Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Социология»

Научная статья на тему 'Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности' по специальности 'Социология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Коды
  • ГРНТИ: 04.61 — Социология личности и поведения
  • ВАК РФ: 19.00.05
  • УДK: 316.6
  • Указанные автором: УДК 316.6

Статистика по статье
  • 5974
    читатели
  • 592
    скачивания
  • 5
    в избранном
  • 7
    соц.сети

Ключевые слова
  • Виртуальная реальность
  • виртуальная психология
  • Социальные сети
  • Интернет
  • Virtual reality
  • virtual psychology
  • social networks
  • Internet

Abstract 2011 year, VAK speciality — 19.00.05

The article presents the different perspectives on the problem of definition and study of «virtual reality» in modern psychology. Detail reveals the phenomenon of social networks in the context of post-non-classycal science. The study aimed the revealing of communication patterns in online social networks was described.

Научная статья по специальности "Социология личности и поведения" из научного журнала "Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского"

 
close Похожие темы научных работ
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по социологии

Текст
научной работы
на тему "Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности". Научная статья по специальности "Социология личности и поведения"

ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 316.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
© О. М. ШАХМАРТОВА, Е. Ю. БОЛТАГА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра прикладной психологии e-mail: shahmartova@mail.ru
Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. - Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002-1008. - В статье представлены различные точки зрения на проблему определения понятия и изучения «виртуальной реальности» в современной психологии. Подробно раскрывается феномен социальных сетей в контексте постнеклассической науки. Описано исследование, направленное на изучение общения в Интернете в социальных сетях.
Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальная психология, социальные сети, интернет.
Shakhmartova О. М., Boltaga E. Yu. - Psychological aspects of communication in the social networks of «virtual reality» // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 1002-1008. - The article presents the different perspectives on the problem of definition and study of «virtual reality» in modern psychology. Detail reveals the phenomenon of social networks in the context of post-non-classycal science. The study aimed the revealing of communication patterns in online social networks was described.
Keywords: virtual reality, virtual psychology, social networks, Internet.
В последнее время возникает много психологических проблем, связанных с взаимодействием людей в информационном обществе в постнеклассическую эпоху. Возникли новые понятия: «виртуалистика», «социальные сети», «виртуальная психология». В среде психологов нет однозначного отношения к этим проблемам. В связи с эти задачей нашей работы явилось решение этих противоречий и попытка определения доли участия молодёжи в социальных сетях.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Мир меняется и меняется понимание мира человеком. Буквально в последние 30 лет возник новый тип психологии, именуемый «постнеклассическим»; возникли новые подходы в науке (синергетика, экология и др.); возникли информационные технологии, породившие новые профессии и изменившие многие виды практической деятельности.
Современному этапу развития науки характерен поворот к исследованию сложных, многомерных объектов, возможность рассмотрения которых реализуется в рамках единой совместной деятельности многих дисциплин, направленных на изучение таких объектов, и вобравшие в себя многие науки и научные направления. Одним из таких комплексов стала виртуалистика, включающая инженерные, философские, психологические, культурологические и многие
другие направления. Комплекс этот сформировался сравнительно недавно - в 80-90-е гг. ХХ в., и участие в дальнейшей проработке многочисленных вопросов, связанных с виртуальной реальностью, - это одна из актуальных задач, которая с особой остротой встает перед психологией [1].
Понятие «виртуальная реальность» может рассматриваться в двух аспектах:
1. Как компьютерная модель или имитация реального мира (к ним относятся компьютерные произведения искусства, шлемы, специальные очки, тренажеры и т. д.).
2. Как обусловленная среда жизнедеятельности человека, в которой он принимает и реализует собственные решения, удовлетворяет определенные потребности.
