Научная статья на тему 'Психологические аспекты наставничества'

Психологические аспекты наставничества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1502
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты наставничества»

мирования гармонически развитой личности будущего специалиста;

— создание благоприятного моральнопсихологического климата коллектива — важное условие развития учебной, общественной и других видов активности обучающихся.

Литература

1. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н.

Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983. — 201 с.

2. Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. Студенческая группа и групповая психология // Студенческая группа. — М.: Мол. Гвардия, 1980. - С. 58-77.

3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 261 с.

4. Шерковин К).А. Идеология и социальнопсихологический климат коллектива // Коллектив и личность. - М.: Мысль, 1975. - С. 17-27.

Психологические

аспекты

наставничества

Ст. преподаватель, начальник группы психофизиологического обеспечения

Ю.И.Прохоров

УЦ МВД Карелии, г. Петрозаводск

Ё Ж еликий русский педагог К.Д.Ушин-шский в свое время писал: “Воспита-..Ш? тель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности со всеми его слабостями и со всеми его духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семье, в обществе, среди народа... и наедине со своей совестью ... и в радости и в горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти ... Он должен знать побудительные причины самых грязных и самих высоких деяний ... историю развития всякой страсти. Только тогда будет он в состоянии черпать в самой природе человеческой средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны!”

Исходя из данного высказывания, можно определить задачи современного воспитателя — наставника молодых людей в той или иной сфере деятельности нашего общества. И преломляя их через требования пси-

хологической науки, следует рассматривать эти задачи в трех плоскостях:

1. Способности, возможности и интересы наставника.

2. Душевный потенциал воспитанника.

3. Взаимоотношения наставника и молодого человека и эффективность положительного влияния первого на второго.

Иными словами, это психология личности наставника, воспитанника и их взаимовлияние друг на друга.

Однозначно следует отметить, что современная постановка вопроса о наставничестве требует определенной теоретической подготовки лиц, привлекаемых к этой деятельности. Основы психологии и педагогики вполне можно изучить самостоятельно. И еще один момент, зависящий от личности наставника, — его склонности и желание к участию в этом благородном и важном деле. Если мы хотим, чтобы шефство над молодыми людьми осуществлялось максимально с пользой для дела, нельзя бездушного человека привлекать к исполнению обязанностей наставника.

Говоря об изучении личности подшефного, можно рекомендовать наставникам целый ряд способов и прежде всего изучение его: от просто принадлежности к человеческому роду, сочетанию психологических особенностей до описания глубинных причин поведения личности развития его сознания в деятельности.

Первичные сведения о воспитаннике можно и нужно получить из личного дела. Здесь эффективен метод независимых характеристик. Он заключается в том, что, сравнивая характеристики различных лет и источники написания, повторно отмеченные черты следует безусловно принять, а встречающиеся однократно — учитывать лишь после проверки. Определенную помощь здесь могут оказать психодиагностика и обязательное “прохождение” кандидата через собеседование у психолога.

Далее следует серия личных бесед наставника и подшефного ознакомительного, познавательного, контрольного и воспитательного характера в непринужденной форме, неофициально, в подходящей обстановке. Таким образом, устанавливаются доверительные отношения, выявляются темперамент и направленность личности. Важно при этом

40

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

учитывать особенности характера и тип нервной системы. Так, к сангвиникам (сильный, волевой тип) следует быть требовательнее, добиваться от него аккуратности, настойчивости до конца доводить начатое дело; к флегматикам (слабый, уравновешенный тип) следует относиться с подчеркнутым уважением, контролируя выполнение им каждого отдельного поручения, добываясь устранения его вялости, медлительности. К холерику (сильный, неуравновешенный тип) следует проявлять твердость, помогать в преодолении несдержанности, вспыльчивости и раздражительности. К меланхолику (слабый, неуравновешенный тип) следует относиться с учетом его чувствительности, мнительности, быстрой утомляемости, постепенно увеличивая нагрузку, чаще поощрять.

Как правило, молодыми сотрудниками чаше совершаются нарушения дисциплины как на службе, так и в быту. И здесь важно не опрометчиво, а с изучением причин, способствующих тому или иному нарушению, определяться с наказанием. Причем особенно надо знать: действительно ли осознал и почувствовал провинившийся то, что он совершил. И потребовать спрогнозировать вероятность нового нарушения.

И последнее: работа с подшефными вне службы. Это самый сложный и в то же время дающий самую богатую, самую объективную информацию о человеке участок работы. Но он требует деликатного, тактичного подхода. Навязчиво, не злоупотребляя следует установить контакты с семьей сотрудника, узнать его увлечения, слабости, пристрастия. Причем процесс этот двусторонний. И, возможно, начать его следует с приглашения жен или мужей сотрудников подразделения на неофициальную встречу в коллектив. И проводить эти встречи следует систематически. Тогда и у наставника возникает право нанести ответный визит. Только так, не рядясь в официальный мундир, но и не переходя к панибратским отношениям, можно познать человека и положительно повлиять на подшефного.

И по окончании наставничества необходимо подвести его итоги. Тщательно проанализировать успехи, смело отметить недоработки. А для того, чтобы добиться исчерпывающего результата, попытаться сориентировать подшефного на продолжение самостоятельной работы по самопознанию, самообучению и самовоспитанию своей личности. И если человек последует вашим советам, это будет лучший итог наставничества.

Некоторые

психологические

особенности

адаптации

слушателей

Слушатель А.Галаганов

Омский юридический институт МВД России

#дной из важных проблем в условиях современной сложной криминогенной обстановки в стране является пополнение органов внутренних дел квалифицированными кадрами. Однако практика показывает: многие органы внутренних дел зачастую даже наполовину не укомплектованы сотрудниками с высшим профессиональным образованием, и это происходит на фоне того, что численность слушателей вузов МВД России не сокращается, а наоборот — ежегодно увеличивается. С чем связан такой парадокс? Почему выпускники вузов МВД России не желают работать по прямому назначению при явном дефиците такого рода специалистов? Для ответов на эти вопросы необходимо обратиться к изучению самой сущности формирования личности будущих специалистов, пришедших в высшие учебные заведения МВД России, и прежде всего — психологической адаптации к избранной профессии.

Не секрет, что служба в органах внутренних дел в настоящее время не имеет большого престижа по различным причинам, в первую очередь, связанным с материальным стимулированием и правовой защищенностью сотрудников. Это сказывается и на мотивах поступления молодежи в вузы МВД России. Значительная часть поступающих имеет цель получить добротное, перспективное в условиях рыночной экономики юридическое образование. Другая большая группа абитуриентов, а затем и слушателей имеет цель уклониться от службы в армии, не представляя себя в качестве будущих сотрудников ОВД. Вместе с тем, говоря объективно, среди абитуриентов немалую часть составляют такие, которые имеют четкое представление о предстоящих сложностях профессиональной деятельности и желают преодолевать их. Чаще всего это лица, прошедшие службу в Вооруженных Силах. Как правило, они желают связать свою будущую профессиональную деятельность с органами внутренних дел. В процессе обучения основная их часть проявляет

41

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.