Научная статья на тему 'Психологические аспекты изучения ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности у социальных работников: к постановке проблемы'

Психологические аспекты изучения ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности у социальных работников: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ / THE SOCIAL WORKERS / THE PROFESSIONAL -PERSONAL DEVELOPMENT / THE VALUABLE RELATIONS / THE SENSE RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котенёва Екатерина Борисовна

В данной статье раскрывается вопрос о разнообразии тематики проведённых исследований в области профессиональной деятельности социальных работников, а именно, изучении ценностно-смыслового отношения к работе у сотрудников социальной сферы. В статье представлена актуальность выбранной темы, психологические аспекты её изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological aspects of study of the valuable-sense relations for the professional activity in the social workers: to the formulation of the problem1"The house of the family"

In given article have reveal the question about the variety of topics of the conducted researches in the district of the professional activity in the social workers that is in the study of the valuable-sense relations for the work in the emplouees of the social sphere. In article have be present the interest of the select topic and the psychological aspects of it study.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты изучения ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности у социальных работников: к постановке проблемы»

ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

психологические аспекты изучения

ценностно-смысловых отношений

к профессиональной деятельности

у социальных работников:

к постановке проблемы

Котенёва Е.Б.

В данной статье раскрывается вопрос о разнообразии тематики проведённых исследований в области профессиональной деятельности социальных работников, а именно, изучении ценностно-смыслового отношения к работе у сотрудников социальной сферы. В статье представлена актуальность выбранной темы, психологические аспекты её изучения.

Ключевые слова: социальный работник, профессионально - личностное развитие, ценностное отношение, смысловое отношение.

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация являются реальностью сегодняшнего дня.

В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Они выступают в роли посредника между отдельным человеком или семьёй и государством. Социальная работа обращается к барьерам, неравенству и несправедливости, существующим в обществе. В этой сфере работают люди, которые приходят на помощь престарелым гражданам, инвалидам, многодетным и малообеспеченным семьям, нетрудоспособным группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

С начала 90-х гг. под воздействием радикальных социально-экономических реформ происходит существенное изменение в социальной политике. В трудах В.И. Добренькова, В.И. Жукова, С.Н. Смирнова, Н.М. Токарского, Ж.Т. Тощенко, П.А. Чукареева и др. рассматриваются новые принципы социальной политики в России, концепция адресной социальной помощи, стратегия преодоления бедности и повы-

шения уровня жизни населения, возможности использования зарубежного опыта при формировании российской модели социальной защиты населения.

В настоящее время наиболее актуальными представляются теоретические и методологические аспекты становления профессии «социальный работник» в России, которыми занимаются такие специалисты, как Л.Г. Гуслякова, Е.И. Комаров, В.А. Никитин, П.Д. Павлёнок, В.Н. Ярская и др. В своих трудах В.А. Лукова, Л.В. Топчая, Е.И. Холостова значительно расширили границы исследования. В них речь идёт об управлении системой социальной защиты, оценке эффективности учреждений, профессионализме работников социальных служб. Проблемы, связанные с такими аспектами социальной политики, как «государство всеобщего благоденствия», выделение активной социальной составляющей в социальной рыночной экономике, вопросы эффективности социальной работы изучались в трудах ДЖ.Л. Магнабоско, Х. Ламперта, Л. Эрхарда и др. [цит. по 13, с. 109].

Был проведён ряд исследований, рассматривающих вопрос о личности социальных работников, их профессиональном становлении. Эти исследования были посвящены:

- профессионально-личностному развитию социального работника с присущими ему сущностными и структурно-содержательными характеристиками социальной работы как профессиональной деятельности, базовыми основаниями личности социального работника, ведущими тенденциями и педагогическими условиями профессионально-личностного развития [12];

- конкурентоспособности в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы [11];

Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/3 2011 г.

- социально-психологическим условиям продуктивного личностно-профессионального становления социального работника [9];

- позиции социального работника в структуре профессионального общения, позиционным особенностям профессионального общения социального работника в сопоставлении с профессиональным общением педагога [3];

- психологическим условиям успешности профессиональной деятельности по адаптации престарелых людей [4];

- социально-психологическим условиям преодоления профессиональной усталости [10];

- синдрому эмоционального выгорания и предпочитаемым стратегиям борьбы со стрессом в зависимости от стажа и вида деятельности [7];

- системе ценностей социального работника и психологическим основаниям её эффективного становления [5].