Понятие искусственной реальности было впервые введено в конце 1960-х американским компьютерным художником Майроном Крюгером. Он явился пионером в области исследования виртуальной реальности. И, может быть, не удивительно и даже знаково, что создание и описание «другого», по сути вымышленного мира, принадлежит не ученому, не инженеру, а именно человеку от искусства. Хотя сказать, что Майрон не имел никакого отношения к науке нельзя, поскольку в то время когда он работал над большим числом различных интерактивных произведений ис-
кусства он проходил обучение по информатики в Ви-сконсинском университете. Другой художник, но теперь от пера, Станислав Лем в 1964 году в своей книге «Сумма Технологий» под термином «Фантомология» описывает задачи и суть ответа на вопрос «как создать действительность, которая для разумных существ, живущих в ней, ничем не отличалась бы от нормальной действительности, но подчинялась бы другим законам?».
Одной из первых систем виртуальной реальности стала «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map), созданная в Массачусетском Технологическом Институте в 1977 году. Эта компьютерная программа симулировала прогулку по городу Аспен, штат Колорадо, давая возможность выбрать между разными способами отображения местности. Летний и зимний варианты были основаны на реальных фотографиях. Более совершенную модель виртуальной реальности, считающуюся на сегодняшний момент своего рода стандартом, придумали Дэн Сэндин, Том ДеФанти и Каролина Круз-Нейра. В 1992 году они разработали проект The Cave, виртуальную пещеру, где зритель, надев очки-стереоскопы, попадал в искусственную трехмерную реальность. Иллюзия была настолько достоверной, что посетитель мог даже «дотронуться» до виртуальных предметов [7].
Таким образом, в самом начале, под понятием виртуальная реальность подразумевалась искусственная реальность или электронная реальность, (от лат. virtus - потенциальный, возможный и лат. realis - действительный, существующий; англ. virtual reality, VR) или созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку (посетителю этого мира) через его ощущения: зрение, слух, обоняние и др. [7].
В данный момент технологии виртуальной реальности широко используются в разнообразных сферах человеческой деятельности: проектировании и дизайне, добыче полезных ископаемых, военных технологиях, строительстве, тренажерах и симуляторах, маркетинге и рекламе, индустрии развлечений и т. д. Объём рынка технологий виртуальной реальности оценивается в 15 млрд. долларов в год.
Что касается психологии, то понятие «виртуальная реальность» впервые появляется в работах
Н. А. Носова, родоначальника виртуальной психологии и одного из создателей российской школы виртуа-листики. В 1990 г. была опубликована его основополагающая работа «Ошибки пилота: психологические причины». В ней Николай Александрович впервые рассматривались виртуальные механизмы ошибок летчика. В начале 1994 г. Н. А. Носов прочитал доклад на Отделении философии, социологии, психологии и права РАН по теме «Психологические виртуальные реальности». В 2000 г. была опубликована главная его работа «Виртуальная психология» [4].
Реальность (от лат. res, realia - дело, вещи), в традиционном естественнонаучном понимании трактуется как «совокупность всего материального вокруг
нас, окружающий мир, воспринимаемый нашими органами чувств и независимый от нашего сознания». К тому же в любом языке любое слово проявляет свое значение в сопоставлении со словом, имеющим противоположное значение, а антонимом слова реальность являются понятия «вымысел». В общем случае реальность определяется как объективное бытие. Но куда отнести «бытие» компьютерное? Проблема в том, что виртуальный - это и действительно существующий (объективный), и мнимый (воображаемый). Назовём реальность, которая «в самом деле», натуральной реальностью, а «реальность в уме» - виртуальной реальностью.
Виртуальная реальность - отнюдь не есть порождение компьютерной эпохи. Исходя из смысла термина «виртуальный», вся литература, например, виртуальна. Всякий замысел - виртуальная реальность. Так, проект машины, выполненный в чертежах и расчётах, есть виртуальная реальность. Итак, натуральная реальность есть воплощённая виртуальная реальность. Или точнее: натуральная реальность есть воплощённый продукт сознания [8].
ВИРТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Очень трудно представить на данный момент сферу реальной жизнедеятельности человека, на которую не был бы завязан компьютер. Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой жизни, изменяя при этом не только отдельные поступки, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами. В современных работах по психологии, посвященных последствиям компьютеризации, предметом исследования часто оказываются навыки, конкретные действия, отдельные психические процессы (исследования М. Коула, С. Пейперта, О.К. Тихомирова). В то же время проблемам генерализации, глобальных личностных изменений уделяется еще недостаточно внимания. При этом вопросы, связанные с данной темой, изучаются в основном в теоретическом плане, экспериментальных исследований проведено крайне мало [10].
