учащихся 5-9 классов (см. табл.).

тий по толерантности для учащихся 5 класса

Номер занятия Тема занятия Форма занятия Основные виды деятельности учащихся

1 Мир толерантности Беседа Работа с педагогом, поиск ответов на проблемные вопросы

2 Позволь другим быть другими Лекция Работа с педагогом, анализ и интерпретация учебного материала

3 Толерантность и мы Занятие-тренинг Групповая и индивидуальная работа с тренинговыми упражнениями

4.1 Диалог - путь к пониманию Лекция Работа с педагогом, анализ и интерпретация учебного материала

4.2 Диалог - путь к пониманию Практикум Поисковая и исследовательская работа с тематическим материалом

5 Доброта. Вежливость. Дружба Беседа Работа с педагогом, поиск ответов на проблемные вопросы

6.1 Проблемные ситуации. Занятие 1 Тренинг Групповая и индивидуальная работа с тренинговыми упражнениями

6.2 Проблемные ситуации. Занятие 2 Тренинг Групповая и индивидуальная работа с тренинговыми упражнениями

7 Познаем народы мира - познаем себя Игра Участие в познавательно-игровой деятельности

8.1 Толерантность - это... Занятие 1 Обучающее занятие Создание электронной презентации

8.2 Толерантность - это. Занятие 2 Обучающее занятие Создание электронной презентации

9 У каждого есть право Дискуссия Участие в дискуссии, подготовка вопросов и ответов по теме дискуссии

10 Богатые и бедные. Есть ли разница? Беседа Работа с педагогом и сверстниками, поиск ответов на проблемные вопросы

11 Как противостоять нетерпимости Беседа Работа с педагогом и сверстниками, поиск ответов на проблемные вопросы

12 Учимся жить вместе Акция Подготовка и проведение акции среди учащихся школы и микрорайона

13.1 Права подростка в современном мире Круглый стол Подготовка материала к проведению круглого стола

13.2 Права подростка в современном мире Круглый стол Участие в дискуссии круглого стола

14 Конвенция о правах ребенка Обучающее занятие Работа с документом

14.2 Конвенция о правах ребенка Обучающее занятие Работа с документом

15 Профилактика экстремизма и правонарушений среди учащихся Лекция Работа с педагогом, анализ и интерпретация учебного материала

16 Изучение закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» Занятие-практикум Поисковая и исследовательская работа с тематическим материалом

17 «Быть толерантным - просто!» Коллективное создание плаката Подготовка материалов и непосредственное участие в коллективной работе

Окончание таблицы

18 Салон вежливости и воспитанности Игра Участие в познавательно-игровой деятельности

19 Правила игры в дебаты Обучающее занятие Работа с педагогом, знакомство с правилами игры

20 «Толерантность - путь к миру» Обучающее занятие по написанию эссе Работа с педагогом, анализ текстового материала

21.1 Толерантный человек нужен современному обществу Дебаты Подготовка материалов к дебатам

21.2 Толерантный человек нужен современному обществу Дебаты Участие в дебатах

22 Толерантность в современном обществе глазами учащихся Тестирование Участие в тестировании. Поиск ответов на поставленные вопросы

23.1 Волонтерское движение - что это? Обучающее занятие Работа с педагогом, изучение специфики и особенностей волонтерского движения

23.2 Волонтерское движение - что это? Обучающее занятие Работа с педагогом, изучение специфики и особенностей волонтерского движения

24 Что значит уважать другого? Лекция Работа с педагогом, анализ и интерпретация учебного материала

25 Что значит уважать другого? Философский круглый стол Подготовка материалов для проведения философского круглого стола

26 Что значит уважать другого? Философский круглый стол Участие в работе философского круглого стола

27 Итоговое занятие Круглый стол Обмен впечатлениями от занятий курса «Мир толерантности»

В процессе апробации представленного варианта тематического планирования к учебному курсу «Мир толерантности» был сделан вывод о том, что обучающиеся после прохождения данного курса будут иметь представление об основных теоретических подходах к понятию «толерантность», его месте в системе гражданских ценностей, будут в состоянии вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании и о месте занятий по воспитанию толерантности в урочной и внеурочной деятельности, а также смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жиз-

ни. Таким образом, при условии всеобщей заинтересованности и наличии четкой и слаженной работы педагогического и детского коллективов над проблемой толерантного воспитания личности данная работа приобретает актуальность и значимость для образовательного и воспитательного пространства нашего государства. При условии грамотного исполнения она позволит не только объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем толерантного воспитания, но и сформировать у современной молодежи четкое понимание феномена толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Академический проект, 2002.