Но, несмотря на широту предметов исследований, в современной литературе недостаточно рассматривается вопрос об отношении социальных работников к своей профессиональной деятельности, о динамики этого отношения на разных этапах деятельности и в связи с успешностью деятельности социальных работников.

Как известно, качество и успех работы зависят от отношения к ней. Психическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков [6, с. 228]. Одним из основных определяющих факторов профессионал ь-ной пригодности человека для социальной работы и эффективности практической деятельности является его система ценностей, смысловых отношений к работе.

Ценностное отношение связано с потребностями, с реальными условиями жизни, с реальной деятельностью людей. [8, с. 28]. Наиболее ярко роль ценностных ориентаций и ценностных отношений проявляется применительно к профессиональной деятельности. Для каждой профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей. Роль ценностных ориентаций заключается в том, что они детерминируют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям. [2, с. 18].

Смысл любой деятельности, в том числе и профессиональной, определяется её отношением к реальным потребностям конкретного субъекта и выражается в его мотивах. Смысл профессиональной деятельности отражается в сознании субъекта как представление о значении (месте и роли, функциональном назначении) профессиональной деятель-

ности (или её отдельных сторон, элементов) в его жизнедеятельности для реализации тех или иных потребностей субъекта и воплощается в форме мотива деятельности [1, с. 286].

Ценностно-смысловая сфера личности человека достаточно хорошо исследована и в отечественной, и в зарубежной психологии. Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, С.Т. Джанерьян, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, Б.Е. Зейгарник, Е.А. Ютимова, Е.В. Корниловой, Д.А. Леонтьева, Г. Оллпорта, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, А.В. Серого, В. Франкла, М.С. Яицкого и др.

На сегодняшний день изучены аспекты проблемы личностной обусловленности профессиональной пригодности, профессионального сознания и самосознания на различных этапах профессионализации (Е.А. Климов, С.Т. Джанерьян, Е.П. Ермолаев, С.Р. Пантилеев), ценностных ориентаций в зависимости от уровня профессионализации и типа профессиональной деятельности (Ю.К. Стрелков, Н.В. Иванова и др.), смысловых регуляторов в реализации профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).

В отношении социальных работников не было проведено исследований по вопросу ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности. Поэтому в ходе будущего исследования можно будет выявить типы отношений к своей работе у специалистов социальной сферы, выделенные С.Т. Джанерьян [1]: средственное отношение, потребностно-технологическое и ценностное. На основе выделенных типов можно будет проследить их динамику у социальных работников и влияющие на неё факторы.

В результате вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- профессия «социальный работник» играет существенную роль в современной социально-экономической ситуации в России, а её ценностно-смысловые ориентации наряду с профессиональными качествами специалиста обусловливают реализацию благородной цели профессии - борьба с несправедливостью и неравенством, существующим в обществе;

- личностные особенности и профессиональная деятельность социальных работников являлись традиционным предметом ряда исследований, но ценностно-смысловые отношения, определяющие то, что значит для социального работника его профессия, практически не изучались;

- ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности определяет профессио-

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

нальное поведение, придаёт смысл профессиональным действиям, прямо влияет на направленность деятельности и её успешность; - проведение перспективного психологического исследования имеет своей целью установление типов ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности у социальных работников, выявление динамики этих отношений в зависимости от продолжительности и успешности деятельности, специализации работников социальной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. - 480 с.

2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Просвещение, 1978. - 272 с.

3. Лаптева М.Д. Позиция в структуре профессионального общения: в контексте переподготовки социальных работников: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - С. 216.

4. Лотова И.П. Психологические условия успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых: дис. ... канд. психол. наук. -М., 1997. - 140 с.

5. Мальцев В.А. Система ценностей социального работника и психологические основания её

эффективного становления: дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2001. - 178 с.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений \\ Под редакцией А.А. Бодалева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

7. Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и стратегий преодоления стресса у социальных работников: дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2008. - 157 с.

8. Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и генезис. - М.: Просвещение, 1992. - 128 с.

9. Саенко А.Г. Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 222 с.

10. Тюрина Н.А. Социально-психологические условия преодоления профессиональной усталости социального работника: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 219 с.

11. Холодцева Е.Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности работника социальной сферы: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2006. - 214 с.

12. Шмелёва Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: дис. ... докт. пед. наук. - Ульяновск, 1997. - 289 с.

13. Lewin K. Field Theory in social science. - N. Y.: Harper, 1964. - 279 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.