Виртуальная психология это направление в психологии, которое появилось недавно, но уже завоевало большую популярность в широких кругах. И связанно это в первую очередь с тем, что все большее количество сфер нашего существования становится напрямую связано с техническими средствами, и, в частности с компьютером и Интернетом. По определению, эта область психологии изучает взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации [3].
В системе «человек - виртуальная реальность» виртуальная психология занимается такими вопросами как:
• психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах,
• стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации,
• психологическая сущность этой области деятельности,
• образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации,
• поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии [7].
Виртуальная психология базируется на общепсихологических методологических принципах и использует общепсихологическую методологию и теорию. Базовой философской идеей виртуальной психологии является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей.
Между тем Интернет, ставший второй, не менее реальной виртуальной реальностью - это пространство, населенное людьми и его невозможно представить в отрыве от людей. Виртуальный мир создан человеком и для человека. Люди - главное мерило этого мира и его главное богатство. Не случайно уже практически невозможно представить себе сайт без счетчика посещений. Человеческая деятельность в Сети в значительно степени социальна и часто неразрывно связана с межличностной коммуникацией [9]. Социальные сети стали основным инструментом для общения в виртуальной реальности Интернета.
ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
XXI век стал для человечества веком информационным. Стремительно растущие и развивающиеся информационные технологии охватывают человека и общество в целом, повсеместно. Традиционные черты социальной и биологической жизни человека заменяются новыми, в то время как на смену различным формам общественной организации постепенно приходит информационное сообщество.
Темпы роста и развитие Интернет ресурсов впечатляют. Для достижения аудитории в 50 млн. человек понадобилось: радио - 38 лет, телевидению - 13 лет, Интернету 4 года, и, к примеру, социальная сеть Face-book добавила 100-миллионного пользователя меньше, чем за 9 месяцев.
Современное общество отличается стремительным развитием компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок, который в максимальной степени проявился в процессе формирования и функционирования Интернета, переставшего быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации. Он стал но-
вым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей, проводящих значительную часть жизненного времени в виртуальном пространстве, возникают новые интересы, мотивы, цели, установки, а также формы психологической и социальной активности, напрямую связанные с этим новым пространством.
Между природным миром и человеком возникла некая среда-посредник, которая со временем превращается в самодостаточную реальность, замещающую реальность как таковую. Технологически продуцируемая «виртуальная реальность» утрачивает статус принадлежащей исключительно сфере техногенных феноменов и становится «метафорической реальностью», позволяющей определить контуры реалий социальнофилософского, антропологического и культурологического порядка, с которыми человек столкнулся в эпоху Постмодерна и изучение которых, несомненно, актуально [1].
В настоящий момент в нашей стране идёт бурный рост количества пользователей Интернета, основными катализаторами данного процесса, бесспорно, являются, экономическое развитие и технологические прорывы. Осуществляется внедрение широкополосного Интернета, также активно развиваются и массово внедряются многими провайдерами технологии -Wi-Fi, ADSL, WiMAX. Не отстают и операторы сотовой связи, которые стали развивать и осваивать технологию EDGE и строительство 3G. Вместе с тем на перечисленные формы подключения к всемирной паутине планомерно снижается стоимость мегабайта трафика, так же вводятся бюджетные безлимитные тарифные планы. Все эти факторы, как и доступность персонального компьютера, как домашнего, так и ноутбука, так и КПК, смартфона, коммуникатора или мобильного телефона позволили сегодня стать активными пользователями Интернета уже около 60 млн. пользователей или 42 % населения нашей страны. Такие данные на 2010 год приводит мониторинговая компания Pingdom. С таким показателем Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством пользователей Сети, занимая в этом списке седьмое место. Наибольшее количество интернет - пользователей (420 миллионов) проживают в Китае. На втором и третьем месте в списке идут США и Япония с показателями 234 и 99 миллионов человек соответственно. Интернет аудитория выросла на 31 % за последний год, а также активно перемещается на мобильные устройства - охват скоростного мобильного Интернета (3G) вырос за год на 81 % и достиг 5 % аудитории. Эта массовость и доступность позволила сделать сеть - новым информационным и коммуникационным пространством.