2. Декларация принципов толерантности. URL: http://krotov.info/acts/20/l990/l995lll6.html.

3. Conche M. La tolerance francaise et sa signification universelle // Document de travail pour le l9 Congres mondial de philosophic (Moscou 22-28 aout. l993). UNESCO division de la philosophic de l etique Paris aout. l993.

4. На пути к толерантному сознанию / отв.ред. А. Г. Асмолов. М. : Смысл, 2000.

5. Олпорт Г. В. Личность в психологии. М. : КСП+ ; СПб. : Ювента, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1969.

7. Программа курса «Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие» для учащихся старшей школы / сост. Т. В. Болотина. М. : АПК иПРО, 2002.

8. Психология : слов. / под общ. ред. A.B. Петровского. М. : Политиздат, 1990.

9. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. A., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. М. : Генезис, 2001.

10. Степанов П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

11. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002.

12. Толерантность - мировоззрение современного общества : сб. науч. трудов // под ред. И. Ф. Исаева. Белгород : БелГУ, 2002.

13. Толерантность в современном обществе // Образование в Тюменской области. URL: http://educ. admtyumen.ru/edu/org/edunet/52397/more.htm?id=10822505@cmsArticle.

14. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)» / / Народное образование. 2002. № 1. С. 255-263.

15. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения : пер. с нем. М. : Генезис, 2006.

16. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость : автореф. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2000.

17. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет : учеб. пособие для вузов. М. : Текст, 1998.

18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.

REFERENCES

1. Gutkina N. I. Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole. 3-e izd., pererab. i dop. M. : Akademicheskiy proekt, 2002.

2. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti. URL: http://krotov.info/acts/20/1990/19951116.html.

3. Conche M. La tolerance francaise et sa signification universelle // Document de travail pour le 19 Congres mondial de philosophic (Moscou 22-28 aout. 1993). UNESCO division de la philosophic de 1 etique Paris aout. 1993.

4. Na puti k tolerantnomu soznaniyu / otv.red. A. G. Asmolov. M. : Smysl, 2000.

5. Olport G. V. Lichnost' v psikhologii. M. : KSP+ ; SPb. : Yuventa, 1998.

6. Piazhe Zh. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M. : Prosveshchenie, 1969.

7. Programma kursa «Kul'tura mira, prava cheloveka, tolerantnost', nenasilie i mirolyubie» dlya uchashchikhsya starshey shkoly / sost. T. V. Bolotina. M. : APK iPRO, 2002.

8. Psikhologiya : slov. / pod obshch. red. A.B. Petrovskogo. M. : Politizdat, 1990.

9. Soldatova G. U., Shaygerova L. A., Sharova O. D. Zhit' v mire s soboy i drugimi : trening tolerantnosti dlya podrostkov. 2-e izd., ster. M. : Genezis, 2001.

10. Stepanov P. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tolerantnosti u shkol'nikov-podrostkov : dis. . kand. ped. nauk. M., 2002.

11. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnosheniy (teoriya i praktika) : sb. nauch.-metod. st. M. : Izd-vo Mosk. psikhologo-sotsial'nogo in-ta ; Voronezh : NPO «MODEK», 2002.

12. Tolerantnost' - mirovozzrenie sovremennogo obshchestva : sb. nauch. trudov // pod red. I. F. Isaeva. Belgorod : BelGU, 2002.

13. Tolerantnost' v sovremennom obshchestve // Obrazovanie v Tyumenskoy oblasti. URL: http://educ. admtyumen.ru/edu/org/edunet/52397/more.htm?id=10822505@cmsArticle.

14. Federal'naya tselevaya programma «Formirovanie ustanovok tolerantnogo soznaniya i profilaktika ekstremizma v rossiyskom obshchestve (2001-2005)» // Narodnoe obrazovanie. 2002. № 1. S. 255-263.

15. Fopel' K. Splochennost' i tolerantnost' v gruppe. Psikhologicheskie igry i uprazhneniya : per. s nem. M. : Genezis, 2006.

16. Shalin V. V. Tolerantnost': kul'turnaya norma i politicheskaya neobkhodimost' : avtoref. ... d-ra filos. nauk. Rostov n/D, 2000.

17. Shreyder Yu. A. Etika. Vvedenie v predmet : ucheb. posobie dlya vuzov. M. : Tekst, 1998.

18. El'konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy: problemy vozrastnoy i pedagogicheskoy psikhologii / pod red. D. I. Fel'dshteyna. M., 1995.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.