Это новейшее информационно-коммуникационное пространство или среда, именуемая пользователями, аналитиками и идеологами сети -WEB 2.0, отчётливо намечает противоречие между стремительным развитием новых форм массовой коммуникации в сети Интернет и неоднозначности в воздействии данных форм массовых коммуникаций на целевую ауди-
торию - молодежь. Собственно молодёжь, молодёжь -студенческая, как молодое поколение, получающее образование, готовое к профессиональному самоопределению, самореализации и преобразованию нашего общества является по ряду причин ключевой аудиторией сегодняшнего Интернета. Именно после вскрытия и всестороннего изучения влияния новых форм коммуникации в Интернете на психологию коммуникативных отношений - молодёжи, возможно, судить о характере дальнейшего развития этих форм в ближайшем будущем.
Среди сетевых ресурсов все большую роль играют онлайновые социальные сети, которые помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления. В недалеком будущем они неизбежно станут существенным инструментом информационного влияния, в том числе - в целях манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом.
Что же собой представляют социальные сети? Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшую в сборник «Человеческие отношения». Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий. На этом подходе основана социометрия - психологический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. К 70-м годам окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.
Социальная сеть - интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети [2, 10].
Социальная сеть - это социальная структура, состоящая из групп узлов, которыми являются социальные группы, личности, индивидуумы. Одна из обычных черт социальных сетей - это система «друзей» и «групп».
Социальная сеть облегчает создание персонального профиля и виртуальных взаимоотношений. Для большинства пользователей Интернета, в том числе на территории СНГ, посещение социальных сетей стало нормой, привычкой и обычным делом. Они ищут друг друга, находят, расширяют деловые контакты, знакомятся, общаются, обмениваются информацией на личные и деловые темы, обмениваются опытом в социальных сетях, которые с каждым днём всё более плотно и неотъемлемо входят во все сферы жизни общества.
Участники социальных сетей регулярно заходят в сети не только для того, чтобы пообщаться со знако-
мыми, но и для того, чтобы посетить группы по интересам. Одни участники групп генерируют контент, то есть создают их информационное наполнение, другие приходят в социальную сеть, чтобы этот контент прочитать [2, 8].
Социальная сеть - это онлайновый сервис, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения. В обычном значении этого слова социальная сеть есть сообщество людей, знакомых между собой и связанных общими интересами, общим делом или чем-то другим. В Интернете социальная сеть - это сервис, площадка для взаимодействия людей в группе. Теоретически в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого общаются, например, на форуме.
Однако социальные сети в их современном виде имеют целый ряд возможностей по сравнению с существовавшими ранее инструментами общения пользователей. Главной особенностью сервисов нового поколения являются именно инструменты поиска нужных контактов и общения людей между собой. При помощи инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет - сформировать профайл, в котором указать подробно данные о себе, свой опыт работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла уже позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, единоверцев, коллег, людей, общение с которыми необходимо по работе и т. д. Общаясь в рамках социальной сети, ее пользователь фактически формирует свою виртуальную личность, различные проявления которой можно узнать, изучив содержимое его страниц на сервере сети. Современная социальная сеть обычно предлагает как минимум набор стандартных сервисов: хранение личной карточки с контактными данными, онлайновая адресная книга, онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера, хранилище мультимедийных данных пользователя, возможность ограничивать общение с нежелательными персонами и т. д. То есть человек получает как бы собственное «место жительства» в Интернете [5].
Основной целью является общение с родственниками, коллегами, единомышленниками, поиск утраченных контактов: одноклассников, старых знакомых, родственников, живущих далеко. Но не менее востребованы знакомства в сети, так как общение в интернете снижает психологический барьер. Гораздо проще «добавить в друзья» или прокомментировать фотографию, нежели подойти на улице и познакомиться. К тому же информация на страничке сразу заменяет и даже отменяет этапы знакомства, так как сразу известны интересы, увлечения, место работы/учебы и т. д. И теперь первое впечатление складывается при просмотре странице, информация на которой нередко бывает выдуманной.
Спорным вопросом является то, как же социальные сети влияют на общение и коммуникации людей. С одной стороны действительно облегчает поддержа-
ние отношений, расширяет возможности новых знакомств, поиска друзей, работы. Но с другой стороны общение в социальных сетях порождают и ряд других проблем, таких как, отрыв пользователя от реальности, от общения с семьей, вместо этого человек проводит свободное время дома за компьютером, также возникает нехватка живого общения. Часто пользователь тратить много времени на виртуальное общение с незнакомыми людьми, что может негативно отразиться на его учебе, работе, личной жизни и т. д. [6, 8].
В юношеском возрасте индивид в современном обществе подвергается все более значительному влиянию со стороны средств массовой информации, вследствие чего изменяются как его личностные установки, так и типичные паттерны поведения. Информационные технологии дают возможность различным группам, в том числе молодежи, создавать поле автономной субкультуры, которая может давать как образцы социально-одобряемого, так и социально-порицаемого поведения, и тем самым, влиять на стиль личностной самопрезентации.
Многие авторы выделяют негативные особенности социальной сети. Часто пользователи на своих аккаунтах выкладывают слишком много личной информации, фотографий и не всегда знают меру в откровенности высказываний. Это может вызывать опасения, так как информация зачастую может использоваться против самого человека. Чем больше человек открывается, тем более становится уязвимыми.
Еще одной актуальной проблемой, является зависимость от социальных сетей. Зависимость от интерактивных ресурсов намного сильнее, чем от обычных компьютерных игр, да и время, которое молодой человек может провести, навещая странички друзей, выкладывая и комментируя фотографии, просто общаясь, намного больше, чем-то, которое можно потратить на игру. Итак, зависимость от социальных медиа проявляется, если, во-первых, человек проводит в пространстве он-лайн больше времени, чем вне его, и, во-вторых, если основные его переживания происходят в виртуальной реальности, также могут возникнуть желания постоянно заходить в сеть, узнать последние новости. Так что, получается, что общение в социальной сети не дополняет общение с живыми людьми, а зачастую просто заменяет его.
Тем не менее, в социальных сетях зарегистрировано более миллиарда пользователей по всему миру и большинство не представляет жизни без них. В то же время они разрушают здоровье, психику, разбивают семьи, портят детей, вредят карьере, подрывают бюджет, просто крадут драгоценное время. И все это происходит в мировом масштабе.
Современная российская молодежь сталкивается с множеством проблем. Одна из них - чувство социального одиночества. В результате молодые люди стремятся к расширению своего общения. Компьютеризация общества является важнейшим фактором формирования современного коммуникативного сознания, т. к. происходит замена реального собеседника на виртуального. Как следствие, высокими темпами
растет популярность виртуальной коммуникации, а также социальных сетей. Такие сети удовлетворяют потребности людей, в первую очередь, в общении, претендуя на то, чтобы стать полноценными социальными факторами, оказывающими влияние на общественные процессы. Студенчество является наиболее активной молодежной группой, поэтому рост влияния социальных сетей во многом будет зависеть от того, насколько актуально для студентов вхождение в такие группы. Так чем же являются социальные сети для современного студента?
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Социальные сети, как явление наиболее распространенное и популярное посещает каждый второй пользователь Интернета (52 %). Типичный пользователь подобных ресурсов - это житель СевероЗападного округа (71 %), 18-24-летний (75 %), с высоким уровнем образования (57 %) и материального положения (65 %). 3% сообщили, что прекратили пользоваться социальными сетями. 35 % никогда не посещали подобные ресурсы, а 8 % не знают, что это такое.
Результаты исследования, проведенного на базе ПГПУ им. В. Г. Белинского, свидетельствуют, что «ВКонтакте» по праву стал истинно молодёжной социальной сетью. 99 % имеют аккаунт в социальной сети, и все они отдали предпочтение «ВКонтакте». На втором месте «Одноклассники», на третьем «Мой Мир», затем по убыванию «Facebook», «LiveJournal», «Twitter» и другие. У большинства опрошенных есть аккаунты одновременно в нескольких социальных сетях.
На вопрос «Причины регистрации в социальной сети?» первую позицию занимает желание «не потерять имеющиеся контакты», вторую «пользуются друзья», что свидетельствует о конформизме и осознанном желании быть активным участником общества в целом и информационного сообщества в частности. Но при этом только один опрошенный признался, что регистрировался в социальной сети, чтобы стать частью группы или сообщества. Для юношеского возраста важно быть активным членом социума, быть в центре событий, быть в курсе последних новостей, новых тенденций . 80 % опрошенных подтвердили, что социальные сети являются для них источником информации. Далее, не менее важной причиной являются «новые знакомства». Молодые люди стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с общением. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение объекту интереса с примерным текстом: «Привет. Как дела? Чем занимаешься? А ты где учишься?». У виртуальных знакомств есть плюсы и минусы, с одной стороны, закомплексованный человек, имеющий серьезные проблемы в ежедневном общении с окружающими его людьми, в сетевом общении получает возможность полностью раскрепоститься, получить навыки общения, попробовать различные тактики и модели, что в реальной жизни поможет лучше ориентироваться во взаимоотношениях. Но также, Интернет усиливает процесс опосредо-
ванного общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возникающие здесь контакты часто носят суррогатный, неполноценный характер. Это ведет к трудностям в установлении полноценных эмоциональных отношений, так как в сети совершенно иной тип общения, уровень эмоциональной окраски. Также одной из причин является желание «занять время».
На вопрос «Кого вы добавляете в друзья?» большинство ответило «друзей и знакомых», далее «одноклассников, одногруппников, коллег по работе», что свидетельствует об устойчивых социальных связях и предпочтениях в общении участников опроса.
Количество друзей в социальной сети, свидетельствует об уровне сплочения социальных связей, общительности, социальной успешности. Результаты таковы: 12,5 % имеют менее 100 друзей, 45 % более 100, но менее 200, и наконец, 22,5 % более 200 друзей и 20 % более 500 друзей.
На аватарке (картинка, либо фотография пользователя зарегистрированного в какой-либо социальной сети, форуме или на сайте) у большинства пользователей загружена собственная фотография и анкетная информация о себе правдива - это указывает о доверии и принятии норм и правил сетевого общения. Так же большинство пользователей активно участвуют в увеличении объёма контента соц., сети, загружая аудио, видео, фото и т. д.
Среди опрошенных 90 % согласны, что социальные сети вызывают психологическую зависимость. 35 % подтвердили, что у них возникает желание и интерес зайти в социальную сеть, если они не посещали ее несколько дней. При этом ни один человек из опрошенных, не считает, что социальные сети вредны, напротив, 40 % высказали положительное отношение, а 60 % считают, что следует рассматривать в зависимости от целей использования. На вопрос «Было ли желание удалить свой аккаунт?» 35 % ответили, что не было. У остальных (65 %) подобное желание возникало и основными причинами стали: «потеря интереса» (32,5 %), «отнимает много времени» (17,5 %), «я чувствую зависимость» (5 %), «я не хочу выставлять свою жизнь напоказ (5 %). Результаты свидетельствуют, о том, что большинство признают свою зависимость, но при этом не считают ее негативным качеством.
В качестве достоинств общения в социальной сети, практически равные значения заняли - «простота общения» и «возможность общаться одновременно с несколькими людьми» - действительно это главнейшие характеристики всего электронного общения. Отсутствие визуального контакта и возможности говорить все, что угодно, а так же разговоры на откровенные темы - всё это звенья одной цепи - психологии личности в Интернете, ведь все эти показатели говорят о невозможности, неспособности показать своё Я в реальной жизни. Среди недостатков в общении в социальной сети, выделяют следующие: отсутствие живого общения (67 %), возможность «врать и обманывать» (35 %), а так же невозможность сказать все, что хочет-
ся, в силу ограничения пространства, да и чисто физически. Также среди недостатков отмечают, отсутствие эмоций и невербальных средств общения. Общение в социальных сетях снижает и упрощает языковую личность. При переписке язык упрощается, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать в живой речи. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат национальный язык. В целом негативные характеристики проранжирован-ные респондентами, характерны для всего общения в Интернете.
На вопрос «Для Вас общение в социальной сети - это?», первую позицию занимает развлечение - реализация потребности в разнообразие досуга и в этом помогают новые развлекательные сервисы, такие как, далее коммуникативная функция, как основной интегратор социальной сети. Именно потребность в общении мотивирует людей вступать в ряды пользователей. В качестве возможных причин обращения к социальным сетям, как средству коммуникации выделяются недостаточное насыщение общением в реальных контактах и возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Сплочение и удержание социальных связей - это бесспорно центральная функция социальных сетей - желание встретить давно забытых друзей и не потерять имеющихся. Самопрезентация, т. е. представление своей личности в сети. Социальная сеть расширяет возможности представления себя, отсутствием ограничений, запретов и т.д. Остальные - психотерапевтическая, саморазвития и рефлексии, как скрытые, явно не проявляющиеся, но сквозной нитью проходят через все эти функции. Последнюю позицию разделили необходимость общения в социальной сети и зависимость от этого общения. Опрошенные не считают, эти критерии функцией социальной сети, но при этом считают их безусловной составляющей.
Также мы решили исследовать, какого же вида активность в социальной сети проявляют студенты? На удивление, большинство пользователей используют ресурс для прослушивания музыки, просмотра видео, музыкальных клипов, фильмов. На втором месте, конечно общение. Далее различные приложения и игры.
Почти каждый, кто зарегистрирован в социальной сети, сталкивается с проблемой защиты своих персональных данных. Из опрошенных, только 15 % не создают приватности. Все остальные создают приватности для всех, либо для некоторых людей. Парадокс налицо: с одной стороны человек хочет влиться в виртуальное сообщество, с другой - он боится, как бы его личная информация не была использована кем-то против него.
Наше исследование, несмотря на то, что было проведено на достаточном небольшом контингенте, дает право утверждать, что Интернет, как «пятое измерение», виртуальная реальность и новая сфера жизне-
деятельности человека, состоялась. И эта реальность в скором времени будет играть все большее значение в повседневной деятельности каждого жителя планеты. Поэтому в задачи современной психологии входит всестороннее изучение этой новой реальности современного человека. Необходим дальнейший анализ теоретического и эмпирического материала о последних тенденциях в сфере социальных сетей - специализированных ресурсов для поиска и общения с людьми (одноклассниками, однокурсниками, знакомыми, друзьями, коллегами по работе) в сети Интернет. Также особую актуальность приобретает изучение влияния поля информационных технологий на личность в юношеском возрасте, так как именно юношеском возрасте, индивид обладает наибольшей сензитивностью к изменению условий, в том числе к влиянию информационных технологий.
Благодарности: работа выполнена при поддержке и сопровождении проф. Л. М. Дубового.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации. Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2007. 20 с.
2. Влияние через социальные сети / под ред. Н.В. Кры-гиной. М., 2010. 52 с.
3. Носов Н. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.
4. Носов Н.А. Автобиографическая история виртуали-стики (подготовка публикации М.А. Пронин) // Человеческий потенциал как критический ресурс России / Под ред. Б.Г. Юдина. М.: Ин-т философии РАН, 2007. 150 с.
5. Печенкин В. Анализ социальных сетей: в ожидании чуда // Журнал «Компьютера». 2005. № 42. С. 15-20.
6. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 228 с.
7. ВикпедиЯ. Свободная энциклопедия. Виртуальная реальность. (http: //ru.wikipedia.org/wiki/Virtual_reality).
8. Комлев В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Луганск. Украина (http://www. scienceandapologetics.org/text/289.htm).
9. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете (http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions).
10. Смыслова О. Психологические последствия применения информационных технологий. (http://flogiston.ru/ articles/netpsy/hackers).

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх